Научная статья на тему 'Особенности профессионально-дезадаптирующих факторов в деятельности педагогов, связанных с оказанием помощи в области психического здоровья'

Особенности профессионально-дезадаптирующих факторов в деятельности педагогов, связанных с оказанием помощи в области психического здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вашмакова О. В.

200 pedagogues (80 special pedagogues and 120 teachers) were examined by means of Mini-Mult, Yakhin-Mendelevitch, Toronto Alexithymic scale and special questionnaires. There was elicited high level of neurotic disorders professional stress associated. Special pedagogues were more alexithymic and neurotized. Alexithymia and neuroses were professional desadaptative factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вашмакова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professoinal desadaptative factors features in mental health pedagogues work

200 pedagogues (80 special pedagogues and 120 teachers) were examined by means of Mini-Mult, Yakhin-Mendelevitch, Toronto Alexithymic scale and special questionnaires. There was elicited high level of neurotic disorders professional stress associated. Special pedagogues were more alexithymic and neurotized. Alexithymia and neuroses were professional desadaptative factors.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионально-дезадаптирующих факторов в деятельности педагогов, связанных с оказанием помощи в области психического здоровья»

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

Социальная психология и коррекционная педагогика

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЗАДАПТИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ ПОМОЩИ В ОБЛАСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

О. В. Башмакова, ассистентка кафедры медицинской психологии, психоневрологии и психиатрии, Ульяновский государственный университет

Проведено анонимное анкетирование и экспериментально-психологическое исследование при помощи опросников Яхина-Менделевича, Мини-мульт, Торонтской Алекситими-чеекой шкалы 200 педагогов (80 кор-рекционных педагогов и 120 педагогов общеобразовательных учреждений). Выявлена высокая частота пограничных психических расстройств, ассоциированных с действием профессионального стресса. Среди коррекционных педагогов чаще встречались алекситимичные и высоко невротизированные личности. Алекс.итимия и невротизация выступали в качестве факторов профессиональной дезадаптации.

Профессиональная деятельность педагогов ассоциирована со значительными психоэмоциональными, умственными и физическими перегрузками, что приводит к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения, истощающего стресс-лимитирующце системы [9]. Это позволяет отнести данную профессиональную группу к одной из самых незащищенных и психически дезадаптированных, что не может не отражаться и на психологическом функционировании [7]. В снижении эффективности трудовой деятельности принимает участие ряд факторов: организационных (особенности интерперсональных взаимодействий педагога с различными категориями

лиц в условиях поддержания длительного самоконтроля и невозможности быстрого эмоционального отреагиро-вания, дефицит времени, возрастающая интенсификация труда, высокая феминизированность профессии, социально-экономические проблемы), ролевых (работа в условиях ролевого неравенства) и личностных [2, 5, 10]. Роль последних возрастает в рамках личностно-орцентированной парадигмы образовательного процесса [4].

Цель исследования - определить влияние алекситимии и невротизации педагогов на формирование отношения к профессиональной деятельности.

Материал и методы

Проведено анонимное анкетирование в соответствии с целью работы, сопряженное с экспериментально-психологическим исследованием, 200 педагогов. По профессиональной принадлежности респонденты распределились следующим образом: 80 коррекционных педагогов, работающих в специализированных школах, логопедических детских садах, больницах восстановительного лечения психоневрологического профиля (с детьми с умственной отсталостью, нарушениями психологического развития, эндогенными заболеваниями и социаль-но-педагогической запущенностью); 120 педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях - мае-

/5

^^^тлшл 4- п жшгс

Казанский педагогический журнал

совых школах, детских садах. В качестве методик использовались клинический опросдик для выявления и оценки невротических состояний К. К. Яхина и Д. М. Менделевича (1978), опросник Мини-мулы, адаптированный Ф. Б. Березпным и М. П. Мирошниковым и Торонтская Алекситимическая шкала [1, 6, 8].

