Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА'

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ГОСУДАРСТВО / STATE / ФУНКЦИЯ / FUNCTION / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS / ИННОВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / INNOVATION FUNCTION OF THE STATE / СУЩНОСТНАЯ ЧЕРТА / ESSENTIAL FEATURE / ПРИНЦИП / PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степаненко Дмитрий Михайлович

Статья посвящена исследованию инновационной функции государства как одного из основных направлений его деятельности в начале XXI века. Предложено авторское определение инновационной функции государства. Установлены место и роль инновационной функции государства в системе государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. Выявлены и обоснованы сущностные черты и принципы реализации инновационной функции государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and principles of realization of innovation function of the state

Article is devoted to research of innovation function of the state as one of the main directions of its activity at the beginning of the XXI century. Author’s definition of innovation function of the state is offered. The place and a role of innovation function of the state in system of state and legal impact on activity of society are established. The essential features and the principles of realization of innovation function of the state are revealed and proved.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

СТЕПАНЕНКО Дмитрий Михайлович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Белорусско-Российского университета, юрисконсульт Общество с ограниченной ответственностью "ЮликомСервис". E-mail: erstesieger@mai.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию инновационной функции государства как одного из основных направлений его деятельности в начале XXI века. Предложено авторское определение инновационной функции государства. Установлены место и роль инновационной функции государства в системе государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. Выявлены и обоснованы сущностные черты и принципы реализации инновационной функции государства.

Abstract: Article is devoted to research of innovation function of the state as one of the main directions of its activity at the beginning of the XXI century. Author's definition of innovation function of the state is offered. The place and a role of innovation function of the state in system of state and legal impact on activity of society are established. The essential features and the principles of realization of innovation function of the state are revealed and proved.

Ключевые слова: Инновация, государство, функция, научно-технический прогресс, инновационная функция государства, сущностная черта, принцип.

Keywords: Innovation, state, function, scientific and technical progress, innovation function of the state, essential feature,

principle.

Инновации в широком смысле этого слова могут быть определены как новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, организационного, экономического, социального, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, используемые в практической деятельности людей и имеющие результатом своего внедрения и последующего применения положительный эффект для задействовавших их субъектов и общества в целом. [1] Научные достижения теории инноваций позволяют убедительно говорить о том, что именно инновации являются в современных условиях ключевым фактором развития общественной жизни, качественного совершенствования ее различных сторон, а возрастание значимости инновационной активности в ее различных проявлениях выступает в качестве ведущей тенденции нынешнего этапа общественного развития.

По выражению Ю. В. Яковца, время от времени поднимающиеся волны эпохальных и базисных инноваций преобразуют лицо общества, девятым валом проносятся по планете. Эти волны меняют лидирующие страны и цивилизации, создают фундамент для повышения эффективности воспроизводства и качества жизни. [2]

Государство, будучи организацией, осуществляющей управление обществом, комплексное воздействие на протекающие в обществе процессы, способно и должно выступать в качестве катализатора прогресса общества на инновационной основе. Указанная посылка позволяет выделить инновационную функцию государства как одно из основных направлений его деятельности в начале XXI века. Инновационная функция государства, присущая

ему в современных условиях, обусловлена объективно существующими в настоящий момент потребностями общественной жизни. В любом современном государстве со стороны общества имеется запрос на то, чтобы государство способствовало постоянному повышению уровня и качества жизни членов общества, достижению все более высокого уровня удовлетворения потребностей членов общества в разнообразных товарах и услугах. Для реализации на практике требований соответствующего запроса со стороны общества государство призвано стремиться оседлать в интересах своих граждан нынешнюю волну научно-технической революции, всячески способствовать как созданию достижений научно-технического прогресса, так и внедрению их в практику жизнедеятельности общества.

Нынешний этап развития человеческой цивилизации характеризуется бурной конкуренцией между отдельными государствами. Ключевыми предпосылками успеха в такой конкурентной борьбе в настоящий момент являются инновационная активность и инновационная восприимчивость того или иного общества, то есть в каких объемах и с какой интенсивностью в нем создаются и внедряются инновации, обеспечивающие данному обществу передовые позиции в современном мире, ставящие его на вершину цивилизации.

