ЭКОНОМИКА
УДК 378 : 338.242
DOI: 10.21685/2072-3016-2016-3-16
Е. А. Бадеева, В. М. Володин
МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ «ГОСУДАРСТВО-ВУЗ-БИЗНЕС»-СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация.
Актуальность и цели. Высшим учебным заведениям в условиях рыночной экономики отводят ключевую роль в реализации национальной стратегии экономического роста. Со стороны государства к вузам предъявляются многочисленные требования, прописанные в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Не все задачи, поставленные перед вузами, на данный момент решены отчасти из-за отсутствия действенного научно обоснованного механизма планирования деятельности вузов. Одной из основных проблем является оторванность образовательной сферы от реального сектора экономики.
Материалы и методы. Решение обозначенной проблемы достигается совершенствованием механизма «государство-вуз-бизнес»-сотрудничества на основании изучения зарубежного и отечественного опыта взаимодействия бизнеса и высшего образования.
Результаты. Предложен механизм устранения оторванности образовательной сферы от реального сектора экономики на основе планирования деятельности «государство-вуз-бизнес»-сотрудничества и обеспечения интересов каждой структуры в единых рамках современных подходов менеджмента: системно-процессного, проектного и ценностного.
Выводы. Сотрудничество бизнес-структур с вузами создаст положительный синергетический эффект: бизнес получит преимущества в виде повышения производительности труда за счет роста профессионально ориентированных работников, получивших образование по программам, в которых учтены требования самих работодателей; возможность реинвестирования сэкономленных средств, полученных при предоставлении региональных льгот и преференций в обновление фондов и на развитие производства; повышения имиджа, известности компании, что позволит расширить сферу своих контрагентов и клиентскую базу на региональном, российском и международном рынке; деятельность вузов будет отвечать существующим и перспективным требованиям, предъявляемым не только со стороны государства, но и бизнес-структур, работодателей и заинтересованных сторон.
Ключевые слова: механизм, взаимодействие, «государство-вуз-бизнес»-сотрудничество, системно-процессный, проектный и ценностный подходы.
E. A. Badeeva, V. M. Volodin
A DEVELOPMENT MECHANISM OF "STATE-UNIVERSITY-BUSINESS" COOPERATION
Abstract.
Background. In conditions of market economy universities are assigned a key part in realization of the national strategy of economic growth. Numerous require-
ments registered in the State program of the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020 are imposed to higher educational institutions by the state. Not all tasks set for universities are solved at the moment partly due to the lack of an effective evidence-based mechanism of their planning and realization. One of the main problems is isolation of the educational sphere from the real sector of the economy.
Materials and methods. The present problem can be solved by studying positive domestic experience of interaction of business and the higher education as well as experience of foreign countries.
Results. The authors have suggested a mechanism of elimination of isolation of the educational sphere from the real sector of the economy on the basis of activity planning for "state-university-business"-cooperation and ensuring the interests of each structure in a joint framework of modern approaches to management: system and process, design and value approaches.
Conclusions. Cooperation of business structures with higher educational institutions will give a positive synergetic effect: business will get advantages in the form of increased labor productivity due to a growth of professionally focused workers, who have obtained education according to programs, structured on the basis of requirements from employers; a possibility to reinvest saved funds, received through regional benefits and preferences in updating the foundations and for production development; improvement of image and popularity of companies that will allow to broaden the range of contractors and client bases in the regional, Russian and international markets; the university perfomance will meet the existing and perspective requirements imposed not only by the state, but also by business structures, employers and interested parties.
Key words: interaction, "state-university-business"-cooperation, system and process, design and value approach.
Высшим учебным заведениям в условиях рыночной экономики отводят ключевую роль в реализации национальной стратегии экономического роста на основе развития человеческого капитала. В соответствии с этим к вузам со стороны государства предъявляются многочисленные требования, прописанные в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. : внедрение новых моделей и организационно-экономических механизмов управления вузами, ориентированных на результат, включающих новые подходы к обучению и воспитанию; повышение качества результатов деятельности; обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, перспективным задачам развития российского общества и экономики; вовлечение заинтересованных лиц -стейкхолдеров - в управление образовательным процессом; обеспечение информационной открытости результатов деятельности вузов; подотчетность условий работы вузов для оценки их эффективности и распределения ресурсов поддержки (финансирование, ориентированное на результат); разработка и реализация эффективных моделей развития региональных систем образования, усиление роли местных сообществ и работодателей в развитии этих систем.
