ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ АСИНОВСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дунбинская К.А.1, Саганов П.Н.2 ©
помощник прокурора, Асиновская городская прокуратура Томской области;
2магистрант, Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ
Аннотация
В статье исследуются проблемные вопросы взаимодействия органов прокуратуры с органами местного самоуправления в Асиновском районе Томской области. Авторами предлагается комплекс мер по совершенствованию форм взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворческой деятельности.
Ключевые слова: Органы прокуратуры, органы местного самоуправления, правотворческая деятельность, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
Keywords: public Prosecutor's offices, bodies of local self-government, law-making activities, anticorruption expertise of normative legal acts.
Взаимодействие органов прокуратуры с органами местного самоуправления является одним из важных направлений деятельности прокуратуры, направленной на совершенствование муниципального правотворчества, снижение уровня коррупции на муниципальной службе, а также исполнения федерального законодательства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления.
Асиновской городской прокуратурой Томской области в рамках осуществления прокурорской деятельности осуществляется активное взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований. На территории района находится 8 муниципальных образований: 1 городское поселение, 6 сельских, муниципальное образование «Асиновский район».
В 2016 году на базе городской прокуратуры создана межведомственная рабочая группа по оценке законности муниципальных нормативных правовых актов (далее - НПА) в целях выявления незаконных НПА, приведения их в соответствие с нормами действующего законодательства.
В 2016 году в рамках функционирования группы проведено 6 её заседаний. В ходе названных заседаний проводились учебные занятия для преодоления трудностей, возникающих у должностных лиц органов местного самоуправления в правотворческой деятельности. Результатом деятельности рабочей группы явилась устойчивая тенденция к улучшению состояния законности в сфере правотворчества на поднадзорной территории, принято более 130 НПА.
Кроме того, городской прокуратурой организовано проведение учебных мероприятий для работников органов местного самоуправления с целью повышения их квалификации, устранения имеющихся в проектах НПА типичных недостатков.
Наряду с изложенным, городской прокуратурой создана межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции.
© Дунбинская К. А., Саганов П.Н., 2017 г.
К работе межведомственной рабочей группы привлекаются представители государственных органов власти, контролирующих органов, органов местного самоуправления по соответствующей тематике заседания, в том числе, Контрольно-счётного органа Думы Асиновского района.
В 2016 году по инициативе городской прокуратуры проведено 3 заседания межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции, на которых обсуждены следующие вопросы: состояние законности и организация прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции, исполнения Национального плана противодействия коррупции, Комплексного плана прокуратуры Томской области по противодействию коррупции в 2015 году.
По итогам налаженного взаимодействия Контрольно-счётный орган Думы района направляет в городскую прокуратуру заключения о результатах проведённых проверок, которые используются в надзорной деятельности.
Необходимо отметить, что работниками городской прокуратуры на постоянной основе принимается участие в сессиях представительных органов муниципальных образований.
Также работники городской прокуратуры принимают участие в каждом заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям, созданной на базе администрации района.
В 2016 году городским прокурором в органы местного самоуправления направлено 4 проекта модельных правовых актов, результатом рассмотрения которых явилось устранение 23 пробелов правового регулирования по вопросам утверждения порядков использования бюджетных ассигнований резервных фондов администраций муниципальных образований; порядков назначения и проведения опроса граждан; сообщения лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрациях о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации; принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в местный бюджет.
Используя право нормотворческой инициативы, городской прокурор направил 32 проекта НПА касающихся, внесения изменений в административные регламенты предоставления муниципальных услуг, приведения в соответствие с федеральным законодательством НПА в бюджетной сфере. Результатом рассмотрения таких нормотворческих инициатив стало принятие 25 НПА. По результатам рассмотрения представлений, предложений в порядке статьи 9 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», направленных в истекшем году, а также ранее направленных, органами местного самоуправления принято 108 НПА.
В 2016 году городской прокуратурой изучено 1020 проектов НПА. По результатам их изучения подготовлено 582 отрицательных заключения.
Городской прокуратурой в соответствии с действующим соглашением, заключённым между прокуратурой Томской области и Советом муниципальных образований Томской области, обеспечено поведение правовой экспертизы 100 % принимаемых органами местного самоуправления НПА.
Взаимодействие в данной сфере осуществляется посредством направления документов на электронную почту.