Будучи властной организацией и используя имеющуюся у него власть в целях достижения высокой инновационной активности на территории страны, государство тем самым способствует достижению общего блага всех членов общества. Стимулируя и поощряя инновации, государство действует в интересах социума, организует общество в целом, существующие в нем социальные группы и отдельных членов общества для решения соответствующих

общих задач, концентрирует на указанных задачах волю всех слоев населения. В конечном итоге, реализуя и постоянно совершенствуя инновационную политику, государство способствует росту благосостояния всех членов общества за счет достижения более высокого уровня научно-технического развития страны, обеспечивает с течением времени всех членов общества такими товарами и услугами, которые в прежние времена были недоступны даже привилегированным слоям населения.

Исходя из этого, есть все основания утверждать, что инновационная функция государства, как и любая иная его функция, выражает в концентрированном виде сущность и социальное назначение государства в обществе.

Кроме того, как и любая иная функция государства, его инновационная функция имеет соответствующую законодательную регламентацию. Реализуя инновационную политику, государство в лице своих соответствующих органов устанавливает властные предписания, регулирующие осуществление инновационной деятельности в стране и содержащиеся в текстах законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории государства.

В наиболее общем виде может быть дано следующее определение инновационной функции государства: инновационная функция государства - это основное направление деятельности государства, обусловленное объективно существующими потребностями общественной жизни, выражающее в концентрированном виде сущность и социальное назначение государства в обществе, имеющее соответствующую законодательную регламентацию и предполагающее целенаправленное воздействие со стороны государства на общественную жизнь с целью качественного совершенствования ее различных сторон за счет всяческой поддержки создания и внедрения инноваций в стране, стимулирования физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, всесторонней защиты интересов инноваторов.

Установление места и роли инновационной функции государства в системе государственно-правового воздействия на общественную жизнь объективно предполагает необходимость выявления и раскрытия сущностных черт указанной функции государства.

Во-первых, инновационная функция государства занимает свое относительно самостоятельное место в системе функций государства, представляет собой относительно обособленное направление государственной деятельности, соответствующего воздействия со стороны государства на сознание и поведение людей. Специфика инновационной функции государства обусловлена, прежде всего, особенностями тех механизмов, посредством кото-

рых государство способствует в рамках ее реализации качественному совершенствованию различных сторон общественной жизни, а также ярко выраженной целенаправленностью указанной функции.

Инновационная функция государства основана на законах, иных нормативных правовых актах, содержащих в себе нормы, регламентирующие осуществление инновационной деятельности, а также ориентированные на стимулирование указанной деятельности.

Целенаправленность инновационной функции государства проявляется в том, что государство в ходе ее реализации всячески способствует качественному совершенствованию различных сторон общественной жизни посредством содействия созданию и внедрению инноваций в стране, стимулирования физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, всесторонней защиты интересов инноваторов.

С. Г. Дробязко справедливо обращает внимание на то обстоятельство, что государство и создаваемое им право способны воздействовать на ускорение темпов научно-технического прогресса как непосредственно (путем упорядочения общественных отношений, выражающих внедрение новейших научно-технических достижений в производство), так и опосредованно, создавая наиболее благоприятные условия для его развития (подготовка кадров, подъем общеобразовательного и культурного уровня всего населения, точное определение компетенции государственных органов и должностных лиц, прав и обязанностей граждан, повышение ответственности, охрана природы). [3; 4]

При этом конкретная цель инновационной функции государства определяет ее вполне конкретное содержание, ибо все мероприятия, предпринимаемые в рамках государственной инновационной политики (например, законодательное установление налоговых льгот для инновационно активных предприятий, поддержка изобретательства и рационализаторства), так или иначе ориентированы на достижение обозначенной выше цели инновационной функции государства.

Во-вторых, важной сущностной чертой инновационной функции государства является ее динамизм. Посредством государственного воздействия на жизнедеятельность общества в рамках реализации данной функции способно находить свое конкретное выражение творчески преобразующее начало правовых норм, регулирующих процессы создания и внедрения инноваций в стране, в целостной системе регулирования общественных отношений.

