Научная статья на тему 'Дальневосточный федеральный университет как центр научно- инновационного предпринимательства на Дальнем Востоке России'

Дальневосточный федеральный университет как центр научно- инновационного предпринимательства на Дальнем Востоке России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДВФУ / FEFU / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATION INFR ASTRUCTURE / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НАУЧНОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL COOPERATION / PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пастухов П.О.

В статье представлены общие принципы построения научно-инновационной деятельности в Дальневосточном федеральном университете. Представлена действующая модель инновационной инфраструктуры вуза, а также приведены основные научно-технологические приоритеты деятельности университета. Обозначены акценты на особенностях, связанных с развитием научно-производственной кооперации ДВФУ с российскими промышленными предприятиями, а также созданием пояса малых инновационных предприятий вуза, чем обеспечиваются интересы развития региональной экономики Дальнего Востока. По мнению автора, развитие Дальневосточного федерального университета неразрывно связано с провозглашенным национальным курсом по приоритетному развитию Дальнего Востока и Сибири в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Far Eastern Federal University as a Centre for Research and Innovation Business in the Far East of Russia

The Аrticle presents general principles of creating Scientific and Innovative activity in the Far Eastern Federal University. Provided the functional model of Innovative Infrastructure of the University, as well as the main scientific and technological priorities of the University. Focus are features associated with the development of the scientific and industrial cooperation FEFU with Russian Industry, as well as the establishment of Innovative Small Businesses, which are provided by the interests of the development of the regional economy of the Far East. According to the Author, the development of the Far Eastern Federal University is inextricably linked with the national course on the priority development of the Far East and Siberia in the 21 Century.

Текст научной работы на тему «Дальневосточный федеральный университет как центр научно- инновационного предпринимательства на Дальнем Востоке России»

Дальневосточный федеральный университет как центр научно-инновационного предпринимательства на Дальнем Востоке России

В статье представлены общие принципы построения научно-инновационной деятельности в Дальневосточном федеральном университете. Представлена действующая модель инновационной инфраструктуры вуза, а также приведены основные научно-технологические приоритеты деятельности университета. Обозначены акценты на особенностях, связанных с развитием научно-производственной кооперации ДВФУ с российскими промышленными предприятиями, а также созданием пояса малых инновационных предприятий вуза, чем обеспечиваются интересы развития региональной экономики Дальнего Востока. По мнению автора, развитие Дальневосточного федерального университета неразрывно связано с провозглашенным национальным курсом по приоритетному развитию Дальнего Востока и Сибири в XXI веке.

Ключевые слова: ДВФУ, инновационная инфраструктура, предпринимательский университет, государственно-частное партнерство, научно-производственная кооперация.

П. О. Пастухов,

зам. директора департамента, департамент инновационного развития, Дальневосточный федеральный университет

pastukhov.po@dvfu.ru

о

о

СП

со

5 <

00 О X X 5

Развитие Сибири и Дальнего Востока является одним из национальных приоритетов России на XXI век. Это один из ключевых тезисов, прозвучавший в рамках Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию в декабре 2013 г.

В этом же обращении Президентом была отмечена особая роль Дальневосточного федерального университета в развитии региона: «Он должен наладить глубокую научную экспертизу программ развития Дальнего Востока, обеспечить потребность региона в кадрах, прежде всего по таким направлениям, как космос, биотехнологии, робототехника, дизайн, инжиниринг, океанология и использование морских ресурсов».

Вместе с тем до недавнего времени территориальная удаленность ДВФУ (как и большинства дальневосточных университетов) от российской столицы являлась едва ли не основным фактором, накладывающим определенные организационные ограничения и снижающим эффективность во взаимодействие Дальневосточного федерального университета с головными офисами производственных предприятий и государственным аппаратом. Эта проблема была давно известна. Вместе с тем руководством страны принят ряд стратегических решений, направленных на

решение этой проблемы. Во-первых, это размещение штаб-квартир ряда госкомпаний на Дальнем Востоке. Среди них корпорации «Русгидро», «РАО ЭС Востока», «Транснефть» и «Росгеология».

