Научная статья на тему 'Религиоведение в вузах МВД России в условиях постсекуляризма'

Религиоведение в вузах МВД России в условиях постсекуляризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ПОСТСЕКУЛЯРИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / RELIGIOUS STUDIES / POSTSEKULYARIZM / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапов Юрий Алексеевич, Маюров Николай Петрович, Миронов Игорь Леонидович

Данная статья посвящена проблеме преподавания основ религии в вузах МВД России в условиях постсекулярного общества. В современную концепцию изучения «Религиоведения» в вузах МВД авторы включают не только образовательный аспект, но и воспитательный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потапов Юрий Алексеевич, Маюров Николай Петрович, Миронов Игорь Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious studies in higher education institutions of the Ministry of internal affairs of Russia in the conditions of postsekulyarizm

This article is devoted to a problem of teaching of bases of religion in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of postsekulyar society. In higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs authors include in the modern concept of studying of «Religious studies» not only cultural aspect, but also educational.

Текст научной работы на тему «Религиоведение в вузах МВД России в условиях постсекуляризма»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Педагогика

Список литературы

1. Карташов, П. И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационноуправленческий аспект. — М., 1984. — 141 с.

2. Сикерт, В. Г. и др. Кинологическое обеспечение деятельности органов и войск МВД РФ. — Пермь: РИА «МГ Стиль», 2000. — 204 с.

3. Слсктенин, В. Л. и др. Педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

4. Шамова, Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. — М.: 1991. — 79 с.

УДК 37.017.7

Ю.А. Потапов*, Н.П. Маюров**, И.Л. Миронов***

Религиоведение в вузах МВД России в условиях постсекуляризма

Данная статья посвящена проблеме преподавания основ религии в вузах МВД России в условиях постсекулярного общества. В современную концепцию изучения «Религиоведения» в вузах МВД авторы включают не только образовательный аспект, но и воспитательный.

Ключевые слова: религиоведение, постсекуляризм, воспитание.

N. P Mayurov *, I.L.Mironov **, Y.A. Potapov***. Religious studies in higher education institutions of the Ministry of internal affairs of Russia in the conditions of postsekulyarizm. This article is devoted to a problem of teaching of bases of religion in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of postsekulyar society. In higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs authors include in the modern concept of studying of «Religious studies» not only cultural aspect, but also educational.

Keywords: religious studies, postsekulyarizm, education.

Современная социокультурная динамика в России характеризуется сменой направленности ее доминанты с секулярной на постсекулярную: религия из частной жизни граждан возвращается в общество.

Данное обстоятельство отразилось на всех сферах культуры, в т.ч. и на вузовском образовании. Сегодня во многих университетах России создаются факультеты и кафедры теологии и религиоведения. Религиоведение преподается и в вузах МВД России.

Современные технологии образования курсантов вузов МВД России в области религии, по-видимому, должны принять постсекулярный характер в противовес технологиям эпохи секуляризма. Постсекулярная социокультурная доминанта, безусловно, окажет влияние на целевую установку системы преподавания религии в вузах МВД, а вместе с тем и на ее компоненты: содержание, методику, организационные формы.

В настоящее время религиоведение в условиях вузов МВД преподается преимущественно в культурологическом аспекте. И данное обстоятельство оправдано высшим образовательным цензом вузов МВД, который предполагает формирование широкой эрудиции и высокой общей культуры выпускников.

Культурологический аспект определяет изучение религии как элемента культуры, типа духовности, а также идейной основы отечественной и европейской культуры.

Культурная функция религии связана со всеми ее структурными компонентами: мировоззрением, организацией и культом.

Религия, является, с одной стороны, элементом отечественной и мировой культуры, с другой стороны, служит основанием, идейной базой для светского духовного творчества.

Католическая традиция, например, лежит в основании культуры Западной Европы. Многие выдающиеся произведения мастеров литературы, изобразительного искусства, музыкального творчества Запада вдохновлены религией: «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гёте, «Вечный человек» Г. К. Честертона, творчество Шекспира и многие другие произведения.

В католической традиции родились классическая органная музыка, произведения изобразительного искусства: «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи, «Сотворение Мира» и «Страшный Суд» Микеланджело Буонаротти, образы «Мадонны» Рафаэля Санти; творения Корреджо, Тициана, Дюрера и др.

* Потапов, Юрий Алексеевич, заместитель начальника кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского

университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. E-

mail: upotapov@mail.ru

** Маюров, Николай Петрович, начальник кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: mayurov2010@mail.ru.

*** Миронов, Игорь Леонидович, доцент кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.E-mail: igmironov@mail.ru.

* Potapov, Yuri Alexeyevich, deputy head of the department of personnel and educational work of the St. Petersburg University, Russian

Interior Ministry, PhD, associate professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: upotapov@mail.ru.

