14(149) - 2010
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР КАК ФАКТОР
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. Е. ЖУЛАНОВ, кандидат экономических наук,доцент, заведующий кафедрой экономики и организации промышленного производства E-mail: [email protected] Пермский государственный технический университет
Рассматривается методика максимизации экономического роста муниципальных образований России за счет создания условий, стимулирующих экономические субъекты к ведению наиболее выгодных видов хозяйственной деятельности на основе предоставления субсидий из муниципального бюджета и софинансирования социально и экономически значимых бизнес-проектов. Для обоснования целесообразности поддержки хозяйствующих субъектов предложена методика комплексной оценки конкурентоспособности продукции хозяйствующего субъекта, его производственной базы и состояния рынка.
Ключевые слова: экономический рост, муниципальная экономика, методика, управление, метод региональных экономических исследований, локальный рынок, конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, оптимизация.
Основным способом обеспечения экономического роста территории является стимулирование развития конкуренции на местных рынках и повышение конкурентоспособности предприятий, расположенных на территории. Конкуренция побуждает собственников и управленцев предприятий вырабатывать предпринимательские идеи, благодаря которым снижается себестоимость продукции и внедряются передовые технологии производства. В связи с тем, что в настоящее время не существуют механизмы и инструменты, способные на муниципальном уровне
целенаправленно влиять на конкурентные процессы, появляется необходимость в разработке такого инструментария. Однако, прежде чем перейти к его формированию, необходимо сформулировать цели, которые ставят перед собой главы муниципальных образований при повышении финансовой устойчивости территории. Прежде всего, это сокращение бюджетного дефицита и приведение в соответствие финансовых возможностей территории с задачами территориальногоразвития [4].
Под финансовой устойчивостью территориальных образований понимается система экономических отношений, которые обеспечивают расширенное воспроизводство их населения за счет эффективного функционирования финансовых ресурсов внутри муниципального образования и сбалансированности их притока и оттока [4].
Интересы предпринимателей и глав муниципальных образований имеют вполне конкретные отличия (рис. 1). Однако и предприниматели, и органы местного самоуправления (далее — ОМС) преследуют общие цели:
1) обеспечение наиболее рационального использования имеющихся на территории ресурсов, мерой которых является уровень прибыльности продукции, произведенной с их использованием;
2) внедрение производственных инновационных технологий, позволяющих повысить при-
Интересы предпринимателей
X
Природные
X
1. Природные ресурсы и их количественная и качественная характеристика: минеральные; земельные; водные; лесные.
2. Климатические условия, рельеф
быльность используемых ресурсов.
На процесс принятия управленческих решений как участников рынков, так и территориальных органов власти влияет ряд факторов, перечень которых приведен нарис. 2 [3].
Принимая во внимание перечисленные факторы ОМС целесообразно поддерживать обеспечивающие производства, для чего:
1) использовать в производственном процессе ресурсы, преобладающие в структуре ресурсной базы территории и обеспечивающие наибольший уровень прибыльности на вложенный в производство капитал;
2) экономически эффективно использовать неосвоенные участки земли;
3) формировать сбалансированные структуры населения территории и повышение его квалификации;
4) наращивать прибыли предприятий за счет встраивания их деятельности в технологические цепочки межрегионального и межтерриториального хозяйства;
5) увеличивать доходы населения и бизнеса за счет развития транспортной инфраструктуры;
6) вкладывать инвестиции преимущественно в инновационные технологии;
7) экономить бюджетные средства и средства
предприятий на устранение экологического загрязнения территории в долгосрочном периоде.
Для оценки экономического роста территорий необходимо максимизировать доходы населения, профицит муниципального бюджета и прибыли хозяйствующих субъектов территории в долгосрочном периоде:
Интересы глав муниципальных образований
Наибольшая экономическая эффективность Социальная ориентация регионального размещения производственных сил
*
Рациональное сочетание хозяйственной специализации и сбалансированное развитие экономики территории
Завоевание рынка, возможность выживания в нем
*
Перспективность и устойчивость функционирования территориального хозяйства в экстремальных условиях
Уверенность в стратегии социально-экономического развития территории i
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды
*
Приближение производства к источникам сырья, топлива, электроэнергии, трудовым ресурсам
Маневрирование разнообразием форм собственности и способов хозяйствования *
Социальная, экономическая и экологическая эффективность
Рис. 1. Экономические интересы предпринимателей и глав муниципальных образований
Факторы
Социально-
демографические * ~
Экономические
1. Численность населения и его расселение.
