Научная статья на тему 'Концепция создания и развития Дальневосточного федерального университета'

Концепция создания и развития Дальневосточного федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
844
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье представлены обоснования создания Дальневосточного федерального университета, цель создания и задачи, приоритетные направления научно-образовательной деятельности, обеспечивающие реальные конкурентные преимущества университета, структуру образовательных программ и организацию учебного процесса, научно-инновационную деятельность ДВФУ и другие аспекты создания и развития федерального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the grounds for creation of the Far East Federal University, its purpose and main tasks, the prior tendencies of scientific and educational activity, providing real competitive advantages of the University, structure of educational programs and organizing of the training, innovative activity of FEFU and other aspects of its forming and development.

Текст научной работы на тему «Концепция создания и развития Дальневосточного федерального университета»

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Concept of creation and development of Far East Federal University

The article represents the grounds for creation of the Far East Federal University, its purpose and main tasks, the prior tendencies of scientific and educational activity, providing real competitive advantages of the University, structure of educational programs and organizing of the training, innovative activity of FEFU and other aspects of its forming and development.

Ключевые слова: федеральный университет, научно-образовательные направления, концепция непрерывного образования, инновации, управление развитием.

Основания для разработки Концепции

соответствии с Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева «О федеральных университетах» от 7.05.08 № 716 и поручениями Правительства Российской Федерации от 16.03.08 № ВЗ-П44-1529 и от 7.04.08 № ВЗ-П44-2064, направленными на выполнение поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина от 12.12.07 № Пр-2137 и от 6.03.08 № Пр-390, Минобрнауки России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет разработку и внесение в Правительство Российской Федерации проекта, обеспечивающего создание в рамках национального проекта «Образование» Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

Также основаниями для создания ДВФУ являются: протокол заседания МРГ по ПНП «Образование» при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 28.05.08 № 2, протокол совещания у министра регионального развития РФ Д. Н. Козака от 25.06.08 № ДК-Д05-пр, постановление Правительства РФ от 25.08.08 № 644 «О внесении изменений в ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года"», протокол совещания у Председателя Правительства РФ В. В. Путина от 1.09.08 № ВП-П16-17пр., протокол совещания у заместителя министра регионального развития Н. И. Ашлапова от 29.09.08 № НА-ПС-13пр.

Обоснование создания Дальневосточного федерального университета

История России свидетельствует о том, что в конце XIX — начале XX в. принятие целого

ряда мер по развитию Дальнего Востока позволило правительству царской России успешно осваивать территории всего региона и отстаивать интересы страны на ее дальневосточных рубежах. Наряду с крупными инвестиционными проектами император Николай II и царское правительство предпринимают один из принципиальных шагов по укреплению позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР): в 1899 г. открывают первое высшее учебное заведение Восточной Сибири и Дальнего Востока — Восточный институт, правопреемником которого является Дальневосточный государственный университет (ДВГУ). Этот первый на Дальнем Востоке инновационный проект в области образования обеспечил интенсивное политическое, экономическое и инвестиционное развитие дальневосточных территорий России. Россия в короткий срок получила специалистов, знающих языки, культуру, историю и экономику Японии, Кореи, Китая и др., что впоследствии сыграло важную роль в становлении экономики, закреплении населения на Дальнем Востоке, интеграции России в АТР, обеспечении ее национальной безопасности.

Создание Дальневосточного федерального университета является вторым в истории российского Дальнего Востока системным инновационным проектом в области образования и науки, который в условиях нарастающих социально-экономических проблем в Дальневосточном регионе (ослабление экономических связей Дальнего Востока с европейской частью России, ориентация экономики на сырьевые отрасли, демографический спад и возрастающий миграционный отток трудоспособного населения) создает условия для опережающего развития экономики, привлечения инвестиций, повышения качества жизни населения Дальнего Востока и в конечном итоге влияет на укрепление национальной безопасности России.

Создание Дальневосточного федерального университета обусловлено следующими дополнительными факторами:

1. Необходимость выполнения плана развития страны на ближайшие годы — «Стратегия — 2020» и реализации задач развития Дальневосточного региона, обозначенных в федеральной целевой программе (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», разработанной по Указу Президента Российской Федерации от 21.11.07 № 801.

2. Необходимость создания инфраструктуры, адекватной для реализации крупных проектов, таких как форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в г. Владивостоке, новых научных направлений, научно-образовательных специальностей, основанных на экономике знаний и высоких технологий, направленных на опережающее развитие региона.

3. Дальний Восток становится стратегической территорией для вовлечения России в экономическое пространство АТР. Соседство стран с интенсивно развивающимися экономиками (Япония, Корея, Китай и др.) требует скорейшего вовлечения Дальневосточного региона в процессы мировой интеграции и выхода на конкурентоспособный уровень в секторе высокотехнологичных наукоемких производств и технологий. Для этого необходима концентрация материальных и кадровых ресурсов для реализации передовых научных разработок в виде конкретных технологических цепочек с производственной апробацией и созданием опытных образцов; развитие инновационного образования, как за счет изменения содержания, так и методов обучения.

4. Необходимость защиты интересов национальной безопасности России на Дальнем Востоке через продвижение русского языка, российской культуры и искусства, повышение интереса к российскому образованию и науке, экспорт образовательных услуг в страны АТР.

5. Стратегические интересы России, с учетом футурологических прогнозов о повышении роли стран АТР в мировой экономике и политике, требуют обеспечить опережающее развитие образовательных программ по востоковедению, изучению китайского, японского, корейского, вьетнамского, индийского и других восточных языков, а также выполнение эффективных научных исследований по проблемам политики, экономики, истории и культуры стран АТР. Развитие востоковедения в России становится необходимым усло-

вием обеспечения эффективной защиты геополитических интересов России в АТР.