** Mayurov, Nikolai Petrovich, head of the department of personnel and educational work of the St. Petersburg University of the

Ministry of the Interior of RF, PHD, professor. Pilot Pilyutov str., 1, St. Petersburg, Russia. E-mail: mayurov2010@mail.ru.

**Mironov, Igor Leonidovich, assistant professor, department of personnel and educational work of the St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of RF, PHD, assistant professor. Pilot Pilyutov str., 1, St. Petersburg, Russia. E-mail: igmironov@mail.ru.

© Потапов Ю.А., Маюров Н.П., Миронов И.Л., 2012

На православной традиции воздвигнуто задание отечественной классической литературы. Человеку, не знакомому с православием, трудно понять творчество Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина,

Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, А.П. Чехова.

В советской школе не изучались такие произведения, как «Братья Карамазовы») Ф.М. Достоевского, «Соборяне», «Очарованный странник», «Запечатленный Ангел» Н.С. Лескова, «Размышления о Божественной Литургии» Н.В. Гоголя, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. О творчестве И. С. Шмелёва вообще в то время мало кто слышал, а ведь он является представителем отечественной классики. Причина такого обстоятельства — в государственной атеистической идеологии того времени.

Важно отметить, что и советский кинематограф 60—80-х гг. в своих лучших лентах проникнут христианским духом. Известный современный культуролог А. Кураев толкует этот факт следующим образом: «Опыт России XX века показал, что люди, живущие вне сознательной христианской веры и даже в формальном противостоянии ей, могут продолжать творить именно христианскую культуру» [3].

Знакомство с этими произведениями сегодня будет способствовать расширению культурного кругозора будущих офицеров полиции, приобщению к истинным духовным ценностям, а не дешёвой продукции современной массовой культуры. Однако для правильного понимания их необходимо хотя бы поверхностное изучение основ религии.

Глубокое понимание отечественной культурной традиции будет способствовать воспитанию патриотических чувств, любви к своей Родине, что также немаловажно для сотрудника ОВД.

На заседании «круглого стола» на тему «Духовность. Нравственность. Закон», проведенном в Московском университете МВД России 30 марта 2012 г., Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл подчеркнул, что огромную роль в повышении духовного и нравственного иммунитета полицейских, как и людей в погонах, идущих на защиту своей Родины, должны играть все общественные институты, но особенно традиционные религиозные организации. По его мнению, только представители ведущих религиозных конфессий «смогут сегодня привить новым полицейским нужный положительный опыт героя (курсив авторов), которому хочется подражать до мелочей. И только с таким героем в сердце юноши и девушки смогут противостоять преступной заразе» [2].

Данное обстоятельство обусловливает необходимость реализации воспитательного потенциала традиционных религий в образовательном процессе вузов МВД России.

Обращение к религии в целях воспитания государственного патриотизма у сотрудников полиции в настоящее время не случайно. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

— с одной стороны, в постсоветский период сложились объективные условия для возврата к традиционным духовным ценностям;

— с другой стороны, традиционными религиями на протяжении многовековой истории нашей Родины накоплен огромный нравственный потенциал воспитания воинов.

Русская православная церковь, например, в процессе общественного развития сформировала определенный нравственный идеал воина, который применим и для сотрудников полиции — воинов правопорядка, защитников граждан. Боевой дух, патриотические чувства русских воинов на протяжении многовековой истории нашего отечества питался Русской православной церковью.

Первые христиане в русском войске появились после похода киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь в 866 г. Кроме того, в 988 г. в Корсуне (Херсоне) в церкви святого Василия вместе с князем Владимиром крестилась большая часть его дружины [4]. Таким образом, войско великого князя стало христианским ещё до того, как состоялось крещение русского народа [8, с. 84—86].

С тех пор стали складываться духовно-религиозные воинские традиции. Отныне перед каждым походом русское войско стекалось в храм для молитвы. Перед сражениями служились молебны, в бой русские шли под хоругвью с изображением Христа.

О патриотической роли Русской православной церкви свидетельствуют основные вехи военной истории нашего отечества: победа Александра Невского над шведами в устье реки Ижоры (1240) и над ливонскими рыцарями на Чудском озере (1242), Куликовская битва (1380), Полтавское сражение Петра Великого (1709), Отечественная война 1812 г. и др.

Молитвы о нашем воинстве вошли в чин богослужения Русской православной церкви. В православной традиции существуют небесные покровители русского воинства: святой Георгий Победоносец, святые благоверные князья Борис и Глеб, святой благоверный князь Александр Невский, святой Архангел Михаил и др. Православный календарь содержит памятные даты, связанные с военными победами. Например, праздник Казанской иконы Божьей Матери 4 ноября установлен в память избавления Москвы от нашествия поляков в 1612 году.

