УДК 37.017.7
И.Л. Миронов, С.С. Никитина
О принципах профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России
About the principles of professional and moral education of cadets and listeners of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia
МИРОНОВ Игорь Леонидович, доцент кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 459-65-99. E-mail: [email protected].
MIRONOV Igor Leonidovich, assistant professor, Department of personnel and educational work of the St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of RF, PHD, assistant professor. Pilot Pilyutov str., 1, St. Petersburg, Russia. Tel. 459-65-99. E-mail: [email protected].
НИКИТИНА, Светлана Сергеевна, профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы учебно-научного комплекса по исследованию проблем кадровой работы и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор политических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 730-26-96.
NIKITINA, Svetlana Sergeyevna, Professor of the Department of Personnel Management and Personnel Work of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia of Educational and Scientific Complex on Research of Problemsof Personnel Work, Moral and Psychological Support of Internal Affairs Bodies, Ph.D. in Political Science. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchuka Pilyutova str., 1. Ph.: (812) 730-26-96.
Данная статья посвящена теоретическому обоснованию принципов профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в современных условиях. Ведущей методологической предпосылкой исследования является теория соотношения религии и современности.
Ключевые слова: профессионально-нравственное воспитание, принципы, секуляризм, постсекуляризм.
This article is devoted to the theoretical justification of the principles of professional and moral education of cadets and students of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia in modern conditions. The leading methodological prerequisite of the research is the theory of the correlation between religion and modernity.
Keywords: professional and moral education, principles, secularism, post-secularism.
Современный этап исторического развития России характеризуется отменой главенства атеистической идеологии. Однополярная секулярная направленность социокультурной системы сменилась на постсекулярную, для которой характерны два равноправных мировоззренческих полюса: религия и секуляризм [10].
Постсекулярная доминанта современной культуры России как метасистемы оказывает влияние на все её подчинённые системы (подсистемы): науку, искусство, политику, образование и др., в т.ч. на педагогику профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.
В первую очередь подлежат пересмотру концептуальные предпосылки профессионально-нравственного формирования курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, к которым автор относит цель, задачи и принципы педагогического воздействия. При этом принципы как исходные положения педагогической системы во многом определяют её характер [3, с. 211].
Задачей нашего исследования и является обоснование принципов современной системы профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.
Методологией настоящего исследования является социологическая теория соотношения религии и современности, представленная целым спектром научных концепций [10; 11; 12; 14], наибольшую значимость из которых для настоящего исследования представляет постсекулярная парадигма Ю. Хабер-маса [10].
Диалектическая взаимосвязь секуляризма и религии в условиях постсекулярного общества позволяет наиболее объективно подойти к обоснованию современных педагогических технологий профессионально-нравственного воспитания будущих сотрудников органов внутренних дел.
В целях обоснования принципов современной педагогики профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России необходимо исследовать характер секуляризма в нашей стране.
На первый взгляд, секуляризация российской культуры имеет более агрессивный и радикальный характер, о чем свидетельствовали бурные социальные катаклизмы, сопровождавшие смену общественного уклада в начале двадцатого века. Однако более подробный анализ изучаемой проблемы показал, что религия не была окончательно вытеснена из социальной сферы, а лишь изменила ценностно-
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (78) 2018
мировоззренческие ориентиры и облеклась в новую форму. При этом наше общество, по сути, осталось религиозным.
Большевики, учитывая религиозность нашего народа, на основе марксистских теоретических конструкций фактически создали новую религию «светлого будущего». То, что западноевропейский рассудок воспринимал в большей степени в философской проекции, теоретических конструкциях, наши сограждане приняли посредством веры.
Данное обстоятельство наиболее ярко представлено религиозной эсхатологией «певца революции» Владимира Маяковского: «Мы строим коммуну, и жизнь сама трубит наступающей эре» [2].
Религиозный «Армагеддон» прозревал в октябрьском социальном катаклизме Александр Блок [1].
Российский секуляризм - это отрицание, борьба против традиционной религиозности, но не против религиозности вообще. При этом отрицаемый объект «одновременно и становится иным, и в определённом смысле остаётся тем же самым» [9, с. 471].
Место традиционной, гонимой новой властью религии заняла другая религия - секулярная, ключевую роль в которой вместо Богочеловека стал играть «человекобог».
