УДК 371
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Игнатович И.И. @
Кандидат педагогических наук, доцент Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской области «Институт развития образования»
Аннотация
В представленной статье идет речь о формах взаимодействия общеобразовательной организации с семьями обучающихся, о реализации совместной проектной деятельности, как условии раскрытия потенциала семьи в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Ключевые слова: взаимодействие, семья, образовательная организация, духовно-нравственное развитие, проект.
Keywords: interaction, family, educational organization, spiritual and moral development, project.
Российское образование вступило в новый этап своего развития, связанный с изменением менталитета общества и личности. Современному социуму необходима личность с устойчиво сформированными духовно-нравственными качествами. Перемены в социальной жизни и в области образования актуализировали проблему формирования у подрастающего поколения высших ценностей, идеалов, социально-значимых ориентиров реальной жизни. Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Современная российская школа рассматривается как важнейший социальный институт, который при взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического развития обучающегося. Современная система духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения предполагает:
- создание формирующей духовно-нравственной среды, ориентирующей обучающегося на духовно-нравственное самовоспитание и организацию жизнедеятельности;
- обеспечение эффективности и повышение качества духовно-нравственного воспитания школьников на основе приобщения к русским культурным и христианским традициям;
- обогащение содержания воспитания образцами духовной культуры.
Духовно-нравственные ценности, являющиеся ориентиром социальной активности
человека, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей (любовь к родному краю, отечеству, семье, нравственный выбор, трудолюбие, творчество и др.) не могут воспитываться вне тесного взаимодействия важнейших в жизни ребенка младшего школьного возраста социальных институтов - семьи и школы.
Младшие школьники, вступая в мир социальных отношений, способны усваивать морально-нравственные требования, общаться и взаимодействовать с людьми, осмысливать
® Игнатович И.И., 2017 г.
базовые ценности жизни. Бесспорно, носителями базовых ценностей выступают семья, ближайшее окружение, государственные институты, мировое сообщество в целом.
Семейные ценности - одна из составляющих базовых национальных ценностей. Именно в семье формируются основы гражданской идентичности, историко-культурных представлений о прошлом своего народа, общероссийских историко-культурных традициях. К основным направлениям работы школы с семьями обучающихся традиционно относят:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- участие родителей в управлении деятельностью школы;
- психолого-педагогическую поддержку семьи на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
Активные формы взаимодействия образовательной организации с родителями -важнейшее условие раскрытия творческого потенциала семьи. Все формы (индивидуальные, групповые, коллективные) работы школы с семьями обучающихся направлены на повышение эффективности процесса воспитания, развития и образования младших школьников. Непосредственная взаимосвязь родителей и педагогов отражается в таких распространенных формах сотрудничества как: дни открытых дверей, дни открытых уроков, тематические консультации, групповые консультации, индивидуальные консультации, родительские собрания, родительский лекторий, родительские вечера, родительские гостиные, тренинги с участием родителей и детей, родительские интернет-сообщества и др.
Целенаправленная работа по взаимодействию семьи и общеобразовательной организации в формировании духовно-нравственных ориентиров у младших школьников позволяет решать совокупность задач:
- развитие интереса к историческому прошлому малой родины и страны;
- воспитание уважения к традициям своего народа, его культуре, бережного отношения к духовным и материальным богатствам страны и родного края;
- формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству;
- воспитание уважительного отношения к созидательному труду людей;
- развитие общечеловеческих ценностей (гуманизма, миролюбия, свободы, милосердия) и др.
Появление социальных мотивов деятельности является основой формирования духовно-нравственных ориентиров личности. Различные формы взаимодействия семьи и общеобразовательной организации направлены на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции.
Сотрудничество, сотворчество родителей, детей и педагогов в различных видах исследовательской, проектной деятельности позволяют развивать у младших школьников навыки коммуникации, эмоциональную отзывчивость, социальную ответственность, солидарность, проявление чувства благородства, сострадания и много другое. Тематические совместные проекты семьи и школы («Душа России», «Святые места России», «Они сражались за Родину», «Герои моей Родины», «Улица, на которой я живу», «Мой город славен!..», «Труженики моего города», «Профессии моих родителей», «Традиции моей семьи», «Сказания о родном крае», «Бабушкины сказки», «Летопись моей семьи», «Твори добро!» и др.), посвященные важнейшим социально-культурным и историческим событиям страны, родного города, края, семьи, способствуют элементарному осознанию обучающимися ценностного смысла активной жизненной позиции человека.
Социальная, историческая, духовно-нравственная, этнокультурная тематика проектов вызывает интерес, познавательную и творческую активность у детей и родителей. Результатами плодотворного взаимодействия семьи и школы будут являться
сформированные у обучающихся такие ценностные ориентиры, как проявление социальной ответственности, инициативности и милосердия; стремление к творчеству, эрудированности; ознакомление с высокими образцами духовной культуры; осмысление отечественной истории и современных проблем России, исходя из самобытности ее духовного и исторического пути развития.
Литература
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.— - М.: «Просвещение», 2009 - 31 с.
2. http://base.garant.ru // Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, в ред. от 02.03.2016 г.
3. http://base.garant.ru // Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.