Научная статья на тему 'Ментальная безопасность России: педагогические аспекты'

Ментальная безопасность России: педагогические аспекты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
317
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МЕНТАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АРХЕТИП / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / INFORMATION SOCIETY / MENTAL SECURITY / ARCHETYPE / INFORMATION COUNTER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Миронов Игорь Леонидович, Никитина Светлана Сергеевна

В статье рассматриваются основные традиции российского офицерского корпуса, слагаемые его высокого морального авторитета в обществе. Особое внимание уделяется вопросам защиты и укрепления основ российской государственности, формирования мировоззрения и морально-этических норм поведения офицерства как особой социально-профессиональной категории населения, воспитания патриотизма, гражданственности и верности закону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Миронов Игорь Леонидович, Никитина Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mental security off Russia: pedagogical aspects

The article deals with the main traditions of the Russian officers corpus, the factors of its great moral authority in society. Special attention is paid to the formation of ideology and moral and ethical norms of the behavior of officers as a special socio-professional category, education of patriotism, citizenship and loyalty to the law, protection and strengthening of the authority of Russian statehood.

Текст научной работы на тему «Ментальная безопасность России: педагогические аспекты»

Педагогика

с^ 6. Лапин, В. В. Военная столица Российской империи (в фотографиях конца XIX - начала XX века). - СПб.: Лики

о России, 2010. - 231 с.

^ 7. Деникин, А. И. Путь русского офицера. - М. : Прометей, 1990. - 298 с.

8. Марченко, Г. В. О воспитании молодежи на традициях российского офицерского корпуса // Наука, техника и об-т разование. - 2015. - № 3 (9). - С. 55-68 .

^ 9. Урланис, Б. Ц. Войны и народонаселение Европы. - М. : Соцэкгиз, 1960. - 568 с.

Я 10. Давыдов, Д. В. Военные записки. - М. : Воениздат, 1982. - 358 с.

у 11. Николаенко, П. Д. Князь В. П. Кочубей. Первый министр внутренних дел России. - СПб. : Изд-во СПб университета

° МВД России, 2009. - 780 с.

12. Зайончковский, П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М. : Мысль, 1978. - 288 с. И 13. Кавтарадзе, А. Г. Военные специалисты на службе Республики Советов. 1917-1920 гг. - М. : Наука, 1988. - 280 с.

14. Павликов, Алексей. Ордена в честь полководцев [Электронный ресурс] // Сайт газеты «Красная звезда». - 2007. -9 августа. - Режим доступа: http://old.redstar.ru/2007/08/09_08/4_03 (дата обращения: 25.05.2017).

УДК 37.034

§ © Марченко Г. В., 2017

Л И. Л. Миронов, С. С. Никитина

л МИРОНОВ Игорь Леонидович

^ Доцент кафедры кадровой и воспитательной работы

Ç Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент

>2 Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

§ Тел.: 8 (812) 459-65-99 E-mail: igmironov@mail.ru

U

S MIRONOV Igor Leonidovich

н Assistant professor, Department of personnel and educational work of the Saint-Petersburg University

^ of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant professor Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 459-65-99 E-mail: igmironov@mail.ru

НИКИТИНА Светлана Сергеевна

Главный редактор редакции научно-теоретического журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России», доктор политических наук, подполковник полиции Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (931) 335-24-94 E-mail: s.s.nikitina@inbox.ru

NIKITINA Svetlana Sergeevna

Editor-in-Chief of the editorial board of the scientific-theoretical journal «Vestnik of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia», Doctor of Political Sciences, lieutenant colonel of the police Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (931) 335-24-94 E-mail: s.s.nikitina@inbox.ru

Ментальная безопасность России: педагогические аспекты

The mental security of Russia: pedagogical aspects

В статье рассматриваются вопросы обеспечения ментальной безопасности Российского государства и общества посредством педагогической профилактики вовлечения молодёжи в антиобщественные деструктивные организации. В качестве методологической основы исследования используется теория информационного общества, теория архетипа.

Ключевые слова: информационное общество, ментальная безопасность, архетип, информационное противодействие.

The article considers the issues of providing mental security of our state and society through pedagogical prevention of youth involvement in antisocial destructive organization. As a methodological basis of the study uses the theory of the information society, the theory of the archetype.

