Научная статья на тему 'Межведомственное взаимодействие налоговых и правоохранительных органов'

Межведомственное взаимодействие налоговых и правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
222
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
правонарушение / преступление / налоговый орган / правоохранительный орган / межведомственное взаимодействие / offense / crime / tax authority / law enforcement authority / interdepartmental interaction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ян Владимирович Линевич

В случае выявления признаков налоговых преступлений налоговый орган в дальнейшем по данному правонарушению взаимодействует с правоохранительными органами. В данной статье анализируются основные формы взаимодействия налоговых органов с органами Следственного комитета РФ, МВД России, прокуратуры РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdepartmental interaction of tax and law enforcement agencies

If signs of tax crimes are detected, the tax authority subsequently Interacts with law enforcement agencies on this offense. This article analyzes the main forms of interaction between tax authorities and the bodies of the Investigative Committee of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of Russia, and the Prosecutor's Office of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Межведомственное взаимодействие налоговых и правоохранительных органов»

Закон и право. 2022. № 6. С. 159-161. Law and legislation. 2022;(6):159-161. Научная статья

УДК 343; 336.225.682 NIION: 1997-0063-6/22-347

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-159-161 MOSURED: 77/27-001-2022-6-547

Межведомственное взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Ян Владимирович Линевич

Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия,

Janlinevich@rambler.ru

Аннотация. В случае выявления признаков налоговых преступлений налоговый орган в дальнейшем по данному правонарушению взаимодействует с правоохранительными органами. В данной статье анализируются основные формы взаимодействия налоговых органов с органами Следственного комитета РФ, МВД России, прокуратуры РФ.

Ключевые слова: правонарушение, преступление, налоговый орган, правоохранительный орган, межведомственное взаимодействие.

Для цитирования: Линевич Я.В. Межведомственное взаимодействие налоговых и правоохранительных органов // Закон и право. 2022. № 6. С. 159—161. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-159-161.

Original article

Interdepartmental interaction of tax and law enforcement agencies

Yan V. Linevich

Ufa Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia, Ufa, Russia,

Janlinevich@rambler.ru

Abstract. If signs of tax crimes are detected, the tax authority subsequently interacts with law enforcement agencies on this offense. This article analyzes the main forms of interaction between tax authorities and the bodies of the Investigative Committee of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of Russia, and the Prosecutor's Office of the Russian Federation.

Keywords: offense, crime, tax authority, law enforcement authority, interdepartmental interaction.

For citation: Linevich Ya.V. Interdepartmental interaction of tax and law enforcement agencies // Law and legislation. 2022;(6): 159—161. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-159-161.

Налоговые органы осуществляют в рамках межведомственного взаимодействия со--«лрудничество с органами Следственного комитета РФ (СК России), МВД России, прокуратуры РФ и таможенными органами.

Основными формами межведомственного взаимодействия являются:

■ обмен информацией и сведениями, составляющими взаимный интерес;

■ подготовка совместных аналитических материалов;

■ проведение совместных проверок;

■ издание совместных приказов [1].

© Линевич Я.В. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 06-2022

Налоговые и правоохранительные органы взаимодействуют для реализации следующих функций:

■ предупреждение, пресечение и выявление правонарушений в сфере законодательства о налогах и сборах, валютного регулирования и контроля, государственной регистрации юридических лиц;

■ профилактика правонарушений в сфере неправомерного возмещения НДС из бюджета;

■ выявление кредитных организаций, которые не исполнили обязанность по исполнению платежных поручений клиентов о перечислении денежных средств в бюджет.

В случае если органы внутренних дел выявляют правонарушения в сфере законодательства о налогах и сборах, они сообщают об этом в налоговые органы (п. 2 ст. 36, п. 3 ст. 82 НК РФ, п. 34 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции», ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Налоговые органы:

■ полученную от органов внутренних дел информацию используют при планировании налоговых проверок;

■ в случае проведения выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика, который предположительно совершил налоговое преступление, сообщают об этом в органы внутренних дел для привлечения их к участию в проверке или для организации ими оперативно-розыскных мероприятий (п. 1 ст. 36 НК РФ, п. 28 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»);

■ обращаются с запросом в органы внутренних дел для предоставления им результатов оперативно-розыскной деятельности в случае, если имеются сведения о выявлении ими признаков налоговых преступлений (ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Налоговые органы также осуществляют взаимодействие с СК РФ. В зависимости от формы взаимодействия выделяют: взаимодействие в случае, если признаки преступлений выявили сами налоговые органы, и взаимодействие в случае, если признаки налоговых преступлений были выявлены СК РФ.

1. Взаимодействие налоговых органов и органов СК РФ, если признаки преступлений выявили налоговые органы.

