М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
Социальная психология и коррекционная педагогика
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЗАДАПТИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ ПОМОЩИ В ОБЛАСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
О. В. Башмакова, ассистентка кафедры медицинской психологии, психоневрологии и психиатрии, Ульяновский государственный университет
Проведено анонимное анкетирование и экспериментально-психологическое исследование при помощи опросников Яхина-Менделевича, Мини-мульт, Торонтской Алекситими-чеекой шкалы 200 педагогов (80 кор-рекционных педагогов и 120 педагогов общеобразовательных учреждений). Выявлена высокая частота пограничных психических расстройств, ассоциированных с действием профессионального стресса. Среди коррекционных педагогов чаще встречались алекситимичные и высоко невротизированные личности. Алекс.итимия и невротизация выступали в качестве факторов профессиональной дезадаптации.
Профессиональная деятельность педагогов ассоциирована со значительными психоэмоциональными, умственными и физическими перегрузками, что приводит к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения, истощающего стресс-лимитирующце системы [9]. Это позволяет отнести данную профессиональную группу к одной из самых незащищенных и психически дезадаптированных, что не может не отражаться и на психологическом функционировании [7]. В снижении эффективности трудовой деятельности принимает участие ряд факторов: организационных (особенности интерперсональных взаимодействий педагога с различными категориями
лиц в условиях поддержания длительного самоконтроля и невозможности быстрого эмоционального отреагиро-вания, дефицит времени, возрастающая интенсификация труда, высокая феминизированность профессии, социально-экономические проблемы), ролевых (работа в условиях ролевого неравенства) и личностных [2, 5, 10]. Роль последних возрастает в рамках личностно-орцентированной парадигмы образовательного процесса [4].
Цель исследования - определить влияние алекситимии и невротизации педагогов на формирование отношения к профессиональной деятельности.
Материал и методы
Проведено анонимное анкетирование в соответствии с целью работы, сопряженное с экспериментально-психологическим исследованием, 200 педагогов. По профессиональной принадлежности респонденты распределились следующим образом: 80 коррекционных педагогов, работающих в специализированных школах, логопедических детских садах, больницах восстановительного лечения психоневрологического профиля (с детьми с умственной отсталостью, нарушениями психологического развития, эндогенными заболеваниями и социаль-но-педагогической запущенностью); 120 педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях - мае-
/5
^^^тлшл 4- п жшгс
Казанский педагогический журнал
совых школах, детских садах. В качестве методик использовались клинический опросдик для выявления и оценки невротических состояний К. К. Яхина и Д. М. Менделевича (1978), опросник Мини-мулы, адаптированный Ф. Б. Березпным и М. П. Мирошниковым и Торонтская Алекситимическая шкала [1, 6, 8].
2'2006
Средний возраст респондентов -39 ± 9 лет, стаж работы по специальности ~ от 0,5 до 30 лет, мужчин -8,5%, женщин - 91,5%.
Результаты и обсуждение
Результаты экспериментально-психологического исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты экспериментально-психологического исследования
Анализируемые параметры Число педагогов ОУ в %- Число КП в%
1. Распределение респондентов по данным опросника Яхина-Менделевича
1.1. «норма» 1.2. высоко невротизированные 1.3. Распределение высоко невротизированных респондентов в соответствии со шкалами опросника: 1.3.1. тревоги 1.3.2. невротической депрессии 1.3.3. астении 1.3.4. истерического реагирования 1.3.5. обсессивно-фобических нарушений 1.3.6. вегетативных нарушений 47 + 6,7 53 + 6,2 72 + 5,6 84 + 4,6 78 + 5,2 84 + 4,6 59 + 6,1 84 + 4,6 31+9,2 69 + 6,2 96 + 2,6 96 + 2,6 98 + 1,9 94 + 3,2 94 + 3,2 98+1,9
2. Распределение респондентов по данным опросника Мини-мульт
2.1. «норма» 2.2. высоко невротизированные 54 + 4,5 46 + 4,5 36 + 5,4 64 + 5,4
3. Распределение респондентов по данным Торонтской Алекситимической шкалы
3.1. алекситимический тип личности 3.2. неалекситимический тип личности 3.3. зона неопределенности 3.4. среднее значение алекситимии в баллах 24 + 3,9 40 + 4,5 36 + 4,4 65+12 49 + 5,6 29 + 5,1 22 + 4,6 71 ± 11
■"Примечание: ОУ - общеобразовательные учреждения, КП - коррекционные педагоги.
