Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИННОВАЦИОННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИЯМИ ГОСУДАРСТВА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИННОВАЦИОННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИЯМИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION DEVELOPMENT / ГОСУДАРСТВО / STATE / ФУНКЦИЯ / FUNCTION / ИННОВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / INNOVATION FUNCTION OF THE STATE / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / SOCIAL FUNCTION OF THE STATE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / МОДЕЛЬ / MODEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Степаненко Дмитрий Михайлович

В статье исследуются процессы взаимодействия между инновационной и социальной функциями государства. Комплексно анализируются взаимосвязи между инновационной функцией государства и отдельными составляющими государственной деятельности в социальной сфере. Автором предлагается и обосновывается логическая модель взаимосвязи между инновационной функцией государства и социальной функцией государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction between Innovation and Social Functions of the State

In article processes of interaction between innovation and social functions of the state are investigated. Interrelations between innovation function of the state and separate components of the state activity in the social sphere are in a complex analyzed. The author proposes and proves a logical model of the interrelation between the innovation function of the state and the social function of the state.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИННОВАЦИОННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИЯМИ ГОСУДАРСТВА»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИННОВАЦИОННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИЯМИ ГОСУДАРСТВА

СТЕПАНЕНКО Дмитрий Михайлович,

кандидат экономических наук, доцент Белорусско-Российского университета. E-mail: erstesieger@mail.ru

Краткая аннотация: В статье исследуются процессы взаимодействия между инновационной и социальной функциями государства. Комплексно анализируются взаимосвязи между инновационной функцией государства и отдельными составляющими государственной деятельности в социальной сфере. Автором предлагается и обосновывается логическая модель взаимосвязи между инновационной функцией государства и социальной функцией государства.

Abstract: In article processes of interaction between innovation and social functions of the state are investigated. Interrelations between innovation function of the state and separate components of the state activity in the social sphere are in a complex analyzed. The author proposes and proves a logical model of the interrelation between the innovation function of the state and the social function of the state.

Ключевые слова: Инновационное развитие, государство, функция, инновационная функция государства, социальная функция государства, взаимодействие, модель.

Keywords: Innovation development, state, function, innovation function of the state, social function of the state, interaction, model.

Государство является комплексной системой. Как следствие этого, ни одна из выполняемых им функций не существует и не может существовать полностью автономно, изолированно от других. В юридической литературе справедливо обращается внимание на то, что функции государства представляют собой не просто статико-механический набор видов и направлений государственной деятельности, а, обладая относительно устойчивым единством, взаимодополняя друг друга и взаимодействуя между собой, образуют целостную систему. [1; 2]

Использование системного подхода в процессе исследования любой из функций государства представляется объективно необходимым, поскольку все выполняемые государством функции теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, обеспечивая тем самым функционирование государства как интегрированной системы управления обществом. Развитие государства как управленческой системы и связанное с ним возрастание объема решаемых современным государством задач обусловливают постоянное усложнение с течением времени взаимосвязей и процессов взаимодействия между отдельными функциями государства.

Инновационная функция государства представляет собой основное направление деятельности государства, обусловленное объективно существующими потребностями общественной жизни, выражающее в концентрированном виде сущность и социальное назначение государства в обществе, имеющее соответствующую законодательную регламентацию и предполагающее целенаправленное воздействие со стороны государства на общественную жизнь с целью каче-

ственного совершенствования ее различных сторон за счет всяческой поддержки создания и внедрения инноваций в стране, стимулирования физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, всесторонней защиты интересов инноваторов.

Будучи важным элементом в системе функций современного государства, инновационная функция государства находится в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости с иными выполняемыми государством функциями. В связи с этим выявление и анализ характера взаимосвязей и взаимодействия инновационной функции государства с другими его функциями необходимы для установления роли, места и значения инновационной функции государства в современном российском обществе.

