Научная статья на тему 'Методология прогнозирования научно-инновационного развития учреждения среднего профессионального образования'

Методология прогнозирования научно-инновационного развития учреждения среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / FORECASTING METHODOLOGY / INNOVATIVE ACTIVITY / INSTITUTIONS OF COMPREHENSIVE PROFESSIONAL TRAINING / SCIENTIFIC-INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сниховская Ирина Викторовна

В статье предложена методика прогнозирования научно-инновационного развития образовательного учреждения среднего профессионального образования. Методология основана на оценке ряда основных показателей отражающих потребности внутренней и внешней среды образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сниховская Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article offers the technique of scientific-innovative development fore-casting of educational institution of comprehensive professional training. The methodology is based on estimation of some the basic indicators reflecting requirements of internal and educational institution environment.

Текст научной работы на тему «Методология прогнозирования научно-инновационного развития учреждения среднего профессионального образования»

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАУЧНОИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СНИХОВСКАЯ И.В.

В статье предложена методика прогнозирования научно-инновационного развития образовательного учреждения среднего профессионального образования. Методология основана на оценке ряда основных показателей отражающих потребности внутренней и внешней среды образовательного учреждения.

Методология прогнозирования развития профессионального образования с учетом закономерностей и тенденций научно-технического инновационного развития должна исходить из следующих основных положений.

1. Перспективная потребность в объеме, структуре и качестве профессиональных работников всех категорий определяется закономерностями научно-технического и инновационного прогресса в его взаимосвязи с развитием сферы образования.

2. Тенденции и приоритеты научно-технологического развития и вытекающие из этого требования к перспективной профессиональной подготовке работников.

3. Перспективы развития профессионального образования в краткосрочной и среднесрочной перспективе с учетом требований научно-технического и инновационного развития.

4. Нормативно-правовые и организационно-экономические условия и механизмы прогнозирования развития профессионального образования отвечающего приоритетным направлениям развития технологий и инновации.

При прогнозировании развития системы профессионального образования необходимо предусмотреть возможности своевременного обеспечения профессионально подготовленными кадрами всех ступеней (от исследователей и конструкторов до квалифицированных рабочих).

При разработке прогнозов развития системы профессионального образования на краткосрочную и среднесрочную перспективу нужно исходить из следующих методологических положений.

1. Необходимо обеспечить кадровую составляющую для перехода к инновационному пути развития, ибо без такой составляющей невозможно обеспечить инновационный прорыв [1] и повышение конкурентоспособности образовательных услуг. Прогноз и стратегия профобразования должны предусматривать как перспективы объема и структуры подготовки кадров в режиме непрерывного образования, так и изменения в его структуре по различным ступеням избранных долгосрочных инновационных приоритетов.

2. Необходимо предусмотреть непрерывность профессионального образования. Его зачатки следует закладывать в семье и общеобразовательной школе, привлекая детей к посильному полезному труду. Систематическое начальное, среднее и высшее профобразование должно дополняться возможностью периодической переподготовки и повышения квалификации, самообразования с использованием Интернета, что важно для адаптации работников к изменившимся условиям воспроизводства при освоении новых моделей и поколений техники и технологий. Организацию непрерывного образования необходимо предусматривать в прогнозе и программах информатизации.

The article offers the technique of scientific-innovative development fore-casting of educational institution of comprehensive professional training. The methodology is based on estimation of some the basic indicators reflecting requirements of internal and educational institution environment.

3. Назрели изменения в соотношении различных ступеней образования, чтобы ликвидировать сложившиеся в последние годы дисбалансы. Следует рассмотреть возможности и перспективы подготовки рабочих высокой квалификации, которая в значительной мере свернута, и приходится ввозить рабочих (меньшей квалификации) из-за рубежа. Выпуск специалистов с НПО за годы реформ сократился почти вдвое.

4. Переход к инновационному пути развития потребует изменения структуры профессионального образования по группам специальностей. Уже сейчас на рынке труда нарастает дефицит исследователей в области технических наук, инженеров, конструкторов, проектировщиков, без которых невозможна реализация инновационных проектов. На сегодняшний день актуализировалась необходимость возрождения инженерного образования, в том числе путем развития инженерно-исследовательских университетов. В прогнозе следует рассмотреть меры, направленные на повышение имиджа ученого, конструктора, инженера, изобретателя в обществе.

5. Важнейшим направлением подъема профессионального образования может стать интеграция колледжей, университетов, научно-конструкторских предприятий по ключевым направлениям инновационного прорыва. Это даст несколько преимуществ:

- омоложение научных и конструкторских кадров за счет талантливой молодежи, защищающей дипломные работы и диссертации;

- повышение технологического уровня и инновационной направленности средней специальной и высшей школы, поскольку дипломные проекты и диссертации будут носить реальный характер, опираться на базу НИИ и опытных предприятий;

- ускорение освоения базисных и улучшающих инноваций, так вся цепочка - от научной идеи до опытного внедрения - будет осуществляться в едином цикле, под руководством опытных ученых и преподавателей.

