14.6. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА
Мельник Алексей Юрьевич, аспирант НИИ труда и социального страхования Министерства здравоохранения и социального развития
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. На российском рынке труда молодежь остается одной из наиболее социально ущемленных категорий. В то же время именно молодежь является носителем инновационного потенциала страны. В этой связи проблемы молодежной политики, и в первую очередь вопросы социальной адаптации молодежи в трудовом процессе, являются одной из наиболее приоритетных задач государственного развития. В статье предлагается ряд конкретных мер, в том числе и законодательного характера, необходимых для преодоления сложившихся проблем молодежной занятости, а также повышения уровня социальной адаптации данной категории трудовых ресурсов в экономике России.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, рынок труда, социальная адаптация, образование, молодежная занятость, инновационная экономика, модернизация
THE FORMING OF THE POLICY OF THE YOUTH SOCIAL ADAPTATION IN THE EMPLOYMENT MARKETING
Melnick Alexey, the aspirant of the Science Institute of the Labor and social insurance of the Ministry of health and social development
Annotation: In the Russian labor market the youth are one of the social lost categories of the population. But the young people are the sours of the innovation potential of the country. So the problems of the youth policy and the first of them is the problem of the social adaptation of young people in the labor process, become one of the most priority task of the state development. In the article there are some concrete measures, including the law transformations, necessary for the decision of the existing problems of the youth employment, and the growth of the social adaptation level of this labor resources category. Keywords: youth, youth policy, employment market, social adaptation, education, youth employment, innovation economy, modernization
Важнейшей задачей в процессе осуществления экономического роста России является рациональное использование трудового потенциала, в котором особое место занимает молодежный сектор.
На сегодняшний день с учетом задач модернизации экономики страны именно молодежь способна стать носителем новейших знаний и технологий и основной движущей силой процесса внедрения инновации. Однако в современных условиях внимание молодежи больше сконцентрировано на проблемах собственной социальной адаптации, в том числе, проблеме поиска работы, сохранения места занятости, а также решению множества социальных проблем, не связанных
напрямую с рынком труда, таких как воинская повинность, бытовая неустроенность, нахождение средств для получения высшего или профессионального образования.
В этой связи важное значение приобретают вопросы государственного регулирования молодежного рынка труда, формирования комплекса социальных гарантий занятости, развития системы образования и повышения квалификации, налаживания координации между бизнесом и образовательной сферой, а также развития других услуг, позволяющих подготовить человека к трудовой деятельности, адаптировать к производственной среде и создать первоначальные условия для развития служебной карьеры.
При этом молодежная занятость является базисом для приобретения и накопления профессионального опыта, привнесения новых и новейших знаний на производство, вносит качественно новые элементы в систему трудовых и общественных отношений. От успешной реализации этих задач в общественном воспроизводстве зависит дальнейшее развитие российского общества, в том числе подъем экономики, рост ее конкурентоспособности, устойчивое повышение уровня и качества жизни населения. Таким образом, рынок труда молодежи, являясь неотъемлемым звеном общего рынка труда, становится значимым фактором экономического и социального развития общества.
Особенности развития молодежного рынка труда проявляются в следующих чертах:
во-первых, рынок труда молодежи - это важная составляющая часть общего рынка труда, одновременно обладающая свойствами неоднородности, сложности и подвижности;
во-вторых, это потенциал для более эффективного использования человеческого капитала в России, предпосылка для формирования развитого рынка труда.
Современной тенденцией развития молодежного рынка труда является сохраняющийся высокий уровень молодежной безработицы. Кроме того, отмечаются и такие проявления как: перенасыщение рынка труда специалистами ряда профессий, считающихся престижными согласно современной шкале молодежных ценностей, что не соответствуют реальным потребностям рынка труда, а также недостаточная подготовка молодых специалистов по дефицитным специ-альностям1. Это является следствием неудовлетворительной координации сферы образования и рынка труда, и приводит к тому, что в одних отраслях ощущается недостаток молодых специалистов, а в других отраслях их переизбыток, при этом молодые люди часто работают не по полученной в учебном заведении специальности.
