Научная статья на тему 'Взаимодействие невротизации и алекситимии в формировании профессиональной дезадаптации врачей и педагогов'

Взаимодействие невротизации и алекситимии в формировании профессиональной дезадаптации врачей и педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Башмакова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие невротизации и алекситимии в формировании профессиональной дезадаптации врачей и педагогов»

Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №2, 2006 г. (Т. 8)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕВРОТИЗАЦИИ И АЛЕКСИТИМИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ВРАЧЕЙ И ПЕДАГОГОВ Башмаков;! О.В.

Ульяновский государственный университет, кафедра медицинской психологии, психоневрологии и психиатрии, г. Ульяновск

Профессиональная деятельность врачей и педагогов интегрирует в себе ряд факторов - организационных (ненормированный рабочий день, дефицит времени, играющий важную роль в создании информационного стресса, высокие интеллектуальные нагрузки, особенности интерперсональных взаимодействий), ролевых (работа в условиях ролевого неравенства) и личностных. Последние в большей степени могут способствовать профессиональной дезадаптации, и допустимо предположение, что не последнее место может принадлежать алекситимии и невротизации.

Цель исследования - определить роль невротизации и алекситимии в формировании психодезаптационных состояний, ассоциированных с профессиональной деятельностью.

Материал и методы. Проведено анкетирование в соответствии с целью работы, сопряженное с экспериментально-психологическим исследованием 120 врачей общемедицинской сети, 120 педагогов общеобразовательных учреждений (ОУ) и 80 коррекционных педагогов (КП). В качестве методик использовались клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний Яхина-Менделевича и Торонтская Алекситимическая шкала (TAS).

Результаты и обсуждение. По данным опросника Яхина-Менделевича условную подгруппу «норма» составило 55,0±6,8% врачей, 47±4,5% педагогов ОУ и 31±5,2% КП; среди высоко невротизированных оказалось 45,0±6,1% врачей, 53±4,5% педагогов ОУ и 69±5,2% КП. КП более невротизированы, чем педагоги ОУ (p<0,1) и врачи (p<0,05). Проанализировано взаимоотношение алекситимии и невротизации: алекситимический тип личности в подгруппах «норма» встречался у 11±3,8% врачей, 5±2,9% педагогов ОУ и 11±6,3% КП, а среди высоко невротизированных респондентов - у 44,5±6,7% врачей, 41±6,1 педагогов ОУ и 69±6,2% КП. Отмечалось достоверное преобладание алекситимических личностей в подгруппах высоко невротизированных врачей (p<0,01), педагогов ОУ (p<0,01) и КП (p<0,001). КП более алекситимичны, чем врачи (p<0,05) и педагоги ОУ (p<0,01).

Итак, алекситимия, как личностная характеристика, коррелирующая с невротизацией, может рассматриваться в качестве фактора, способствующего развитию невротических расстройств, повышенной уязвимости к стрессу, в том числе и профессиогенному, что особо актуально для врачей и педагогов.

Высоко невротизированные врачи (46±6,8%), педагоги ОУ (48±6,7%) и КП (76±5,8%) чаще отмечали неблагоприятное влияние профессиональных факторов на состояние здоровья, чем респонденты подгрупп «норма»: врачи (21±5%, p<0,01), педагоги ОУ (28±6%, p<0,05), КП (56±9,9%, p<0,05). Респонденты с высоким уровнем невротизации: врачи (41±6,1%), педагоги ОУ (67±5,9%) и КП (79±9,9%) были более склонны рассматривать профессию как фактор риска развития у себя психической патологии, нежели коллеги подгрупп «норма»: врачи (59±6,7%, p<0,05), педагоги ОУ (47±6,6%, p<0,05) и КП (50±10%, p<0,05). Высоко невротизированные врачи (69±6,3%), педагоги ОУ (64±6%) и КП (83±5,1%) чаще отмечали у себя признаки профессиональной деформации, чем респонденты подгрупп «норма»: врачи (36±5,9%, p<0,001), педагоги ОУ (48±6,6%, p<0,05) и КП (53,6±10%, p<0,05). Высоко невротизированные респонденты: врачи (46±6,7%), педагоги ОУ (25±5,4%) и КП (36±6,5%) в большей степени подчеркивали влияние психологического напряжения на отношение к пациентам и ученикам, нежели коллеги подгрупп «норма»: врачи (15±4,4%, p<0,001), педагоги ОУ (12±3,4%, p<0,05) и КП (16±7,3%, p<0,1). Таким образом, высоко невротизированные респонденты были более склонны акцентировать внимание на неблагоприятных, дезадаптирующих аспектах профессиональной деятельности. Выводы:

1. Алекситимия выступает в качестве фактора, способствующего невротизации.

2. Невротизация усугубляет профессиональную дезадаптацию и потенцирует производственные трудности.

Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»

Стр. [76]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.