Keywords: information society, mental security, the archetype, the information counter.

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей относится к основным угрозам государственной и общественной безопасности. Деструктивные силы, реализующие данный вид антигосударственной деятельности, активно используют информационные и коммуникационные технологии.

Информационная агрессия врагов России обусловлена прежде всего современными изменениями, происходящими в мировом социокультурном пространстве, которые предвидел японский социолог Е. Масуда, разработавший в 1945 г. теорию информационного общества [3, с. 422-423].

Внедрение новейших информационных технологий в последние десятилетия, прежде всего компьютерной техники и систем телекоммуникаций, показало, что на дан-

Миронов И. Л., Никитина С.

ном этапе развития предвидение Е. Масуды воплотилось в реальность.

Учёный рассматривал информационную культуру прежде всего с позитивной стороны и не учитывал её возможные негативные последствия для общества.

Сама по себе информационная культура духовно нейтральна и, как любое достижение цивилизации, может быть использована как во благо, так и во зло. Так, с одной стороны, информационная культура позволяет оптимизировать процесс управления и производства, получения информации для научных целей, с другой стороны, в условиях современной информационной войны возникает угроза ментальной безопасности России.

А.И. Остроумов информационную войну определяет в двух смыслах. В узком смысле слова - как борьбу за контроль в информационном пространстве, противодействие информационных систем с целью получения определённого выигрыша в материальной сфере. В широком смысле - как целенаправленное информационное воздействие на гражданское население и военнослужащих другого государства с целью их деморализации, разрушения идеологии, культуры, традиционных ценностей и идеалов [7, с. 269].

Второй аспект информационной войны наиболее опасен, т.к. разрушению подвергается духовное ядро общества, социокультурная доминанта, формирующая общественную систему со всеми её компонентами, материальными и духовными.

Широкий смысловой контекст информационного противодействия как раз и связан с ментальной безопасностью общества. При этом под ментальной безопасностью понимается нравственная устойчивость личности и общества к деструктивному воздействию средств массовой информации противника.

Подготовка условий для информационной войны осуществлялась в два этапа.

На начальном этапе развитие средств массовых коммуникаций, а также рост уровня образования населения в XX в. подготовили возможность ведения информационной войны.

Второй этап связан с компьютеризацией общества, а особенно с появлением в последние десятилетия единой информационной сети - Интернет, что создало более эффективные условия для ведения информационной войны.

Наряду с традиционными средствами массовой информации в информационной войне в настоящее время активно используются социальные сети. Это чётко проявилось в ходе так называемой «арабской весны».

Негативные тенденции в Интернете усилились в настоящее время на фоне сирийского кризиса и активизации религиозного экстремизма на Ближнем Востоке. Экстремистские организации создают административные структуры со штатом специалистов для ведения целенаправленной работы в Интернете по привлечению новых сторонников и распространению идеологии. Активное использование социальных сетей является главной особенностью современного религиозного экстремизма.

Объектом деструктивного воздействия экстремистских средств массовой информации оказывается, в первую очередь, молодёжь - будущее России. Опасность современного международного экстремизма не только в том, что он представляет внешнюю агрессию для любого государства, но и «духовно инфицирует», деморализует, разлагает общество изнутри.

Обеспечение ментальной безопасности нашего общества - проблема не только информационно-технологическая и правовая, но и педагогическая.

Профилактика вовлечения молодёжи в религиозные экстремистские организации - задача прежде всего нравственно-воспитательная. Воспитание молодого поколения, на взгляд авторов, это не только преподавание всей суммы современных научных знаний, но, в первую очередь, нравственное формирование, привитие традиционных

'. Ментальная безопасность России: педагогические аспекты

духовно-нравственных ценностей, любви и безграничной и преданности Родине. С

Государственный патриотизм в условиях идеоло- д гического плюрализма (Конституция РФ, ст. 13) может к выполнять нравственно-мировоззренческую функцию, С обеспечивающую народное единство, ментальную безопас- д ность общества. Государственный патриотизм может быть -идейной базой для информационного противоборства с П духовной агрессией врагов России. е

Методологической основой нравственного воспи- б тания молодого поколения может быть теория архетипа р К.Г. Юнга, который под архетипом понимал подсознатель- с ную структуру коллективной психологии народа. При этом § учёный понимал архетипы как бессознательные формы, § лишённые какого-либо содержания, а архетипические об- н разы - как сознательные содержания этих форм. Архетипы в проявляются на поверхности индивидуального сознания в р виде образов, которые обусловлены первообразом, порож- и дённым архетипической формой [11, с. 95]. е

Юнг подчёркивал эмоциональность архетипических а образов, обеспечивающую их динамическое проявление. ^ Архетипы, соприкасаясь с индивидуальным сознанием, Д могут активизировать подсознательную сферу человека.