2'2006

Средний возраст респондентов -39 ± 9 лет, стаж работы по специальности ~ от 0,5 до 30 лет, мужчин -8,5%, женщин - 91,5%.

Результаты и обсуждение

Результаты экспериментально-психологического исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты экспериментально-психологического исследования

Анализируемые параметры Число педагогов ОУ в %- Число КП в%

1. Распределение респондентов по данным опросника Яхина-Менделевича

1.1. «норма» 1.2. высоко невротизированные 1.3. Распределение высоко невротизированных респондентов в соответствии со шкалами опросника: 1.3.1. тревоги 1.3.2. невротической депрессии 1.3.3. астении 1.3.4. истерического реагирования 1.3.5. обсессивно-фобических нарушений 1.3.6. вегетативных нарушений 47 + 6,7 53 + 6,2 72 + 5,6 84 + 4,6 78 + 5,2 84 + 4,6 59 + 6,1 84 + 4,6 31+9,2 69 + 6,2 96 + 2,6 96 + 2,6 98 + 1,9 94 + 3,2 94 + 3,2 98+1,9

2. Распределение респондентов по данным опросника Мини-мульт

2.1. «норма» 2.2. высоко невротизированные 54 + 4,5 46 + 4,5 36 + 5,4 64 + 5,4

3. Распределение респондентов по данным Торонтской Алекситимической шкалы

3.1. алекситимический тип личности 3.2. неалекситимический тип личности 3.3. зона неопределенности 3.4. среднее значение алекситимии в баллах 24 + 3,9 40 + 4,5 36 + 4,4 65+12 49 + 5,6 29 + 5,1 22 + 4,6 71 ± 11

■"Примечание: ОУ - общеобразовательные учреждения, КП - коррекционные педагоги.

Согласно таблице 1, коррекционные педагоги более невротизированы (р < 0,1), чем педагоги общеобразовательных учреждений. Профили Ми-ни-мульт обнаружили следующие закономерности. Среди коррекционных

/6

педагогов 36 ± 5,4% респондентов -условная «норма», у 64 ± 5,4% -высокий уровень невротизации. В 56 ± 6,7% случаев прослеживалась тенденция к бегству в болезнь, реализуемая по механизму конверсии

м i i m

-ф- П П1ХП

Социальная психология и коррекционная педагогика

(40 ± 5,5% случаев) и соматизации (в 16 ± 4,1% случаев). В 38,5 ± 5,4% случаев преобладали депрессивные тенденции (тревожно-депрессивные -4 ± 2,2% случаев, тенденции к депрессии с суицидальным риском -34,5 ± 5,3% случаев).

Среди педагогов общеобразовательных учреждений в 54 ± 6,2% случаев прослеживалась тенденция к бегству в болезнь, реализуемая по механизму конверсии (45 ± 6,2% случаев) и соматизации (в 9 ± 3,6% случаев). В 33 ±5,9% случаев преобладали депрессивные тенденции (тревожно-депрессивные -19 ± 4,9% случаев, депрессивно-ипохондрические - 8 ± 3,4% случаев, тенденции к депрессии с суи-

цидальным риском - 6 ± 2,9% случаев ).

Таким образом, в группе педагогов общеобразовательных учреждений достоверно чаще встречались тревожно-депрессивные тенденции (р < 0,1), а в группе коррекционных Педагогов - тенденции к депрессии с суицидальным риском (р < 0,001). В целом среди педагогов обеих групп преобладала неоткровенность в ответах, стремление представить Себя в более выгодном виде, скрыть наличие психологических проблем.

Проанализировано распределение алекситимических и цеалексигимиче-ских личностей в зависимости от невро-тизации (табл. 2).