6. Создание условий для закрепления на Дальнем Востоке России активного населения, имеющего качественное образование, позволяющее развивать и внедрять технологии, направленные на повышение качества жизни в регионе.

7. Необходимость изучения и освоения ресурсов Мирового океана в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологии и техники в РФ, утвержденными Президентом РФ 21.05.06 № Пр-843, перечнем критических технологий, утвержденным Президентом РФ 21.05.06 №№ Пр-842 и федеральной целевой программой «Мировой океан» на 20082012 гг., а также Концепцией развития глубоководных сил и средств Российской Федерации на период до 2021 г., становится важнейшей научно-технической задачей XXI в., что требует подготовки квалифицированных кадров в области морских технологий.

8. Формирование региональных высокотехнологических кластеров на основе развития и внедрения в экономику наукоемких технологий наноиндустрии в соответствии с президентской инициативой «Стратегия развития наноиндуст-рии» (Пр-688 от 24.04.07) и утвержденной Президентом Российской Федерации ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы».

9. Необходимость создания Международной школы бизнеса (МШБ) в ДВФО, для подготовки управленческих кадров и ведения бизнеса с партнерами из стран АТР. Выпускники школы будут иметь высокую лингвистическую подготовку по восточным языкам, обладать знаниями особенностей экономики и ведения бизнеса, с учетом социокультурных традиций стран-партнеров. Фактически МШБ станет базовой площадкой для продвижения российского бизнеса в страны АТР.

Большое значение в деятельности федерального университета на Дальнем Востоке России будет иметь международная составляющая. Федеральный университет должен стать признанным лидером среди ведущих университетов АТР в развитии науки, образования и инновационных технологий, быть крупной образовательной системой, хорошо известной и уважаемой в правительственных кругах, политических, университетских, научных, деловых и других сообществах стран АТР.

Цель создания и задачи ДВФУ

Стратегической целью создания и развития ДВФУ является формирование университета мирового уровня, способного оказать существенное влияние на инновационное развитие России и Дальневосточного федерального округа, повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и технологий. Достижение стратегической цели будет базироваться на интеграции фундаментальной и прикладной науки, высшего образования для подготовки высококвалифицированных специалистов в области научных исследований, производства и социально-экономического управления как важнейших факторах экономического роста Дальневосточного региона, интегрированного в мировое научно-образовательное пространство.

Достижение стратегической цели развития ДВФУ обеспечивается решением следующих стратегических задач:

• Формирование конкурентоспособной на мировом уровне образовательной системы путем создания и развития университета исследовательского типа, основанного на интеграции науки, образования и производства, позволяющей вывести научные знания на уровень технологий, обеспечивающих инновационный рост.

• Проведение исследований по широкому спектру научных направлений, особенно в тех областях, которые являются приоритетными с точки зрения развития экономики высоких технологий, социально-культурной сферы и решения проблем национальной безопасности страны. Развитие фундаментальной науки как необходимого условия завоевания лидирующих позиций в мировом разделении труда. Проведение прикладных исследований, направленных на обеспечение научно-технологического прорыва в приоритетных направлениях научных исследований и трансфера результатов научно-исследовательской деятельности в реальный сектор экономики; модернизация образовательного и научно-исследовательского процесса; тесная интеграция научно-исследовательской, образовательной и производственной деятельности.

• Достижение непосредственных связей между фундаментальными исследованиями и благосостоянием общества, как в социальном, так и экономическом плане, через создание вокруг университета полноценной инновационной среды: бизнес-инкубаторов, технопарков, венчурных фондов, инжиниринговых фирм.

• Развитие кадрового потенциала и создание условий для профессионального и личностного роста научно-педагогических работников, привлечение высококвалифицированных профессоров и ученых из ведущих российских и зарубежных вузов, а также талантливой молодежи в сферу преподавания и исследований. Создание условий для привлечения лучших кадров в науку и образование.

• Формирование полноценной университетской инфраструктуры: создание университетских кампусов для студенческой жизни и учебы, отвечающих требованиям мировых стандартов. Создание центров международного образования для иностранных студентов, проектирование и строительство специализированных общежитий с развитой инфраструктурой и системой безопасности.

• Развитие материально-технической базы для научно-образовательной деятельности ДВФУ, строительство технопарка для обеспечения инновационной деятельности, строительство жилья для профессорско-преподавательского состава.

• Интеграция в международное образовательное пространство. Совместные с ведущими университетами стран АТР двухдипломные программы. Развитие сети зарубежных представительств, международных институтов, факультетов, кафедр и международных центров, открытых на уровне межвузовских и правительственных соглашений, наличие различных соглашений о совместной деятельности и студенческих обменах с ведущими зарубежными университетами.

• Создание эффективной системы управления ДВФУ, направленной на проектирование и формирование новой организационной структуры университета, внедрение современных технологий стратегического менеджмента, менеджмента качества и бюджетирования, усиление конкурсных начал в системе отбора и подготовки кадров, развитие корпоративной культуры, атмосферы соревновательности, доверия, благожелательности.

Приоритетные направления научно-образовательной деятельности, обеспечивающие реальные конкурентные преимущества ДВФУ

ДВФУ будет концентрировать свои усилия на развитии пяти основных взаимосвязанных научно-образовательных направлений, каждое из

которых представляет собой предмет государственной важности, обеспечивает интересы национальной безопасности и направлено на реализацию человеческого потенциала:

1. Разработка и внедрение передовых технологий, подготовка специалистов для комплексного изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития региона и укрепления обороноспособности страны.

