Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЦЕЛЯХ ПРЕСЕЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЦЕЛЯХ ПРЕСЕЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Веселкина Светлана Алексеевна

Рассматривается порядок проведения совместных контрольных мероприятий и вопросы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов в целях раскрытия и пресечения налоговых правонарушений и преступлений. Раскрываются нюансы обмена информации, полученной при ведении оперативно-розыскной деятельности сотрудниками МВД России, а также составляющей налоговую тайну. Дополнительно проведен анализ эффективности проводимых мероприятий налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Веселкина Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF TAX AUTHORITIES AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN ORDER TO PREVENT TAX CRIMES

The procedure for conducting joint control measures and issues of interaction between tax and law enforcement agencies in order to disclose and suppress tax offenses and crimes have been considered. The nuances of the exchange of information obtained during the conduct of operational investigative activities by employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as the component of tax secrecy, are revealed. Additionally, an analysis of the effectiveness of the activities of the tax authorities was carried out.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЦЕЛЯХ ПРЕСЕЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 33

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-276-279 NIION: 2003-0059-6/22-533 MOSURED: 77/27-003-2022-06-732

Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел в целях пресечения налоговых преступлений

Светлана Алексеевна Веселкина

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, veselkinasveta@bk.ru

Аннотация. Рассматривается порядок проведения совместных контрольных мероприятий и вопросы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов в целях раскрытия и пресечения налоговых правонарушений и преступлений. Раскрываются нюансы обмена информации, полученной при ведении оперативно-розыскной деятельности сотрудниками МВД России, а также составляющей налоговую тайну. Дополнительно проведен анализ эффективности проводимых мероприятий налоговых органов.

Ключевые слова: налоговые органы, контрольные мероприятия, налоговые правонарушения, взаимодействие с правоохранительными органами, налоговые проверки

Для цитирования: Веселкина С. А. Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел в целях пресечения налоговых преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 276-279. https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-276-279.

Original article

Interaction of tax authorities and law enforcement agencies in order to prevent tax crimes

Svetlana A. Veselkina

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia, veselkinasveta@bk.ru

Abstract. The procedure for conducting joint control measures and issues of interaction between tax and law enforcement agencies in order to disclose and suppress tax offenses and crimes have been considered. The nuances of the exchange of information obtained during the conduct of operational investigative activities by employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as the component of tax secrecy, are revealed. Additionally, an analysis of the effectiveness of the activities of the tax authorities was carried out.

Keywords: tax authorities, control measures, tax offenses, interaction with law enforcement agencies, tax audits

For citation: Veselkina S. A. Interaction of tax authorities and law enforcement agencies in order to prevent tax crimes. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):276-279. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-6-276-279.

Обеспечение налоговой безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики. В условиях нестабильной экономической ситуации во всем мире, вызванной последствиями распространившегося в 2020 году вируса Covid-19, налоговые поступления, становятся одним из основных источников доходов (составляют более 80 % доходов бюджета Российской Федерации) государства, с помощью которых осуществляется помощь незащищенным слоям населения (материальная поддержка лицам старше 65 лет, матерям с маленькими детьми и т. д.), поддержка малого и среднего бизнеса, оплата затрат на здравоохранение (создание пунктов бесплатной вакцинации, бесплатное лекарство для заболевших Covid-19) и т. д.

При этом зависимость бюджета от налоговых поступлений растет. Ежегодно изменяются ставки по акцизам, в 2019 году повышена ставка на 2 % по НДС, вносятся поправки в налоговое законодательство, касающиеся объектов налогообложения. Например, с 1 января 2021 года введен НДФЛ на совокупных доход по вкладам за минусом необлагаемого процента равного одному миллиону, умноженному на ключевую ставку Банка России текущего года (2022 — 42500 рублей). Рост налоговой нагрузки может привести к отрицательному результату, а именно росту теневого сектора и случаев уклонения от уплаты налогов (занижение доходов, путём сокрытия объектов налогообложения или завышение расходов через отражение оплаты несуществующих услуг) [5].

© Веселкина С. А., 2022

ECONOMIC SCIENCE

Для того чтобы минимизировать риски возникновения материального ущерба для государства от незаконных действий со стороны налогоплательщиков необходимо организовать грамотный контроль со стороны государства. Одними из субъектов налогового контроля являются налоговые и правоохранительные органы. В связи с тем, что это совершенно разные государственные структуры со своими принципами и требованиями к осуществляемой ими деятельности, возникает необходимость разработки такой системы взаимодействия, которая бы учитывала все нюанса каждой из структур с целью обеспечения оперативного и эффективного результата — пресечения налоговых правонарушений (преступлений). А также в условиях меняющейся «среды применения» необходимо систематически проводить мониторинг действующей системы взаимодействия МВД России и ФНС России по предупреждению налоговых преступлений и правонарушений, с целью выявления и устранения возможных недочетов.

