Научная статья на тему 'Рекомендации Международной морской организации (IMO) к содержанию естественнонаучных дисциплин для подготовки специалистов морского флота'

Рекомендации Международной морской организации (IMO) к содержанию естественнонаучных дисциплин для подготовки специалистов морского флота Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / MODEL COURSES / КОНВЕНЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / THE CONVENTION''S REQUIREMENTS / МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MARITIME EDUCATION / СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН / COURSES CONTENT / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омельченко Алина Павловна

В статье анализируются специальные издания Международной морской организации: Модельный курс 7.03 «Вахтенный помощник капитана» и Модельный курс 7.04 «Вахтенный механик» в части требований к содержанию естественнонаучных дисциплин. В данных методических комплексах рассмотрены цели обучения дисциплинам «Математика» и «Физика», требования к содержанию, требования к учебным средствам и оборудованию, рекомендованное количество часов для проведения лекционных и практических занятий по разделам дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омельченко Алина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомендации Международной морской организации (IMO) к содержанию естественнонаучных дисциплин для подготовки специалистов морского флота»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (IMO) К СОДЕРЖАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ФЛОТА Омельченко А.П. Email: Omel'chenko1789@scientifictext.ru

Омельченко Алина Павловна — преподаватель информатики высшей квалификационной категории,

морской колледж,

Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, г. Владивосток

Аннотация: в статье анализируются специальные издания Международной морской организации: Модельный курс 7.03 «Вахтенный помощник капитана» и Модельный курс 7.04 «Вахтенный механик» в части требований к содержанию естественнонаучных дисциплин. В данных методических комплексах рассмотрены цели обучения дисциплинам «Математика» и «Физика», требования к содержанию, требования к учебным средствам и оборудованию, рекомендованное количество часов для проведения лекционных и практических занятий по разделам дисциплин.

Ключевые слова: модельные курсы, конвенционные требования, морское образование, содержание дисциплин, среднее профессиональное образование.

RECOMMENDATIONS OF THE INTERNATIONAL MARITIME ORGANIZATION (IMO) FOR THE NATURAL SCIENCE DISCIPLINES TO THE CONTENTS FOR MERCANT MARINE OFFICERS Omel'chenko A.P.

Omel'chenko Alina Pavlovna — teacher of computer science of the highest qualification category,

ma'ritime COLLEGE, G.I. NEVELSKOIMARITIME STATE UNIVERSITY, VLADIVOSTOK

Abstract: the article analyzes the special edition of the International Maritime Organization: Model Course 7.03 "Officer in charge of a navigational watch" and Model Course 7.04 "Officer in charge of an engineering watch " in terms of the requirements for the content of natural science disciplines. In the submitted methodical complexes are considered the goal of learning in subjects "Mathematics" and "Physics", content requirements, requirements for training facilities and equipment, the recommended number of hours of lectures and practical classes on sections of disciplines. Keywords: model courses, the Convention's requirements, maritime education, courses content, secondary vocational education.

УДК 377.031.4

Специфика морского образования заключается в том, что подготовка специалистов морского флота осуществляется по программам, соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам, и в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года с поправками (далее - Конвенция ПДНВ) и приказа Минтранса России от 15 марта 2012 года № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов».

В Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского периодически осуществляется проверка на соответствие подготовки специалистов морского флота требованиям Конвенции ПДНВ. В качестве одного из критериев соответствия систем образования конвенционным требованиям используются Модельные курсы - специальные издания Международной морской организации (далее - IMO), представляющие собой методические комплексы в той или иной области подготовки специалиста. В них содержатся программы дисциплин, распределение времени, отводимого на их изучение по темам занятий, инструкции преподавателю, перечень обязательной литературы и тому подобное. В настоящее время под эгидой IMO издано несколько десятков Модельных курсов, которые должны использоваться в учебном процессе и входить в состав методических комплексов дисциплин и специальности.

В предисловии к курсам подчеркивается, что они носят рекомендательный характер и при реализации их в учебном процессе должны учитываться особенности сложившейся национальной системы подготовки специалистов, так как системы обучения и культурные традиции в различных странах значительно отличаются.

Модельный курс 1МО 7.03 «Вахтенный помощник капитана» состоит из предметных модулей и содержит два приложения «Математика», «Физика» [1]. В приложениях установлены единые стандарты к обучающимся, цели обучения, его содержание, уровни знаний и компетентности в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ.

Цель обучения дисциплине «Математика»: математические навыки для выполнения вычислений в навигации, грузовых работах, остойчивости судна и других областях своей профессиональной деятельности.

Требованию к содержанию:

1.1. Алгебра (24 часа). В данном разделе рассматриваются формулы вычисления куба суммы, квадрата суммы, квадрата разности, произведения суммы, упрощение выражений, выражения со степенями, решение линейных уравнений с одной и двумя переменными, решение квадратных уравнений, понятия приближенного значения числа, относительной и абсолютной погрешности, решение текстовых задач.

