Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ, ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ, ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
359
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / НАЛОГОВЫЕ ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ / TAX AUTHORITIES / TAX CRIMES / TAX AUDITS / TAX FIELD AUDITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каверина Э.Ю.

Порядок взаимодействия налоговых, оперативно-розыскных и следственных органов осуществляется достаточно давно. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе общенаучных и специальных методов рассмотреть особенности порядка взаимодействия, действующего на современном этапе развития налогового контроля. В результате описан порядок взаимодействия налоговых органов с органами МВД РФ и СК РФ с указанием основных нормативно-правовых актов в контексте основных этапов проведения выездных налоговых проверок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF TAX, OPERATIVE INQUIRY AND INVESTIGATIVE BODIES FOR THE PURPOSE OF IDENTIFICATION, PREVENTION AND INVESTIGATION OF TAX CRIMES

The order of interaction between tax, operational-search and investigative bodies has been carried out for a long time. The purpose of the article is to consider, on the basis of general scientific and special methods, the peculiarities of the interaction procedure operating at the present stage of development of tax control. As a result, the procedure for the interaction of tax authorities with the bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Investigative Committee of the Russian Federation is described, indicating the main regulatory legal acts in the context of the main stages of conducting field tax audits.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ, ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

экспертного заключения, ложности вещественных доказательств и т.д1.

Зачастую доказательства, которые можно отнести ко второй подгруппе являются по свое сути косвенными. Это означает, что их устанавливают для совершения отдельных процессуальных действий, к которым можно отнести восстановление срока, наложение обеспечительных мер и т.д.

Если рассматривать особенности установления обстоятельств при наложении обеспечительных мер, то на ту сторону, которая ходатайствует об этом в суде накладывается доказательственное бремя установить для суда, что непринятие обеспечительных мер может привести к затруднению при исполнении судебного решения [6; с. 239].

Таким образом, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Особенности правового положения прокурора в арбитражном процессе не влияют на процессе представления прокурором доказательств, поскольку его правовое положение в деле при предъявлении доказательств не отличается от иных лиц, участвующих в деле. Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237. С. 1-12.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 27. ст. 2341

3. Зейдер Н.Б. Предмет и система советского гражданского процессуального права // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса /Н.Б. Зейдер// Государство и право 2016. № 15. С. 59-66.

4. Исаенкова О.В., Демичев А.А. Гражданское процессуальное право /О.В. Исаенкова /М.: Норма. 2017. 123 с.

5. Маняк Н.И. Базовые характеристики системы обжалования, проверки и пересмотра судебных решений в гражданском судопроизводстве России. Общетеоретический аспект /Н.И. Маняк // Мировой судья. 2013. № 10. С. 17-28.

6. Решетникова И.В. Курс доказательственного права в российском гражданском судопроизводстве /И.В. Решетникова /М.: Норма. 2011. 453 с.

7. Султанов А.Р. Борьба за право на обжалование судебного решения. /А.Р. Султанов / М.: Статус. 2014. 346 с.

8. Треушников М.К. Судебные доказательства. /М.К. Треушников /М.: Проспект. 2014. 563 с.

© Жавкина А.Н., 2020

УДК 343

Каверина Э. Ю.

кандидат экономических наук, доцент МИРЭА-Российского технологического университета,

г. Москва

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ, ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ

НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация

Порядок взаимодействия налоговых, оперативно-розыскных и следственных органов осуществляется

1 Исаенкова О.В., Демичев А.А. Гражданское процессуальное право. М.: Норма, 2017. С. 58

-( 67 )-

достаточно давно. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе общенаучных и специальных методов рассмотреть особенности порядка взаимодействия, действующего на современном этапе развития налогового контроля. В результате описан порядок взаимодействия налоговых органов с органами МВД РФ и СК РФ с указанием основных нормативно-правовых актов в контексте основных этапов проведения выездных налоговых проверок.

Ключевые слова:

налоговые органы, налоговые преступления, налоговые проверки, налоговые выездные проверки.

Kaverina E. Y.