Обратимся к нормативно-правовому регулированию изучаемого взаимодействия. Согласно 36 статьи НК РФ, устанавливается право привлечь представителей органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках, посредством направления запроса (данное право продублировано п. 28 статьи 13 Федерального закона от 07 марта 2011 г. №3-Ф3 «О полиции»). Этой же статьей закреплен, максимальны срок (десять дней) для направления органами внутренних дел выявленных материалов по обстоятельствам, относящимся к деятельности налоговых органов [1].

Что касается форм организуемого взаимодействия, они были установлены в рамках соглашения от 13 октября 2010 года № 1/8656, ММВ-27-4/11 (рисунок 1). Стоит обратить внимание на то, что последние изменения в данный документ вносились в октябре 2017 году, при условии, что в период с 2017-2022 год появились новые технические средства и информационные-технологии, а также проведен ряд изменений в налоговой сфере.

Рис. 1. Формы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов

Особенностями проведения совместных мероприятий являются:

• самостоятельность выбора средств и методов в рамках предусмотренных законодательством контрольных мероприятий;

• согласованность действий сотрудников органов внутренних дел и налоговых органов в процессе проведения проверки [4].

Порядок взаимодействия в каждом из ведомств закреплен своим внутренним документом:

• органы внутренних дел — Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. и Инструкция по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвержденная приказом Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08 июня 2015 г.;

• налоговые органы — Письмо ФНС РФ от 21 марта 2018 г. № ЕД-19-2/69@.

Согласно статье 11 Федерального закона от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности» налоговому органу, предоставляется право получать результаты оперативно розыскной деятельно-

сти (ОРД) органов внутренних дел, в рамках их полномочий по контролю и надзору [2]. Предоставляемая информация направляется в налоговую службу только в том случае, если ее раскрытие не нанесет вреда интересам оперативно-служебной деятельности. За счёт доступа к результатам ОРД налоговые органы могут проверить достоверность уже имеющейся информации, а также заполнить существующие пробелы. В свою очередь органы внутренних дел получают доступ к налоговой тайне (сведениям о налогоплательщиках или плательщиках страховых взносов) — статья 102 части первой НК РФ [1]. При этом перечень лиц допускаемых к данным сведениям определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.

Оперативный обмен информацией, ограниченного доступа, позволит на более раннем этапе раскрывать или предотвращать налогового правонарушения (преступления).

«Мы смогли внедрить результаты ОРД в процесс налогового доказывания. Общими усилиями в разы увеличено реальное возмещение ущерба, причиненного налоговыми преступлениями. Только по итогам девяти месяцев 2021 года увеличилось общее количество выявленных налоговых преступлений, при этом размер возмещенного ущерба возрос на 77,1 %. Ведется непрерывная работа по совершенствованию федеральных и ведомственных нормативных актов», — подчеркнул Андрей Курносенко, в рамках заседание Коллегии ФНС России

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

(Руководитель — Егоров Даниил Вячеславович), Следственного комитета РФ (заместитель Председателя — Леоненко Елена Евгеньевна) и МВД России (начальник ГУЭБиПК — Курносенка Андрей Анатольевич), посвященного вопросу повышения эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов.

В то же время отмечается, что количество возбужденных уголовных дел по материалам направленным из налоговых органов сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2020 года (январь-сентябрь) на 18 п.п. А также обсуждается необходимость разработки единой системы внутренних показателей оценки деятельности по пресечению налоговых преступлений, которая поможет решить вопросы взаимной «выгоды» от взаимодействия [3].

По словам Леоненко ежегодно налоговыми преступлениями наносится материальный ущерб в размере 58 миллиардов. Чаще всего не уплачивают НДС и налог на прибыль.

Для того чтобы оценить эффективность взаимодействия налоговых и правоохранительных органов необхо-

димо проанализировать статистику выявления и раскрытия налоговых правонарушений.

Из общедоступных данных на официальном сайте ФНС РФ представлены индикаторам деятельности налоговых служб:

• исполнение федерально бюджета: 2020 г. — 83,4; 2021 г. — 138,2;

• выездные налоговые проверки: 2020 г. — 6160; 2021 г. — 6796, а в 2018 г. — 14 167;

• доля добровольной уплаты по КАР (контрольно-аналитической работе: 2020 г. — 53,8 %; 2021 г. — 52 %, а в 2018 г. — 27 %;

• и другие.

Из этих данных мы видим, что на данный момент основная часть работы налоговых органов приходится на аналитику, всего за 3 года количество выездных налоговых проверок снижается вдвое, при этом это не как не отражается на эффективности контроля. Обратимся к отчётам о результатах контрольной работы налоговых органов за 2019-2021 года (рисунок 2).

Рис. 2. Показатели результативности камеральных и выездных налоговых проверок за 2019-2021 года

С каждым годом количество проводимых выездных налоговых проверок снижается, при этом результативность от одной проверки растет, так в 2019 году средний показатель дополнительно начисленных платежей приходящихся на одну проверку равен 31971, 89 тыс. руб., а в 2021 (при условии, что данные приведены за 3 квартала) — 40854,06 тыс. руб.

