Научная статья на тему 'Развитие государственно-частного партнерства в региональной инновационной системе'

Развитие государственно-частного партнерства в региональной инновационной системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астафьева Наталия Валерьевна

Ключевым элементом современной рыночной экономики является инновационная система, соединяющая интересы государства, бизнеса и образовательных структур по использованию научных знаний и разработок. В статье рассматриваются направления развития государственно-частного партнерства, способствующего получению более значительных преимуществ от капиталовложений в научные исследования и созданию благоприятных предпосылок для устойчивого инновационного развития и экономического роста региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Астафьева Наталия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The key element of modern market economics is the innovation system connecting interests of the state, business and educational structures on scientific knowledge use and researches. The trends of the development of the state-private partnership allows to ensure wider advantages from capital investments in the scientific researches, creating favorable preconditions for steady innovational development and economic growth of the region.

Текст научной работы на тему «Развитие государственно-частного партнерства в региональной инновационной системе»

ЭКОНОМИКА

УДК 378.001.76

Н.В. Астафьева

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

Ключевым элементом современной рыночной экономики является инновационная система, соединяющая интересы государства, бизнеса и образовательных структур по использованию научных знаний и разработок. В статье рассматриваются направления развития государственно-частного партнерства, способствующего получению более значительных преимуществ от капиталовложений в научные исследования и созданию благоприятных предпосылок для устойчивого инновационного развития и экономического роста региона.

N.V. Astafieva STATE-PRIVATE PARTNERSHIP DEVELOPMENT IN REGIONAL INNOVATIONAL SYSTEM

The key element of modern market economics is the innovation system connecting interests of the state, business and educational structures on scientific knowledge use and researches. The trends of the development of the state-private partnership allows to ensure wider advantages from capital investments in the scientific researches, creating favorable preconditions for steady innovational development and economic growth of the region.

Формирующаяся инновационная система России призвана преобразовать общественные потребности в инновациях в конкретные стимулы деятельности на всех этапах инновационного процесса, обеспечить условия для привлечения и эффективного использования необходимых для этого средств. Обязательным условием является взаимная заинтересованность всех вовлеченных в него субъектов в создании, производстве и распространении инноваций.

В методологическом плане представление об инновационной системе означает признание необходимости целостного подхода к инновационному процессу, его формированию, структуре и динамике. Стратегическое значение имеют не разрозненные попытки использовать отдельные разработки в конкретном производстве, не частичные меры по улучшению тех или иных звеньев инфраструктуры инновационного процесса, а формирование целостной гибкой и динамично развивающейся инновационной системы, способной решать проблему изменения или модернизации технологического базиса общества.

Важной проблемой, требующей своего актуального решения в условиях инновационной экономики, является формирование региональной инновационной системы, направленной на создание институциональных условий для трансформации капитала знаний в целях обеспечения инновационной деятельности региона. Университетские комплексы должны создать качественно новую образовательную среду в регионе, в которой инновации найдут самый короткий путь от вуза к производственным предприятиям, внедряющим инновационные разработки. С одной стороны, как одно из инфраструктурных звеньев процесса создания инноваций, образовательные организации выполняют фундаментальные исследовательские работы, с другой - осуществляют научную проработку развития самой региональной инновационной системы.

Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие элементов региональной инновационной системы, показывает, что роль частного сектора заключается в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций, роль государства - в содействии производству фундаментального знания (в университетских комплексах) и технологий стратегического характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности частных компаний. В рамках этой общей модели формируются национальные особенности инновационной системы: большая или меньшая роль государства и частного сектора в выполнении указанных функций; относительное значение крупного и мелкого бизнеса; соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок; динамика развития и отраслевая структура инновационной деятельности.

Практика показывает, что основным условием эффективного функционирования инновационных систем любого уровня является возникновение тесного и эффективного взаимодействия между научными, образовательными учреждениями, государством и бизнес-сообществом, а также формирование сети взаимосвязей между предприятиями, наряду с гибкой специализацией производства. Партнерство частного и государственного секторов экономики является ключевым компонентом новой инновационной политики России, поскольку при правильной организации оно обеспечивает получение более значительных преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, являющегося стратегическим фактором экономического роста. Развитие интеграции высшей школы с бизнес-сообществом и привлечение в высшую школу дополнительных средств является одним из стратегических направлений развития экономики региона и страны в целом. В результате система образования сможет более оперативно реагировать на запросы рынка труда и будет придавать гораздо большее значение перспективам трудоустройства своих выпускников и их реальным карьерным шансам.

