Научная статья на тему 'Оценка роли некоммерческого сектора в социально-экономическом развитии муниципальных территорий на основе экономико-математического моделирования'

Оценка роли некоммерческого сектора в социально-экономическом развитии муниципальных территорий на основе экономико-математического моделирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальная экономика / управление / моделирование / си-стема / воспроизводство / municipal economy / management / simulation / system / reproduc

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуланов Евгений Евгеньевич

В статье предложен экономико-математический метод оценки развития воспро-изводственных процессов в муниципальных социально-экономических системах под влиянием деятельности некоммерческого сектора экономики. Метод предусматри-вает моделирование данных процессов на основе нелинейного отражения их взаи-мосвязей, формируемых хозяйствующими субъектами в условиях свободной рыноч-ной торговли под влиянием тарифного и нетарифного регулирования видов хозяй-ственной деятельности социального назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE ROLE OF THE NONPROFIT SECTOR IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL TERRITORIES ON THE BASIS OF ECONOMIC-MATHEMATICAL MODELING

The paper proposed economic-mathematical method of estimation of the reproduc-tive processes development in municipal socio-economic systems under influence the non-profit sector of the economy. Method provides the data modeling processes based on nonlinear reflection of their relationship in a free market under the influence impact of tariff and non-tariff regulation of economic activities social purpose.

Текст научной работы на тему «Оценка роли некоммерческого сектора в социально-экономическом развитии муниципальных территорий на основе экономико-математического моделирования»

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

УДК 334.72 DOI 10.12737/13621

Жуланов Евгений Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры экономики и управления промышленным производством,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Российская Федерация, г. Пермь)

ОЦЕНКА РОЛИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В статье предложен экономико-математический метод оценки развития воспроизводственных процессов в муниципальных социально-экономических системах под влиянием деятельности некоммерческого сектора экономики. Метод предусматривает моделирование данных процессов на основе нелинейного отражения их взаимосвязей, формируемых хозяйствующими субъектами в условиях свободной рыночной торговли под влиянием тарифного и нетарифного регулирования видов хозяйственной деятельности социального назначения.

Ключевые слова: муниципальная экономика, управление, моделирование, система, воспроизводство.

Zhulanov Evgeny Evgenyevich,

Perm, candidate of economic sciences, associate Professor of the Department of Economics and industrial Management of Perm national research polytechnic university

(Russian Federation, Perm)

EVALUATION OF THE ROLE OF THE NONPROFIT SECTOR IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL TERRITORIES ON THE BASIS OF ECONOMIC-MATHEMATICAL MODELING

The paper proposed economic-mathematical method of estimation of the reproductive processes development in municipal socio-economic systems under influence the non-profit sector of the economy. Method provides the data modeling processes based on nonlinear reflection of their relationship in a free market under the influence impact of tariff and non-tariff regulation of economic activities social purpose.

Keywords: municipal economy, management, simulation, system, reproduction.

Анализ социально-экономической эффективности функционирования организаций некоммерческого сектора в национальной экономике является одной из наиболее важных и сложных задач на современном этапе ее развития. Важность этой задачи определяется необходимостью обеспечения стабильных условий и высокого уровня качества

жизни населения, без которых не могут быть обеспечены высокие темпы развития страны и реализация национальных социальных программ. Сложность решения данной задачи состоит в том, что традиционные методы анализа финансово-хозяйственной деятельности в этом секторе не могут служить достаточно эффективным инструментом диаг-

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 85

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

ностики и принятия управленческих решений, так как результаты работы этого сектора ограничены целым рядом факторов, в числе которых наибольшее значение имеют тарифное регулирование на товары и услуги социального назначения, ограниченность или непредсказуемость развития спроса, низкий уровень платежеспособности потребителей. Негативное воздействие перечисленных факторов делает некоммерческий сектор экономики малоприбыльным, что приводит к потребности в дотационной поддержке из бюджета.

Следует заметить, что дополнительную сложность для формирования методологии и методов анализа хозяйственной деятельности этого сектора создает широкая многоаспектность проявления результатов его функционирования, выраженная в институциональных и социально-экономических воздействиях на развитие страны. Однако целостное системное представление о роли или вкладе социального сектора в ее развитие возможно получить на основе анализа воздействия процессов, протекающих в нем, на всю совокупность социально-экономических воспроизводственных процессов. Поскольку некоммерческий сектор представлен целым рядом организаций и учреждений: учебными заведениями, организациями здравоохранения, культуры, учреждениями государственного управления, благотворительными организациями, учреждениями науки, то в конечном счете проявление результатов работы некоммерческого сектора выражается в изменении здоровья, продолжительности жизни населения. При этом население одновременно представляет собой рабочую силу и формирует платежеспособный потребительский спрос - основной источник финансовых средств для развития экономически взаимосвязанной хозяйственной деятель-

ности организаций и возобновления цикла воспроизводства в национальной социально-экономической системе.