В память побед русской армии воздвигались храмы. Так, Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге построен в честь победы Петра I над шведами под Полтавой (1709) [5, 9].

Храм Христа Спасителя в Москве быгл посвящён победе русской армии в Отечественной войне 1812 г.

Инициатива командования и общественного актива Санкт-Петербургского университета МВД России в строительстве на территории вуза православного храма в честь Дмитрия Донского является примером возрождения духовных воинских традиций.

Церковное содержание сохранилось в государственной и воинской символике. Со времён Иоанна III изображение всадника, поражающего копьём змея, и двуглавого орла вошло в герб русского государства. Всадник изображает святого Георгия Победоносца — воина, принявшего мученическую кончину за исповедание веры в Римской империи в период раннего христианства. Этот символ вошел в герб Москвы, по-видимому, со времени её основания (по преданию, Москва была основана Юрием Долгоруким, небесным покровителем которого являлся Георгий-Победоносец). Символ всадника

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Педагогика

изображает государя, поражающего своим копьём всех врагов Отечества и всякое противогосударственное зло [6, с. 131].

Таким образом, и происхождение государственного герба тесно связано с православной традицией.

В 1699 г. Пётр I учредил Андреевский флаг — кормовой флаг боевых кораблей русского военноморского флота. Флаг установлен в память святого апостола Андрея Первозванного, который по церковному преданию проповедовал христианство на Руси в I веке. За исповедание веры апостол был распят язычниками города Патры на Х-образном кресте.

В честь святых подвижников Православной церкви учреждены воинские награды. В императорской армии таковыми являлись: орден святого апостола Андрея Первозванного, учрежденный Петром I в 1699 г., орден «Георгиевский крест», утвержденный Екатериной Великой в 1769 г. Кроме того, установлены ордена в честь святого Владимира, святого Александра Невского, святой Екатерины.

В годы Великой Отечественной Войны была вспомянута слава воинов-христиан прошлых веков и в честь них установлены следующие награды:

— орден Александра Невского, учрежденный 29 июля 1942 г.;

— ордена Суворова I, II и III степени, учрежденные 29 июля 1942 г.;

— ордена I, II и III степени и медаль Ушакова, учрежденные 3 марта 1944 г.;

— ордена Кутузова I и II степени, учрежденные 29 июля 1942 г.;

— орден Кутузова III степени, учрежденный 8 февраля 1943 г.

Восстановление государственной и военной символики сегодня имеет большое значение в деле патриотического воспитания специалистов силовых структур России, возрождения духовной преемственности, славных победоносных традиций нашего воинства.

Таким образом, в условиях постсекулярного общества культурно-образовательная направленность религиоведческих дисциплин должна дополниться и воспитательной составляющей.

Пониманию данного тезиса будет способствовать уточнение понятий воспитание и образование.

Образование — это получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение [7, с. 447].

Воспитание в педагогической теории трактуется двояко. В широком смысле под воспитанием понимается процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него определенной системы ценностей; воспитание — целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активной трудовой деятельности [1, с. 69].

В данном смысле слова воспитание будет включать в себя и образование.

В узком смысле воспитание — это систематическое целенаправленное воздействие на воспитуемых (взаимодействие с ними) с целью формирования у них определенных, конкретных качеств, взглядов, убеждений, желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира [1, с. 69].

Данная трактовка воспитания придает ему статус, отличный от образования. Если образование формирует познавательный компонент мировоззрения личности, то объектом воспитания является ценностно-нормативный компонент: идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. [10, с. 13].

Именно во втором, узком смысле авторы используют педагогический термин «воспитание» в данной статье.

Реализация воспитательного аспекта религиоведческих дисциплин в условиях вуза МВД, безусловно, должно основываться на правовых предпосылках.

Это требование ст. 28 Конституции Российской Федерации, а также Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», который определяет, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства, последнее обеспечивает «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» (п. 2 ст. 4).

В данном случае мы имеем дело с противоречием. С одной стороны, традиционные религии накопили огромный потенциал нравственного воспитания воина. С другой стороны, в условиях вуза должен соблюдаться светский характер образования. Преподаватель не имеет права пропагандировать религию, проповедовать религиозные постулаты.

Диалектическое разрешение проблемы видится в выборе оптимальной методики преподавания религиоведения, корректной в условиях светского вуза. В свете вышеприведенных правовых требований, адекватным педагогическим методом преподавания религии в условиях вуза МВД может быть метод объективного, выдержанного изложения материала, без навязывания курсантам и слушателям религиозных идей и в тоже время — без формирования отрицательного отношения к этим воззрениям. Преподавание основ религии в вузе МВД должно осуществляться с нейтральных позиций.

