_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 342.41
ББК 67.400.6
Палагина Елена Анатольевна
Старший помощник Лесозаводского межрайонного прокурора
юрист 1 класса.
Жеребцова Виктория Семеновна
студентка 1 курса магистратуры юридического факультета Иркутского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ К ДЕПУТАТАМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, НЕ ИСПОЛНИВШИХ ОБЯЗАННОСТИ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности применения мер ответственности к депутатам представительных органов местного самоуправления, не исполнивших обязанности, установленные федеральным законодательством о противодействии коррупции.
Ключевые слова
коррупция, мер ответственности, депутаты представительные органы, местное самоуправление.
FEATURES OF THE APPLICATION OF MEASURES OF RESPONSIBILITY TO THE DEPUTIES OF
REPRESENTATIVE BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT DOES NOT FULFILL THE OBLIGATION ESTABLISHED BY FEDERAL LAW ON COMBATING CORRUPTION.
The article discusses the features of the application of measures of responsibility to the deputies of representative bodies of local self-government does not fulfill the obligation established by federal law on combating corruption.
Keywords
corruption, measures of responsibility, members of representative bodies, local self-government.
Формы проявления коррупции неоднозначны, многообразны, обусловлены субъективными и объективными факторами. Любая публичная власть нуждается в самоограничении. Для этого необходимо создание стабильных правовых основ предупреждения коррупции и совершенствовании национального законодательства с учетом норм международного права, формирование надлежащей практики применения норм национального законодательства и навыков контроля и надзора за его реализацией [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].
Федеральным законом от 03.11.2015 № ЗОЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» внесены изменения, обязывающие депутатов соблюдать ограничения, запреты и исполнять обязанности, установленные антикоррупционным законодательством.
Законодатель определил единственную меру ответственности к депутатам, не исполнившим обязательства - досрочное прекращение полномочий, при этом, не дифференцировав их по уровню (федеральных, региональных, местных представительных органов городским округов, поселений).
Указанная норма сравнительно новая и в настоящее время не имеет однозначного применения, в отношении одних депутатов применяются нормы, установленные в законодательстве, в отношении других же, представительным органом принимаются решения, констатирующие факт нарушения обязанностей, при этом, не применяя меру ответственности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
Так, например, при проведении проверки Лесозаводской межрайонной прокуратурой установлено, что депутатами Думы Лесозаводского городского округа не отражены сведения о наличии в собственности транспортных средств, наличие открытых счетов в кредитных организациях на общую сумму более 200 тысяч рублей, а также не предоставлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супругов, из 22 депутатов представительного органа, 13 не надлежащим образом исполнили обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством.
В целях устранения выявленных нарушение межрайонным прокурором в Думу направлено представление.
Информация, изложенная в представлении направлена главой городского округа, председателем Думы в комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Думы Лесозаводского городского округа.
05.07.2016 с последующим продолжением рассмотрения информации 19.07.2016 комиссией установлено, что всеми депутатами нарушены требования ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». При этом рекомендовано Думе ЛГО принять решение о досрочном прекращении 13 депутатами полномочий.
В повестку дня очередного заседания Думы, 29.07.2016, включены вопросы о рассмотрении вопросов о досрочном прекращении полномочий в отношении 12 депутатов.
Представительным органом принято решение о досрочном прекращении полномочий только депутатом Думы Лесозаводского городского округа по единому избирательному округу от Приморского регионального отделения Политической партии «Ъ»9 С., в отношении остальных депутатов, с учетом Письма Минтруда России от 21.03.2016 N 18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» приняты решения о признании проступков незначительными.
Не согласившись с решением Думы, С. обратился в Лесозаводский районный суд с административным заявлением о признании вынесенного в отношении него решения незаконным.
Решением Лесозаводского городского суда от 31.08.2016 в удовлетворении заявления отказано.
На решение суда С. принесена апелляционная жалоба.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 01.12.2016 решение Лесозаводского городского суда оставлено в силе, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Кроме того, 22.09.2016 решением комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Думы Лесозаводского городского округа установлено, что депутатом Т. нарушены требования ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» выразившиеся в предоставлении недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также непредоставлении сведений о доходах своей супруги. Также комиссией рекомендовано Думе ЛГО принять решение о досрочном прекращении депутатом Т. полномочий депутата.
Подготовленный проект решения представлен на заседание Думы Лесозаводского городского округа 27.09.2016.
В повестку дня внесен вопрос № 14 «О неисполнении обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», депутатом Думы Лесозаводского городского округа по единому избирательному округу от Приморского регионального отделения Политической партии «Л» Т.».
При рассмотрении указанного вопроса решение принято не было, поскольку голоса разделились таким образом: 5 - за, 6 - против; 6-воздержалось. При этом в голосовании участвовали 17 депутатов и глава городского округа. Согласно п. 3 ст. 55 Устава Лесозаводского городского округа решения Думы городского округа по вопросам организации деятельности Думы городского округа принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов, за исключением решений, для которых настоящим Уставом определен иной порядок принятия.
9 Название партии и персональные данные депутатов намеренно изменены.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
Таким образом, поскольку при голосовании достигнуто равенство голосов, как голосовавших против, так и воздержавшихся, решение по указанному вопросу принято не было.
В повестку дня заседания не включался вопрос о рассмотрении заявления депутата Т. о сложении депутатских полномочий, в связи с уходом в отставку по собственному желанию.