Инновационная функция государства способна выражаться в соответствующей целесообразной юридической деятельности конкретных субъектов. Такая деятельность охватывает собой:

1) деятельность органов законодательной власти по разработке и принятию нормативных правовых актов, ориентированных на поддержку инновационного развития;

2) деятельность органов исполнительной власти по реализации при помощи правовых средств соответствующих мер государственной инновационной политики;

3) деятельность органов судебной власти по разрешению споров, возникающих в ходе применения на практике национального законодательства об инновационной деятельности;

4) деятельность отдельных физических и юридических лиц, ориентированную на использование тех возможностей, которые предоставляет им государство посредством установления властных предписаний, регламентирующих осуществление инновационной деятельности в стране (например, деятельность предприятий по применению на практике налоговых льгот, установленных национальным законодательством об инновационной деятельности, деятельность физических лиц по патентованию принадлежащих им объектов промышленной собственности).

Исследование специфической природы деятельности субъектов, имеющей место в ходе реализации инновационной функции государства, предпринимаемых ими конкретных юридических действий и операций позволяет не только более полно раскрыть содержание указанной функции государства, но и выявить основные пути совершенствования каждого из ее элементов.

В-третьих, инновационная функция государства обладает определенной устойчивостью, стабильностью, постоянством действия во времени. Обозначенная сущностная черта отмеченной функции государства обусловлена относительной устойчивостью ее юридических оснований, а также уровнем стабильности соответствующих общественных отношений, которые регулируются при помощи устанавливаемых государством властных предписаний.

В данном контексте В. В. Лазаревым справедливо обращается внимание на то обстоятельство, что "постоянство как необходимый признак функции характеризует непрерывность, длительность действия этой функции". [5]

В рамках реализации инновационной функции государства создаваемые им соответствующие правовые нормы выступают как одна из форм непрерывного преобразующего воздействия на социальную действительность и в то же время как средство разрешения многих внутрисо-циальных противоречий. Стимулируя инновационную активность в стране и двигая на этой основе общество вперед по пути прогресса, государство как субъект, устанавливающий положения национального законодательства об инновационной деятельности, способствует тем самым по-

вышению уровня и качества жизни населения страны, решению многих социальных проблем.

Как справедливо отмечает А. А. Швыркин, государство посредством устанавливаемого им права способно влиять на возникновение новых пластов социальной действительности в соответствии с объективными потребностями общества. [6]

В-четвертых, в ходе анализа сущностных черт инновационной функции государства нельзя не согласиться с М. Т. Бадовеым, А. А. Данченко и А. А. Тороповым в вопросе о том, что функции государства в значительной степени детерминированы материальными, духовными и иными условиями жизни общества, находящегося на конкретно-историческом этапе своего развития. Поэтому и возможно проследить закономерности государственного воздействия на жизнедеятельность общества применительно к определенным типам и этапам его развития. [7; 8; 9]

Как и любая иная функция государства, его инновационная функция всегда осуществляется в соответствующей общественной среде. Конкретно-исторические условия жизни того или иного общества обусловливают экономическое, социальное, политическое, идеологическое и иное содержание реализуемой государством инновационной функции.

Например, в советский период в условиях существования командно-административной системы управления экономикой государственное воздействие, ориентированное на стимулирование научно-технического прогресса, предполагало в большей части установление юридических норм, которые имели директивный характер. В условиях современной России соответствующее государственное воздействие в большей части предполагает установление правовых норм, ориентированных на создание материальной заинтересованности у экономических субъектов создавать и внедрять инновации, на стимулирование конкуренции за счет осуществления инновационной деятельности.

Соответственно различный характер носит в двух указанных случаях и реализация государством присущей ему инновационной функции.

Конкретные механизмы государственно-правового воздействия на состояние инновационной активности в обществе обусловлены множеством как объективных, так и субъективных факторов.

В роли соответствующих субъективных факторов выступают, прежде всего, государственные, общественные, групповые и индивидуальные интересы, присутствующие в обществе. Осуществляя воздействие на жизнедеятельность общества, стимулируя и поддерживая протекающие в нем инновационные процессы, государство объективно должно считаться с многообразием указанных интересов, учитывать

их, а, вместе с тем, способствовать их изменению в нужном обществу направлении.