Поднадзорными органами местного самоуправления в 2016 году принято 668 НПА. Отрицательные заключения городской прокуратуры учтены при принятии 319 НПА. В 2016 году допущен 1 факт принятия НПА при отсутствии заключения городской прокуратуры. Причиной непоступления проекта в городскую прокуратуру явилась ошибка управляющего делами администрации Батуринского сельского поселения. На указанный НПА принесен протест, по результатам рассмотрения которого НПА отменен. Кроме того, в связи с
допущенным нарушением закона городским прокурором Главе администрации Батуринского сельского поселения внесено представление (рассмотрено, удовлетворено, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности).
В 2016 году городским прокурором опротестовано 134 муниципальных НПА, 108 НПА приведены в соответствие с действующим законодательством, отменены либо признаны утратившими силу.
Кроме того, в органы местного самоуправления внесено 82 представления, по результатам рассмотрения которых в дисциплинарном порядке наказано 111 должностных лиц.
В 2016 году в соответствии со ст. ст. 4, 10, 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в указанной сфере органами местного самоуправления.
В нарушение принципов открытости и доступности, достоверности и своевременности предоставления информации органы местного самоуправления всех 8 муниципальных образований на своих официальных сайтах в сети «Интернет» допустили факты неполного размещения информации о своей деятельности. По результатам проверки городской прокурор внес 8 представлений, которые рассмотрены, удовлетворены, 8 лиц наказано в дисциплинарном порядке, нарушения устранены [1].
Для совершенствования деятельности органов местного самоуправления в сфере правотворчества и антикоррупционной экспертизы НПА, а также улучшения взаимодействия с органами прокуратуры, авторы предлагают следующие меры:
В целях повышения качества принимаемых муниципальных правовых актов, в том числе нормативных, представляется необходимым внести в федеральное законодательство изменения, касающиеся прохождения муниципальными служащими обязательного обучения по вопросам подготовки проектов НПА, а также порядка проведения правового мониторинга.
Также мы разделяем позицию тех авторов [3, 4, 8], которые считают, что необходимо законодательно обязать органы местного самоуправления предоставлять все, без исключения, проекты муниципальных правовых актов в органы прокуратуры на правовую экспертизу для выявления нарушений законодательства, юридической техники и наличия коррупциогенных факторов.
Кроме того, органы местного самоуправления должны регулярно размещать проекты муниципальных правовых актов на своих сайтах в сети «Интернет» для информированности населения о своих действиях (бездействиях), характере принимаемых решений. С этой целью обязательно предусмотреть в проектах муниципальных бюджетов строку расходов на содержание сайтов органов местного самоуправления и регулярное их обновление.
Следует также принимать меры по защите своих сайтов от несанкционированного доступа, использования в служебной деятельности сертифицированных компьютеров. Данная мера необходима для профилактики совершения коррупционных правонарушений и предупреждения компьютерной преступности [2, 5, 6]. Муниципальных служащих и должностных лиц, виновных в нарушении требований защиты компьютерной информации органов местного самоуправления, привлекать к ответственности по ст. 13. 12 КоАП РФ.
Литература
1. Архив Асиновской городской прокуратуры Томской области за 2016 год.
2. Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Капинус О.С., Меркурьев В.В., Ображиев К.В., Павлинов А.В., Расторопов С.В., Скляров С.В., Андреев Б.В., Бажанов С.В., Евдокимов К.Н., Жубрин Р.В., Ларьков А.Н., Раскина Т.В., Соколов Д.А., Степанов О.А. Криминология. Общая часть. Учебник / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 303 с.
3. Березина Е.В., Евдокимов К.Н. Актуальные вопросы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30). С. 23-24.
4. Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Ефимова Ю.С., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Любушкина В.П., Онохова В.В., Романов Д.И. Муниципальное право России. Иркутск, 2014. 327 с.
5. Евдокимов К.Н. Структура и состояние компьютерной преступности в Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 1 (35). С. 86-94.
6. Евдокимов К.Н. Криминологические особенности личности компьютерного преступника в Российской Федерации // Уголовный закон Российской Федерации: проблемы правоприменения и перспективы совершенствования: Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 116-122.
7. Юрковский А.В., Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Онохова В.В., Праскова С.В., Суркова И.С., Тирских М.Г., Шаламова А.Н. Конституционное право. учебное пособие / Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, Иркутск. - 2015. 611 с.
8. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Любушкина В.П. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности. учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. Иркутск, 2014. 239 с.