По справедливому выражению А. Л. Пашуко-ва, любое государство в своей деятельности стремится к установлению определенного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп или общества в целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера. [3]

В современных условиях социальная функция государства включает в себя следующие составляющие государственной деятельности [3; 4; 5; 6]:

1) создание достойных условий жизни для каждого человека;

2) создание для каждого человека равных жизненных шансов в социальной сфере;

3)обеспечение в обществе гражданского мира;

4) разработку и реализацию стратегии социального развития общества;

5)осуществление социальной защиты безработных, пожилых людей, инвалидов, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, беженцев и вынужденных переселенцев;

6) уменьшение степени социального неравенства и вызываемой им социальной напряженности, превенция социальных конфликтов и взрывов;

7) государственное социальное обеспечение;

8) укрепление социальной справедливости и солидарности в обществе, гуманного демократического политического строя, охраняющего индивидуума;

9) обеспечение самореализации индивидуумов в экономической деятельности;

10) обеспечение каждому права на свободу труда в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также вознаграждения в размере не ниже установленного действующим в стране законодательством минимального размера оплаты труда;

11) обеспечение каждому права на отдых;

12) обеспечение каждому права на жилище;

13) обеспечение каждому права на охрану здоровья и медицинскую помощь;

14) обеспечение каждому права на образование;

15) обеспечение доступности для каждого научных и культурных ценностей.

Г. В. Ткачева отмечает, что в социальной функции государства наиболее ярко выражено его общесоциальное начало - снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения, обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства. [5]

С. Г. Харлова указывает на то, что реализуя социальную функцию, государство решает определенные задачи в области производства человека, то есть осуществляет социальную политику, которая фиксируется законодательными решениями и концептуально отражается в программных документах. [7]

В действующей Конституции Российской Федерации закреплены многие важные юридические основания социальной функции государства.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,

обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. [8]

В статье 37 Конституции Российской Федерации провозглашается свобода труда, в рамках которой каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также устанавливаются право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, и право на защиту от безработицы. [8]

Кроме того, ст. 37 Конституции России закрепляет право каждого на отдых, в рамках реализации которого работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. [8]

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия, а также поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. [8]

В силу статьи 40 Конституции России каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. [8]

Статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. [8]

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных

или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Помимо этого, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. [8]

В силу статьи 44 Конституции России каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. [8]

Статья 11 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах провозглашает право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. [9]

Достойные условия жизни индивидуума и проявления с его стороны творческой и инновационной активности находятся в диалектическом единстве между собой. С одной стороны, достойные условия жизни предполагают некий уровень комфорта в жизни человека, который позволяет ему концентрировать свои усилия на творческой работе, занятии научными исследованиями, изобретательством, создании объектов интеллектуальной собственности, иных потенциальных инноваций. С другой стороны, творческая и инновационная активность индивидуумов является в современных условиях естественной предпосылкой непрерывного роста уровня и качества жизни в том или ином обществе. Кроме того, именно новые научные достижения, инновационная деятельность во всех ее возможных проявлениях приводят с течением времени к совершенствованию самого понятия "достойные условия жизни", наполнению указанного понятия новым содержанием.

Гражданский мир в обществе, стабильность его жизнедеятельности, равные жизненные шансы для каждого человека в социальной сфере, социальная справедливость и солидарность в обществе являются предпосылками не только для удовлетворения социальных потребностей членов общества, но и для интеллектуального и инновационного развития соответствующего общества. Это связано с тем, что нестабильность, всяческие конфликты, резкая социальная дифференциация, кризисные явления, имеющие место в обществе, подрывают в том числе и возможности для развития его интеллектуального потенциала, в частности, стимулируют "утечку мозгов" за пределы страны, подрывают возможности для развития в стране науки и образования, заставляют насе-

ление страны думать не о творчестве и инновациях, а о выживании. Обо всем перечисленном наглядно свидетельствует негативный опыт республик бывшего СССР 90-х годов XX столетия.

В свою очередь, в качестве важнейших предпосылок для обеспечения социальной справедливости в современном обществе выступают наличие в нем развитой материально-производственной базы, являющейся воплощением передовых достижений научно-технического прогресса, ресурсов, главным из которых на сегодняшний день является интеллектуальный потенциал общества.

