Научная статья на тему 'ОБ ИНФРАСТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО ТУРИЗМА'

ОБ ИНФРАСТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКИЙ ПОХОД / ЭКСКУРСИЯ / ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ / ДЕТСТВО / ВОСПИТАНИЕ / СТАТИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинов Ю. С.

Автор показывает, что хорошо подготовленный туристский поход в комплексе одновременно позволяет решать важнейшие педагогические задачи: воспитания, обучения, оздоровления, профориентации, социализации, развития ребенка. Школьное краеведение показано как общественная инициатива, посвященная изучению своего родного края. Представлена ретроспектива развития школьных экскурсий, занятий детским туризмом и краеведением в СССР и современной России. Туристско-краеведческая деятельность современной России характеризуется как составная часть дополнительного образования детей. Представлены статистические данные динамики развития профильных учреждений дополнительного образования и детских объединений, количества занимающихся в них детей в современной России. Автор приводит данные государственной статистики, свидетельствующие о сокращении с 2006 г. количества учреждений дополнительного образования, имеющих туристские базы и открывающих оздоровительные лагеря, количества детей участников походов и экскурсий, свидетельствующей о политике в области воспитания и детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИНФРАСТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО ТУРИЗМА»

РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА

Ю. С. Константинов

Об инфраструктуре российского детского туризма

Автор показывает, что хорошо подготовленный туристский поход в комплексе одновременно позволяет решать важнейшие педагогические задачи: воспитания, обучения, оздоровления, профориентации, социализации, развития ребенка. Школьное краеведение показано как общественная инициатива, посвященная изучению своего родного края. Представлена ретроспектива развития школьных экскурсий, занятий детским туризмом и краеведением в СССР и современной России. Туристско-краеведческая деятельность современной России характеризуется как составная часть дополнительного образования детей. Представлены статистические данные динамики развития профильных учреждений дополнительного образования и детских объединений, количества занимающихся в них детей в современной России. Автор приводит данные государственной статистики, свидетельствующие о сокращении с 2006 г. количества учреждений дополнительного образования, имеющих туристские базы и открывающих оздоровительные лагеря, количества детей участников походов и экскурсий, свидетельствующей о политике в области воспитания и детства.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, туристско-краеведческая деятельность, туристский поход, экскурсия, школьное краеведение, оптимизация учреждений, детство, воспитание, статистика.

Детский туризм в настоящее время в России большинством населения и государственными органами отождествляется с коммерческим туризмом. Однако старшее поколение помнит, что с туризмом оно познакомилось в школе, так как практически каждый школьник побывал в туристском походе или на экскурсии, а система образования использовала его педагогический потенциал. Проведенные научные исследования доказали, что детский туризм (в системе образования исторически сложился термин - туристско-краеведческая деятельность) из всех направлений внешкольного (с 1993 г. - дополнительного) образования является самым эффективным. Хорошо подготовленный туристский поход в комплексе одновременно позволяет решать важнейшие педагогические задачи: воспитания, обучения, оздоровления, профориентации, социализации, развития ребенка. А краеведческий принцип преподавания является одним из важнейших при изучении многих предметов естественного цикла в общеобра-

зовательной школе. Также детский туризм - это одна из самых эффективных форм организации содержательного отдыха и занятости молодого поколения.

В России детский туризм возник в середине XIX в. и носил характер образовательных экскурсий, прогулок, тесно связанных с изучением родного края. Первые шаги по школьному краеведению как общественная инициатива, посвящаемая изучению своего родного края, были предприняты отдельными прогрессивными, передовыми педагогами России.

