КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 316.347 © Ю.А. Серебрякова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается сущность национального самосознания и национальной культуры в современных условиях. Анализируются основные аспекты их взаимодействия.
Ключевые слова: национальное самосознание, этническое самосознание, национальная культура.
Y.A. Serebryakova
INTERACTION OF NATIONAL CONSCIOUSNESS AND NATIONAL CULTURE
The article deals with the essence of national consciousness and national culture. The main aspects of their interaction are analysed.
Key words: national consciousness, ethnic consciousness, national culture.
К числу актуальных проблем современной науки относится проблематика национального и этнического самосознания. Так, этнология уже несколько десятилетий назад констатировала переход этничности «все в большей мере из сферы материальной в сферу духовной культуры и самосознания», «преимущественно во внутренний мир человека, в его системы ценностей и ориентаций» [1, с. 94].
Хотя в отечественной науке советского периода различным проявлениям национального своеобразия не уделялось достаточного внимания, с 1960-х гг. понятия «национальное самосознание» и «этническое самосознание» постепенно приобрели статус научных терминов. Вслед за А.Г. Агаевым и другие исследователи стали включать национальное самосознание в число признаков нации.
Нация является коллективным носителем национального самосознания. В процессе социализации индивид усваивает представление о своей национальной принадлежности, о нации, к которой принадлежит (образ «мы»), а также другие компоненты национального самосознания. Благодаря этому он является носителем индивидуального варианта национального самосознания, благодаря которому ощущает связь с родственниками, земляками, предками, чувствует свою укорененность в истории. Национальное самосознание придает человеку устойчивость, ощущение защищенности в качестве члена определенной общности - нации.
Индивидуальное и коллективное национальное самосознание тесно связаны и взаимно обогащают друг друга.
В некоторых ситуациях национальное самосознание может стихийно воспринимать и деструктивные идеи, настроения, заражаться ими. В условиях незрелости гражданского общества и неразвитости демократии стихийное настроение может быть направлено в любое русло. Как правило, в коллективное национальное самосознание включаются наиболее ценные, разумные и первостепенные для народа идеи, мнения индивидов. Благодаря этому возможно предупреждение негативных явлений путем коррекции содержания национального самосознания, активного включения в него и распространения через институты образования и воспитания, средства массовой информации и т.п. идей межнационального сотрудничества, близости исторического прошлого разных наций, единства судеб современных народов.
Что касается субъекта национального самосознания, то им в строгом смысле является та часть нации, которая в конкретных исторических условиях выражает чувства и интересы, продуцирует идеи и теории, связанные с разными сторонами феномена национального. Благодаря этому нация осознает и свое материальное бытие во всех его аспектах, и свою духовность во всем ее богатстве.
В силу специфики профессиональной деятельности наиболее представительным социальным слоем, занятым формированием и развити-
ем национального самосознания, выступает интеллигенция, а в некоторые периоды национальной истории - и другие классы и слои общества.
Национальное самосознание, как осознание нацией себя, своих национальных ценностей, а индивидом - осознание последних на основе собственной национальной принадлежности, безусловно, является одним из наиболее значимых составляющих феномена национального. Оно складывается в ходе национальной истории, на основе национальных движений, интенсивного национального развития, своеобразия природных и социальных условий, культурных традиций и т. д.
В национальном самосознании формируется, поддерживается и развивается представление народа и о том особенном, что отличает его от других народов.
Национальное самосознание способно сохраняться достаточно длительное время и после утраты объективированных форм национального своеобразия.
По мере роста общей культуры нации растет и уровень развития ее национального самосознания, что не исключает процессов ослабления его отдельных элементов и даже частичной их утраты.
Высокого уровня зрелости достигает народ, национальное самосознание которого поднимается до осознания самоценного значения каждой личности. Его коллективное самосознание не подавляет индивидуальность, не унифицирует многообразия воззрений отдельных личностей.
Несмотря на неразрывную связь этнического и национального самосознания, необходимо дифференцировать эти феномены. Стержнем этнического самосознания является ощущение представителями этноса общности происхождения и основанное на нем осознание общности языка, культуры, прошлого и т.д. В национальном самосознании на первый план выступают, наряду с осознанием общности культурных ценностей, и актуальные задачи, проблемы, цели развития нации.
Этнический стержень национального самосознания предполагает сохранение памяти, гордость за прошлое своего народа, и это служит основой осознания принадлежности субъекта к этнической общности. «Процесс глобализации порождает волну этноренессанса как поиска определенности и устойчивости через восстановление жизнеспособности корней», - пишет О.Н. Козлова [2, с. 76].