Таким образом, в процессе осуществления государством деятельности по созданию достойных условий жизни для каждого человека, равных жизненных шансов для каждого человека в социальной сфере, обеспечению в обществе гражданского мира, социальной справедливости и солидарности имеет место взаимодействие между социальной и инновационной функциями государства.

Стратегия социального развития общества в современных условиях должна быть тесно увязана со стратегией его инновационного развития, призвана учитывать существующие и потенциальные возможности, создаваемые научно-техническим прогрессом для решения имеющихся в обществе социальных проблем. Долгосрочные цели и задачи государства в социальной сфере, подходы к их достижению должны быть тесно увязаны с соответствующими целями и задачами государства в экономической и научно-технической сферах, реализуемыми им мерами экономической и научно-технической политики.

Стратегия социального развития общества должна иметь в качестве важного приоритета соответствующей деятельности государства формирование в социуме своего рода нацеленности на творчество, на занятие всевозможными научными исследованиями, на изобретательство, на новаторскую активность в самых различных ее проявлениях. Стратегическими приоритетами государства в социальной сфере призваны быть формирование в обществе представлений о престижности научного, инженерно-технического, иного творческого труда, высокого уровня инновационной культуры, позиционирование в общественном сознании инноваций и инновационной деятельности как важных социальных ценностей.

Социальная функция современного государства предполагает в том числе и возможность распределения социальных благ вне зависимости от трудо-

вого вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться, а также выделение для этого государством необходимых ресурсов. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан, которыми они должны пользоваться в максимальном объеме. [5]

Осуществляя социальную защиту малообеспеченных слоев населения (безработных, пожилых людей, инвалидов, беременных женщин, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, беженцев и вынужденных переселенцев), государство способствует тем самым их полноценному включению в жизнедеятельность общества. Социальная защита в данном случае охватывает собой медицинское обслуживание малообеспеченных слоев населения, выплату им пособий по безработице, пенсий по возрасту, пособий по производственному травматизму, по беременности и родам, по болезни, семейных пособий.

Предоставляя соответствующим лицам определенный минимум социального обеспечения, государство создает для них возможности для получения образования, проявления с их стороны всесторонней творческой активности. Организуя за свой счет работу по обучению лиц, относящихся к малообеспеченным слоям населения, перспективным профессиям и специальностям, их соответствующую профессиональную подготовку и переподготовку, государство в результате всего этого получает на выходе более качественный "человеческий капитал", а, следовательно, и большие возможности для развития на инновационной основе. Соответствующая деятельность государства, репрезентируя собой взаимосвязь между его социальной и инновационной функциями, обеспечивает в конечном итоге единство формальных гарантий свободного развития личности и материальных гарантий социальной защищенности.

В условиях рыночной экономики государство призвано не только осуществлять поддержку социально незащищенных слоев населения, но и заботиться о благополучии каждого члена общества посредством создания максимума возможностей для проявления индивидуальной экономической инициативы. Как справедливо в свое время было отмечено Л. Эрхардом, социальная обеспеченность, будучи благом, должна быть основана, прежде всего, на собственной энергии каждого человека, на собственных достижениях, на собственных устремлениях каждого члена общества в отдельности. [10]

Государство, реализуя свою социальную функцию, призвано, по выражению Т. Маунца, обеспечивать реальные условия для проявления свободы, соразмерно предоставлять гражданам фактические шансы для занятия соответствующей профессиональной деятельностью, а также стремиться внести гармонию в отношения по распределению материальных благ. [11]

Обеспечение самореализации индивидуумов в экономической деятельности является предпосылкой осуществления ими предпринимательской, иной хозяйственной деятельности, которая, в свою очередь, способна быть сопряжена с процессами создания и внедрения в практику передовых достижений научно-технического прогресса. Вместе с тем, соответствующая предпринимательская и инновационная активность способны иметь своим следствием создание новых рынков инновационной продукции, новых высокотехнологичных отраслей и производств, качественно новый уровень экономического, научно-технического и социального развития общества.