Таблица 2

Взаимодействие алекситимии и невротизации

Данные опросника Яхина-Менделевича Распределение респондентов в % по данным TAS

алекситимический тип личности неалекситимический тип личности зона неопределенности

1. Группы «норма» 1.1. педагоги ОУ 1.2. КП 5 + 2,9 11+6,3 65 + 6,4 57 + 9,9 30 + 6,1 32 + 9,3

2. Группы высоко

невротизированных

2.. 1. педагоги ОУ 41 +6,1 18 + 4,8 41 +6,1

2.2. КП 69 + 6,2 14 + 4,7 17 + 5,1

■"Примечание: TAS - Торонтская Алекситимическая шкала, ОУ - общеобразовательные учреждения, КП - коррекционные педагоги.

Отмечалось достоверное преобладание алекситимических личностей в подгруппах высоко невротизирован-ных педагогов (р < 0,001), а неадекси-тимических - в подгруппе «норма». Однако наиболее алекситимичны коррекционные педагоги (р < 0,05). Таким образом, имеется прямая зависи-

мость между выраженностью алекситимии и невротизации.

Выявлены следующие закономерности взаимодействия невротизации и алекситимии, их взаимовлияний в формировании отношения к профессиональной деятельности в группах высоко невротизированных респондентов:

11

■■■■zäun

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

1. Увеличение числа мнений о неблагоприятном действии профессии на самочувствие, особенно на психологический гомеостаз.

Удельный вес педагогов в подгруппах с высоким уровнем невротиза-ции, считающих приоритетным влияние профессиональных факторов на состояние, достоверно выше (соответственно, 76 ± 5,8% коррекционных педагогов и 48 ±6,7% педагогов общеобразовательных учреждений), чем педагогов в подгруппах «норма» (56 ± 9,9% коррекционных педагогов и 28 ± 6% педагогов общеобразовательных учреждений и, р<0,05). Коррекционные педагоги в подгруппе «норма» и с высоким уровнем невротизации склонны в большей степени констатировать патогенное влияние особенностей профессиональных факторов, чем педагоги общеобразовательных учреждений (р < 0,05).

2. Более частое упоминание о наличии у себя элементов профессиональной деформации.

Указывало 53,6 ± 10% коррекционных педагогов и 48 ± 6,6% педагогов общеобразовательных учреждений подгруппы «норма», а также, соответственно, 83 ±5,1% и 64 ±6% -высоко невротизированных респондентов (р < 0,05). Высоко невротизи-рованные коррекционные педагоги в большей степени считали, что профессия накладывает отпечаток на отношения с окружающими, нежели высоко невротизированные педагоги общеобразовательных учреждений (р < 0,05).

3. Усиление влияния психологического напряжения на отношение к ученикам.

Подобную точку зрения поддержало 16 ± 7,3% коррекционных педаго-

76

2'200Ö

гов подгруппы «норма», 36 ± 6,5% -высоко невротизированных, (р < 0,1); Э. ТЗ.КЖ6 12 ± 3,4% педагогов общеобразовательных учреждений подгруппы «норма» и 25 ±5,4% - высоко невротизированных (р < 0,05).

4. Увеличение частоты симптомов эмоционального выгорания:

а) Разочарование в профессии (полное или частичное) - высказывало 57% коррекционных педагогов подгруппы «норма» и 76% высоко невротизированных (р < 0,1). В качестве причин разочарования рассматривались следующие:

• Несоответствие психологической подготовки реальным условиям деятельности: 21,4% коррекционных педагогов подгруппы «норма» и 46% - высоко невротизированных (р < 0,05).

• Отсутствие положительных эмоций; 3,5% коррекционных педагогов подгруппы «норма» и 17% - высоко невротизированных (р < 0,1) и 3% педагогов общеобразовательных учреждений подгруппы «норма» и 10% -высоко невротизированных.

• Неадекватной организацией деятельности: по 4% коррекционных педагогов и педагогов общеобразовательных учреждений подгруппы «норма» и по 7% - высоко невротизированных.

б) Отсутствие удовлетворения от профессиональной деятельности - отметило 28% коррекционных педагогов подгруппы «норма» и 76,9% - высоко невротизированных (р<0,01).