Во-вторых, местом размещения Министерства по развитию Дальнего Востока определен кампус ДВФУ на о. Русский. Сегодня министерство уже организовало размещение одного из своих филиалов в главном корпусе кампуса. В российском правительстве считают, что эта мера будет также способствовать, формированию в регионе территорий опережающего развития (ТОР).

На Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предусмотрено создание сети специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для предприятий, размещенных в таких зонах, предусматриваются льготы по налогообложению и другим исполнительным расходам.

Уже к 1 июля 2014 г. должны быть определены участки, где конкретно будут организованы такие территории. Фактически, содержание данных территорий уже определено. Это особая автосборочная экономическая зона промышленно-производственного типа на базе действующего производства «Соллерс». Одна

из перспективных зон опережающего развития — это создание нефтехимического кластера. Однако первая территория опережающего развития на Дальнем Востоке будет создана на острове Русский — территории размещения кампуса ДВФУ.

Этим определяется ключевая роль и место ДВФУ в развитии частно-государственного партнерства в инновационной сфере в Дальневосточном федеральном округе.

В формировании научно-инновационных приоритетов Дальневосточного федерального университета сегодня отражаются современные тренды развития научно-технологического комплекса России и, в частности, дальневосточного региона. Сегодня ДВФУ меняет подходы к реализации научно-инновационной стратегии вуза, делая ставку на модель развития предпринимательского университета в ДВФУ. Основным источником доходов от инновационной деятельности должно стать проектирование и создание новых производственных линий на предприятиях-партнерах, повышение энергоэффективности производств, создание технологических комплексов для утилизации промышленных отходов, повышение экономичности производств.

Университет планирует формирование инжинирингового центра по автоматизации производств, армированию металлорежущего инструмента и иных проблем тяжелого машиностроения. В сжатые сроки такой центр превосходства должен стать финансово устойчивым и сможет приступить к формированию малых инновационных предприятий.

Еще одним важным направлением работы должно стать развитие пищевых технологий, создание биологически активных веществ и иных продуктов с использованием уникальных ресурсов мирового океана и их реализация. Свое развитие должны получить существующие производства инновационной пищевой продукции за счет их модернизации и расширения спектра продукции. Ряд структур университета и предприятий, осуществляющих услуги в сфере сертификации продукции, должны стать сервисными компаниями при соответствующем лабораторном центре ДВФУ.

Третьим направлением развития ДВФУ как предпринимательского университета станет создание предприятий, деятельность которых направлена на повышение уровня жизни населения региона. Эти предприятия будут использовать в своей работе новые технологии в сфере медицины, сельского хозяйства, экспресс-диагностики продукции.

Еще одним источником доходов от инновационной деятельности должна стать продажа исключительных и неисключительных прав на результаты инновационной деятельности предприятиям - партнерам университета.

При формировании пояса малых инновационных предприятий ДВФУ будет придерживаться двух стратегий. Так, вуз будет концентрировать существующие инструменты поддержки научно-технической деятельности на научных коллективах, которые работают по вышеперечисленным направлениям, а по достижении ими финансовой устойчивости, будет формировать соответствующее инновационное предприятие.

Для уже существующих предприятий, в случае, если вхождение вуза в уставной капитал послужит качественному росту предприятия, ДВФУ будет принимать участие в их развитии.

Такая стратегия формирования устойчивого и финансово стабильного пояса малых инновационных предприятий требует от университета следования следующим принципам работы:

• Низкая фискальная нагрузка. Для коллективов, разрабатывающих и реализующих инновационную продукцию университетом установлены накладные до 10% (в зависимости от объема поступлений). Для предприятий, предполагается также устанавливать на первом этапе низкий объем отчислений вуз.