2. Половозрастная структура трудоспособного населения.
3. Изменение численности населения вследствие его движения.
4. Уровень квалификации имеющихся на территории трудовых ресурсов
X
Экологические
1. Пространственное 1. Общее
положение района и состояние
размещение геоэкологической
производства. обстановки.
2. Транспортная 2. Уровень
обеспеченность. загрязнения и
3. Уровень развития степень охраны
объектов окружающей
производственной, среды на
социальной и территории
рыночной
инфраструктуры.
4. Объем капитальных
вложений.
5. Формы
территориальной
организации
производительных сил.
6. Емкость рынка.
7. Научно-
технический прогресс,
производственный и
научный потенциал
X
Рис. 2. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений участниками рынка и органами территориальной власти
чддте р=Ё
Дн, + Дхс + Дб,
(1 + Ев) '-1
где
п — количество лет, за которые рассчитывается ЧДД-,
— текущий период; Дн( — совокупный доход населения территории;
,=1
Дхс( — совокупный доход хозяйствующих субъектов;
Д — профицит муниципального бюджета;
Ен — норма дисконта.
Исходя из приведенных задач, одной из важнейших целей ОМС является прирост ценности ресурсов территории.
Оценить ресурсную базу можно следующим образом. Прежде всего следует определить ресурсы, которыми располагает муниципальное образование, а также их объемы в натуральном и денежном выражении. В этих целях может быть использована информация регионального управления природопользования, которое располагает данными об имеющихся залежах полезных ископаемых в муниципальных образованиях, а также следует использовать данные регионального комитета государственной статистики о численности, занятости и доходах населения в разрезе данных образований.
Затем следует определить долю каждого ресурса, занимаемого в общей стоимости ресурсов муниципального образования:
V = 6; я =£ т),
иг 1=1
где (). — объем /-го ресурса в натуральном выражении;
Р. — цена единицы ресурса;
Бг — стоимость ресурсной базы территории;
к — количество видов ресурса.
Далее определяется потенциальная рентабельность производства тех или иных товаров, для изготовления которых используются территориальные ресурсы. Если на базе использования /-го вида ресурса формируется не менее 50 % себестоимости продукции, обладающей определенной рентабельностью р и без этого ресурса она не может быть произведена, то эта рентабельность характеризует собою потенциальную прибыль, получаемую на один рубль использованного /-го ресурса. Она должна быть отражена в рейтинге приоритетных направлений использования ресурсной базы территории.
Следует заметить, что при определении рентабельности того или иного вида ресурса появляется необходимость в определении мультипликативного эффекта, создаваемого увеличением производства с использованием рассматриваемого ресурса. Эффект может быть обусловлен снижением цены конечного продукта под влиянием эффекта масштаба, а также развитием экономических связей вдоль технологической цепочки его производства.
При разработке инструментов и моделей, описывающих закономерности функционирования муниципальной экономики, следует исходить из того, что подход к определению эффективности функционирования территории не сопоставим с соответствующим подходом на макроуровне или на уровне региона (субъекта Федерации). Муниципальные образования не имеют возможности самообеспечения [1], а следовательно, возможности организовать воспроизводственный цикл. Поэтому при построении модели экономического роста муниципального образования воспроизводство может быть учтено только на уровне отдельных предприятий. Исходя из этого, следует также учитывать, что для муниципальных образований не всегда характерны этапы разделения труда, зато они могут иметь стадии производства, взаимосвязанные через регион с производством конечного продукта. Следовательно, удешевление ресурса может содействовать снижению цены продукта и увеличению объемов производства товаров с использованием других ресурсов этой же муниципальной территории, что отразится на прибыльности продукции. Для определения ценности, создаваемой с использованием каждого ресурса муниципального образования, необходимо знать возможный прирост объемов потребления других ресурсов при увеличении его объема на один процент, а также иметь в виду сложившуюся или прогнозируемую на рынке конъюнктуру.
Таким образом, приоритетные направления поддержки тех или иных видов хозяйственной деятельности ОМС могут определяться по наибольшему рейтингу:
б,=1^1,
1=1
где — объем прибыли, которую можно получить при рациональном (эффективном) использовании п ресурсов территории. Данный рейтинг показывает, какую прибыль может обеспечить использование ресурсов по конкретному виду деятельности. Использование в расчете показателя объема ресурсов в денежном выражении позволяет ОМС не только оценить структуру ресурсной базы, но и дать характеристику ее ценности для развития муниципальной экономики.
