Научная статья на тему 'Сохранение и возрождение национальной культуры в контексте полиэтнического взаимодействия'

Сохранение и возрождение национальной культуры в контексте полиэтнического взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5430
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / NATIONAL CULTURE / NATIONAL CONSCIOUSNESS / ETHNIC AUTHENTICATION / COMMUNICATION OF NATIONAL CULTURES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ахунова Земфира Ихвальевна

Рассматриваются понятие «национальная культура», ее компоненты, формы и уровни. Раскрывается роль межкультурной коммуникации в полиэтническом обществе на примере Омского региона в возрождении интереса к культуре своего народа и культуре других этнических сообществ, проживающих на данной территории. Обзорно освещаются возможности библиотек как информационно-культурных учреждений в сохранении национальной культуры, воспитании у населения национального самосознания и межэтнической толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation and renaissance of national culture in the context of polyethnic interaction

The concept «The national culture», components, forms and levels of national culture is examined. The role of communication between national cultures in society on the example of Omsk region is analyzed. The libraries are for keeping up of national cultures.

Текст научной работы на тему «Сохранение и возрождение национальной культуры в контексте полиэтнического взаимодействия»

УДК 008 З. И. АХУНОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

СОХРАНЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ_______________________________________

Рассматриваются понятие «национальная культура», ее компоненты, формы и уровни. Раскрывается роль межкультурной коммуникации в полиэтническом обществе на примере Омского региона в возрождении интереса к культуре своего народа и культуре других этнических сообществ, проживающих на данной территории. Обзорно освещаются возможности библиотек как информационно-культурных учреждений в сохранении национальной культуры, воспитании у населения национального самосознания и межэтнической толерантности.

Ключевые слова: национальная культура, национальное самосознание, этническая самоидентификация, межкультурный диалог, межкультурная коммуникация.

Национальная культура становится предметом исследований различных наук. Изучению подлежит «не только содержание культур и вариативность их форм, но и процедуры «объективизации» — формирования их моделей» [1, с. 68], что приводит к полемике вокруг концепций национальной культуры.

Национальная культура проявляется в национальных традициях, духовных ценностях, особенностях мышления и установках, моральных нормах, образе жизни и т.д. Компонентами, составляющими национальную культуру, по мнению В. Н. Козелько, являются «материальные и духовные ценности нации, а также практикуемые данной этнической общностью основные способы взаимодействия с природой и социальным окружением» [2, с. 136]. В. Н. Козелько предлагает рассматривать национальную культуру, а точнее, регуляцию ее функционирования и развития, через систему обычаев, норм и ценностей. Обычаи вытекают из типов поведения, складывающихся на основе привычных образцов поведения. Нормы же, в отличие от обычаев, «охватывают не весь отрезок деятельности, а какой-то принцип, параметр деятельности» [2, с. 137]. При этом национальные ценности формируются в результате ценностного отношения к окружающему миру, сохранению и передаче их из поколения в поколение способствуют традиции. Исследованию должны подлежать все аспекты национальной культуры, что позволит решать принципиально важные для общества задачи и проблемы на уровне государственной политики в сфере экономики, демографии, производства, и так далее.

Как уже было отмечено выше, значимым фактором развития культуры любого общества являются традиции. «Традиции — это передающиеся из поколения в поколение важные для данного народа ценности» [3, с. 67]. В связи с этим появляются термины: «традиционное общество» и «современное общество», а также встает вопрос о соотношении этих понятий в культурологическом аспекте. «Традиционная культура, а соответственно, и общество, ориентированы на сохранение самобытности, культурного своеобразия, здесь авторитет старшего поколения неизменно высок, он же выступает источником

знаний и умений» [4, с. 404]. Современный же тип культуры, или современное общество характеризуется постоянными и бурными изменениями, влекущими за собой массу перестановок в социальной сфере, например, снижается роль старшего поколения, так как воспитанием и обучением теперь занимаются специальные институты, в результате опыт и знания предыдущих поколений объявляются устаревшими, на фоне этого усугубляется конфликт поколений и, соответственно, происходит нарушение общения, ведущее за собой изменение нравственных норм. Это только одна из проблем современного общества. Б. Х. Казанов полагает, что «традиции и новации — это две стороны культурного развития, где доминирование либо одной, либо другой приводит к разным культурным вариантам. Идеальной моделью должно служить гармоничное сочетание элементов модернизации и этнически обусловленных стереотипов поведения, уклада жизни, обычаев» [4, с. 404].

