Научная статья на тему 'Взаимодействие организационной культуры предприятия и системы экономической безопасности бизнеса'

Взаимодействие организационной культуры предприятия и системы экономической безопасности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
868
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И УБЕЖДЕНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦЕННОСТИ КОМПАНИИ И ЧЕЛОВЕКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / ORGANIZATIONAL CULTURE / SYSTEM OF VALUES AND PERSUASION / ECONOMIC SECURITY / VALUABLE OF THE COMPANY AND HUMAN BEING / EFFECTIVENESS OF ORGANIZATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Людмила Алексеевна

Данная статья посвящена рассмотрению организационной культуры, как системы ценностей и убеждений, в современных условиях становящейся основой для обеспечения экономической безопасности российских предприятий, важнейшим фактором, обуславливающим не только успешное проведение структурных или системных преобразований, но и само существование организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of organizational culture of the company and system of economic security of business

The given article is devoted to the examination of organizational culture as a system of values and persuasion, becoming in modern conditions a basis to provide economic security of Russian enterprises, the major factor which makes for not only successful conduction of structural or system reorganization but existence of the organization itself.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие организационной культуры предприятия и системы экономической безопасности бизнеса»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БИЗНЕСА

Королева Людмила Алексеевна, аспирант, преподаватель.

Место работы: Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента.

Контакты автора: E-mail: baron@mail.kuban.ru

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению организационной культуры, как системы ценностей и убеждений, в современных условиях становящейся основой для обеспечения экономической безопасности российских предприятий, важнейшим

фактором, обуславливающим не только успешное проведение структурных или системных преобразований, но и само существование организации.

Ключевые слова: организационная культура, система ценностей и убеждений, экономическая безопасность, ценности компании и человека, эффективность организационной культуры.

INTERACTION OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE COMPANY AND SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF BUSINESS

Koroleva Liudmila, candidate, lecturer.

Place of employment: Kuban Institute of International Business and Management.

Contacts of the author: E-mail: baron@mail.kuban.ru

Annotation. The given article is devoted to the examination of organizational culture as a system of values and persuasion, becoming in modern conditions a basis to provide economic security of Russian enterprises, the major factor which makes for not only successful conduction of structural or system reorganization but existence of the organization itself.

Keywords: organizational culture, system of values and persuasion, economic security, valuable of the company and human being, effectiveness of organizational culture.

В настоящее время в России идет активный процесс становления предпринимательского слоя. К руководству предприятиями пришли люди, умеющие действовать в рыночной экономике, они стали реализовывать новые возможности в сфере экономики. Портрет российского предпринимателя противоречив, многолик, сложен и неоднозначен. Многие из них совершенно не представляют себе этики и культуры бизнеса, больше заботясь о своих карманах, чем о репутации, что приводит к сложным отношениям с зарубежными партнерами и ставит под угрозу обеспечение экономической безопасности организации. Имевший место всплеск экономической некомпетентности и обмана в России объяснялся, прежде всего, условиями, сложившимися в стране: противоречивостью и явной недостаточностью законодательной базы, незнанием истинной культуры рыночных отношений, законов циви-

лизованного рынка, потерей властными структурами многих рычагов управления, задержками в платежах и выплате зарплаты.

Понятие деловой этики неразрывно переплетается с понятием организационной культуры, и в России становится ключевой предпосылкой успеха в бизнесе. Организационная культура - это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников в данной организации, отличающаяся стилем руководства, показателями удовлетворенности работой, уровнем взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с организацией и целями ее развития.

Цель организационной культуры - обеспечение высокой прибыльности фирмы посредством совершенствования управления человеческими ресурсами для обеспечения лояльности сотрудников к руководству и принимаемым им решениям, воспитания у работников отношения к предприятию как к своему дому. Смысл организационной культуры в том, чтобы ценности компании и человека совпадали.

Предприятие является сложным организмом, основой жизненного потенциала которого является организационная культура. Культура не только отличает одну организацию от другой, но и предопределяет успех функционирования и выживания ее в перспективе. Работу на современном предприятии целесообразно рассматривать как групповую, а не индивидуальную. Организационная культура обогащает людей чувством уверенности, гордости за свою фирму, противодействует возможному уходу из нее, что существенно повышает экономическую безопасность.

Организационная культура в обеспечении экономической безопасности предприятия играет очень важную роль. Поэтому она обязана быть предметом самого пристального внимания со стороны руководства. Руководители должны уметь анализировать практику организационной культуры, влиять на ее формирование и изменения в лучшую сторону.

