УДК 34 DOI 10.24411/2618-8236-2019-14414
ББК 64.400
Совместные налоговые проверки ФНС и МВД
Юркина
Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия
В статье рассматриваются особенности совместных налоговых проверок ФСН и МВД. Дано определение предпроверочного анализа налоговой инспекции, охарактеризован порядок порядок его проведения, рассмотрены вопросы участия правоохранительных органов при проведении ВНП.
Ключевые слова: налоговые проверки, Федеральная налоговая служба, Министерство внутренних дел.
Никогда не бывает больших дел без больших трудностей.
Вольтер
С недавнего времени налоговые инспекции все чаще стали привлекать сотрудников правоохранительных органов как на этапе предпроверочного анализа, так и к непосредственному участию в выездных налоговых проверках в соответствии с п. 1 ст. 36 НК РФ, а сотрудники полиции, в свою очередь, принимают участие в указанных мероприятиях согласно пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ и согласно Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных проверок (утв. совместным Приказом ФНС России и МВД России от 30.06.2009 г. № 495/ММ-7-2-347). Попробуем разобраться, так ли необходимо участие сотрудников правоохранительных органов как на этапе предпровероч-ного анализа, так и непосредственно в выездной налоговой проверке (далее по тексту — ВНП)?
Как известно, предпроверочный анализ налоговой инспекции — это сбор данных о налогоплательщике и последующий анализ этих данных с целью определения целесообразности проведения выездной налоговой проверки у конкретного налогоплательщика. По основаниям участие сотрудников правоохранительных органов следует различать: запрос налогового органа об участии сотрудников правоохранительных органов и направление материалов, требующих содействия налоговых органов в рамках налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ), правоохранительными органами в соответствующую налоговую инспекцию.
Итак, при проведении предпроверочного анализа, сотрудниками налоговой службы могут направляться запросы в правоохранительные органы с целью предоставления им сведений, которыми располагают правоохранительные органы, в том числе, добытыми и/или известными в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности в рамках Федерального закона от 12.08.95 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности». Сотрудники налоговой службы, в свою очередь, обязаны либо назначить налоговую проверку, либо мотивированно отказаться от нее. Такие запросы налоговых служб в правоохранительные органы в рамках предпроверочного анализа весьма целесообразны и оправданы при условии выявления признаков состава налогового преступления в предоставленных материалах.
Но есть и случаи, когда правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности приходят к выводу о том, что в тех или иных делах необходимо участие налоговой инспекции, хотя, согласно Федеральному закону от 22.10.2014 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ», при наличии повода и достаточных данных, вправе самостоятельно возбудить уголовное дело по факту нарушения законодательства в сфере налогов. Вообще, очень логично привлекать к таким делам именно налоговые органы, поскольку это является именно их сферой деятельности, а также имеют доступ к налоговым отчетам и взаиморасчетам налогоплательщиков.
Участие правоохранительных органов при проведении ВНП на словах выходит значительным и внушительным, поскольку основания для участия сотрудников полиции четко определены совместным Приказом ФНС России и МВД России от 30.06.2009 г. № 495/ММ-7-2-347, в частности:
• при наличии у сотрудников налоговых инспекций необходимости проверить с участием сотрудников органов внутренних дел имеющиеся данные о нарушениях налогового законодательства;
• при необходимости участия полиции в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т. д.);
• при необходимости в оказании помощи налоговым органам со стороны сотрудников полиции в случаях, когда налогоплательщик
Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2019. Vol. 4, iss. 4
64
Юркина
препятствует законной деятельности проверяющих, а также защита налоговых инспекторов при исполнении ими должностных обязанностей.
По факту же, участие правоохранительных органов в ВНП сводится к формальному участию оперативного сотрудника полиции, который, в общем-то, ничего и не понимает из сказанного и/или увиденного, выполняет роль охранника и мученически безмолвно сидит в сторонке.
При участии в допросах такой сотрудник полиции, в основном, одним лишь своим присутствием и суровым взглядом оказывает психологическое давление на опрашиваемого, также может усилить эффект фразой об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, либо за отказ от дачи показаний. Хотя, согласно ст. 90 и 99 НК РФ указанная процедура производится исключительно сотрудником налогового органа, иное в НК РФ не оговорено. Таким образом, если в вызове отсутствует ссылка на требования по пп.. 10 и 29 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», то предъявляемые требования незаконны, соответственно, можно отказаться от дачи показаний
Дата поступления: 20.04.2019
Дата принятия к опубликованию: 22.04.2019
в присутствии сотрудника правоохранительных органов.
Цель участия правоохранительных органов ясна, потому как полномочия налоговых органов ограничены только НК РФ, а правоохранительные органы, в свою очередь, наделены много большими полномочиями согласно Федеральному закону от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и Федеральному закону от 12.08.95 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Такой формальный подход к оперативных сотрудников полиции в ВНП, по сути, ни на что не влияет, поскольку случаев противодействия предоставлению документов, выемке доказательств, покушения на жизнь и здоровье проверяющих инспекторов налоговых инспекций на столько мало, что по ним даже статистики не ведется. А если участие оперативных сотрудников полиции ни на что не влияет, то и целесообразность таких мероприятий сомнительна, тем более, что это трата бюджетных денежных средств, дефицит которых Министерством финансов Российской Федерации фиксируется при раскрытии информации об исполнении федерального бюджета из года в год.
Сведения об авторе
Юркина — магистрант института права Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия. law@csu.ru
Библиографическое описание: Юркина. Совместные налоговые проверки ФНС и МВД / Юркина // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2019. — Т. 4, вып. 4. — С. 63 — 64.
Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2019. Vol. 4, iss. 4. Pp. 63 — 64.
Joint tax audits by the Federal Tax Service and the Ministry of Internal Affairs
Yurkina
Chelyabinsk State University. Chelyabinsk, Russia. law@csu.ru
The article describes the features of the joint tax inspections of the FSN and the Ministry of Internal Affairs. The definition of a pre-audit analysis of the tax inspection is given, the procedure for its conduct is described, the issues of the participation of law enforcement agencies during GNP are considered.
Keywords: tax audits, Federal Tax Service, Ministry of the Interior.
Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2019. Т. 4, вып. 4