2. Витте Ю. Воспоминания. Т. 1. - М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1960. - С. 298-301.
3. Гаврилов В.В. Сущность прокурорского надзора в СССР. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984.
4. Демидов В.В. Законность в современном российском государстве: ав-тореф. дисс. ... канд. юрид. наук [Электронный ресурс] / В.В. Демидов. -Н. Новгород, 2004. - Режим доступа: www.dissercat.com/content/zakonnost-v-so-vremennom-rossiiskom-gosudarstve, свободный (дата обращения: 02.04.2013).
5. Емельянов С.А. Предупреждение правонарушений средствами общего надзора прокуратуры. - М.: Юрид. лит., 1980. - С. 33-35.
6. Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов. - М.: Статут, 2005. - С. 46.
7. Козусев А.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: современные проблемы теории и практики: дисс. ... докт. юрид. наук [Электронный ресурс] / А.Ф. Козусев. - М., 2001. -Режим доступа: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1292351, свободный (дата обращения: 09.04.2013).
8. Новиков С.Г. К вопросу о законодательном регулировании прокурорского надзора // Совершенствование правового регулирования прокурорского надзора в СССР: Сборник научных трудов. - М., 1978. - С. 26-27.
9. Прокурорский надзор в СССР: учебник для юридических институтов и факультетов / Под. ред. М.П. Малярова. - М.: Юр. Лит-ра, 1966. - С. 72.
10. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дознания: сборник методических материалов / Генер. прокуратура Рос. Федерации, Акад. Генер. прокуратуры Российской Федерации, 2011. - С. 133.
11. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: учебник. - М.: ИКД «ЗерцалоМ», 2011. - С. 11-15.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО общества В СФЕРЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
© Смирнова Я.А.*
Прокуратура Ярославской области, г. Ярославль
В статье рассматриваются правовые основания и отдельные формы взаимодействия органов прокуратуры с различными институтами гражданского общества.
* Старший помощник прокурора Ярославской области по взаимодействию со СМИ и общественностью.
Ключевые слова: прокуратура, институты гражданского общества, законность, правопорядок, средства массовой информации, общественные объединения, религиозные организации.
Проблемам развития и формирования гражданского общества уделяется в настоящее время значительное внимание.
Руководство страны в числе первостепенных задач в сфере укрепления законности и правопорядка определяет развитие гражданского общества, совершенствование законодательства и государственного управления, правоохранительной и судебной систем.
Правовая политика государства становится все более ориентированной на различные слои общества: созданы общественные палаты; институты уполномоченных по правам человека и ребенка, по защите предпринимателей; повсеместно организовываются общественные советы и общественные приемные; президент страны ввел в обиход понятие «доверенных лиц президента».
Для налаживания эффективного взаимодействия необходимо, прежде всего, совершенствование законодательства, регулирующего механизмы такого взаимодействия как на федеральном уровне, так и в регионах; укрепление конституционно-правовых основ функционирования институтов гражданского общества [2].
Существенная роль в рассматриваемой сфере отводится органам прокуратуры, поскольку в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» целями деятельности надзорного ведомства являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Генеральная прокуратура ориентирует прокуроров на повышение эффективности взаимодействия с институтами гражданского общества, более широкое использование всего спектра существующих методов и внедрение новых.
Работа органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, общественными и правозащитными организациями, политическими партиями и другими общественными институтами строится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», федеральными законами, регулирующими деятельность отдельных институтов гражданского общества (Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «Об общественных объединениях», и т.д.) и иными нормативными актами.
Генеральной прокуратурой, а также прокурорами субъектов Российской Федерации налажено тесное взаимодействие с ведущими федеральными и региональными средствами массовой информации, общественными и пра-
возащитными организациями, политическими партиями, органами общественного контроля и т.д.
Результаты надзорной деятельности подробно освещаются в средствах массовой информации, проводятся пресс-конференции и брифинги руководства органов прокуратуры и отраслевых подразделений. При проведении проверок организуются встречи с представителями СМИ и общественностью, на которых у последних выясняются существующие в тех или иных сферах проблемы, а также разъясняются положения действующего законодательства.
Развитие Интернет-технологий повлекло создание в сети «Интернет» официальных сайтов органов прокуратуры с Интернет-приемными и ежедневно обновляемыми лентами новостей.
На постоянной основе проводится и работа по правовому просвещению населения. Прокуроры активно участвуют в информировании различных слоев населения о состоянии законности и работе органов прокуратуры, проводят беседы правового характера для учащихся школ и студентов, встречи с трудовыми коллективами и т.д.
В газетах создаются рубрики «Прокурор информирует», в которых до сведения населения доводятся требования и изменения законодательства по наиболее актуальным вопросам, в ряде прокуратур на сайтах областных и районных администраций созданы соответствующие странички.
Органы прокуратуры активно взаимодействуют представителями предпринимательского сообщества.