1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р). - URL: http://base.garant.ru/70643472/
«Основная проблема, - по словам О. А. Замулина, декана факультета экономических наук НИУ «Высшая школа экономики», - оторванность образовательной сферы от реального сектора экономики. Вуз должен общаться с работодателями, понимать их запросы. Важно работать в связке с профессиональным сообществом»1. Со слов А. Н. Шохина, президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председателя Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, «важно сформировать механизмы, которые бы позволяли автономно, без подключения "ручного управления", настраивать систему подготовки кадров на требования, предъявляемые к работникам "на производстве"»2. Не все задачи, поставленные перед вузами, на данный момент решены отчасти из-за отсутствия действенного научно обоснованного механизма планирования деятельности вузов. Вузы должны четко и грамотно планировать свою деятельность для обеспечения требуемого качества оказываемых образовательных и других услуг с ориентацией на требования стейкхолдеров.
Для решения проблемных вопросов поступательного развития высшего образования с учетом изученного отечественного опыта взаимодействия бизнеса и высшего образования и опыта зарубежных стран (университеты Великобритании, США, Швеции и других европейских стран) [1-5] предлагается механизм развития сотрудничества данных институтов с учетом синтеза современных подходов менеджмента: системно-процессного, проектного и ценностного [6]. Данный механизм включает совокупность форм взаимодействия вузов и бизнес-структур, а также мероприятий на основе совместного планирования их деятельности с опорой на поддержку государства. Развитие данного сотрудничества должно подчиняться общей стратегии развития Российской Федерации и предполагает совместное согласование интересов участников при разработке законодательных, нормативно-правовых актов и рабочих документов на основе объединения общих усилий и взаимопроникновения мероприятий по достижению совместных целей и отражение последних в процессах каждой единицы сотрудничества [7, 8]. Развитие системно-процессного, проектного и ценностного подходов, достижение совместных целей процессов вуза и бизнес-партнеров являются основными условиями реализации результативного и эффективного сотрудничества.
Мы пришли к выводу, что ввиду важности вопроса один из проректоров вуза берет на себя работу с внешними заинтересованными лицами (местными органами власти, работодателями, школами, родителями, профессионально-общественными организациями) по независимой оценке качества образования и др. На него возлагаются организация встреч с представителями стейкхолдеров (как внешних, так и внутренних), планирование и проведение совместных мероприятий: SWOT-анализ, оценка перспективных направлений развития «государство-вуз-бизнес»-сотрудничества, формирование совместных планов и стратегии развития, разработка и актуализация процессов (проектов) вуза и бизнес-структур, определение целей процессов (проектов) и их показателей, формирование совместных мероприятий по достижению целей
1 Международная научно-методическая конференция «Образовательные программы и профессиональные стандарты: поиск эффективного взаимодействия». -URL: http://conference.maofeo.ru
2 Там же.
процессов. По результатам выполнения совместных мероприятий проводятся итоги, информация о которых доводится до заинтересованных сторон.
На данный момент взаимодействие с бизнес-партнерами не находит своего отражения ни в нагрузке, ни в индивидуальном плане III 1С, ни в плане работ кафедр и других структурных подразделений вуза, что отрицательно влияет на реализацию данного сотрудничества. Развитие «государство-вуз-бизнес»-сотрудничества основывается на применении системно-процессного и проектного подходов, в рамках которых в каждом структурном подразделении вуза прописываются мероприятия (в спецификациях на процессы, планах выполнения проектов, в индивидуальных планах работ ППС на учебный год), обеспечивающие сотрудничество с представителями бизнеса и работодателями. Вуз ведет постоянный мониторинг и контроль выполнения данных мероприятий.