Обеспечение каждому права на свободу труда, на выбор по своему усмотрению профессии и сферы деятельности является естественной предпосылкой творческой активности человека, необходимым условием развития в стране науки, образования, высокотехнологичных отраслей и производств, иных сфер приложения творческой и инновационной активности членов общества. Областью соприкосновения между социальной и инновационной функциями государства в данном случае является то, что, обеспечивая для индивидуумов свободу при выборе ими сферы приложения своего труда, государство в то же время способно создавать у членов общества заинтересованность (при помощи специальных льгот и гарантий, налоговых инструментов, целевых субсидий) в выборе ими таких профессий и специальностей, которые в наибольшей степени будут способствовать развитию общества на инновационной основе.

Важным аспектом обеспечения гражданам государства права на свободу труда является целенаправленная деятельность государства по организации в стране подготовки и переподготовки кадров в связи с технологическими изменениями в процессе общественного производства. Указанная деятельность призвана быть организована таким образом, чтобы подготовка и переподготовка кадров, весь процесс соответствующего обучения и переобучения строились на базе самых последних достижений научно-технического прогресса.

Деятельность государства по обеспечению

членам общества прав на отдых, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь так или иначе способствует созданию определенного уровня комфорта в жизни индивидуумов, необходимого для их нормального существования в обществе и проявления с их стороны новаторской активности. Соответствующий уровень комфорта, предполагающий удовлетворение на приемлемом уровне физиологических и иных естественных потребностей, является предпосылкой для того, чтобы человек в большей мере мог сосредоточиться на творчестве, проведении исследований, изобретательстве, иной интеллектуальной работе.

Л. В. Жильская обращает внимание на то, что важным фактором обеспечения права человека на охрану здоровья является развертывание научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан. При этом интенсивное развитие науки и техники ведет к постоянному расширению и углублению сферы правового регулирования в области здравоохранения, вследствие чего предметом правового регулирования стали отношения в области соответствующей научной деятельности и использования ее результатов, в том числе отношения, связанные с трансплантацией органов и тканей и проведением медицинских экспериментов. [12]

Предпосылкой для осуществления инновационной деятельности со стороны членов общества является и доступность для каждого из них имеющихся в обществе научных и культурных ценностей. Чем выше степень доступности для граждан государства имеющихся на данный момент времени достижений науки и культуры, тем больше у них возможностей обеспечить прирост имеющихся в обществе знаний об окружающем мире, тем больше у них возможностей на основе доступного им научного и культурного задела разработать и предложить обществу новые инженерно-технические и иные творческие решения.

Реализация гражданами государства права на образование имеет своим следствием обладание ими в будущем большим объемом общих и специальных знаний об окружающем их мире, большим объемом навыков и более высокой квалификацией в различных областях и сферах деятельности. Кроме того, образовательный процесс в немалой степени способствует самовоспитанию личности, повышению имеющихся у нее способностей к саморазвитию, что имеет важное значение для процессов последующего обучения человека и его самообразования на протяжении

всего его жизненного пути. Все это способствует как количественному, так и качественному росту "человеческого капитала", находящегося в распоряжении граждан государства и являющегося ключевой предпосылкой создания и внедрения в практику достижений научно-технического прогресса.

Таким образом, взаимосвязи между инновационной функцией государства и его социальной функцией находят свое проявление во множестве областей пересечения и точек соприкосновения инновационной функции с отдельными составляющими государственной деятельности в социальной сфере.

В то же время необходимо учитывать, что в рамках выполнения государством социальной функции его соответствующая деятельность не преследует в качестве своей основной цели стимулирование создания и использования достижений научно-технического прогресса. Социальная функция государства имеет множество иных целей и задач, напрямую не связанных с процессами создания и внедрения инноваций.