Во исполнение поручения Генерального прокурора прокуратурами субъектов Российской Федерации подписаны соглашения о сотрудничестве с торгово-промышленными палатами субъектов, региональными отделениями Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Общероссийской общественной Организации «ОПОРА РОССИИ». Соглашения предусматривают обмен информацией в целях предупреждения, выявления и устранения нарушений прав предпринимателей, использования имеющихся правовых, информационных, научных, аналитических, методических и организационных ресурсов при рассмотрении проблемных вопросов правоприменительной практики и совершенствования действующего законодательства.
Представители предпринимателей привлекаются и к организации мероприятий правового просвещения.
Так, например, прокуратура Ярославской области совместно с Ярославской торгово-промышленной палатой на постоянной основе проводит учебно-методические семинары как для сотрудников контролирующих органов, так и для предпринимателей по вопросам применения Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В 1 полугодии 2013 года прокуратурой Яро-
славской области при поддержке региональных отделений Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Общероссийской общественной Организации «ОПОРА РОССИИ» издано методическое пособие по защите предпринимателей.
Аналогичным образом строится работа органов прокуратуры с общественными палатами и уполномоченными по правам человека и ребенка.
Особое место занимает взаимодействие с религиозными организациями.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире. Все чаще озабоченность этими вопросами высказывают представители различных религиозных конфессий. Не остаются они и без внимания со стороны государства.
Неслучайно в школьную программу введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Его цель познакомить учащихся с культурными и религиозными традициями многонационального народа России, привить уважение к ним и побудить к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Органы государственной власти, а также правоохранительные органы, как непосредственные субъекты профилактики правонарушений, и преступлений, заинтересованы в налаживании тесных контактов с религиозными организациями в целях предотвращения возможных террористических и экстремистских проявлений на религиозной почве.
В ряде субъектов Российской Федерации (Астраханской, Костромской, Нижегородской, Ярославской и др. областях) созданы этноконфессиональ-ные советы, в заседаниях которых принимают непосредственное участие не только представители религиозных организаций, но органов государственной власти и местного самоуправления, а также правоохранительных и контролирующих органов, прокуратуры. Деятельность советов на постоянной основе освещается в средствах массовой информации, более того, участники советов (в том числе представители различных религиозных конфессий) периодически выступают в СМИ с совместными заявлениями о необходимости терпимого отношения к представителям других религий.
В южных республиках, где проживают представители десятков национальностей и различных религий в целях предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов руководители правоохранительных органов подписывают соглашения о взаимодействии с религиозными организациями.
Подобные формы взаимодействия позволяют представителям государства «держать руку на пульсе» и оперативно реагировать на малейшие изменения настроений в обществе.
Существенную роль в сфере укрепления законности и правопорядка играют и органы общественного контроля.
Прокуроры активно взаимодействуют с общественными палатами, профсоюзами, правозащитными и саморегулируемыми организациями и.т.д. При этом особое внимание уделяется соблюдению прав социально незащищенных категорий населения: детей-сирот, инвалидов, лиц, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
Представители общественности принимают участие в комиссиях по соблюдению требований законодательства при исполнении наказаний.
Так, Ярославской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях налажено взаимодействие с Общественной наблюдательной комиссией по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
В рамках работы на данном направлении прокуратурой организуются совместные выезды с представителями комиссии в исправительные учреждения, в ходе которых производится обход территории колоний с посещением дежурной части, комнат для длительных и краткосрочных свиданий, столовых для осужденных, камер штрафных изоляторов, проводятся беседы с осужденными. По окончании обходов проводится совместный прием осужденных по личным вопросам, где им разъясняются требования законодательства, их права и обязанности, принимаются письменные обращения и т.д.
Результаты проверок обсуждаются на оперативных совещаниях с участием представителей Управления Федеральной службы исполнения наказаний области, руководства исправительных учреждений и членов общественной наблюдательной комиссии.
Продолжается взаимодействия органов прокуратуры высшими учебными заведениями.В целях обеспечения оказания квалифицированной правовой помощи социально незащищенным категориям населения сотрудники органов прокуратуры совместно со студентами ведут прием граждан в создаваемых ВУЗами юридических клиниках.
Все чаще взаимодействие с институтами гражданского общества начинает рассматриваться как элемент антикоррупционной политики государства.
Положения о необходимости такого взаимодействия содержатся в Конвенции Организации объединенных наций против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года, Федеральном законе «О противодействии коррупции», Федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Есть они и в региональном антикоррупционном законодательстве.
Кроме того, взаимодействие с институтами гражданского общества выполняет функцию профилактики правонарушений, поскольку правоохранительные органы не только информируют население о состоянии законности и правопорядка, но и проводят значительную разъяснительную работу с различными слоями населения.
Поскольку данное направление деятельности играет значительную роль в обеспечения законности и правопорядка органы прокуратуры, правоохранительные и контролирующие органы, органы государственной власти и местного самоуправления должны уделять повышенное внимание вопросам взаимодействия с институтами гражданского общества для наиболее эффективного решения поставленных перед ними задач.
Список литературы:
1. Будай С.Н. Взаимодействие органов прокуратуры Российской Федерации с институтами гражданского общества. - М.: Академия Генеральной прокуратуры, 2011.
2. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: автореферат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-yuridicheskie/a86.php.