Российская Федерация — многонациональное государство с признаками традиционной и современной культуры. Как и во многих других странах, здесь остро стоит вопрос сохранения национальных традиций, национальной культуры. В настоящее время на территории страны продолжается процесс национального строительства государства на основе россиян, т.е. на основе всех народов, населяющих данную страну [5, с. 104]. Российское общество поддерживает свое единство, одновременно создавая условия для сохранения и развития национальной культуры каждой этнической группы [3, с. 66]. Причинами важности сохранения национальной культуры, по мнению И. Р. Теувежевой, являются следующие:

1. Способность национальной культуры обеспечивать выживаемость, самосохранение и развитие данной нации, т.к. культура тесно связана с географическими, историческими, экономическими и иными условиями формирования и функционирования народа, и в этом плане она выступает как совокупность приспособительных механизмов.

2. Поскольку национальная культура концентрирует в себе знания об окружающем мире, она позволяет решить важную для человечества задачу на

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

всех этапах исторического развития, а именно: предназначение человечества во Вселенной.

3. Для выполнения своего предназначения, человечество должно сохраниться, при этом национальная культура играет важную роль в его выживании, так как способна приспосабливать своих носителей к выживанию в тяжелых природных условиях [3, с. 71-72].

В урбанизированном обществе постиндустриального типа, как справедливо замечено З. В. Сике-вич, «происходит стирание различий не только в одежде или пище, но и в культурных и поведенческих стереотипах, которые нередко называются господствующей культурой... Для малых народов и так называемых «исторических национальностей» происходящее неизбежно чревато аккультурацией, утратой своего этнокультурного обличья» [6, с. 27]. Именно на фоне всего этого этнические группы и пытаются сохранить свою самобытность.

Одной их форм проявления национальной культуры является этническое самосознание, выражающееся в стремлении к самоопределению. Закрепление этнического самосознания, например стремление этнической группы к созданию собственной государственности, приводит к трансформации этнического самосознания в национальное [6, с. 99]. По мнению

З. В. Сикевич, «в отличие от этнического национальное самосознание включает наряду с эмоциональным компонентом (неосознаваемым сопереживанием своего единства с другими членами этнической группы) и рациональные: осознание принадлежности к определенной нации, представление о ее свойствах как единого целого с общим историческим прошлым, «привязанным» к определенной территории, наконец, осознанное отношение к духовным ценностям своего народа и ориентация на них» [6, с. 99]. Национальное самосознание выражается в языке, нормах и ценностях, ритуалах, народной культуре, и так далее. Важными составляющими национального самосознания являются: этническая самоидентификация, национальный характер, отдельные элементы этнической культуры (язык, традиции, ритуалы).

Национальный характер — явление достаточно противоречивое. З. В. Сикевич определяет его как «некоторые общие черты психологии, связанные с историческим и культурным единством этнической группы» [6, с. 101]. Он проявляется при взаимодействии людей различной национальности при их общении. Чтобы считаться типичным для определенного народа, черты характера должны быть присущи значительной части его членов, интенсивно проявляться [6, с. 101].

Не менее противоречивым считается понятие «этническая самоидентификация». Термины «идентичность» и «идентификация» происходят от латинского «ИепШюате» — «отождествлять» [7, с. 16]. Идентичность является результатом процесса идентификации человека, то есть его отождествления либо с самим с собой, либо с чем-то иным, будь то определенная личность или целая общность [7, с. 16]. В процессе формирования этнической идентификации большинство исследователей выделяют следующие основные типы:

— норма или нормальная идентичность — здесь образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре и истории;

— этноцентризм — этническое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентифика-

ция индивида с ней с присутствием элементов замкнутости и изоляции;

— этнодоминирующая идентичность — этнич-ность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной);

— этнофанатизм или национальный фанатизм — абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально, готовность идти ради них на любые жертвы и действия;

— этническая индифферентность — человек практически равнодушен к проблеме собственной этничности;

— этнонигилизм (космополитизм) — отрицание этничности, этнических и этнокультурных ценностей;

— амбивалентная этничность — явно не выраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этнической среде [8, с. 19].

