Ахмедханова Р. А.
психологические аспекты развития ценностного отношения к семье у старших школьников
Становление и развитие личности связано не только с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, но и прежде всего с формированием умений строить отношения с окружающими. Юношеский возраст несомненно является наиболее сензитивным периодом для освоения ценностного ряда, определяющего характер отношения к личной жизни. [1;3]
Семья является одним из первых и самым важным из социальных институтов человека. Именно в семье происходит процесс формирования духовно-нравственных ценностей ребенка. В педагогической литературе, несмотря на многочисленность трактовок определения семьи, в настоящее время нет единого мнения/определения. Это связано с тем, что современная семья как институт претерпевает кризис. вместе с тем исследователи едины во мнении, что семья - это «малая ячейка общества», в котором ребенок делает первые шаги и произносит первую свою речь, здесь он находит тепло и ласку, здесь он становится впервые членом общества, формируется его сознание, он получает первый социальный опыт, происходит становление как личности.
Семья, как социальный институт, является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности и истории народа, традиций, как условие национальной безопасности государства. Подтверждением этому служат многочисленные обращения ученых, раскрывающие социальную сущность семьи и важнейшие аспекты ее жизнедеятельности (В.А. Борисов, А.Г. Вишневский и др.); процесс социализации ребенка в семье, его подготовку к будущему супружеству и родительству (А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн и др.); особенности представлений молодежи о будущей семейной жизни (А.М. Прихожан, П.М. Якобсон и др.); нравственные аспекты семьи, семейного воспитания, развития гуманных внутрисемейных взаимоотношений (О.С. Богданова, Г. Н. Волков, И.В. Гребенникова, Р.Г. Гурова, Л.Ю. Гордин, А.В. Иващенко, В. М. Коротов,
Б.Т. Лихачев и др.). [2;7;8]
За последние годы произошли социально-экономические перемены, связанные с глобализацией общества, которые негативно повлияли на стабильность семьи и повлекли за собой кризис в современной семье. Современная семья характеризуется утратой семейных ценностей, снижением социальной значимости материнства и отцовства, потерей уважения к семейным ценностям. Исследователи группируют духовные, семейные ценности по различным уровням и критериям. Проблемой семейного воспитания занимаются с античных времен [4; 9; 10].
В работах Овчаровой Р.В. показано значение семьи в воспитании детей, а также раскрыта роль школы в педагогическом просвещении родителей. Особое внимание она уделяла семейному чтению. Формами работы с родителями Овча-рова Р.В. считала консультации не только в школе, но и на родительских собраниях, внеклассных мероприятиях, встречах, на предприятиях [7].
В этой связи актуальность приобретает возможность осмыслить проблемы личных, в том числе и семейных отношений, и дать новую трактовку категории психологии семьи, которые до сих пор остаются недостаточно исследованными. Среди них, прежде всего формирование ценностного отношения к семье нынешнего молодого поколения [5].
Личные отношения играют особую роль в становлении и развитии человека, приводя к разнообразным конструктивным и деструктивным следствиям, так как они позволяют эксплицировать его сущностные духовные начала, меняя личностный потенциал взаимодействующих субъектов. Развивающийся человек затрудняется сделать выбор и принять решения по поводу того, как строить отношения с близкими, как относиться к успехам и неудачам в личных отношениях. Однако понимание сущности и глубины личной сферы и испытываемых в связи с нею эмоций не приходит само собой. Оно формируется той системой отношений, в которую оказывается вовлеченным растущий человек [6].
С целью изучения значимости личной сферы и личных отношений для старшеклассников, их отношения к семье было проведено наше исследование. Оно направлено на определение факторов, оказывающих решающее влияние на формирование ценностного отношения к семье как социальному институту, разработке экспериментальной программы по формированию ценностного отношения к семье у старшеклассников.
Использовались следующие методики: Методика «Определение сформи-рованности ценностных ориентацию», автор Б.С. Круглов; Методика «Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций, как механизма регуляции поведения (Ю. Н. Семенко)»; Анкета исследования ценностных ори-ентаций (Л.Н. Мурзич, А.В. Тарасова).