2. Реализация научно-образовательных программ и разработок в области био- и нанотехно-логий; формирование региональных высокотехнологических кластеров на основе развития и внедрения в экономику наукоемких технологий наноиндустрии.

3. Реализация федеральной политики по сохранению и укреплению позиций русского языка на Дальнем Востоке России и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

4. Комплексное изучение политических, экономических и социальных процессов, происходящих в странах АТР, подготовка высококвалифицированных специалистов в области востоковедения.

5. Организация единого образовательного центра — Международной школы бизнеса в ДВФО для повышения конкурентоспособности региона посредством обучения управленческих кадров высшего звена и региональных органов государственной власти, выработки и принятия управленческих и финансовых решений, адаптивных к деятельности российских предприятий с учетом специфических особенностей развития региона в системе АТР.

ДВГУ как базовый вуз ДВФУ

Головной вуз — Дальневосточный государственный университет единственный в ДВФО университет, который готовит специалистов по фундаментальным направлениям в области математических, естественных и гуманитарных наук — математике, физике, химии, биологии, географии, русскому языку и литературе, истории, востоковедению и т. д.

ДВГУ реализует непрерывный цикл подготовки: довузовская подготовка — высшее профессиональное образование — послевузовское образование — повышение квалификации и переподготовка специалистов. Обучение и выпуск специалистов осуществляются по 153 специальностям и направлениям, 78 специальностям аспирантуры и докторантуры, более половины из

которых это математические и естественно-научные специальности.

В ДВГУ сложились 33 признанные в мире научно-образовательные школы, часть из них включена в президентскую программу поддержки научных исследований. Совместно с ДВО РАН созданы и успешно работают научно-образовательные центры: «Нанофизика и нанотехно-логии», «Физика Земли», «Информационные технологии и оптоэлектроника», «Медицинская физика» и др.

В 2006 г. ДВГУ стал единственным университетом Дальнего Востока и Восточной Сибири, который победил в конкурсе инновационных образовательных программ в рамках национального проекта «Образование». По объему финансирования ДВГУ вошел в тройку лидеров из числа 17 вузов-победителей. Средства гранта в размере 1198,4 млн. руб. были направлены на формирование современного лабораторного парка высокотехнологичного научного оборудования и повышение квалификации научно-педагогических кадров университета. В результате в рамках Инновационной образовательной программы в ДВГУ открыты 49 новых, конкурентоспособных на мировом уровне научно-образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки бакалавров и магистров; создано 36 новых проблемных лабораторий. Сформирована приборно-инструментальная база мирового уровня для проведения исследований и разработок по ряду приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации.

Структура образовательных программ и организация учебного процесса

Система подготовки специалистов в ДВФУ призвана обеспечить реализацию концепции непрерывного образования «Образование через всю жизнь» и будет включать следующие образовательные уровни: начальное и среднее специальное образование, довузовская профильная подготовка, бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура и докторантура, дополнительное профессиональное образование, переподготовка и повышение квалификации.

ДВФУ целевым образом будет готовить кадры по наиболее важным, приоритетным направлениям развития Дальневосточного региона — по 247 образовательным программам высшего профессионального образования, в том числе по

134 специальностям, 64 направлениям подготовки бакалавров и 49 направлениям подготовки магистров. При этом образовательная деятельность ДВФУ будет сконцентрирована на опережающей подготовке специалистов для развивающихся секторов инновационной экономики Дальневосточного региона, будет являться источником новых идей, инновационных решений, прорывных технологий.

Специальности ВПО ДВФУ будут представлены 19 специальностями физико-математических и естественных наук, 27 — техники и технологий, 7 — здравоохранения, 26 — гуманитарных и социальных наук, 16 — экономики и управления, 24 — образования и педагогики, 14 — культуры, искусства и сферы обслуживания.

В ДВФУ предполагается вести подготовку кадров высшей квалификации по 94 специальностям аспирантуры и 36 специальностям докторантуры, из них: 25 специальностей физико-математических и естественных наук, 7 — технических наук, 19 — медицинских наук, 28 — гуманитарных, политических и социальных наук, 5 — экономических наук, 7 — юридических наук, 3 — педагогических наук.

Программа развития ДВФУ до 2020 г. учитывает реальную динамику регионального рынка высококвалифицированной рабочей силы. Важнейшая задача в этом направлении — обеспечить потребности динамично развивающихся отраслей экономики Дальневосточного региона, прежде всего связанных с развитием нефтегазового комплекса, нефтеперерабатывающей промышленности, лесопереработкой, развитием энергетики и современной транспортной системы, добычей и глубокой переработкой морских биоресурсов, сельским хозяйством и морской аква-культурой, обеспечением экологической безопасности региона и сохранением богатейшего биологического разнообразия Дальнего Востока, решением социально-экономических задач и обеспечением геополитических интересов РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Разработка и модернизация основных образовательных программ (ООП), соответствующих современным требованиям к подготовке специалистов, будет основана на следующих принципах, закладываемых в федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС-3):

— использование компетентностного подхода и кредитно-модульной системы организации обучения;

— междисциплинарный подход (естествен-

но-научная, инженерно-технологическая и информационно-аналитическая подготовка);

— формирование учебных планов и определение требований к содержанию учебных модулей на основе сформулированных и согласованных с требованиями компетенций современного образования;

— гибкость (вариативность) образовательных программ, позволяющая при изменениях запросов рынка труда оперативно менять траектории обучения и содержание учебных планов, а также дающая возможность сочетать обучение на разных площадках университета.