В секулярную эпоху религия запечатлелась в подсознании россиян в форме христианских архетипов [13], которые, на взгляд авторов настоящей статьи, сыграли ключевую роль в победе советского народа над фашизмом [6].
Официально в российском обществе религия была представлена в форме образов-мифологем идеологии «светлого будущего». Таким образом, секу-лярный антипод традиционной религии также имел выраженные признаки религии.
Современный отечественный постсекуляризм в свете диалектической методологии представляет собой второе отрицание - снятие противоречия между религией и секуляризмом. Положительным результатом данной динамики является не провозглашенная, а реальная свобода совести. Свобода мировоззренческого выбора - одно из главных достояний современного конституционного строя (ст. 28 Конституции РФ).
Современный российский постсекуляризм является важной социальной предпосылкой для включения традиционных духовно-нравственных идеалов в педагогический процесс по формированию профессионально-нравственной культуры личности будущих сотрудников органов внутренних дел.
Безусловно, данный процесс должен основываться и на правовых предпосылках, которые определяют светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (п. 2 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»).
Вышеупомянутая правовая основа обусловливает педагогический принцип включения традиционных духовно-нравственных ценностей в педагогический процесс образовательных организаций МВД России - принцип мировоззренческого нейтрализма.
Данный принцип предполагает объективное информирование курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России о подвигах воинов-христиан (князей, полководцев) прошлого без пропаганды и контрпропаганды в отношении религии. При этом преподаватель не нарушает отече-
ственные законодательные нормы в области свободы совести и религии.
Нейтральное информирование о духовных воинских традициях, безусловно, будет оказывать воспитательное воздействие на курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России [4; 5].
Истинное понимание традиционного духовно-нравственного идеала воина, по-видимому, возможно только с религиозной точки восприятия. Однако и сам этот идеал может оказать эффективное воспитательное воздействие, тем более что наряду с мировоззренческой направленностью обучающихся нельзя забывать и об их подсознательной (архетипи-ческой) психологии, сформированной многовековой религиозной традицией.
Исторически в отечественной культуре сформировался и определённый нравственный идеал воина правопорядка, который нашёл своё проявление, например, в произведениях советской культуры: кинематографа, художественной литературы, изобразительного искусства.
Так, знаком общественного признания почётного характера милицейской службы в СССР стало появившееся в 1954 году стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер».
В образе «Дяди Стёпы» прослеживается архети-пическая структура былинных богатырей - добрых и сильных воинов - защитников общественного порядка.
Наряду с внешним нравственным и физическим обликом доброго воина правопорядка в «Дяде Стёпе» прослеживается и символическая структура, сформированная ещё в византийской иконографии:
«... Герб страны блестит на пряжке -
Отразилось солнце (курсив наш. - Авт.) в нём!».
Белый цвет, свет солнца символизирует в традиционной культуре нравственную чистоту. Не случайно изображение былинных богатырей, выдающихся полководцев именно на белом коне в отечественной культурной традиции: картины В.М. Васнецова: «Витязь на распутье», «Поединок Пересвета с Челубеем», «Портрет маршала Г. К. Жукова» художника В.Н. Яковлева, «Портрет маршала Г. К. Жукова» художника С.Н. Присекина.
Традиционные архетипы воинов правопорядка воспроизводит в своих лучших произведениях советский кинематограф: «Рождённая революцией», телесериал 1974-1977 гг.; «Деревенский детектив», «Ани-скин и Фантомас», «И снова Анискин», 1968-1978 гг.; «Ко мне, Мухтар!», 1964 г.; «Следствие ведут ЗнаТоКи», 1971-1989 гг.; «Берегись автомобиля», 1966 г.; «Место встречи изменить нельзя», 1979 г.; и др.
Данные фильмы используются и в условиях современного образовательного процесса в целях профессионально-нравственного формирования будущих сотрудников органов внутренних дел.
Президент России В.В. Путин в своём выступлении на ежегодном расширенном заседании Коллегии МВД России 15 марта 2016 г. упомянул о советском кинематографе, посвящённом сотрудникам органов внутренних дел, как важном нравственно-воспитательном средстве [7, с. 11].