Основной упор, как отмечено в докладе об осуществлении государственного контроля за 2020 год, направлен на аналитическую работу (за 2020 год за счёт проведенной аналитической работы в бюджет страны доначислено 158 миллиардов рублей, что составило 54 % от общего объема поступлений в результате контрольной деятельности налоговых органов). При этом на налоговые органы из бюджета страны в 2020 году выделено 204443749,3 тысячи рублей, для сравнения за 2018 год — 165640777,1 тысяч рублей (увеличились на 18,98 %).

Официальные данные по количеству совместных

мероприятий и их результативности не публикуются в открытом доступе, а анализируются в рамках внутреннего документа. Единственная информация представлены в виде предположений ведущих юристов. Например, Акчурина Галина Николаевна директор департамента налоговых споров, партнёр «ФБК Legal» говорит о том, что «каждая вторая выездная налоговая проверка проводится с участиям правоохранительных органов», а из интервью от 1 января 2021 года Киры Гин, управляющего партнёра юридической фирмы «Гин и партнеры», следует что «8 из 10 проверок сегодня проводятся с привлечением сотрудников полиции».

Подведем итог. Несмотря на наличие явной положительной динамики в области организации взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов, остается ряд нерешенных вопросов, требующих доработки со стороны государства.

Основной проблемой при выявлении налоговых пре-

ECONOMIC SCIENCE

ступлений, на наш взгляд, является разобщенность всех служб и отсутствие единой системы данных. Сотрудники ОВД привлекают налоговые органы только на стадии реализации самостоятельных материалов, опасаясь «утечки» информации при поступлении запроса о предоставлении сведений в налоговый орган. В связи с этим для поиска нужной информации сотрудники полиции часто пользуются распространенными в настоящее время сервисами, в том числе «Спарк», «Контур», «Rusprofile», ведомственными системами баз данных. Наводят справки в кредитно-финансовых учреждениях, для чего заранее получают судебное решение. Но это все занимает продолжительное время. По большому счету, на начальном этапе, для выявления признаков налоговых преступлений, сотруднику полиции не нужен весь объем первичной документации. Нужен доступ к расчетным счетам, книгам покупок и продаж и, конечно, возможность проводить предпровероч-ный анализ и строить «дерево» связей организации. Все это могут делать налоговые органы. Но они не могут проводить негласные оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), правом проведения которых наделены правоохранительные органы. Для того, чтобы доказать причастность реальных бенефициаров следует проводить комплекс ОРМ, что налоговая сделать не может.

Решением данной ситуации, на наш взгляд, является улучшение информационного обмена между налоговыми и правоохранительными органами, в части открытия удаленного доступа сотрудникам полиции к сведениям, составляющую налоговую тайну, без направлений каких-либо запросов, а также возможность создания единого правоохранительного блока, в котором бы сосредоточилось вся система от выявления преступления, до его направления в суд.

Список источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 29.11.2021) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/10900200/

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. 01.07.2021)

[Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/ federalnyi-zakon-ot-12081995-n-144-fz-ob/

3. Бобошко Н. М. Анализ отдельных аспектов организационно-правовых проблем расследования преступлений правоохранительными органами в налоговой сфере // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 3. С. 11-16.

4. Желудкова А. А. Особенности взаимодействия органов внутренних дел и органов налоговой службы в ходе осуществления налогового контроля // Economics. 2018. №4 (36). URL: https://cyberleninka.m/artide/n/ osobennosti-vzaimodeystviya-organov-vnutrennih-del-i-organov-nalogovoy-sluzhby-v-hode-osuschestvleniya-nalogovogo -kontrolya.

5. Ягумова З. Н., Малкандуева Д. Т. Налоговая культура и причины уклонения от уплаты налогов / З. Н. Ягумова // Вектор экономики. 2020. № 5 (47). С. 39.

References

1. The Tax Code of the Russian Federation (Part one) of 31.07.1998 № 146-FZ (ed. of29.11.2021) [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/10900200/

2. Federal Law № 144 of 12.08.1995 «On operational investigative activities» (ed.01.07.2021) [Electronic resource]. URL: https://legalacts.ru/doc/ federalnyi-zakon-ot-12081995-n-144-fz-ob/

3. Boboshko N. M. Analysis of certain aspects of organizational and legal problems of investigation of crimes by law enforcement agencies in the tax sphere // Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 3. P. 11-16.

4. Zheludkova A. A. Features of interaction between internal affairs bodies and tax service bodies during the implementation of tax control // Economics. 2018. № 4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-vzaimodeystviya-organov-vnutrennih-del-i-organov-nalogovoy-sluzhby-v-hode-osuschestvleniya-nalogovogo-kontrolya.

5. Yagumova Z. N., Malkandueva D. T. Tax culture and reasons for tax evasion / Z. N. Yagumova // Vector of Economics. 2020. № 5 (47). P. 39.

Информация об авторе

С. А. Веселкина — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author S. A. Veselkina — Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 13.05.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 30.08.2022.

The article was submitted 13.05.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.