Инвестиционный потенциал
Удк 332.122
взаимодействие образовательных учреждений и института частно-государственного партнерства*
Ю. В. ВЕРТАКОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой региональной экономики и менеджмента Е-mail: vertakova@ramЫeк т
Ю. С. ПОЛОЖЕНЦЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента Е-mail: polojenceva84@mail. т Юго-Западный государственный университет
В статье рассмотрена схема взаимодействия бизнес-структур и вузов, проанализированы последствия использования частно-государственного партнерства как для инвесторов, так и для образовательных учреждений. Приводится обзор подходов к мониторингу потребности бизнеса в квалифицированных кадрах на основе анализа дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда.
Ключевые слова: образовательные учреждения, частно-государственное партнерство, бизнес, рынок труда.
В условиях модернизации российской экономики высшим учебным заведениям необходимо более активно налаживать сотрудничество и взаимодействие с работодателями для построения эффективных
* Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Ро ссийской Федерации на тему «Анализ моделей частно-государственного партнерства при реализации программ дополнительного профессионального образования в условиях региональной модели взаимодействия компании и вузов».
моделей трудоустройства. В будущем в соответствии с планом реформирования системы высшего образования будут приниматься меры, нацеленные на то, чтобы студент заранее знал о том, где он будет работать. В таком случае будущий выпускник гораздо серьезнее отнесется к учебному процессу и станет полноценно готовиться к будущей деятельности.
Для стимулирования данного процесса необходимо разработать эффективный алгоритм взаимодействия работодателей и учебных заведений. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. В частности, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения в высшие учебные заведения проводилось с учетом мнений работодателей при оценке качества высшего профессионального образования и формировании квалификационных требований к выпускникам. Данный процесс нацелен на разрешение ряда противоречий на рынках труда и образовательных услуг [1]:
- между развитием спроса на труд специалистов разной квалификации и возможностями удовлетворения его системой высшего профессионального образования;
- между возрастающими требованиями рынка труда к уровню профессиональной компетентности специалиста и отсутствием согласованности этих требований, что приводит к невостребованности выпускников учебных заведений;
- между динамикой роста требований к личностным качествам специалиста и устаревшими формами профориентации и профотбора молодежи;
- между необходимостью непрерывного профессионального образования и слабым учебно-методическим обеспечением этих процессов, которое обязано способствовать реализации различных вариативных образовательных программ и индивидуализировать содержание профессионального образования.
Наличие данных противоречий:
- создает предпосылки для разработки новых методов их разрешения;
- обусловливает необходимость поиска путей установления взаимовыгодного сотрудничества между работодателями и образовательными учреждениями.
Одним из действенных инструментов уменьшения кадрового дефицита и повышения качества обучения в вузах является реализация частно-государственного партнерства, нацеленного на решение следующих задач [2]:
- повышение социальной ответственности бизнес-структур перед обществом;
- формирование реальных рычагов активного влияния на образовательные процессы в вузах со стороны работодателей;
- создание системы целевого заказа необходимых специалистов для бизнеса;
- развитие инновационной составляющей в вузах;
- осуществление мониторинга состояния и тенденций развития рынка труда;
- преодоление несбалансированности рынка труда;
- выход на рынок труда специалистов с востребованными компетенциями и личностными качествами.
Частно-государственное партнерство в образовании - это система долгосрочных отношений между государством (субъектами, его представляющими) и субъектами частного сектора экономики по реализации проектов в сфере профессионального образования на основе объединения ресурсов и распределения доходов, расходов и рисков.
Участники данного процесса - бизнес-структуры (представители работодателей) и учебные заведения. Они должны четко определить вклад каждой из сторон в совместные проекты по реализации частно-государственного партнерства (рис. 1).