Неуклонно возрастающая интеллектуализация факторов производства выдвигает на передний план проблему формирования системы критериев по выбору приоритетных направлений инновационного развития профессионального образования, данная система должна учитывать:

I. Социально-экономические и демографические условия функционирования образования, включающие:

- уровень потребности работодателей в выпускниках учреждений СПО и НПО;

- уровень трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования по полученной профессии, специальности;

- степень удовлетворения работодателей качеством профессиональной подготовки работни-ков-выпускников учреждений НПО и СПО;

- уровень закрепленности на рабочем месте по полученной профессии, специальности;

- степень удовлетворения выпускника профессионального учреждения своей карьерой;

- среднесрочный прогноз спроса регионального рынка труда на работников определенной номенклатуры;

- уровень демографического развития региона, в том числе показателей, влияющих на условия развития системы СПО;

II. Образовательные условия, включающие:

- качество профессионального образования;

- вариативность образовательного процесса;

- эффективность организации учебного процесса;

- состав педагогических кадров;

- уровень материально-технического и учебного обеспечения;

- рост совокупного объема ресурсов, доступного образовательным учреждениям;

III. Финансовые условия, включают:

- объем и структура бюджета учреждения профессионального образования;

- эффективность использования бюджетных средств;

- рентабельность образовательных услуг;

- городской заказ как инструмент подготовки кадров по востребованным и перспективным профессиям и специальностям на основе повышенного коэффициента финансирования процесса профессиональной подготовки поитоговое бюджетное финансирование;

IV. Инновационные условия, включают:

- соответствие конкурентоспособности образовательных услуг перспективным тенденциям научно-технического, экономического развития и общественным потребностям региона;

- осуществление в образовательном учреждении научной, инновационной и экспериментальной деятельности;

- участие в научной инновационной и экспериментальной работе преподавателей и обучающихся образовательного учреждения;

- наличие инновационной инфраструктуры.

На основе механизма социального партнерства, как системы договорных отношений учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, позволяющих отслеживать и адекватно реагировать на динамику развития экономики, объемы и структуру востребуемых производством профессий, а также диктуемые предприятиями требования к качеству кадров можно построить модель инновационного развития образовательного учреждения.

В свете принятия Федерального закона №83-Ф3 от 8.05.2010 г., когда образовательные учреждения становятся более независимыми от государственного финансирования, уместно предположить, что данная модель получит развитие в случае заинтересованности социальных партнеров в выпускниках того или иного образовательного учреждения и возможности влиять на уровень подготовки выпускников по интересующим их профессиям. Вследствие чего получает дополнительное развитие система подушевого финансирования образовательных учреждений не только со стороны государства, но и со стороны социальных партнеров (работодателей) в рамках инновационного образования.

В качестве ведущего подхода к прогнозированию инновационного развития, целесообразно учитывать необходимость ориентации на конечный результат. Этот подход адекватен динамичным целям СПО, в том числе связанным с изменениями на рынке труда.

Анализ научно-инновационной среды Анализ внешней среды

• ФИРО • Региональная служба занятости

• Департамент образования г. • Социальные партнеры

Москвы • Школы

• НИИРПО • Родители и студенты (абитуриенты)

• УМЦ • Гос. заказ

Анализ внутренней среды \ / у Финансовый анализ

• Наличие программы • Государственное

инновационного развития финансирование

• Наличие инновационных • Социальные

разработок партнеры

• Банк инноваций /1 У V э\ • Родители и студенты

• Наличие системы • Дополнительное

переподготовки и ^Прогнозирование государственное

повышения квалификации / инновационного \ финансирование

• Организация /Л развития /Д (гранты)

непрерывного , 2 I > • Внебюджетная

образования деятельность

(интегрированные

программы)

• Наличие самообразования

в т.ч. дистанционное

образование 1

• Освоение новых моделей 1

и поколений техники и 1

технологий 1

• Наличие программ 1 1

информатизации 1

Прогноз развития

• Потребность в объеме, структуре и качестве профессиональных работников

• Разработка перспективных стратегических планов, программ и проектов

• Педагогический консилиум

• Обеспечение профессионально подготовленными кадрами всех ступеней

Рис. 1. Прогнозирование научно инновационного развития

Методология прогнозирования научно инновационного развития (рис.1) заключается в следующем:

I. Детальный анализ научно-инновационной среды

Приоритеты Государственной политики в области образования, Государственные образовательные стандарты нового поколения, Перспективные разработки научно-исследовательских институтов и передовых образовательных учреждений, Новые разработки научно-методического обеспечения образовательного процесса в учреждениях НПО и СПО.

II. Анализ внутренней среды

Анализ внутренней среды включает предварительный анализ возможностей образовательного учреждения к осуществлению инновационной образовательной политики и создание соответствующей системы управления инновационной деятельностью.

III. Анализ внешней среды с учетом потребностей социальных партнеров, родителей и студентов (абитуриентов)

Анализ потребностей рынка труда, социальных партнеров, родителей и студентов (абитуриентов). Анализ заинтересованности работодателей - социальных партнеров влиять на образовательный процесс.

IV. Финансовый анализ

Расчет нормативного бюджетного финансирования с учетом дополнительных поощрений (гранты). Анализ готовности родителей и студентов участвовать в программе платного дополнительного образования. Анализ дохода от внебюджетной деятельности.

Анализ готовности социальных партнеров к участию в софинансировании инновационных проектов.

V. Разработка прогноза развития

На основе анализа внутренней среды формируется

- Потребность в объеме, структуре и качестве профессиональных работников (штат сотрудников)

- Схемы стимулирования к инновационной деятельности

- Создание педагогического консилиума

- Разработка перспективных стратегических планов, программ и проектов

В педагогической модели управления инновационной деятельностью учреждения среднего профессионального образования учитывается тот факт, что подготовка специалистов в средней профессиональной школе является многоуровневой, многофункциональной, социально-педагогической системой, охватывающей множество задач и операций, взаимодействующей с различными субъектами.

Библиографический список:

1. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. - М.: Экономика, 2004

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Теоретические основы прогнозирования научно-инновационного развития профессионального образования. / Коллективная монография / под научной ред. А.В. Тодосийчука. - М.:

- ИУО РАО. -2006.

Ключевые слова: методология прогнозирования, инновационная деятельность, научноинновационное развитие.

Keywords: forecasting methodology, innovative activity, institutions of comprehensive professional training, scientific-innovative development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.