1.2. Графики (12 часов). Обучающиеся должны иметь возможность производить график данных или наблюдаемых данных и извлечения информации из графика. Они также должны быть в состоянии сделать графики простых функций для данного диапазона независимой переменной, решать графически систему уравнений, квадратные и кубические уравнения.

1.3. Пропорция, вариация и интерполяция (10 часов). Очень важно, чтобы курсанты могли интерполировать быстро и точно, и также выполнить обратную интерполяцию.

1.4. Геометрия (16 часов). Акцент делается на изучении свойств фигур, параллельных линий и перпендикулярных линий, вычислении длины стороны прямоугольного треугольника по известным двум, нахождении углов треугольника, центра тяжести треугольника, длины дуги, построениях - перпендикуляра к линии от заданной точки, перпендикулярно к линии в заданной точке на линии, касательной к окружности, серединного перпендикуляра линии, биссектрисы угла, деления линии на заданное число равных частей, медианы треугольника. Формальные доказательства теорем не требуется.

1.5. Тригонометрия (18 часов). Курсант описывает измерение угла в градусах, минутах и секундах дуги, описывает измерение угла в градусах и определяет радианы, определяет синус, косинус и тангенс в виде отношений сторон прямоугольного треугольника, взаимные соотношения косеканс, секанс и котангенс, тригонометрические функции для углов любого размера, обратные тригонометрические функции, знает значения тригонометрических функций для основных углов, рисует графики тригонометрических функций в пределах диапазона -360° до 360°, решает простейшие тригонометрические уравнения, решает задачи с использованием прямоугольного треугольника, косоугольного треугольника, преобразует полярные координаты в декартовые и наоборот.

1.6. Измерения (8 часов). Решение задач на нахождение площади и периметра геометрических фигур, площади сектора и сегмента круга, площади поверхности и объемов геометрических тел.

1.7. Сферические треугольники (28 часов). Вывод и доказательства из формул не требуются. Курсант определяет сферический треугольник как фигуру на поверхности сферы, ограниченную дугами трех больших кругов, решает задачи со сферическим треугольником с использованием формулы синуса, косинуса, правила Напье.

1.8. Векторы (12 часов). Курсант различает скалярную и векторную величины, решения векторных задач ограничиваются случаями, когда векторы указаны в перпендикулярных направлениях. Курсант решает задачи, связанные с силой, скоростью и ускорением. Хорошей рекомендацией было бы решение судовых задач с использованием сил грузового устройства, относительного движения, относительной скорости.

1.9. Эллипс и гипербола (4 часа). Цель этой главы состоит в изучении свойств эллипса и гиперболы, построении эллипса и гиперболы для дальнейшего понимания темы в навигации и навигационных средств.

Ниже приведены таблицы распределения времени по разделам, по видам учебных занятий для подготовки судоводителей (таблица 1) и судомехаников (таблица 2) по дисциплине «Математика»:

Знания, умения и навыки Количество часов

лекция практика

1. Алгебра 8 16

2. Графики 4 8

3. Пропорция, вариация и интерполяция 4 6

4. Геометрия 6 10

5. Тригонометрия 6 12

6. Измерения 2 6

7. Сферические треугольники 8 20

8. Векторы 4 8

9. Эллипс и гипербола 2 2

Всего часов: 44 88

Итого: 132 часа

Таблица 2. Распределение времени по разделам дисциплины «Математика» для подготовки судомехаников

Знания, умения и навыки Количество часов для лекционных и практ. занятий

2.1 Математика 100

2.1.1 Вычисления с положительными и отрицательными целыми числами 18

2.1.2 Упрощение выражений 12

2.1.3 Степень 9

2.1.4 Вычисления 9

2.1.5 Алгебра 18

2.1.6 Тригонометрия 18

2.1.7 Измерения 10

2.1.8 Графики 6

Требования к квалификации преподавателя: наличие математического образования.

Рекомендовано следующее оборудование: учебный кабинет с зеленой/белой доской и проектором, научные калькуляторы для вычислений тригонометрических и обратно тригонометрических функций, навигационные таблицы, которые используются как математические таблицы, шкала для определения водоизмещения судна.

Требования к литературе в Модельном курсе отсутствуют, выбор учебника зависит от предпочтений преподавателя.

Цель обучения дисциплине «Физика»: базовые знания для поддержки понимания физических принципов, лежащих в основе поведения судна и его среды и функционирования оборудования, понимания технических спецификаций и инструкций к оборудованию, с которым обучающиеся еще не знакомы.

Рекомендованное число часов: 451 час, из которых 147 часов отводится на лабораторные и практические занятия, больше, чем в существующих учебных планах колледжа.

