Научная статья на тему 'Психологические аспекты развития ценностного отношения к семье у старших школьников'

Психологические аспекты развития ценностного отношения к семье у старших школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
540
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / РОДИТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЬЯ / VALUE ATTITUDE / PARENTHOOD / FAMILY RELATION / FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахмедханова Р.А.

Для укрепления семьи как социального института важно формировать должное позитивное отношение среди старшеклассников к семье и браку. в современных условиях, когда внешний социальный контроль за поведением старшеклассников ослабел, а силы внутреннего еще не сформированы, необходимо воспитание культуры чувств, а также формировать ценностное отношения к семье, и умения жить в семье. в работе выделили, что семья является предметом социальной оценки с древнейших времен. Она представляет собой важнейший структурный элемент общества, формирует внутреннюю шкалу ценностей, семейные традиции, воспринимается обществом как основа социального единства. Задачу по присвоению старшеклассником ценности «семья» позволяет решать гуманитарное образование, которое призвано создавать целостную картину мира старшеклассника через освоение общечеловеческих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of development of value relationship to family at senior schoolchildren

In order to strengthen the family as a social institution, it is important to develop a proper positive attitude among high school students towards family and marriage. in modern conditions, when the external social control over the behavior of high school students has weakened, and the internal forces have not yet been formed, it is necessary to cultivate a culture of feelings, as well as to form a valuable attitude to the family, and the ability to live in the family. The paper highlighted that the family has been the subject of social evaluation since ancient times. it represents the most important structural element of society, forms the internal scale of values and traditions, it is perceived by society as the basis of social unity. The task of assigning the value of «family» to a high school student can be solved by humanitarian education, which is designed to create a holistic picture of the world of high school through the development of universal values.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты развития ценностного отношения к семье у старших школьников»

Ахмедханова Р. А.

психологические аспекты развития ценностного отношения к семье у старших школьников

Становление и развитие личности связано не только с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, но и прежде всего с формированием умений строить отношения с окружающими. Юношеский возраст несомненно является наиболее сензитивным периодом для освоения ценностного ряда, определяющего характер отношения к личной жизни. [1;3]

Семья является одним из первых и самым важным из социальных институтов человека. Именно в семье происходит процесс формирования духовно-нравственных ценностей ребенка. В педагогической литературе, несмотря на многочисленность трактовок определения семьи, в настоящее время нет единого мнения/определения. Это связано с тем, что современная семья как институт претерпевает кризис. вместе с тем исследователи едины во мнении, что семья - это «малая ячейка общества», в котором ребенок делает первые шаги и произносит первую свою речь, здесь он находит тепло и ласку, здесь он становится впервые членом общества, формируется его сознание, он получает первый социальный опыт, происходит становление как личности.

Семья, как социальный институт, является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности и истории народа, традиций, как условие национальной безопасности государства. Подтверждением этому служат многочисленные обращения ученых, раскрывающие социальную сущность семьи и важнейшие аспекты ее жизнедеятельности (В.А. Борисов, А.Г. Вишневский и др.); процесс социализации ребенка в семье, его подготовку к будущему супружеству и родительству (А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн и др.); особенности представлений молодежи о будущей семейной жизни (А.М. Прихожан, П.М. Якобсон и др.); нравственные аспекты семьи, семейного воспитания, развития гуманных внутрисемейных взаимоотношений (О.С. Богданова, Г. Н. Волков, И.В. Гребенникова, Р.Г. Гурова, Л.Ю. Гордин, А.В. Иващенко, В. М. Коротов,

Б.Т. Лихачев и др.). [2;7;8]

За последние годы произошли социально-экономические перемены, связанные с глобализацией общества, которые негативно повлияли на стабильность семьи и повлекли за собой кризис в современной семье. Современная семья характеризуется утратой семейных ценностей, снижением социальной значимости материнства и отцовства, потерей уважения к семейным ценностям. Исследователи группируют духовные, семейные ценности по различным уровням и критериям. Проблемой семейного воспитания занимаются с античных времен [4; 9; 10].

В работах Овчаровой Р.В. показано значение семьи в воспитании детей, а также раскрыта роль школы в педагогическом просвещении родителей. Особое внимание она уделяла семейному чтению. Формами работы с родителями Овча-рова Р.В. считала консультации не только в школе, но и на родительских собраниях, внеклассных мероприятиях, встречах, на предприятиях [7].

В этой связи актуальность приобретает возможность осмыслить проблемы личных, в том числе и семейных отношений, и дать новую трактовку категории психологии семьи, которые до сих пор остаются недостаточно исследованными. Среди них, прежде всего формирование ценностного отношения к семье нынешнего молодого поколения [5].