Организационная культура выступает как система наиболее существенных предположений, принимаемых членами организации и выражающихся в конкретных ценностях, задающих людям ориентиры их поведения. Выделяют два аспекта организационной культуры:

- субъективный аспект, исходящий из разделяемых работниками предположений, ожиданий, а так же из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включаются лидеры организации, мифы, истории об организации, организационные запреты, обряды и ритуалы, восприятие языка общения и лозунгов;

- объективный аспект, связанный с физическим окружением, создаваемым в организации. Сюда включается само здание, его дизайн, месторасположение, оборудование, мебель, комнаты приема и стоянки для автомобилей.

Существуют различные методы поддержания организационной культуры, среди них:

- объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров (своими действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что от них ожидается);

- реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы (в случае резкого сокращения спроса на производимую продукцию в организации

есть две альтернативы: уволить часть работников или частично сократить рабочее время при том же числе занятых);

- моделирование ролей, обучение и тренировка (демонстрация подчиненным определенного отношения к клиентам или умение слушать других);

- критерии определения вознаграждения и статусов (культура в организации связывается в т.ч. и системой наград и привилегий);

- критерии принятия на работу, продвижения и увольнения (регулирование кадрового процесса)

- организационные символы и обрядность (верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются через легенды и сказания, становящиеся частью организационного фольклора, различные ри-туалы,обряды, традиции и церемонии) .

При проведении изменений в культуре организации возникает ряд трудностей. Проведение радикальных и быстрых изменений в содержании организационной культуры происходит с большими трудностями и более болезненно, чем проведение медленных изменений. Изменения в культуре могут либо предшествовать, либо следовать за изменениями поведения. Первое происходит тогда, когда имеются безусловные доказательства значительного преимущества новых базовых подходов.

При влиянии культуры на эффективность организации различают два вероятных пути воздействия. Первое - культура и поведение взаимно воздействуют друг на друга. Второе - культура влияет не только на то, что люди делают, но и на то, как они это делают.

Независимо от той стадии развития, на которой находится организация, ее руководство может управлять развитием культуры двумя способами. Первый представляет собой возможность вызывать энтузиазм у большинства членов организации. Этот способ может быть реализован через публичные заявления, выступления и личный пример, свидетельствующие о последовательном интересе самого руководителя к вводимым ценностям.

Применение второго принципа предполагает шаг за шагом воздействовать на культуру организации. Этот способ требует понимания значения культуры в повседневной жизни организации. Если ежедневные действия менеджеров в организации находятся в соответствии с обозначаемыми им ценностями, то это способствует развитию и усилению организационной культуры .

Результаты исследования организационной культуры ряда российских организаций показали, что в обеспечении экономической безопасности всегда сопутствует высокий уровень организационной культуры. Организационная культура определяет, какое поведение является безопасным для организации, и какое таковым не является. Это не обязательно диктуется регламентами или должностными инструкциями. Сотрудники могут привнести в организацию ценности, которые не являются таковыми для ее руководства.

Развитие организационной культуры важно не только для поддержания командного духа - от нее во многом зависит безопасность компании или другими словами, «люди, болеющие за фирму, не нанесут ей вреда». С уходом человека происходит утечка

коммерческой информации, попытки продать важные сведения. Некоторые наши компании периодически проверяют своих сотрудников на лояльность. Это подталкивает людей к тому, чтобы они высказывали свое недовольство открыто и действовали законными ме-

тодами. Естественно, к проверкам на лояльность подключена служба безопасности.

Постановка проблемы «культура фирмы (организационная культура)», сегодня в России становится актуальной, прежде всего для крупных компаний. Там, где руководитель не в состоянии лично контролировать деятельность всего коллектива, нужны свои четко формализованные моральные и ценностные устои, необходимые для успешной деятельности предприятия. Фирма навязывает свои правила и нормы пове-д е н и я каждому новому сотруднику и контролирует процесс сращивания человека с фирмой. Принципы организационной культуры, нацеленной на использование творческого потенциала работников, в России работают не до конца. Формирование или привнесение корпоративной культуры, приводящей к благоприятному психологическому климату в коллективе, становится в современных условиях глобальным стратегическим ресурсом компании в обеспечении ее безопасности.