Для вовлечения работников вуза в сотрудничество с бизнес-партнерами и работодателями предлагается формировать планы вуза (в том числе индивидуальные планы ППС на учебный год) по процессам вуза и открываемым проектам, в которых должны быть отражены формы взаимодействия с хозяйствующими субъектами, например стажировки сотрудников вузов на производстве, совместные конференции, мероприятия по формированию потенциального кадрового резерва из числа выпускников, мероприятия по реализации совместных программ, проектов и т.п.
Участие региональных бизнес-структур в формировании и актуализации образовательных программ вузов возможно при совпадении интересов вуза и производителя или при наличии единого органа управления. В этой связи интересен опыт отдельных вузов1 [5] по привлечению к руководству кафедр первых лиц, руководителей производств или государственных структур. В Положении о выборах заведующего кафедрой ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» прямо сказано, что заведующий кафедрой избирается не только из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, имеющих ученую степень и ученое звание, стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, но и из числа крупных специалистов, получивших международное или всероссийское признание в соответствующей области, подтвержденное соответствующими документами, а также обладающих опытом и стажем практики2. Руководство кафедрами ведущими специалистами бизнес- и госструктур создает возможности оптимально координировать программы учебного процесса с потребностями производства и региона. Привлечение научных сотрудников вузов к руководству подразделениями государственных структур и производств также обеспечит развитие взаимовыгодного сотрудничества между вузом и бизнесом.
Необходимым условием развития «государство-вуз-бизнес»-сотрудни-чества становится проведение ежеквартальных или полугодовых совместных встреч, конференций, семинаров с освещением результатов совместной дея-
1 ФГАОУВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики». - URL: www.ifmo.ru
2 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». - URL: http://www.spbstu.ru
тельности в средствах массовой информации, в социальных сетях и на сайтах данных структур.
В стратегическом плане развития хозяйствующего бизнес-субъекта на 15-25 лет взаимный интерес связан с формированием потенциального кадрового резерва. Данная информация оперативно доводится до вузов региона. Предлагается в работу отдела кадров субъектов внести дополнительную функцию по составлению кадрового паспорта. Кадровый паспорт будет тем документом, в который будут включаться информации о перспективном планировании востребованности необходимых специалистов той или иной квалификации и профиля для различных служб и отделов. Данный паспорт субъекта хозяйствования может стать базовым документом системы информационного обеспечения вузов по планированию приема в вузы, оперативному трудоустройству выпускников региона, прохождению практики обучающимися. Рекомендуется на законодательном уровне закрепить формирование кадрового паспорта хозяйствующего субъекта.
С учетом постановления Госкомтруда СССР, АН СССР, ВЦСПС «Об улучшении организации социологической работы в отраслях народного хозяйства» от 01.04.1986 г. [9], носившего рекомендательный характер, службы социального развития хозяйствующих субъектов формировали социальный паспорт предприятия - документ, характеризующий состояние социального развития коллектива на отчетный год. Отличительной особенностью предлагаемого кадрового паспорта хозяйствующего субъекта будет его обязательный характер; наличие показателей на перспективу, а не за отдельный отчетный год, показатели будут формироваться за текущий год и плановый период (3 года, 5, 10 и 15 лет). Он будет включать характеристику не только состояния социального развития коллектива, но и показатели востребованности в кадрах по каждому отделу, службе и т. п., необходимые внешним заинтересованным сторонам, в первую очередь вузам.
Основными показателями кадрового паспорта должны стать следующие:
1) сведения о подборе и расстановке персонала субъекта, включающие общую характеристику персонала с делением по структурным подразделениям и возрастным группам: а) моложе 30 лет; б) от 30 до 40 лет; в) от 40 до 55 лет; г) свыше 55 лет;
2) сведения о квалификации и стаже работы персонала: а) молодые специалисты (стаж до трех лет); б) сотрудники, получающие досрочную пенсию; в) пенсионеры по возрасту (работающие);
3) сведения о руководящем составе субъекта;
4) сведения об обучении персонала (переподготовка и повышение квалификации);
5) формирование резерва персонала;
6) сведения о прохождении практики студентами и др.
Формирование и согласование кадрового паспорта хозяйствующего
субъекта с учреждениями образования на уровне региона обеспечит целенаправленную профессиональную подготовку кадров, подконтрольность и прозрачность данного процесса; упростит, облегчит и ускорит процесс трудоустройства выпускников вузов и прохождения ими практики.