• Диверсификация фискальной нагрузки в зависимости от типа предприятия. Предполагается, что для предприятий, агрегирующих заказы на научно-техническую и инновационную продукцию и размещающих их в университете, необходимо установить объем средств, направляемых в вуз, в пределах 70-90%. Для предприятий, производственные мощности которых расположены в ДВФУ и присутствующих на рынке под маркой ДВФУ объем накладных должен составлять 10-20% от доходов. Для предприятий, использующих собственные мощности, объем отчислений в различной форме предполагается установить в размере до 10%. Для предприятий, реализующих на рынке различные услуги от имени ДВФУ размер таких отчислений должен составить 20-40%.

• Формирование стимулов для создания малых инновационных предприятий и включения ДВФУ в число учредителей существующих предприятий. Такими стимулами является модернизация приборной базы ДВФУ под заказы на инновационную продукцию предприятий-партнеров. Изменение бизнес-модели работы уже существующих предприятий через превращение их в сервисные структуры по агрегированию различных заказов и размещению их в университете. Гибкая политика по предоставлению аренды, доступа к инфраструктуре и различных сервисов.

Предполагается, что такой подход позволит в ближайшие годы расширить количество финансово устойчивых предприятий инновационного пояса ДВФУ и создать основу для выполнения финансового плана в части получения доходов от реализации инновационной продукции.

Формирование финансовых планов вуза сегодня в немалой степени опирается на оценку доходов от научно-внедренческой деятельности, которые получит ДВФУ за счет создания новых и развития существующих малых инновационных предприятий, а также создания новых высокотехнологических производств в кооперации с крупнейшими промышленными компаниями России и Дальнего Востока.

ДВФУ устанавливает приоритет реализации научным проектам, направленным на создание результатов интеллектуальной деятельности, которые представляют практический интерес для национальных, региональных и зарубежных предприятий, создающих в

о

о

СП

оо

<

со О

о

CN

о

СП

оо

<

со

о

ДВФО высокотехнологичные производства. Одним из элементов такого сотрудничества является реализация проектов в рамках Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». В рамках данного Постановления, в 2010 г. ДВФУ получил право на реализацию проекта «Организация высокотехнологичного инновационного производства деревянных зданий и сооружений», инициированного крупнейшим региональным предприятием лесной отрасли ОАО «Приморские лесопромышленники». В 2012 г. данная работа была успешно завершена. Начиная с прошлого года, Дальневосточный федеральный университет приступил к выполнению двух новых контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР) в рамках создания новых высокотехнологичных производств на базе крупнейших региональных промышленных предприятиях: ОАО «ААК «Прогресс» (проект на тему: «Развитие высокотехнологичного автоматизированного производства композитных изделий вертолетов в условиях ОАО ААК «Прогресс») и Дальневосточный завод «Звезда» (проект на тему: «Модернизация производства на основе инновационных технологий нанесения защитных покрытий для элементов морской техники и обеспечение экологической безопасности производства»). Суммарный объем привлекаемых для этих целей государственных субсидий составит 413 млн руб. Для обеспечения успешной реализации проектных задач создана специальная дирекция опытно-конструкторских работ Дальневосточного федерального университета, выполняющая функции конструкторского, проектного и консалтингового бюро для реализации этих проектов. Это лишь ряд примеров практической реализации партнерских связей ДВФУ с промышленностью, которые закреплены более 70 соглашениями и договорами о сотрудничестве, в том числе более чем с 30 региональными промышленными предприятиями.

Важно отметить, что большая часть научно-исследовательских работ проводится вузом в тесном партнерстве с Дальневосточным отделением Российской академии наук. Это одна из уникальных особенностей университета. ДВФУ — территория предельной интеграции академической и университетской науки по всем возможным векторам взаимодействия. Партнерство ДВФУ и ДВО РАН опирается на десятки созданных интегрированных структур: 11 институтов ДВО РАН, 30 базовых кафедр, 12 научно-образовательных центров (НОЦ), 3 центра коллективного пользования (ЦКП) и учебно-научный комплекс. Сотрудниками базовых кафедр являются более двухсот научных сотрудников институтов ДВО РАН и порядка ста преподавателей ДВФУ.