В практической деятельности предприятия мы предлагаем активнее использовать рекомендации, учет которых может помочь формировать такое многогранное понятие, как организационная культура в экономической безопасности бизнеса. К данным рекомендациям мы относим и такие, как:

- выработка у персонала привычки: все, с чем сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы для вашего дела, но, в то же время, учитывать и интересы партнера;

- руководители и персонал всегда должны выполнять обещания в срок; если не смогли это сделать вовремя, определить новый срок и сдержать слово;

- быть внимательным и объективным к предложениям, не представляющим для фирмы интерес, отклонять их тактично и вежливо;

- избегать самоуверенности, но быть уверенным в себе;

- не забывать, что мнение или позиция руководителя не всегда оптимальны; при этом не допускать растерянности;

- не оставлять без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя или промаха;

- уметь понимать в общении с людьми не только то, что сказано, но и то, что не высказано;

- руководствоваться в работе тремя «не»: не раздражаться, не теряться, не распыляться;

- избегать заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении;

- никогда не упускать из виду, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение;

- ценить значимость основных организационных символов (название компании, логотип, лозунги) для сотрудников;

- периодически вводить новые организационные обряды для усиления культуры;

- проводить в жизнь абстрактные идеалы непосредственным и прямым образом в своей повседневной деятельности .

Созданная организационной культурой система ценностей и убеждений в современных условиях является основой для обеспечения экономической безопасности российских предприятий. Она непосредственно усиливает деятельность персонала в области обеспечения экономической безопасности. В то же время могут проявляться и обратные рецидивы. Отрицательно влияют на безопасность предпринимательской деятельности в России следующие факторы:

- отсутствие культуры ведения дел в предпринимательской среде;

- активное участие власти в управлении коммерческой деятельностью;

- использование криминальных структур для воздействия на конкурентов;

- отсутствие законов, позволяющих в полном объеме противодействовать недобросовестной конкуренции;

- отсутствие подробной и объективной информации о предпринимательской деятельности и финансовом положении бизнеса.

Сегодня не все руководители предприятий поддерживают необходимость создания надежной системы экономической безопасности. В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов. В общественном сознании многих современных руководителей все еще сильны стереотипы, согласно которым экономическая безопасность относится ими к сфере компетенции государства и специальных органов. Именно в этом таятся корни «слабого» понимания специфики этих проблем первыми руководителями предприятий и отнесение их к не основной деятельности. Сложно определить конкретные действия, которые необходимы для защиты жизненно важных ресурсов организации. Многие руководители ограничиваются созданием на предприятии охранных структур, почти полностью исключая из арсенала организационно - технические и правовые методы, средства и способы защиты информации.

В итоге, например, вопросы защиты коммерческой тайны нередко упускаются в лицензионных соглашениях, договорах подряда на создание научнотехнической продукции, что приводит к утечке коммерчески значимой информации.

Меры обеспечения сохранности информации на отдельном предприятии могут быть различны по масштабам и формам и зависеть от производственных, финансовых и иных возможностей предприятия, от количества и качества охраняемых секретов.

Обеспечение экономической безопасности объекта представляет собой единый организационнотехнический комплекс. Его основу составляет перечень обязательных мероприятий, направленных на выработку плана действий по защите объекта: определение состава службы безопасности, ее места в организационной структуре предприятия, сферы ее компетенции, прав и полномочии, вариантов действий в различных ситуациях во избежание конфликтов между подразделениями. Политика экономической безопасности определяет правильный с точки зрения организации способ использования коммуникационных и вычислительных ресурсов, правила доступа на объект, правила обращения с конфиденциальной информацией, а также процедуры предотвращения нарушений режима безопасности и реагирования на них.

Обеспечение эффективности политики безопасности только тогда будет находиться на должной высоте, когда ее реализация будет представлять собой результат совместной деятельности сотрудников организации, способных понять все ее аспекты, и руководителей, способных влиять на ее претворение в жизнь. Важным фактором, влияющим на действенность обеспечения экономической безопасности организации, представляется готовность персонала к выполнению ее требований, доведение до каждого его обязанностей по поддержанию организационной культуры данной организации.

Тем не менее, следует иметь в виду, что обеспечение службы безопасности надежным инструментарием, грамотная расстановка приоритетов ее деятельности, как и всякая квалифицированная работа, требует участия в ней специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку и, что не менее важно, обладающих достаточно большим практическим опытом в этой области. Систему безопасности предприятия должны создавать профессионалы, а сотрудничество с ними может быть плодотворным, только если оно долгосрочное.