В отдельные периоды развития крупных, а тем более немногочисленных народов именно осознание общности прошлого играет важную
роль в духовной жизни нации. Подобный период переживает ныне Россия. Самосознание как отдельных народов, так и общероссийское самосознание в целом в условиях несколько затянувшегося переходного периода и расплывчатости целей дальнейшего развития активно обращается к минувшему, особенно к этапам благополучия, годам славы, воинских побед, свершений, к биографиям выдающихся деятелей. Таким путем национальное самосознание народов нашей страны и общероссийское самосознание получает мощную подпитку за счет активизации традиционных компонентов своей структуры.
У народов экономически лидирующих государств этническое самосознание часто глубоко скрыто и проявляется как эмоциональный отклик на родные мелодии, речь, реалии и символы своего народа и т.д. Даже у людей, утративших многие черты традиционного образа жизни и родной язык, этническое самосознание нередко сохраняется.
Национальное самосознание выступает кристаллизацией социальной памяти и опыта народа, в том числе опыта национальных и межнациональных отношений, концентрированным выражением представления субъектов о собственной нации, совпадения интересов, оформленных прежде всего в национальных идеях и теориях, эмоционально-волевых импульсов и других компонентов духовной жизни составляющих нацию людей и их групп, осознания ими духовного единства, общности культуры, языка, - определенной общности судеб.
Таким образом, национальное самосознание
- одно из первостепенных основ единства современных народов. Оно принадлежит к решающим факторам консолидации нации. Даже в такой катастрофической ситуации, как смена языка, нация остается собой до тех пор, пока сохраняет национальное самосознание.
Национальное самосознание выступает в качестве важнейшего фактора развития национальной культуры. В отечественных работах вплоть до конца 1980-х гг. национальной культуре чаще всего отводилось место второстепенного признака нации. Лишь отдельные авторы утверждали, что роднит народы не территория, не экономика и даже не всегда язык, а общая культура [3, с. 89]. Сегодня роль культуры оценивается более адекватно. Национальная культура рассматривается как один из определяющих факторов жизнедеятельности любого народа, важнейший системообразующий элемент национальной жизни, мощная консолидирующая сила, достояние и нации, и человечества.
2012/6
Исходя из принятого в культурологии понятия культуры, можно определить национальную культуру как совокупность способов и результатов деятельности нации, универсальный механизм ее адаптации к природной и социальной среде.
Национальная культура - итог жизнедеятельности народа за весь период его развития, накопленный тысячелетиями опыт, материализованный в предметах труда и быта, а также традиции, нравственные, эстетические и другие духовные ценности, обычаи, обряды, ритуалы и т. д. В многообразной деятельности по созданию, сохранению, распространению и потреблению продуктов культуры нация проявляет себя как субъект исторического творчества, реализуя свои потребности и интересы. Культуросозидающая деятельность является одной из главных целей существования человека, нации и человечества.
Социальным субъектом, вносящим наибольший вклад в создание и функционирование национальной культуры, является интеллигенция, Правда, часть ее, например, научная интеллигенция, профессионально занята в одной из самых интернациональных сфер - науке. Однако, к примеру, представители некоторых гуманитарных отраслей знания, а также художественная интеллигенция, работники культуры, учителя и др. посвящают свою деятельность развитию, изучению, пропаганде, национальной культуры.
Обычно в понятие «национальная культура» включают, в первую очередь, ее духовные компоненты: язык, национальные особенности психики, соционормативную культуру, художественное творчество и т.д., уделяя значительно меньше внимания ее материальным компонентам. Между тем и те, и другие являются проявлением адаптивных способностей нации, ее творческого потенциала.
В процессе функционирования духовной культуры, гуманизации общества, гармонизации отношений всех социальных субъектов большую роль призвано играть искусство. Оно является составной частью национальной культуры. Искусство в меньшей мере, нежели другие элементы культуры, подвергается унификации и продолжает оставаться средоточием национальной специфики. Оно выступает как одна из важнейших форм национального самосознания.
