Научная статья на тему 'Направления развития научной и инновационной деятельности в Саратовском государственном университете'

Направления развития научной и инновационной деятельности в Саратовском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коссович Леонид Юрьевич, Усанов Дмитрий Александрович

На примере Саратовского государственного университета рассмотрены основные направления развития научной и инновационной деятельности научно-педагогического коллектива, связанные с ориентацией политики государства на инновационный путь развития. Приведены примеры инновационных разработок ученых университета. Обсуждена взаимосвязь инновационной деятельности учебного процесса и трудоустройства молодых специалистов - выпускников вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main trends of scientific and innovative activity relative to the orientation of State's politic on the innovation way of development by scientific-pedagogical group have been considered at Saratov State University. This is list of elaborations made by the University's researches. The interconnection between innovative activities of learning process and employment of young specialists - University alumnus has been discussed.

Текст научной работы на тему «Направления развития научной и инновационной деятельности в Саратовском государственном университете»

Направления развития научной и инновационной деятельности в Саратовском государственном

университете

Л. Ю. Коссович,

д. физ.-мат. н., проф., лауреат Государственной премии в области науки и техники, ректор

Д. А. Усанов,

д. физ.-мат. н., проф., заслуженный деятель науки РФ, проректор по научной работе

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

На примере Саратовского государственного университета рассмотрены основные направления развития научной и инновационной деятельности научно-педагогического коллектива, связанные с ориентацией политики государства на инновационный путь развития.

Приведены примеры инновационных разработок ученых университета.

Обсуждена взаимосвязь инновационной деятельности учебного процесса и трудоустройства молодых специалистов — выпускников вуза.

Формирование направлений развития научной и инновационной деятельности в СГУ — процесс длительный, характеризующийся спецификой, связанной с потребностями государства в тот или иной период. Государственная политика в области науки и образования в 2005 году и на последующий период имеет свои особенности, новые акценты, которые, несомненно, необходимо учи-

The main trends of scientific and innovative activity relative to the orientation of State’s politic on the innovation way of development by scientific-pedagogical group have been considered at Saratov State University.

This is list of elaborations made by the University’s researches.

The interconnection between innovative activities of learning process and employment of young specialists — University alumnus has been discussed.

тывать при планировании научной и инновационной деятельности на 2005 и последующие годы. Прежде всего, эта специфика связана с формированием Министерства образования и науки, в которое, в свою очередь, входит Федеральное агентство по науке и инновациям. С появлением этого министерства, в частности, конкурсный отбор проектов на финансирование НИР стал общим для академических, отраслевых

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ

институтов и вузов, а следовательно, объективно для системы высшей школы возникают новые особенности при обеспечении финансирования НИР. В частности, стала широко использоваться система конкурсного финансирования по объявляемым министерством лотам (как правило, масштабным проектам, зачастую достаточно узкой и конкретной направленности). Выигрыш конкурса по таким лотам более вероятен для крупных специализированных научных коллективов с развитой научно-технологической базой и солидным заделом в данной конкретной области, а не для отдельных вузовских, как правило, не слишком многочисленных коллективов, работающих по направлениям отдельных кафедр или, тем более, отдельных ученых, пусть даже возглавляющих ведущие научно-педагогические коллективы.

Ключевым моментом в научно-технической политике государства стала ориентация на инновационный путь развития. Здесь сразу же необходимо отметить, что это не означает отмены приоритетной ориентации на фундаментальные исследования, а лишь подчеркивает необходимость делать акцент на поиск прикладных аспектов НИР и реализацию их достижений в виде рыночного продукта. Иллюстрацией такой ориентации стал, например, конкурс на научные проекты, итогами которых должно быть составление бизнес-планов. Кстати говоря, среди победителей этого конкурса есть и предложения СГУ.

Несомненно, что инновационная активность преподавателей и ученых вузов может способствовать развитию научно-исследовательской работы в вузе в целом. Можно предположить, что будут пользоваться определенным предпочтением и поддержкой со стороны государства проекты инновационной направленности. Кроме того, инновационные проекты сами по себе могут способствовать привлечению в вуз финансов, оснащению лабораторий современным оборудованием, вовлечению студентов в процесс генерации инноваций, а следовательно, уже на стадии обучения привитию им навыков, необходимых для успешной деятельности в условиях рынка, а следовательно, решению проблемы их трудоустройства. Для развития инновационной активности в университете есть необходимые предпосылки.