Согласно таблице 1, коррекционные педагоги более невротизированы (р < 0,1), чем педагоги общеобразовательных учреждений. Профили Ми-ни-мульт обнаружили следующие закономерности. Среди коррекционных
/6
педагогов 36 ± 5,4% респондентов -условная «норма», у 64 ± 5,4% -высокий уровень невротизации. В 56 ± 6,7% случаев прослеживалась тенденция к бегству в болезнь, реализуемая по механизму конверсии
м i i m
-ф- П П1ХП
Социальная психология и коррекционная педагогика
(40 ± 5,5% случаев) и соматизации (в 16 ± 4,1% случаев). В 38,5 ± 5,4% случаев преобладали депрессивные тенденции (тревожно-депрессивные -4 ± 2,2% случаев, тенденции к депрессии с суицидальным риском -34,5 ± 5,3% случаев).
Среди педагогов общеобразовательных учреждений в 54 ± 6,2% случаев прослеживалась тенденция к бегству в болезнь, реализуемая по механизму конверсии (45 ± 6,2% случаев) и соматизации (в 9 ± 3,6% случаев). В 33 ±5,9% случаев преобладали депрессивные тенденции (тревожно-депрессивные -19 ± 4,9% случаев, депрессивно-ипохондрические - 8 ± 3,4% случаев, тенденции к депрессии с суи-
цидальным риском - 6 ± 2,9% случаев ).
Таким образом, в группе педагогов общеобразовательных учреждений достоверно чаще встречались тревожно-депрессивные тенденции (р < 0,1), а в группе коррекционных Педагогов - тенденции к депрессии с суицидальным риском (р < 0,001). В целом среди педагогов обеих групп преобладала неоткровенность в ответах, стремление представить Себя в более выгодном виде, скрыть наличие психологических проблем.
Проанализировано распределение алекситимических и цеалексигимиче-ских личностей в зависимости от невро-тизации (табл. 2).
Таблица 2
Взаимодействие алекситимии и невротизации
Данные опросника Яхина-Менделевича Распределение респондентов в % по данным TAS
алекситимический тип личности неалекситимический тип личности зона неопределенности
1. Группы «норма» 1.1. педагоги ОУ 1.2. КП 5 + 2,9 11+6,3 65 + 6,4 57 + 9,9 30 + 6,1 32 + 9,3
2. Группы высоко
невротизированных
2.. 1. педагоги ОУ 41 +6,1 18 + 4,8 41 +6,1
2.2. КП 69 + 6,2 14 + 4,7 17 + 5,1
■"Примечание: TAS - Торонтская Алекситимическая шкала, ОУ - общеобразовательные учреждения, КП - коррекционные педагоги.
Отмечалось достоверное преобладание алекситимических личностей в подгруппах высоко невротизирован-ных педагогов (р < 0,001), а неадекси-тимических - в подгруппе «норма». Однако наиболее алекситимичны коррекционные педагоги (р < 0,05). Таким образом, имеется прямая зависи-
мость между выраженностью алекситимии и невротизации.
Выявлены следующие закономерности взаимодействия невротизации и алекситимии, их взаимовлияний в формировании отношения к профессиональной деятельности в группах высоко невротизированных респондентов:
11
■■■■zäun
4- п пжш
Казанский педагогический журнал
1. Увеличение числа мнений о неблагоприятном действии профессии на самочувствие, особенно на психологический гомеостаз.
Удельный вес педагогов в подгруппах с высоким уровнем невротиза-ции, считающих приоритетным влияние профессиональных факторов на состояние, достоверно выше (соответственно, 76 ± 5,8% коррекционных педагогов и 48 ±6,7% педагогов общеобразовательных учреждений), чем педагогов в подгруппах «норма» (56 ± 9,9% коррекционных педагогов и 28 ± 6% педагогов общеобразовательных учреждений и, р<0,05). Коррекционные педагоги в подгруппе «норма» и с высоким уровнем невротизации склонны в большей степени констатировать патогенное влияние особенностей профессиональных факторов, чем педагоги общеобразовательных учреждений (р < 0,05).
2. Более частое упоминание о наличии у себя элементов профессиональной деформации.
Указывало 53,6 ± 10% коррекционных педагогов и 48 ± 6,6% педагогов общеобразовательных учреждений подгруппы «норма», а также, соответственно, 83 ±5,1% и 64 ±6% -высоко невротизированных респондентов (р < 0,05). Высоко невротизи-рованные коррекционные педагоги в большей степени считали, что профессия накладывает отпечаток на отношения с окружающими, нежели высоко невротизированные педагоги общеобразовательных учреждений (р < 0,05).
3. Усиление влияния психологического напряжения на отношение к ученикам.
Подобную точку зрения поддержало 16 ± 7,3% коррекционных педаго-
76
2'200Ö
гов подгруппы «норма», 36 ± 6,5% -высоко невротизированных, (р < 0,1); Э. ТЗ.КЖ6 12 ± 3,4% педагогов общеобразовательных учреждений подгруппы «норма» и 25 ±5,4% - высоко невротизированных (р < 0,05).