Обеспечение развития и эффективного функционирования инновационной инфраструктуры ДВФУ — задача профильных департаментов университета: департамента научной и инновационной деятельности (приказ № 12-13-689 от 26.12.2012 г.) и департамента

инновационного развития ДВФУ (приказ № 12-13-530 от 16.04.2014 г.). Инновационная инфраструктура вуза проектировалась и создавалась как интегрированная система с образовательным и исследовательским процессами, которые ведутся совместно со школами ДВФУ. Данная система на практике должна реали-зовывать любую траекторию вывода инновационной разработки в тот или иной сектор экономики на различных этапах их готовности. Отдельным элементом инновационной инфраструктуры является созданный мае 2012 г. бизнес-инкубатор ДВФУ «Terra creativa». Эта структура работает как со студенческими проектами, так и с научными разработками. Здесь рады принять не только молодых ребят, но и научных работников, которые занимаются коммерциализацией собственных открытий. География проводимых в бизнес-инкубаторе ДВФУ мероприятий весьма широка. Это работа в рамках Global management challenge — крупнейшего в мире первенства по стратегическому менеджменту, в основе которого лежит комплексный компьютерный бизнес-симулятор (игровая модель), имитирующий процесс управления компанией в условиях глобальной конкуренции; проведение регионального весеннего отборочного тура программы «УМНИК». В 2013 г. территория бизнес-инкубатора также стала площадкой для проведения всероссийского роудшоу Russian StartUp Tour. Безусловно, ДВФУ активно участвует во всех инициируемых инновационных мероприятиях. Финалистами Russian StartUp Tour стали 4 проекта, 3 из которых — ДВФУ. В целом же, по итогам первого полугодия 2014 г. в более чем 20 программах и мероприятиях ДВФУ в инновационной сфере было задействовано более 1500 человек.

Помимо бизнес-инкубатора ДВФУ, ключевым элементом инновационной инфраструктуры вуза, обеспечивающим достижение коммерциализации научно-инновационных разработок университета, является Технопарк ДВФУ. Специфика работы Технопарка определяется принятыми на высшем уровне решениями о создании на Дальнем Востоке территории опережающего развития, упомянутом передислоцировании на Дальний Восток крупных государственных корпораций. В этой связи планируется для наполнения тематики работ Технопарка использовать достигнутые договоренности, в том оформленные соответствующими соглашениями между ДВФУ и госкорпорациями. В их числе совместный проект с ОАО «РусГидро» (технологии энергосбережения и энергоэффективности), с ОАО «Роснано» (технологии композиционных материалов и наноструктурированных покрытий), с ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат» (дальневосточный научно-производственный центр морского приборостроения и подводной робототехники), с ОАО «Роснефть» (технологии добычи и переработки углеводородов, нефтехимия и др.). Еще одна миссия технопарка заключается в обеспечении и эффективном развитии создающихся на базе ДВФУ малых инновационных компаний. ДВФУ предусматривает инвестирование в проект развития Технопарка собственных средств, что закреплено Программой развития ДВФУ (задача 6, мероприятие 31), а также в рамках выполнения проекта по Постановлению Правительства РФ

№ 211 (Проект «5-100»). Для эффективного управления Технопарком планируется перенимать опыт ведущих зарубежных технопарков (Республика Корея, Сингапур и др.). В качестве резидентов Технопарка, в том числе якорных, будут привлекаться не только российские, но и зарубежные компании.