Вместе с тем, при обсуждении вопроса «Разное», рассмотрено заявление депутата Т. о добровольном сложении депутатских полномочий, в связи с избранием его депутатом Законодательного Собрания Приморского края и принято решение № 531 «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы Лесозаводского городского округа по единому избирательному округу от Приморского регионального отделения Политической партии «Л» Т.».
21.11.2016 Лесозаводским межрайонным прокурором в Лесозаводский районный суд направлено административное исковое заявление о признании бездействия Думы Лесозаводского городского округа по принятию решения «О неисполнении обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», депутатом Думы Лесозаводского городского округа по единому избирательному округу от Приморского регионального отделения Политической партии «Л» Т.», -незаконным.
Признании решения Думы Лесозаводского городского округа от 27.09.2016 № 531 «О досрочном прекращении полномочий депутата Думы Лесозаводского городского округа по единому избирательному округу от Приморского регионального отделения Политической партии «Л» Т.», - незаконным и возложением обязанности на Думу Лесозаводского городского округа устранить допущенные нарушения требований ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Юридическая ответственность за коррупционные правонарушения в широком значении - это предусмотренная правовыми нормами мера государственного принуждения, применяемая к правонарушителю за совершенное коррупционное противоправное деяние, связанная с претерпеванием виновным лишений личного, имущественного или организационного характера [8, 9].
Как показывает практика, в 2016 году большая часть депутатов органов местного самоуправления не исполнила указанные обязанности, что в силу закона влечет за собой досрочное прекращение полномочий, при этом, принятие решений о досрочном прекращении полномочий депутата влечет за собой возможное отсутствие кворума для принятия тех или иных решений представительного органа, несет дополнительную нагрузку на бюджет муниципального образования, поскольку для легитимности представительного органа, необходимо проведение дополнительных выборов депутатов, отсутствие легитимного состава представительного органа, в какой-то мере может дестабилизировать работу органов местного самоуправления по исполнению вопросов местного значения, в том числе, при принятии решений о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Вместе с тем, выборное должностные лицо, депутат представительного органа муниципального образования обладают особым статусом, поскольку выполняют определенные публичные муниципальные функции в интересах населения муниципального образования, интересы Российской Федерации, и всего гражданского общества состоят в том, чтобы каждый депутат добросовестно исполнял свои публичные обязанности, направленные на предупреждение и борьбу с коррупцией.
Таким образом, представляется необходимым внести изменения в действующее законодательство и предусмотреть дополнительный вид ответственности за неисполнение обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством. Более эффективной, на наш взгляд, является административная ответственность за данные коррупционные правонарушения. Например, за непредставление сведений о доходах предусмотреть ответственность в виде административного штрафа, в случае неоднократного нарушения данной нормы, применять в качестве ответственности досрочное прекращение полномочий.
Список использованной литературы
1. Правовые основы противодействия коррупции. Учебное пособие / А.В. Юрковский, К.Н. Евдокимов, В.М. Деревскова. - Иркутск: ИЮИ (ф) АГП РФ, 2012. - 190 с.
2. Юрковский А.В. Право и политика // Сибирский юридический вестник. - 2007. - № 4. - с. 35 -39.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 2410-700Х
3. Юрковский А. В. Право как ценность и ценности в праве // Социология и право. - 2016. № 2 (32). - с. 95. - 102.
4. Юрковский, А. В. Проблемы организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // Правовая политика современной России Международная научно-практическая конференция, посвященная 95-летию Иркутского государственного университета. 2013. - С. 72-75.
5. Юрковский А.В., Кузьмин И.А. Государственно-правовые проблемы противодействия коррупции в Китайской Народной Республике // Юридическая Наука. - 2015. - № 4. С. 42-49.
6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. / А. В. Юрковский, О. В. Костюнина, В. П. Любушкина. - Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. - с. 91
7. Кузьмин И. А., Юрковский А. В. Отечественная система права и законодательства: взгляд сотрудников прокуратуры // Государственная служба. - 2016. № 3. - с. 111-114.
8. Фирсова О. А., Юрковский А. В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе. Иркутский юридический ин-т (филиал) Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Иркутск, 2008. - с. 10
9. Юрковский, А. В. Социально обусловленные причины появления коррупции // Проблемы совершенствование прокурорского надзора. Сборник статей. -Иркутск: ИЮИ (ф) АГП РФ, 2012. - Вып.9.
© Палагина Е. А., Жеребцова В. С., 2016
УДК 378
Полич Виктор Валентинович
Зместитель начальника по учебной работе Новосибирского военного института войск национальной гвардии РФ
г. Новосибирск, РФ Е-тай:3411208@тай.ги Тарасов Дмитрий Юрьевич Старий преподаватель
Новосибирского военного института войск национальной гвардии РФ
канд.пед. наук г. Новосибирск, РФ Е-тай:3411208@тай.ги Григорьев Олег Вячеславович Преподаватель Новосибирского военного института войск национальной гвардии РФ канд. юр. наук, доцент г. Новосибирск, РФ Е-тай:3411208@тай.ги
ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕНННЫХ ИНСТИТУТОВ
Аннотация
Статья посвящена теоретическому анализу актуальных аспектов проектирования и управления проектами в образовательной деятельности как направлению в образовательной деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации. Кратко раскрыты области применения и методики