Научная статья на тему 'ОХРАНА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ УГРОЗЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ФПС МЧС РОССИИ'

ОХРАНА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ УГРОЗЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ФПС МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЛЕСНОЙ ПОЖАР / ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ПОЖАРООПАСНЫЙ ПЕРИОД / ПЕРВИЧНЫЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кректунов А. А., Васьков Я. Н., Ерицов А. М., Секерин И. М.

В статье представлены результаты анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих работу органов местного самоуправления по защите населенных пунктов от природных пожаров. Представлен перечень первичных мер пожарной безопасности, реализуемых органами местного самоуправления в целях охраны населенных пунктов от лесных пожаров, а также перечень разработанных документов по указанному направлению деятельности.Особое внимание уделено подготовке к пожароопасному периоду. Отмечается, что обеспечение охраны населенных пунктов от лесных пожаров включает в себя несколько этапов, в том числе разработку и согласование ряда документов, устанавливающих требования пожарной безопасности, а также конкретных лиц за реализацию каждого направления. Полноценная защита населенных пунктов от лесных пожаров может быть обеспечена только при условии эффективного противопожарного устройства лесов вокруг них при слаженной совместной работе местного населения, подразделений всех видов пожарной охраны и работников лесного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF SETLEMENTS SUBJECTED TO THE THREAT OF FOREST FIRES BY STATE FIRE SUPERVISION AUTHORITIES OF RUSSIA MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS FEDERAL FIRE SERVICE

The article presents the results of the analysis of legal documents regulating the work of local governments to protect settlements from wildfires. A list of primary fire safety measures implemented by local governments in order to protect settlements from forest fires, as well as a list of documents developed in this area ol activity, is presented.Particular attention is paid to the preparation for the fire hazard period. It is noted that ensuring the protection of settlements from forest fires includes several stages including the development and approval of a number of documents establishing fire safety requirements, as well as specific individuals for the implementation of lach direction.Full protection of settlements from forest fires can be ensured only if the forest around them are effectively fire fighted, with the coordinated joint work of the local population, a unit of all types of fire protection and forestry workers.

Текст научной работы на тему «ОХРАНА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ УГРОЗЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА ФПС МЧС РОССИИ»

Леса России и хозяйство в них. 2022. № 2. С. 11-18

Forest of Russia and economy in them. 2022. № 2. P. 11-18

Научная статья

УДК 630.432:614.84

Doi: 10.51318/FRET.2022.83.31.002

ОХРАНА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ УГРОЗЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

ФПС МЧС РОССИИ

Алексей Александрович Кректунов1, Яков Николаевич Васьков2, Андрей Маркелович Ерицов3, Илья Михайлович Секерин4

1 2 Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, Екатеринбург, Россия

3,4 Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург, Россия

1 alexkrec96@mail.ru; http://orcid.org/0000-0003-2160-3305

2 vaskovYAN@mail.ru; http://orcid.org/0000-0003-4757-8005

3 aeritsov@mail.ru; http://orcid.org/0000-0002-2756-5349

4 sekerinim@m.usfeu.ru; http://orcid.org/0000-0003-3492-4322

Аннотация. В статье представлены результаты анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих работу органов местного самоуправления по защите населенных пунктов от природных пожаров. Представлен перечень первичных мер пожарной безопасности, реализуемых органами местного самоуправления в целях охраны населенных пунктов от лесных пожаров, а также перечень разработанных документов по указанному направлению деятельности.

Особое внимание уделено подготовке к пожароопасному периоду. Отмечается, что обеспечение охраны населенных пунктов от лесных пожаров включает в себя несколько этапов, в том числе разработку и согласование ряда документов, устанавливающих требования пожарной безопасности, а также конкретных лиц за реализацию каждого направления.

Полноценная защита населенных пунктов от лесных пожаров может быть обеспечена только при условии эффективного противопожарного устройства лесов вокруг них при слаженной совместной работе местного населения, подразделений всех видов пожарной охраны и работников лесного хозяйства.

