I А.И. Фомин // A.I. Fomin ncvostnii@yandex.ru
д-р техн. наук, профессор, зав. каф. аэрологии, охраны труда и природы ФГБОУ ВО «КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева», ведущий научный сотрудник отдела АО «НЦ ВостНИИ», Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 Doctor of technical sciences, professor, aerology, labor protection and ecology department head, FGBOU VO KuzGTU named after T.F. Gorbachev "of the of AO "ScC VostNII" department leading researcher, Russia, 650002, Kemerovo, Institutskaya st., 3
I Д.А. Бесперстов // D.A. Besperstov
канд. техн. наук, доцент кафедры «Тех-носферная безопасность» ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Technosphere Safety Department, FGBOU VO "Kemerovo State University
УДК 614.849
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
STATE SUPERVISION SYSTEM IN THE FIELD OF FIRE SAFETY AT THE ENTERPRISES OF THE COAL INDUSTRY
В настоящей статье приведена система государственного надзора в области пожарной безопасности, в том числе распространяющаяся на проведение проверок в отношении предприятий, ведущих добычу и переработку угля. Приведена организация и проведение контрольно-надзорных и профилактических мероприятий, в том числе в области пожарной безопасности, с рассмотрением порядка формирования планов плановых контрольно-надзорных мероприятий (далее - КНМ), согласования их с органами прокуратуры. Система государственного пожарного надзора на угольных предприятиях приведена с учетом структуры основных нормативно-правовых актов по реализации государственных надзоров, выделив акты в области пожарной безопасности. Определена необходимость реализации законодательных и нормативно-правовых актов по организации и осуществлению федерального государственного пожарного надзора в части снижения государственного регулирования на предприятиях угольной промышленности добросовестных собственников угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий. Множество законодательных, нормативных, правовых актов в области государственного надзора (контроля), часто меняющихся, а иногда и противоречащих друг другу, не позволяют должным образом осуществлять результативно профилактические мероприятия и не оказывают существенного влияния на снижение пожарных рисков и безопасность труда работников угольной промышленности. Авторы статьи считают необходимым минимизировать государственное влияние на функционирование производственной деятельности предприятий, имеющих опасные производственные объекты, к которым относятся предприятия по добыче и переработке угля. Качественное и эффективное проведение профилактических мероприятий в области пожарной безопасности дает возможность предотвратить возникновение пожаров и проявления опасных факторов на производственных объектах - на предприятиях ведущих добычу угля как открытым, так и подземным способом и его переработку.
This article provides a system of state supervision in the field of fire safety, including the conduct of inspections in relation to enterprises engaged in the extraction and processing of coal. The organization and implementation of control and supervisory and preventive measures, including measures in the field of fire safety, with a consideration of the procedure for the formation of plans for planned control and supervisory measures (hereinafter - KNM), their coordination with the prosecutor's office is given. The system of state fire supervision at coal enterprises is given taking into account the structure of the main regulatory legal acts on the implementation of state supervision, underlining acts in the field of fire safety. The necessity of implementing legislative and regulatory legal acts on the organization and implementation of federal state fire supervision in terms of reducing state regulation at coal industry enterprises of bona fide owners of coal mining and coal
processing enterprises is determined. A lot of legislative, regulatory, legal acts in the field of state supervision (control), which are often changing and sometimes contradicting each other, do not allow to properly carry out effective preventive measures and do not significantly affect the reduction of fire risks and the safety of workers in the coal industry. The authors of the article consider it necessary to minimize the state influence on the enterprises production activities that have hazardous production facilities functioning, which include coal mining and processing enterprises. High-quality and effective implementation of preventive measures in the field of fire safety makes it possible to prevent the occurrence of fires and the manifestation of its hazardous factors at hazardous production facilities - at enterprises leading both open-pit and underground coal mining and coal processing.
Ключевые слова: КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАДЗОРОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР, УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, НАДЗОР ЗА УГОЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ.
KEY WORDS: CONTROL AND SUPERVISION MEASURES, STATE SUPERVISION SYSTEM, STATE FIRE SUPERVISION, COAL INDUSTRY, SUPERVISION OF COAL ENTERPRISES, REGULATORY LEGAL ACTS, PREVENTION OF VIOLATIONS.