В состав ресурсов включается также рабочая сила, в ценности которой учитывается и уровень ее квалификации. Следовательно, увеличить объем ценности ресурсов муниципалитета возможно за счет роста уровня квалификации персонала. Мерой стоимости ресурса «квалифицированный персонал»
может быть его заработная плата, сгруппированная по подгруппам профессий на территории. Это позволит ОМС стимулировать хозяйствующих субъектов к организации производств, основанных на инновационных и наукоемких технологиях с высокой долей добавленной стоимости в цене товара.
Такой подход дает возможность сопоставлять выгоду от создания малого предприятия — сателлита большой корпорации или от создания малого предприятия, действующего самостоятельно на муниципальном рынке. Если прибыльность на единицу ресурса в корпорации окажется больше, то предпочтение будет отдано содействию организации ее производства.
Для того чтобы наилучшим образом задействовать имеющуюся на территории ресурсную базу ОМС, может быть предложена модель линейного программирования, на основе которой оптимизируется вариант распределения ресурсов между наиболее прибыльными видами деятельности с точки зрения максимизации прибыли. Для этого требуется найти максимум прибыли, получаемой территориальными предприятиями в результате вложения средств в наиболее приоритетные для территории виды деятельности, с помощью следующей целевой функции:
Мах ^(X) = с.х. +с_х,+...+с х ,
11 2 2 п п>
где с — прибыль от единицы продукции, произведенной при использовании территориальных ресурсов; х. — количество продукции видау Ц=1,2,...п).'
При этом следует учесть следующие ограничения:
апхх+апх2+...+а1пхп < Ъх; а21х1+а22х2+.+а2пхп <Ъ2;
апЛХ1+ат2Х2+.+атпХп ^ К
х< > 0; ] = 1, п,
где а. — норма расхода г-го ресурса нау-ыи вид деятельности;
Ь — количество ресурса, имеющегося в муниципальном образовании вида / (1=1, 2,...т)\ На основе данного механизма ОМС могут оценить максимальную выгоду от наилучшего варианта распределения ресурсов и принять стимулирующие меры для его реализации и расширения границ производственных возможностей внутри муниципального образования.
На следующем этапе следует сравнить имеющуюся производственную базу с базой, необходимой
для получения максимальной прибыли на единицу используемого ресурса. Если существующей базы недостаточно, то появляется необходимость в организации новых производственных предприятий или в создании малых предприятий при поддержке муниципального бюджета. При выборе размера поддерживаемого предприятия (малое, среднее или крупное) необходимо также руководствоваться уровнем прибыли, которую можно получить на каждом из них, и отдать предпочтение наиболее эффективному.
Механизм взаимодействия муниципальных органов власти и бизнеса может быть представлен следующим образом. На основе установленных диспропорций между фактической производственной базой муниципального образования и необходимой для оптимального распределения ресурсов муниципальные органы власти дают объявление о поддерживаемых направлениях деятельности из средств муниципального бюджета. В ответ на данное объявление представители бизнес-структур или новые предприниматели обращаются с бизнес-планом в ОМС для получения финансовой поддержи. При этом поддержка существующих предприятий должна осуществляться на основе согласованных действий ОМС с региональными органами власти во избежание финансирования монопольных структур. Данное условие обусловлено тем, что поддержка монополистов приведет к еще большему отклонению рыночных структур от конкурентного состояния и снизит уровень развития национальной экономики.
Для подтверждения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта он должен представить ОМС сведения, позволяющие учитывать в комплексе конкурентоспособность продукции и предприятия, а также состояние рынка.