Методы обработки данных: количественные методы, статистическая обработка результатов проводилась с применением корреляционного анализа (по Спирмену). Статистический анализ выполнен в программе Statistica 6.0. Экспериментальной базой явились 10-11 классы МОУ СОШ № 1 г. Избербаш.
В ходе проведенного исследования нам удалось решить поставленные задачи: изучена сущность и содержание понятий «Семья», «Ценностное отношение»; теоретические основы ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях общеобразовательной школы.
Выявлено, что «Семья» как структурный элемент общества является предметом социальной оценки с античных времен. Важнейшим фактором детерминации семьи как ценности является сформированное общественным сознанием отношение к ней как к норме бытия. Семья определяется не только как продолжатель человеческого рода, но и как её главный ориентир со способностью передавать семейные ценности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что отношение к семье как социально значимой ценности является новообразованием старшеклассника.
Велика роль семьи в формировании ценностного отношения старшеклассников к ценностным ориентациям. Под «ценностным отношением к семье у старшеклассников» понимается интегральное образование личности, характеризующееся следующими признаками: пониманием сопричастности к семье и своему роду (уважение к старшим, почитание родителей); осознание важности нравственных ценностей (уважения, дружбы, любви, верности); потребность в продолжении рода и воспитании детей; передача и приумножение этнических, культурных, национальных традиции семьи; понимание необходимости сохранения иерархичности семьи, как гаранта ее стабильности; стремление к здоровому образу жизни; умение любить и быть любимым; принимать активное участие в жизни семьи.
привитие семейных ценностей позволяет нам подготовить старшеклассников к будущей семейной жизни, как самостоятельному процессу получения знаний о правовой и моральной ответственности за семью, здоровье и воспитание детей. [2]
Основными формами работы по формированию ценностного отношения к семье являлись: беседа, диспут, деловая игра, сюжетно - ролевая игра, дидактическая игра, ролевое моделирование. после повторного исследования, в ходе которого проверялась эффективность данной программы, выявлено, что уровень представлений старшеклассников о взаимопонимании между членами семьи, почитании родителей, показал положительную динамику.
Количество старшеклассников, имеющих высокий и средний уровень, увеличилось, а количество старшеклассников с низким уровнем сформированности семейных ценностей уменьшилось. Изменилось в сторону увеличения количество старшеклассников, у которых отношение к семье стало явно позитивным, т.е. ценность семьи для них стала значимой. Таким образом, семья для опрошенных - это счастье, удовольствие, радость и полнота жизни. После проведения занятий, старшеклассники стали спокойно обсуждать тему любви и счастливой семейной жизни, представлять, какая будет их будущая семья и семейная жизнь, хотят подкорректировать что-то в своей родительской семье, и не повторят родительских ошибок в своей семье.
В исследование были проведены теоретическое уточнение основных понятий: «ценности», «ценностные ориентации», «семья».
В результате научно - исследовательской деятельности осуществлён содержательный теоретический анализ современных исследований, посвященных проблеме развития ценностных ориентаций у старшеклассников.
Изучение базовых ценностей, подходов к семейному воспитанию и к пониманию семейных ценностей, их структуры и выделенных компонентов семейных ценностей, а также содержания процесса формирования семейных ценностей у старшеклассников позволяет нам определить основные критерии сформирован-ности семейных ценностей: потребностно-мотивационный, когнитивный, дея-тельностно-практический, эмоциональный. Следует отметить, что у каждой семьи свои обычаи, традиции, нравственные и правовые нормы, в рамках которой родственники объединяются системой отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями.
Таким образом, анализ формирования ценностных ориентаций старших школьников по данным параметрам с учетом различных факторов позволяет построить целостную картину изучаемого явления, наметить пути профилактики и преодоления нарушений в процессе формирования ценностей. Цель программы: формирование семейных ценностей у учащихся старших классов. Принципы программы формирования семейных ценностей у учащихся старших классов:
1. Принцип взаимодействия, взаимного общения с другими людьми.
Данный принцип рассмотрен потому, что учащиеся в процессе общения,
диалога с другими значимыми людьми сможет организовать свою деятельность самостоятельно. Ведь общение (диалог) исходит из признания и безусловного уважения прав воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
2. Принцип семейного примера. Эталоном является пример родителей, членов семьи школьника, пример первого учителя. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития детей. Это образец как надо действовать в тех или иных ситуациях старшему школьнику.