Большой вклад в становление экскурсионной работы с учащимися внесло существовавшее с 1902 г. «Кавказское горное общество в Пятигорске» (КГО) под руководством Рудольфа Лейцингера, которое взяло на себя организацию научно-воспитательных экскурсий по Кавказу для учащихся средних учебных заведений. В 1905 г. в своей усадьбе в Пятигорске Лейцингер открыл первую турбазу для ребят - Ученический приют Кавказского горного общества в Пятигорске, - рассчитанную на 250 мест. Уже в сезоне 1909 г. через приют прошли 119 групп, 3993 экскурсанта - учащихся гимназий, семинарий, реальных училищ из различных городов России, включая Сибирь.

В первых документах Советской власти о народном образовании были поставлены задачи коренного изменения методов обучения, начал пропагандироваться метод наглядного обучения, краеведческий принцип преподавания, при этом большое значение придавалось развитию школьных экскурсий.

По предложению заместителя наркома Н. К. Крупской, в целях урегулирования приема школьников в Москве и помощи им, Народный Комиссариат Просвещения РСФСР в августе 1918 г. организовал Центральное бюро школьных экскурсий, а при нем экскурсионную базу. Таким образом, было положено начало созданию государственной системы детского туризма и краеведения.

В Петрограде в феврале 1919 г. была создана экскурсионная станция, которая, поставив перед собой задачу организации экскурсионного дела в школах, начала создавать загородные естественно-исторические станции для проведения экскурсий со школьниками под руководством опытных педагогов. В окрестностях Петрограда было организовано шесть экскурсионных станций. Создаваемые учреждения стали называть станциями, имея в виду место, где учащиеся делали остановку во время своих путешествий.

В связи с возникновением и развитием в стране опытно-педагогических учреждений Центральное бюро школьных экскурсий в 1921 г. было реорганизовано в Опытно-показательную экскурсионную базу Наркомпроса (ОПЭБ). Это было учреждение нового типа, призванное действовать в трех направлениях: непосредственная работа со школьниками; теоретическое и методическое обобщение опыта, совершенствование экскурсионной методики и практики; создание модели для организации подобных баз на местах.

Помимо приема в Москве организуются дальние экскурсии учащихся по древним русским городам, Волге и Северной Двине, на Дон, Урал, в Крым и на Кавказ. Открываются для приема учащихся экскурсионные базы в Поволжье: в Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани и Самаре; на севере (в Вологде и Архангельске), а также в других интересных в историческом отношении городах: Ростове (Ярославском), Владимире, Екатеринбурге. На базах школьникам предоставляются бесплатно ночлег, питание и экскурсионное обслуживание. Проезд на поездах и пароходах для юных экскурсантов до 1922 г. был также бесплатным.

В 1927 г. Наркомпрос РСФСР принял постановление «Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков», в котором большое значение отводится самодеятельному туризму как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования. Эта политика соответствовала направлению развития всего туризма, который все больше под влиянием комсомола выполнял задачи участия в социалистическом строительстве. На этом этапе развития детского туризма в Советском Союзе преобладали образовательные и воспитательные цели; была заложена основа для летних оздоровительных мероприятий, приоритетными направлениями определены местные самодеятельные походы и экскурсионные поездки. Постепенно происходит слияние туризма и экскурсионного дела с элементами физкультурно-оздоровительной работы. Как и во взрослом туризме, организуются походы, во время которых вырабатываются навыки ориентирования, изучаются основы походного быта, топографии, доврачебной помощи, воспитывается выносливость.

ЦК ВЛКСМ для организации детского туризма и содействия его развитию в 1930 г. было образовано специальное учреждение, которое получило название «Центральная Детская Экскурсионная Туристическая Станция», в ее задачи входило содействие развитию экскурсионно-туристской работы в школах, пионерских клубах, отрядах и отдельных группах.

16 января 1932 г. Коллегия Наркомпроса РСФСР рассмотрела вопрос о состоянии экскурсионно-туристской работы с детьми и приняла постановление «Экскурсионно-туристическую работу среди детей на высшую ступень», открывшее новую страницу в истории детского туризма. В нем отмечалось:

«Экскурсионно-туристическая работа среди детей является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле максимального повышения качества работы школы, общеобразовательной и политехнической подготовки детей.