Экономика страны во многом зависит от надлежащей деятельности предприятий угольной отрасли. Особая роль отведена угольным объектам в регионах и городах Российской Федерации, где они являются градообразующими и имеют основное влияние на региональную и муниципальную экономику. Для надлежащего функционирования предприятий угольной промышленности в Российской Федерации принят ряд законодательных и нормативно-правовых актов, контроль за которыми возложен на федеральный государственный пожарный надзор 1, 2, 3].
Актуальна борьба с пожарами и за рубежом. Несмотря на то что пожарная охрана возникла из частного капитала, впоследствии она стала государственной [4, 5, 6]. Также за рубежом особое внимание уделено профилактике пожаров и оборудованию пожарных подразделений специальной техникой [7].
Функции пожарной охраны и надзорных органов России отличаются от их зарубежных коллег. Так, государственный пожарный надзор выполняют организации, связанные со строительным надзором, которые являются консультирующими органами по повышению пожарной безопасности объектов защиты, а также снижению пожарных рисков социального и экономического характера 3, 9].
Организация и проведение контрольно-надзорных и профилактических мероприятий
В соответствии с законодательством о го-
сударственном контроле (надзоре) установлен порядок организации и проведения контрольно-надзорных и профилактических мероприятий государственными органами [10]. По реализации данного законодательства различные федеральные органы инициировали изменения в соответствующие законодательные и правовые акты, регламентирующие особый порядок осуществления подведомственного вида надзора. Так, в области пожарной безопасности изменены положения закона о пожарной безопасности по контролю за исполнением требований [11, 12, 13].
Для наглядности положения законодательства о федеральном государственном пожарном надзоре можно представить в виде следующих блок-схем 1 - 4:
Из блок-схем 1 - 4 следует, что законодатель предусмотрел процесс обжалования результатов рассмотрения планов плановых проверок органами прокуратуры вплоть до судебных органов. Вместе с тем значительная роль определена для профилактических мероприятий в области пожарной безопасности, что особо актуально для угольных предприятий со значительными пожарными рисками по обеспечению безопасности труда работников.
Система государственного пожарного надзора на угольных предприятиях
Государственный надзор в области пожарной безопасности на угольных предприятиях представляет собой контрольные действия за реализацией требований установленных действующим законодательством Российской Фе-
Блок - схема 1 - Порядок формирования планов проведения плановых КНМ Block - diagram 1 - The plan formation procedure for the planned KNM
Блок - схема 2 - Порядок согласования с органами прокуратуры КНМ Block - diagram 2 - The procedure of the KNM coordination with the prosecutor's office
26
Блок - схема 3 - Контрольно-надзорные мероприятия в области пожарной безопасности Block - diagram 3 - Control and supervision measures in the field of fire safety
дерации. Государственный пожарный надзор осуществляется федеральными органами [14]. Необходимость федерального уровня обусловлена значительными социально-экономическими потерями от пожаров в Российской Федерации как для населения, так и для предприятий, в том числе угольных.
Системой государственного пожарного надзора является организация и осуществление надзора в соответствии с законодательными и
нормативно-правовыми актами, находящимися в юридической взаимосвязи друг с другом и образующие единое правовое поле.
Для наглядности систему можно представить в виде следующей принципиальной блок-схемы 5.
В данной блок-схеме представлены не только основные нормативно-правовые акты по реализации государственных надзоров в Российской Федерации, в том числе по пожарной
Блок - схема 4 - Профилактические мероприятия в области пожарной безопасности Block diagram 4 - Preventive measures in the field of fire safety
безопасности на угольных предприятиях, но и взаимодействие данных актов. В связи с развитием надзорных органов издано значительное количество законодательных, подзаконных и нормативно-правовых актов. В актах по реализации федерального государственного пожарного надзора за деятельностью угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий законодательством внесено ряд изменений.