Самосознание нации органично включает национальные символы, художественные образы родной природы, представителей нации, окружающей социальной среды, родные мелодии, сказки, стихи, мифы и т.д., представления наро-
да о собственном национальном вкусе и идеале и многое другое. Национальный эстетический вкус реагирует на эстетические качества окружающего мира и произведений искусства. Поскольку он складывается, главным образом, под влиянием привычных впечатлений, национального эстетического идеала, типичных форм, красок, пропорций окружающего мира, видов и жанров фольклора и профессионального искусства своего народа, именно они служат одним из импульсов творчества и воспринимаются, особенно на первых порах, как своего рода эталон для оценки. Развитый национальный эстетический вкус адекватно оценивает и инонациональные заимствования, новые, непривычные эстетические и художественные ценности.
Универсальность, эмоциональность, выразительность, полифункциональность и другие особенности природы искусства позволяют рассматривать его как одну из адекватных форм выражения самосознания личности и общности, в том числе нации.
Национальная культура представляет собой естественную форму проявления и самореализации национального самосознания. Именно культура лежит в основе национальной дифференциации общностей и национальной самоидентификации индивида. В национальной культуре объективируется представление нации о самой себе, о специфических чертах образа жизни, характера и т.д.
Формирование национального самосознания и культуры осуществляется в тесной взаимосвязи и взаимодействии.
Национальное самосознание может способствовать развитию и даже возрождению некоторых элементов национальной культуры, например, языка, обрядности, видов и жанров искусства и т.д. В последние десятилетия, благодаря подъему национального самосознания, в развитии культур народов нашей страны, в том числе сибирских, наметились позитивные тенденции: возрождение традиций, обычаев, народных ремесел, праздников, возобновление изучения родных языков, оживление издательской деятельности, рост интереса людей к собственным культурам и т.п.
В свою очередь, национальная культура является основой и стимулом для развития национального самосознания.
Разумеется, понятие «национальная культура» шире понятия «национальные особенности культуры». Удельный вес сугубо национальных, самобытных элементов относительно невысок. Однако именно эти, специфические элементы, а также присущее конкретной национальной
культуре своеобразное сочетание определенных черт [4, с. 13] придают ей своеобразие, уникальность и неповторимость.
Для обозначения структурных элементов национальной культуры, хранящих идентичность нации, мы используем, вслед за А. И. Ракитовым, термин «ядро». Это ядро является этническим, поскольку национальная культура чаще всего сохраняет сущностные черты этнической культуры, и традиционным. Традиционное ядро обусловливает закономерное наследование на каждом новом этапе самобытных элементов, их преемственность в развитии национальной культуры. В этнологической и психологической литературе эти элементы называют этнической константой, этническим архетипом и т.п.
Вместе с тем нельзя не признать, что все богатство этнической культуры далеко не всегда является достоянием каждого члена этноса. Как отмечает А.А. Елаев, «содержание ее большинством членов этноса осознается фрагментарно, в полном объеме она остается достоянием немногих специалистов» [5, с. 29].
Это не умаляет самоценности этнической и традиционной культуры. Значимость традиционных культур во всемирно-историческом процессе Л.С. Сысоева раскрывает так: «подобно генетическим программам популяции они закрепляют существенно важные и стабильные свойства как природной, так и этносоциальной среды» [6, с. 145-146].
Этнические культуры народов Сибири, особенно малочисленных, были существенно ослаблены и подверглись значительным деформациям в результате двух кардинальных трансформаций, произошедших в начале и в конце двадцатого столетия. Тем не менее, их традиционнее ядро сохранилось, и ныне культуры народов этого огромного региона - средоточие важнейших духовных ценностей: миролюбия, сдержанности, уважения к старшим, почитания национальных святынь, авторитета знаний и мудрости, значимости семейных и родственных связей и т. д. В постсоветский период возвращается наследие деятелей, чьи взгляды были не созвучными советской идеологии, восстанавливаются многие традиции, обычаи, элементы религиозной культуры, утраченные художественные ценности, появился массовый интерес к культурам этих народов. В ответ на общественную потребность неизмеримо возрос объем информации по этим проблемам. Тем самым пространство национальной культуры стало более обширным, чем прежде.
Расширение социальной базы национального самосознания и пространства национальной
культуры оказывает влияние на самосознание индивидов. Активизация коллективного национального самосознания приводит к более раннему и динамичному созданию национальной картины мира в сознании человека, более отчетливому представлению о национальных аспектах собственного «я». Индивид в таком случае становится субъектом, на основе свободного выбора активно и творчески формирующим собственное самосознание. В свою очередь, развитое самосознание побуждает личность более глубоко и разносторонне осваивать богатства национальной культуры.