Коллегия НКП отмечает, что, несмотря на громадное значение экскур-сионно-туристической работы, в большинстве краев, областей и автономных

республик организационно-методическое руководство этой работой отсутствует, детские экскурсионные учреждения (экскурсионно-туристические станции, базы) насчитываются единицами и не обеспечены твердым бюджетом и необходимыми кадрами».

Отделам народного образования было предложено провести решительную борьбу с недооценкой экскурсионно-туристической работы среди детей, со всякими попытками отрыва ее от всей системы воспитания, передачи ее добровольным обществам и кружкам любителей, констатировалось, что эта работа должна проводиться под непосредственным руководством органов народного образования.

Ставилась задача: «Краевым, областным и районным отделам народного образования совместно с детскими коммунистическими организациями принять все меры к организации в городах, рабочих и важнейших колхозных районах детских экскурсионно-туристических станций (ДЭТС) и баз при них, проводя через последние методическую работу. К развертыванию сети станций и их содержанию широко привлечь средства заинтересованных организаций (профсоюзы, колхозы, кооперацию и т. д. и самого населения... развернув их в первую очередь в районах новостроек и крупнейших промышленных центрах».

В целях объединения сил и средств и изжития параллелизма в работе двух центральных учреждений по экскурсионно-туристической работе среди детей было принято решение объединить Экскурсбазу Наркомпроса и ЦДЭТС ЦК ВЛКСМ в Центральную детскую экскурсионно-туристическую станцию, как опорное инструктивно-методическое учреждение по вопросам экскурсий и туризма среди детей. Надо отметить, что ЦДЭТС РСФСР в течение многих лет выполняла роль всесоюзного организационно-методического центра для всех союзных республик СССР, в каждой из которых были созданы свои ЦДЭТС.

Во исполнение постановления коллегии Наркомпроса в областях и краях РСФСР стали создаваться детские экскурсионно-туристские станции. В 1936 г. в столице открылась городская станция - МосгорДЭТС, а к концу 1940 г. в Российской Федерации уже насчитывалось 54 ДЭТС.

Вопросы детского туризма, в том числе и создание инфраструктуры, продолжали занимать важное место в системе просвещения. Так, в приказе Народного комиссара просвещения РСФСР Потемкина от 28 декабря 1940 г. «О детском туризме» отмечалось:

«Значительная часть отделов народного образования, особенно в Красноярском и Алтайском краях, Кировской и Орловской областях, Чувашской, Марийской и Немцев Поволжья АССР, не проявляет никакой заботы о развитии экскурсий и туризма, не контролирует работы своих станций и не помогает учителям овладеть методикой и практикой экскурсионно-туристской работы...

Приказываю:

Наркомпросам АССР и край(обл.)ОНО:

.. .Д) открыть в АССР, крае, области сеть примитивных баз (приютов) для самодеятельных туристских групп и создать в каникулярный период временные экскурсионные базы во всех областных и районных центрах;

Е) предоставить в каникулярное время бесплатный приют в школах и школьных интернатах всем детским самодеятельным туристским группам;

Ж) установить систематический контроль за работой своих станций и оказать им действенную организационную, методическую и хозяйственную помощь.

2. Ставлю на вид Зав. Орджоникидзевским край ОНО тов. Щепину и Наркому просвещения Коми АССР тов. Подоровой за невыполнение приказа Наркомпроса об открытии детских туристских станций и требую от них немедленного выполнения приказа.

В) организовывать в каждой средней школе кружки юных туристов для подготовки туристского актива из числа учащихся старших классов;

Д) выделить в каждой средней школе из числа учителей ответственного организатора туристской работы в школе...

5. Всем внешкольным учреждениям широко применять наряду с другими формами работы экскурсии и походы школьников. Директорам домов пионеров возложить на одного из сотрудников дома организацию туристской и экскурсионной работы с детьми».