Выводы и предложения
Развитие контрольно-надзорных органов диктуется условиями конкурентоспособности предприятий страны, что обусловлено необходимостью участия Российской Федерации, в том числе по поставке энергоресурсов и продукций, на международных рынках. Для реализации поставленных задач необходима минимизация государственного влияния на деятельность предприятий в целях выработки добросовестности собственников объектов с высоким уровнем по-
Нар&пниени-гфаихке дяжишрей^вщ:: лди)зястд s OS.1HCдк ffesf.ia^iMcm^
ПостаиоЕленне Правительства РФ от Ш 0.2020 № 1662
Федеральный гаксн ог 21.12.1994 № 69-ФЗ
ПостаиоЕленне Правительства РФ от 12.04.2012 №290
ПостаиоЕленне Правительства РФ от
11.07.2020 N° 1034
Постановление Правительства РФ от 22.07.2020 Хг 1034
ПостаиоЕленне Правительства РФ от 31.03.2020 X51325
Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 Х= 1479
Прнказ МЧС России ог 0/.06.2021 Xs 364
Ясдиожлбкг-.чг^биг зшк ïie^wiiuiiiiKL _s PpiiuicKi'i ^айекцши
Фадер;
закон от 31.07.2020 X» 248-ФЗ
Федеральный заксн от 3 1.07.2020 Хе 247-ФЗ
Федеральный заксн от 11.06.2021 Хе 170-ФЗ
Федеральный заксн от 27.07.2010 Хе 210-ФЗ
ПостаноЕпеннг Правительства РФ от 30.11.2020 №1969
Постановление Правительства РФ от
29.12.2020 № 232S
ПктавюЕПЕНнг Правительства РФ от 31.12.2020 №2428
Постановление Правительства РФ от 02.04.2021 № 52В
Постановление Правительства РФ от 16.04.2021 № 604
Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 №990
Приказ- Генпрокуратуры России от 02.06.2021 № 294
Приказ МннакшноыразЕнтня России от 31.03.2021 №151
Приказ Минэкономразвития России от
03.06.2021 Хе 17363-АХ-Д32И
Блок - схема 5 - Структура основных нормативно-правовых актов по реализации государственных надзоров,
в том числе в области пожарной безопасности
Block diagram 5 - The structure of the main regulatory legal acts on the implementation of state supervisions, including
the field of fire safety
жарной опасности работников предприятий.
Заключение
Законодательные профилактические мероприятия в области пожарной безопасности позволят предупредить пожары и негативные последствия от них на угольных предприятиях. Впоследствии данная работа положительно по-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
влияет на уровень производства и пожарной безопасности работников, так как у добросовестных собственников появятся дополнительные финансовые возможности на реализацию требований пожарной безопасности, вплоть до разработки нерегламентированных противопожарных мероприятий, положительно влияющих на безопасность людей.
1. Фомин А.И. Пожарные риски для поверхностных зданий и сооружений, персонала угольных предприятий и проживающего вблизи них населения при возникновении пожароопасных и взрывопожароопасных ситуаций / А.И. Фомин, Д.А. Бесперстов // Вестник научного центра ВостНИи по промышленной и экологической безопасности: 2-2020. - С. 36-44.
2. Фомин А.И. Профилактика нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности на угольных предприятиях Кузбасса / А.И. Фомин, Д.А. Бесперстов, А.А. Моисеев, Н.Н. Турова // Вестник научного центра по безопасности работ в угольной промышленности, Кемерово: 1-2021. - С. 37-43.
3. Фомин А.И. Профилактика нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности на предприятиях угольной промышленности при возникновении чрезвычайной ситуации в мирное и военное время / А.И. Фомин, Д.А. Бесперстов, А.А. Моисеев, М.В. Просин // Вестник научного центра по безопасности работ в угольной промышленности, Кемерово: 2-2021. - С. 41-46.
4. "How today's public fire departments were born from private fire brigades". FireRescue1. Retrieved May 6, 2020.
5. Evarts, Ben; Stein, Gary P. (February 2020). "U.S. Fire Department Profile through 2020". National Fire Protection Association Fire Analysis and Research Division. Retrieved May 6, 2020.
6. "NFPA report - U.S. fire department profile". www.nfpa.org. Retrieved November 2, 2016.
7. "Our Engines". www.universalsteamengineering.com. Archived from the original on 2019-07-05. Retrieved 2019-0804.
8. NFPA 5000. Building construction and safety code. Quincy, MA, National Fire Protection Association, 2015.
9. BS 8549: 2018. Codes of Practice and British Standards. URL: https://trinityfireandsecurity.com/resources/british-standards-and-regulations.
10. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 22.11.2021).
11. О пожарной безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/ (дата обращения: 22.11.2021).
12. О федеральном государственном пожарном надзоре [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (ред. от 25.06.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128492/9 2d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 22.11.2021).
13. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/6e240 82b0e98e57a0d005f9c20016b1393e16380/ (дата обращения: 22.11.2021).
14. Документы в простой форме [Электронный ресурс]: uRL: https://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 22.11.2021).