Для оценки конкурентоспособности продукции предприятия может быть рекомендован следующий подход. На основе теории Ланкастера, в соответствии с которой полезность товара определяется по совокупности его потребительских характеристик, для оценки конкурентоспособности товара может быть использована следующая формула:
= £ '(2,; ч)
—1 + Г (Р; д)^, Зшах I Р
где Кпр. — комплексный показатель конкурентоспособности товара;
Я — количество параметров качества товаров; r(Z¡;q) — коэффициент корреляции, отражающий тесноту взаимосвязи между объемами ре-
ализации товаров предприятий q и значениями их /-го параметра качества; 0. — /-Й параметр качества товара предприятия;
0тах. — максимальное значение /-го параметра качества на рынке;
Р. — цена товара, для которого производится оценка конкурентоспособности; Р — минимальная цена товара — заменителя
mm г
на локальном товарном рынке. При разработке данного показателя отправным моментом является то, что качество продукта для потребителя определяется совокупностью определенных технических характеристик. Поскольку о потребительских предпочтениях можно судить по объемам реализации продукции конкурирующих предприятий, то для измерения тесноты взаимосвязи между объемами реализации товаров предприятий и значениями их параметров качества в формуле используется коэффициент корреляции г (Z.;q). Его применение позволяет дать соизмеримую оценку значимости параметров качества для потребителя, а также объективную оценку изменениям потребительского спроса на рынке. Следует заметить, что в расчетах должны использоваться только положительные коэффициенты. Для оценки конкурентоспособности товара предприятия по параметру качества его значение соотносится с максимальной величиной этого же
Группы показателей, используемые для оценки конку
параметра, наблюдавшейся на отраслевом рынке. Произведение полученного результата и коэффициента корреляции позволит оценить способность товара удовлетворять потребительский спрос по этому параметру. Подобные расчеты, проведенные по всем параметрам качества, в сумме дадут оценку качества продукции предприятия.
Помимо качественных показателей в формулу добавлена оценка конкурентоспособности товара по уровню цены и чувствительности спроса от цены г(Р;д). Для определения показателей эластичности спроса от цены и параметров качества товара ОМС могут воспользоваться сведениями, полученными от предприятий, подавших заявки на поддержку из муниципального бюджета.
На следующем этапе проводится оценка конкурентоспособности производственной базы предприятия. Исходя из заинтересованности ОМС в развитии способности предприятий удовлетворять требования рынка и обеспечивать экономический рост муниципальной экономики, возникает необходимость в выделении групп показателей, влияющих на конкурентоспособность их производственной базы. Они должны быть однонаправленными во избежание неадекватной оценки конкурентоспособности при их комплексном рассмотрении. Для характеристики влияния на конкурентоспособность каждой из девяти групп предлагается использовать показатели, представленные в табл. 1.
Таблица 1
¡ггоспособности производственной базы предприятия
Показатель Обоснование причин выбора показателя
1. Показатели работыменеджмента
1.1. Рентабельность основного и оборотного капитала в среднем за три года Показатель характеризуетдеятельность субъекта управления, который непосредственно задаетцелидеятельности предприятия: собственника или наемного менеджера. Высокая рентабельность свидетельствует о том, что фирмой управляет собственник, максимизирующий прибыль. В этом случае объемы продаж фирмы будут меньше, чем при управлении наемным менеджером. Отсюда значения показателей также будут меньше, поскольку ограничение объема продаж на рынке ведет к утрате рыночных позиций под натиском более дешевых и менее рентабельных товаров конкурентов
1.2. Теми роста выручки предприятия от продаж на рынке Сравнительно высокое значение данного показателя свидетельствует о том, что фирмой управляет наемный менеджмент, который оценивается собственником по данному показателю
1.3. Темп роста капитала фирмы в среднем за три года Он характеризует, насколько эффективно менеджмент обеспечивает экономическое развитие предприятия в долгосрочном периоде
1.4. Темп роста производительности труда в среднем за три года Эффективная работа собственника или менеджера должна обеспечивать своевременное внедрение передовых методов производства и создание системы мотивации персонала, повышающей производительность труда в каждом новом периоде
1.5. Темп роста размера дивидендов или доходов собственников фирмы в среднем за три года Рост размера дивидендов свидетельствует о способности собственника или наемного менеджера обеспечить не только прирост капитала предприятия, но и дохода владельцам фирмы, что подтверждает эффективность управления
Продолжение табл. 1
Показатель Обоснование причин выбора показателя
2. Показатели производственной деятельности
2.1. Производительность труда в стоимостном выражении Высокий показатель производительности труда по сравнению с другими производителями товаров-заменителей свидетельствует о применении на предприятии современных инновационных производственных технологий