Аналогичным образом в рамках осуществления государством инновационной функции его деятельность не сводится исключительно к созданию необходимых социальных условий для новаторской активности в обществе или к поддержке процессов создания и внедрения инноваций в одной только социальной сфере. Инновационная политика государства способна выходить за рамки его социальной политики, может преследовать цели, связанные со стимулированием новаторской активности в иных по отношению к социальной сфере областях и сферах жизнедеятельности общества. В частности, речь может идти о поддержке со стороны государства инновационной активности в национальной экономике, в правоохранительной сфере, в сфере экологии, в сфере обороны и безопасности.

Две указанные выше посылки наглядно демонстрируют относительную независимость друг от друга инновационной и социальной функций государства, которые при всех их взаимосвязях между собой и при всей их взаимообусловленности являются самостоятельными функциями государства.

Вместе с тем, создавая необходимые социальные условия для новаторской активности в обществе, всячески стимулируя и поддерживая в ходе реализации инновационной политики процессы создания и внедрения инноваций в социальной сфере, государство в данном случае осуществляет деятельность, составляющую одновременно часть содержания как его инновационной, так и его социальной функций.

Логическая модель взаимосвязи между ин- функцией государства наглядно представлена на новационной функцией государства и социальной рисунке 1.

альной функцией государства

Источник: собственная разработка автора

Область X на рисунке 1 репрезентирует собой деятельность государства, предпринимаемую государственными органами в рамках одновременной реализации инновационной и социальной функций государства, является сферой пересечения двух указанных функций. В свою очередь, область Y на данном рисунке характеризует деятельность государства по поддержке инновационной активности в обществе вне рамок социальной политики государства, а область Z - деятельность государства, ориентированную на достижение социальных целей и решение задач в социальной сфере, не связанных с научно-тех-

Библиография:

1. Байтин, М. И. Сущность и основные функции социалистического государства / М. И. Байтин. - Саратов: Саратовский государственный университет, 1979. - 302 с.

2. Алексеев, С. С. Теория государства и права: учебник / С. С. Алексеев. - М.: Проспект, 2008. - 344 с.

3. Пашуков, А. Л. Социальная сущность, социальная функция, социальная политика государства (теоретический и сравнительно-правовой аспекты): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Пашуков Артемий Львович. - М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2005. - 232 с. - Библиогр.: с. 196 - 232.

4. Мазаева, Е. С. Социальная функция современного Российского государства: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Мазаева Елена Сергеевна. - Нижний Новгород: Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2001. - 160 с. - Библиогр.: с. 142 - 157.

5. Ткачева, Г. В. Проблемы обновления социальной функции современного Российского государства: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Ткачева Галина Валентиновна. - Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2004. - 194 с. - Библиогр.: с. 173 - 194.

6. Андреева, Е. М. Социальная функция демократического государства (конституционно-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Андреева Евгения Михайловна. - М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1998. - 176 с. - Библиогр.: с. 165 - 176.

7. Харлова, С. Г. Трансформация социальной функции государства в современном российском обществе: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11 / Харлова Светлана Григорьевна. - М.: Российский государственный социальный университет, 2010. - 163 с. - Библиогр.: с. 146 -163.

8. Конституция Российской Федерации // Справочная правовая система "Консультант Плюс" [Электронный ресурс] / М., 2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=134&dst=100017,0&rnd=0.8479444820342896#0.

9. Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2017.

10. Эрхард, Л. Благосостояние для всех: пер. с нем. / Л. Эрхард. - М.: Дело, 2001. - 332 с.

11. Maunz, T. Deutsches Staatsrecht / T. Maunz. - München: Beck, 1991. - 548 s.

12. Жильская, Л. В. Социальная функция государства по охране и укреплению здоровья населения и ее реализация в Российской Федерации: дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.02; 12.00.01 / Жильская Людмила Валентиновна. - СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2006. - 292 с. - Библиогр.: с. 278 - 292.

ническим прогрессом.

Таким образом, инновационная функция государства, будучи органично связанной с его социальной функцией, обеспечивает в ходе взаимодействия с последней реализацию применительно к социальной сфере своей целевой установки, заключающейся в качественном совершенствовании различных сторон общественной жизни за счет всяческой поддержки создания и внедрения инноваций в стране, стимулирования физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, всесторонней защиты интересов инноваторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.