В наиболее благоприятной ситуации в настоящее время находятся выпускники вузов, большинство из которых находит работу в течение относительно короткого времени после окончания учебного заведения. Однако эта категория часто оказывается в состоянии конкуренции с более опытными работниками: как частные предприятия, так и государственные структуры предпочитают претендентов с определенным опытом работы. Стоит также отметить, что и качество подготовки нынешних выпускников часто оставляет желать
1 Доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ - http://www.minsdravsoc.gov.ru
Бизнес в законе
2'2011
лучшего, и по этой причине у работодателей есть основания для подобного подхода.
При этом в последние годы разрыв между спросом и предложением на рабочие профессии не сокращается, а наоборот, растет. Усиливается напряженность, связанная с дефицитом квалифицированных рабочих кадров, особенно молодых. На рынке труда по-прежнему велика потребность в работниках для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, сферы обслуживания, а рейтинг этих специальностей у молодежи очень низок.
Ситуация, связанная с началом трудовой деятельности, у представителей современной молодежи сложилась неоднозначная. С одной стороны, увеличились возможности профессионального выбора, успешного поиска никем не навязанного места работы на предприятиях разных форм собственности, карьерного продвижения и т.д. С другой - современным молодым людям приходится решать много таких проблем, которых не знали их сверстники 15-20 лет назад. Рынок труда проводит жесткий отбор, корректируя формально свободный профессиональный выбор под влиянием конкуренции и экономической целесообразности. Если же учесть значительное снижение уровня жизни многих семей, более ранний выход молодежи на рынок труда и т.д., то приходится признать, что выпускники школ и вузов становятся одной из уязвимых социальных групп. Не более трети всех студентов знает, где будет работать после завершения учебы в вузе. Практика показывает, что престиж вузовского диплома не гарантирует работу по полученной специальности. Налицо проявление своеобразной социальнопрофессиональной мобильности молодых специалистов, связанной с нежеланием или невозможностью работать по полученной в вузе специальности. Чаще всего это объясняется низким уровнем предлагаемых заработков или трудностями поиска работы по приобретенной профессии. Результаты социологических опросов свидетельствуют также об определенном изменении отношения студентов разных курсов к базовой специальности. Существует достаточно резкая дифференциация в характере формирования и развития территориальных рынков труда, что объясняется спецификой социально-экономического развития субъектов Федерации. Негативные процессы на территориальных рынках труда усугубляют положение молодых людей, ищущих работу, что требует специальных мер не только по их социальной поддержке посредством программ трудовой адаптации, но и по приведению в соответствие структур спроса и предложения. Особенно это касается прогнозируемого спроса и предложения рабочей силы, которая проходит через систему профессиональной подготовки кадров всех уровней -начальной, средней и высшей. Проблемы с трудоустройством выпускников профессиональных учебных заведений наблюдаются и во вполне благополучных регионах, где уровень безработицы и ее продолжительность невысоки и ощущается потребность в служащих, заявленная работодателями в органы службы занятости (чаще всего требуются лица с высшим об-разованием)2.
Стоит отметить, что ситуация усугубляется последствиями финансово-экономического кризиса, в ходе которого именно молодые специалисты часто подвергались сокращениям и кадровым оптимизациям. Не-
2 Данные Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.gov.ru
смотря на некоторую стабилизацию экономической ситуации в стране, в социальной сфере сегодня многие проблемы не только сохраняются, но и обостряются. В их числе целый комплекс противоречий, возникающих из-за несоответствия между современными профессиональными стандартами, выдвигаемыми работодателями, и во многом устаревшими стандартами системы образования, а также перекосы в структуре подготовки квалифицированных кадров. В то же время становится все более очевидным, что экономика XXI в. будет основываться на использовании высоких технологий, а значит, потребуется качественно иная рабочая сила.
В связи с чем, в настоящее время возникла острая необходимость усиления государственного регулирования молодежной занятости. Прежде всего, нуждаются в законодательном регулировании следующие основные аспекты социальной и профессиональной адаптации молодых людей, начинающих трудовую деятельность:
1. Реформирование образовательной сферы, которая должна отвечать требованиям модернизации российской экономики:
- разработка новых стандартов профессиональной подготовки, учитывающих все новейшие достижения высоких технологий и потребности общества;
- включение представителей бизнеса в процесс прямого участия в образовательном процессе и формировании заказа для вузов на конкретные специальности.