Примером такого проявления архетипов можно на- § звать опыт моральной мобилизации советских граждан и в переломный период Великой Отечественной войны по- а средством обращения к традиционным отечественным архетипам [1, с. 43; 4]. (

Исходя из приведённого исторического опыта, авторы 5 предположили, что использование традиционных нрав- 2 ственных архетипов в патриотическом воспитании совре- о менной молодёжи позволит существенно оптимизировать 7 педагогический процесс. Данная гипотеза была подтверждена в образовательном процессе Санкт-Петербургского университета МВД России. При этом разработаны и апробированы средства активизации архетипов, основными среди которых являются: кинематограф, художественная литература, изобразительное искусство и др. [5; 6; 9].

Воспитание государственного патриотизма у молодёжи - одно из важнейших направлений обеспечения ментальной безопасности России в современных условиях.

Государственный патриотизм, как было рассмотрено выше, корнями связан с подсознательной коллективной психологией народа (архетипом), которая формировалась на протяжении столетий посредством традиционной религии.

Вербовка в религиозно-экстремистские организации ничем не отличается от вовлечения в иные тоталитарные секты. Специалисты называют её «методом контролирования сознания» [2, с. 79-81].

Суть данного метода, по-видимому, в радикальной модернизации сознания индивида и, как следствие, разрушении архетипов.

«Вследствие "новомодной" трактовки, интерпретации и ревизии "классического и традиционного" психика индивида приобретает агрегатное духовно-эмоциональное состояние, и, пройдя диссолютивные стадии, деформирует архетипы личности...», - считает Л.А. Сугрей [10, с. 223].

На первом этапе вербовки осуществляется разрушение веры в традиционные духовно-нравственные устои. А поскольку традиционные верования архетипичны для личности (связаны с её глубинной (подсознательной) психологией), это чревато нарушением психического [8] и даже физического здоровья человека [12].

Комплекс воздействий, направленный на изменение сознания индивида в деструктивных религиозных сектах, современная психиатрия обозначает понятием «культовая травма» [8].

Второй этап вербовки - разделение сознания и воли человека, и третий этап - тотальная индоктринация - внушение нового учения, новой веры.

Ключевым является, безусловно, первый этап вербовки. Это, по сути, разрушение нравственного иммунитета

Педагогика

^ личности. А после того, как разрушено нравственное ядро, 3 индивиду можно привить любую «духовную инфекцию». ^ Данные методы разрабатывались и активно приме-

сС нялись тоталитарными сектами в 60-90-х гг. [2]. Сегодня, ^ как выше было сказано, такую вербовку упрощает развитая ^ информационная сеть Интернет.

8 Благодаря активной работе правоохранительных

§ органов, сайты, содержащие материалы деструктивного о характера, блокируются. Однако, безусловно, важна педагогическая профилактика вовлечения нашей молодёжи в § экстремистские идейные течения. И в данном направлении, 5! на взгляд авторов, можно наметить следующие пути.

Во-первых, современный экстремизм имеет в боль-н шинстве случаев религиозный характер. В связи с этим § важно информирование и ориентирование молодёжи в &1 пространстве религиозной культуры (в семье, в школе, в си-§ стеме среднего и высшего профессионального образования). рУ В данном аспекте обучающиеся должны уяснить отличие го традиционных религиозных конфессий от деструктивных § (экстремистских) религиозных течений. Такое информиро-й вание может осуществляться в рамках обязательных обра-^ зовательных программ по дисциплинам «религиоведение», ^ «философия» и др., а также факультативных курсов. н Во-вторых, объектом вербовки экстремистов в насто-