Таким образом, построение экономико-математической модели, описывающей данные воспроизводственные процессы, позволило бы с математической точностью рассчитать экономические мультипликативные результаты от изменения размера финансирования деятельности организаций некоммерч-ского сектора и определить синергетические результаты от согласования государственных и муниципальных управленческих решений в сфере тарифного регулирования с потребностями развития хозяйствующих субъектов национальной социально- экономической системы. Однако в связи с тем, что для территорий Российской Федерации характерна ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий хозяйственной деятельности обусловленная разным природно-климатическим и демографическим состоянием, ресурсным оснащением, появляется необходимость в выделении таких территориальных социально-экономических систем, которые были бы относительно самодостаточны при поддержании необходимых условий жизнедеятельности населения. Для их выделения в качестве объекта моделирования могут быть выдвинуты несколько основополагающих принципов:

1. Территориальная социально-

экономическая система должна быть основана на комплексе инженерной и социальной инфраструктуры, достаточной для обеспечения условий жизнедеятельности населения, проживающего и работающего на территории.

2. Выделяемая система должна содержать элементы, образующие воспроизводственный цикл и обеспечивающие воспроизводственный принцип ее построения

86

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

и развития в сфере обеспечения условий жизнедеятельности.

3. Субъект управления территориальной социально-экономической системой осуществляет гармонизацию функционирования всех ее элементов и их взаимодействие с внешней средой.

4. Экономические параметры территориальной социально-экономической системы формируются на основе рыночных регуляторов, предусматривающих рациональное поведение хозяйствующих субъектов, минимизирующих свои издержки, а также свободное ценообразование по всем видам деятельности, кроме приравненных к естественно-монополистическим.

5. Основу для организации экономических процессов в территориальной социально-экономической системе составляют факторы экономического роста, обеспечивающие в ней воспроизводственные процессы при взаимодействии с внешней средой.

6. Выделяемая территориальная социально-экономическая система должна объединять элементы, обеспечивающие ее соответствие свойствам системы: эмер-джентности, мультипликативности, адаптивности, надежности, интегрированности, эквифинальности, целенаправленности, структурности, альтернативности путей функционирования и развития, коммуникативности, синергичности и иерархичности.

Руководствуясь предложенными принципами в качестве территориальных социально-экономических систем, учитывающих весь комплекс факторов, порождаемых деятельностью некоммерческого сектора, могут быть приняты системы муниципальных образований. Эти же принципы служат основой для построения экономико-математической модели оценки результативности функционирования данного сектора.

В модели муниципальной системы должно быть отражено воспроизводство условий жизнеобеспечения населения посредством социальной и производ-

ственной инфраструктуры. Социальная инфраструктура обеспечивает услуги: продовольственного снабжения, здравоохранения, образования, водо-, тепло-и электроснабжения, водоотведения, транспортного сообщения. Сбалансированность воспроизводственных процессов в модели должна быть обеспечена одновременным учетом в ней населения в качестве потребителей и используемого трудового ресурса. За счет социальной инфраструктуры осуществляется простое воспроизводство, включающее в себя последовательные этапы: воспроизводство товаров и услуг жизнеобеспечения, потребление их населением, поддержание жизни в нормальном состоянии для выполнения нового воспроизводственного цикла. Расширенное воспроизводство обеспечивается за счет увеличения рождаемости и роста продолжительности жизни населения, что требует развития производственной инфраструктуры для увеличения занятости. Это удешевляет трудовой ресурс и стимулирует развитие предпринимательской деятельности при условии увеличения межмуниципального товарооборота. Учет институциональных изменений, а также государственного и муниципального управления в модели предполагается обеспечить посредством оценки пропорций изменения объемов потребления промежуточной и конечной продукции, цен и себестоимости продукции под влиянием их изменения.