2. Разработка изменений в трудовое законодательство, облегчающих процесс профессиональной адаптации молодых специалистов, в том числе:
- уменьшение размера страховых взносов, взимаемых из заработной платы, для студентов вузов и молодых людей младше 25 лет;
- установление особого порядка увольнения молодых специалистов, в том числе, путем увеличения временного периода до 3-х месяцев в случае увольнения по сокращению;
- введение мер поощрения работодателей, создающих благоприятные условия для молодых специалистов (предоставление налоговых преференций, преимущество в получении доступа к государственным заказам, конкурс «Лучший работодатель для молодых» и т. д.);
- разработка совместных с представителями бизнеса, в том числе, на правах частно-государственного партнерства, специализированных программ по созданию и поддержке курсов профессиональной подготовки и переподготовки с учетом сложившегося реального спроса на рынке труда.
Представители производственной сферы, бизнеса должны более активно включаться в процесс преподавательской деятельности, а также в процесс управления научно-образовательной сферой. Действенной мерой могло бы стать создание специальных наблюдательных общественных советов при вузах, в которые должны входить представители предприятий и корпораций, заинтересованных в подготовке специалистов профильной специальности.
Кроме того, представители производственного сектора должны четко формулировать заказы на подготовку конкретных специалистов, а также определенные требования к конкретной специальности, в подготовке выпускников по которой они заинтересованы.
Важную роль в процессах интеграции образовательного и производственного комплексов может сыграть система частно-государственного партнерства (ЧГП).
Принятые в минувшем году поправки в законодательство позволяют вузам создавать на своей базе инновационные предприятия, и это без сомнения является важным шагом вперед. Однако государство не должно ограничиваться только этой мерой. Для государственных органов представляется целесообразным напрямую координировать создание производственных и инновационных центров на базе образовательных учреждений с привлечением представителей бизнеса на правах ЧГП. Разработка специальной модели этих отношений для образовательной сферы должна стать одним из приоритетных направлений в области образовательной политики.
С другой стороны, политика финансового и налогового поощрения для трудоустройства молодых специалистов также должна стать составной частью политики по модернизации экономики. На сегодняшний день налоговые льготы при выплате зарплаты молодым специалистам, а также выделение поощрительных специальных грантов, которые должны выплачиваться работодателям, активно использующим труд молодых специалистов, могут стать действенным способом поощрения трудоустройства представителей молодежи.
Таким образом, политика по обеспечению социальной адаптации молодежи на рынке труда должна быть направлена на реформирование и совершенствование сферы образования и профессиональной подготовки кадров, а также на стимулирование процесса координации между бизнесом и научно-образовательной сферой. Кроме того, необходимы дополнительные усилия по созданию современной системы образовательных услуг, адекватно отвечающей потребностям рынка труда в профессиональных кадрах нового типа.
Список литературы:
1. Доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ: http://www.minsdravsoc.gov.ru
2. Данные Федерального агентства государственной статистики РФ:
http://www.gks.gov.ru
РЕЦЕНЗИЯ
Статья Мельника А.Ю. посвящена анализу состояния современной молодежной политики и разработке мер по социальной адаптации молодежи. В настоящее время существует целый ряд проблем, связанных с занятостью молодежи, что обуславливает необходимость государственного регулирования этой сферы занятости, что, в свою очередь, требует разработки специальной системы мер, направленных на повышение эффективности молодежной политики.
В своей статье автор обосновывает, что сложившаяся в российской экономике ситуация в области молодежной занятости связана с наличием ряда несоответствий в формировании образовательного и профессионального потенциалов, что находит проявление в разрыве между спросом и предложением на рабочие профессии, дефицитом квалифицированных рабочих кадров, наличием высокой потребности в работниках для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, сферы обслуживания и низком рейтинге этих специальностей у молодежи.
При этом в работе показано, что молодежная занятость является базисом для приобретения и накопления профессионального опыта, привнесения новых и новейших знаний на производство, вносит качественно
новые элементы в систему трудовых и общественных отношений.
Автором предлагаются обоснованные меры по усилению государственного регулирования молодежной занятости законодательной и стимулирующей направленности. Важное значение имеет предложение по учету современных стандартов в сфере образования и профессиональной подготовки кадров, базирующееся на взаимодействии бизнеса и научно-
образовательного комплекса, формируемые в том числе посредством механизмов частно-
государственного партнерства.
Актуальность и обоснованность сделанных в статье выводов и рекомендаций делает ее интересной широкому кругу читателей. В связи с чем статья Мельника А.Ю. может быть рекомендована для публикации в научном журнале.
Профессор,
д.э.н. Блохина Т.К.