Разработка учебных программ будет основана на кредитно-модульной системе, обеспечивающей необходимую академическую мобильность преподавателей и студентов, оптимизацию взаимодействия с региональными предприятиями и научно-образовательными подразделениями, входящими в ДВФУ, с целью создания единого образовательного, научного, информационного и инновационного пространства.

Будут разработаны и внедрены новые методы и принципы организации обучения и взаимодействия с региональными образовательными учреждениями: мобильные бригады профессоров и преподавателей, дистанционные формы обучения, общие базы практики, единые методическое обеспечение и требования к результатам обучения, центры коллективного пользования, центры подготовки и переподготовки управленческого и профессорско-преподавательского состава.

Интегрированная система научно-образовательных центров будет направлена на подготовку специалистов новой формации для инновационной экономики, обеспечит переход на качественно новый уровень научных исследований и формирование региональных высокотехнологических кластеров за счет развития и внедрения в производство наукоемких технологий.

Научно-инновационная деятельность ДВФУ

Инновационная деятельность ДВФУ будет направлена на получение практических результатов, внедрение в промышленность новейших научных и технологических разработок. Для внедрения результатов научных разработок в реальное производство необходимо создание структуры, которая позволит разработать и реализовать на практике механизмы передачи новых научных знаний и технологий в реальный сектор эко-

номики. Такой структурой должен стать технопарк, основной целью создания которого является концентрация материальных и кадровых ресурсов для внедрения современных научных разработок в высокотехнологическое производство, а также подготовка инженерных и управленческих кадров для развития высокотехнологического бизнеса в Дальневосточном регионе. Деятельность технопарка будет связана в первую очередь с теми направлениями, по которым в университете имеется серьезный научный задел и современная приборная база. В настоящее время основу технопарка ДВФУ могут составить три инновационно-технологических центра:

1. Инновационно-технологический центр «Мировой океан», задачей которого является разработка и внедрение передовых технологий для комплексного изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана.

2. Инновационно-технологический центр «Нанотехнологии», задачей которого является формирование региональных высокотехнологических кластеров на основе развития и внедрения в экономику наукоемких технологий нано-индустрии.

3. Центр инновационных медицинских технологий, задачей которого является разработка и внедрение новых технологий в медицине, основанных на результатах исследований и разработок в медицинской физике, химии, биохимии, биотехнологии и нанотехнологиях.

Предполагается, что также в состав гуманитарной части технопарка войдут Центр общественно-политических технологий АТР и развития востоковедения и Центр русского языка и российской культуры, а также бизнес-инкубатор, конфе-ренц-центр, центр технической поддержки.

Направленность технопарка — наиболее актуальные области технологического развития экономики стран АТР: эффективное освоение и использование ресурсов Мирового океана на основе фундаментальных научных исследований и технологических разработок, развитие нанотех-нологий и биотехнологий. Технопарк ДВГУ станет важным элементом программы форума АТЭС в г. Владивостоке, демонстрирующим достижения в области высоких технологий, привлекательным для представителей высокотехнологического бизнеса и инвесторов. Создание технопарка и привлечение инвестиций в наукоемкое производство в Дальневосточном регионе РФ может стать одним из важнейших эффектов последействия проведения форума.

Для привлечения внимания инвесторов и пропаганды как уже имеющихся, так и перспективных высокотехнологических производств региона, среди мероприятий форума АТЭС необходимо предусмотреть выставку высоких технологий, развиваемых в России и Дальневосточном регионе. В рамках выставки целесообразно продемонстрировать не только образцы высокотехнологической продукции, но и готовые современные технологические лаборатории и линии, а также научные лаборатории, оснащенные современным оборудованием, которые составят приборно-технологическую базу технопарка.

Технопарк ДВФУ будет представлять собой уникальный пример частно-государственного партнерства на основе интеграции фундаментальной науки, образования и высокотехнологического бизнеса. Создание технопарка поднимет престиж региона и будет способствовать привлечению зарубежных инвестиций. Представители крупных компаний смогут непосредственно убедиться в возможности проведения самых современных технологических исследований на площадях технопарка, в наличии необходимых кадровых и материальных ресурсов. Дальнейшее развитие технопарка ДВФУ будет осуществляться на основе целевых инвестиций.

Этапы создания ДВФУ и основные направления финансового обеспечения

Так как развитие островной составляющей ДВФУ в 2009-2012 гг. связано в основном со строительством и вводом в эксплуатацию части объектов нового кампуса на о. Русский, особое значение в эти годы будет иметь развитие содержательной стороны деятельности университета, которая может и должна реализовываться на базе материковой составляющей ДВФУ.

Развитие материковой составляющей в 2009—2012 гг. Одной из важнейших задач в этот период является организация учебного процесса на основе современных образовательных программ и технологий по востребованным в регионе специальностям в области биологии, химии, физики, экологии, геологии, экономики, управления, других областях знаний. Цель — привлечение в наукоемкое производство и научный сектор творческой, активной молодежи.

Так, для удовлетворения возрастающих потребностей рынка региона в специалистах нефтегазового комплекса и нефтеперерабатывающей

промышленности необходимо открытие таких специальностей, как:

020900 «Химия, физика и механика материалов»,

020304 «Гидрогеология и инженерная геология»,

020305 «Геология и геохимия горючих ископаемых»,

020306 «Экологическая геология».

