Научная статья на тему 'Методологический подход к обучению математике в образовательных организациях высшего образования силовых структур на основе модульной технологии'

Методологический подход к обучению математике в образовательных организациях высшего образования силовых структур на основе модульной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модульное обучение / методика обучения / технология модульного обучения / педагогическая технология / modular training / technique of training / technology of modular training / pedagogical technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клыкова Олеся Юрьевна, Большакова Людмила Валентиновна, Яковлева Наталья Александровна

В статье авторами предлагается методологический подход к разработке методики обучения математике курсантов силовых образовательных организаций высшего образования с использованием модульной технологии организации учебного процесса на примере курса тригонометрии, а также предложена структура типовых модулей учебной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe methodological approach tо training tо mathematics in educational organizations of maximum education of power structures on the basis of modular technology

In clause the methodological approach to development of a technique of training to mathematics of the cadets of military educational organizations of maximum education with use of modular technology of organization of educational process on an example of a rate of trigonometry is offered, and also the structure of typical modules of the educational program is offered.

Текст научной работы на тему «Методологический подход к обучению математике в образовательных организациях высшего образования силовых структур на основе модульной технологии»

с

es

курсантов университета - все они получили дипломы ны» приняли участие около двадцати курсантов, про-победителей первой, второй и третьей степеней, одну заические и поэтические работы которых размещены работу опубликовали в сборнике по итогам конкур- на сайте проекта [10].

са. Литературный конкурс 2015 г. получил название Интересными аспектами работы научного

^ «Мы для России», расширилась аудитория конкурса, кружка кафедры являются проведение тематических ^ и у курсантов Санкт-Петербургского университета бесед с курсантами и слушателями, а также просмотр к МВД России уже три публикации в сборнике и три и обсуждение фильмов на иностранных языках. у диплома победителей второй и третьей степеней. В перспективе - продолжение сотрудничества

£ Конкурс 2016 г. получил статус международного и со всеми вышеперечисленными организаторами !_, название «На благо Родины». Охват аудитории и тре- олимпиад и конкурсов, выпуск очередного номера pq бования к конкурсным работам значительно возрос- альманаха кружка кафедры иностранных языков, § ли, возросло и количество курсантов - участников работа над имеющимися проектами и привлечение g конкурса. В конкурсе 2016-2017 гг. «На благо Роди- курсантов к участию в новых. н

о Список литературы

& 1. Примерная программа дисциплины обучения иностранным языкам в вузах неязыковых специаль-

s ностей [Электронный ресурс] Российское образование. Федеральный портал [сайт]. - URL: http://www.edu.ru/ ^ db/portal/spe/progs/hf.01.01.htm (дата обращения: 29.08.17).

g 2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

§ (квалификация специалист) [Электронный ресурс] Единое окно доступа к информационным ресурсам. Право-^ охранительная деятельность [сайт]. - URL: http://window.edu.ru/resource/339/74339 (дата обращения: 29.08.17). ^ 3. Организация научной деятельности курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета

а МВД России : сборник нормативных правовых актов / сост.: А. В. Афанасьев, О. И. Городовая, Н. П. Каданце-н ва. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 148 с.

С 4. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библио-

течная система Красносельского района» [сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://kriib.ru/bibliohour (дата § обращения: 29.08.2017).

^ 5. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в образовательных организациях

я высшего образования МВД России: традиции и инновации : в 2 ч. - Ч. II: «Роль сотрудника правоохранительных органов в современном обществе») : сб. тезисов секции межведомственной науч.-практ. конф. / сост.: Н.В.

и Парнюк, Н.В. Хисматулина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - 212 с.

m

6. Шарухина, Т. Г. Олимпиада как инновационная форма иноязычной подготовки специалистов в вузах ВВ МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3. - С. 197-200.

7. Девель, Л. А. Олимпийский марафон - 2013 по деловым иностранным языкам и переводу // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2014. - Т. 202. - С. 195-200.

8. Сообщество учителей английского языка : интерактивный научно-методический журнал [сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://tea4er.ru (дата обращения: 29.08.2017).

9. Издательство «Просвещение». Иностранные языки [сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://inyaz. prosv.ru/ (дата обращения: 29.08.2017).

10. Молодёжный интеллектуальный клуб «Ключ» [сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://club-key.ru/ (дата обращения: 29.08.2017).

© Киселёва Е. С., 2017

УДК 378.145

О. Ю. Клыкова, Л. В. Большакова, Н. А. Яковлева

КЛЫКОВА Олеся Юрьевна, магистрант Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Адрес: Россия, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1. Тел. 8-903-611-68-02. E-mail: olklykova@ mail.ru.