Самобытность поддерживается стремлением нации и составляющих ее людей самоутвердиться через специфические формы культуры, через принадлежность к сообществу, имеющему уникальные ценности.
Если традиционное ядро обусловливает стабильность, устойчивость, то другие элементы национальной культуры, которые можно назвать актуальным, современным (применительно к каждому этапу развития) слоем, определяют мобильность национальной культуры, ее способность продуцировать инновации, модернизироваться.
Только целостная, имеющая гармоничную внутреннюю структуру, высокоразвитая культура жизнестойка и способна успешно участвовать в общемировых процессах.
Очевидно, что культура любой нации значительно шире, чем национальная культура, т. к. включает и интернациональные, и наднациональные компоненты. Причем их доля в культурах современных народов возрастает, особенно в последние десятилетия. Многие из этих компонентов необходимы всем народам и отвечают их собственным внутренним потребностям, являясь выражением общности судеб человечества. Вместе с тем не совсем верно называть, как это нередко делается, наднациональную культуру мировой, т.к. она вовсе не исчерпывает всего содержания мировой культуры.
Разнообразие культур в современном мире свидетельствует о том, что многим народам удается сохранить идентичность и самобытную культуру. «Тогда как экономическая и политическая карта мира действительно почти полностью «вестернизированы», культурная карта и поныне остается такой, какой она была до начала западной экономической и политической экспансии», - писал А.Тойнби [7, с. 81]. Разумеется, нынешняя ситуация изменилась, однако стремление многих народов к сохранению своеобразия своей культуры очевидно.
2012/6
Жизнеспособность национальной культуры ныне зависит от оптимального сочетания традиционного ядра и актуального слоя, от ее способности, оставаясь самобытной, динамично развиваться, адаптировать или оптимально встраивать постоянно увеличивающиеся в объеме компоненты общемировой, наднациональной культуры. К тому же, не все эти компоненты приобретают какую-либо локальную форму: например, многие новейшие технологии заведомо лишены ее. О.Н. Козлова так характеризует некоторые черты глобализации: «Глобализация развивается за счет роста количества связей внутри этно-сферы, что приводит к уплотнению, большей связности, взаимозависимости процессов воспроизводства социальной жизни на всем земном шаре... Информация ... не имеет отечества и воспроизводится в пространстве Интернета, важнейшим принципом функционирования которого является прозрачность, открытость границ... В результате посткапиталистическое общество оформляется как глобальное мировое сообщество, в котором связность выше, чем дифференцированность. В нем все более заметную роль играют институты сближения, объединения. И параллельно ослабевает привязанность, закрепленность людей и пространства [8, с. 74-74].
К сожалению, компоненты наднациональной культуры имеют тенденцию доминировать над любыми локальными, в том числе национальными компонентами. Не случайно во многих публикациях говорится о культурной экспансии Запада, с которым ассоциируется феномен наднациональной культуры. Так, В.К. Назаров пишет об «агрессивной экспансии западной массовой культуры, которая ведет к разрушению национальных культур, катализирует исчезновение культур малых этнических сообществ. Мировая культура все в большей степени пропитывается идеями, ценностями и нормами западного образа жизни» [9, с. 54].
Современная национальная культура основана на письменности, литературном языке, включает достаточно многочисленную национальную интеллигенцию, систему всеобщего образования, специальные организации и учреждения культуры, все виды художественной деятельности, технические средства производства и распространения культурной продукции и др. Она по-прежнему - одна из наиболее адекватных и оптимальных форм объективации национального самосознания.
Для подавляющего большинства народов одним из первостепенных элементов национальной культуры является язык, который рассмат-
ривается как демаркатор нации и одна из главных национальных ценностей.
Следовательно, как национальная культура влияет на национальное самосознание, так и национальное самосознание воздействует на национальную культуру. Носителем национального самосознания является нация. Она же творит культуру.
Ныне в ситуацию глобального поликультура-лизма включены подавляющее большинство народов. Перед ними стоит двуединая задача: максимально сохранить своеобразие и вместе с тем, будучи участниками общецивилизационного процесса, всемерно обогатиться достижениями других наций и всего человечества.
Народы России на протяжении столетий существовали в условиях полиэтничности и взаимовлияния разных культур. В такой многонациональной стране, как наша, политика в области национальных культур должна проводиться дифференцированно, с учетом особенностей каждого народа. Это позволит хотя бы вернуться к тому уровню относительного выравнивания культур, который, при всех недочетах и деформациях, был достигнут в советское время.