«Самоидентификация, осознание индивидом своей принадлежности к данной национальной общности, — первичный, основной показатель национального самосознания» [9, с. 204]. С точки зрения М. О. Мнацаканяна, «самоидентификация проявляется на двух уровнях, выражая качественные уровни национальной психологии и самосознания:

— обыденные массовые формы настроений, ощущений и представлений о самом себе, о своей «самости», т.е. общности «мы»;

— знания и представления более высокого, концептуального уровня в форме идейно-теоретических обобщений и концептуализации» [9, с. 204].

Самоидентификация на первом уровне «фиксирует характерные особенности своеобразия поведения, национальные традиции, обычаи, привычки, которые лежат в основе установок, ценностных ориентаций» [9, с. 204]. Конкретно обыденную форму самосознания образуют механизмы повседневности, элементы культуры и язык. Как считает, М. О. Мна-цаканян, «именно в национальном сознании на данном уровне ориентаций, предпочтений и стереотипов отражается образ и стиль жизни народа, его нормы и ценности, самое общее и элементарное представление о своей «самости». Это уровень чувственности, эмоционального состояния сознания, самых элементарных представлений» [9, с. 206].

Второй уровень выражает «элементы психического склада, связанные с преемственностью и выступающие как феномены народного опыта деятельности, общения внутри и вне общности, а также воздействия природно-экологических условий существования. Этот уровень проявляется как постижение индивидом характера народа, условий и факторов духовного и материального расцвета национальной жизни» [9, с. 206] По мнению М. О. Мнацаканян, «все своеобразие национального самосознания на втором, теоретико-концептуальном, уровне заключается в том, что, основываясь на характере народа, его исторической памяти, традициях духовности, оно обращено в будущее: его интересуют проблемы национальных судеб, интересов, сохранения и умножения духовных сил и богатств. Национальное самосознание перерастает рамки «самопознания», его интересуют и «другие», «они», условия и факторы «их» прогресса и процветания» [9, с. 207].

При изучении национальных явлений значительное внимание интерпретации более широкого термина, включающего в себя значение идентичности, посвятила И. В. Малыгина. Она рассматривает понятие «этнокультурная идентичность», признавая, что в качестве объекта специального рассмотрения

оно до сих пор не фигурировало [ 10, с. 133]. И. В. Малыгина выделяет в структуре этнокультурной идентичности чувственно-эмоциональные, рациональные, подсознательные и поведенческие компоненты. К чувственно-эмоциональным составляющим относятся сплоченность, солидарность, высокое уважение к нравственным и эстетическим ценностям, выработанным внутри группы, и так далее. Рациональную часть образует комплекс разворачивающихся во времени рефлексивных процессов, образующих этническое (национальное) самосознание. Прежде всего, это «осознанная дифференциация общности, ее выделение из ряда подобных образований на основе комплекса этнокультурных признаков (территория, язык, религия, образ жизни, и так далее) и выработка соответствующего самоназвания (этнонима)» [10, с. 135]. В сферу подсознательного в контексте этнокультурной идентичности входит ментальность (менталитет), фиксирующая «эмоциональную память» о многовековом опыте адаптации этноса ко всем природным, историческим и культурным обстоятельствам, влияющим на его целостность и функциональность как «единицы выживания» [10, с. 138]. Ментальность — есть латентный, глубинный пласт этнокультурной идентичности, образуемый специфическим для данной культуры видением и восприятием мира [10, с. 139]. Поведенческий аспект идентичности представляет собой синтез самосознания, чувств и ментальности [10, с. 139].

И. В. Малыгина отмечает, что чувства, самосознание и ментальность на разных этапах исторического развития остаются в целом неизменными по форме, но в новых исторических обстоятельствах наполняются иным ценностным содержанием [10, с. 139]. В связи с этим она выделяет несколько слоев этнокультурной идентичности в зависимости от социокультурной динамики: родовая идентичность как основание, этническая идентичность (этничность) и национальная идентичность, образующая верхний слой. При этом вышеуказанные пласты, по мнению И. В. Малыгиной, можно рассматривать как последовательные исторические формы [10, с. 139].

Для современной России, сохраняющей свое этнокультурное разнообразие, возрастает значение межкультурного диалога [11, с. 356].