4. Увеличение частоты симптомов эмоционального выгорания:
а) Разочарование в профессии (полное или частичное) - высказывало 57% коррекционных педагогов подгруппы «норма» и 76% высоко невротизированных (р < 0,1). В качестве причин разочарования рассматривались следующие:
• Несоответствие психологической подготовки реальным условиям деятельности: 21,4% коррекционных педагогов подгруппы «норма» и 46% - высоко невротизированных (р < 0,05).
• Отсутствие положительных эмоций; 3,5% коррекционных педагогов подгруппы «норма» и 17% - высоко невротизированных (р < 0,1) и 3% педагогов общеобразовательных учреждений подгруппы «норма» и 10% -высоко невротизированных.
• Неадекватной организацией деятельности: по 4% коррекционных педагогов и педагогов общеобразовательных учреждений подгруппы «норма» и по 7% - высоко невротизированных.
б) Отсутствие удовлетворения от профессиональной деятельности - отметило 28% коррекционных педагогов подгруппы «норма» и 76,9% - высоко невротизированных (р<0,01).
в) Желание сменить место работы - испытывало 14% коррекционных педагогов подгруппы «норма» и 30% - высоко невротизированных (р<0,1); а также 12,2% педагогов общеобразовательных учреждений
^^^тлшл п жшгс
Социальная психология и коррекционная педагогика
подгруппы «норма» и 28% - высоко невротизированных (р < ОД ).
Однако, несмотря на вышеуказанные трудности, все респонденты не пытались и не планировали менять сферу профессиональной деятельности, продолжая работать по специальности.
Мы установили достаточно высокую частоту пограничных психических расстройств в обследованной группе педагогов. Отмечалась прямая зависимость между выраженностью алекситимии, невротизации и психосоматической преддиспозицией респондентов, что в определенной степени соответствует литературным данным [3]. Помимо этого алекситимии и невротизация выступали в качестве факторов профессиональной дезадаптации - алекситимичные и высоко невротизированные педагоги чаще акцентировали внимание на неблагоприятных аспектах трудовой деятельности и были склонны отмечать у себя снижение профессиональной эффективности.
Среди коррекционных педагогов отмечалось большее число алекси-тимичных и высоко невротизированных личностей, психосоматических преддиспозиционных факторов, высокая частота депрессивных тенденций (в том числе и с суицидальным риском). Чаще отмечалось повышенное психологическое напряжение, ассоциированное с трудовой деятельностью, элементы профессиональной деформации и выгорания.
Полученные данные позволяют ставить вопрос о необходимости разработки и проведения комплексных, ин-тердисциллннарных программ психопрофилактического сопровождения,
реализуемых при подготовке, а также в рамках общего, тематического усовершенствования и профессиональной деятельности данных специалистов. Особое внимание следует акцентировать на коррекционных педагогах, учитывая специфику и субъект профессиональной деятельности.
Выводы
1. Среди педагогов отмечается высокая частота психоэмоционального перенапряжения и пограничных психических расстройств, ассоциированных с действием профессионального стресса.
2. Алекситимия и невротизация выступают в качестве факторов профессиональной дезадаптации, причем среди коррекционных педагогов частота алекситимичных и высоко невротизированных личностей выше.
Литература:
1. Алекштимия и методы ее определения при пограничных и пенхоеомл тнчсекнх расстройствах / Д. Б. Ересько, Г. Л. Исурина, Е. В. Кайдановская, Б. Д. Кар-васарский, Э. Б. Карпова, Т. Г. Корепанова, Г. С, Крылов, А. У. Тархан, Е. И. Чехлатый, В. Б. Шифрйн - СПб, 1993,- 25 с.
2. Большаков В.Ю. Эволюционная теория поведения / В.Ю. Большаков. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.- 496
3. Гаранян Н. Г. Концепция алекситимии / Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова // Социальная и клиническая психиатрия.-2003,- № 1- С. 128-145.
4. Новиков .1. М. Методология образования / А. М. Новиков,- М.: Эгвес, 2002,- С. 51-53.
5. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орел // Психологический журнал.- 2001 — № 1,- С. 90-101.
19
■■■■zäun
4- п пжш
Казанский педагогический журнал
6. Практическая психодиагностика // Под ред. Д. Я. Раигородекого,- Самара: Издательский дон «БАХРАХ-М», 1998,-С. 87-99.
7. Рошинс.кая Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И.Рон-гинская // Психологический журнал. -2002 - № 3,- С. 85-95.
8. Яхин К. К. Клинический опросник для выявления и оценки невротических
2'200Ö
состояний / К. К. Яхин, Д. М. Менделе вич.— Казань, 1978,- 23 с.
9. Hottopf М. Occupational Factors and Unexplained Physical Symptoms / M. Hottopf // Advances in Psychiatric Treatment..- 1998,- Vol. 4,- P. 151-158.
10. Stansfeld S. Work, Personality and Mental Health / S. StansMd // British Journal of Psychiatry.- 2002,- № 8,-P. 96-99.