Последствия использования частно-государственного партнерства в образовании
* +
Для государственной системы образования Для инвестора Для образовательного учреждения
+ *
Развитие рынка и усиление добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг; апробирование применения новых для образовательных структур организационно-правовых форм альянса с бизнесом;
выработка предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы; реформирование профессиональной школы; тиражирование передового опыта;
отработка механизмов многоканального финансирования; апробация и широкое внедрение механизмов взаимодействия вуза и работодателей; совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности (отработка содержания и методик администрирования, подготовки и повышения квалификации управленческих специалистов)
Участие в учебно-научной и управленческой деятельности учебного заведения в соответствии с передовым международным опытом с позиций конечного потребителя результатов труда учебного заведения и инвестора;
создание и совершенствование образовательных стандартов, учебных планов и программ и подготовка высококвалифицированных кадров с учетом потребностей рынка труда; создание и развитие на базе учебных учреждений образовательно-производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности компаний;
возможность привлечения студентов и профессорско-преподавательского состава к выполнению в процессе обучения научно-исследовательских работ и подготовке проектов, направленных на решение проблем конкретного бизнеса
Создание дополнительных возможностей для многоканального финансирования и развития материально-технической базы учебного заведения;
создание новой модели интегрированного образовательного комплекса (качественный менеджмент, новая инфраструктура, технологии и направления подготовки студентов и преподавателей); отработка новых моделей учебно-научной, производственной и институциональной интеграции;
повышение финансовой обеспеченности научных исследований ученых, преподавателей и студентов образовательного учреждения(дополнительное финансирование доведения научных разработок до коммерческого уровня с патентованием и закреплением авторских прав);
развитие рынка образовательных услуг
Рис. 1. Результаты использования частно-государственного партнерства в образовании
На основе развития данного процесса вузы, откликаясь на требования рынка труда, планируют различные мероприятия, направленные на [3]:
- отбор и тестирование студентов-выпускников по заказам предприятий;
- организацию встреч представителей работодателя со студентами, трудоустройство выпускников;
- проведение научно-исследовательской работы со студентами;
- подготовку курсовых и дипломных проектов по заказу предприятий;
- проведение конкурсов на лучший дипломный проект для привлечения наиболее способных студентов;
- создание выпускающих кафедр на производстве и через них - осуществление производственных практик и стажировок студентов на предприятии;
- организацию научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» с привлечением работодателей, центров занятости, кадровых агентств и других заинтересованных сторон;
- заключение долгосрочных договоров с предприятиями и организациями на проведение целевых наборов абитуриентов;
- подбор специалистов из числа студентов-выпускников на вакантные должности;
- выполнение вузом в интересах предприятия договорных работ и оказание консалтинговых услуг;
- повышение квалификации специалистов под требуемый уровень компетенций;
- организацию зарубежных стажировок в ведущих университетах мира.
В настоящее время во многих учебных заведениях создаются лаборатории и научно-методические центры профессиональной адаптации и трудоустройства специалистов, которые призваны повышать их конкурентоспособность на рынке труда, а также обеспечивать сотрудничество с предприятиями. Для оказания более широкого спектра услуг студентам и предприятиям конкретной сферы промышленности вузы нередко формируют кадровые агентства.
Бизнес-сообщество для повышения эффективности взаимодействия:
- оказывает учебным заведениям финансовую и техническую поддержку;
- на своей базе проводит различные мастер-классы;
- оказывает помощь в организации производственных практик;
- учреждает именные стипендии лучшим студентам;
- проводит ярмарки вакансий;
- создает учебные центры;
- учреждает фонды развития.
У работодателей через участие менеджмента компаний в учебном процессе и в работе аттестационных комиссий появилась реальная возможность проводить независимый контроль за качеством образовательных услуг.
В настоящее время процесс взаимодействия высшей школы с бизнесом дает хорошие результаты в плане повышения качества образования (рис. 2). При этом особое внимание уделяется формированию следующих качеств:
- конкурентоспособность выпускника на рынке труда;
- активная жизненная позиция;
- личностное развитие;
- стремление к постоянному росту;
- мобильность.
Для перехода на новый уровень отношений от вузов требуются значительные затраты на решение следующих задач:
- повышение квалификации преподавателей;
- обновление учебно-методического обеспечения;
- усовершенствование материально-технической базы;
- реструктуризация управления.
Бизнес готов инвестировать средства в образовательный сектор, но при этом желает иметь гарантии на получение специалиста с заданными компетенциями.