В настоящее время пятилетний срок обучения специалистов сократился до четырехлетнего срока обучения в бакалавриате, за более короткий срок идет подготовка трудовых ресурсов с требуемым качеством. Для усиления
практикоориентированного образования, подготовки квалифицированных кадров, готовых к трудовой деятельности после прохождения обучения в вузе, необходимо законодательно изменить срок прохождения практики бакалавров на производстве, увеличив его до года. Тем самым будет увеличен срок обучения в бакалавриате за счет включения в него годового срока прохождения практики студентов на производстве (после четвертого семестра и до начала седьмого семестра теоретического обучения, т.е. до начала работы над выпускной квалификационной работой).
На рис. 1 представлены предлагаемые формы взаимодействия вуза и бизнес-партнеров и возможные методы стимулирования данного сотрудничества со стороны государства. Одной из форм эффективного развития сотрудничества между вузами и бизнесом должно стать финансирование на конкурсной основе со стороны государства из отдельного фонда «Третий поток» (по аналогии с существующим в Великобритании) коллективной заявки вуза и бизнес-партнера на совместный проект при условии наличия положительного сотрудничества между данными структурами не менее пяти лет в форме взаимной передачи знаний, повышения квалификации, консалтинга, совместных научных исследований и разработок и т.п.
Со стороны властных органов (государственных органов) необходима поддержка бизнеса, активно участвующего в совместных с вузами мероприятиях, в части предоставления ему региональных льгот и преференций.
Правовой предпосылкой укрепления сотрудничества должно стать снижение совокупной налоговой нагрузки на образовательное учреждение, реальный сектор экономики и другие заинтересованные стороны, участвующие в процессе развития, интеграции образовательной, научной, воспитательной и других видов деятельности вуза совместно с экономическими субъектами. Требуется законодательно закрепленное налоговое стимулирование всех участников национальной экосистемы инноваций [10, 11].
Налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена законами субъектов для отдельных категорий налогоплательщиков. Предлагается в части суммы налога, подлежащей в соответствии с федеральным законодательством зачислению в бюджет субъектов, налог на прибыль уплачивать по пониженной ставке 13,5 % организациями, осуществляющими сотрудничество с вузами региона.
Для экономических субъектов, образованных в результате сотрудничества вуза и бизнеса, предлагается в качестве первоначальной инвестиции предоставлять налоговые льготы, аналогичные действующим в отношении резидентов инновационного центра «Сколково», в течение первых пяти лет.
В целях стимулирования сотрудников вузов и производств к участию в научно-технической и инновационной деятельности в рамках совместных проектов предлагается отнести к выплатам, не подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц, вознаграждения и премии, полученные авторами изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Для этого следует дополнить ст. 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) данным пунктом: «п. 68 вознаграждения, выплачиваемые за разработку изобретений, полезных моделей, промышленных образцов».
Формы взаимодействия вуза и бизнес-партнеров
В управлении
Планирование и проведение совместных мероприятий в рамках системно-процессного, проектного и ценностного подходов
Формирование единого органа управления - руководство кафедрой, отделом, в рамках участия (взаимного участия) в управлении субъектом хозяйствования
Наличие отделов в вузе и у бизнес-партнера по координации совместной работы и выработке решений - маркетинговый отдел по работе с внешними заинтересованными лицами
SWOT-анализ
Оценка перспективных направлений развития сотрудничества
Формирование совместных планов и стратегии развития
Актуализация процессов (проектов) вуза и бизнес-структур; определение целей процессов (проектов) и их показателей; формирование совместных мероприятий по достижению целей процессов
Б трудоустройстве
О
Формирование кадрового паспорта хозяйствующего субъекта
Б научной деятельности
Реализация совместных научных проектов
Проведение совместных встреч, конференций, семинаров с освещением результатов совместной деятельности в средствах массовой информации и на сайтах данных структур
В образовательной деятельности
ТГ
Взаимный консалтинг, проведение учебных занятий, переподготовка кадров
Участие бизнеса/работодателей в актуализации/разработке образовательных программ
Формирование резерва выпускников вуза с учетом кадрового паспорта
Г
Государственные методы стимулирования сотрудничества вуза с бизнесом
Финансовые методы
Ф инансирование из отдельного фонда «Третий поток» коллективной заявки вуза и бизнес-партнер а с учетом наличия накопительного сотрудничества не менее 5 лет на передачу знаний, повышение квалификации,
консалтинга, научных исследований и разработок и т.п.