Следует отметить, что в настоящее время эффективность государственно-частного партнерства не столь высока из-за отсутствия модели эффективного институционального взаимодействия, разработка которой, в свою очередь, сдерживается недостаточным анализом отечественного и мирового опыта сопряжения интересов государства, образовательных учреждений и работодателей на уровне региона, а также изучения тенденций развития взаимосвязей системы образования и бизнес-среды.

Новая роль образовательных систем в обеспечении процесса создания и управления организационным знанием выдвигает ряд новых требований к образовательным программам, в том числе и требование повышения уровня знаний работников компаний относительно принципов эффективного функционирования экономических систем. Система высшего образования для участников инновационных процессов должна быть полифункциональной, способной динамично изменяться в зависимости от требований рынка и уровня развития производственной сферы. Непрерывное образование, взаимодействие государства и бизнес-сообщества открывают новые возможности для образовательного процесса и достижения его соответствия требованиям, выдвигаемым обществом в условиях перехода к экономике знаний. Для

современных организаций оно открывает перспективные пути наращивания интеллектуального капитала.

В настоящее время в теоретико-методологическом плане недостаточно разработанными остаются проблемы воздействия рынка на функционирование высшей школы, определения основных направлений государственного регулирования этого процесса, адаптации деятельности высших учебных заведений и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями работодателей. Малоисследованной является также проблема развития государственно-частного партнерства, не разработан целостный подход к ее решению и использованию при этом управленческих инноваций. Рассмотрим данную проблему с нескольких сторон.

С одной стороны, необходимо отметить, что в 1990-е годы, когда в экономике произошел серьезный спад, а учебные заведения обособились от рынка труда, непосредственный работодатель перестал принимать активное участие в разработке квалификационных требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам выпускников-специалистов. Перестало действовать существовавшее ранее правило: сначала создавалась квалификационная характеристика работодателем, а затем, на ее основе, формировалась образовательная программа. В настоящее время остро встает проблема несоответствия государственных образовательных стандартов потребностям рынка труда, что привело к тому, что работодатели предъявляют серьезные претензии к сфере высшего профессионального образования, утверждая, что молодые специалисты не готовы к выполнению трудовых функций. В связи с этим необходимо совместно с работодателями формировать структурированные по отраслям региональные задания на подготовку специалистов на текущий год и планировать задания на последующие годы. Работодатели необходимы и для независимой оценки качества содержания образовательных программ, т. е. общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов. Более тесным должно стать сотрудничество в организации практического обучения студентов на базе предприятий, в составлении и совершенствовании учебных планов подготовки специалистов, в укреплении материальной базы высших учебных заведений. Таким образом, предприятия и вузы должны быть связаны единой целью подготовки квалифицированных специалистов.

С другой стороны, в современных условиях в образовательных учреждениях возникает проблема разработки и постоянного совершенствования механизма их институционального взаимодействия с частными производственными предприятиями. Решение этой проблемы лежит в формировании системы сотрудничества специалистов высших учебных заведений (владеющих современными механизмами управления, в том числе и создания эффективных механизмов взаимодействия науки и производства) и работников предприятий (хорошо знающих проблемы, возможности и особенности организации). По сути, такая система должна представлять собой способ управления знаниями в новых экономических условиях России, при котором предприятия используют возможности, как собственных работников, так и приглашенных специалистов, тем самым широко применяя аутсорсинг в образовании и консультировании.

Взаимный интерес вузов и предприятий к продолжительному сотрудничеству в области корпоративного обучения состоит в следующем. Предприятие-заказчик получает выгоду от освоения его сотрудниками профессиональных знаний и навыков, новых методов ведения бизнеса, а коллектив в целом приумножает свои интеллектуальные возможности. Это приводит к возникновению дополнительных конкурентных преимуществ. Вузы со своей стороны также имеют прямую заинтересованность в сотрудничестве в связи с возможностью изучения современных производственных проблем, получения дополнительного источника финансирования и развития практических знаний и возможностей своего коллектива. В результате обе стороны выигрывают в плане развития своего организационного знания. Такой подход

к корпоративному образованию имеет существенные основания, так как в этом случае обеспечивается высокий уровень выявления не только неформализованного знания и его социализации, но и других стадий процесса управления знаниями (экстернализации, интернализации и комбинирования), требующих достаточно высокой научной подготовки. В этом случае необходимо по-новому определять качество образовательного процесса с точки зрения результата, который должен выражаться в приумножении интеллектуального капитала предприятия и эффективности его использования.