Уместно вспомнить в данном контексте деятельность Николая Анисимовича Щёлокова на посту министра внутренних дел СССР. Именно он явился инициатором проведения в ноябре 1968 г. перво-9
го Всесоюзного совещания работников литературы, искусства и органов МООП СССР по вопросу профилактики правонарушений; принятия совместного постановления МВД СССР, Министерства культуры СССР, Гостелерадио СССР, Союза писателей СССР, Союза кинематографистов СССР, Союза композиторов СССР, Всесоюзного общества «Знание», Всероссийского театрального общества и Всероссийского хорового общества об их шефской работе в коллективах органов внутренних дел; создание в самом Министерстве Центрального музея МВД СССР, Центральной студии художников, Ансамбля песни и пляски внутренних войск [8, с. 464].
По инициативе Николая Анисимовича был создан целый пласт советской культуры (в т.ч. вышеупомянутые произведения советского кинематографа), посвящённый деятельности сотрудников органов внутренних дел, пропаганде высокой общественной значимости данной профессии. Данная секулярная культура, как уже отмечено, основана на традиционных (религиозных) нравственных ценностях.
Все вышесказанное является примером диалектического единства религии и секуляризма в отечественной культуре.
Таким образом, если российский секуляризм является этапом отрицания религиозной культуры, то постсекулярный характер современного постсо-
ветского пространства снимает противоречие между этими антиподами.
Использование традиционного духовно-нравственного потенциала в условиях современного образовательного процесса является сложной педагогической задачей и зависит, на взгляд авторов данной статьи, в первую очередь от мастерства педагога.
Однако при этом немаловажную роль играют и концептуальные предпосылки решения указанной проблемы - принципы современного процесса профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, к которым на основе предыдущих рассуждений можно отнести следующие:
- принцип традиционности (единства профессиональной морали с традиционными религиозными нравственными ценностями);
- принцип мировоззренческого нейтрализма (объективное изложение материала без пропаганды и контрпропаганды в отношении религии);
- принцип этнопсихологической адекватности (использование в учебно-воспитательном процессе традиционных нравственных идеалов воинов).
Экспериментальная проверка приведённых теоретических положений - перспектива будущих научных исследований авторов.
Список литературы
1. Блок, А. Двенадцать : поэма [Электронный ресурс] // Сайт «Стихи о любви классиков, стихи про любовь
- стихи лучших поэтов». - Режим доступа: http://www.stihi-rus.ru/1/Blok/34.htm (дата обращения: 25.04.2018).
2. Маяковский, В. Стихи о Фоме [Электронный ресурс] // «Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов». - Режим доступа: http://www.stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/61.htm (дата обращения: 25.04.2018).
3. Маюров, Н. П., Миронов И. Л. Системный подход к научным исследованиям в области профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 1 (49). - С. 211-214.
4. Маюров, Н. П., Миронов И. Л. К вопросу о профессионально-нравственном воспитании курсантов и слушателей вузов МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012.
- № 4. - С. 202-205.
5. Миронов, И. Л. Архетип в педагогике нравственного воспитания воина // Символическое и архети-пическое в культуре и социальных отношениях : материалы международной научно-практической конференции 5-6 марта 2011 г. - Пенза-Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - С. 122-124.
6. Миронов, И. Л. Архетипы и символы Великой Победы // Война. Народ. Победа (посвящается 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне) : материалы международной научн.-практич. конф., Санкт-Петербург, 18 апреля 2015 г.: в 2 ч. - Ч. 2. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - С. 132-134.
7. На Коллегии МВД России. Полный текст выступлений Президента России В.В. Путина и Министра внутренних дел России В.А. Колокольцева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2016. - № 1 (69). - С. 6-11.
8. Нижник, Н. С. Сальников, В. П., Мушкет, И. И. Министры внутренних дел Российского государства (1802-2002) : библиографический справочник. - СПб.: Фонд «Университет», 2002. - 583 с.
9. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
10. Хабермас, Ю. Религия и публичность // Между натурализмом и религией. - М.: Весь мир, 2011. -С. 109-142.
11. Эйзенштадт, Ш. Новые религиозные констелляции в структурах современной глобализации и ци-вилизационная трансформация // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 1 (30).
- С. 33-56.
12. Штекль, К. Европейская интеграция и русское православие: две перспективы в рамках парадигмы множественных современностей // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 1 (30), -С. 57-82.
13. Юнг, К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991.
- С. 95-128.
14. Spohn, W. Europeanization, Religion and Collective Identities in an Enlarging Europe: A Multiple Maternities Perspective // European Journal of Social Theory. - 2009. - Vol. 12 (3). - P. 358-374.
© Миронов И.Л., Никитина С.С., 2018