УДК 321.01
Д. М. Степаненко
ИННОВАЦИОННАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
Исследуются взаимосвязи и взаимодействие между инновационной и экономической функциями государства. Утверждается, что решение важнейших задач развития национальной экономики в современных условиях должно опираться на передовые достижения научно-технического прогресса. Выявляются сферы пересечения между инновационной функцией государства и отдельными подфункциями его экономической функции. Предлагается и обосновывается логическая модель взаимосвязи между инновационной и экономической функциями государства.
In this article, I address the relationship and interactions between the innovation-promoting and economic functions of the state. In today's condition, a solution to the major problem of national economic development lies in the employment of advanced technology. I identify the areas where the innovative function of the state overlaps with its economic subfunctions. I propose and validate a logical model for relations between the innovation-promoting and economic functions of the state.
Ключевые слова: инновационная функция государства, экономическая функция государства, инновация, инновационная деятельность, научно-технический прогресс, подфункция.
Keywords: innovation-promoting function of state, economic function of state, innovation, innovation activity, technological change, subfunction.
Государство является комплексной системой. Как следствие этого, ни одна из выполняемых им функций не существует и не может существовать полностью автономно, изолированно от других. В юридической литературе справедливо обращается внимание на то, что функции государства представляют собой не просто статико-механический набор видов и направлений государственной деятельности, а, обладая относительно устойчивым единством, взаимодополняя друг друга и взаимодействуя между собой, образуют целостную систему [1 — 4].
Использование системного подхода в процессе исследования любой из функций государства представляется объективно необходимым, поскольку все выполняемые государством функции теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, обеспечивая тем самым функционирование государства как интегрированной системы управления обществом. Развитие государства как управленческой системы и связанное с ним возрастание объема решаемых современным государством задач обусловливают постоянное усложнение с течением времени взаимосвязей и процессов взаимодействия между отдельными функциями государства.
53
© Степаненко Д. М., 2018
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 3. С. 53-67.
Инновационная функция государства представляет собой основное направление деятельности государства, обусловленное объективно существующими потребностями общественной жизни, выражающее в концентрированном виде сущность и социальное назначение государства в обществе, имеющее соответствующую законодательную регламентацию и предполагающее целенаправленное воздействие со стороны государства на общественную жизнь с целью качественного совершенствования ее различных сторон за счет всяческой поддержки создания и внедрения инноваций в стране, стимулирования физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, все- сторонней защиты интересов инноваторов [5; 6].
54 Будучи важным элементом в системе функций современного госу-
дарства, инновационная функция государства находится в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости с иными выполняемыми государством функциями. Выявление и анализ характера взаимосвязей и взаимодействия инновационной функции государства с другими его функциями необходимы для установления роли, места и значения инновационной функции государства в современном обществе.
Экономическая функция государства охватывает следующие составляющие его деятельности:
1) законодательное регулирование экономических процессов, хозяйственной жизни страны;
2) государственное экономическое планирование;
3) выработка и координация государством основных направлений экономического развития страны;
4) обеспечение условий для развития всех форм собственности;
5) формирование в национальной экономике конкурентной среды;
6) определение пределов вмешательства государства в экономические процессы;
7) создание благоприятных условий хозяйствования в приоритетных сферах;
8) поддержка малого и среднего предпринимательства;
9) управление государственным сектором в экономике;
10) осуществление проектов и программ развития экономики в целом и в различных ее сферах, требующих больших капиталовложений и имеющих исключительную важность для общества;
11) обеспечение экономической безопасности [7—11].
В современных условиях экономическое развитие любого государства так или иначе обусловлено производством предприятиями, функционирующими на его территории, инновационной конкурентоспособной продукции, разработкой и внедрением ими новых технологий, масштабами и интенсивностью деятельности в стране организаций, занимающихся проведением научных исследований. Как следствие этого, законодательное регулирование протекающих в стране экономических процессов не может не затрагивать вопросы стимулирования научно-технического прогресса на территории государства, внедрения его достижений в практику деятельности отечественных субъектов хозяйствования.
В процессе соответствующей правотворческой деятельности разрабатываются и принимаются законы, издаются иные нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление инновационной деятельности в стране. В частности, Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» содержит нормы, регламентирующие протекание инновационных процессов в национальной экономике Беларуси и ориентированные на стимулирование создания и внедрения отечественными предприятиями прогрессивных нововведений [12].