В университете имеется патентно-лицензионный отдел, сотрудники которого имеют статус патентных поверенных. Университет выбран в качестве базовой организации, реализующей соглашение о сотрудничестве между Правительством Саратовской области и Российским агентством по патентам и товарным знакам.

В 2004 г. сотрудниками университета было подано 14 заявок на изобретения. В 2005 г. планируется подать примерно 30 заявок. В 2005 г. университетом составлен договор о продаже лицензии.

Спецификой современного инновационного развития страны является акцент на инновации в области новых информационных технологий. Ученые университета по заданию администрации города в 2005 году приступили к реализации проекта «Электронный город», пользуются постоянным спросом работы ученых СГУ в области геоинформационных технологий.

В изменившихся условиях жизненно необходимым является развитие интеграционных процессов с академическими учреждениями, работающими промышленными предприятиями высокотехнологической сферы.

В практику стало входить заключение договоров о совместной инновационной деятельности между университетом и научно-производственными объединениями. Сильным моментом, характеризующим научный потенциал Саратовского университета, является наличие в нем трех научных школ, поддерживаемых РФФИ, и шести ведущих научно-педагогических коллективов — Министерством образования и науки РФ. В то же время задачей вуза является принятие комплекса мер, необходимых не только для обеспечения успешной деятельности уже сложившихся научных школ и научно-педагогических коллективов, но и для формирования новых научных коллективов, имеющих перспективу такой поддержки на государственном уровне.

Развитие НИР во многом определяется кадровым потенциалом, который количественно, подходя упрощенно, можно характеризовать числом докторов и кандидатов наук, отнесенным к числу обучающихся, возрастом ученых, их активностью. Важную роль в формировании кадрового потенциала вуза играет аспирантура и докторантура. В последнее время все чаще заходит речь о необходимости повышения эффективности аспирантур и докторантур при вузах. В этой связи целесообразно проведение комплекса мероприятий по поддержке аспирантов и докторантов в университете, осуществление контроля за выполнением планов их подготовки, актуализация тематики докторских и кандидатских диссертаций, придание им инновационной направленности. При подготовке докторантов наибольшее внимание следует уделять молодым соискателям докторской степени, для того чтобы обеспечить преемственность научных и педагогический традиций вуза и, в конечном итоге, развитие его научно-педагогического потенциала.

Отметим, что государство организует специальные конкурсы грантов именно для студентов, аспирантов, молодых докторов и кандидатов наук. Среди победителей таких конкурсов также есть проекты нашего университета.

Можно утверждать, что в университете наметилась устойчивая тенденция снижения возраста защищающихся докторов наук.

Следует отметить, что сегодня весьма успешно работают коллективы, использующие, кроме местных, зарубежные источники финансирования.

Характерной чертой времени является также поддержка на государственном уровне формирования сети национальных технопарков, которые будут наделены рядом различных льгот в их деятельности. Увеличение притока финансовых средств в СГУ может быть реально связано с деятельностью технопарка СГУ, созданного в числе первых в России университетских технопарков в качестве закрытого акционерного общества и преобразованного в 2005 году в связи с изменившимся законодательством в техно-

ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ

парк, функционирующий в качестве структурного подразделения университета. Увеличение притока финансовых средств за счет инновационной активности может быть использовано в том числе и для укрепления материальной базы, обеспечивающей издательскую деятельность, деятельность ботанического сада, научной библиотеки СГУ, других подразделений, что, несомненно, является насущной задачей.