Личные отношения играют особую роль в становлении и развитии человека, приводя к разнообразным конструктивным и деструктивным следствиям, так как они позволяют эксплицировать его сущностные духовные начала, меняя личностный потенциал взаимодействующих субъектов. Развивающийся человек затрудняется сделать выбор и принять решения по поводу того, как строить отношения с близкими, как относиться к успехам и неудачам в личных отношениях. Однако понимание сущности и глубины личной сферы и испытываемых в связи с нею эмоций не приходит само собой. Оно формируется той системой отношений, в которую оказывается вовлеченным растущий человек [6].

С целью изучения значимости личной сферы и личных отношений для старшеклассников, их отношения к семье было проведено наше исследование. Оно направлено на определение факторов, оказывающих решающее влияние на формирование ценностного отношения к семье как социальному институту, разработке экспериментальной программы по формированию ценностного отношения к семье у старшеклассников.

Использовались следующие методики: Методика «Определение сформи-рованности ценностных ориентацию», автор Б.С. Круглов; Методика «Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций, как механизма регуляции поведения (Ю. Н. Семенко)»; Анкета исследования ценностных ори-ентаций (Л.Н. Мурзич, А.В. Тарасова).

Методы обработки данных: количественные методы, статистическая обработка результатов проводилась с применением корреляционного анализа (по Спирмену). Статистический анализ выполнен в программе Statistica 6.0. Экспериментальной базой явились 10-11 классы МОУ СОШ № 1 г. Избербаш.

В ходе проведенного исследования нам удалось решить поставленные задачи: изучена сущность и содержание понятий «Семья», «Ценностное отношение»; теоретические основы ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях общеобразовательной школы.

Выявлено, что «Семья» как структурный элемент общества является предметом социальной оценки с античных времен. Важнейшим фактором детерминации семьи как ценности является сформированное общественным сознанием отношение к ней как к норме бытия. Семья определяется не только как продолжатель человеческого рода, но и как её главный ориентир со способностью передавать семейные ценности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что отношение к семье как социально значимой ценности является новообразованием старшеклассника.

Велика роль семьи в формировании ценностного отношения старшеклассников к ценностным ориентациям. Под «ценностным отношением к семье у старшеклассников» понимается интегральное образование личности, характеризующееся следующими признаками: пониманием сопричастности к семье и своему роду (уважение к старшим, почитание родителей); осознание важности нравственных ценностей (уважения, дружбы, любви, верности); потребность в продолжении рода и воспитании детей; передача и приумножение этнических, культурных, национальных традиции семьи; понимание необходимости сохранения иерархичности семьи, как гаранта ее стабильности; стремление к здоровому образу жизни; умение любить и быть любимым; принимать активное участие в жизни семьи.

привитие семейных ценностей позволяет нам подготовить старшеклассников к будущей семейной жизни, как самостоятельному процессу получения знаний о правовой и моральной ответственности за семью, здоровье и воспитание детей. [2]

Основными формами работы по формированию ценностного отношения к семье являлись: беседа, диспут, деловая игра, сюжетно - ролевая игра, дидактическая игра, ролевое моделирование. после повторного исследования, в ходе которого проверялась эффективность данной программы, выявлено, что уровень представлений старшеклассников о взаимопонимании между членами семьи, почитании родителей, показал положительную динамику.

Количество старшеклассников, имеющих высокий и средний уровень, увеличилось, а количество старшеклассников с низким уровнем сформированности семейных ценностей уменьшилось. Изменилось в сторону увеличения количество старшеклассников, у которых отношение к семье стало явно позитивным, т.е. ценность семьи для них стала значимой. Таким образом, семья для опрошенных - это счастье, удовольствие, радость и полнота жизни. После проведения занятий, старшеклассники стали спокойно обсуждать тему любви и счастливой семейной жизни, представлять, какая будет их будущая семья и семейная жизнь, хотят подкорректировать что-то в своей родительской семье, и не повторят родительских ошибок в своей семье.

В исследование были проведены теоретическое уточнение основных понятий: «ценности», «ценностные ориентации», «семья».

В результате научно - исследовательской деятельности осуществлён содержательный теоретический анализ современных исследований, посвященных проблеме развития ценностных ориентаций у старшеклассников.

Изучение базовых ценностей, подходов к семейному воспитанию и к пониманию семейных ценностей, их структуры и выделенных компонентов семейных ценностей, а также содержания процесса формирования семейных ценностей у старшеклассников позволяет нам определить основные критерии сформирован-ности семейных ценностей: потребностно-мотивационный, когнитивный, дея-тельностно-практический, эмоциональный. Следует отметить, что у каждой семьи свои обычаи, традиции, нравственные и правовые нормы, в рамках которой родственники объединяются системой отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями.

Таким образом, анализ формирования ценностных ориентаций старших школьников по данным параметрам с учетом различных факторов позволяет построить целостную картину изучаемого явления, наметить пути профилактики и преодоления нарушений в процессе формирования ценностей. Цель программы: формирование семейных ценностей у учащихся старших классов. Принципы программы формирования семейных ценностей у учащихся старших классов:

1. Принцип взаимодействия, взаимного общения с другими людьми.