Для добычи, глубокой переработки и эффективного использования морских биоресурсов, развития технологий производства аквакультуры, биотехнологий, обеспечения экологической безопасности региона и сохранения богатейшего биологического разнообразия Дальнего Востока необходимо дальнейшее развитие таких направлений и специальностей, как:

020804 «Геоэкология»,

020206 «Генетика»,

020208 «Биохимия»,

020800 «Экология и природопользование»,

020209 «Микробиология».

Планируется подготовка специалистов и для других наукоемких отраслей промышленности, перспективных для экономики ДВФО.

В 2009-2012 гг. становление и развитие этих и других образовательных программ будет осуществляться на базе научно-образовательных центров (НОЦ) и лабораторий, открытых в рамках инновационной образовательной программы, выполняемой ДВФУ в 2006-2008 гг. Совместными решениями ученого совета университета и ДВО РАН в структуре ДВГУ созданы и успешно работают научно-образовательные центры, такие как «Нанофизика и нанотехнологии», «Физика Земли», «Информационные технологии и оптоэлектроника», «Медицинская физика» и др. НОЦ, формируемые на базе различных кафедр университета и лабораторий нескольких академических институтов, объединены общими научными тематиками (как правило, на стыке наук) и соответствующими образовательными программами. Для развития НОЦ требуется привлечение к их работе ведущих специалистов мирового уровня и непрерывное совершенствование материальной базы.

Модернизация научно-исследовательского процесса в ДВФУ в 2009-2012 гг. связана как с развитием приборной базы учебно-научных подразделений материковой части ДВФУ, так и развитием инновационных и технологических центров в области нанофизики и нанотехнологий, медицинских технологий, освоения ресурсов Мирового океана и др. Частично эти центры уже

созданы, некоторые — в стадии становления (например, биотехнопарк). Их специфика такова, что они также должны развиваться в ближайшие годы на материковой части университета.

Особое значение для развития ДВФУ имеет кадровый состав преподавателей и сотрудников университета. Для привлечения ведущих, в том числе и иностранных, специалистов к учебно-научной деятельности, а также талантливой молодежи, необходимо в самое ближайшее время решить проблемы жилья и достойной заработной платы. Вопрос заработной платы должен быть решен на уровне Правительства РФ при создании сети федеральных университетов.

Создание нового кампуса ДВФУ на острове Русский. Создание нового кампуса ДВФУ на о. Русский предполагается осуществить в два этапа.

Первый этап (2008-2012 гг.)

Мероприятие включает проведение следующих работ:

• Закрепление за ДВФУ земельных участков для строительства нового кампуса на о. Русский на основе постановления Правительства РФ. Необходимо подготовить схемы планировочной организации земельного участка в границах зоны размещения, градостроительные и кадастровые планы, осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью около 700 га.

• Подготовка общей архитектурно-строительной концепции и технических заданий на проектирование. Для единства архитектурно-планировочного решения генерального плана кампуса и его взаимосвязи с окружающей застройкой необходимо определить генерального (основного) проектировщика, который совместно с ДВФУ будет вести подготовку технических заданий на проектирование объектов комплекса, а также контролировать реализацию проекта на всех стадиях проектирования и строительства.

• Разработка проектно-сметной документации объектов кампуса ДВФУ и получение положительных заключений государственной экспертизы.

• Создание проектно-сметной документации для проведения внутренней реконструкции зданий, возведенных к саммиту АТЭС-2012, с целью перепрофилирования для нужд ДВФУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Выполнение минимально необходимого объема строительно-монтажных работ на перепрофилируемых объектах (табл. 1).

Таблица 1

Первый этап создания нового кампуса ДВФУ (2008-2012 гг.)

№ Наименование объектов Наименование объектов Назначение объектов ДВФУ

п/п саммита АТЭС ДВФУ

1 Международный Международный Общеуниверситетский международный

конференц-центр конференц-центр ДВФУ конференц-центр с помещениями, предназначен ными для организации учебного процесса

2 Международный пресс-центр Учебный корпус ДВФУ Учебный корпус, предназначенный для организации учебного процесса по гуманитарному и социально му направлениям (блокам)

3 Гостиницы Жилые дома Общежития Центр международного образования ДВФУ Жилые дома для профессорско-преподавательского состава, научных работников и обслуживающего персонала Общежития для студентов, аспирантов, докторантов, в том числе повышенной комфортности — для приглашенных преподавателей и гостей Центр русского языка и российской культуры в АТР. Организация учебного процесса для иностранных студентов

5 Предприятие общест- Комбинат студенческого Организация горячего питания в столовых, кафе и

венного питания питания ДВФУ буфетах

(производство (производство

п/фабрикатов) п/фабрикатов)

Затраты на строительство объектов ДВФУ, на площадях которых будет проходить саммит АТЭС-2012, ориентировочно составят 42 000 млн. руб.

Второй этап (2012-2020 гг.)

Мероприятие включает проведение следующих работ:

• Строительство объектов кампуса ДВФУ (общая строительная площадь около 1 105 400 м2) (табл. 2).

• Ввод в эксплуатацию комплекса зданий ДВФУ.

Требуемое финансирование работ, выполняемых в рамках данного мероприятия, составит более 68 000 млн. руб.

Реализация программных мероприятий по созданию и развитию ДВФУ на о. Русский с учетом материковой составляющей позволит к 2020 г. выйти на более высокие показатели по учебным программам ВПО и научной работе (табл. 3).

Этапы создания ДВФУ. Создание ДВФУ включает следующие этапы:

1. Организационный этап (2008 г.).

1.1. Утверждение программы создания и развития ДВФУ.

1.2. Подготовка и принятие постановления Правительства РФ о создании ДВФУ на базе ДВГУ.