Информационное обеспечение
Сбор отчетности для юридических лиц по сфере науки и инноваций «Сведения о сотрудничестве
с вузами/сузами», территориальным органом Росстата в субъекте РФ
Нормативно-правовое обеспечение
X
X
1) Законодательное закрепление налогового стимулирования всех участников «вуз-бизнес» сотрудничества
2) Законодательное закрепление формирования кадрового паспорта хозяйствующего субъекта
Введение льгот для экономических субъектов, образованных в результате сотрудничества вуза и бизнеса, аналогичные действующим в отношении резидентов инновационного центра «Сколково» в течение первых 5 лет
Для возможности большего реинвестирования доходов в образовательный процесс необходимо понизить процент доходов за налоговый период от осуществления образовательной деятельности и выполнения НИОКР, учитываемых при определении налоговой базы вузами, с 90 до 70%
ХЕ
г> части суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет субъектов РФ, налог на прибыль организаций уплачивать по пониженной ставке
13,5 % ор ганизациями, осуществляющими сотрудничество с вузами региона
При применении права на профессиональные налоговые вычеты норматив расходов на создание научных трудов и разработок, открытия, изобретения
и создание промышленных образцов, которые не могут быть подтверждены документально, повысить с допустимых процентов (п, 3 ст. 221 НК РФ) до 40 % и более к сумме начисленного дохода
Отнести к выплатам, не подлежащим налогообложению НДФД вознаграждения и премии, полученные авторами изобретений, полезных моделей, промышленных образцов
: и премии, полученные авторами изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, следует относить к р асходам на оплату труда, учитываемым при исчислении налога на прибыль организаций
3) Законодательно изменить срок
прохождения практики на производстве бакалавров, увеличив его до года. Изменить срок обучения
в бакалавриате, включив в него годовой срок прохождения практики после 4 семестра теоретического обучения и до начала 7 семестра подготовки к написанию и защите выпускной квалификационной работы
Рис. 1. Формы взаимодействия и методы стимулирования сотрудничества вуза и бизнес-партнеров со стороны государства
Представляется также, что все указанные выплаты следует относить к расходам на оплату труда, учитываемым при исчислении налога на прибыль организаций. Рекомендовано дополнить ст. 255 НК РФ новым пунктом следующего содержания: «суммы вознаграждений и премий, выплачиваемых авторами изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), рационализаторских предложений».
Предлагается при применении права на профессиональные налоговые вычеты норматив расходов на создание научных трудов и разработок, открытия, изобретения и создание промышленных образцов, которые не могут быть подтверждены документально, повысить с допустимых процентов (п. 3 ст. 221 НК РФ) до 40 % и более к сумме начисленного дохода.
НК РФ включает ст. 284.1, согласно которой вузы вправе применять налоговую ставку 0 % при исчислении налога на прибыль организаций. Для возможности большего реинвестирования доходов в образовательный процесс необходимо усилить данную налоговую льготу для вузов, понизив процент доходов за налоговый период от осуществления образовательной деятельности и выполнения НИОКР, учитываемых при определении налоговой базы, с 90 до 70 %.
Предлагается в отчетность бизнеса (юридических лиц, в том числе субъектов малого предпринимательства) в разделы, касающиеся науки и инноваций, добавить сведения и информацию о взаимодействии с вузами/ сузами, совместных научных исследованиях и разработках в форме «Сведения о сотрудничестве с вузами/сузами» (табл. 1). Рекомендуется предоставлять данную информацию территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации с периодичностью раз в год со сроком сдачи 20 января после отчетного периода.
Данные будут формироваться по одному образовательному учреждению. Если хозяйствующий субъект сотрудничает с несколькими учреждениями образования, сведения подаются по каждому учреждению отдельно.
