Бизнес в законе
4'2011
11.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И НАПРАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ
Мельник Алексей Юрьевич, аспирант НИИ труда и социального страхования Министерства здравоохранения и социального развития
Контакты автора: alexei.melnick2010@yandex.ru
Аннотация. На российском рынке труда молодежь остается одной из наиболее социально ущемленных категорий. В то же время именно молодежь является носителем инновационного потенциала страны. В этой связи проблемы молодежной политики, и в первую очередь вопросы социальной адаптации молодежи в трудовом процессе, являются одной из наиболее приоритетных задач государственного развития. В статье предлагается ряд конкретных мер, в том числе и законодательного характера, необходимых для преодоления сложившихся проблем молодежной занятости, а также повышения уровня социальной адаптации данной категории трудовых ресурсов в экономике России.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, рынок труда, социальная адаптация, образование, молодежная занятость, модель карьеры, профессиональное развитие
THE IMPROVING OF THE FORMS AND DIRECTIONS OF YOUTH EMPLOYMENT
Melnick Alexey, the aspirant of the Science Institute of the Labor and Social insurance of the Ministry of Health and social development
Annotation: In the Russian labor market the youth are one of the social lost categories of the population. But the young people are the sours of the innovation potential of the country. So the problems of the youth policy, and the first of them is the problem of the social adaptation of young people in the labor process, become one of the most priority task of the state development. In the article there are some concrete measures, including the law transformations, necessary for the decision of the existing problems of the youth employment, and the growth of the social adaptation level of this labor resources category. Keywords: youth, youth policy, employment market, social adaptation, education, youth employment, career model, professional development
Необходимость развития трудового потенциала и, прежде всего, его молодежной части с учетом ее интересов, настроений, ожиданий, требует рассмотрения вопроса об эффективности системы управления рынком труда молодежи с целью создания благоприятных условий для профессионального развития молодых специалистов. В настоящее время представляется перспективной концепция реализации молодежной политики занятости, исходящая из постулатов, что молодежь есть стратегический ресурс общества и что нереализованный потенциал молодежи отбрасывает назад общество в целом. При таком подходе можно и нужно ставить вопрос о разработке и реализации современной, отвечающей запросам модернизации экономики концепции занятости молодежи в виде скоординированной, интегрированной политики,
обеспечивающей полноценное развитие и самореализацию молодежи.
Охватывая все сферы жизнедеятельности молодого поколения, молодежная политика признана осуществляться по различным направлениям, которые конкретизируются общегосударственными и местными условиями. Политика на рынке труда в конкретном регионе должна строиться исходя из общих требований государственной молодежной политики Российской Федерации. Ее цель на современном этапе -гарантированное предоставление молодому человеку рабочего места и возможности в наибольшей степени развить и реализовать свой потенциал, получая при этом достойное вознаграждении за свой труд. Это в свою очередь будет способствовать поддержанию социального равновесия и согласия в обществе и достижению направленных стратегических целей экономики. Принципиальное изучение при этом имеет улучшение структуры рабочих мест, способных стать привлекательными для молодежи с точки зрения перспективного профессионального роста, оплаты труда и обогащения его содержания. В связи с этим особую значимость приобретает прогнозирование рынка труда молодых специалистов и потребности в молодых специалистах со стороны предприятий организаций и учреждений.
В решении всех этих задач чрезвычайно важна совместная деятельность органов государственного управления, работодателя и профессиональных союзов на основе комплексного программного основного подхода к решению проблемы молодежной занятости.
Специфика эффективного включения молодежи в активный потенциал экономики страны, по нашему мнению, требует более пристального внимания к данной проблеме органов власти регионов, профессиональных союзов и всей системы социального партнерства. Соответствующие институты, применяя прогрессивные технологии управления социальными процессами и совершенствуя методы их государственного регулирования, в состоянии коренным образом изменить положение молодежи на рынке труда.
Учитывая достаточно высокий уровень безработицы среди молодежи, необходимо с участием территориальных органов службы занятости разработать меры по обеспечению трудоустройства выпускников учебных заведений, такие как:
Квотирование рабочих мест для молодежи.
Формирование базы данных молодых специалистов.
Проведение исследований с целью выявления требований, предъявляемых к выпускникам.
Создание в каждом учебном заведении центров занятости молодежи, для проведения эффективной практики во время обучения, трудоустройства после окончания учебы.
Организация при службах занятости и учебных заведениях курсов и дополнительных занятий для обучения молодежи профессиям и новым специальностям, способствующим профессиональной адаптации.