KLYKOVA Olesya Yuryevna, master student of the Moscow Pedagogical State University (Moscow State Pedagogical University). Address: Russia, 119991, Moscow, Malaya Pirogovskaya str., 1. Tel. 8-903-611-68-02. E-mail: olklykova@mail.ru.

БОЛЬШАКОВА Людмила Валентиновна, профессор кафедры математики и информатики Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат физико-математических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-48-22; 8-921-984-49-05. E-mail: blv5505@ mail.ru.

BOLSHAKOVA Lyudmila Valentinovna, the professor of chair of mathematics and informatics of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of physical and mathematical sciences, the senior lecturer. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph. 8-(812)-744-48-22; 8-921984-49-05. E-mail: blv5505@mail.ru.

ЯКОВЛЕВА Наталья Александровна, кандидат психологических наук, начальник кафедры математики и информатики Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-48-22. E-mail: kumirova@mail.ru.

YAKOVLEVA Natalia Alexandrovna, PhD, Head of the Department of Mathematics and Informatics, University of St. Petersburg the Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8-(812) 744-48-22. E-mail: kumirova@mail.ru.

Методологический подход к обучению математике в образовательных организациях высшего образования силовых структур на основе модульной технологии

^e methodological approach to training to mathematics in educational organizations of maximum education of power structures on the basis of modular technology

В статье авторами предлагается методологический подход к разработке методики обучения математике курсантов силовых образовательных организаций высшего образования с использованием модульной технологии организации учебного процесса на примере курса тригонометрии, а также предложена структура типовых модулей учебной программы.

Ключевые слова: модульное обучение, методика обучения, технология модульного обучения, педагогическая технология.

In clause the methodological approach to development of a technique of training to mathematics of the cadets of military educational organizations of maximum education with use of modular technology of organization of educational process on an example of a rate of trigonometry is offered, and also the structure of typical modules of the educational program is offered.

Keywords: modular training, technique of training, technology of modular training, pedagogical technology.

Математика в современных условиях в качестве учебной дисциплины характеризуется жёстким отбором содержания учебного материала, чётким определением целей обучения, учитывающих междисциплинарные связи в рамках учебной программы военной образовательной организации высшего образования и возросшие требования к математической подготовке курсантов, а также усилением воспитывающей и развивающей ролей математики, её связи со служебной деятельностью, систематическим формированием интереса курсантов к дисциплине «Высшая математика» [1; 2].

Методика обучения математике по модульной технологии, рассматриваемая в настоящей статье, должна, как и любая педаго-гическая методика, представлять собой совокупность целей, методов, способов, средств и форм обучения учебной дисциплины «Высшая математика», сформированной в виде модулей и методического руководства для обучения.

Отметим, что любая методика обучения должна отвечать на три главных вопроса: «Зачем надо учить?», «Что надо знать и уметь?» и «Как обучать?». Соответственно, задачи разработки предлагаемой методики должны быть следующими: определить конкретные цели обучения для каждой темы; синтезировать учебный материал по ма-тематике, учитывая как цели

обучения, так и познавательные возможности обучающихся, и сформировать из него модули; выбрать формы и методы обучения, реализующие достижение сформулированных целей; определить необходимые средства и способы обучения и выработать рекомендации по их использованию в практической деятельности научно-педагогического состава военных образовательных организаций высшего образования.

Обозначив задачи создания методики, сформулируем цели обучения, реализующие достижение сформулированных целей, которые должны быть реализованы в её рамках (рис. 1).

Под модульной технологией в общем случае понимается процесс обучения, при котором учебный материал разбивается на логически взаимосвязанные модули-блоки [3]. Из этих модулей-блоков формируется структура учебной дисциплины. При обучении с использованием модульной технологии, как правило, применяются такие формы обучения, как мини-лекция, семинар, практикум, практическая конференция, деловая игра, коллоквиум, тематический зачёт, контрольное тестирование.

Для формирования учебных модулей возьмём за основу учебник «Алгебра и начала математического анализа...» (авторы С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н.