Развитие воспроизводства в муниципальной социально-экономической системе моделируется в соответствии с изменением спроса на конечную продукцию пропорционально фактически сложившейся ценовой эластичности. Изменение рыночных цен и эластичностей производства влияет на себестоимость и уровень цены при определенной норме прибыли. Следовательно, спрос на конечную продукцию будет зависеть от совокупного изменения ры-

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 87

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

ночной конъюнктуры. Прогнозирование объема конечного спроса (Q2,) на следующем цикле воспроизводства возможно при использовании формулы ценовой эластичности (1). Для прогноза эта формула преобразуется в формулу (2), на основе которой при использовании данных о фактических ценах и объемах продаж прошедшего цикла и прогнозируемых ценах в последующем цикле определяются новый объем конечного потребления (Q2,,) и совокупного производства (Xi,i).

S =

Qv = Qu -

: '(Ql,i Q2 i ) . ,

оЛрТ-РЛ' ,.

£-Qi/(Pu - Pj. ,_t-

p,.

i = l, n.

(1)

(2)

где Qi,i и Q2,i - объем продажи i-х товаров (услуг) в натуральном выражени и в фа кти-ческом и прогнозируемом воспроизводственном цикле соответственно;

Pi,i и P2,i - это цены j-х товаров (услуг), установленные в фактическом и прогнозируемом воспроизводственном цикле соответственно;

s- ценовая эластичность спроса на j-й товар (услугу).

Преимуществом разработанной модели муниципальной социально-экономической системы является то, что она позволяет одновременно реализовать два подхода к управлению некоммерческим сектором -стратегический и маркетинговый. Первый подход означает системно взаимосвязанное управление развитием муниципального образования [3, с. 159]. Он позволяет достигать долгосрочных целей развития на основе применения методов тактического и стратегического управления социальноэкономической системой территории. Второй же подход обеспечивает такое развитие муниципального образования, при котором нужды потребителей муниципальных услуг

удовлетворяются наилучшим образом [3, с. 162].

Среди приоритетных целей управления деятельностью некоммерческого сектора можно выделить:

- обеспечение роста качества жизни населения, проживающего и работающего на территории;

- развитие человеческого потенциала, охватывающего совокупность физических, духовных, интеллектуальных и прочих качеств человека;

- сокращение бюджетного дефицита и приведение финансовых возможностей территории в соответствие с задачами территориального развития.

На процесс принятия управленческих решений как участниками рынков, так и территориальными органами власти влияет ряд факторов, перечень которых приведен на рис. 1 [5].

Вл ияни е всего перечня указанных на рис.2 факторов на процессы управления хозяйственными связями прямым или косвенным образом учитывается при моделировании муниципальной социальноэкономической системы. В частности, воздействию природных факторов подвержены:

- отраслевой тип создаваемых промышленных предприятий на муниципальной территории, предопределяемый располагаемой ресурсной базой, а, следовательно, и структура экономических взаимосвязей, моделируемая в контуре;

- структура потребительского спроса в муниципальном контуре, товарный ассортимент которой определяется климатическими особенностями территории.

Данные факторы предопределяют степень воздействия экономических факторов на управленческие решения хозяйствующих субъектов в модели муниципальной системы. Оно, в свою очередь, выражается в следующем:

- пространственное размещение производства отражается в модели косвенно, в

88

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

виде транспортных затрат на перевозку грузов - готовой продукции (услуг) и ресурсов, что характеризует влияние данного фактора на решение предприятий о размере рыночных цен товаров (услуг) в моделируемой муниципальной системе;

- транспортная обеспеченность характеризуется в модели количеством услуг грузоперевозок и пассажироперевозок, а также их стоимостью. Модель позволяет прогнозировать решения производителей данных услуг об изменении их количества и цены в зависимости от развития масштабов хозяйственной деятельности на муниципальной территории;

- уровень развития объектов производственной и социальной инфраструктуры отражается в модели в виде структуры объемов производства и потребления товаров (услуг) участниками муниципальных рынков. Его влияние на процесс принятий управленческих решений хозяйствующих субъектов выражается в изменении объемов производства и потребления благ в зависимости от уровня цен, складывающихся на муниципальных рынках. При этом влияние рыночной инфраструктуры в модели не учитывается, так как она формируется на региональном уровне;

- размер инвестиций учитывается в виде прироста основного капитала в производственных функциях каждого муниципального рынка модели. Этот прирост характеризует собой решения хозяйствующих субъектов об увеличении масштабов их деятельности и изменении цен в модели под влиянием инвестиций;

- влияние форм территориальной организации производительных сил на управленческие решения предприятий выражается в установлении ими такой комбинации производства благ в модели, которая обеспечивает наибольшие объемы производства товаров и услуг от использования ресурсов;

- изменение емкости муниципальных рынков в модели влияет на решения хозяйствующих субъектов относительно коррек-

тировки объемов предложения благ и уровня цен;

- научно-технологическое развитие в модели оказывает влияние на параметры производственных функций по каждому рынку и, как следствие, на решения хозяйствующих субъектов относительно объемов предложения благ и снижения их цены из-за удешевления производства.