Пе ящее время часто становятся молодые люди с религиозным н мировоззрением или интересующиеся религиозной духов-М ностью. Экстремистские вербовщики умело применяют в и своей деятельности знания теологии и искусно разрушают ^ базовые установки, сформированные традиционными К религиозными конфессиями в сознании молодых людей. ^ Жертвами вербовки могут быть как представители традици-т онного ислама, так и других религиозных конфессий (в т.ч. и православия). В связи с этим важно взаимодействие образовательных организаций с традиционными религиозными конфессиями в деле духовно-нравственного воспитания молодёжи. При этом речь идёт, безусловно, о религиозно-

ориентированной её части. Формирование религиозного мировоззрения в стенах светских образовательных организаций неуместно как с юридических позиций (ст. 28 Конституции Российской Федерации), так и с точки зрения педагогического такта (мировоззренческая ориентация -предмет свободы выбора каждой личности).

Таким образом, вышеприведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Обеспечение ментальной безопасности нашего общества является важной педагогической проблемой.

2. Государственный патриотизм является идейной базой для эффективного противодействия в информационной войне.

3. Использование традиционных нравственных архетипов в патриотическом воспитании современной молодёжи позволит существенно оптимизировать педагогический процесс.

4. Педагогическая профилактика вовлечения молодёжи в экстремистские идейные течения должна включать следующие направления:

- информирование и ориентирование молодёжи в пространстве религиозной культуры в аспекте понимания отличия традиционных религиозных конфессий от деструктивных (экстремистских) религиозных течений;

- взаимодействие образовательных организаций с традиционными религиозными конфессиями в деле духовно-нравственного воспитания религиозно-ориентированной молодёжи.

Список литературы

1. Васильева, О. Ю. Русская православная церковь в 1927-1943 годах / О.Ю. Васильева // Вопросы истории. - 1994. -№ 4. - С. 35-46. с. 43.

2. Дворкин, А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования / А. Л. Дворкин. -Изд. 3-е, перераб. и доп. - Н. Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2002. - 815 с.

3. История мировой культуры (мировых цивилизаций) : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям / Г.В. Драч и др.; под науч. ред. Г.В. Драча. - Изд. 6-е. -Ростов-н /Д. : Феникс, 2008. - 533 с.

4. Кашеваров, А. Н. Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / А.Н. Кашеваров // Народ и война. 50 лет Великой Победы. - СПб. : Петрополис, 1995. - С. 247-264.

5. Маюров, Н. П., Миронов, И. Л. К вопросу о профессионально-нравственном воспитании курсантов и слушателей вузов МВД России / Н. П. Маюров, И. Л. Миронов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. -№ 4 (56). - С. 202-205.

6. Миронов, И. Л. Архетип в педагогике нравственного воспитания воина / И. Л. Миронов // Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях : материалы Международной научно-практической конференции, 5-6 марта 2011 г. - Пенза - Прага : НИЦ «Социосфера», 2011. - С. 122-124.

7. Остроумов, А. И. К вопросу о понятии «информационная война» / А.И. Остроумов // Информационное поле современной России: практики и эффекты : сборник статей XI международной научно-практической конференции, 16-18 октября 2014 г. / под. ред. Р.П. Баканова. - Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014. - С. 267-272.

8. Пашковский, В. Э. Особенности соматических расстройств, возникших под воздействием культовой травмы / В. Э. Пашковский // 2-е Клинические Павловские чтения : сборник работ. Вып. 2. «Психосоматика». - СПб. : Петрополис, 2001. - С. 36-37.

9. Потапов, Ю. А., Маюров, Н. П., Миронов, И. Л. Религиоведение в вузах МВД России в условиях постсекуляризма / Ю. А. Потапов, Н. П. Маюров, И. Л. Миронов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. -№ 4 (56). - C. 214-217.

10. Сугрей, Л. А. Анализ экстремизма в контексте современных угроз: социально-психологические аспекты / Л. А. Сугрей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 2 (74). - С. 222-225.

11. Юнг, К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ / К. Г. Юнг. - М. : Ренессанс, 1991. -С. 95-128.

12. Singer, M. T., Ofshe, R. Thought reform programs and the Production of Psychiatric Casualties // Psychiatric Annals. -1990. - 20/4 April. - P. 191-193.

© Миронов И. Л., Никитина С. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.