Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МСУ С ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБОЙ МЧС РОССИИ ПРИ ЧС'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МСУ С ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБОЙ МЧС РОССИИ ПРИ ЧС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЧС / ПРАВО / МСП / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочков Павел Валерьевич

В данной статье проанализированы проблемы взаимодействия органов местного самоуправления с органами ФПС при ликвидации ЧС природного характера на сегодняшний день. Выделены объекты, определена ответственность за нарушение пожарной безопасности, уделено внимание на техническое регулирование, усовершенствование законодательства. Акцентируется внимание на практику, обозначены перспективы развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бочков Павел Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES WITH THE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA IN CASE OF EMERGENCY

This article analyzes the problems of interaction of local self-government bodies with the FPS bodies in the liquidation of natural emergencies to date. The objects are highlighted, responsibility for fire safety violations is determined, attention is paid to technical regulation, improvement of legislation. Attention is focused on practice; development prospects are outlined.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МСУ С ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБОЙ МЧС РОССИИ ПРИ ЧС»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МСУ С ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБОЙ МЧС РОССИИ ПРИ ЧС

INTERACTION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES WITH THE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA IN CASE OF EMERGENCY

Бочков Павел Валерьевич кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Государственной службы и кадровой политики», ФГБВОУ ВО «Уральский институт ГПС МЧС России, Россия, г. Екатеринбург

Bochkov Pavel Valerievich, Candidate of Economic Sciences, Associate,Professor, Associate Professor of the Department of Public Service and Personnel Policy, Ural Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Russia, Yekaterinburg

Аннотация: В данной статье проанализированы проблемы взаимодействия органов местного самоуправления с органами ФПС при ликвидации ЧС природного характера на сегодняшний день. Выделены объекты, определена ответственность за нарушение пожарной безопасности, уделено внимание на техническое регулирование, усовершенствование законодательства. Акцентируется внимание на практику, обозначены перспективы развития

Annotation: This article analyzes the problems of interaction of local self-government bodies with the FPS bodies in the liquidation of natural emergencies to date. The objects are highlighted, responsibility for fire safety violations is determined, attention is paid to technical regulation, improvement of legislation. Attention is focused on practice; development prospects are outlined.

Ключевые слова: МЧС, право, МСП, государственное управление,

4305

пожарная безопасность, законодательство, государственные органы.

Keywords: Ministry of Emergency Situations, law, SMEs, public administration, fire safety, legislation, government agencies.

Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Задачи данного исследования:

- проанализировать обязанности органов МСУ в области обеспечения пожарной безопасности;

- изучить актуальную нормативно-правовую базу, регламентирующую взаимодействие органов МСУ и противопожарной службы;

- рассмотреть осуществление контроля (надзора) в отношении органов МСУ в 2022 и 2023 годах.

Актуальность темы состоит в связи с непосредственным негативным воздействием на рост чрезвычайных ситуаций в целом, результатом чего является появление такого понятия как «подрыв ЧС в России».

Плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия направлены на анализ проведенной работы органа местного самоуправления и должностных лиц органа местного самоуправления. В рамках проведения вышеназванных мероприятий, объектом надзора является обеспечение первичных мер пожарной безопасности органами МСУ на определенной территории, подверженной угрозе лесных, ландшафтных пожаров.

Перечень населенных пунктов, на которых существуют риски возникновения природных пожаров, каждый год устанавливают региональные власти (69-ФЗ) [6]. Создание и формирование перечня таких населенных

4306

пунктов региональными властями осуществляется согласно нормативно -правовым актам, утвержденным Правительством РФ.

Мероприятия по контролю над соблюдением противопожарных требований местными органами власти будут проводиться только на той территории муниципалитета, где существует риск лесных и ландшафтных пожаров (69-ФЗ) [6].

С 1 января 2022 года органы МСУ муниципальных районов начали осуществлять полномочия по защите территорий, входящих в состав муниципального образования от пожаров путем выполнения первичных мер пожарной безопасности, указанных в статье 19 ФЗ №69 [4]. В пределах городских округов подобные полномочия продолжили осуществлять органы МСУ поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов.