СО

а>

0 т

X S

я

С

р

И

3

1

П

а> т

(П р

у р

п

о §

3

у

X S

03

а> р

о

ее

а> т

а:

СО Ja

Р

о о с S S

On

К> О

Цели обучения

овладение о буч ающшися системой

математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и учебных дисциплин, использующих математический инструментарий

р еш ение пр актич ескнх задач, на развитие логического згышления, про странств енног о воображения, устной и письменной математической речи, фор миро ванне навыков вычислений, различных преобразований, решения уравнений и неравенств, систем уравнений н неравенств, инструментальных н графических навыков

общеобразовательные развивающие воспитательные

формирование

мотивации к обучению,

выработка

усидчивости,

способности к

само стоятельной

работе

Рис. 1. Цели обучения математике курсантов - 175 -

с

<N

£

и и

о о

о

рц

а

н

е

о

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

W

и

s

^

5

огк

о

г

а

6

а

е

¡-

е

к и

s н

о

е

да

Решетников, А.В. Шевкин) [4], раздел «Тригонометрические формулы», поскольку материал этого раздела в наибольшей мере способствует иллюстрации модульной технологии обучения и, кроме того, широко используется при изучении широкого круга учебных дисциплин, таких, например, как информатика (геоинформационные системы), военная топография, тактика и т.д.

Под учебным модулем будем понимать логически взаимосвязанную организационно-методическую структуру, являющуюся автономным структурным элементом учебной дисциплины. Указанная структура является логически завершённой единицей учебной дисциплины, включающей дидактические материалы, дидактические цели и систему критериев для контроля сформированности компетенции, учитывающие внутридисциплинарные и междисциплинарные связи учебной программы военной образовательной организации высшего образования.

Подчеркнём, что критерии содержания учебных модулей предполагают диагностичность целей, адекватность учебного материала целям, организацию познавательной деятельности, перспективное использование её результатов, иерархичность структуры, значимость контролируемых характеристик и открытость диагностики.

При разработке модульных учебных курсов возможны различные подходы, из которых наиболее распространённым является подход, которого придерживаются М.А. Анденко, М.В. Гареев, С.И. Куликов [5; 6]. При данном подходе модули разрабатываются на междисциплинарном уровне и концентрируются вокруг одной профильной дисциплины. Такой подход для нас не будет корректным, т.к. математика не является профильной дисциплиной в военной образовательной организации высшего образования.

Нам представляется интересным подход, предложенный В.Ф. Башариным [7], суть которого заключается в формировании: модуля целей, модуля процесса (дидактические приемы и средства), модуля содержания, модуля контроля, модуля «просветления чувств и мыслей» (занимательные задачи, исторические факты и т.п.). В рамках указанного подхода модули и программа должны создаваться с позиций логики познавательной деятельности.

Мы применим классический подход, соответствующий логике и содержанию учебной программы для базового образования, предложенный научным коллективом МГУ им. М.В. Ломоносова [6].

Сформулируем комплексную дидактическую цель дисциплины «Высшая математика» в части, касающейся темы «Тригонометрические формулы.

Тригонометрические функции»: овладение курсантами математическим аппаратом для решения тригонометрических задач по математике и в рамках военно-профессиональных дисциплин. Конкретизируем комплексную цель до частных дидактических целей.

а) Познавательная цель курса.

Обучающийся должен знать: определения

косинуса и синуса, а также тангенса и котангенса указанного угла, понимать их физический и геометрический смысл, знать правила действий с ними и основные тригонометрические формулы.

Частные дидактические цели - изучить:

- понятия градусной и радианной меры угла и синуса и косинуса угла, арксинуса и арккосинуса;

- формулы для синуса и косинуса;

- формулы для арксинуса и арккосинуса;

- понятия тангенса и котангенса угла, арктангенса и арккотанген-са;

- формулы для тангенса, котангенса, арктангенса и арккотангенса;

- формулы сложения синусов, косинусов, тангенсов;

- формулы произведения синусов и косинусов;

- функции синуса и косинуса угла;

- функции тангенса и котангенса угла.

б) Операционная цель курса.

Учащийся должен уметь: решать задачи по тригонометрическим формулам, решать задачи с тригонометрическими функциями, решать тригонометрические уравнения и неравенства, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.

Частные цели операционного курса - научится решать задачи:

- по определению градусной и радианной меры

угла;

- по определению синуса и косинуса угла;

- с использованием формул для синуса и косинуса;

- с использованием формул для арксинуса и арккосинуса;

- с использованием формул для тангенса, котангенса, арктангенса и арккотангенса;

- с использованием формул сложения синусов, косинусов, тангенсов;

- с использованием формул произведения синусов и косинусов;

- с использованием функций синуса и косинуса

угла;

- с использованием функций тангенса и котангенса угла.