в) Желание сменить место работы - испытывало 14% коррекционных педагогов подгруппы «норма» и 30% - высоко невротизированных (р<0,1); а также 12,2% педагогов общеобразовательных учреждений

^^^тлшл п жшгс

Социальная психология и коррекционная педагогика

подгруппы «норма» и 28% - высоко невротизированных (р < ОД ).

Однако, несмотря на вышеуказанные трудности, все респонденты не пытались и не планировали менять сферу профессиональной деятельности, продолжая работать по специальности.

Мы установили достаточно высокую частоту пограничных психических расстройств в обследованной группе педагогов. Отмечалась прямая зависимость между выраженностью алекситимии, невротизации и психосоматической преддиспозицией респондентов, что в определенной степени соответствует литературным данным [3]. Помимо этого алекситимии и невротизация выступали в качестве факторов профессиональной дезадаптации - алекситимичные и высоко невротизированные педагоги чаще акцентировали внимание на неблагоприятных аспектах трудовой деятельности и были склонны отмечать у себя снижение профессиональной эффективности.

Среди коррекционных педагогов отмечалось большее число алекси-тимичных и высоко невротизированных личностей, психосоматических преддиспозиционных факторов, высокая частота депрессивных тенденций (в том числе и с суицидальным риском). Чаще отмечалось повышенное психологическое напряжение, ассоциированное с трудовой деятельностью, элементы профессиональной деформации и выгорания.

Полученные данные позволяют ставить вопрос о необходимости разработки и проведения комплексных, ин-тердисциллннарных программ психопрофилактического сопровождения,

реализуемых при подготовке, а также в рамках общего, тематического усовершенствования и профессиональной деятельности данных специалистов. Особое внимание следует акцентировать на коррекционных педагогах, учитывая специфику и субъект профессиональной деятельности.

Выводы

1. Среди педагогов отмечается высокая частота психоэмоционального перенапряжения и пограничных психических расстройств, ассоциированных с действием профессионального стресса.

2. Алекситимия и невротизация выступают в качестве факторов профессиональной дезадаптации, причем среди коррекционных педагогов частота алекситимичных и высоко невротизированных личностей выше.

Литература:

1. Алекштимия и методы ее определения при пограничных и пенхоеомл тнчсекнх расстройствах / Д. Б. Ересько, Г. Л. Исурина, Е. В. Кайдановская, Б. Д. Кар-васарский, Э. Б. Карпова, Т. Г. Корепанова, Г. С, Крылов, А. У. Тархан, Е. И. Чехлатый, В. Б. Шифрйн - СПб, 1993,- 25 с.

2. Большаков В.Ю. Эволюционная теория поведения / В.Ю. Большаков. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.- 496

3. Гаранян Н. Г. Концепция алекситимии / Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова // Социальная и клиническая психиатрия.-2003,- № 1- С. 128-145.

4. Новиков .1. М. Методология образования / А. М. Новиков,- М.: Эгвес, 2002,- С. 51-53.

5. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орел // Психологический журнал.- 2001 — № 1,- С. 90-101.

19

■■■■zäun

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

6. Практическая психодиагностика // Под ред. Д. Я. Раигородекого,- Самара: Издательский дон «БАХРАХ-М», 1998,-С. 87-99.

7. Рошинс.кая Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И.Рон-гинская // Психологический журнал. -2002 - № 3,- С. 85-95.

8. Яхин К. К. Клинический опросник для выявления и оценки невротических

2'200Ö

состояний / К. К. Яхин, Д. М. Менделе вич.— Казань, 1978,- 23 с.

9. Hottopf М. Occupational Factors and Unexplained Physical Symptoms / M. Hottopf // Advances in Psychiatric Treatment..- 1998,- Vol. 4,- P. 151-158.

10. Stansfeld S. Work, Personality and Mental Health / S. StansMd // British Journal of Psychiatry.- 2002,- № 8,-P. 96-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.