Природные и экономические факторы во многом предопределяют значимость экологических факторов, обусловленных технологическими способами производства. Их влияние на управленческие решения хозяйствующих субъектов в модели муниципальной социально-экономической системы выражается:

- в изменении уровня себестоимости и цены в размере прироста или снижения платежей за загрязнение окружающей среды и, как следствие, изменении параметров всей модели вдоль технологических взаимосвязей рынков;

- дифференциации оплаты труда работников в зависимости от экологической опасности производства.

Совместное проявление всех трех групп факторов оказывает непосредственное влияние на роль социально-демографических факторов в принятии решений хозяйствующих субъектов, а, следовательно, и в развитии муниципальных территорий.

Специфика ресурсной базы муниципального образования предопределяет технологии производств, организованных в нем, а значит, структуру и уровень квалификации персонала. Изменение структуры рынков промышленной продукции, моделируемое в рамках муниципального воспроизводственного контура, влияет на решение населения о смене места жительства и работы как внутри муниципального образования, так и за его пределами. Следует заметить, что половозрастная структура во многом детерминирована тяжестью физического и интеллектуального труда. Поэтому данная структура непосредственно зависит от структуры промышленного производства

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 89

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

на муниципальной территории. Однако в модели муниципальной социально-экономи-ческой системы половозрастная структура учитывается частично.

Так, в её табличной форме (рис. 1) по горизонтали указана занятость населения в деятельности каждого муниципального рынка, а по вертикали показана общая численность населения муниципальной территории. Разница между ними равна количе-

ству людей, являющихся пенсионерами или находящихся на иждивении. Дифференциация населения по полу в модели учитывается только в структуре потребительского спроса на муниципальном уровне. Также в модели косвенным образом учитывается расселение людей. Широта площади расселения определяется уровнем транспортных затрат на пассажирские перевозки.

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений участниками рынка и органами территориальной власти

Таким образом, рассчитываемые параметры муниципальной социально-экономической системы учитывают влияние всего

комплекса муниципальных факторов на решения, принимаемые всеми хозяйствующими субъектами, находящимися в нем.

90

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Для развития социально-экономической системы муниципального образования используется ряд экономических инструментов. Всю их совокупность можно разделить на две группы:

1) нетарифные инструменты социального назначения;

2) тарифные инструменты.

Нетарифные инструменты социального

назначения обеспечивают поддержание качества жизни населения на определенном уровне, но зависят от его платежеспособности и развития хозяйственной деятельности на муниципальной территории. К ним следует отнести: местную нормативную базу; объем финансирования мер по поддержанию в надлежащем состоянии инженерной инфраструктуры и объектов благоустройства муниципальной территории; финансирование содержания объектов рекреации (парков, скверов, пляжей и т.п.); финансирование санитарной очистки терри-

тории; приватизацию муниципального имущества; оптовую закупку лекарственных препаратов для сферы здравоохранения в муниципальном образовании; прочие подобные инструменты. Принятие решений по данным инструментам в модели муниципального воспроизводственного контура учитывается в виде изменения объема конечного спроса на товары и услуги рынков внутри муниципального образования, оплачиваемых из муниципального бюджета.

Тарифные инструменты способны влиять на платежеспособность населения, темпы развития хозяйственной деятельности, а также параметры нетарифных инструментов социального назначения, определяемые возможностями финансирования из муниципального бюджета. Эти инструменты [3, с. 191-206] по видам социальноэкономической сферы их приложения представлены в табл. 1.

