8. Костюк, А. В., Черных, А. К. Об оптимальном распределении временного ресурса по изучаемым темам // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки : сб. науч. трудов по мат-лам Междунар. науч.-С? практ. конф. - 2014. - С. 50-51.
^ 9. Костюк, А. В., Черных, А. К. Формирование электронной образовательной среды вуза // Теоретиче-
^ ские и прикладные вопросы образования и науки : сб. науч. трудов по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. ^ - 2014. - С. 51-54.
§ 10. Костюк, А. В., Черных, А. К., Малыгина, Е. А. Использование инновационных технологий в подготов-
ке специалистов для силовых структур // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2015. - № 2 (34). - С.
о
о о
(£ 134-138
© Клыкова О.Ю., Большакова Л.В., Яковлева Н.А., 2017
УДК 32.019.51
^ И. Л. Миронов, С. С. Никитина
(D
МИРОНОВ Игорь Леонидович, доцент кафедры управления персоналом и кадровой работы ^ Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Рос" сия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 459-65-99. E-mail: [email protected].
MIRONOV Igor Leonidovich, assistant professor, Department of personnel and educational work of the
^ St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia. PHD, assistant professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg,, Letchika Pilyutova str., 1. Tel.: 459-65-99. E-mail: [email protected].
н
<D
С НИКИТИНА Светлана Сергеевна, профессор кафедры управления персоналом и кадровой ра-
й боты Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор политических наук. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 459-65-99. E-mail: [email protected].
к NIKITINA Svetlana Sergeevna, Professor, Department of personnel and educational work of the St.
£ Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Doctor of Political Sciences. Address: Russia,
^ 198206, St. Petersburg,, Letchika Pilyutova str., 1. Tel.: 459-65-99. E-mail: [email protected].
Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации: системный анализ
Interaction of law-enforcement bodies with mass media: system analysis
Данная статья посвящена системному анализу процесса взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации. В качестве методологии исследования автор использует теорию функциональных систем П.К. Анохина.
Ключевые слова: средства массовой информации, взаимодействие, органы внутренних дел, системный анализ, функциональная система.
This article is devoted to a system analysis of the process of interaction between law enforcement agencies and the media. As a research methodology, the author uses the theory of functional systems of P. K. Anokhin.
Keywords: mass media, interaction, internal affairs bodies, system analysis, functional system.
Принципы деятельности полиции [1] представляют собой не только организационно-управленческие основы её деятельности, но и важные нравственные установки, вытекающие из приоритета человеческой личности как высшей ценности [2].
Одной и ведущих гуманистических доминант, определяющих нравственный характер деятельности полиции, является принцип общественного доверия и поддержки граждан.
Позитивное общественное мнение является, необходимым условием, важным «моральным фоном» эффективной деятельности полиции. Только на основе общественного доверия и поддержки граждан сотрудник полиции сможет в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал, выполнить сложные задачи оперативно-служебной деятельности.
Формирование позитивного общественного мнения о полиции во многом зависит от эффективности работы подразделений информации и общественных связей, организация работы которых является важной теоретической проблемой. Методологической основой исследования данной проблемы может быть теория систем. Системный метод получил широкое распространение в гуманитарных науках в по-
следние десятилетия прошлого века, задолго до введения в научный обиход термина «технологии».
Теория систем, получившая широкое развитие в науке в последние десятилетия прошлого века, реа-лизовывалась в виде следующих тенденций:
- теоретический поиск и оценка;
- математическая теория систем;
- изучение натуральных систем и на этой основе анализ социально-экономических систем.
Предметом настоящего исследования является социальный процесс - взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации. На взгляд авторов, в данном случае уместно третье направление - использование в качестве методологической основы исследования учения о функциональной системе П.К. Анохина. Ученый на основе изучения биологических объектов сформулировал одно из наиболее удачных определений системы, под которой он понимал «комплекс таких избирательно вовлечённых компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимодействия компонентов для получения фокусированного полезного результата» [3, с. 72].
При многообразии взглядов различных авторов (сторонников третьей тенденции в изучении систем)
Миронов И.Л., Никитина С.С. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации...
на структурно-функциональную схему социальных систем [5, 7, 8, 10] среди её компонентов можно выделить следующие:
- системообразующий фактор - целевая установка (результат функционирования системы);
- управление социальным процессом (руководство, организация, ресурсное обеспечение, проведение соответствующих мероприятий);
- средства;
- организационные формы;
- методы.
Система взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в научной литературе в настоящее время разработана ещё недостаточно. Однако имеющиеся исследования в данном направлении в основном соответствуют вышеприведённой структурно-функциональной схеме и формируют методологию системного исследования взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации [4; 6; 9; 11; 12; 15; 16].
В. З. Коган выделяет различные фазы системы информационного взаимодействия [6, с. 42-59], которые в контексте настоящего исследования можно определить в качестве этапов управления процессом взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации.