К правам органов МСУ теперь относится возможность создания муниципальной пожарной охраны (№131-ФЗ) [5]. Для создания муниципальной пожарной охраны органам МСУ муниципального района необходимо утвердить и разработать положение о деятельности муниципальной пожарной охраны.

Акцентируем внимание на проблемах, связанные с безопасностью при техногенных ЧС:

1. Не хватка выделенных возможностей в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.Повышенная угроза стихийных бедствий природно- климатического характера.

3. Не хватка квалифицированного кадрового персонала.

4. Отсутствие единой системы видеоконтроля

изменился срок оформления данного паспорта до 15 дней. Таким образом, паспорт населенного пункта может быть оформлен только по истечении 15 дней со дня, когда субъект принял перечень населенных пунктов,

4307

подверженных угрозе лесных пожаров. Данное решение указано в п. 418 ППР в РФ [2]. Примечательно, что ранее сроки оформления данного документа, указаны не были.

Каждый паспорт населенного пункта оформляется в трех экземплярах [3]. Не позднее трех дней с момента утверждения паспорта населенного пункта необходимо передать данный документ в различные инстанции, а именно в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и в территориальный орган МЧС России. Один из оригиналов документа находится на постоянном хранении в органе МСУ.

В настоящее время также претерпели изменения в законодательстве, касающиеся организаций отдыха и оздоровления детей, из которых также немалое количество организованных муниципалитетом [3]. В настоящее время данные организации обязаны оформить паспорта своих территорий в случае, если территория данной организации подвержена угрозе лесных пожаров [3]. На мой взгляд, необходимо повсеместное информирование глав муниципальных образований о внесенных изменениях в законодательство и об обязанности в течении 15 дней разработать и предоставить данный документ [3].

Таким образом, в заключении стоит отметить, основной проблемой высокой пожарной опасности в муниципальных образованиях является недостаточное финансирование этого направления со стороны региона. Соответственно органами МСУ в силу дефицита бюджета полномочия в области пожарной безопасности исполняются не в полном объеме.

Литература

1. Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России [Электронный ресурс] // Сайт МЧС России. URL: https://www.vniigochs.ru/ (дата обращения 06.10.2022)

4308

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2322 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях» [Текст: электронный ресурс] // КонсультатнПлюс - Электрон. дан. - Режим доступа: https ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3730/- Дата обращения: 06.10.2022

3. Постановление Правительства РФ от 21.05.2021 N 766 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации" [Текст: электронный ресурс] // КонсультатнПлюс -Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385173/92d969e26a43 26c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/- Дата обращения: 06.10.2022

4. Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ (последняя редакция) [Текст: электронный ресурс] // КонсультатнПлюс -Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/- Дата обращения: 06.10.2022

5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Текст: электронный ресурс] // КонсультатнПлюс -Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ Дата обращения: 06.10.2022

Literature

1. All-Russian Research Institute on Problems of Civil Defense and Emergency Situations of the Ministry of Emergency Situations of Russia [Electronic

4309

resource] // Website of the Ministry of Emergency Situations of Russia. URL: https://www.vniigochs.ru / (accessed 06.10.2022)

2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2322 dated 12/28/2020 "On the procedure for interaction of Federal Executive authorities, Executive Authorities of the Subjects of the Russian Federation, local Self-government bodies with telecom operators and editorial offices of mass media in order to alert the population about emerging dangers" [Text: electronic resource] // Consultatnplus - Electron. dan. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3730 /- Date of application: 06.10.2022

3. Decree of the Government of the Russian Federation of 21.05.2021 N 766 "On amendments to the Rules of fire protection in the Russian Federation" [Text: electronic resource] // Consultatnplus - Electron. dan. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385173/92d969e26a43 26c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b /- Date of application: 06.10.2022

4. Federal Law "On Fire safety" dated 21.12.1994 N 69-FZ (latest edition) [Text: electronic resource] // Consultatnplus - Electron. dan. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438 /- Date of application: 06.10.2022

5. Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003 (as amended on 30.12.2021) "On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation" [Text: electronic resource] // Consultatnplus - Electron. dan. -Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571 / Accessed: 06.10.2022

4310

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.