УДК 334.70
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
© Г. У. Валиева, Ф. С. Исхакова*
Башкирский государственный университет,
Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 229 96 06.
E-mail: [email protected]
В статье анализируются современные проблемы оценки деятельности муниципальных образований, раскрывается взаимосвязь и взаимозависимость развития предпринимательства в районах с результатом деятельности муниципальных образований. На основе исследования экономического и социального потенциала домашних хозяйств и субъектов предпринимательства сделана попытка разработки системы показателей оценки социальноэкономического развития муниципальных образований.
Ключевые слова: социальная сфера, муниципальная собственность, домашнее хозяйство, валовой муниципальный продукт, покупательная способность домашних хозяйств, экономический потенциал домашних хозяйств, социальный потенциал домашних хозяйств.
Одной из главных методологических проблем, связанных с управлением муниципальным образованием является совершенствование показателей для анализа, прогнозирования, планирования и контроля процессов и оценки результатов развития. Существующие показатели муниципальных образований отражают преимущественно объемы производства различных видов продукции, инвестиций, обеспеченность населения социальной инфраструктурой, размер заработной платы, уровень безработицы, убыточность или рентабельность предприятий. Указанные показатели чаще всего представляют собой сводку данных по отдельным отраслям, предприятиям и организациям. Но задача заключается в том, чтобы обосновать общесистемные показатели, которые отражали бы не только количественную, но и качественную характеристику развития муниципальных образований -затраты и результаты, причем в динамике. В этой связи выдвигается идея разработки общесистемных показателей развития муниципального образования как единого социально-экономического комплекса.
В сложившейся практике для анализа процесса развития муниципального образования применяется следующая система показателей:
состав населения и трудовых ресурсов; уровень занятости и оплаты труда; виды производимой продукции и услуг; основные фонды и их использование; характеристика производственной и социальной инфраструктуры; инвестиции; экология;
структура собственности.
Функционирование входящих в комплекс субъектов муниципальных хозяйств, объединенных в единую организационно-управленческую систему, регулируется системой правовых, экономических и административных норм и строится на принципах экономической самостоятельности, са-
моуправления, эквивалентности отношений и находится под воздействием ряда факторов. Совокупность факторов и условий предопределяет структуру и уровень развития экономики муниципального образования. Так, при переходе на рыночные отношения природные условия и географическое положение существенно повлияли на развитие территорий и степень их развития.
Развивающийся в настоящее время финансовый кризис показывает, что в небольших поселениях с узкой, нередко односторонней специализацией хозяйства, представленной одним-тремя предприятиями, на которых занята преобладающая часть трудоспособного населения, падение производства или его остановка приводят к серьезным социальным последствиям. Доходы населения падают до минимального уровня, существенно ухудшается положение других категорий нетрудоспособного населения, которым ранее могли оказывать реальную помощь предприятия.
В состав муниципального хозяйства включаются производственная инфраструктура, состоящая из транспорта, связи, складского и тарного хозяйства, материально-технического снабжения, инженерных сооружений, теплотрассы, водопровода, коммуникаций и сетей газо- и нефтепроводов, ирригационных систем, а также социальная инфраструктура состоящая из: пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сферы культурно-бытового обслуживания и т.п. Предприятия, организации и учреждения инфраструктуры в процессе функционирования обслуживают хозяйственные комплексы и население независимо от ведомственной подчиненности на принципах самоокупаемости.
С переходом на рыночные отношения многие предприятия перестали заниматься проблемами социальной сферы, а местные органы власти не располагают необходимыми средствами для ее развития. В муниципальной собственности остались, прежде всего, экономически слабые предприятия, с технически устаревшим оборудованием. Но они ос-
* Исхакова Фания Сагадеевна — канд. экон. н., профессор, декан экономического факультета. Валиева Гульнара Ураловна — старший преподаватель кафедры финансов и налогообложения.