Ю. В. Наумкин под взаимодействием правоохранительных органов с учреждениями массовой информации понимает постоянные взаимосвязи между ними, которые проявляются в процессе взаимодействия и использования возможностей участников данного процесса для реализации специфических целей. В системе взаимодействия органов внутренних дел с учреждениями массовой информации учёный выделяет следующие компоненты:
- организационные формы;
- средства связи между данными компонентами;
- внутреннюю предрасположенность участников данного взаимодействия к активному информационному обмену [9, с. 5-6].
В. И. Тюнин [15, с. 11-13] взаимодействие органов внутренних дел и учреждений массовой информации рассматривает как объективно существующую взаимосвязь - систему воздействий друг на друга. При этом учёный считает, что данное взаимодействие может быть непосредственным и опосредованным. В систему взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации исследователь включает следующие компоненты: организационно-структурные, социального регулирования и информационные. В организационной структуре взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации учёный выделяет:
- установление целей взаимодействия;
- определение субъектов взаимодействия;
- выбор форм взаимодействия;
- определение способа осуществления избранной формы взаимодействия;
- определение пространственно-временных границ взаимодействия.
А. М. Тагаева [14] в систему взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации включает: цели и задачи, порядок осуществления, формы и методы взаимодействия в различных условиях, ответственность сторон (субъектов), ресурсное обеспечение (кадровое, информационное, материально-техническое, финансовое).
Таким образом, целевая установка - прогнозируемый результат системы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации как системообразующий фактор - обусловливает все подчинённые компоненты системы: управление, средства, методы, организационные формы.
Требования общества к деятельности полиции формируют некоторую идеальную модель результата и, таким образом, обусловлены в конечном итоге этим результатом.
Всякая функциональная система обладает регулятивными свойствами, присущими ей как целому. Регулятивные свойства функциональной системы заключаются прежде всего в том, что при любом дефекте в одной из её частей, приводящем к нарушению полезного эффекта, происходит быстрая перестройка составляющих её процессов.
Как и любая натуральная система, социальная система, а в данном случае - система взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации - должна обладать свойством мобилизу-емости, т.е. возможности «моментального построения любых дробных комбинаций, обеспечивающих функциональной системе получение полезного приспособительного результата» [3, с. 80].
В натуральных системах фактором, стабилизирующим организацию систем, является результат [3, с. 84].
В связи с тем, что мы имеем дело не с самоуправляемой биологической системой, где управляет сам результат функционирования, а с социальной - управляемой, то и приспособление системы к внешней социокультурной динамике должно осуществляться через субъект управления. Корригирующее воздействие в системе взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации осуществляют специалисты подразделений информации и общественных связей.
Неудовлетворительные результаты процесса взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации должны служить сигналом к корректировке компонентов системы. В данном случае, в первую очередь, необходимо определить какие звенья системы требуют корригирующего воздействия: концептуальные основы, средства, методы, организационные формы, а затем произвести их модернизацию.
Одним из компонентов управления является руководство, которое направлено на выработку и принятие решений, постановку задач исполнителям. В нашем исследовании это связано с разработкой и уточнением концептуальных основ взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации, которые определяются как нормативными правовыми актами, регламентирующими данный процесс, так и требованиями общества к деятельности полиции.
На взгляд авторов, основной концептуальной установкой взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации является формирование позитивного образа сотрудника полиции в общественном сознании. Данную точку зрения разделяют многие авторы [4; 13; 14; 16 и др.].
Суперсистемой для любых культурных объектов общества, в т.ч. и системы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации, является социокультурная среда. Общая культурная динамика, безусловно, будет определять основную тенденцию в изменении подчинённой системы. В связи с этим исследователям системы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации при построении своих научных моделей необходимо учитывать и внешние социокультурные факторы, влияющие на данный процесс.
Новые общественные условия предполагают наличие новых дестабилизирующих систему факторов. Возникает проблема устойчивости системы, противодействия этим факторам, сохранения её своеобразия.
Основными мероприятиями учреждений государственного управления по взаимодействию с
С0
а>
0 т
X
X
я
С
р
Я -
1
П
а> т
<п р
у р
п
о §
3
у
X
X и
а> р
о
ее
ш т
02
СО
Р
о о сс
№
к» о
о внешней социальной средой в период социально- им мобильность - возможность быстро и гибко экономических изменений Ю. Н. Дорожкин и Е. Ю. реагировать на современную социокультурную Бикметов [4] считают: динамику.
<м
1) регулярное представление информации о де- Все вышесказанное позволят сформулировать
^ ятельности учреждения, его планах, успехах, направ- некоторые рекомендации, полезные исследователям
я ленное на поддержание позитивного имиджа и осу- системы взаимодействия органов внутренних дел со
о ществляемое, в первую очередь, посредством средств средствами массовой информации:
о массовой информации; 1. Системная методология позволяет оптими-
^ 2) информационно-образовательную деятель- зировать процесс построения инновационных моде-
Э ность, направленную на просвещение общественно- лей взаимодействия органов внутренних со средства-
сти в области законодательства, права, экономиче- ми массовой информации.