Переход экономики на рыночные отношения требует от руководителей предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стратегии безопасности, обязательно включающей специальные программы поддержки и становления организационной культуры. Соответственно, роль подразделения, ответственного за проведение данной работы на предприятии, выполняющего функции соблюдения правил политики безопасности и плана защиты, управления средствами защиты, контроля над правильностью их эксплуатации, выявления попыток и фактов нарушений и принятия мер по их нейтрализации, также выходит на первый план. Ослабление практически любой составляющей инфраструктуры предприятия непосредственно отражается на его организационной культуре, и поэтому процесс управления предприятием находятся в тесной взаимосвязи с вопросами обеспечения экономической безопасности. Разработка, принятие и осуществление обоснованных управленческих решений в обеспечении экономической безопасности предприятия является одной из важнейших проблем современного менеджмента. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных при принятии решений, в том числе по кадровым вопросам.

Организационная культура является важнейшим фактором, обуславливающим не только успешное проведение структурных или системных преобразований, но и само существование организации. Осознанное управление изменениями организационной культуры, осуществление преобразований, направленных на ее развитие, являются одновременно и ключевым вопросом для большинства руководителей сегодня, и направлением, нуждающимся в дальнейшей научной разработке, поскольку в России только сейчас стали осознавать всю важность фактора организационной культуры в развитии организации, в обеспечении ее экономической безопасности.

Список литературы:

1. О безопасности. Федеральный Закон РФ от 05.03.1992г. № 2446 - 1(ред. от 26.06.2008г.)

2. Алиев В.Г. Основы эффективной экономики. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004.

3. Классики менеджмента / Под. Ред. М. Уорнера / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001.

4. Кравченко А.И. История менеджмента. - М.: Академический Проект, 2000.

5. Организационное поведение: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. - СПб.: Питер, 2007.

6. Сенчагов В.Г. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности Рос-сии//Вопросы экономики. - 2001. - № 8.

7. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2007.

8. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. - М.: Новости, 2008.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья «Взаимодействие организационной культуры предприятия и системы экономической безопасности бизнеса» представляет собой работу, характеризуемую набором совершенно новых научных идей и подходов к рассматриваемой проблеме. Ее актуальность несомненна и бесспорна. Рецензируемая статья посвящена рассмотрению организационной культуры, как системы ценностей и убеждения, в современных условиях становящейся основой для обеспечения экономической безопасности российских предприятий, важнейшим фактором, обуславливающим не только успешное проведение структурных или системных преобразований, но и само существование организации. Автор убедительно обосновывает, что обеспечению экономической безопасности всегда сопутствует высокий уровень организационной культуры. Организационная культура определяет, какое поведение является безопасным для организации, и какое таковым не является. Это не обязательно диктуется регламентами или должностными инструкциями. Сотрудники могут привнести в организацию ценности. Которые не являются таковыми для ее руководства.

Постановка проблемы «культура фирмы (организационная культура)», сегодня в России становится актуальной, прежде всего, для крупных компаний. Там, где руководитель не в состоянии лично контролировать деятельность всего коллектива, нужны свои четко формализованные моральные и ценностные устои, необходимые для успешной деятельности предприятия. Фирма навязывает свои правила и нормы поведения каждому новому сотруднику и контролирует процесс сращивания человека с фирмой. Культуры, нацеленной на использование творческого потенциала работников, в России работают не до конца. Автор считает и обосновывает в своей статье, что формирование или привнесение корпоративной культуры, приводящей к благоприятному психологическому климату в коллективе, становится в современных условиях глобальным стратегическим ресурсом компании в обеспечении ее безопасности. И в этом плане статья Королевой Л.А. является своевременной и актуальной. Выводы и наработки автора будут полезны в раскрытии такого многогранного понятия, как организационная культура в экономической безопасности бизнеса.

Много работ российский ученых посвящено анализу данной проблемы, но только в рецензируемом материале обеспечение эффективности системы экономической безопасности рассматривается, как результат совместной деятельности сотрудников организации, способных понять все ее аспекты, и руководителей, способных влиять на ее претворение в жизнь. Автор убедительно обосновывает, что важным фактором, влияющим на действенность системы экономической безопасности в организации, сегодня становится готовность персонала к ее обеспечению через развитие и совершенствование организационной культуры организации.

В целом, статья аспирантки Королевой Л.А. «Взаимодействие организационной культуры предприятия и системы экономической безопасности бизнеса» актуальна, обладает научной новизной, имеет практическую значимость и может быть рекомендована к публикации в реферируемом журнале «Бизнес в законе».

д.э.н., профессор южного института менеджмента, Академик РАЕ

Жуков Б. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.