таются жизненно важными, необходимыми элементами для функционирования муниципального образования. От их развития и состояния в значительной степени зависит уровень жизни населения на территории того или иного муниципалитета. Особенно это относится к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, благоустройства и озеленения, здравоохранения, образования и культуры [3, с. 51].
В настоящее время основным источником финансирования муниципальных образований являются бюджеты высшего уровня. Этим определяется полная зависимость муниципальных образований от распределения бюджетных денег при отсутствии финансовой самостоятельности.
Поэтому представляется целесообразным поиск источников финансирования муниципального образования с опорой не только на бюджетную сферу, но и на прочие ресурсы - природные, материальные, финансовые, кадровые и др.
Возрастание роли прочих источников в финансировании деятельности муниципальных образований характеризует уровень развития и эффективность межбюджетных отношений.
Предприятия, расположенные на территории муниципального образования, участвуют в формировании местных бюджетов, которые являются значительной частью финансовых ресурсов муниципальных образований. Основным источником этих средств предприятий является прибыль. Поэтому органы местного самоуправления заинтересованы в обеспечении условий рентабельной деятельности предприятий, расположенных на их территории.
Для сельских муниципальных образований важным фактором развития экономики является уровень развития и размещения сельскохозяйственного производства и промышленной переработки сельскохозяйственного сырья. Кроме этого, указанные производства позволяют обеспечивать удовлетворение потребностей населения в основных продуктах питания.
Следует отметить, что в настоящее время наиболее слабым звеном являются предприятия перерабатывающей промышленности, поскольку отсутствуют финансовые ресурсы для приобретения и внедрения современного оборудования и технологий, а высокие проценты по кредитам ограничивают использование заемных средств.
Полагаем, что перерабатывающим предприятиям для расширения производства и повышения качества товаров необходима поддержка в виде кредитования на приемлемых условиях, а также льготного налогообложения в пределах компетенции местных органов.
Немаловажную роль в подъеме перерабатывающего производства может сыграть малое предпринимательство.
При организации своей деятельности предприниматель рассчитывает ее предельную эффективность, которая представляет собой отношение издержек к увеличению имеющегося капитала и ожидаемой выручки, с учетом риска данных вло-
жений. Кроме того, он принимает во внимание временные параметры, сроки окупаемости осуществляемых капиталовложений и расставляет приоритеты в пользу проектов с минимальным сроком окупаемости. Наконец, прогнозируются денежные потоки, т.е. соотношение затрат и поступлений по месяцам и годам, изыскиваются возможности минимизации рисков и достижения максимальной эффективности.
Поскольку предпринимательская деятельность имеет своей целью денежную или иную выгоду, постольку субъекты предпринимательской деятельности является в то же время субъектами инвестиционной деятельности. Как субъекты инвестиционной деятельности представители малого предпринимательства являются более мобильными в обеспечении притока капиталов в ту или иную сферу.
Они обладают:
• быстрой реакцией на изменение конъюнктуры рынка;
• высокой рентабельностью в производстве товаров, невыгодных для крупных предприятий;
• способностью быстро заполнять товарами потребительский рынок;
• сравнительно быстрой окупаемостью;
• применением современного оборудования и технологий.
Поэтому обеспечение нормальных условий осуществления деятельности экономических субъектов и взаимодействие с ними является важным фактором достижения эффективности экономики муниципального сектора. Это взаимодействие объективно необходимо для местных органов власти для реализации своих целевых функций на основе наиболее эффективного комбинирования собственных и привлеченных экономических ресурсов, способных обеспечить устойчивое экономическое и социальное развитие муниципальных образований [2, с. 93].
Успех предпринимательской деятельности главным образом зависит от того, насколько эффективен выбор ее формы. Эффективными признаются лишь те формы предпринимательства, которые позволяют максимально результативно использовать производственный аппарат, производственную и социальную инфраструктуру, трудовые, интеллектуальные, информационные, правовые и природные ресурсы, которыми располагает муниципальное образование.
В Российской Федерации частное предпринимательство в различных формах возникало в ходе приватизации государственной и муниципальной собственности или путем создания юридическими и физическими лицами.