аз ской политики государства; 2. Исследование системы взаимодействия ор-
3) сбор социальной информации и анализ на ганов дел внутренних со средствами массовой ин-
я её основе состояния и возможностей реакции обще- формации необходимо начинать с конкретизации а
мые учреждением мероприятия. системообразующего фактора.
Вышеприведенный механизм взаимодействия 3. Управление процессом взаимодействия орга-
» ственного мнения на осуществляемые или планируе- целей и задач данного процесса, выполняющих роль «
и
1С
о государственных учреждений со средствами массо- нов внутренних дел со средствами массовой информа-
§ вой информации, безусловно, актуален и для органов ции, его содержание и методы должны быть обусловлены
£ внутренних дел. системообразующим фактором - целевой установкой. ^ Таким образом, системная методология не 4. Неудовлетворительные результаты процесса
^ только облегчает разработку современных техно- взаимодействия органов внутренних дел со средства-
н логий взаимодействия органов внутренних дел со ми массовой должны служить сигналом к корректи-
средствами массовой информации, но и придаёт ровке компонентов системы.
и Список литературы
О 1. О полиции : федер. закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Собрание за-
Й конодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). - 2011. - № 7. - Ст. 900; № 27. - Ст. 3880, 3881; № 30. § - Ч. 1. - Ст. 4595; № 48. - Ст. 6730; № 49. - Ч. 1. - Ст. 7018, 7020; - Ч. 5. - Ст. 7067; № 50. - Ст. 7352; 2012. - № 26. Й Ст. 3441; № 50. - Ч. 5. - Ст. 6967; 2013. - № 14. - Ст. 1645; № 26. - Ст. 3207; № 27. - Ст. 3477; № 48. - Ст. 6165; № Ю 52. - Ч. 1. - Ст. 6953; 2014. - № 6. - Ст. 558, 559, 566; № 30. - Ч. 1. - Ст. 4259; № 42. - Ст. 5645; № 52. - Ч. 1. - Ст. 7542; 2015. - № 7. - Ст. 1021, 1022; № 10. - Ст. 1393; № 29. - Ч. 1. - Ст. 4374.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7 ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
3. Анохин, П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды. - М.: Наука, 1978. - 400 с.
4. Дорожкин, Ю. Н., Бикметов, Е. Ю. Организация общественных связей в административно-государственном управлении. - Уфа: Уфим. гос. нефтяной техн. ун-т, 1997. - 47 с.
5. Ефремов, О. Ю. Педагогика: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.
6. Коган, В. З. Теория информационного взаимодействия : философско-социологические очерки. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1991. - 320 с.
7. Миронов, И. Л. Профессионально-нравственное воспитание студентов (курсантов) юридических вузов как педагогическая система // Актуальные вопросы профессиональной этики в деятельности органов и учреждений Минюста России : материалы Всероссийской научно-практич. конф. 16 февраля 2012 года. - СПб: СЗФ РПА Минюста России, 2012. - С. 30-32.
8. Миронов, И. Л. О принципах функционирования системы профессионального воспитания сотрудников полиции // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVIII Междунар. научн.-практич. конф.: В 2 т. - Т. I. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. - С. 189-192.
9. Наумкин, Ю. В. Взаимодействие органов внутренних дел с учреждениями массовой информации в борьбе с преступностью. - Ташкент, Изд-во Ташк. ВШ МВД СССР, 1990. - 92 с.
10. Пономарёв, Н. И. Опыт системного анализа спорта // Теория и практика физической культуры. -1977. - № 2. - С. 3-6.
11. Смолева, С. С. Имидж органов внутренних дел: проблемы формирования и поддержания : монография. - М.: Изд-во МГОУ, 2012. - 172 с.
12. Смолева, С. С. Лидерство в системе власти: мотивация, роль в политической жизни общества : монография. - М.: Изд-во МГОУ, 2010. - 147 с.
13. Смолева, С. С. Деятельность служб по связям с общественностью муниципальных органов власти в современной России : монография. - М.: Народный учитель, 2007. - 149 с.
14. Тагаева, А. М. Организация взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в сфере противодействия экстремизму (по материалам Кыргызской Республики) : автореф. дис. ... канд. юр. наук: 12.00.11 / Тагаева Асель Манаповна. - М.: Академия управления МВД России, 2011. - 24 с.
15. Тюнин, В. И. Социологические и организационно-правовые вопросы взаимодействия органов внутренних дел и учреждений массовой информации в профилактике наркомании : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 05.13.10 / Тюнин Владимир Ильич. - М., 1992. - 23 с.
16. Шинкевич Е. В., Мужецкая А. И. Повышение имиджа сотрудника милиции в контексте организации взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации // Вестник Сибирского юридического университета МВД России. - 2009. - № 2 (4). - С. 16-24.
© Миронов И. Л., Никитина С. С., 2017