1.3. Закрепление за ДВФУ участков для строительства нового кампуса на о. Русский на основе принятия соответствующего Постановления Правительства РФ.

1.4. Формирование оптимальной структуры университета и создание современной системы управления вузом и ее элементов.

1.5. Интеллектуальный аудит образовательных программ, НИР и НИОКР.

1.6. Разработка проектно-сметной документации для модернизации аудиторного и лабораторного фонда, строительства здания технопарка, нового кампуса и объектов социальной инфраструктуры на о. Русский.

2. Этап становления университета (20092012 гг.).

2.1. Переход в форму автономного учреждения.

2.2. Разработка образовательных контентов и ресурсов нового поколения.

2.3. Развитие материально-технической базы. Дальнейшее приобретение уникального учебно-лабораторного и учебно-научного оборудования.

2.4. Развитие кадрового потенциала. Создание общеуниверситетских центров, обеспечивающих модернизацию образовательной деятельности.

2.5. Модернизация образовательной и научно-исследовательской деятельности по при-

Таблица 2

Второй этап создания нового кампуса ДВФУ (2008-2012 гг.)

№ п/п Наименование Предельные показатели

1 Главный административный корпус 10 000 м2

2 Фундаментальная библиотека ДВФУ (1,5 млн. томов) 20 000 м2

3 Учебные корпуса естественно-научного и математического блока 40 000 м2

4 Технопарк ДВФУ 21 800 м2

5 Биотехнопарк 5400 м2

6 Учебные корпуса медицинского блока 33 600 м2

7 Учебные корпуса гуманитарного блока, блоков специальностей сервиса и социальной педагогики, образования 85 000 м2

8 Учебные корпуса финансово-экономического блока (бизнес-школа) 35 100 м2

9 Учебные корпуса законодательно-правового блока (школа права) 23 600 м2

10 Учебные корпуса блока художественного творчества, культуры, искусства и дизайна 8900 м2

11 Учебные корпуса довузовского образования 25 000 м2

12 Учебный корпус дополнительного профессионального образования, подготовки кадров высшей квалификации и дистанционных форм обучения 7 000 м2

13 Жилые дома для профессорско-преподавательского состава, научных работников и обслуживающего персонала 110 000 м2

14 Жилые дома (гостиницы) временного проживания для гостей и приглашенных специалистов 40 000 м2

15 Общежития для студентов, стажеров, аспирантов, докторантов 500 000 м2

16 Медицинский лечебный и научно-исследовательский центр 14 500 м2

17 Центр бытового обслуживания 1500 м2

18 Многоярусные автомобильные парковки

19 Летний театр На 500 мест

20 Дворец спорта:

универсальный спортивный зал с трибунами На 3 тыс. мест

легкоатлетический манеж

ледовая арена с трибунами На 500 мест

плавательный бассейн с трибунами На 500 мест

21 Водный стадион На 500 мест

22 Испытательный полигон глубоководной робототехники 10 000 м2

23 Биологическая станция 1000 м2

24 Гидрометеостанция 1000 м2

25 Ботанический сад 10 000 м2

26 Производственные мастерские 1800 м2

27 Комбинат общественного питания 6500 м2

28 Издательско-полиграфический комплекс 1500 м2

29 Банно-прачечный комбинат 2700 м2

оритетным научно-образовательным направлениям.

2.6. Строительство нового кампуса и социальной инфраструктуры ДВФУ.

2.7. Строительство (приобретение) океанического научно-исследовательского судна водоизмещением 8 000-10 000 м3 для инновационно-технологического центра «Мировой океан».

3. Этап развития университета (20132020 гг.).

3.1. Ввод в действие нового кампуса ДВФУ.

3.2. Приобретение уникального учебно-научного оборудования для оснащения учебно-научных лабораторий, расположенных в новом кампусе ДВФУ.

3.3. Приобретение научного и производственного оборудования для оснащения технопарка ДВФУ. Создание специализированных чистых комнат технопарка для проведения работ в области нано- и биотехнологий.

Таблица 3

Основные целевые индикаторы

№ п/п Название индикатора Значение 2012 г. 2020 г.

1 Количество программ ВПО, специальности 105 134

2 Количество программ ВПО, бакалавриат 53 64

3 Количество программ ВПО, магистратура 21 49

4 Количество программ аспирантуры 69 96

5 Количество программ докторантуры 22 38

6 Количество студентов ВПО, чел. 46 000 50 000

7 Количество иностранных студентов, всего чел. 1000 2 000

в том числе очная форма обучения, чел. 500 1 000

8 Количество аспирантов, чел. 700 2 000

9 Количество ППС, чел. 5 900 6 000

10 Средняя годовая заработная плата профессора, тыс. руб. 552,0 1100,0

11 Доля профессоров, имеющих опыт работы в ведущих университетах АТР, чел. 28 95

12 Общее число статей, вошедших в индексы цитируемости SCI, SHCI

в предыдущем году 96 280

13 Место в академическом рейтинге университетов мира («Шанхайский рейтинг») — ТОР-200

14 Иностранные преподаватели и специалисты, привлекаемые к учебному процессу, чел. 47 300

15 Преподаватели вуза, командированные для работы и стажировки в университеты АТР, чел. 38 150

3.4. Выход на лидирующие позиции в научно-образовательном пространстве стран АТР.