Таблица 1
Пример формы «Сведения о сотрудничестве с вузом/сузом»
Наименование отчитывающейся организации
Почтовый адрес_
Наименование учреждения образования_
Наименование Номер Сведения Примечание /
показателя строки за 20ХХ г. Единицы измерения
1 2 3 4
В УПРАВЛЕНИИ ВУЗОМ/СУЗОМ 1
Участие в попечительском совете 2 количество человек
Участие в руководстве вузом: - в качестве кого 3 количество человек
- в качестве кого 4 количество человек
- в качестве кого 5 количество человек
Продолжение табл. 1
1 2 3 4
Проведение совместного SWOT-анализа по видам деятельности развития сотрудничества 6 количество человек
Участие в социологическом опросе, проводимом в образовательном учреждении 7 количество человек
Разработка совместных планов и стратегии развития: 8
- на текущий год 9 количество планов
- на перспективу 10 количество планов
Актуализация процессов (проектов): 11
- планирование совместных мероприятий 12 количество мероприятий
- реализация совместных мероприятий 13 количество мероприятий
- оценка результативности проведенных мероприятий (отношение запланированных показателей к фактическим) 14 результативность
- оценка эффективности (отношение результативности мероприятия к затратам на его выполнение) 15 эффективность
Формирование кадрового резерва на отчетный год (количество запланированных к принятию выпускников) 16 количество принятых выпускников
Дополнительные сведения 17
В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
Совместный научный проект 19 количество проектов
Рецензирование работ : 20
- научных статей 21 количество прорецензированных научных статей
- учебных изданий 22 количество прорецензированных учебных изданий
- прочее 23
Исследовательские проекты со студентами: 24
- наименование проекта 25 количество проектов со студентами
- студенческие заявки 26 количество студенческих заявок
- студенческие заявки прошедшие конкурсный отбор 27 количество заявок победителей
- лауреаты конкурса 28 количество лауреатов конкурса
Продолжение табл. 1
1 2 3 4
Проекты студентов, внедренные в практику 29 количество проектов
Проведение совместных конференций 30 количество конференций
Написание совместных научных работ: 31
- научных статей 32 количество статей
- учебных изданий 33 количество учебных изданий
- прочее 34
Подготовка совместных заявок 35 количество заявок
Дополнительные сведения 36
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
Участие в актуализации/разработке образовательных программ 38 количество
Чтение лекций 39 количество проведенных занятий в часах
Проведение практических работ 40 количество проведенных занятий в часах
Проведение лабораторных работ 41 количество проведенных занятий в часах
Прохождение стажировки сотрудниками вуза/ссуза 42 количество человек
Прохождение практики студентами 43 количество человек
Консалтинг: 44
- обращения к образовательному учреждению за консультацией 45 количество человек
- обращение образовательного учреждения за консультацией 46 количество человек
Переподготовка, повышение квалификации кадров 47 количество человек
Дополнительные сведения 48
ФИНАНСИРОВАНИЕ 49
Совместный научный проект 50 сумма, тыс. руб.
Оплата обучения выпускников: 51
- за счет собственных средств 52 сумма, тыс. руб.
- за счет средств федерального бюджета 53 сумма, тыс. руб.
Дополнительные сведения 54
ТРУДОУСТРОЙСТВО 55
Трудоустроенные выпускники в отчетном году: 56
- запланированные на принятие с учетом формирования кадрового резерва стратегического паспорта 57 количество человек
Окончание табл. 1
1 2 3 4
- вне плана 58 количество человек
Дополнительные сведения 59
ПРОЧЕЕ 60
Экскурсии на производстве 61 количество мероприятий/человек
Спортивные соревнования 62 количество мероприятий/человек
Проведение встреч, праздников и т.п. 63 количество мероприятий/человек
Дополнительные сведения 64
В столбце 1 формы «Наименование показателя» указываются основные виды совместной деятельности, в столбце 2 - номер строки по порядку, в столбце 3 указываются сведения за отчетный период, в столбце 4 раскрывается информация о единице измерения показателя и более детальная расшифровка данных (если это необходимо для полноты раскрытия материала). Для сведений, не раскрытых в форме, введены строки «Дополнительные сведения».