Таблица 1

Структура учебного модуля

Порядковый номер Содержание пот пав атель ного модуля Содержание практического модуля

1 Цель и план работы по модулю ] (ель и план работы по модулю

2 Указания по рябого о модулем для обучающе 1 оея Указания по рабо 1С с модулем

3 Указания по раоо гс с модулем Для преподавателя Информация для повторения теоретически к положений

4 Теоретическая информация Примеры решения задач

5 Интересная информация Задачи на «удовлетворительно»

б Важная информация для заучивания Задачи на «хорошо»

7 Вопросы для проверки усвоения маюрйАлй Задачи на «отлично»

8 Краткая результирующая информация Задачи повышенной сложности

9 Учебные пособия для саМйст0Я1 ельной работы Учебные пособия для самостоятельной работы

Перечень учебных модулей

Таблица 2

Да Ii .'к (-Ys модул») Наименование Tim МОДУЛЯ

1 Базовый модуль. 1 [опятне угла. Синус и косинус угли. Формулы для нахождения синуса и косинуса угла 1 [озн а на тельный

2 Углубленный модуль. Синуо и косинус угла. Формулы для нахождения синуса и косинуса угла Познавательный

3 Базовый модуль. Тангенс и котангенс угла Познавательный

4 Углубленный модуль. Тангенс и котангенс угла. Тригонометрические формулы сложения Познавательный

5 Базовый модуль Тригонометрические функции числового аргумента Познавательный

6 Углубленный модуль. Тригонометрические функции числового аргумента Познавательный

7 Базовый модуль. Решение 1 рйгониметрических задач Операционный

S Углубленный модуль. Решение тригонометрических задач Операционный

9 Контрольный модуль Контрольный

Исходя из целей учебной дисциплины, определим перечень необходимых учебных модулей, представив в табл. 1 предлагаемую общую структуру модуля.

При формировании модульной программы будем руководствоваться следующими принципами, указанными, например, в [6]: принципом структуризации, в соответствии с которым обучение осуществляется по отдельным модулям (функциональным узлам) и реализует достижение сформулированных дидактических целей; принципом проблемности, включающим, как правило, принцип визуализации, реализующим повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт использования таких стимулирующих элементов, как проблемная ситуация. В совокупности указанные принципы должны обеспечить: последовательность и целостность изложения учебного материала, иерархию дидактических целей обучения, наглядность представления и проблем-ность содержания учебного модуля, а также автономность и логическую завершённость учебных модулей.

Обязательны к использованию в указанных выше целях принципы: вариативности учебных модулей, реализующий создание для обучающихся условий для дифференцируемого темпа продвижения по различным вариантам модульной программы (сокращённому, полному или повышенной трудности); адаптивности, реализующий профессионально-прикладную направленность элементов учебных модулей, т.е. обеспечивающий не только уровневую,

но и профильную дифференциацию; реализации обратной связи, требующий, чтобы процесс усвоения знаний находился под постоянными управляющими воздействиями и существование возможности, как его корректировки, так и постоянного контроля.

Основываясь на вышеизложенном, представим перечень модулей, подлежащих разработке в рамках предлагаемой методики (таблица 2).

Далее требуется сформировать сами учебные модули, придерживаясь приведенных выше принципов их построения и структуры.

В заключение отметим, что предложенный подход к разработке методики обучения математике при модульной организации учебного процесса может быть использован научно-педагогическим составом в военных образовательных организациях высшего образования в качестве методического материала.

Дальнейшими направлениями совершенствования предложенной методики является анализ и использование в ней психологических аспектов математических способностей обучающихся, расширение состава модулей с целью обеспечения более гибкого формирования траекторий обучения по модулям с учётом индивидуальных способ-ностей обучающихся, а также вопросы формирования учебных модулей в условиях ограниченного ресурса времени, выделенного на изучение математики [8], в рамках электронной образовательной среды [9] и в условиях применения инновационных технологий в подготовке специалистов для силовых структур [10].

СО

а>

0 т

X S

я

С

р

И -

1

П

а> т

<п р

у р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п

о §

3

у

X S

03

а> р

о

ее

а> т

а:

М

В

Ja

Р

о о с S S

a

a 7

)

2 О

Список литературы

1. Пашкевич, А. В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ «Инфра-М», 2016. - 194 с.

2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

3. Третьяков, П. И., Сенновский, И. Б. Технология модульного обучения в школе : практико-ориентиро-ванная монография / под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001. - 352 с.

4. Алгебра и начала математического анализа : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 430 с.