Одним из приоритетных направлений должна стать забота государства о сохранении всего культурного достояния в условиях все возрастающей унификации и стандартизации образа жизни. Понятно, что наиболее уязвимы в смысле утраты национальной самобытности немногочисленные по численности народы. При массированном проникновении доминирующих культур или наднациональной культуры традиционное ядро их культур и его защитный слой, как правило, оказываются не в состоянии органично воспринять и мобильно адаптировать инонациональные явления, в результате чего утрачивается самобытность. Таким этносам и их культурам требуется особая защита и помощь государства и мирового сообщества.
Национальные культуры, образующие диа-хронные связи человечества, мировая и общероссийская культуры, осуществляющие синхронные взаимосвязи народов, взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Можно предположить, что традиционные ценности национальных культур сохранятся как достояние человечества и в будущем. Сами же национальные культуры будут развиваться в виде своих преимущественно духовных компонентов, пока будут существовать языки, особенности психики и национальное самосознание народов.
Соционормативная сфера и искусство представляются, пожалуй, самыми стойкими к ниве-
лирующим влияниям подсистемами культуры, наиболее полно сохраняющими национальную самобытность. Так, в современной художественной культуре наряду с глобальным распространением западной художественной продукции и созданием во многих странах собственных произведений массовых видов искусства наблюдается и активное развитие самобытных национальных художественных культур, неугасающий интерес как художников, так и публики к традиционной тематике, самобытным стилям, жанрам и видам искусства.
В индивидуальном национальном самосознании человека ближайшего будущего возможно сосуществование нескольких уровней самосознания: национального и какого-либо локального варианта этнического; эти два уровня могут сосуществовать и с общенациональным, к примеру
- общероссийским самосознанием. Вероятно, подобные модели возможны и в будущем в виде сосуществования, скажем, национального с более масштабным региональным самосознанием или с этнически нейтральным самосознанием человечества будущего.
Полноправными участниками глобального диалога культур могут выступать лишь субъекты с полноценным самосознанием, необходимой гранью которого является и будет в обозримой перспективе национальное самосознание.
Перспективы развития национального самосознания всех народов во многом закладываются в наши дни. Они определяются ведущими тенденциями в развитии межнациональных и межгосударственных отношений, их основы ле-
жат в области международного права и национальной политики государств и национальногосударственных образований внутри них. Задача научных исследований состоит в анализе актуальной ситуации и определении перспектив оптимального развития.
Литература
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989. - 243 с.
2. Козлова О.Н. Этничность человечества: пространства бытия и быта народов // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 5. - С.57-77.
3. Семенов Ю.И. К определению понятия «нация» // Народы Азии и Африки. - і9б7. - № 4. - С. 86-102.
4. Артановский С. Н. Этническое своеобразие культур // Философские и социально-политические проблемы культуры: труды ЛГИК им. Н.К. Крупской. - Л., 1975. - С. 3-17.
5. Елаев А.А. Государственная политика и управление в сфере межэтнических отношений. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госун-та, 2008. - 130 с.
6. Сысоева Л.С. Философия культуры // Центр учебнометодической литературы. - ТГПУ, 2003. - 156 с.
7. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. - 736 с.
8. Козлова О.Н. Указ. соч.
9. Назаров В.К. Учение евразийства и проблема муль-тикультурализма в современном мире // Монголыг соел, урлаг судлал. - Улаанбаатар хот: Монголыг соел урлагийн их сургууль; соел, урлаг судлалын хурээлэн, 2005. - С. 5457.
Серебрякова Юлия Александровна, доктор философских наук, профессор, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ.
Serebryakova Yulia Alexandrovna, doctor of philosophical science, professor, Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov, Ulan-Ude.
УДК 394.9=512.1 © М.Д. Зомонов
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ ШАМАНИЗМА
В статье рассмотрены основные функции стиля мышления шаманизма. Данная статья будет интересна специалистам в области религиоведения и культурологии.
Ключевые слова: функция, стиль, стиль мышления шаманизма.
M.D. Zomonov
THE MAIN FUNCTIONS OF SHAMANIST THINKING STYLE
The paper considers the main functions of shamanist thinking style. It will be interesting for experts in religious and cultural studies.
Key words: function, style, shamanist thinking style.
Функции шаманистского стиля мышления функция шаманистского стиля мышления за-
так же, как и его структура, связаны с картиной ключается в использовании этого стиля в каче-
мира и мировоззрением шаманизма. Оценочная стве способа оценки компонентов шаманистско-