Таблица 1

Инструменты тарифного регулирования муниципальной экономики_____________

Сфера управления Инструменты управления сферой деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Услуги жилищно-коммунального хозяйства (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведе-ние, газоснабжение) 1. Утверждение экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги. 2. Изменение ставок арендной платы на муниципальные земли и прочее имущество

2. Услуги транспортного комплекса (автобусы, трамваи, троллейбусы, приго-родный транспорт) 1. Утверждение тарифов на транспортные перевозки. 2. Изменение ставок арендной платы на муниципальные земли и прочее имущество

3. Услуги по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) Утверждение тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов

4. Строительство Установление тарифа на аренду муниципального жилья по договорам социального найма

5. Здравоохранение 1. Утверждение тарифов на услуги муниципальных лечебно-профилактических учреждений. 2. Изменение ставок арендной платы на муниципальные земли и прочее имущество

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 91

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Продолжение

6. Школьное и дошкольное образование 1. Регулирование норматива муниципального финансирования на одного учащегося. 2. Изменение ставок арендной платы на муниципальные земли и прочее имущество

7. Сфера культуры и досуга Утверждение тарифов на аренду муниципального имущественного комплекса

8. Хозяйственная деятельность промышленных предприятий:

8.1. муниципальных 1. Устанавливает цены (тарифы) на продукцию (услуги) предприятий. 2. Изменение ставок арендной платы на муниципальные земли и прочее имущество

8.2. частных Изменение ставок арендной платы на муниципальные земли и прочее имущество

В целях управления темпом развития воспроизводственных процессов на муниципальном уровне в модель встроены регуляторы - тарифы на социально значимые услуги, которые регулируются органами местного самоуправления или региональными властями в соответствии с законодательством РФ. На основании Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 года «О регулировании тарифов организаций коммунального комплекса» органы муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих: водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. В дополнение к этому, как правило, региональные энергетические комиссии осуществляют регулирование тарифов: на электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение населения, прочие услуги жилищно-коммунального хозяйства, твердое бытовое топливо и прочие услуги. Регулируя тарифы на перечисленные виды услуг, при помощи модели муниципальной социально-экономической системы можно оценить изменение себестоимости товаров (услуг), цен, конечного спроса и экономического развития данной системы, в том числе себестоимости оказа-

ния услуг организаций некоммерческого сектора.

Следует заметить, что традиционный управленческий подход предусматривает осуществление тарифного регулирования без учета системной, технологически обусловленной взаимосвязи производимых и потребляемых благ, стоимость которых регулируется муниципальными органами власти. Проведенный в разработанной модели анализ данной взаимосвязи позволил выявить системную взаимозависимость регулируемых тарифов, перечисленных в табл. 1. Основой такого анализа послужили технологические взаимосвязи между рынками. Принципиальная схема данной взаимосвязи изображена на рис. 2.

Как видно из рис. 2, все виды тарифного регулирования представлены в иерархической последовательности, выстроенной по следующему принципу: на самом высоком уровне находится тариф, устанавливаемый на товар или услугу, затраты на которую учитываются в цене блага, утверждаемой в результате тарифного регулирования. На самой вершине иерархии находятся тарифы на аренду муниципального имущества. Это связано с тем, что большинство предприятий или организаций, оказывающих социальные услуги, не наделены правом собственности на переданное им в довери-

92

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

тельное управление муниципальное имущество, а используют его на правах долгосрочной аренды. На следующем уровне находятся тарифы, устанавливаемые на жи-

лищно-коммунальные услуги. Как следует из рис. 2, производство этих услуг во многом является технологически взаимосвязанным.

Тарифы на аренду муниципального имущества

▼ ▼ себестоимость /:\ / / ** fA*i \ \ себестоимость

водоотведения 14^ 1 .V газоснабжения

\

тариф на услугу водоотведения

себестоимость

водоснабжения

тариф на услугу водоснабжения

себестоимость утилизации ТБО Себестоимость услуг здравоохранения Себестоимость услуг школьного и дошкольного образования себестои- мость услуг сферы культуры и досуга себестоимость строител ь-ства себестоимость товаров и услуг муниципальных предприятий себестоимость товаров и услуг частных предприятий

А А А А А А А

тариф на услуги по утилизации ТБО тариф на услуги здравоохранения тариф на услуги школьного и дошкольного образования тариф на услуги сферы культуры и досуга тариф за аренду муниципального жилья тариф на товары и услуги муниципаль- ных норма прибыли на товары и услуги частных предприятий

А А А . А А А

Изменение прожиточного минимума

т

Изменение заработной платы в сферах социальной и хозяйственной деятельности

Рисунок 2 - Иерархическая взаимосвязь тарифов, регулируемых в муниципальной социально-экономической системе