Данный принцип рассмотрен потому, что учащиеся в процессе общения,

диалога с другими значимыми людьми сможет организовать свою деятельность самостоятельно. Ведь общение (диалог) исходит из признания и безусловного уважения прав воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

2. Принцип семейного примера. Эталоном является пример родителей, членов семьи школьника, пример первого учителя. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития детей. Это образец как надо действовать в тех или иных ситуациях старшему школьнику.

3. Принцип системно-деятельностного подхода к воспитательному процессу. Системно - деятельностный подход - основа новых федеральных государственных стандартов образования.

У старшеклассников сформированы такие ценности, как почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания, их готовность помочь всем членам семьи, готовность передавать семейные ценности своим детям. Анализ результатов контрольного этапа исследования показал, что у старших школьников отношение к формированию семейных ценностей возрос. Для них было открытием, что данной проблеме можно придавать большое значение. Сами, старшеклассники, в процессе приобщения к семейным ценностям поняли ценность и значимость семьи, что необходимо соблюдать традиции в семье, уважать традиции других национальностей, знать родной язык и владеть им в

совершенстве.

Реализованная программа по совершенствованию ценностного отношения старшеклассников к семье расширила возможности понимания старшеклассниками своих родителей. Практика показала, что психологические аспекты развития ценностного отношения к семье - это процесс длительный, и в условиях столь ограниченного времени трудно констатировать конкретно значимые результаты. Тем не менее, полученные нами результаты позволяют говорить о том, что создание педагогических условий для развития ценностного отношения к семье у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы обеспечивает положительную динамику.

Таблица 1.

Анализ результатов контрольной диагностики

10-11 класс N Среднее Стд. отклонение Стд. ошибка среднего

приобретение знаний 1,00-2,00 66 7,6727 3,07839 ,37892

3,00-4,00 52 7,1769 3,30766 ,45869

Зачем человеку нужна семья 1,00-2,00 66 4,5758 2,30091 ,28322

3,00-4,00 52 3,3462 2,34215 ,32480

Семья и общество (государство) 1,00-2,00 66 6,5455 2,19917 ,27070

3,00-4,00 52 6,0577 2,80170 ,38853

Праздники в моей семье (национальные, семейные) 1,00-2,00 66 30,0606 3,62843 ,44663

3,00-4,00 52 31,5769 4,45609 ,61795

Права и обязанности членов семьи. Традиции в моей семье 1,00-2,00 66 29,3636 6,61847 ,81468

3,00-4,00 52 30,8462 6,89809 ,95659

Режим труда и отдыха 1,00-2,00 66 34,3636 7,94139 ,97752

3,00-4,00 52 32,3077 7,26404 1,00734

Кто за что отвечает в семье 1,00-2,00 66 33,0303 5,38651 ,66303

3,00-4,00 52 31,1538 4,89652 ,67902

Средние значения позволяют сказать, что психологические аспекты развития ценностного отношения к семье у старшеклассников значимо выше, чем до прохождения занятий программы.

количество старшеклассников, имеющих высокий и средний уровень, увеличилось, а количество старшеклассников с низким уровнем сформирован-ности семейных ценностей уменьшилось. Также увеличилось количество старшеклассников, у которых отношение к семье стало устойчиво-позитивное, т.е. ценность семьи для них стала значимой.

Таким образом, сравнительный анализ свидетельствуют об эффективности разработанной программы по формированию и развитию ценностного отноше-

103

ния к семье у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.

1. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно-значимых делах и поступках.

2. Ценностные ориентации - одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания личности, так как именно они отражают его характеристики.

3. Система ценностных ориентаций, являясь не только элементом духовной сферы, проявлением социального творчества, одновременно выступает проекцией отношения молодежи к окружающей социальной действительности в форме реализации сущностных сил молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акутина С. П. теоретико-методологические основы воспитания духовных семейно-нравственных ценностей школьников. Монография. М, 2012.

2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие.- СПб.: Речь, 2014. - 244 с.

3. Бестужев С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников. - М., 2013. - № 10. - С. 6-15.

4. Васильева С.В. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие/С.В. Васильева — СП б.: ВВМ , 2015. — 128 с.

5. Зритнева Е. И., Клушина Н. П. Семьеведение. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 246 с.

6. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. — М.: Смысл, 1993. - 332 с.

7. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд. Института психологии, 2003.

8. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 2012. - 200 с.

9. Фернхем, А. Личности и социальное поведение. - СПб.: Питер, 2011. -

368 с.

10. Шнейдер, Л.Д Психология семейных отношений. Курс лекций - М.: Апрель-пресс, 2014. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.