Ключевые слова: федеральный государственный пожарный надзор, органы местного самоуправления, лесной пожар, весенне-летний пожароопасный период, первичные меры пожарной безопасности

© Кректунов А. А., Васьков Я. Н., Ерицов А. М., Секерин И. М., 2022

Scientific article

PROTECTION OF SETLEMENTS SUBJECTED TO THE THREAT OF FOREST FIRES BY STATE FIRE SUPERVISION AUTHORITIES OF RUSSIA MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS FEDERAL FIRE SERVICE

Aleksey A. Krektunov1, Yakov N. Vaskov2, Andrey M. Yeritsov3, Ilya M. Sekerin4

1 2 The Ural Institute of State Fire Service Emercom of Russia, Yekaterinburg, Russia

3,4 Ural State Forest Engineering University, Yekaterinburg, Russia

1 alexkrec96@mail.ru; http://orcid.org/0000-0003-2160-3305

2 vaskovYAN@mail.ru; http://orcid.org/0000-0003-4757-8005

3 aeritsov@mail.ru; http://orcid.org/0000-0002-2756-5349

4 sekerinim@m.usfeu.ru; http://orcid.org/0000-0003-3492-4322

Abstract. The article presents the results of the analysis of legal documents regulating the work of local governments to protect settlements from wildfires. A list of primary fire safety measures implemented by local governments in order to protect settlements from forest fires, as well as a list of documents developed in this area ol activity, is presented.

Particular attention is paid to the preparation for the fire hazard period. It is noted that ensuring the protection of settlements from forest fires includes several stages including the development and approval of a number of documents establishing fire safety requirements, as well as specific individuals for the implementation of lach direction.

Full protection of settlements from forest fires can be ensured only if the forest around them are effectively fire fighted, with the coordinated joint work of the local population, a unit of all types of fire protection and forestry workers.

Keywords: federal state fire supervision, local authorities, forest fire, spring-summer fire hazard period, primary fire safety measures

Введение

Лесные пожары всегда представляли угрозу для людей, зданий, сооружений и объектов инфраструктуры, а последние несколько лет реально продемонстрировали, что установление сухой и жаркой погоды на территории регионов в сочетании с усилением ветра может привести к трагическим последствиям (Шубин, Залесов, 2013; 2016; Шубин и др., 2013; Архипов, Залесов, 2017). В этой связи все больше внимания уделяется вопросам организации охраны

населенных пунктов от лесных пожаров.

Авторы современных научных исследований сходятся во мнении, что полноценная охрана и защита населенных пунктов от лесных пожаров возможна лишь в случае комплексного или системного подхода, который включает как мероприятия по совершенствованию защиты населенных пунктов от лесных пожаров (Защита..., 2013; Залесов и др., 2010; 2014а, б; Крек-тунов, Залесов, 2017; Кректунов и др., 2018), так и мероприятия

по повышению эффективности противопожарного устройства лесов, прилегающих к населенным пунктам (Залесов и др., 2010; 2014а, б; Новый способ., 2014). Вместе с тем серьезную роль в обеспечении охраны населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, играют подразделения пожарной охраны ФПС МЧС России (Кректунов, Панин, 2020). Указанные подразделения занимаются как тушением пожаров на территории населенных пунктов, так и осуществлением надзорной

деятельности за реализацией первичных мер пожарной безопасности на их территории.

Цель и методика исследований

Целью работы являлись анализ нормативно-правовых документов по организации охраны населенных пунктов от природных пожаров органами местного самоуправления и контроль за реализацией этих документов органами государственного пожарного надзора.

В процессе исследований были проанализированы нормативно-правовые документы, регламентирующие применение мер пожарной безопасности органами местного самоуправления при защите населенных пунктов от природных пожаров. Приведен перечень нормативно-правовых документов по указанной проблеме. Описан порядок контроля со стороны органов государственного пожарного надзора за реализацией органами местного самоуправления мероприятий по охране населенных пунктов от лесных пожаров.

Материалы и обсуждение

Непосредственно реализация первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69 (О пожарной безопасности..., 1994) (далее - ФЗ № 69) возлагается на органы местного самоуправления (далее - ОМС) соответствующих территорий,

а руководители соответствующих ОМС несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со ст. 38 ФЗ № 69. Первичные меры пожарной безопасности в соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123 (Технический регламент., 2008) включают ряд направлений, качественная реализация которых обеспечивает охрану населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, среди них:

- установление особого противопожарного режима на территории соответствующего муниципального образования и дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

- обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

- обеспечение оповещения населения о пожаре;

- организация обучения населения мерам пожарной безопасности;

- социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Организация подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду, направление информации о необходимых для реализации ОМС первичных мер пожарной безопасности и других требований пожарной безопасности, реализуемых в целях охраны населенных пунктов от лесных пожаров, а также контроль за их реализацией обеспечивается

органами федерального государственного пожарного надзора ФПС МЧС России в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Эффективная деятельность территориальных подразделений МЧС России, осуществляющих государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, во многом определяет качественную реализацию мероприятий по охране населенных пунктов от лесных пожаров.

Государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности на основании решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий может осуществляться главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору и его заместителем, государственными инспекторами субъекта Российской Федерации по пожарному надзору, главным государственным инспектором города (района) субъекта Российской Федерации по пожарному надзору и его заместителем, а также государственными инспекторами города (района) субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (Об утверждении., 2021).

Порядок контроля и надзор за реализацией полномочий в области пожарной безопасности органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления регламентирован ст. 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ

(Об общих принципах., 2003), а также ст. 6 ФЗ № 69. В соответствии с приведенными нормативными правовыми актами плановые проверки деятельности ОМС за реализацией полномочий в области пожарной безопасности проводятся на основании ежегодного плана проведения проверок, но с учетом того, что плановая проверка одного и того же ОМС проводится не чаще одного раза в два года.

Внеплановые проверки деятельности ОМС за реализацией полномочий в области пожарной безопасности проводятся по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Также они могут проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Отмеченные проверки проводятся без согласования

с органами прокуратуры. Наряду с вышеуказанным, основанием для проведения внеплановых проверок в отношении ОМС в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.

Реализация органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности на территории Свердловской области со стороны органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор, занимает весомое место в вопросе охраны населенных пунктов на территории субъекта от лесных пожаров, поскольку Свердловская область находится на пятом месте в стране по лесистости (отношение покрытой лесом площади к общей площади субъекта) территории (Федеральная служба., 2022) и имеет на своей территории 225 населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров (О мерах., 2021), при этом многие другие населенные пункты Свердловской области, не являясь подверженными угрозе лесных пожаров в соответствии с нормами, установленными Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (Об утверждении., 2020), находятся в непосредственной близости от лесных массивов.

Подготовка к весенне-летнему пожароопасному периоду и обеспечение охраны населенных пунктов от лесных пожаров включает в себя несколько этапов, одним из важнейших из них является создание, разработка и согласование ряда документов, устанавливающих требования пожарной безопасности, порядок содержания территорий, работу с населением и ответственных за каждое направление лиц, среди них:

комплексный межведомственный план заинтересованных организаций и ведомств по подготовке к весенне-летнему пожароопасному периоду на территории муниципального образования на год;

протоколы плановых и внеплановых заседаний комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования;

постановление главы муниципального образования «О порядке установления особого противопожарного режима» (в случае установления);

постановление администрации муниципального образования «О создании и организации работы патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп на пожароопасный сезон»;

паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.

Представленный перечень документов не является исчер-

пывающим, в зависимости от конкретного муниципального образования он может дополняться или изменяться, но мероприятия по охране населенных пунктов от лесных пожаров, установленные нормативными документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны реализовы-ваться беспрекословно.

Практическую реализацию представленных документов осуществляют администрация муниципального образования, подразделения пожарной охраны, осуществляющие тушение пожаров на территории муниципального образования, подразделения органов внутренних дел, работники лесного хозяйства на территории муниципального образования и др., но непосредственный контроль за

реализацией всех предлагаемых в вышеуказанных документах мероприятий, а также привлечение виновных лиц к ответственности за нереализацию этих мер, как уже указывалось выше, осуществляется органами федерального государственного пожарного надзора ФПС МЧС России на территории муниципального образования.

Выводы

1. Должностные лица органов государственного пожарного надзора на территории муниципальных образований располагают большим инструментарием по обеспечению безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров.

2. Продление в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336

Список источников

(Об особенностях., 2022) на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения предписаний, выданных органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, может в худшую сторону отразиться на готовности населенных пунктов к весенне-летнему пожароопасному периоду.

3. Полноценная охрана населенных пунктов муниципальных образований от огня лесных пожаров возможна только при совместной работе местного населения, подразделений всех видов пожарной охраны и работников лесного хозяйства.

