Научная статья на тему 'Особенности доследственных проверок и возбуждений уголовных дел по сообщениям о налоговых преступлениях'

Особенности доследственных проверок и возбуждений уголовных дел по сообщениям о налоговых преступлениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
511
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / СУДЕБНО СЛЕДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / TAX CRIMES / TAX AUDITS / INITIATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS / JUDICIAL AND INVESTIGATIVE PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Табакова Д.А.

В данной статье рассматриваются вопросы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при выявлении и раскрытии преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Исследуется совокупность обстоятельств, необходимых для принятия решения о возбуждении уголовного дела на основании материалов, полученных от налогоплательщиков, и при наличии обоснованного решения о привлечении их к ответственности за совершение налогового правонарушения.This article discusses the interaction of tax and law enforcement agencies in identifying and solving crimes related to tax evasion. The set of circumstances necessary to make a decision on initiating a criminal case on the basis of materials received from taxpayers, and if there is a reasonable decision on bringing them to responsibility for a tax offense, is investigated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности доследственных проверок и возбуждений уголовных дел по сообщениям о налоговых преступлениях»

ОСОБЕННОСТИ ДОСЛЕДСТВЕННЫХ ПРОВЕРОК И ВОЗБУЖДЕНИЙ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО СООБЩЕНИЯМ О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Д.А. Табакова, студент

Научный руководитель: Р.Р. Хаснутдинов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10623

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при выявлении и раскрытии преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Исследуется совокупность обстоятельств, необходимых для принятия решения о возбуждении уголовного дела на основании материалов, полученных от налогоплательщиков, и при наличии обоснованного решения о привлечении их к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ключевые слова: налоговые преступления, налоговые проверки, возбуждение уголовного дела, судебно - следственная практика.

С начала 2011 года в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2009 № З8З-ФЗ [1] уголовные дела по ст. 198199.2 УК РФ [2] возбуждают и расследуют следователи СК России. Данный закон одновременно внес существенные поправки в НК, УК и УПК РФ, направленные на смягчение ответственности за неуплату налогов. Успех в выявлении и расследовании налоговых правонарушений во многом обусловлен эффективным взаимодействием следователей и оперативных сотрудников с налоговыми органами. Налоговые правонарушения относятся к числу наиболее опасных правонарушений, поскольку они наносят ущерб экономическому благополучию страны. Сотрудники правоохранительных органов независимы в проведении оперативно-розыскных мероприятий и могут получать информацию из различных источников. Однако следователям важно знать, что источником подачи материалов по налоговым преступлениям является не только налоговая инспекция, но и полиция.

Система предоставления, рассмотрения и регистрации налоговых материалов регламентируется нормативно-правовыми документами СК России, совместными приказами, инструкциями ФНС РФ и органов МВД РФ, в соответствии с инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел

при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления утвержденной совместным приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 [3] Этот нормативный правовой акт определяет порядок направления материалов при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления

Зачастую своевременность выявления и качество расследования налоговых преступлений напрямую зависит от полноты проводимых налоговыми органами проверок. Анализ практики показывает, что эти материалы не всегда собираются в полном объеме, следователь должен обратить внимание на наличие соответствующих документов, подтверждающих совершение налогового правонарушения, содержащих признаки преступления. Следует отметить, что объем основных материалов, подлежащих представлению в следственные органы, зависит от вида налогового преступления.

В целом процесс оценки материалов налоговой проверки, поступивших в следственные органы, можно условно разделить на три этапа.

На первом, который можно назвать «внешней оценкой», необходимо исследовать правильность оформления и легитимность проведения проверки. В первую очередь необходимо убедиться, что в материалах имеется постановление надлежащего лица о проведении проверки, протокол изъятия и осмотра первичных бухгалтерских документов, объяснения и возражения проверяемых, ответ налогового органа на возражения налогоплательщика, все документы на которые есть ссылки в акте или указанные в списке приложений и другие документы. Также следует обратить внимание на наличие необходимых реквизитов всех указанных документов.

На втором, осуществляется «формальная» (внутренняя) оценка, включающая проверку правильности использования нормативной базы при исследовании и наличие причинно-следственной связи между исследованием и выводами. При изучении формальной стороны содержания акта проверки и решения налогового органа, следует выяснить какое предприятие (физическое лицо) было проверено, его полное наименование, организационно-правовая форма, юридический и фактический адрес, какие счета и в каких банках им открыты.

На третьем, оцениваются фактические данные. Особое значение имеет вопрос о том, каким методом проводилась проверка и какая нормативная база при этом использовалась, поскольку от того как она проводилась, какие методы при этом использовались, зависит её полнота, а главное - достоверность выводов проверяющего.

Если из акта налоговой проверки следует, что инспектор налогового органа не использовал необходимые методы документальной или фактической проверки, это может повлиять на обоснованность его выводов. Тогда следователю необходимо решить вопрос о проведение аудиторской проверки. Важно, чтобы в акте и решении налогового органа указывались изученные материалы, так как ссылки на конкретные документы являются подтверждением фактов нарушения налогового законодательства. Особое внимание следует обра-

тить на выводы в заключительной части акта и решения, которые должны быть четко сформулированы с соблюдением норм законодательства о налогах и сборах и опираться на документальную базу.

Таким образом, изучение акта налоговой проверки и решения налогового органа в совокупности с иными, представляемыми в следственные органы материалами, является основополагающим и необходимым условием получения исчерпывающей информации о нарушении налогового законодательства и о лице, совершившем такое нарушение. Это позволяет следователю объективно оценить полученные материалы и принять законное и обоснованное решение о возбуждении уголовного дела по факту совершения налогового правонарушения или об отказе в его возбуждении. В соответствии со ст. 143 УПК РФ, при этом удостоверившись в достоверности сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, следователь составляет рапорт об обнаружении соответствующих признаков. Рапорт об обнаружении признаков налогового преступления, должен содержать подробное изложение всех выявленных фактов уклонения от уплаты налогов и иных уголовно наказуемых нарушений законодательства о налогах и сборах, иную существенную информацию.