Понятие «межкультурный диалог» используется в разных контекстах. О. Н. Астафьева предлагает несколько вариантов его трактовки, в частности, рассматривая межкультурный диалог следующим образом:

— как социокультурный процесс, направленный на расширение межкультурных коммуникаций в современном мире на принципах открытости, высокой степени уважения культурных (в том числе религиозных) различий и культурного наследия, толерантности;

— в качестве типа социокультурной практики взаимодействия людей, обеспечивающего основания для совместного проживания людей в условиях многообразия культур, цивилизаций, различного религиозного опыта и культурных традиций;

— как форму взаимоотношений (коммуникации) между людьми, основанную на толерантности, доверии, открытости к сотрудничеству, способствующую достижению взаимопонимания, выявлению общих ценностей и смыслов;

— в форме социального института, обеспечивающего национальную безопасность и способствующего стабилизации социокультурной ситуации;

— в виде стратегии культурной политики, обеспечивающей условия равноправия, равенства, справед-

ливости и терпимости в отношениях между людьми, защиту прав человека и основных свобод;

— в качестве категории научного анализа и научнотеоретического концепта, позволяющего изучать процессы межкультурного взаимодействия [11, с. 357].

Сегодня проблема межкультурного диалога требует всестороннего осмысления его возможностей и разработки практических рекомендаций по расширению межкультурного коммуникационного пространства.

Особое значение в осуществлении межкультур-ного диалога сегодня приобретают социальные институты, в частности, библиотеки, которые превращаются в центры взаимодействия представителей различных национальных культур. Для осуществления межкультурной коммуникации в библиотеке используется набор самых различных методов. В основном это интерактивные методы, включающие в себя всевозможные диалогические практики [12, с. 65]. Межкультурный диалог происходит через каналы устной и документной коммуникации, а в последние десятилетия библиотеки активно осваивают и каналы электронной коммуникации. Обеспечение межкультурного общения является одним из приоритетных направлений в библиотечной работе.

В Омском регионе библиотеки также активно ведут работу по сохранению особенностей культуры этнических сообществ, проживающих здесь, содействуют росту взаимопонимания и диалога между ними. Связано это, прежде всего, с тем, что Омская область — это пограничный регион, находящийся на стыке двух культур — европейской и азиатской, поэтому данная территория характеризуется многонациональным составом населения. В течение последних десятилетий в регионе наблюдается процесс этнической самоидентификации населения, обращения к историческому прошлому, национальным истокам, возвращения к утраченным традициям. Это подтверждается созданием и деятельностью национально-культурных объединений. Национальнокультурное возрождение тесно связано с ростом национального самосознания, что, в свою очередь, обусловлено стремлением малочисленных народов к сохранению своей культуры, языка, литературы. В этом важная роль принадлежит не только деятельности национально-культурных объединений и автономий, но и библиотекам, которые, как было отмечено выше, не остаются в стороне, напротив — постоянно ведут поиск все новых и более эффективных механизмов работы в мультикультурном обществе.

В городе Омске функционирует одна из крупнейших библиотек Сибири: Омская государственная областная научная библиотека им. А. С. Пушкина. Библиотека имеет в своем фонде богатейшую коллекцию национальной художественной литературы народов, проживающих на территории города Омска и Омской области, что позволяет удовлетворять разнообразные потребности в чтении представителей различных национальных групп. Кроме того, у библиотеки существует программа межрегионального сотрудничества по обслуживанию многонационального населения, а именно: российско-казахстанский проект «Встречи на границах».

Таким образом, понятие «национальная культура» является довольно широким и включает множество элементов. До сих пор нет однозначных суждений при определении границ национальной культуры. Также нет единого мнения по поводу значения национальной культуры в глобальном обществе:

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

должна ли она развиваться и поддерживаться, или же брать курс на формирование единой (гомогенной) культуры как продукта индустриального общества, где происходит стирание границ между этнокультурными сообществами? Сегодня преобладают мнения о необходимости сохранения национальных культур, поскольку только люди, обладающие национальной культурой, не относятся с подозрением ко всему «чужому» и способны к мирному сосуществованию в мультикультурном обществе. Город Омск и Омская область являются регионом с полиэтническим составом населения, что вызывает необходимость решения вопроса о сохранении и развитии национальных культур, гармонизации межнациональных отношений. В результате активизируется поиск реальных механизмов сохранения культурных особенностей этнических сообществ и роста взаимопонимания между ними. Важная роль в этой работе принадлежит библиотекам как общедоступным информационным центрам, которые обладают уникальными фондами национальной литературы и вносят неоценимый вклад в поддержание и развитие национальных культур на территории региона. Одной из основных задач библиотек сегодня можно считать возрождение интереса к национальной культуре своего народа и представителей других этнических групп, воспитание у населения национального самосознания и межэтнической толерантности.