2.2. Продолжительность технологического цикла производства Чем меньше продолжительность процесса производства товара без ущерба для его качества, тем более конкурентоспособно предприятие
2.3. Коэффициент, характеризующий фактическую степень загруженности оборудования по времени работы в сравнении с потенциально возможной загрузкой Если продолжительность работы оборудования за период меньше потенциально возможной, то это свидетельствует о неэффективной организации производства во времени, поскольку оборудование вынуждено простаивать, даже если оно эксплуатируется на полную мощность
2.4. Коэффициент, характеризующий фактическую производительность оборудования в единицу времени по сравнению с потенциально возможной Превышение потенциально возможной производительности над фактической свидетельствует о неэффективной организации производства в пространстве из-за нерационального размещения основных производственных фондов
2.5. Фондоотдача Сопоставление этого показателя с конкурентными позволяет определить, чья технология более современная и производительная. Чем выше фондоотдача, тем более конкурентоспособная технология применяется на предприятии, так как она обеспечивает больший объем производства
2.6. Себестоимость единицы продукции Она характеризует минимальную цену продажи товара. Чем она меньше, тем более экономично производство на предприятии и более рационально в нем используется труд. Этот показатель также отражает эффект от масштаба производства
2.7. Производственная мощность предприятия Благодаря данному показателю можно оценить в сравнении с конкурентами потенциальный объем производства, обеспечивающий снижение удельных затрат при положительном эффекте масштаба и блокирование входа на рынок новым конкурентам
2.8. Доля продаж товара без рекламации Данный показатель характеризуетдостигнутый уровень качества продукции на предприятии
3. Показатели работы маркетинговой службы
3.1. Численность населения, охватываемая рекламными сообщениями По данному показателю можно судить об эффективности распространения маркетинговой службой информации о товаре предприятия
3.2. Численность клиентской базы Данный показатель характеризует эффективность всех мер, предпринимаемых маркетинговой службой по привлечению клиентов
3.3. Процентный уровень скидок, предоставляемых потребителям Чем больше этот показатель, тем более конкурентоспособно предприятие на рынке
3.4. Средний уровень цен по ассортименту однотипного товара По данному показателю можно сделать вывод об эффективности ценообразования на основе качественного изучения потребительского спроса
3.5. Темпы привлечения новых покупателей Чем выше этот показатель, тем эффективнее маркетинговые меры
3.6. Прибыльность затрат на ведение маркетинговой деятельности предприятия Чем выше ее значение, тем более рационально используются средства, выделенные на содержание и текущие расходы маркетинговой службы
4. Показатели эффективности системы сбыта
4.1. Объем продаж готовой продукции в натуральном выражении за год Данный показатель характеризует в целом эффективность сбытовой деятельности предприятия
4.2. Темпростадоли рынка, занимаемой предприятием Этот показатель позволяет корректировать оценку эффективности сбытовой сети с учетом изменения емкости рынка
4.3. Темп роста доли готовой продукции, реализованной на рынке за год Сокращение доли готовой продукции, не проданной на рынке и остающейся на складе, свидетельствует о росте эффективности системы сбыта
4.4. Объем предпродажного обслуживания в денежном выражении Чем больше величина показателей 4.4 и 4.5, тем выше конкурентоспособность налаженной сбытовой системы на предприятии
4.5. Объемы послепродажного обслуживания в денежном выражении
4.6. Рентабельность продаж Сопоставление этого показателя с конкурентными позволяет определить сравнительную эффективность продаж предприятия
Продолжение табл. 1
Показатель Обоснование причин выбора показателя
5. Показатели эффективности системы снабжения или сотрудничества с поставщиками
5.1. Доля затрат на ресурсы, получаемые от поставщиков по долгосрочным договорам сроком более года Данный показатель свидетельствует о наличии конкурентного преимущества в виде долгосрочных контрактов на поставку ресурсов
5.2. Средняя продолжительность периода предоставления отсрочки платежа за поставленные предприятию ресурсы Чем выше этот показатель, тем больше у предприятия финансовые возможности по развитию своей деятельности и конкурентоспособности и тем надежнее сотрудничество с поставщиками
5.3. Доля поставок материальных ресурсов в денежном выражении, сделанных точно в срок Чем больше величина этого показателя, тем более надежными являются поставки ресурсов, а предприятие — более конкурентоспособным из-за отсутствия простоев в производстве
5.4. Показатель обратной величины процентной нормы страхового запаса ресурса (К) на случай его несвоевременной доставки поставщиком: 1/К Чем выше значение этого показателя, тем меньше на предприятии вероятность срыва поставок и тем выше конкурентоспособность предприятия, так как не требуется финансировать закупку излишних ресурсов
5.5. Показатель обратной величиныдоли ресурсов, возвращенных поставщикам из-за рекламации Этот показатель комплексно характеризует качество закупаемых ресурсов. Чем он больше, тем более качественные ресурсы получает предприятие