По существу, университетом начинает реализовываться прагматичная инновационная модель развития. Такая постановка вопроса для нашей страны на является новой. Так, в СССР в 1985 г. затраты на ОКР в общем объеме затрат на НИОКР составляли 30% (тогда как в США — 60%). В 2001 г. Россия отставала от США в таких затратах в процентном отношении уже в 25 раз. То есть российские ученые, зачастую генерируя фундаментальную составляющую знаний, не доводят ее до использования, предоставляя эту возможность другим. Традиционно же прагматичная модель развития науки предполагает концентрацию финансовых и кадровых ресурсов на завершающих стадиях инновационного цикла. Таким образом, в распоряжении вуза оказывается готовый продукт с высокой долей добавленной стоимости. В международной торговле доля высокотехнологичных и среднетехнологичных производств в общем объеме производства с 1976 по 1996 г. возросла примерно в 1,5 раза. Наиболее яркий пример реализации такой модели — в Финляндии. Его результат — самое дорогостоящее и современное оборудование в распоряжении студентов, аспирантов и профессоров и зарплата исследователей, которая исчисляется десятками тысяч евро. Это происходит благодаря сформированной в соответствии с логикой инновационного цикла инфраструктурой «от фундаментальных исследований до наукоемких компаний на стадии раннего роста». Такую цепочку выстроило там государство. В России же сегодня в университетах научные исследования проводятся в условиях дефицита ресурсов, существует немало административных барьеров, в частности, не имеют правового статуса базовые кафедры и лаборатории, создаваемые академическими или отраслевыми НИИ совместно с вузами. Научная часть вузов объективно имеет низкую деловую оперативность в связи с организацией расчетов через Федеральное казначейство, на университеты распространен запрет на учредительство инновационных предприятий, что приводит к противоречиям, возникающим у ученых, реализующих свои разработки с использованием средств из фондов, предназначенных для развития малого предпринимательства. Вузы не имеют право финансировать собственные НИИ. Не освобождены от налогов частные и кооперативные пожертвования на науку, подготовленные вузами специалисты уезжают за рубеж, осуществляя там трансфер отечественных технологий, являющихся результатом труда большого коллектива ученых, без какой либо компенсации для этих коллективов. В то же время научные услуги могут и должны быть стратегическим средством для повышения качества образования в российских вузах, для решения задачи удвоения ВВП. Высококачественный продукт научно-об-

разовательного сектора должен преобразовываться в «полноценный товар», производить который должно быть престижно и выгодно; инвестиции в научную сферу должны обеспечивать высокую экономическую и социальную отдачу.

Ученые СГУ на протяжении ряда лет являются активными участниками международных салонов изобретений и инноваций в Москве, Париже, Женеве, Нюрнберге, Брюсселе, Лионе. Экспонировавшиеся в последние годы (2000-2005 гг.) разработки отмечены 13 золотыми, 8 серебряными и 1 бронзовой медалями. Участие в этих салонах способствует рекламе разработок, позволяет установить контакты с потенциальными покупателями, уточнить конкурентоспособность предлагаемых изделий, расширить кругозор и повысить творческую активность изобретателей, экспонировавших свои разработки, получить оценку уровня представляемых разработок от независимых международных экспертов. Инновационные разработки ученых СГУ относятся к сфере высоких технологий, они выпускаются в виде опытных образцов или мелких серий. Поэтому в качестве их основных потребителей выступают НИИ, научно-производственные предприятия, вузы. В качестве примеров реализованных в последние годы инновационных разработок можно привести установку для контроля параметров тонких (нанометровых) пленок «МИН-4 Видео», измеритель толщины металлодиэлектрических структур, компьютерный видеоокулограф, экспресс-измеритель качества воды «ИВК» и др. На использование запатентованного изобретения «Измеритель качества воды» с одним из научно-производственных предприятий заключено лицензионное соглашение. Все вышеперечисленные разработки выполнены при поддержке научно-технической программы Минобразования России «Инновационная деятельность высшей школы». Еще одним своеобразным результатом инновационной деятельности ученых СГУ по этим направлениям стало открытие в университете новых специальностей по направлениям «Биомедицинская инженерия» — 553400; «Материаловедение» (материаловедение и технология новых материалов) — 071000; «Нанотехнология» — 658300 (нанотехнология в электронике — 202000) и объединенных на новом факультете, названным факультетом нано- и биомедицинских технологий. Если выпускники вуза вовлечены в процесс издания конкурентоспособной продукции уже на стадии обучения, то повышается вероятность того, что они легко адаптируются и к производственной деятельности в условиях рынка. То есть важнейшим результатом инновационной направленности научных исследований ученых университета при вовлечении в нее студентов, аспирантов и докторантов является расширение возможностей трудоустройства выпускаемых вузом специалистов, их последующей успешной деятельности. Это придает особую роль инновационной составляющей в научно-образовательной деятельности вуза в целом, определяющей качество образования, соответствующее современным требованиям.

ИННОВАЦИИ № 6 (83), 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.