4. Качественного улучшения защиты населенных пунктов от лесных пожаров можно добиться путем противопожарного устройства лесов вокруг них.

Архипов Е. В., Залесов С. В. Динамика лесных пожаров в Республике Казахстан и их экологические последствия // Аграрн. вестник Урала. 2017. № 4 (158). С. 10-15.

Залесов С. В., Годовалов Г. А., Кректунов А. А. Система пожаротушения NATISK для остановки и локализации лесных пожаров // Современ. проблемы науки и образования. 2014а. № 3. URL: http:// www.science-education.ru/117-12757

Залесов С. В., Залесова Е. С., Оплетаев А. С. Рекомендации по совершенствованию охраны лесов от пожаров в ленточных борах Прииртышья. Екатеринбург : Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2014б. 67 с.

Залесов С. В., Магасумова А. Г., Новоселова Н. Н. Организация противопожарного устройства насаждений, формирующихся на бывших сельскохозяйственных угодьях // Вестник Алтайск. гос. аграрн. ун-та. 2010. № 4 (66). С. 60-63.

Защита населенных пунктов от природных пожаров / С. В. Залесов, Г. А. Годовалов, А. А. Кректунов, Е. Ю. Платонов // Аграрн. вестник Урала. 2013. № 2 (108). С. 34-36.

Кректунов А. А., Залесов С. В. Охрана населенных пунктов от природных пожаров. Екатеринбург : Урал. ин-т ГПС МЧС России, 2017. 162 с.

Кректунов А. А., Залесов С. В., Хабибуллин А. Ф. Перспективность использования быстротвердею-щей пены для защиты населенных пунктов от природных пожаров // Успехи современ. естествознания. 2018. № 5. С. 40-44.

Кректунов А. А., Панин И. А. Охрана населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, подразделениями пожарной охраны // Вестник биотехнологии. 2020. № 3 (24). С. 2.

Новый способ создания заградительных и опорных противопожарных полос / С. В. Залесов, Г. А. Годовалов, А. А. Кректунов, А. С. Оплетаев // Вестник Башкир. гос. аграрн. ун-та. 2014. № 3. С.90-94.

О мерах по обеспечению готовности Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к пожароопасному сезону : постановление правительства Свердловской области № 142-1 II I от 18.03.2021. URL: https://docs.cntd.ru/ document/574658892 (дата обращения: 31.03.2022).

О пожарной безопасности : фед. закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ // Рос. газ. 1995. № 3.

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : фед. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Рос. газ. 2003. № 202.

Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля : постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 // Собр. законодательства РФ. 2022. № 11. Ст. 1715.

Об утверждении перечня органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности : приказ МЧС России от 15.07.2021 № 472 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.09.2021).

Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 // Собр. законодательства РФ. 2020. № 39. Ст. 6056.

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : фед. закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ // Рос. газ. 2008. № 163.

Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (дата обращения: 30.03.2022).

Шубин Д. А., Залесов С. В. Последствия лесных пожаров в сосняках Приобского водоохранного сос-ново-березового лесохозяйственного района Алтайского края. Екатеринбург : Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2016. 127 с. URL: http://elar.usfeu.ru/handle/123456789/6238

Шубин Д. А., Залесов С. В. Послепожарный отпад деревьев в сосновых насаждениях Приобского водоохранного сосново-березового лесохозяйственного района Алтайского края // Аграрн. вестник Урала. 2013. № 5 (111). С. 39-41.

Шубин Д. А., Малиновский А. А., Залесов С. В. Влияние пожаров на компоненты лесного биогеоценоза в Верхне-Обском боровом массиве // Изв. Оренбург. гос. аграрн. ун-та. 2013. № 6 (44). С. 205-208.

References

Arkhipov E. V., Zalesov S. V. Dynamics of forest fires in the Republic of Kazakhstan and their environmental consequences // Agrarian Bulletin of the Urala. 2017. № 4 (158). P. 10-15.

Zalesov S. V., Godovalov G. A., Krektunov A. A. Fire extinguishing system NATISK for stopping and localizing forest fires // Modern problems of science and education. 2014. № 3. URL: http:// www.science-education.ru/ 117-12757

Zalesov S. V., Zalesova E. S., Opletaev A. S. Recommendations for improving the protection of forests from fires in the ribbon forests of Priirtyshye. Yekaterinburg : Ural state forest engineering un-t, 2014. 67 p.