В случае необходимости юридическое лицо может внести дополнительные сведения, не отраженные в основных пунктах формы. К форме могут быть добавлены приложения (необязательные) для указания детальной расшифровки показателя и (или) совместных мероприятий.
В конечном счете сотрудничество бизнес-структур с вузами даст положительный эффект и тем и другим:
- бизнес-структуры получат преимущества в виде повышения производительности труда за счет роста профессионально ориентированных работников, получивших образование по программам, в которых учтены требования самих работодателей;
- возможность реинвестирования сэкономленных средств, полученных при предоставлении региональных льгот и преференций, в обновление фондов и на развитие производства; повышения имиджа, известности компании, что позволит расширить сферу своих контрагентов и клиентскую базу на региональном, российском и международном рынке;
- деятельность вузов будет отвечать существующим и перспективным требованиям, предъявляемым не только со стороны государства, но и бизнес-структур, работодателей и заинтересованных сторон.
Такой двойной эффект обеспечит национальную безопасность и конкурентоспособность государства, расширит социальные и экономические возможности всех граждан страны.
Итак, скорректирован подход к управлению в системе «государство-вуз-бизнес»-сотрудничества в целях обеспечения соответствия содержания научно-образовательных программ и технологий потребностям экономики и рынка труда в рамках синтеза современных подходов менеджмента: системно-процессного, проектного и ценностного.
Список литературы
1. Маркаров, Д. Э. Высшее образование и бизнес: направления взаимодействия / Д. Э. Маркаров, Е. В. Злобин // Высшее образование в России. - 2011. - № 11. -С. 137-142.
2. Gibson, М. Бизнес и высшее образование: опыт взаимодействия в Великобритании / М. Gibson, А. Ю. Афонин // Университетское управление. - 2004. -№ 4 (32). - С. 53-66.
3. Седунов, А. В. Модели взаимодействия университета и делового сообщества: европейский опыт / А. В. Седунов, С. Ю. Седунова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. - 2011. - № 15. - С. 146-153.
4. Бертон Р. Кларк. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / Бертон Р. Кларк ; пер. с англ. А. Смирнова. - М., 2011.
5. Управление вузом в современных условиях (опыт Нижегородского университета) / рук. авт. кол. Р. Г. Стронгин. - Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 2010. - 170 с.
6. Володин, В. М. Развитие принципов планирования вузовских услуг на основе синтезирующего подхода / В. М. Володин, Е. А. Бадеева // Университетское образование (МКУ0-2016) : сб. ст. XX Междунар. науч.-метод. конф. (г. Пенза, 7-8 апреля 2016 г.) / под ред А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2016. -362 с. - С. 132-134.
7. Бадеева, Е. А. Проблемы и перспективы развития эффективной системы планирования видов деятельности квалитативного университетского менеджмента / Е. А. Бадеева // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 23 (374). -С. 39-48.
8. Бадеева, Е. А. Стратегия формирования региональной инновационной экосистемы / Е. А. Бадеева // Открытые инновации - вклад молодежи в развитие региона : сб. материалов регионального молодежного форума (г. Пенза, 6 декабря 2013 г.) : в 2 т. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. - Т. 2. - 322 с. - С. 149-152.
9. Об улучшении организации социологической работы в отраслях народного хозяйства и утверждении типового положения о службе социального развития предприятия, организации, министерства : Постановление от 1 апреля 1986 г. № 109/64/7-23 г. Москва (в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Президиума Академии наук СССР и Секретариата ВЦСПС от 24 января 1990 г. № 36/16/2-103). - URL: http:// docs.cntd.ru/document/9007599
10. Бадеева, Е. А. Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности организаций: налоговый аспект / Е. А. Бадеева, М. И. Тропина // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития. VII Всероссийская заочная научная конференция с международным участием : сб. тр. / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа : УГАТУ, 2013. - 314 с. - С. 257-271.
11. Бадеева, Е. А. Развитие инновационной деятельности экономических субъектов на основе налогового стимулирования / Е. А. Бадеева, М. И. Тропина // Актуальные проблемы налогообложения и развития ключевых сфер экономики : материалы IV Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (г. Пенза, ноябрь 2013 г.) - Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. - 188 с. - С. 88-102.