Указанный метод является корректным с точки зрения педагогического такта, а также с точки зрения отечественного законодательства в области свободы совести и вероисповедания.

Так, например, сообщение знаний о воинских духовных традициях будет уже само по себе оказывать воспитывающее воздействие на сотрудников. Подвиги русских воинов-христиан: Александра Невского, Дмитрия Донского, А.В. Суворова и других — наглядный пример для такого воздействия.

Безусловно, истинное понимание духовно-нравственного облика воина, сформировавшегося в отечественной традиции, возможно только с религиозной точки зрения. Однако и сам этот идеал, по-видимому, может оказать воспитательное воздействие на сотрудников органов внутренних дел.

Воспитательный статус религиоведения в вузах МВД в условиях постсекулярного общества, по-видимому, должен приобрести ведущее значение. Данное обстоятельство нашло признание в Московском университете МВД России, где религиоведение преподается на кафедре воспитательной направленности

— «Профессиональной этики и эстетической культуры»). В Санкт-Петербургском университете МВД России такую роль могла бы выполнить кафедра кадровой и воспитательной работы.

Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Преподавание религиоведения в вузах МВД России в современных условия должно осуществляться в двух основных аспектах: образовательном и воспитательном.

2. Воспитательный статус религиоведения в вузах МВД в условиях постсекулярного общества приобретает ведущее значение, что обусловливает целесообразность преподавания данной дисциплины на кафедрах воспитательной направленности (например, в Санкт-Петербургском университете МВД России — на кафедре кадровой и воспитательной работы).

3. Преподавание религиоведения в условиях вуза МВД должно осуществляться с нейтральных позиций, без пропаганды и контрпропаганды в области религии.

Список литературы

1. Ефремов, О. Ю. Педагогика: Краткий курс. — СПб.: Питер, 2009.

2. Заседание круглого стола «Духовность. Нравственность. Закон» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dko-mvd.ru/events-view-130.html.

3. Кураев, А. Школьное богословие. — СПб, Светлояр, 2000. — 369 с.

4. Козырев, Ф. Н. Напутствие воину-христианину. — СПб.: Артос, 1996. — 128с.

5. Лебедева, Е. Л. Петроград и его святыни : церковно-исторический очерк. — СПб.: Сатис, 1916. — 62 с.

6. Нечвояодов, А. Сказания о русской земле / Репринтное изд. в 4 кн. — Кн. 3. — М.: Православная книга, 1991.

7. Ожегов, С. Н. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М.: Азъ Ltd., 1992.

8. Повесть временных лет. — Петрозаводск: Карелия, 1991. — 191 с.

9. Пъыяев, М. Н. Старый Петербург. — М.: Икпа, 1991. — 496 с.

10. Радугин, А. А. Философия : курс лекций. — М: Центр, 1997.

УДК 378.14 А.В. Слюсарев*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитание волевых качеств у курсантов вузов внутренних войск МВД России средствами физической подготовки

Статья посвящена проблемам формирования волевых качеств у будущих офицеров внутренних войск в ходе физической подготовки.

Ключевые слова: воля, волевые качества, физическое воспитание.

A.V. Slusarev*. Education of the students of willpower universities internal forces Russian Interior Ministry by means of physical training. Article deals with the problems of formation volitional qualities of future officers of the Internal Troops in the course of physical training.

Keywords: will, volitional qualities, physical training.

В современных условиях к подготовке офицерских кадров предъявляются высокие требования, обусловленные сложными процессами перевода Вооруженных сил Российской Федерации, внутренних войск МВД на новые качественные параметры. В Концепции национальной безопасности отмечается: «Современной армии и флоту нужны не только высокопрофессиональные специалисты-офицеры, но и духовно сильные, волевые личности» (В.В. Путин, 2007), способные в самых сложных условиях повседневной учебной и боевой деятельности брать на себя ответственность, принимать оптимальные решения, выполнять сложные задачи в условиях сильного психологического и физического напряжения. От будущего офицера требуется проявление осознанной дисциплинированности, организованности, ответственности, для выработки которых необходимо приложить соответствующие волевые усилия, иначе офицер не сможет успешно решать сложные, связанные с преодолением множества различных препятствий задачи и достичь высоких результатов в службе и бою в соответствии со своим предназначением, должностью.

* Слюсарев, Андрей Викторович, начальник Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 19B206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 730-03-50.

* Slusarev, Andrew Victorovich, Commander of St.-Petersburg military institute of Internal Troops. Address: Russia, 19B206, St.-Petersburg, Pilot Pilytov str., 1. Ph. 730-03-50.

© Слюсарев А.В., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.