Развитие детского туризма остановила Великая Отечественная война. К концу 1941 г. закрылась 51 детская экскурсионно-туристская станция за исключением ДЭТС Москвы, Ярославской и Свердловской областей, а также ЦДЭТС РСФСР. Имущество и помещения передаются госпиталям.

Враг еще оккупировал ряд областей, шли жестокие бои, страна напрягалась изо всех сил, но уже 6 апреля 1943 г. был издан приказ Народного комиссара просвещения РСФСР № 1109 о восстановлении сети внешкольных учреждений, в котором говорилось: «.восстановить как самостоятельные учреждения областные (краевые) и республиканские станции юных техников и натуралистов, экскурсионно-туристские станции, дома художественного воспитания детей, детские парки, спортивные школы, дома пионеров и др. В дальнейшем Наркомпрос РСФСР категорически запрещает какие-либо слияния и объединения внешкольных учреждений».

Думается, к данному приказу комментариев не требуется, сравнивая ситуацию времен войны и нынешнего времени.

В послевоенное время органы народного образования продолжали уделять большое внимание детскому туризму. Вскоре восстанавливаются боль-

шинство областных ДЭТС, ликвидированных в 1941 г. В 1948 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление, содержащее высокую оценку детского туризма, дал указания по его организационному закреплению, а Министерством просвещения РСФСР утверждены после пересмотра положения о Центральной и областных детских экскурсионно-туристских станциях.

В 1957 г. число детских экскурсионно-туристских станций в РСФСР возросло до 72, экскурсионно-туристская работа стала органической частью учебно-воспитательной работы значительного числа школ. Период 1960-80-х гг. характеризуется стабилизацией туристско-краеведческой деятельности в стране, детские экскурсионно-туристские станции открыты во всех регионах СССР, в том числе и в Российской Федерации.

В системе просвещения Российской Федерации ежегодно выделялись квоты на открытие внешкольных учреждений в городах, районах, крупных населенных пунктах. Однако непонятно по какой причине детские экскурсион-но-туристские станции выпали из номенклатуры районных и городских внешкольных учреждений, утвержденной Правительством РСФСР. Поэтому, в отличие от станций техников, юннатов, ДЮСШ, домов и дворцов пионеров, в системе туризма было немного городских станций - Осташковская, Шахтинская и ряд других. Так, для того чтобы открыть Сочинскую городскую станцию юных туристов, еще в середине 1980-х гг. заместитель министра Л. К. Балясная лично уговаривала министра просвещения РСФСР Г. П. Веселова, и только после нескольких посещений он, в виде исключения, дал согласие на открытие городской станции.

Наконец, в январе 1990 г. удалось, используя рекомендации Министерства просвещения СССР о штатном расписании туристских баз и станций, направить в регионы письмо Минпроса РСФСР, позволяющее открывать межрайонные и городские станции юных туристов. Вследствие организационных мер, проводимых ЦДЭТС РСФСР, в России начался процесс создания районных и городских станций юных туристов. В 1991 г. в Российской Федерации насчитывалось 334 учреждения, в сравнении с 122 в 1988 г. Это был настоящий прорыв. А всего в Советском Союзе в 1991 г. накануне его распада во всех союзных республиках функционировало 617 станций, центров и самостоятельных баз юных туристов.

После распада СССР в российском детском туризме ситуация в начале 1990-х гг. была значительно лучше, чем во взрослом туризме. Заинтересованность общества в сохранении системы туристско-краеведческой работы с детьми подтверждается тем, что в течение 1990-х гг., когда распалась мощнейшая система Центрального совета по туризму и экскурсиям, в России сеть станций юных туристов увеличилась за счет открытия районных и городских, и их ко-

личество в 1996 г. составило 541 учреждение. Это было вызвано усилиями педагогов-туристов и органов образования, снятием различных ограничений, приходом в систему образования специалистов из закрывающихся туристских клубов.