Библиографический список

1. Соловьёва, А. Н. Культура «своя» и «чужая»: проблемы объективизации в научном и политическом дискурсе / А. Н. Соловьёва // Вестник Поморского университета. — 2008. — № 3. — С. 67-71.

2. Козелько, В. Н. Национальная культура: сущность, структура, компоненты / В. Н. Козелько // Новые технологии. — 2008. — № 5. — С. 136 — 139.

3. Теувежева, И. Р. Историческая роль культуры и традиций в социальном пространстве полиэтничного региона / И. Р. Те-увежева // Вестник Адыгейского гос. ун-та. — 2008. — № 8. — С. 66 — 72.

4. Казанов, Б. Х. Традиции и новации в национальной культуре / Б. Х. Казанов // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2007. — № 1. — С. 403 — 404.

5. Соблиров, Х. Х. Исторический дискурс о России: «Многонациональная империя» или «Национальное государство» / Х. Х. Соблиров // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2009. — № 10 — 2. — С. 100 — 104.

6. Сикевич, З. В. Социология и психология национальных отношений : учеб. пос. / З. В. Сикевич. — СПб. : Михайлов, 1999. — 203 с.

7. Ишмуратова, И. Особенности процессов самоидентификации личности в современном мире / И. Ишмуратова // Вестник Казанского гос. ун-та культуры и искусств. — 2005. — № 83. — С. 16—19.

8. Пегенеева, И. А. К проблеме этнической идентичности современной студенческой молодежи / И. А. Пегенеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2005. — № 82. — С. 19 — 21.

9. Мнацаканян, М. О. Нации и национализм: социология и психология национальной жизни / М. О. Мнацаканян. — М. : ЮНИТИ, 2004. — 367 с.

10. Малыгина, И. В. Этнокультурная идентичность: структура и историческая динамика / И. В. Малыгина // Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 т. Т. 4. Культурная политика. — СПб. : Алетейя, 2008. — С. 131 — 145.

11. Астафьева, О. Н. Межкультурный диалог в условиях глобализации: проблемы теории и практики / О. Н. Астафьева // Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 т. Т. 4. Культурная политика. — СПб. : Алетейя, 2008. — С. 354 — 378.

12. Гениева, Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации / Е. Ю. Гениева. — М. : РОССПЭН, 2005. — 208 с.

АХУНОВА Земфира Ихвальевна, преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности.

Адрес для переписки: e-mail: ahunowa@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 20.06.2011 г.

© З. И. Ахунова

Книжная полка

Власов, В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : словарь. В 10 т. Т. 1: А / В. Г. Власов. - М. : Азбука, 2004. - 576 с. - ISBN 5-352-01127-5.

В работе В. Г. Власова предмет искусства понимается намного шире, чем это принято в академической традиции. Автор стремится объединить термины философии, эстетики, истории искусства разных видов и жанров, рассмотреть обстоятельства создания отдельных памятников архитектуры, произведений живописи, графики, скульптуры, декоративного и прикладного искусства через слово — через этимологию, имена мифологических персонажей, исторических лиц и литературных героев, наименования тем и сюжетов. Эта работа предлагает по-новому осмыслить очевидные вещи и привычные предметы споров вокруг искусства.

Культурология : учебник для вузов / Г. В. Драч [и др.]. - СПб. : Питер, 2010. - 384 с. - Гриф МО РФ. - ISBN 978-5-49807-197-8.

Пособие представляет собой изложение ключевых тем учебного курса по культурологии для студентов высших учебных заведений. В нем выделены основные понятия и термины культурологии, ее ведущие школы и концепции, развернута широкая панорама реализации культуры в истории человечества; дается обширный очерк становления и развития отечественной культуры. Пособие построено по стандартам кредитно-модульной системы обучения в соответствии с требованиями Болонского процесса. Особенностью данного издания является и то, что в нем реализован семиотический подход к пониманию культуры. Этот подход позволяет рассмотреть культуру как совокупность текстов, в которых закодированы основные ценности, значения и смыслы культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.