С третьей стороны, в настоящее время процесс адаптации к рыночным отношениям в высшей школе происходит очень медленно, что обусловлено, в основном, недостаточным финансированием высшей школы и слабой согласованностью возможностей системы высшего образования с потребностями региональной инновационной системы, что говорит об отсутствии устойчивых взаимосвязей между государством, образовательными учреждениями и бизнес-сообществом. При этом инновационное развитие не может быть всецело связано с государственным бюджетом, в основном оно должно осуществляться за счет формирования спроса на научные исследования и инновационные разработки со стороны негосударственного (частного) сектора экономики. Так, в советский период научно-техническая деятельность в вузах осуществлялась, в основном, за счет хозяйственных договоров, заключаемых с предприятиями и направленных на решение текущих производственных задач. Стратегические разработки, в основном фундаментального характера, финансировались преимущественно за счет средств государственного бюджета. В условиях перестройки экономические связи между учреждениями высшего образования и производственными предприятиями были прерваны из-за тяжелого финансового положения практически всех хозяйствующих субъектов. Учреждения высшей школы в результате были вынуждены переориентироваться на преимущественное выполнение фундаментальных исследований за счет средств федерального бюджета, объемы которых в настоящее время не значительны. Отсутствие устойчивых взаимосвязей между научными, образовательными учреждениями и производственными предприятиями в результате привело к разрыву в инновационном цикле на этапе технологического трансфера, что во многом обусловило замедление темпов и масштабов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в результате научно-технической деятельности университетских комплексов. В связи с этим в современных условиях научно-техническая продукция высшей школы вовлекается в хозяйственный оборот недостаточно быстро, что во многом предопределило возникновение и усиление тенденций существенного снижения конкурентоспособности отечественных предприятий.

С четвертой стороны, необходимо учитывать, что в инновационный процесс вовлечено большое число государственных органов, которые, однако, имеют тенденцию действовать относительно обособленно друг от друга, не имея разделяемого всеми четкого видения инновационной политики. Кроме необходимости выработать такое политическое видение, требуется улучшение координации: как горизонтальной (между различными министерствами и ведомствами), так и вертикальной (между различными уровнями правительства: федеральным, региональным, муниципальным) [1].

Координация и сотрудничество между различными ветвями государственной власти должны быть реальными и ориентированными на действия. Координация особенно важна при реализации крупных инновационных проектов с привлечением многочисленных партнеров. В России работе государственно-частных партнерств часто препятствуют сложные юридические проблемы, касающиеся прав собственности и ответственности. Государство, насколько возможно, должно устранить такие «узкие места». Наряду с этим, государство должно разработать и ввести четкие нормы и законы стимулирующего характера в области регулирования государственно-частных партнерств в государственных научных и образовательных учреждениях.

Для решения вышеназванных проблем в настоящее время актуальным является вопрос создания модели сетевого взаимодействия. Активные теоретические исследования механизмов распространения знаний и технологий позволили зарубежным ученым сделать вывод, что сети как система устойчивого взаимодействия участников инновационного процесса - это особый вид капитала, обеспечивающий диффузию знаний и технологий и быстрое научно-техническое развитие производства. Так, по мнению Б. Лундвалла, «...возможно, одной из наиболее фундаментальных характеристик текущей стадии обучающейся экономики является формирование сетей, основанных на знаниях, некоторые из которых локальные, некоторые пересекают национальные границы. Доступ к таким сетям может иметь определяющее значение для успеха фирм и исследовательских команд» [2]. В этом случае инновация - новый продукт, технология, техническое средство, новое знание -является продуктом деятельности нескольких субъектов - фирм, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений либо их объединений и распространяется по сети взаимосвязей в общем экономическом пространстве.

Инновационные сети порождают специфический тип экономической культуры, основанный на сотрудничестве между производителями и потребителями научнотехнической продукции. Особенно активно такие сети формируются на региональном уровне, чему способствуют территориальная близость, единая инфраструктура, общие социокультурные и природные условия. Опыт многолетних связей позволяет участникам рынка инноваций узнать возможности и требования друг друга и приспособиться к ним, снижая тем самым

трансакционные издержки, характерные для обычного конкурентного рынка.

Таким образом, в настоящее время исключительно важным фактором является развитие сетевых инновационных систем и НИОКР, основанных на сетевом сотрудничестве. Предприятиям, научным и образовательным учреждениям следует все больше фокусироваться на определенных ключевых компетенциях или продуктах, что осуществимо лишь при условии налаживания ими широкого сетевого сотрудничества с другими участниками инновационной системы [1]. НИОКР должны проводиться с учетом того, что они являются составной частью все более обширных инновационных процессов. «Открытые инновации» являются сегодня ключевыми для Европы. В открытых инновационных системах в разных процессах и в разное время организации играют разные роли. Компании проводят научные исследования в рамках совместных программ и проектов, но могут и финансировать реализацию отдельных исследовательских проектов государственными научно-исследовательскими организациями. Университеты могут осуществлять фундаментальные исследования, а могут и заниматься бизнесом, создавая дочерние компании. Государственные научно-исследовательские организации могут в одно и то же время и сотрудничать, и конкурировать с университетами в рамках разных проектов. Эффективные связи между участниками процесса, относящимися как к исследовательскому, так и неисследовательскому секторам, являются ключевым условием построения открытых инновационных систем.