Ph.D. Sciences, Associate Professor MIREA-Russian Technological University,

Moscow city

INTERACTION OF TAX, OPERATIVE INQUIRY AND INVESTIGATIVE BODIES FOR THE

PURPOSE OF IDENTIFICATION, PREVENTION AND INVESTIGATION OF TAX CRIMES

Abstract

The order of interaction between tax, operational-search and investigative bodies has been carried out for a long time. The purpose of the article is to consider, on the basis of general scientific and special methods, the peculiarities of the interaction procedure operating at the present stage of development of tax control. As a result, the procedure for the interaction of tax authorities with the bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Investigative Committee of the Russian Federation is described, indicating the main regulatory legal acts in the context of the main stages of conducting field tax audits.

Keywords:

tax authorities, tax crimes, tax audits, tax field audits.

Налоговые преступления занимают особое место в группе экономических преступлений. Они обладают специфическими уголовно-правовыми и криминалистическими характеристиками, чем привлекают внимание многих специалистов. Главной особенностью расследования налоговых преступлений является тесная взаимосвязь знаний уголовного, уголовно-процессуального права с экономическими знаниями, а именно знаниями в области налогообложения, бухгалтерского и налогового учета. Спецификой налоговых преступлений также можно назвать объект и предмет преступления. Объектом налоговых преступлений являются общественные отношения в сфере налоговых и иных обязательных платежей. Предметом налоговых преступлений выступают непоступившие в бюджетную систему государства денежные средства, поэтому потерпевшей стороной здесь является Российская Федерация. Данная специфика связана с экономической сущностью налога как части валового внутреннего продукта, которая изымается государством в качестве обязательного взноса в целях присвоения, централизации и дальнейшего перераспределения через бюджеты страны.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации расследованием налоговых преступлений занимаются следственные органы. Выявлением налоговых преступлением занимаются правоохранительные органы, в том числе органы МВД РФ, ФСБ РФ, таможенные органы. Первоначальную же роль в выявлении налоговых преступлений играют налоговые органы, которые обязаны по данному вопросу взаимодействовать с органами МВД РФ и СК РФ.

В большинстве случае налоговые преступления выявляются посредством проведения выездных налоговых проверок. В ходе проведения налоговых проверок осуществляется первый этап отбора налогоплательщиков, которыми могут быть совершены налоговые правонарушения (преступления).

На подготовительном этапе выездной налоговой проверки налоговыми органами осуществляется сбор информации о налогоплательщике, которая впоследствии используется при расследовании налогового преступления. Для этой цели налоговые органы осуществляют следующие мероприятия:

- формируют информационные ресурсы о налогоплательщиках;

- анализируют результаты камеральных налоговых проверок;

- анализируют результаты налоговых деклараций;

- анализируют результаты бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- анализируют основные финансовые показатели деятельности налогоплательщика;

- проводят предпроверочный анализ информации о налогоплательщике и др. [7, с. 59-60, 62-63]

Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы

планирования выездных налоговых проверок, в которой установлены критерии риска налоговых правонарушений, используемые в процессе отбора объектов для проведения проверки. К указанным критериям отбора налогоплательщиков относятся следующие характеристики:

1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня (по виду экономической деятельности).

6. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) и др.

Формирование информационных ресурсов о налогоплательщике, на основе которых определяют критерии риска совершения налоговых правонарушений осуществляется из внешних и внутренних источников (как правило, из всевозможных баз данных); в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией; по запросам (из кредитных организаций, лицензирующих органов и др.); от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.п.), из средств массовой информации, сети Интернет и т.п. [6, с. 193]

Сформировав, таким образом, определенный массив данных о налогоплательщике и определив наличие или отсутствие критериев риска совершения налоговых правонарушений, налоговые органы приступают к процедуре проверки. При проведении налоговых проверок работники налоговых органов могут осуществлять действия, по своей тактике и содержанию не отличающиеся от действий следователей и иных сотрудников правоохранительных органов, ведущих проверки на стадии до возбуждения уголовного дела, а также осуществляющие дознание, предварительное следствие или оперативно-розыскную деятельность [5, с. 174]. К таким действиям относятся:

1) Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ).

2) Осмотр (ст. 91, 92 НК РФ).

3) Истребование документов (информации) (ст. 93, 93.1 НК РФ).

4) Выемка (ст. 94 НК РФ).

5) Экспертиза (ст. 95 НК РФ).

6) Допрос (ст. 90 НК РФ).

7) Вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ).

8) Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ).

Спецификой налоговых проверок является то, что к их проведению могут быть привлечены сотрудники правоохранительных органов, что установлено пунктом 1 статьи 36 НК РФ и подпунктом 28 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Порядок действий налоговых органов регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых

органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009.

Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа. Мотивированный запрос может быть направлен как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения. Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться:

1) наличие данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, и необходимости их проверки с участием сотрудников органов внутренних дел;

2) назначение выездной проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 НК РФ;

3) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

4) необходимость содействия должностным лицам налогового органа в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и их здоровья при исполнении ими должностных обязанностей [3, п. 7-8].

Согласно Письму ФНС России от 24.08.2012 № АС-4-2/14007@ предусмотрены дополнительные случаи привлечения сотрудников органов внутренних дел к участию в выездных проверках:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, в том числе:

- если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля либо на его затруднение либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной проверки;

- при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок», используемых в целях уклонения от уплаты налогов;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика [4].

К материалам проверки могут быть приобщены документы, информация, а также иные материалы, представленные органами внутренних дел [3, п. 13-14].

Сотрудники органов внутренних дел участвуют в проведении выездной проверки путем осуществления полномочий, предоставленных им Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными нормативными правовыми актами. Сотрудники полиции привлекаются, как правило, не для документального контроля. Им поручают розыск, привод и допрос свидетелей; сопровождение контрольных мероприятий, связанных с осмотром помещений, выемкой предметов и т.п. Полиции обладает достаточно широким спектром инструментов для выявления налоговых преступлений в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Поэтому налоговые органы на стадии планирования проверки получают доступ, помимо имеющихся в их распоряжении данных информационных баз, еще и к документам налогоплательщика, предметам (печатям, дискетам, дискам, флеш-картам, жестким дискам, иным новейшим носителям информации), изъятым сотрудниками полиции при осуществлении оперативно-( '0 )-

розыскной деятельности, материалам допросов сотрудников и должностных лиц налогоплательщика и т.д. Использование материалов оперативно-розыскной деятельности при проведении предпроверочного анализа позволяет устанавливать налоговым органам полноценные схемы уклонения от налогообложения. Таким образом, если выездная налоговая проверка начинается с такого предпроверочного анализа, то он приобретает вид уже законченной проверки. Налоговому органу остается лишь назначить выездную проверку и сформировать доказательную базу.

По результатам выездной проверки должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. По результатам проверки руководитель налогового органа выносит решение либо о привлечении, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ). Обязанность по направлению материалов проверки в следственные органы возникает при наличии одновременно следующих условий (п. 3 ст. 32 НК РФ):

- в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога (сбора, страхового взноса);

- суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течение двух месяцев со дня истечения установленного в требовании срока;

- размер недоимки позволяет предполагать факт совершения налогового преступления. Выездные налоговые проверки проводятся в три основных этапа: подготовительный, основной и

заключительный (составление акта налоговой проверки и иных документов). Из вышеизложенного следует, что взаимодействие налоговых органов с органами МВД РФ осуществляется на подготовительном этапе, а также на основном этапе - этапе проведения непосредственно самой проверки. Со СК РФ налоговые органы начинают свое взаимодействие на заключительном этапе, когда возникает обязанность по направлению материалов проверки в следственные органы, установленная НК РФ.

Отсюда следует, что на современном этапе развития налогового контроля в целях выявления налоговых преступлений налоговые органы обязаны осуществлять тесное взаимодействие как с оперативно-розыскными, так со следственными органами. Рассмотренная схема сотрудничества позволяет существенно повысить эффективность предупреждения, выявления и расследования налоговых преступлений.

Список использованной литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

3. Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». П. 7-8 // Российская газета. № 173. 16.09.2009.

4. Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» // Официальные документы. № 28, 06-12.08.2013, № 29, 13-19.08.2013, № 30, 2026.08.2013, № 31, 27.08-02.09.2013, № 32, 03-09.09.2013, № 33, 10-16.09.2013 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»)

5. Александров И.В. Налоговые преступления: расследование: монография. М.: ЮСТИЦИЯ 2019. 286 с.

6. Кузнецов И. С. Реальная оптимизация налогов. - СПб.: ООО «Издательско-полиграфическая компания «Коста», 2017. - 240 с.

7. Попонова Н.А. Организация налоговых проверок. Учебное пособие. М.: Издательство «Научный консультант», 2018. 124 с.

© Каверина Э.Ю., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.