5. Анденко, М. А. Актуальные проблемы воздействия специальных кафедр высшей школы при модульном обучении : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Анденко Михаил Алексеевич. - Новосибирск, 1993. - 171 с.

6. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей (по материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года) : сб. науч. докл. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 43 с.

7. Башарин, В. Ф. Модульная технология обучения физике // Специалист. - 1994. - № 9. - С. 26-30.

8. Костюк, А. В., Черных, А. К. Об оптимальном распределении временного ресурса по изучаемым темам // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки : сб. науч. трудов по мат-лам Междунар. науч.-С? практ. конф. - 2014. - С. 50-51.

^ 9. Костюк, А. В., Черных, А. К. Формирование электронной образовательной среды вуза // Теоретиче-

^ ские и прикладные вопросы образования и науки : сб. науч. трудов по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. ^ - 2014. - С. 51-54.

§ 10. Костюк, А. В., Черных, А. К., Малыгина, Е. А. Использование инновационных технологий в подготов-

ке специалистов для силовых структур // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2015. - № 2 (34). - С.

о

о о

(£ 134-138

© Клыкова О.Ю., Большакова Л.В., Яковлева Н.А., 2017

УДК 32.019.51

^ И. Л. Миронов, С. С. Никитина

(D

МИРОНОВ Игорь Леонидович, доцент кафедры управления персоналом и кадровой работы ^ Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Рос" сия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 459-65-99. E-mail: igmironov@mail.ru.

MIRONOV Igor Leonidovich, assistant professor, Department of personnel and educational work of the

^ St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia. PHD, assistant professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg,, Letchika Pilyutova str., 1. Tel.: 459-65-99. E-mail: igmironov@mail.ru.

н

<D

С НИКИТИНА Светлана Сергеевна, профессор кафедры управления персоналом и кадровой ра-

й боты Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор политических наук. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 459-65-99. E-mail: s.s.nikitina@inbox.ru.

к NIKITINA Svetlana Sergeevna, Professor, Department of personnel and educational work of the St.

£ Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Doctor of Political Sciences. Address: Russia,

^ 198206, St. Petersburg,, Letchika Pilyutova str., 1. Tel.: 459-65-99. E-mail: s.s.nikitina@inbox.ru.

Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации: системный анализ

Interaction of law-enforcement bodies with mass media: system analysis

Данная статья посвящена системному анализу процесса взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации. В качестве методологии исследования автор использует теорию функциональных систем П.К. Анохина.

Ключевые слова: средства массовой информации, взаимодействие, органы внутренних дел, системный анализ, функциональная система.

This article is devoted to a system analysis of the process of interaction between law enforcement agencies and the media. As a research methodology, the author uses the theory of functional systems of P. K. Anokhin.

Keywords: mass media, interaction, internal affairs bodies, system analysis, functional system.

Принципы деятельности полиции [1] представляют собой не только организационно-управленческие основы её деятельности, но и важные нравственные установки, вытекающие из приоритета человеческой личности как высшей ценности [2].

Одной и ведущих гуманистических доминант, определяющих нравственный характер деятельности полиции, является принцип общественного доверия и поддержки граждан.

Позитивное общественное мнение является, необходимым условием, важным «моральным фоном» эффективной деятельности полиции. Только на основе общественного доверия и поддержки граждан сотрудник полиции сможет в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал, выполнить сложные задачи оперативно-служебной деятельности.

Формирование позитивного общественного мнения о полиции во многом зависит от эффективности работы подразделений информации и общественных связей, организация работы которых является важной теоретической проблемой. Методологической основой исследования данной проблемы может быть теория систем. Системный метод получил широкое распространение в гуманитарных науках в по-

следние десятилетия прошлого века, задолго до введения в научный обиход термина «технологии».

Теория систем, получившая широкое развитие в науке в последние десятилетия прошлого века, реа-лизовывалась в виде следующих тенденций:

- теоретический поиск и оценка;

- математическая теория систем;

- изучение натуральных систем и на этой основе анализ социально-экономических систем.

Предметом настоящего исследования является социальный процесс - взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации. На взгляд авторов, в данном случае уместно третье направление - использование в качестве методологической основы исследования учения о функциональной системе П.К. Анохина. Ученый на основе изучения биологических объектов сформулировал одно из наиболее удачных определений системы, под которой он понимал «комплекс таких избирательно вовлечённых компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимодействия компонентов для получения фокусированного полезного результата» [3, с. 72].

При многообразии взглядов различных авторов (сторонников третьей тенденции в изучении систем)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.