В требованиях к содержанию подробно перечисляются знания, умения и навыки по каждой теме. Указываются темы, по которым курсант должен решать задачи, например, задачи на равноускоренное движение; задачи, связанные с работой, энергией и силой; задачи, связанные с рычагом, перемещением шкива, наклонной плоскостью, колесом и осью, винтовым домкратом; задачи на проводимость; задачи на расширение твердых тел и жидкостей; решать уравнения для идеального газа; задачи на изменение состояния и теплоты. Приводятся темы, по которым проводится демонстрация физического опыта.

В рекомендациях Модельного курса указывается, что для подготовки судоводителей раздел «Электроника» включается по желанию. По учебным планам для специальности 26.02.03 «Судовождение» данный раздел изучается дисциплиной «Электротехника и электроника».

Требования к учебным средствам и оборудованию: учебный кабинет оборудован рабочими столами и устройствами для демонстраций и выполнения лабораторных работ. Предлагается минимальный перечень приборов, начиная с линейки и транспортира и заканчивая трансформатором, конденсатором, демонстративным электродвигателем, генератором,

электронно-лучевым осциллографом. Как и кабинет математики, кабинет физики должен быть оснащен зеленой/белой доской и проектором, научными калькуляторами для вычислений тригонометрических и обратно тригонометрических функций, с функцией памяти, математическими таблицами.

В таблице 3 приведено рекомендованное распределение времени на разделы дисциплины «Физика» из Модельного курса 7.03 «Вахтенный помощник капитана»:

Таблица 3. Распределение времени по разделам дисциплины «Физика» для подготовки судоводителей

Знания, умения и навыки Кол-во часов Кол-во часов

(лекция) (практика)

1. Общая физика 30 42

1 Масса, вес и сила 4 4

2. Расстояние, скорость и ускорение 4 6

3. Круговое движение и вращение 4 4

4. Статика 4 6

5. Работа, энергия и сила 2 4

6. Машины 4 6

7. Плотность 2 4

8. Жидкости 4 4

9. Принцип Архимеда и плавучесть 2 4

2. Теплота 18 18

1 . Температура 2 4

2. Расширение твердых тел и жидкостей 2 4

3. Газы 4 4

4. Передача тепла 2 2

5. Изменение состояния 2 2

6. Пары 4 2

7. Охлаждение 2 0

3. Звуковые и световые волны 32 24

1. Волны 6 4

2. Электромагнитное излучение 2 2

3. Свет 14 14

4. Звук 10 4

4. Магнетизм и электричество 54 46

1. Магнетизм 10 10

2. Электробезопасность 2 0

3. Электрические принципы 4 0

4. Электрическая схема 4 8

5. Работа, энергия и мощность в электрической цепи 2 2

6. Электромагнитная индукция 4 6

7. Конденсаторы 2 2

8. Электрические генераторы и двигатели 6 4

9. Переменное напряжение и ток 8 6

10. Распределительные и защитные устройства 4 0

11. Электрохимия 5 3

12. Инструменты 3 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Электроника 23 17

1. Инертные компоненты 2 3

2. Полупроводниковые приборы 3 3

3. Усилители 2 3

4. Обратная связь 1 3

5. Интегральные схемы 2 0

6. Источники питания 2 2

7. Осцилляторы 2 1

8. Радио передача и прием 3 0

9. Фотоэлектрические устройства 1 1

10. Цифровые цепи 5 1

Модельный курс 7.04 «Вахтенный механик» состоит из пяти приложений: базисные инженерные науки (50 часов), математика (100 часов), термодинамика (90 часов), механика (60 часов), промышленная химия (45 часов) [2].

В таблице 4 приведено рекомендованное распределение времени на разделы дисциплины «Промышленная химия» из Модельного курса 7.04 «Вахтенный механик»:

Таблица 4. Распределение времени по разделам дисциплины «Промышленная химия» для подготовки

судомехаников

Знания, умения и навыки Количество часов для лекционных и практических занятий

5.1 ПРОМЫШЛЕННАЯ ХИМИЯ 45

5.1.1 Основы химии 6

5.1.2 Кислотность / щелочность 3

5.1.3 Коррозия 12

5.1.4 Тестирование и очистка воды 12

5.1.5 Горюче-смазочные материалы 12

Таким образом, программы вышеперечисленных дисциплин должны быть разработаны в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и рекомендациями Модельных курсов 7.03, 7.04 и могут быть адаптированы преподавателем в зависимости от опыта курсантов, способностей и знаний. С этой целью в начале каждого учебного года проводится входной контроль, по результатам которого распределение времени по темам может быть изменено.

Список литературы / References

1. Officer in Charge of a Navigational Watch. Model course 7.03. London: International Maritime Organization, 1999. 248 c.

2. Officer in charge of an engineering watch. Model course 7.04. London: International Maritime Organization, 1999. 282 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.