REFERENCES
1. Fomin, A.I., & Besperstov, D.A. (2020). Pozharnyye riski dlya poverkhnostnykh zdaniy i sooruzheniy, personala ugol'nykh predpriyatiy i prozhivayushchego vblizi nikh naseleniya pri vozniknovenii pozharoopasnykh i vzryvopozha-roopasnykh situatsiy [Fire risks for surface buildings and structures, personnel of coal enterprises and the population living near them in the event of fire and explosion hazard situations]. Vestnik Nauchnogo tsentra VostNlI po pro-myshlennoi i ekologicheskoi bezopasnosti -Scientific Center VostNII Herald of Industrial and Environmental Safety, 2, 36-44 [in Russian]. ,
2. Fomin, A.I., Besperstov, D.A., Moiseev, A.A., & Turova, N.N. (2021). Profilaktika narusheniy obyazatel'nykh trebovaniy v oblasti pozharnoy bezopasnosti na ugol'nykh predpriyatiyakh Kuzbassa [Mandatory requirements in the field of fire safety at coal enterprises of Kuzbass violations' prevention]. Vestnik nauchnogo tsentra po bezopasnosti rabot v ugol-noi promyshlennosti - Herald of Safety in Mining Industry Scientific Center, 1, 37-43 [in Russian].
3. Fomin, A.I., Besperstov, D.A., Moiseev, A.A., & Prosin, M.V. (2021). Profilaktika narusheniy obyazatel'nykh trebovaniy v oblasti pozharnoy bezopasnosti na predpriyatiyakh ugol'noy promyshlennosti pri vozniknovenii chrezvychaynoy situ-atsii v mirnoye i voyennoye vremya [Mandatory requirements in the field of fire safety at coal industry enterprises in the event of an emergency in peacetime and wartime violation prevention]. Vestnik nauchnogo tsentra po bezopasnosti rabot v ugolnoi promyshlennosti - Herald of Safety in Mining Industry Scientific Center, 2, 41-46 [in Russian].
4. "How today's public fire departments were born from private fire brigades". FireRescue1. Retrieved May 6, 2020 [in English].
5. Evarts, Ben; Stein, Gary P. (February 2020). "U.S. Fire Department Profile through 2020". National Fire Protection Association Fire Analysis and Research Division. Retrieved May 6, 2020 [in English].
6. "NFPA report - U.S. fire department profile". www.nfpa.org. Retrieved November 2, 2016 [in English].
7. "Our Engines". www.universalsteamengineering.com. Archived from the original on 2019-07-05. Retrieved 2019-0804 [in English].
8. NFPA 5000. Building construction and safety code. Quincy, MA, National Fire Protection Association, 2015 [in English].
9. BS 8549: 2018. Codes of Practice and British Standards. Retrieved from: https://trinityfireandsecurity.com/resources/ british-standards-and-regulations [in English].
10. O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i munitsipal'nom kontrole v Rossiyskoy Federatsii. Federal'nyy zakon ot 31.07.2020 № 248-FZ (red. ot 11.06.2021) [On state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation. Federal Law No. 248-FZ of July 31, 2020 (as revised on June 11, 2021). Retrieved from: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_358750/ [in Russian].
11. O pozharnoy bezopasnosti. Federal'nyy zakon ot 21.12.1994 № 69-FZ (red. ot 11.06.2021) [About fire safety. Federal Law of December 21, 1994 No. 69-FZ (as revised on June 11, 2021). Retrieved from: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_5438/ [in Russian].
12. O federal'nom gosudarstvennom pozharnom nadzore. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 12.04.2012 № 290 (red. ot 25.06.2021) [About the federal state fire supervision. Resolution of the Government of the Russian Federation of 12.04.2012 No. 290 (as amended on 25.06.2021). Retrieved from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_128492/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ [in Russian].
13. Tekhnicheskiy reglament o trebovaniyakh pozharnoy bezopasnosti. Federal'nyy zakon ot 22.07.2008 № 123-FZ (red. ot 30.04.2021) [Technical regulations on fire safety requirements. Federal Law No. 123-FZ of July 22, 2008 (as revised on April 30, 2021). Retrieved from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/6e24082b0e98e57a0d 005f9c20016b1393e16380 [in Russian].
14. Dokumenty v prostoy forme [Documents in a simple form]. Retrieved from: https://www.consultant.ru/document/ [in Russian].