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 93

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Отсюда регулирование тарифа на одну из данных услуг автоматически приводит к изменению затрат, а, следовательно, и тарифов на все остальные услуги. На самом низком уровне иерархии тарифного регулирования находятся тарифы, утверждаемые на все остальные виды товаров и услуг социального назначения. При формировании данных тарифов в себестоимости производимых благ учитываются как арендные платежи за использование муниципального имущества, так и тарифные платежи за потребление жилищнокоммунальных услуг. В результате многоуровневого тарифного регулирования происходит изменение стоимости всего комплекса социально значимых услуг, перечисленных на рис. 3, и, как следствие, изменение прожиточного минимума и заработной платы населения. Это, в свою очередь, оказывает воздействие на себестоимость данных услуг и приводит к новому витку тарифного регулирования. Следовательно, не учитывая системные взаимосвязи в процессе формирования тарифов, невозможно спрогнозировать его экономические и социальные последствия.

В результате учета в модели муниципальной социально-экономической системы указанных взаимосвязей муниципальные органы, регулирующие тарифы, получают возможность оценить мультипликативный эффект в муниципальной экономике. Он выражается в увеличении количества продаж и снижении стоимости товаров и услуг под влиянием регулирования тарифов на услуги некоммерческого сектора. Это коренным образом меняет традиционный затратный принцип расчета тарифа, при котором его величина определяется как сумма средней себестоимости услуги (товара) и установленной в процентах от себестоимости нормы прибыли. Предлагаемый метод формирования тарифа, основан на определении его величины - исходя из возможности развития рыночного потенциала муниципальной экономики. Он предусматривает

определение уровня тарифа на основе результатов расчета параметров муниципальной социально-экономической системы, т.е. изменение размера тарифа определяется исходя из возможности увеличения за счет этого занятости, объемов продаж и добавленной стоимости в системе муниципальных рынков. При этом регулированию подлежит норма прибыли, заложенная в тариф. Ее понижение обеспечит сокращение как потребительских издержек, так и производственных. Следствием этого является спад уровня цен на товары, производимые на муниципальной территории, и увеличение объема продаж в следующем воспроизводственном цикле, которое оценивается на основе механизмов модели по формулам (16), (17), а также (19). Модель позволяет оценить изменение объемов продаж по всем муниципальным рынкам в результате тарифного и нетарифного регулирования социально-экономических процессов. Поскольку происходит рост продаж, то увеличиваются объем спроса на социальные услуги и норма прибыли, заложенная в их тарифах, под влиянием положительного эффекта от масштаба производства.

Таким образом, на основе комплексного анализа взаимосвязей муниципальной социально-экономической системы, отражаемых при помощи разработанной экономико-математической модели, становится возможным оценить социальноэкономические последствия от применения тарифных или нетарифных методов управления указанной муниципальной системой, а также от деятельности некоммерческих организаций, которая учтена в модели в виде объемов предложения услуг и спроса на ресурсы, производимые в муниципальной экономике.

БИБЛИОГРАФИЯ/REFERENCES:

1. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике: Учебник. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2004. - 368 с.

94

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

2. Просветов Г.И. Математические

методы и модели в экономике: задачи и решения: Учебно-практическое посо-

бие.- М.: Издательство «Альфа-пресс», 2008. - 344 с.

3. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.

4. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 844 с.

5. Шарыгин М.Д., Гагарский М.Д. Теоретические основы размещения производительных сил и экономика районов: Учеб. пособие / Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2005. -227 с.

1. Zamkov O.O., Tolstopiatenko A.V., Cheremnykh Iu.N. Matematicheskie meto-dy v ekonomike: Uchebnik. - M.: Izd-vo «Delo i Servis», 2004. - 368 p. (In Russ.)

2. Prosvetov G.I. Matematiche-skie metody i modeli v ekonomike: zadachi i resheniia: Uchebno-prakticheskoe posobie. - M.: Izdatel'-stvo «Al'fa-press», 2008. -344p. (In Russ.)

3. Sistema munitsipal'nogo uprav-leniia: Uchebnik dlia vuzov / Pod red. V.B. Zotova. - 4-e izd. - SPb.: Piter, 2008. -512p. (In Russ.)

4. Cheremnykh Iu.N. Mikroeko-nomika. Prodvinutyi uroven': Ucheb-nik. -M.: INFRA-M, 2008. - 844p. (In Russ.)

5. Sharygin M.D., Gagarskii M.D. Te-oreticheskie osnovy razmeshcheniia pro-izvo-ditel'nykh sil i ekonomika raionov: Ucheb. posobie / Perm. gos. un-t. - Perm', 2005. - 227 p. (In Russ.)

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.