В данном случае налоговые органы направляют в СК РФ материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если соблюдаются все указанные ниже условия:

■ в ходе проведения налоговой проверки был установлен факт недоимки и налоговым органом принято решение о привлечении к ответственности налогоплательщика;

■ срок уплаты недоимки, установленный налоговым органом, истек и в течение двух месяцев после истечения срока налогоплательщиком так и не погашена задолженность;

■ размер недоимки указывают на признаки налогового преступления (п. 3 ст. 32 НК РФ, подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ) [3, с. 112].

После поступления материалов от налогового органа СК РФ принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. О принятом решении СК РФ сообщает в налоговые органы (п. 15.1 ст. 101 НК РФ, части 1, 2 ст. 145 УПК РФ).

2. Взаимодействие налоговых органов и органов СК РФ в случае выявления последними признаков налоговых преступлений.

В случае поступления в СК РФ сообщения о преступлении следователь принимает решение в соответствии с нормами ст. 144 УПК РФ.

При отсутствии прямых оснований для отказа в возбуждении уголовного дела следователь направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, где состоит на учете налогоплательщик, соответствующие материалы для того, чтобы налоговая инспекция проверила правильность предварительного расчета недоимки (ч. 7 ст. 144 УПК РФ).

После получения материалов от СК РФ налоговый орган делает свое заключение о том, правильно ли осуществлен расчет недоимки и какие нормы налогового законодательства нарушены (п. 1 ч. 8 ст. 144 УПК РФ), или предоставляет информацию, указанную в пунктах 2, 3 ч. 8 ст. 144 УПК РФ.

После получения заключения налоговой инспекции следователем СК РФ принимается процессуальное решение (о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела).

В случае, если у следователя будет достаточно данных, указывающих на совершение преступления, он вправе возбудить уголовное дело, не дожидаясь заключения налогового органа (ч. 9 ст. 144, ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

Налоговые органы также тесно взаимодействуют и с органами прокуратуры. Последние направляют в налоговые органы сведения о совершении налоговых правонарушений, которые стали им известны, в том числе из обращений граждан и организаций (п. 4 Инструкции, утв. приказом Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015).

После получения информации от прокуратуры налоговые органы используют ее:

■ при планировании выездных налоговых проверок;

■ при проведении камеральных и выездных проверок (п. 4 ст. 101 НК РФ).

В свою очередь, налоговые органы:

■ направляют сведения в органы прокуратуры о привлечении к ответственности на-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022

логоплательщика в случае совершения им нарушения в виде неуплаты или незаконного возмещения налогов в особо крупном размере (п. 7 Инструкции, утв. приказом Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015); ■ направляют сведения в органы прокуратуры обо всех материалах, переданных на рассмотрение в СК РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 10 Инструкции, утв. приказом Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015) [2, с. 141-146]. Таким образом, при выявлении признаков налоговых преступлений налоговый орган взаимодействует с правоохранительными органами.

Налоговые органы осуществляют в рамках межведомственного взаимодействия сотрудничество с органами Следственного комитета РФ, МВД России, прокуратуры РФ. В частности, сотрудники органов МВД России участвуют вместе с инспекторами в проведении выездных налоговых проверок, а в органы СК РФ инспекторы направляют материалы своих проверок, в которых выявили признаки налоговых преступлений, для возбуждения уголовных дел.

Органы СК России, МВД России, прокуратуры РФ и таможенные органы сообщают нало-

говым органам информацию о налоговых нарушениях, которую получают в процессе своей работы. Эту информацию инспекции используют при проведении проверок.

Список источников

1. Бажанов С.В. Взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов при выявлении налоговых преступлений // Налоги. 2018. № 1. С. 3—6.

2. Борискова М, Стрелкова О. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение / / Актуальные вопросы права, экономики и управления: Сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф.: В 3-х ч. 2017.

3. СеменихинВ.В. Налоговые проверки. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019.

References

1. Bazhanov S. V. Interaction of law enforcement and regulatory authorities in the detection of tax crimes // Taxes. 2018. № 1. Pp. 3—6.

2. Boriskova M, Strelkova O. Tax offenses and responsibility for their commission / / Topical issues of law, economics and management: Collection of articles of the VIII International Scientific and Practical Conference: In 3 parts. 2017.

3. Semenikhin V.V. Tax audits. 5th ed., reprint and additional M.: GrossMedia, ROSBUKH, 2019.

Информация об авторе

Линевич Я.В. — преподаватель кафедры профессиональной подготовки

Information about the author

Linevich Ya.V. — lecturer of the department of professional training

Статья поступила в редакцию 12.04.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 1 2.04.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

LAW & LEGISLATION • 06-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.