На выбор формы и сферы предпринимательской деятельности влияют размер собственного капитала, общеэкономическая ситуация в стране и в регионе, социальная и политическая ситуация в государстве.
В современных условиях на территориях муниципальных образований функционируют хозяйствующие субъекты экономики в следующих сферах:
• в сельском хозяйстве в форме сельскохозяйственных частных предприятий, фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств;
• в перерабатывающей промышленности и промышленной переработке продовольственного сырья;
• в рыночной инфраструктуре, обеспечивающей заготовку, транспортировку, хранение и реализацию продовольственных товаров и сырья. Местные органы власти не вмешиваются в хозяйственную деятельность предпринимателей, в выбор направлений их деятельности. Их роль состоит в обеспечении условий функционирования хозяйствующих субъектов на своей территории, согласовании их интересов, обеспечении конкурентной среды в производстве и реализации товаров.
Для представителей малого предпринимательства развитие производства - не самоцель, а средство достижения целей. Поэтому эффективность того производства выше, за счет которого удовлетворяются материальные и социальные потребности человека, выступающего в то же время и их производителем.
Между тем проблемы производства и социальной сферы в муниципальных образованиях по-прежнему рассматриваются изолированно. Хотя именно здесь кроются многие проблемы активизации механизмов саморазвития, требующие своего решения. Муниципальные образования представляют собой систему, в которой гармонично могут развиваться производство и социальное потребление.
Известно, что соотношение между сферами потребления и производства в муниципальных образованиях далеко от оптимального. Во многом этот дисбаланс обусловлен ранее сложившимся, не всегда обоснованным размещением производительных сил.
Для измерения указанного соотношения автором книги «Инновационный социально-
производственный комплекс на уровне муниципального образования» Глазыриным М. В. предложена следующая формула:
с
К = ,
Пм
где К - (коэффициент) отношение конечного потребления к валовому муниципальному продукту, характеризующее экономическую самодостаточность, долю производимого регионального и муниципального продукта, идущего на конечное потребление, См - конечное потребление в расчете на душу населения муниципального образования, осуществляемое в платной и бесплатной формах в общественном и семейном хозяйстве, Пм - произведенный валовой муниципальный продукт в расчете на одного жителя, характеризует производственную деятельность населения по созданию средств производства и потребления, социальных услуг.
Конечное потребление определяется как фактическое потребление населением товаров и услуг. Домашние хозяйства включают расходы на покупку потребительских товаров и услуг, а также стоимость индивидуальных товаров и услуг, получен-
ных ими от органов государственного управления, коммерческих организаций бесплатно в качестве социальных трансфертов в натуральной форме и в подсобном хозяйстве.
Валовой муниципальный продукт представляет собой вновь созданную стоимость товаров и услуг, произведенных на территории муниципального образования, и определяется как разница между выпуском продукции и промежуточным потреблением.
На размеры показателя конечного потребления значительную роль оказывает и уровень развития домашних хозяйств, приобретающих потребительские товары и услуги, производящих сельскохозяйственную продукцию на личных подсобных хозяйствах, оказывающих услуги по проживанию в собственном жилище.
Домашнее хозяйство - важная и самая массовая структурная единица муниципальных образований, охватывающая все население. Домашние хозяйства вступают во взаимоотношения с предприятиями, организациями, органами власти, друг с другом. Они владеют ценностями, получают доходы и производят расходы на покупку товаров, оплату услуг и работ. Доля расходов домашних хозяйств в конечном потреблении составляет около 80%, а государственных учреждений - менее 20%. Члены домашних хозяйств занимаются различными видами деятельности: работами в различных хозяйствующих субъектах, малом предпринимательстве, личном подсобном хозяйстве, продаже выращенного, произведенного продукта, изготовлении продукции. Эта деятельность гарантирует домашним хозяйствам экономическую самостоятельность и воспроизводство трудового потенциала. Доход домашних хозяйств является важнейшим показателем их благосостояния, которое включает в себя и потребление собственного производства. Более того, сокращение в потреблении доли бесплатных социальных благ характеризует усиление экономической самостоятельности домашних хозяйств.