Например, государство должно учитывать интерес субъектов хозяйствования, заключающийся в том, чтобы как можно больше полученной прибыли осталось в их распоряжении. Конкретный учет соответствующего интереса может быть реализован посредством законодательного закрепления льгот по налогу на прибыль, связанных с осуществлением инновационной деятельности.

Государство должно принимать во внимание интерес изобретателей в получении дохода от сделанных ими изобретений, который способен быть учтен посредством законодательного закрепления института интеллектуальной собственности и установления мер по ее охране.

К числу объективных факторов, обусловливающих особенности механизмов государственно-правового воздействия на состояние новаторской активности в обществе, следует отнести:

1)конкретные экономические, социальные и политические условия, существующие в стране;

2)тип экономической системы, существующей в стране (рыночная, командно-административная, традиционная, смешанная);

3)существующие в обществе обычаи и традиции;

4)уровень развития в стране правовой культуры;

5)уровень развития в обществе инновационной культуры, характеризующей его отношение к инновациям и инноваторам;

6)уровень доверия в обществе к существующим социальным институтам;

7)объективные организационные и финансовые возможности государства.

В целом, можно утверждать о том, что особенности реализации тем или иным государством инновационной функции в существенной степени предопределяются экономической и социальной структурой общества (например, тем, каков удельный вес в общем трудоспособном населении страны ученых и квалифицированных специалистов, лиц с высшим образованием), уровнем общей, правовой и инновационной культуры, действующими в стране юридическими и иными социальными нормами.

Очевидно, что в современных условиях реализация государством инновационной функции во многом призвана быть ориентирована на развитие качественных характеристик населения страны, поскольку всестороннее развитие и образование людей является важнейшим фактором их превращения в инноваторов.

В-пятых, в рамках реализации государством своей инновационной функции управление общественными отно-

шениями, юридическое воздействие на поведение людей с целью стимулирования инновационной активности в стране происходит через их сознание и волю. Например, созданный государством в обществе благоприятный инновационный климат является предпосылкой для роста новаторской активности в нем, однако конкретные решения о создании и внедрении тех или иных конкретных инноваций принимаются конкретными юридическими и физическими лицами. Соответствующие правовые нормы в данном случае могут лишь оказывать определенное влияние на сознание и волю потенциальных инноваторов, но не могут изначально задать им наиболее приемлемую для общества линию поведения.

При этом следует отметить, что соответствующее государственно-правовое воздействие направлено, с одной стороны, непосредственно на проявленную во вне активность физических и юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, а, с другой стороны, - опосредованно на сознание всех членов данного общества на разных его уровнях с тем, чтобы сформировать и закрепить в нем позитивное отношение к инновационной деятельности и задать тем самым необходимое направление социально-значимому поведению.

Кроме того, учитывая сознательно-волевой контекст, при исследовании процесса реализации инновационной функции тем или иным конкретным государством важно не только анализировать внешне выраженные юридические действия определенных субъектов, но и принимать во внимание внутренние, психологические стороны этих действий.

В-шестых, необходимо акцентировать особое внимание на целенаправленности государственного воздействия при осуществлении государством своей инновационной функции. Вместе с тем, в данном случае цель государственного воздействия на жизнедеятельность общества (качественное совершенствование различных сторон общественной жизни) четко увязывается со способами ее достижения (содействие со стороны государства созданию и внедрению инноваций в стране, государственное стимулирование физических и юридических лиц осуществлять инновационную деятельность, всесторонняя защита со стороны государства интересов инноваторов).

В качестве основных принципов реализации инновационной функции государства могут быть обозначены такие, как:

1)принцип системности;

2)принцип целенаправленности;

3)принцип иерархичности;

4)принцип непрерывности;

5)принцип научности;

6)принцип гибкости;

7)принцип эффективности.

Принцип системности находит свое проявление в том, что все элементы содержания инновационной функции государства, все формы ее реализации образуют в совокупности целостную систему, характеризующуюся внутренним единством.

Принцип целенаправленности предполагает комплексную ориентацию государственно-правового воздействия на общественную жизнь в рамках реализации государством своей инновационной функции на достижение высоких масштабов инновационной активности на территории страны, максимальное поощрение указанной активности во всех ее возможных проявлениях, обеспечение непрерывного количественного роста и качественного совершенствования инновационного потенциала страны.