3. Принцип системно-деятельностного подхода к воспитательному процессу. Системно - деятельностный подход - основа новых федеральных государственных стандартов образования.
У старшеклассников сформированы такие ценности, как почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания, их готовность помочь всем членам семьи, готовность передавать семейные ценности своим детям. Анализ результатов контрольного этапа исследования показал, что у старших школьников отношение к формированию семейных ценностей возрос. Для них было открытием, что данной проблеме можно придавать большое значение. Сами, старшеклассники, в процессе приобщения к семейным ценностям поняли ценность и значимость семьи, что необходимо соблюдать традиции в семье, уважать традиции других национальностей, знать родной язык и владеть им в
совершенстве.
Реализованная программа по совершенствованию ценностного отношения старшеклассников к семье расширила возможности понимания старшеклассниками своих родителей. Практика показала, что психологические аспекты развития ценностного отношения к семье - это процесс длительный, и в условиях столь ограниченного времени трудно констатировать конкретно значимые результаты. Тем не менее, полученные нами результаты позволяют говорить о том, что создание педагогических условий для развития ценностного отношения к семье у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы обеспечивает положительную динамику.
Таблица 1.
Анализ результатов контрольной диагностики
10-11 класс N Среднее Стд. отклонение Стд. ошибка среднего
приобретение знаний 1,00-2,00 66 7,6727 3,07839 ,37892
3,00-4,00 52 7,1769 3,30766 ,45869
Зачем человеку нужна семья 1,00-2,00 66 4,5758 2,30091 ,28322
3,00-4,00 52 3,3462 2,34215 ,32480
Семья и общество (государство) 1,00-2,00 66 6,5455 2,19917 ,27070
3,00-4,00 52 6,0577 2,80170 ,38853
Праздники в моей семье (национальные, семейные) 1,00-2,00 66 30,0606 3,62843 ,44663
3,00-4,00 52 31,5769 4,45609 ,61795
Права и обязанности членов семьи. Традиции в моей семье 1,00-2,00 66 29,3636 6,61847 ,81468
3,00-4,00 52 30,8462 6,89809 ,95659
Режим труда и отдыха 1,00-2,00 66 34,3636 7,94139 ,97752
3,00-4,00 52 32,3077 7,26404 1,00734
Кто за что отвечает в семье 1,00-2,00 66 33,0303 5,38651 ,66303
3,00-4,00 52 31,1538 4,89652 ,67902
Средние значения позволяют сказать, что психологические аспекты развития ценностного отношения к семье у старшеклассников значимо выше, чем до прохождения занятий программы.
количество старшеклассников, имеющих высокий и средний уровень, увеличилось, а количество старшеклассников с низким уровнем сформирован-ности семейных ценностей уменьшилось. Также увеличилось количество старшеклассников, у которых отношение к семье стало устойчиво-позитивное, т.е. ценность семьи для них стала значимой.
Таким образом, сравнительный анализ свидетельствуют об эффективности разработанной программы по формированию и развитию ценностного отноше-
103
ния к семье у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
1. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно-значимых делах и поступках.
2. Ценностные ориентации - одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания личности, так как именно они отражают его характеристики.
3. Система ценностных ориентаций, являясь не только элементом духовной сферы, проявлением социального творчества, одновременно выступает проекцией отношения молодежи к окружающей социальной действительности в форме реализации сущностных сил молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акутина С. П. теоретико-методологические основы воспитания духовных семейно-нравственных ценностей школьников. Монография. М, 2012.
2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие.- СПб.: Речь, 2014. - 244 с.
3. Бестужев С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников. - М., 2013. - № 10. - С. 6-15.
4. Васильева С.В. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие/С.В. Васильева — СП б.: ВВМ , 2015. — 128 с.
5. Зритнева Е. И., Клушина Н. П. Семьеведение. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 246 с.
6. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. — М.: Смысл, 1993. - 332 с.
7. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд. Института психологии, 2003.
8. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 2012. - 200 с.
9. Фернхем, А. Личности и социальное поведение. - СПб.: Питер, 2011. -
368 с.
10. Шнейдер, Л.Д Психология семейных отношений. Курс лекций - М.: Апрель-пресс, 2014. - 512 с.