Как правило, во избежание ошибок на стадии возбуждения уголовного дела установить наличие признаков налогового правонарушения достаточно сложно, так как приведенные выше материалы обычно содержат сведения только об объективной стороне, т.е. о механизме совершения налогового правонарушения, и не позволяют дать полное представление о его субъективной стороне. Поэтому в большинстве случаев уголовные дела о нарушении налогового законодательства и сборов возбуждаются на основании предполагаемых выводов о наличии в деятельности всех признаков преступления. Кроме того, практика показывает, что материалы, которые получили от налоговых органов, зачастую не соответствуют предъявляемым требованиям или собираются не в полном объеме. С учетом этого можно

снизить вероятность принятия необоснованного решения о возбуждении уголовного дела и тщательно изучить все материалы, провести углубленный анализ, сопоставление и оценку имеющихся доказательств, а также провести дополнительную проверку. В процессе проверки представленных материалов необходимо обстоятельно изучить характер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, содержание его налоговых обязанностей и фактическое их исполнение. На этой основе проверяется обоснованность выводов налоговых органов, и в зависимости от правовой оценки принимается решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Кроме того, следователю всегда необходимо руководствоваться положениями ст. 28.1 УПК РФ [4] уголовное преследование, подозреваемого или обвиняемого в совершении предусмотренного статьями 198, 199 и 199.1 УК РФ должно быть прекращено в случае, если до окончания предварительного следствия, ущерб, причиненный бюджетной системе в результате совершения налоговою притупления, возмещен в полном объеме. При этом возмещение ущерба должно включать и себя наряду с полной уплатой суммы недоимки, в размере, определяемом налоговым органом во вступившем в силу решении о привлечении к ответственности, также уплату соответствующих пеней и штрафов. При определении обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам о налоговых преступлениях, следует исходить, что, общему правилу при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: событие преступления; виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением и др.

С учетом судебно-следственной практики можно заметить, что в процессе расследования налоговых преступлений, как правило, необходимо установить следующие обстоятельства:

- является ли данное физическое лицо предпринимателем без образования юридического лица, а организация - юридиче-

ским лицом (т. е. зарегистрировано ли оно в установленном порядке);

- обязано ли физическое лицо или организация уплачивать налоги и сборы;

- какие виды налогов и сборов обязан уплачивать налогоплательщик;

- какой порядок ведения бухгалтерского (налогового) учета и представления отчетности использован налогоплательщиком;

- когда (в пределах, какого налогового периода) и в каком месте имело место совершение налогового преступления;

- каким способом и в нарушение, каких правовых норм совершено налоговое преступление;

- каковы размеры налогов, неуплаченных в результате совершения налогового преступления, общая сумма, подлежащих уплате налогов и сборов;

- кто осуществлял руководство организацией в момент совершения налогового преступления, а также отвечал за организацию и ведение бухгалтерского (налогового) учета и представление налоговой декларации;

- кем и при каких обстоятельствах были выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки налогового преступления.

Этот перечень, конечно, не является исчерпывающим, но по уголовным делам о налоговых преступлениях расследование в большинстве случаев было направлено на создание этих обстоятельств.

Так, например, в Самарской области с целью повышения эффективности совместной работы Следственным Управлением Следственного комитета России по Самарской области и Главного Управления МВД России по Самарской области, Управлением Федеральной налоговой службы России по Самарской области организована система взаимодействия:

1) На уровне межведомственной рабочей группы по противодействию экономическим и налоговым преступлениям. На совещаниях рассматриваются конкретные материалы проверок, требующие выработки определенных направлений доказывания, а также возникающие проблемные вопросы;

2) На уровне руководителей указанных ведомств, когда требуется организация контроля за ходом рассмотрения наиболее значимых дел.

Такая организация работы позволяет оценить перспективу возбуждения уголовных дел на стадии проведения налоговых проверок на заседаниях межведомственной рабочей группы дать оценку достаточности и эффективности проведения контрольных мероприятий.

Так за 12 месяцев 2019 года, сотрудниками отдела Управления экономической безопасности и противодействия корруп-

направленности, в том числе 3- факта уклонения от уплаты налогов и сборов с физических лиц, 46 преступлений связанных с уклонением от уплаты налогов с организаций. Кроме того, по материалам сотрудников выявлено 19 преступлений по фактам незаконного возмещения НДС из бюджета РФ [5].

Из вышенаписанного можно сделать вывод, что эффективное расследование и выявление уголовных дел о налоговых преступлениях возможно в условиях хорошо организованного взаимодействия налоговых и правоохранительных органов.

ции выявлено 117 преступления налоговой

Библиографический список

1. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2009 N З8З-ФЗ (последняя редакция).

2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020).

3. Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

4. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019).

5. Курносенко А.А. На страже экономических интересов государства // Фонд ветеранов подразделений экономической безопасности органов внутренних дел, 2019.

FEATURES OF THE PREVENTIVE CHECKS AND EXECUTIONS OF CRIMINAL

CASES ON REPORTS OF TAX CRIMES

D.A. Tabakova, Student

Supervisor: R.R. Khasnutdinov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. This article discusses the interaction of tax and law enforcement agencies in identifying and solving crimes related to tax evasion. The set of circumstances necessary to make a decision on initiating a criminal case on the basis of materials received from taxpayers, and if there is a reasonable decision on bringing them to responsibility for a tax offense, is investigated.

Keywords: tax crimes, tax audits, initiation of criminal proceedings, judicial and investigative practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.