5.6. Материалоотдача Характеризует объем производства в денежном выражении, получаемый с одного рубля, вложенного в материалы для производства. Чем выше ее значение относительно показателей конкурентов, тем болеедешевые ресурсы использует предприятие и выше его конкурентоспособность
5.7. Темп роста объема производства продукции в денежном выражении Увеличение данного показателя в динамике свидетельствует о том, что ресурсы, поставляемые поставщиками, являются качественными. В противном случае роста объема продаж трудно было бы ожидать
6. Показатели инвестиционно-финансовой деятельности
6.1. Средний индекс доходности дисконтированных инвестиций по предыдущим инвестиционным проектам в среднем за три года Этот показатель характеризует успешность ведения инвестиционной деятельности предприятием в долгосрочном периоде
6.2. Коэффициент прироста основных средств Он позволяет оценить, насколько инвестиционная деятельность направлена на увеличение производственных возможностей предприятия, а следовательно, наувеличение его конкурентоспособности
6.3. Коэффициентавтономии, характеризующий независимость организации от заемных источников Показатели сб.Зпо 6.5 позволяют предприятию оценить его финансовую независимость от заемного капитала и способность к кредитованию для реализации стратегически важных инвестиционных проектов. Коэффициент оборачиваемости характеризует интенсивность экономической деятельности или количество хозяйственных оборотов, с ростом которых эффективность производственной и инвестиционной деятельности повышается
6.4. Коэффициент платежеспособности
6.5. Коэффициентликвидности
6.6. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
6.7. Сумма чистой прибыли, получаемой предприятием в среднем за три года Чистая прибыль предприятия является основным показателем, подтверждающим прямой эффект инвестиционно-финансовой деятельности
7. Показатели инновационной деятельности
7.1. Количество внедренных инновационных проектов в течение последних пяти лет Под инновационным проектом следует понимать комплекс таких мер, которые обеспечивают снижение удельных переменных затрат на единицу готовой продукции
7.2. Объем инвестиций в реализацию инновационных проектов Данные показатели характеризуют текущие усилия предприятия по созданию интеллектуального капитала
7.3. Численность персонала, занятого исследованиями
7.4. Показатель накопленного опыта исследований в области инноваций Данный показатель также характеризует результаты накопления предприятием интеллектуального капитала. Его формула имеет следующий вид: ° - ('(V-/-1)^)/, /=1 / /=1 где V — количество лет анализируемого периода; ? — количество отработанных лет; Ьс — количество специалистов, постоянно работающих над разработками; ЬОс — среднесписочная численность специалистов, работающих над разработками в исследуемом направлении за год
Окончание табл. 1
Показатель Обоснование причин выбора показателя
7.5. Средняя прибыльность продукции, для производства которой использовались инновации, за последний год Если прибыль от инновационной деятельности есть, то эта деятельность эффективна и осуществляется на достаточно высоком конкурентом уровне. В противном случае этой прибыли не было бы
8. Показатели использования заемного капитала
8.1. Объем привлекаемых заемных средств для развития производства Привлечение больших по размеру сумм капиталов свидетельствует о способности предприятия противостоять конкуренции за счет наличия возможности использовать надежные источники заемных финансовых ресурсов
8.2. Рентабельность заемныхсредств Данный показатель свидетельствует об эффективности распоряжения заемным капиталом в условиях конкурентной борьбы
9. Показатели природоохранной деятельности предприятия
9.1. Размер капитальных вложений предприятия во внедрение экологосберегающих технологий за последние три года Данные показатели характеризуют усилия предприятия по сокращению экологического вреда, наносимого производством предприятия, в целях сокращения затрат на восстановительные работы и сверхлимитных платежей за загрязнение окружающей среды
9.2. Суммаденег, сэкономленныхпредпри-ятием за счет сокращения платежей за нанесение вреда окружающей среде
Среди показателей эффективности системы сбыта не рассматриваются каналы сбыта, поскольку сами по себе они не свидетельствуют об эффективности продаж. Об этом свидетельствуют объем продаваемой продукции и рентабельность продаж.
Чтобы определить комплексный показатель конкурентоспособности предприятия, необходимо произвести процедуру нормализации критериев, т. е. привести их к безразмерным величинам [2]. Для этого необходимо воспользоваться следующей формулой:
Л (х) - /7п
Л =
ушах у Ш1П
' 3 J J
где — нормализованное значениеу'-го показателя по направлению оценки конкурентоспособности предприятия;
/ (х) — текущее значение соответствующегоу'-го показателя;
лшп /шах _ соответственно минимальное и мак-
-1] '■'}
симальное значениеу'-го показателя. Следует заметить, что минимальное и максимальное значениеу'-го показателя выбираются из данных, предоставленных всеми предприятиями, желающими получить поддержку муниципальных властей.