Всего в туристско-краеведческих объединениях учреждений дополнительного образования (бывших внешкольных учреждений) в 1995 г. занимались более 300 тыс. учащихся; в походах, ежегодно проводимых этими учреждениями, участвовали более 1,5 млн человек. В центрах и на станциях юных туристов работали более 11 тыс. опытных педагогов.

Но уже в середине 1990-х гг., в связи с нехваткой финансирования, по инициативе местных органов власти началась ликвидация региональных государственных учреждений дополнительного образования детей различного профиля. Основная задача каждого учреждения дополнительного образования детей - работа с детьми, занимающихся в детских объединениях - кружках, клубах и т. п. В середине 1990-х гг. в образовании произошло разделение бюджетов - регионального и муниципального. Финансисты во многих территориях посчитали нарушением, когда региональный центр из регионального бюджета финансирует работу с детьми муниципальных образований, имеющих свой бюджет. Поэтому произошло резкое сокращение детских объединений, одного из важнейших направлений деятельности региональных учреждений, что сказалось на оттоке педагогов, сокращении мероприятий. Если учреждение, при отсутствии средств на проведение мероприятий, подготовку кадров, не сумело перестроиться, оно фактически в большинстве случаев превратилось в обслуживающее подразделение управления образования, и его безболезненно можно сократить, реорганизовать. При этом происходит передача основных фондов, увольнение профессиональных кадров. За период 1992-2000 гг. были закрыты, реорганизованы и объединены 22 государственных региональных центра детско-юношеского туризма, в том числе Брянский, Мурманский, Курганский, Новгородский, Челябинский, Саратовский и другие областные учреждения, что отрицательно сказалось на состоянии туристско-краеведческой деятельности в данных регионах.

Но если эти изменения происходили малозаметно, то с 2005 г., когда Министерство образования и науки возглавил А. А. Фурсенко, началась реформа, задачей которой было поставлено коренное изменение советской системы образования. Одно из направлений реформы - политика оптимизации образовательных учреждений (укрупнения путем слияния, ликвидации, реорганизации). Нигде не афишировалось, что процесс оптимизации был государственным заказом, в соответствии с которым каждому региону были спущены показатели по оптимизации учреждений образования - детских садов, городских и сельских

школ, учреждений дополнительного образования. Этот процесс жестко контролировался из центра, с регионов строго спрашивали за нарушение контрольных показателей и сроков. Естественно, туристско-краеведческая деятельность как составная часть дополнительного образования детей также была подвержена этому процессу. Так, количество учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля сократилось почти вдвое с 331 в 2006 г. до 155 в 2019 г. Об этом свидетельствует таблица динамики состояния сети учреждений дополнительного образования детей (УДОД) по направлениям деятельности, подготовленная на основе статотчетов Росстата (форма № 1-ДО (сводная).

Направления дополнительного образования Количество учреждений по годам

детей 2006 2011 2013 2019

Всего учреждений 8876 7907 10410 11287

Учреждения, работающие по 3654 3392 3623 4175

всем направлениям

Художественное 418 756 1902 4490

Техническое 536 305 261 196

Эколого- биологическое 445 313 269 165

Туристско-краеведческое 331 247 210 155

Физкультурно- спортивное 3072 2480 — 2106

Сокращение профильных учреждений дополнительного образования, соответственно, сказалось и на сокращении детских объединений, количества детей, занимающихся в них.

Направления Количество детских объединений (кружков, клубов

дополнительного и др.) по годам / в них воспитанников (тыс. человек)

образования детей 2006 2011 2013 2019

Всего объединений, в 554064 495857 514275 528942

них воспитанников 84436 78534 87720 99558

Художественное 162576 168023 183180 229415

2373 2603 3037 2099

Техническое 41295 30724 28392 47160

5484 2711 3895 2226

Эколого- 38632 28971 28096 23355

биологическое 5626 2611 4000 1704

Туристско- 31597 26036 24.208 21782

краеведческое 4762 3657 1816 1435

Физкультурно- 166025 133813 139372 108890

спортивное 27355 16240 27420 14355

Хотя общее количество детей, занимающихся в УДОД, увеличилось с 8,44 млн в 2006 г. до 9,95 млн чел. в 2019 г., но при анализе динамики контингента по направленностям деятельности можно увидеть, что увеличивается количество детей в объединениях художественного творчества, в остальных объединениях количество обучающихся уменьшилось.