Однако, поскольку в настоящее время в стране отсутствует слаженный механизм координации системы подготовки кадров, существует проблема несоответствия между предложением и потребностями рынка труда. Для решения этой проблемы необходим системный подход с учетом стратегии экономического развития каждого конкретного города и региона. В рамках этого подхода предлагается два направления работы.

Первое направление призвано влиять на конкурентоспособность студентов и аспирантов в процессе их обучения, повышать научную, материальную и техническую базу вузов за счет взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями. Опираясь на опыт зарубежных вузов, можно заключить, что для обеих сторон интересен такой вид взаимодействия как выполнение научно-практических работ по заказу предприятий. При этом компании нередко поставляют оборудование или предоставляют другую базу для проведения исследований, направляют своих сотрудников для участия в совместных

разработках. Университет, со своей стороны, привлекает к исследовательским работам не только научных сотрудников и преподавателей, но также аспирантов и студентов, что в будущем открывает перед ними возможность полной реализации своего образовательного потенциала.

Второе направление деятельности - это работа по трудоустройству выпускников и студентов вузов. Она включает в себя комплекс работ по оказанию информационной, методической, психологической и организационной поддержки выпускникам и студентам в целях их адаптации к рынку труда и трудоустройства. Масштаб данной работы требует не только сотрудничества между вузами и предприятиями, которые выступают в качестве потенциальных работодателей и поставщиков кадрового ресурса, соответственно. Здесь появляется третий участник - рекрутинговые агентства и государственные службы занятости, играющие роль посредников в этом взаимодействии.

Таким образом, на современном этапе развития региональной инновационной системы необходимо проведение мероприятий, направленных на решение таких вопросов, как формирование условий взаимовыгодного сотрудничества «государство-вуз-предприятие», определение критериев конкурентоспособного выпускника, диагностика состояния, прогнозирование потребностей и тенденций развития рынка труда по отраслям, приведение в соответствие системы подготовки кадров потребностям рынка труда в качественном и количественном аспектах. Результатом скоординированной совместной деятельности вузов и предприятий станут: повышение профессиональных знаний студентов и выпускников вуза, развитие российской науки, реальная помощь представителям бизнеса путем обеспечения профессиональными кадровыми ресурсами.

При рассмотрении направлений развития государственно-частного партнерства необходимо учитывать и изменения, происходящие во внешней среде, в том числе на законодательном уровне [3]. Согласно Концепции реформирования высшего профессионального образования, предлагается выделить ограниченное число вузов с высоким рейтингом, которые получат преимущественное финансирование. Остальные предполагается перевести в разряд автономных учреждений (или государственных автономных некоммерческих организаций). Это означает, что в ближайшее время обязательства финансирования высшего образования должны будут полностью взять на себя регионы. Финансовые возможности регионов, как известно, ограничены. Тем более, что на региональный уровень финансирования уже переведены учреждения начального и среднего профессионального образования, которые испытывают похожие трудности и с оснащением материальной учебной базы, и с трудоустройством своих специалистов. Обеспечить финансирование подготовки кадров, помочь вузу выжить в условиях реформирования высшей школы можно только с помощью предприятий - потенциальных работодателей. Высшее учебное заведение заинтересовано выпускать качественные кадры. С другой стороны, в условиях рыночной экономики качество кадровых ресурсов имеет решающее значение и для самих предприятий. Значит, у вуза и предприятия одинаковые задачи - и достигать их лучше вместе, чем по отдельности.

Необходимо эволюционное становление новой образовательной системы в рамках традиционной, согласованное со структурной перестройкой экономики. Главной целевой установкой должна быть подготовка конкурентоспособных специалистов, способных быстро адаптироваться к рыночной среде. Содействуя трудоустройству выпускников, вуз может преследовать две цели. Первая цель заключается в установлении и поддержании обратной связи с потенциальными работодателями, что если не гарантирует, то хотя бы облегчает трудоустройство выпускников, а также повышает имидж вуза, привлекая новых абитуриентов. Вторая цель включает получение от работодателей средств на развитие. Предприятия, которые будут выделять деньги на образование кадров, смогут контролировать их использование через попечительские советы при вузах. Кроме того, благодаря участию представителей бизнеса в таких советах, вузы будут иметь четкое представление, в каких именно кадрах нуждаются конкретные предприятия.