После процедуры нормализации показателей можно определить конкурентоспособность предприятий — соискателей финансовой поддержки муниципального бюджета по каждой из девяти сфер деятельности по формуле:
^=1
где п — количество показателей, используемых для оценки конкурентоспособности предприятия по
у-му направлению деятельности предприятия; X— нормализованное значение показателей по у'-й сфере деятельности предприятия. Комплексная же оценка конкурентоспособности предприятия может быть определенная как аддитивная функция по формуле:
к0К =!( кС] р, X
]=1
где р — показатель, характеризующий значимость того или иного направления деятельности предприятия для регулирующих органов власти. При этом сумма удельных весов должна быть равна единице.
На третьем этапе определения показателя комплексной конкурентоспособности рассчитывается показатель перспективности деятельности предприятия на рынке. При этом следует учитывать основные этапы жизненного цикла рынка, представленные в табл. 2 [2]. Исходя из характеристики этих этапов, для количественной оценки состояния каждого из них могут быть предложены следующие показатели:
1. Относительный показатель доли объема продаж рассматриваемого товара в денежном выражении в общей выручке, полученной производителями, продавцами товаров-заменителей от их продажи (Д):
V
Д = -п-,
м V >
' st
где V — объем продаж рассматриваемого товара в денежном выражении;
V — объем продаж по рынку товаров-заменителей в целом в денежном выражении. Для рынка, на котором новые товары не появляются ввиду сложившихся традиционных
1=1
Таблица 2
Этапы развития рынка и их характеристика
Этап жизненного цикла рынка Характеристика этапов
Нулевой Потребители являются исследователями, для которых апробация нового есть основная часть апробации их профессиональной деятельности
Первый На новом рынке появляются покупатели, которые еще не ушли с рынка старого товара-заменителя
Второй Потребители переходят от старого рынка к новому
Третий Динамика роста числа покупателей синхронно отражает прирост числа населения в стране
Четвертый Наблюдается отток числа потребителей из-за появления нового рынка с более совершенными потребительскими характеристиками товара
предпочтении и в связи с отсутствием инновации, данный показатель будет равен единице. Анализ данного показателя в динамике позволит проследить переход рынка от нулевого этапа к четвертому, что будет выражаться в постепенном росте и последующем уменьшении его величины.
2. Относительный показатель, характеризующий соотношение темпа роста численности потребителей рассматриваемого товара и темпа роста численности населения в пределах географических границ рынка (ЧП):
Т
чп = ,
где Урчп — темп роста численности потребителей рассматриваемого товара на рынке; Т — темп роста численности населения в
р. ч. н. г
пределах географических границ рынка товаров-заменителей.
3. Для того чтобы выделить приоритетность рынка для рассматриваемого муниципального уровня экономики, необходимо оценить удельный вес выручки, получаемой на исследуемом рынке в объеме общей выручки, полученной предприятиями на муниципальном уровне. Для этого можно воспользоваться следующей формулой:
ДР = ——,
где УЕЛ. — сумма совокупной выручки, полученной на /-м товарном рынке; т — количество товарных рынков на муниципальном уровне экономики. Чтобы оценить комплексный показатель, учитывающий стадию развития и приоритетность для
муниципальной экономики рынка, можно предложить следующую мультипликативную функцию: КР = Д ЧП • ДР. Чем больше будет данный показатель, тем больший интерес представляет рынок как для муниципальной экономики, так и для потребителей.
В целях определения комплексной оценки конкурентоспособности территориальных предприятий и значимости их поддержки для территории также может быть использована мультипликативная функция:
КК = КШ1 ■ Кош ■ КР,
где К — конкурентоспособность продукции /-го предприятия;
Кок — конкурентоспособность производственной базы /-го предприятия. При анализе показателей конкурентоспособности предприятий должны также рассматриваться и вновь создаваемые предприятия с проектом организации нового производства. Приоритет таким предприятиям должен отдаваться, если прибыль на единицу местного ресурса окажется больше, чем в действующих в муниципальном образовании предприятиях или корпорациях (их филиалах).