В ближайшей перспективе развития Дальневосточного федерального университета как регионального предпринимательского университета предусмотрен ряд новых инфраструктурных проектов, которые обеспечат выход вуза на ожидаемые показатели коммерциализации. Среди них открытие лабораторного корпуса ДВФУ с площадкой, концентрирующей передовое и уникальное оборудование вуза, создание распределенного центра сертификации и соответствия, создание ряда инжиниринговых центров и центров компетенции по ряду отраслевых направлений. Неотъемлемым элементом промышленной кооперации также является расширение сети базовых кафедр с ключевыми предприятиями-партнерами. Таким образом, реализация действующей модели научно-инновационного менеджмента в вузе, а также плановая реализация Программы развития Дальневосточного федерального университета и Программы («Дорожной карты») повышения конкурентоспособности ведущих

вузов (Проект «5-100») становятся определяющим фактором успешности и эффективности формирования Дальневосточного федерального университета, как ведущего предпринимательского вуза на Дальнем Востоке России.

Far Eastern Federal University as a Centre for Research and Innovation Business in the Far East of Russia

P. O. Pastukhov, Deputy head of Department, Department of Innovation Development, Far Eastern Federal University.

The Аг^^ presents general principles of creating Scientific and Innovative activity in the Far Eastern Federal University. Provided the functional model of Innovative Infrastructure of the University, as well as the main scientific and technological priorities of the University. Focus are features associated with the development of the scientific and industrial cooperation FEFU with Russian Industry, as well as the establishment of Innovative Small Businesses, which are provided by the interests of the development of the regional economy of the Far East. According to the Author, the development of the Far Eastern Federal University is inextricably linked with the national course on the priority development of the Far East and Siberia in the 21 Century.

Keywords: FEFU, Innovation infrastructure, Entrepreneurial University, Private-Public Partnerships, Scientific and Industrial cooperation.

Уважаемые коллеги, 11-12 сентября 2014 года состоится VIII Самарский межрегиональный экономический форум «Кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики».

Самарский межрегиональный экономический форум «Кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики» является ежегодным, начиная с 2007 года мероприятием международного уровня, в рамках которого обсуждаются и вырабатываются инструменты и механизмы кластерной политики в России.

Форум - эффективная коммуникационная площадка для представителей государственной власти, бизнеса и общественности в вопросах реализации кластерной политики и кластерных инициатив.

Традиционно форум проводится под патронажем Минэкономразвития России.

Ежегодно в работе форума принимают участие более 1000 российских и зарубежных участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской, Томской, Ярославской, Липецкой, Пензенской, Оренбургской, Волгоградской, Воронежской, Челябинской областей, Пермского, Красноярского края, Республик Татарстан, Мордовия, Чувашия и др., эксперты из Германии, Франции, Швейцарии, Турции, Индии, Великобритании, Швеции, Молдовы, Казахстана.

Это представители крупных предприятий и корпораций, малых и средних предприятий, регионов-участников Ассоциации инновационных регионов России, федеральных и региональных органов власти, институтов развития и другие.

Сегодня Российская Федерация активно принялась за модернизацию подходов управления экономикой. В частности, на федеральном уровне получают поддержку территориальные кластеры, которые наряду с особыми экономическими зонами, технопарками, индустриальными парками и т. д. могут стать точками ускоренного экономического роста для региональных экономик.

Но при этом, общесистемные проблемы - отсутствие адаптированных под новые экономические условия моделей управления кластерами, общепринятых методики индикативной оценки эффективности кластеров и самих индикаторов, кадровое обеспечение кластеров, механизмы реализации кластерной политики на федеральном и, особенно, региональном уровнях - для России также остаются актуальными.

Форум стал площадкой не только для обсуждения вопросов развития инновационных территориальных кластеров, выработке прикладных инструментов их управления и развития, но и площадкой для вопросов развития инжиниринга в кластерах.

Поэтому в этом году глобальной темой форума станет тема: «Кластерная политика и управление развитием кластеров в новых экономических условиях».

Особую актуальность в рамках форума приобретут вопросы современной кластерной политики в России и ^ мире, регионального опыта реализации кластерной политики, образовательных инициатив в кластерах и роли ^ инжиниринговых центров в инновационном развитии кластеров, выбора эффективной модели управления о кластерами.

оо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.