Управление развитием ДВФУ

Для выполнения федеральной миссии и решения стратегических задач Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти одновременно с созданием ДВФУ должны принять ряд нормативных правовых актов в части:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• возложения осуществления полномочий учредителя федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» на Рособразование;

• выделения в установленном порядке за счет средств федерального бюджета в 2009-2011 гг. финансового обеспечения развития инфраструктуры и обеспечения деятельности федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» в размере 10 млрд. руб.;

• повышения среднего уровня заработной платы профессорско-преподавательского состава;

• установления планового соотношения числа преподавателей и студентов по профильным специальностям 1 : 5;

• установления плановых нормативов бюджетного финансирования научной деятельности в объемах не ниже бюджетного финансирования образовательной деятельности;

• прав разработки и реализации экспериментальных образовательных стандартов и программ;

• создания целевого капитала (эндаумента);

• определения организационно-правовой формы ДВФУ — автономное учреждение.

Общее управление программой развития ДВФУ будет осуществляется попечительским советом. В состав попечительского совета войдут представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, ведущие ученые, государственные и общественные деятели, представители частного бизнеса. Руководителем программы развития ДВФУ является ректор ДВФУ, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование финансового обеспечения, а также определяет формы и методы управления ее реализацией.

Общее руководство ДВФУ осуществляет выборный представительный орган — ученый совет, формируемый в соответствии с нормами устава, а непосредственное руководство — ректор.

Для эффективной реализации программы и решения поставленных задач в ДВФУ будет создан ряд координационно-управляющих структур: учебно-производственный совет, учебно-методический совет, методический совет по информационным ресурсам и информационному обмену, центр кадрового аудита, центр управления карьерами, центр передачи технологий, центр профориентации и трудоустройства, центр качества и др.

Ожидаемые эффективность и результативность

Интеграция научно-образовательной деятельности ДВФУ с экономикой, прогнозируемые результаты:

• разработка и внедрение передовых технологий для комплексного изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Тихого океана (геологоразведка шельфа и батиаля океана, картирование морского дна и мониторинг гидротехнических сооружений и нефтяных платформ, подводных трубопроводов и коммуникаций, оценка минеральных и биоресурсов дальневосточных морей и Тихого океана) — позволит укрепить экономический и сырьевой потенциал страны, улучшить снабжение населения продуктами питания, его информированность и защиту от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с процессами, происходящими в Мировом океане;

• формирование региональных высокотехнологичных кластеров на основе развития и внедрения в экономику наукоемких технологий на-ноиндустрии, подготовки высококвалифицированных специалистов для проведения научно-исследовательских работ и практического использования наноматериалов и нанотехнологий в инновационной экономике Дальневосточного региона;

• обеспечение потребностей региона в высококвалифицированных кадрах для науки, образования и экономики посредством интеграции образовательного процесса с наукой и производством;

• мониторинг ситуации на рынке труда и в экономике для корректировки образовательного процесса во всей системе вузовского и послевузовского образования с учетом социально-экономических процессов;

• усиление воздействия высшего образования на рынок труда путем создания новых тех-

нологий и развития новых областей в социальной и общественной деятельности;

• привлечение к преподавательской деятельности специалистов из реального сектора экономики и производственной сферы, работников органов управления различного уровня, руководителей предприятий и организаций;

• расширение сетевых, в том числе корпоративных, форм организации учебного процесса с целью реализации образовательных программ, ориентированных на подготовку специалистов в междисциплинарных предметных областях.

Международная школа бизнеса ДВФУ, прогнозируемые результаты:

• формирование единой образовательной структуры и обеспечение потребностей региона в специалистах для всех сфер российского бизнеса со знанием специфики организации и ведения бизнеса в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Китай, Южная и Северная Корея, Вьетнам, Индия);

• обеспечение конкурентоспособности региона посредством обучения управленческих кадров высшего звена и региональных органов государственной власти современным навыкам выработки и принятия управленческих и финансовых решений, адаптивных к деятельности российских предприятий с учетом специфических особенностей развития АТР;

• международные, образовательные и научно-исследовательские программы по изучению социально-экономических, этнических, миграционных и политических вопросов развития стран АТР;

• долгосрочные корпоративные программы профессиональной подготовки и повышения квалификации, созданные под конкретные требования и запросы бизнес-сообщества;

• система специальных учебных программ профессиональной подготовки и переподготовки мигрантов для решения задач социокультурной и профессиональной адаптации образовательными средствами;

• создание новых знаний на основе изучения международного опыта экономики и управления стран АТР;

• объединение корпоративного сообщества и создание особой корпоративной культуры бизнеса инновационной экономики;

• создание организованной системы международного обмена бизнес-элиты Дальневосточного региона;

• капитализация территорий ДВФО, в наибольшей мере учитывающих инвестиционную,

геополитическую, социально-культурную привлекательность регионов;

• разработка и внедрение интегрированных систем менеджмента, новых методов экономико-математического моделирования региональных экономик.

Интеграция научно-образовательной деятельности ДВФУ с социальной сферой, прогнозируемые результаты:

• решение культурных, геополитических и демографических проблем региона через подготовку национальных кадров, ориентированных на обеспечение единства страны и региона, межнациональную и межконфессиональную толерантность;

• создание условий для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников, интеграция в мировое научно-образовательное пространство и достижение международного признания реализуемых в университете образовательных программ;

• развитие сети программ международного дистанционного образования для иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом; развитие зарубежных представительств университета, экспорт образовательных услуг и технологий;

• усиление роли образовательных инвестиций в достижении нового качества и подъема уровня жизни населения, более высокого показателя «человеческого развития». Вклад образования в рост «человеческого капитала» как фактора повышения эффективности производства и сферы услуг, способствующих закреплению и натурализации населения на Дальнем Востоке России;

• создание единого научно-образовательного и культурного пространства на основе интеграции совместной национальных и культурных структур региона и стран АТР;

• формирование системы отбора и подготовки школьников, позволяющей создать условия для выявления и развития способностей детей на ранних этапах обучения и их профориентации;

• функционирование образовательного округа, занимающегося довузовской подготовкой; института дополнительного профессионального образования, реализующего программы дополнительного обучения.