Проведение переподготовки неработающей молодежи по профессиям, в которых ощущается потребность на региональном рынке труда.
Разработка на федеральном и региональном уровнях прогноза потребности экономики в кадрах, а также прогнозов обучения и трудоустройства молодежи, окончившей образовательные учреждения.
Кроме того, автор предлагает ввести на официальном уровне понятие модели карьеры, которое должно стать основополагающим при решении вопросов, свя-
Мельник А.Ю. ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ
занных с профессиональной подготовкой молодых кадров и с молодежной занятостью. Именно понятие модели карьеры является тем недостающим звеном, которое призвано учесть интересы личности как субъекта социально-трудовых отношений. Понятие модели карьеры должно войти в стандарты образования, а также в документы, регулирующие политику в сфере молодежной занятости. Диссертант рассматривает пять основных этапов, предложенных рядом западных экспертов. Необходимо уточнить, что немногие карьеры развиваются по такому идеальному пути, да и вообще такая схема неприменима ко всем работникам. Тем не менее подобный подход предоставляет нам удобную структуру для понимания карьеры, если ее как инструмент для изучения, а не как нормативное руководство.
1. Выбор профессии и подготовка к работе.
2. Поступление на работу в организацию.
3. Упрочение кадровых позиций и профессиональные достижения.
4. Пик карьеры.
5. Завершение карьеры.
Помимо понятия этапов карьеры существует понятие основ карьеры, где определяющим является принцип мотивации. Западные ученые выделяют три таких основы:
1. Техническая/функциональная компетентность.
2. Управленческая компетентность.
3. Гарантия занятости и стабильность.
4. Творчество, потребность сделать что-то новое.
5. Автономность и независимость.
Работники также должны быть ознакомлены с путями развития карьеры внутри организации, и эти пути (матрицы карьеры) должны отражать реальную ситуацию, а не идеальное представление о развитии карьеры. Руководители, которые будут назначать работников на новые посты, должны быть знакомы с концепцией развития карьеры и знать, какие передвижения организация предпочитает поддерживать. Важно, чтобы организация содействовала горизонтальным передвижениям путем создания системы оплаты, в которой вознаграждение выплачивалось бы за развитие навыков, а не просто за занимаемый пост.
Таким образом, наиболее эффективным механизмом решения глобальных задач государственной молодежной политики является формирование гибкой системы стимулов, учитывающей особенности личности как субъекта социально-трудовых отношений и картину ее мировосприятия.
Список литературы:
1. Международная организация труда. Концепции и рекомендации. 1957-1990. Том 2.- Женева, 1991. - С. 255256.
2. Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления. - М.: Экзамен, 2005.
3. Селиванова О. В. Занятость молодежи - стратегическая проблема// Человек и труд.-2003.-№3.-С.29.
References:
1. The International Labor Organization. The conceptions and recommendations. 1957-1990. Book 2. - Geneva, 1991. - P.255-256.
2. Kartashov S., Odegov U. The Labor market: the problems of forming and management. - M.: Exam, 2005.
3. Selivanova O. The youth employment - the strategy problem // Man and labor. - 2003. - №3. - P.29.
РЕЦЕНЗИЯ
научного руководителя на статью Мельника А.Ю. «Совершенствование форм и направлений молодежной занятости»
Статья Мельника А.Ю. посвящена анализу состояния молодежной занятости в современных условиях и совершенствованию форм ее развития.
В настоящее время существует целый ряд проблем, связанных с занятостью молодежи, что обуславливает необходимость государственного регулирования этой сферы занятости и разработки специальной системы мер, направленной на повышение эффективности молодежной политики.
В своей статье автор обосновывает, что сложившаяся в российской экономике ситуация в области молодежной занятости связана с наличием ряда несоответствий в формировании образовательного и профессионального потенциалов, что находит проявление в разрыве между спросом и предложением на рабочие профессии, дефицитом квалифицированных рабочих кадров, наличием высокой потребности в работниках для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, сферы обслуживания и низком рейтинге этих специальностей у молодежи.
При этом в работе показано, что молодежная занятость является базисом для приобретения и накопления профессионального опыта, привнесения новых и новейших знаний на производство, вносит качественно новые элементы в систему трудовых и общественных отношений.
Автором предлагаются обоснованные меры по усилению государственного регулирования молодежной занятости законодательной и стимулирующей направленности.
Актуальность и обоснованность сделанных в статье выводов и рекомендаций делает ее интересной широкому кругу читателей. В связи с чем статья Мельника А.Ю. может быть рекомендована для публикации в научном журнале.
Научный руководитель, профессор
д.э.н. Т.К. Блохина