Функционирование частно-государственного партнерства представляет собой совместную комбинацию государственных и частных интересов, которая, с одной стороны, позволяет представителям власти регионов решать насущные проблемы финансирования инфраструктурных объектов и социальных программ, с другой - дает возможность частному бизнесу вкладывать деньги и получать интересующую его прибыль.
Развитие института частно-государственного партнерства на региональном уровне позволит избежать «провалов» на рынке труда. Инструментами такого партнерства, способными регулировать механизмы подготовки кадров для решения конкретных производственных задач, могут выступать: 1) программы целевой подготовки кадров и федерального квотирования бюджетных мест в
вузах и федеральных учреждениях среднего
профессионального образования; 2) институт социального партнерства.
Участниками частно-государственного партнерства призваны стать:
- региональные органы власти в лице профильных департаментов;
- бизнес-сообщества, находящиеся на территории региона (промышленные ассоциации либо просто предприятия, юридические лица);
- высшие учебные заведения области.
Для реализации механизма частно-государственного партнерства необходимо создание координационного совета, в который должны входить представители всех участников партнерства (субъектов):
- от региональной власти - руководители профильного департамента;
- от бизнес-сообществ - руководители ассоциаций, предприятий;
- от образовательного учреждения (вуза) - ректоры, проректоры.
Эффективное функционирование частно-государственного партнерства базируется на разработке текущих и перспективных (на среднесрочную и долгосрочную перспективы) планов работы по развитию сотрудничества. В них должны быть отражены следующие вопросы:
- структура, объем подготовки кадров;
- качество подготовки кадров;
- развитие образовательно-производственно-технологической инфраструктуры и модернизация учебно-материальной базы;
- повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и др.
Проект создания координационного совета по обеспечению эффективного функционирования механизма частно-государственного партнерства должен соответствовать основным направлениям развития системы образования в России.
1. Совершенствование прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирование и распределение государственного задания и заказа на подготовку кадров. В том числе -создание нормативной базы формирования государственного регионального заказа системе профессионального образования, на основе которого будут определяться объемы и направления подготовки в учреждениях профессионального образования.
2. Повышение востребованности выпускников учреждений профессионального образования на региональном рынке труда через организацию информационных и профориентационных кампаний по профессиям и специальностям приоритетных отраслей экономики. Заключение договоров с организациями на:
- подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
Рис. 2. Схема взаимодействия бизнес-структур и вузов
- профориентационную работу;
- повышение престижа востребованных на рынке труда рабочих профессий и специальностей.
3. Формирование эффективной территориально-отраслевой системы учреждений начального и среднего профессионального образования посредством выстраивания оптимальной структуры учреждений профессионального образования, организации эффективного сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования всех уровней и их сотрудничества с работодателями. Оборудование новых ресурсных центров учреждений профессионального образования по приоритетным направлениям экономического развития:
- строительство;
- машиностроение и металлообработка;
- агропромышленный и лесной комплексы;
- деревообработка и др.
Модернизация содержания профессионального образования должна проходить в соответствии с потребностями регионального рынка труда и требованиями работодателей.
В настоящее время в России получило распространение частно-государственное партнерство в области профессионального образования. Оно осуществляется в следующих формах:
- создание технопарков, инкубаторов инновационных технологий, технологических центров;
- формирование научно-образовательных комплексов;
- создание центров лицензирования, сертификации, маркетинга.
В основе этих объединений лежит инновационная составляющая систем развития образования, науки и производства. Именно система высшего профессионального образования, строящая образовательный процесс на основе научно-исследовательской деятельности, призвана готовить специалистов новой формации, обеспечивающих становление инновационной экономики. Поэтому альянс «вуз - предприятие» должен стать средоточием эффективного формирования и использования человеческого капитала региона. Важно включение в систему частно-государственного партнерства такого значимого сегмента регионального рынка, как малый и средний бизнес, который пока практически остается в стороне.
Основными проблемами, препятствующими развитию частно-государственного партнерства (ЧГП) в России, являются:
- отсутствие единой государственной политики по развитию частно-государственного партнерства и специального государственного органа, курирующего эти вопросы;
- непрозрачность процедур отбора проектов для реализации в рамках ЧГП, а также открытых конкурсов на право заключения соглашения о ЧГП;
- отсутствие общественного контроля за реализацией ЧГП-проектов;
- недостаточная развитость банковской системы, невозможность долгосрочного кредитования бизнеса.