Востоковедение, прогнозируемые результаты:

• внедрение передовых образовательных технологий и комплексных программ высшего профессионального образования в области востоко-

ведения: синологии, японоведения, корееведения, индологии, вьетнамистики и других языковых и социокультурных направлений стран АТР;

• обеспечение потребностей региона в специалистах в области практического востоковедения;

• получение новых знаний о странах АТР с целью обеспечения национальных интересов России;

• экспорт образовательных услуг в страны АТР, повышение авторитета России в этих странах;

• разработка и апробация научно-методических основ для подготовки высококвалифицированных специалистов в области решения проблем безопасности России и стран АТР;

• комплексные исследования роли языка и культуры в развитии гуманитарных и экономических связей между странами АТР;

• исследования проблем модернизации в общественно-политической мысли стран Дальнего Востока; взаимодействие языков в контексте межкультурных коммуникаций стран АТР.

Продвижение русского языка и культуры в страны АТР, прогнозируемые результаты:

• создание регионального центра по сохранению и развитию русского языка в ДВФО и обучению иностранных граждан русскому языку на территории России и за ее пределами;

• повышение качества преподавания русского языка и литературы для иностранных граждан с использованием новых научно-методических подходов к образовательному процессу, применением дистанционных технологий, видео-, аудио- и интернет-курсов;

• продвижение русского языка и культуры в страны АТР, повышения авторитета России за счет увеличения количества центров русистики за рубежом;

• укрепление взаимопонимания между народами и всеобщей безопасности, увеличение контингента иностранных граждан, лояльно относящихся к России, повышение инвестиционной привлекательности Дальневосточного региона России в АТР.

Интеграция с ДВО РАН — стратегическая линия повышения качества образования и науки в ДВФУ. ДВГУ имеет тесные связи с академическим сектором науки, прежде всего с ДВО РАН. В последние годы на основе совместных решений ученого совета университета и ДВО РАН созданы в структуре ДВГУ и успешно работают: отделение биоорганической химии и биотехнологии (1996), физико-технический фа-

культет (1997), Институт математики и компьютерных наук, Академия экологии, морской биологии и биотехнологии, Институт окружающей среды (1999), Институт русского языка и литературы (2001), Учебно-научный центр физических методов исследования окружающей среды (2002), Центр корееведения, геологический факультет, кафедра физики Земли и планет, научно-образовательные центры (НОЦ) «Нанофизика и нанотехнологии», «Физика Земли», «Информационные технологии и оптоэлектроника», «Медицинская физика» (2006). НОЦ, формируемые на базе различных кафедр университета и лабораторий нескольких академических институтов, объединены общими научными тематиками (как правило, на стыке наук) и соответствующими образовательными программами.

Создание новых НОЦ и развитие действующих — стратегическая линия дальнейшего усиления университетского сектора науки и повышения качества образования. Так, в марте 2008 г. ученым советом ДВГУ и президиумом ДВО РАН принято совместное решение о создании в структуре ДВГУ инновационно-технологического центра «Мировой океан». В этом документе определен перечень первоочередных задач, которые могут решаться на основе уже созданной приборной базы мирового уровня в университете и в академических институтах и подразделениях Дальневосточного отделения РАН. В инновационно-технологический центр входят следующие институты ДВО РАН: Тихоокеанский океанологический институт, Институт проблем морских технологий, Институт автоматики и процессов управления, Институт биологии моря, Тихоокеанский институт биоорганической химии, Институт химии, Дальневосточный геологический институт, Институт археологии, истории и этнографии, Медицинское объединение, Управление научно — исследовательского флота и др.

Более 190 научных сотрудников ДВО РАН принимают участие в работе со студентами и аспирантами ДВГУ, в том числе: 6 академиков,

7 членов-корреспондентов РАН, 60 докторов наук, 130 кандидатов наук.

В условиях реальной интеграции, при общем научно-образовательном потенциале ДВФУ и академических институтов ДВО РАН будут созданы качественно новые возможности изменения содержания образования, системного воздействия на развитие образования, науки, экономики и социально-культурной сферы, создания инновационных технологий, выполнения крупных государственных и международных программ и проектов.

Основные ожидаемые результаты интеграции: общепризнанные научные школы, мировой уровень фундаментальных и прикладных научных исследований, развитая инфраструктура научно-исследовательских и инновационных подразделений, к числу которых относятся научные лаборатории, научно-образовательные центры, научно-исследовательские институты, центры коллективного пользования, базы, полигоны, опытное производство, технопарк и др., созданные в структуре ДВФУ совместно с ДВО РАН.

К 2020 г. Дальневосточный федеральный университет будет представлять собой качественно новый научно-образовательный комплекс мирового уровня с 50-тысячным контингентом студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования, из них 2 тыс. иностранных студентов. Более 6 тыс. преподавателей (профессоров и доцентов — около 4200 человек) обеспечат подготовку специалистов по 240 лицензированным образовательным программам высшего профессионального образования и 134 специальностям аспирантуры и докторантуры.

Таким образом, ДВГУ, уже сейчас имеющий целый ряд конкурентоспособных на мировом уровне научно-образовательных программ, при дополнительном вовлечении в учебный и научный процесс ведущих профессоров и ученых России и мира, а также обеспечении самым современным научно-технологическим оборудованием может в обозримом будущем достичь уровня передовых университетов мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.