Поскольку объем денежных средств муниципалитета, который может быть направлен на развитие муниципальной экономики, ограничен, то приоритет должен быть отдан тем предприятиям, которые обеспечат наибольшую прибыль, в том числе за счет мультипликативного эффекта. Данные предприятия послужат полюсами экономического роста благодаря смежным технологическим стадиям производства продукции, размещенным на муниципальной территории.
Для муниципальных органов власти может быть предложен следующий механизм выделения таких предприятий.
Прежде всего необходимо построить табл. 3. В данной таблице соответствующие ОМС могут оценивать мультипликативный эффект, получаемый муниципальной экономикой от поддержки хозяйствующего субъекта по приоритетному направлению, в результате чего из-за роста его конкурентоспособности может понизиться цена на его продукцию.
При заполнении данной таблицы ОМС должны в качествеу-х товаров рассматривать только те из них, которые производятся на муниципальной территории. Заполнение столбцов с содержанием данных по ресурсам позволят сформировать себестоимость единицыу-го товара, представляющую собой сумму произведений цены единицы ресурса
1=1
Таблица 3
Оценка мультипликативного эффекта от развития промышленного производства в муниципальном образовании
№ п/п Наименование У-го товара Производство конечного товара нау'-м рынке Норма прибыли на ед. у-го товара Цена ед.у'-го товара Эластичность спроса нау'-й товар Объем продаж у'-го товара
Ресурс 1 Ресурс 2 Ресурс п
Цена Норма расхода У-й продукции Цена единицы Норма расхода у- й продукции Цена Норма расхода У-й продукции Р ПП Р оп Q ^пп
1 Товар 1 РЛ Р. Кп Р гп ^rln Pi Р , nni Р , ОП1 ег Q , Q ,
2 Товар 2 Р, Р. К* р гп ^rln Р2 Рпп2 Роп2 е2 б0л2 Qnn2
т Товар т РЛ N ^ rmi Р. ^гт2 р гп N гтп р ' т Р ппт Р опт е т Q опт Q ^ппт
Примечание. Q и Р — соответственно фактические показатели объема продаж и цены продажи в отчетном периоде;
и нормы потребления ресурса. Зная норму прибыли на рынке товара./, можно определить возможную цену наданном рынке:
Q =-Q
ej +
(Pnnj ^ Ponn ) (Pnnj Ponj )
Л
onJ ' Л
\
ej -
(Pnnj ^ Ponn ) (Pnnj Ponn ) J
в долгосрочной перспективе. Для расчета годовых поступлений можно воспользоваться следующей формулой:
О и Р — расчетные показатели объема
^пп пп г
продаж и цены продажи в планируемом периоде, определяемые по проектным данным.
Как следствие, зная эластичность спросапо цене, становится возможным определить прогнозируемый объем продаж товара на рынке. Для этого может быть использовано выражение, полученное путем преобразования формулы ценовой эластичности:
Таким образом, зная норму прибыли нау-м рынке и объемы продажу'-хтоваров, можно определить размер прибыли, получаемой муниципальной территорией от поддержки хозяйствующего субъекта, производящего /-Й ресурс.
Эта же таблица позволит оценить влияние развития производства /-го ресурса на развитие смежного производства вдоль технологической цепочки на предыдущих стадиях.
Получая прогноз, результатов финансовой поддержки значимых проектов, ОМС могут наиболее рационально использовать бюджетные средства для субсидирования.
В связи с тем, что пополнение бюджета муниципального образования зависит от налога на ресурс — землю, для ОМС является важным оценить, какие поступления в бюджет будут осуществлены
РВ = £ SNZi ■ st,
где РВ — налоговые поступления в местный бюджет от предприятий, руб.; G — количество хозяйствующих субъектов, действующих в муниципальном образовании; SNZ— дифференцированная ставка земельного налога, коэффициент;
S.—кадастровая стоимость земельного участка, используемого i-м хозяйствующим субъектом для ведения хозяйственной деятельности.
Список литературы
1. Дорогое И. И. Управление хозяйством в условиях многообразия форм собственности: региональный аспект. Иваново: Ивановский ГУ. 1997. С. 201.
2. Царев В. В., Кантарович A.A., Черныш В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2008. С. 799.
3. Шарыгин М.Д. Теоретические основы размещения производительных сил и экономика района: учеб. пособие /М. Д. Шарыгин, М. Д. Гагарский; Перм. гос. ун-т. Пермь. 2005. С. 227.
4. Экономика региона на пути стабилизации / под ред. чл.-корр. РАНА. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2002. С. 444.
1=1