Можно констатировать, что начинает складываться новый уклад профессионального образования. Прежде всего, это касается партнерства вузов и промышленных предприятий, прибыль которых напрямую зависит от внедрения результатов научных исследований. Опыт Финляндии, Норвегии, Чили и других стран показывает, что такие предприятия заинтересованы в развитии научной деятельности высших учебных заведений. Это позволяет раньше вовлекать молодых перспективных студентов в производство научных знаний. Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в ряде университетов вырастает до 35%.

В настоящее время необходимо разработать комплекс мероприятий, реализация которых позволит активизировать инновационную деятельность университетских комплексов, расширить масштабы и увеличить ее результативность в макроэкономической системе региона на основе укрепления экономических связей вузов и предприятий, поддержки создаваемых структур со стороны государства и подготовки специалистов в области разработки, управления и коммерциализации инновационных разработок:

- разработка стратегии институционального партнерства образовательных учреждений и бизнес-среды, включающей совместную целевую подготовку студентов и кадров высшей научной квалификации, проведение совместных НИОКР, инновационных разработок, кадровой политики, создание исследовательских рабочих мест для преподавателей, аспирантов и студентов, организационное, материально-техническое и финансовое содействие привлечению к научной работе «целевых» студентов и аспирантов;

- создание и развитие совместной инновационной инфраструктуры образовательных учреждений и предприятий (научно-технического, технологического, проектно-конструкторского, производственного и образовательного профилей), создание на базе родственных по профилю вузов регионально-распределенных открытых научнообразовательных кластеров, развитию информационного обеспечения для взаимодействия инновационных структур (технопарков, ИТЦ, ЦТТ и др.);

- создание на базе вузов в регионах профильно-ориентированных (отраслевых) коммуникационных площадок для сетевого взаимодействия коллективов вузовских ученых при решении комплексных научно-технических и технологических проблем;

- выявление ключевых компетенций, необходимых современным специалистам-выпускникам вузов и востребованных работодателями в соответствии с современным уровнем развития техники и технологий на предприятиях;

- повышение эффективности деятельности по трансферу технологий и объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в вузах, и активизация участия бизнес-сектора в установлении приоритетов исследований, определении направлений конвертирования фундаментальных и прикладных разработок вузов и долевом финансировании инновационной деятельности;

- определение подходов к ускорению трансфера технологий, научноисследовательских разработок, включая объединенные научные исследования, совместные научно-исследовательские комплексы, центры знаний, информационные центры, новые и дочерние «spin-off» (компании дополнительного дохода) / «start-up» компании на базе вузов для установления эффективных рабочих отношений между партнерами;

- разработка механизмов, направленных на стимулирование развития связей вузов и бизнес-структур, в том числе создание фондов, способствующих передаче знаний типа «knowledge bridge funds», программ повышения квалификации в области разработки и коммерциализации инновационных разработок и технологий;

- разработка программы государственно-частного партнерства, направленной на активизацию процесса трансфера результатов исследований и разработок, созданных в вузах, с использованием федерального бюджета;

- осуществление совместной деятельности по созданию и развитию интеграционной инфраструктуры, поддерживающей и обеспечивающей образовательную, научную и инновационную деятельности вузов и предприятий;

- разработка способов взаимодействия предприятий и выпускников вузов, включающих осуществление полугодовых стажировок студентов на предприятиях как часть учебного процесса, командирование научных сотрудников в частный сектор и др.

Таким образом, переход государственных, образовательных и бизнес-структур на использование новых экономических инструментов, адекватных поставленным целям и задачам, позволит не только углублять государственно-частное партнерство, но и преодолеть глубокие различия между административной культурой и культурой бизнеса, привносить прогрессивные методы управления в государственный сектор и противостоять риску неэффективной организации инновационных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальные инновационные системы в России и ЕС / под ред. В.В. Иванова, НИ. Ивановой, Й. Розебума, Х. Хайсберса. М.: ЦИПРАН РАН, 2006. 280 с.

2. Lundvall B.-A. National Systems of Innovation. London, 1992. 103 р.

3. Higher Education in the World 2006. The Financing of Universities. - GUNI Series on the Social Commitment of Universities. New York: PALGRAVE MACMILLAN, 2006. 330 p.

Астафьева Наталия Валерьевна -

кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте»

Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 11.07.06, принята к опубликованию 24.11.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.