Принцип иерархичности применительно к инновационной функции государства находит свое проявление в многоуровневом характере государственно-правового воздействия на общественную жизнь с целью активизации инновационной деятельности в стране. Указанное воздействие осуществляется как на уровне национальной системы права в целом, так и на уровнях отдельных отраслей и подотраслей права, действующего на территории государства, имеющихся в стране правовых институтов и отдельных правовых норм.

Принцип непрерывности в случае с инновационной функцией государства находит свое выражение в постоянстве процесса соответствующего государственно-правового воздействия на общество. При этом необходимо особо подчеркнуть, что речь идет не только о постоянстве правового регулирования инновационной деятельности, но и о постоянстве планирования мероприятий государственной инновационной политики, анализа результатов указанной работы, пропаганды инновационного развития страны посредством использования всех имеющихся в распоряжении государства средств и механизмов.

Библиография:

Принцип научности предполагает необходимость научного обоснования процесса реализации государством инновационной функции, использования при осуществлении соответствующего государственно-правового воздействия прогрессивных научных идей и обеспечения на этой основе постоянного качественного совершенствования указанного воздействия. В данном случае следует обратить внимание на то, что речь должна идти об использовании в процессе реализации инновационной функции государства достижений не только юридической науки, но и достижений иных общественных наук, и, прежде всего, достижений экономической науки.

Принцип гибкости находит свое проявление в том, что государство в целом, отдельные государственные органы, иные структурные звенья и подразделения государственного аппарата в процессе реализации инновационной функции государства, осуществления государственной инновационной политики должны обладать способностью максимально быстро приспосабливаться к изменениям во внешней и внутренней среде, оперативно и адекватным образом реагировать на соответствующие изменения.

В свою очередь, принцип эффективности предполагает оптимальное соотношение между результатами реализации государством своей инновационной функции и затратами, возникающими в процессе осуществления соответствующего государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества.

Воздействуя системным образом в процессе осуществления присущей ему инновационной функции на протекающие в обществе инновационные процессы, государство тем самым обеспечивает реализацию целевой установки указанной функции, заключающейся в качественном совершенствовании различных сторон общественной жизни за счет всяческой поддержки создания и внедрения инноваций в стране, стимулирования физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, всесторонней защиты интересов инноваторов.

1. Степаненко, Д. М. Термин "инновация". Проблемы законодательной интерпретации на постсоветском пространстве / Д. М. Степа-ненко // Закон и право. - 2009. - № 12. - С. 32 - 37.

2. Яковец, Ю. В. Эпохальные инновации XXI века / Ю. В. Яковец. - М.: Экономика, 2004. - 446 с.

3. Дробязко, С. Г. Роль законодательства в создании материально-технической базы коммунизма / С. Г. Дробязко. - Минск: Белорусский государственный университет имени В. И. Ленина, 1971. - 140 с.

4. Дробязко, С. Г. Право и коммунизм: учебное пособие для юридических специальностей вузов / С. Г. Дробязко. - Минск: Вышэйшая школа, 1975. - 144 с.

5. Общая теория государства и права: учебник / В. В. Лазарев [и др.]; под ред. В. В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2002. - 520 с.

6. Швыркин, А. А. Воспитательная функция права и роль органов внутренних дел в ее реализации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Швыркин Алексей Алексеевич. - М.: Юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2002. - 21б с. - Библиогр.: с. 202 - 211.

7. Бадоев, М. Т. Демографическая функция права: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Бадоев Малик Титович. - Ярославль: Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова, 2004. - 205 с. - Библиогр.: с. 180 - 205.

8. Данченко, А. А. Превентивная функция российского права: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01 / Данченко Андрей Александрович. -Кострома: Костромской государственный технологический университет, 2002. - 164 с. - Библиогр.: с. 149 - 164.

9. Торопов, А. А. Восстановительная функция права (вопросы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Торопов Андрей Анатольевич. - Ярославль: Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова, 1998. - 180 с. - Библиогр.: с. 156 - 180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.