Представляют интерес исследования и поиск путей углубления взаимодействия органов местного самоуправления, направленного на создание экономической выгоды и бизнеса для домашних хозяйств.
Для бизнеса это может выражаться в увеличении производства, сокращении издержек, росте доходности. Для домашних хозяйств - в доступе к необходимым товарам и услугам, рабочим местам, в получении возможностей предпринимательства.
При недостаточном развитии бизнеса и малого предпринимательства на территории муниципальных образований покупательская активность в домашних хозяйствах относительно низка.
Для оценки размера покупательной способности, экономического и социального потенциала домашних хозяйств в сельских поселениях Стерли-тамакского муниципального образования нами предложены следующие виды информации:
1. Количество домашних хозяйств (семей).
2. Численность сельского населения, чел.
в том числе городского населения, чел.
3. Общая численность детей, чел.
в том числе детей от 6 до 17 лет, чел.
4. Число обучающихся в профессиональных учебных заведениях, чел.
в том числе: в ВУЗах; в ССУЗах;
в др. учебных заведениях.
5. Численность трудоспособного неработающего населения, чел.
6. Численность пенсионеров, чел.
7. Доход населения (денежный), руб.
8. Количество вдов, вдовцов, чел.
9. Количество неженатых старше 25 лет, чел.
10. Число сирот в детских домах из данного поселения, чел.
11. Количество многодетных семей (3 и более детей), чел.
12. Средний месячный денежный доход многодетной семьи, руб.
13. Земельный пай, га.
14. Форма распоряжение, использования паем.
15. Регистрация автомобилей, ед.
16. Регистрация мотоциклов, ед.
17. Число обращений на разрешение строительства жилья, раз.
18. Купля-продажа недвижимости, руб.
19. Число вернувшихся специалистов по месту жительства, чел.
20. Объемы нового строительства жилья, кв. м.
21. Общая стоимость жилья, руб.
22. Приток иммигрантов, чел.
23. Количество занимаемых мест в детсадах, чел.
24. Количество посадочных мест в школах, чел.
25. Наполняемость классов, чел.
26. Количество потенциальных квартиросъемщиков, чел.
27. Число пустующих строений, ед.
28. Количество маршрутов, автобусов, такси, ед.
29. Количество ПЭВМ в школах, шт.
30. Число участвующих в политических партиях, чел.
31. Число участвующих в общественных организациях, чел.
32. Число депутатов в органах законодательной власти, чел.
33. Зарегистрированные преступления, ед.
34. Самоубийства, ед.
В результате опроса населения сельских поселений нами получена уникальная информация о количестве учащихся в школах и других учебных заведениях, стоимости и ремонте жилья, обращений в органы управления муниципальных образований и т.д.
Вышеуказанная информация позволила определить объем экономики домашних хозяйств и уточнить размеры их совокупных доходов. Последние были рассчитаны как средний совокупный доход на семью, а также как средний доход на единицу земли. Естественно, что размеры вышеуказанных показателей зависят от плотности населения, концентрации производства, производственной и социальной инфраструктуры и других факторов.
Проведенные нами исследования по ряду муниципальных образований позволили получить и проанализировать нестандартные источники, характеризующие общественно-политическую, организационно-хозяйственную, социально-бытовую
деятельность домашних хозяйств, повышение активности населения с целью увеличения производства, продаж, сокращения издержек, роста доходности, доступа к необходимым товарам и услугам, рабочим местам и возможностям предпринимательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазырин М. В. Инновационный социально-производительный комплекс на уровне муниципального образования., М.: Наука, 2007. 307 с.
2. Шапкин И. Н., Блинов А. О., Кестер Я. М. Управление региональным хозяйством., М.: КНОРУС, 2004. 398 с.
3. Экономика муниципального сектора, под редакцией Пи-кулькина А. В., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 464 с.
Поступила в редакцию 20.10.2009 г.