Видна явная тенденция сокращения числа учреждений, образовательных объединений и количества обучающихся в объединениях тех направлений дополнительного образования детей, выпускники которых востребованы в реальном секторе экономики России (будущие инженеры, сельскохозяйственники, геологи и пр.). Это виды деятельности, требующие финансовых, энергетических затрат, современных технологий. Возрастание количества одних видов УДОД и уменьшение других связано с процессами ликвидации профильных учреждений (станций, центров, школ) и объединением их в многопрофильные -дворцы и дома творчества, где, в основном, культивируются детские объединения художественной направленности. Основной состав объединений художественной направленности составляют младшие школьники (причем идет резкое омоложение за счет создания детских групп дошкольного возраста), а среди среднего и старшего возраста - основной состав - девочки. Подростки, начиная с 14 лет (самый опасный переходный возраст), оказываются вне стен учреждений из-за отсутствия привлекательных для них видов деятельности.

Сокращение профильных туристско-краеведческих учреждений, детских объединений не могло не уменьшить количество детей, занимающихся в системе дополнительного образования, принимавших участие в походах и экскурсиях - основных формах туристско-краеведческой деятельности.

Данные государственной статистики (форма ДО) констатируют, что произошло также сокращение количества учреждений дополнительного образования, имеющих туристские базы и открывающих оздоровительные лагеря.

Численность детей, принимавших участие по годам

(тыс. чел.)

1991 2006 2011 2013 2019

В походах 14200 15287 9897 8496 5681

В экскурсиях 26020 31996 26133 23407 16498

Число учреждений, имеющих базу для Нет данных 630 62240 466 62461 448 55575 345 38640

размещения детей/кол-

во мест

Число оздоровитель- 14028 Нет дан- 5349 5511 4889

ных лагерей ных

Данные по развитию детско-юношеского туризма в общеобразовательных школах отсутствуют, хотя в целом данные мониторинга, ежегодно проводимого Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения, свидетельствуют о том, что всего в походах ежегодно принимает участие около 1 млн обучающихся.

В программу десятилетия детства, утвержденной Правительством Российской Федерации, силами общественного актива был включен пункт о сохранении и открытии центров и станций юных туристов, однако ни в одном регионе он так и не был выполнен, а процесс оптимизации учреждений продолжается. И этому есть много объяснений, но основа всего - экономическая ситуация, отсутствие бюджета на местах, позволяющее только еле-еле поддерживать детские учреждения, недооценка важности развития системы дополнительного образования, в том числе и детского туризма.

Слабая государственная политика в области воспитания и детства, когда слова заменяют конкретные дела, зачастую идет подмена системной деятельности разовыми мероприятиями, все отдается на откуп местным органам и кадрам, часто непрофессиональным, ставящим получение сиюминутной выгоды и результата без учета будущего, забюрокраченность системы образования - это реалии сегодняшнего дня.

В любом движении можно наблюдать периоды взлетов и падений, продиктованные различными объективными и субъективными причинами. Сейчас российский детско-юношеский туризм продолжает падать вниз, попытки остановить падение приносят мало успеха, видимо, объективные причины еще не созрели. Пока государство, система образования не на словах, а на деле не займется вопросами воспитания юных граждан, используя имеющийся богатейший опыт, в том числе и возможности использования детского туризма как эффективного педагогического средства организации работы с детьми, их патриотического воспитания и оздоровления, говорить о его развитии трудно. Важно в это сложное время поддерживать накопленный опыт, сохранить имеющуюся кадровую и материальную базу детского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.