Современная система профессионального образования может быть эффективной, если она будет отвечать потребностям рынка труда. И здесь потребуется непрерывное внимание со стороны заинтересованных субъектов взаимодействия:
- государства в лице федеральных и региональных властей;
- общественных организаций, представляющих в том числе учащихся и родителей;
- бизнес-сообщества;
- работодателей;
- представителей высшего профессионального образования.
Чтобы вузы обеспечивали подготовку кадров в русле коренных преобразований социально-экономической системы, необходимо усилить акцент на критериях качества образования, которые будут разрабатываться совместно. Эти критерии призваны способствовать процессу адаптации студентов и выпускников к современным социально-экономическим условиям и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
На основе анализа текущего положения развития частно-государственного партнерства можно сформулировать три основных условия, определяющих успех модернизации российской системы образования:
1) для формирования высокого уровня потребления образования в стране необходимо наличие качественного образовательного продукта: преподавателей и образовательных технологий с учетом специфики действия бизнеса в нашей стране. Разрыв между качеством образования и требованиями реальной практики становится серьезным препятствием на пути развития бизнес-образования как инфраструктурного элемента инновационной экономики;
2) необходим сформировавшийся спрос на образовательные услуги как со стороны самих компаний, так и со стороны отдельных людей. Неоднородность контингента слушателей по профессиональному потенциалу, мотивацион-ной структуре, карьерным планам определяет потребность в дифференцированном подходе к формированию образовательных программ;
3) в условиях перспективы принятия новой редакции Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», исключающей из сферы государственного контроля программы дополнительного образования, целесообразно создание общественной организации, которая приняла бы на себя ряд функций регулирования образовательной деятельности, включая, например, проведение общественно-профессиональной аккредитации и сертификации программ бизнес-образования. Целесообразность данных нововведений обусловливается следующими основными положениями:
- реализация данных механизмов позволит сориентировать как образовательную, так и научную деятельность на решение практических задач, стоящих перед региональной экономикой;
- значительно расширятся возможности для повышения качества подготовки специалистов и конкурентоспособности научно-образовательных учреждений;
- будут созданы необходимые предпосылки для перехода к инновационно ориентированной экономике.
Список литературы
1. Исследование методов прогнозирования потребности в кадрах // Вестник ОГИЭТ. 2010. № 2.
2. Прогнозирование потребности в специалистах региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 27.
3. Формирование и использование трудового потенциала региона: монография. Курск. 2011.
www.smb-expo.ru
в рамках недели российского предпринимательства
ДНИ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ - 2013
14-17 мая Москва, ВВЦ, павильон 57
Выставочные экспозиции
• Федеральная выставка-ярмарка продукции лучших предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в области производственной и социальной сфер
• Экспозиция «Оборудование и услуги для предпринимательства»
• Специализированная экспозиция малых инновационных предприятий, организованных при высшихучебных заведениях
Конкурсная программа
• Смотр «Лучший регион (субъект) Российской Федерации» по развитию малого
и среднего предпринимательства и созданию для этого наиболее благоприятных условий
• Конкурсы - «Лучший инновационный проект», «Лучшая продукция, оборудование и услуги»,
«Лучшая выставочная экспозиция», «Лучший семейный бизнес» Деловые мероприятия
• Презентационная сессия программ финансирования: консультации по «кредитному портфелю» для МСП от ведущих банков
• Биржа Деловых Контактов - коммуникационная площадка
для поиска партнерских контактов, создание новых каналов сбыта
• «Школа бизнеса МАП» консультации по актуальным вопросам предпринимательской деятельности
14 мая 2013 года на открытых площадках Всероссийского выставочного центра пройдет праздник «День российского предпринимателя на ВВЦ».
Контакты: тел./факс (495) 981-92-52, E-mail: [email protected]
Патронаж
Стратегический партнер
Деловой партнер
Партнеры
4Ш
Организатор
■ всероссийски
выставочный
центр