Zalesov S. V., Magasumova A. G., Novoselova N. N. Organization of the fire-fighting device of plantings formed on former agricultural lands // Bulletin of the Altai State Agrarian University. 2010. № 4 (66). P. 60-63.

Protection of settlements from natural fires / S. V. Zalesov, G. A. Godovalov, A. A. Krektunov, E. Yu. Platonov // Agrarian Bulletin of the Urals. 2013. № 2 (108). P. 34-36.

Krektunov A. A., Zalesov S. V. Protection of settlements from natural fires. Yekaterinburg : Ural in-t of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, 2017. 162 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Krektunov A. A., Zalesov S. V., Khabibullin A. F. The prospect of using fast-hardening foam to protect settlements from natural fires // Successes of modern natural sciences. 2018. № 5. P. 40-44.

Krektunov A. A., Panin I. A. Protection of settlements subject to the threat of forest fires by fire departments // Bulletin of Biotechnology. 2020. № 3 (24). C. 2.

A new way to create barrier and supporting firebreaks / S. V. Zalesov, G. A. Godovalov, A. A. Krektunov, A. S. Opletaev // Bulletin of the Bashkir State Agrarian University. 2014. № 3. P. 90-94.

On measures to ensure the readiness of the Sverdlovsk regional sub-system of the unified state system for the prevention and liquidation of emergency situations for the fire season: Decree ofthe Government ofthe Sverdlovsk region № 142-PP dated March 18, 2021. URL: https://docs.cntd.ru/document/574658892 (accessed: 31.03.22). On fire safety: federal law of December 21, 1994 № 69-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 1995. № 3. On the general principles of organizing local self-government in the Russian Federation : Federal Law № 131-FZ of October 6, 2003 // Rossiyskaya Gazeta. 2003. № 202.

On the features of the organization and implementation of state control (supervision), municipal control : Decree of the Government of the Russian Federation of March 10, 2022 № 336 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2022. 11. Art. 1715.

On approval of the list of state fire supervision bodies and their officials exercising state supervision over the implementation by executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation and local government authorities of powers in the field of fire safety: order of the Ministry of Emergency Situations of Russia dated July 15, 2021 № 472 // Official Internet Portal legal information. URL: http://pravo.gov.ru (accessed: 10.09.21).

On the approval of the Rules of the fire regime in the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation of September 16, 2020 № 1479 // Collected Legislation of the Russian Federation. 2020. № 39. Art. 6056.

Technical regulation on fire safety requirements: federal law of July 22, 2008 № 123-FZ // Rossiyskaya Gazeta. - 2008. № 163.

Federal State Statistics Service. Regions of Russia. Socio-economic indicators. URL: https://www.gks.ru/bgd/ regl/b20_14p/Main.htm (accessed: 03/30/2022).

Shubin D. A., Zalesov S. V. Consequences of forest fires in the pine forests of the Priobsky water protection pine-birch forestry region of the Altai Territory. Yekaterinburg: Ural. state forest engineering un-t, 2016. 127 p. URL: http://elar.usfeu.ru/handle/123456789/6238

Shubin D. A., Zalesov S. V. Post-fire mortality of trees in pine plantations of the Priobsky water protection pine-birch forest-economic region of the Altai Territory // Agrarian Bulletin of the Urals. 2013. № 5 (111). P. 39-41.

Shubin D. A., Malinovsky A. A., Zalesov S. V. Influence of fires on the components of forest biogeocenosis in the Upper Ob forest massif // Proceedings of the Orenburg State Agrarian University. 2013. № 6 (44). P. 205-208.

Информация об авторах

А. А. Кректунов - кандидат сельскохозяйственных наук; Я. Н. Васьков - магистрант;

А. М. Ерицов - кандидат сельскохозяйственных наук; И. М. Секерин - кандидат сельскохозяйственных наук.

Information about the authors

A. A. Krektunov - candidate of agricultural sciences; Ya. N. Vaskov - master's degree; A. M. Yeritsov - candidate of agricultural sciences; I. M. Sekerin - candidate of agricultural sciences.

Статья поступила в редакцию 05.05.2022; принята к публикации 20.05.2022. The article was submitted 05.05.2022; accepted for publication 20.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.