References
1. Markarov D. E., Zlobin E. V. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2011, no. 11, pp. 137-142.
2. Gibson M., Afonin A. Yu. Universitetskoe upravlenie [University management]. 2004, no. 4 (32), pp. 53-66.
3. Sedunov A. V., Sedunova S. Yu. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye i psikhologo-pedagogicheskie nauki [Bulletin of Pskov State University. Series: Humanities, social, psychological and pedagogical sciences]. 2011, no. 15, pp. 146-153.
4. Berton R. Klark. Sozdanie predprinimatel'skikh universitetov: organizatsionnye naprav-leniya transformatsii [Establishment of entrepreneurial universities: organizational focuses of transformations]. Transl. from English by A. Smirnov. Moscow, 2011.
5. Upravlenie vuzom v sovremennykh usloviyakh (opyt Nizhegorodskogo universiteta) [University management in modern conditions (the experience of Nizhny Novgorod University)]. Nizhniy Novgorod: Izd-vo NNGU, 2010, 170 p.
6. Volodin V. M., Badeeva E. A. Universitetskoe obrazovanie (MKUO-2016): sb. st. XXMezhdunar. nauch.-metod. konf. (g. Penza, 7-8 aprelya 2016 g.) [University education (ICUE-2016): proceedings of XX International scientific and practical conference (Penza, 7th-8th April 2016)]. Penza: Izd-vo PGU, 2016, 362 p., pp. 132-134.
7. Badeeva E. A. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika [Economic analysis: theory and practice]. 2014, no. 23 (374), pp. 39-48.
8. Badeeva E. A. Otkrytye innovatsii - vklad molodezhi v razvitie regiona: sb. materialov regional'nogo molodezhnogo foruma (g. Penza, 6 dekabrya 2013 g.): v 2 t. [Open innovations - youth contribution into regional development: proceedings of the regional youth forum (Penza, 6th December 2013): in 2 volumes]. Penza: Izd-vo PGU, 2013, vol. 2, 322 p., pp. 149-152.
9. Postanovlenie ot 1 aprelya 1986 g. № 109/64/7-23 g. Moskva (v red. Postanovleniya Goskomtruda SSSR, Prezidiuma Akademii nauk SSSR i Sekretariata VTsSPS ot 24 yan-varya 1990 g. № 36/16/2-103) [The enactment from 1st Arpil 1986 № 109/64/7-23, Moscow (edited by the Enactment of the State Labor Committee of USSR, the Presidium of the USSR Acadmy of Sciences and the All-USSR Central Council of Labor Unions from 24th January 1990 № 36/16/2-103)]. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/9007599
10. Badeeva E. A., Tropina M. I. Sovremennaya nalogovaya sistema: sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya. VII Vserossiyskaya zaochnaya nauchnaya konferentsiya s mezh-dunarodnym uchastiem: sb. tr. [Modern tax system: condition, problems and development prospects. VII All-Russian correspondence scientific conference with internatio-nalparticipation: collected papers]. Ufimsk. gos. aviats. tekhn. un-t. Ufa: UGATU, 2013, 314 p., pp. 257-271.
11. Badeeva E. A., Tropina M. I. Aktual'nye problemy nalogooblozheniya i razvitiya klyu-chevykh sfer ekonomiki: materialy IVMezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. (g. Penza, noyabr' 2013 g.) [Topical problems of taxation and key economic fields development: proceedings of IV International correspondence scientific and practical conference (Penza, November 2013)]. Penza: Izd-vo PGU, 2013, 188 p., pp. 88-102.
Бадеева Елена Александровна кандидат технических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Володин Виктор Михайлович доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и экономической безопасности, декан факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Badeeva Elena Aleksandrovna Candidate of engineering sciences, associate professor, sub-department of accounting, taxation and audit, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Volodin Victor Mihaylovich
Doctor of economic sciences, professor,
sub-department of management
and economic security, dean of the Faculty
of economics and management, Penza
State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 378 : 338.242 Бадеева, Е. А.
Механизм развития «государство-вуз-бизнес»-сотрудничества /
Е. А. Бадеева, В. М. Володин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 3 (39). - С. 162-175. БОТ: 10.21685/2072-3016-2016-3-16