Законодательство Австрийской Республики об инновационной деятельности включает в себя такие нормативные правовые акты, как «Закон о поддержке научных исследований», «Закон о научно-исследовательских организациях», «Закон об организации научных исследований», «Закон об инновационном и технологическом фонде», «Закон о налогах», «Закон о генной инженерии» [13].
Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что создание и внедрение инноваций могут иметь место не только в сфере национальной экономики, но и в других сферах общественной жизни (например, в сфере государственного управления, правоохранительной, социальной сфере). Как следствие, правовые нормы, регулирующие осуществление инновационной деятельности в стране, также регламентируют протекание соответствующих процессов не только в сфере национальной экономики, но и в иных сферах и областях жизнедеятельности общества.
В этой связи инновационная функция государства никоим образом не может рассматриваться в качестве составляющей его экономической функции. Инновационная и экономическая функции государства при всем теснейшем взаимодействии между собой выступают в качестве самостоятельных функций государства.
Государственное экономическое планирование, выработка и координация государством основных направлений экономического развития страны в современных условиях невозможны без учета соответствующих достижений научно-технического прогресса. По справедливому утверждению Ю. А. Тихомирова, в сфере экономики деятельность государства призвана концентрироваться на решении инновационных задач, и в особенности на приоритетном развитии науки и новых технологий [14].
Современные государства, как правило, обозначают в качестве основных направлений экономического развития те направления и сферы хозяйственной деятельности, которые являются высокотехнологичными, в наибольшей степени сопряжены с процессами разработки и внедрения инноваций. При этом следует согласиться с О. Б. Купцовой в вопросе о том, что эффективное развитие как экономических, так и государственных институтов возможно лишь при наличии целостной, научно обоснованной и законодательно закрепленной стратегии развития государства, в которой будут находить свое отражение приоритеты развития общества [11].
Так, в Китайской Народной Республике курс на инновации объявлен новой национальной стратегией, а задача построения в стране ин-
55
новадионной экономики реализуется в рамках принятых Государственным советом Китая Основ государственного плана среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006 — 2020 годы. Долю расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в валовом внутреннем продукте Китайской Народной Республики предполагается поднять к 2020 г. до 2,5 % (в 2005 г. она составляла 1,34 %), а вклад научно-технического прогресса в экономическое развитие страны — более чем вдвое, до уровня выше 60% [15]. В качестве приоритетных направлений экономического развития в современном Китае обозначены производство электроники, телекоммуникадионно-го оборудования, компьютеров, офисной техники, изготовление фар-мадевтической продукдии и продукдии медидинского приборостроения, развитие национальной авиакосмической отрасли [15].
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016—2020 годы в качестве приоритетных для развития национальной экономики названы следующие высокотехнологичные сферы хозяйственной деятельности:
1) индустрия информационно-коммуникационных технологий;
2) атомная и возобновляемая энергетика;
3) сфера биотехнологий;
4) сфера нанотехнологий;
5) фармацевтическая промышленность;
6) приборостроение;
7) электронная промышленность [16].
Существующие в стране отношения собственности решающим образом предопределяют экономический базис общества. При этом законодательная база Республики Беларусь, как и законодательные базы иных государств современного мира, содержит в себе целостный комплекс правовых норм, регламентирующих отношения собственности.
Ст. 13 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, а также равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [17]. В Гражданском кодексе Республики Беларусь закреплены на законодательном уровне положения о субъектах права собственности, формах собственности, основаниях приобретения и прекращения права собственности, иные нормы, регламентирующие вопросы функционирования института собственности [18]. Уголовный кодекс Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях законодательно регламентируют соответственно составы преступлений и составы административных правонарушений, посягающих на отношения собственности [19; 20].
Обеспечение условий для развития всех форм собственности является важной предпосылкой осуществления государством как его эко-
номической, так и инновационной функции, поскольку степень защищенности в стране прав собственности решающим образом предопределяет масштабы предпринимательской активности в национальной экономике.
Благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности находятся в прямой и непосредственной корреляции с масштабами осуществления в стране деятельности по созданию и внедрению инноваций. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики именно предприниматели выступают в качестве субъектов, генерирующих новаторскую активность на территории государства.
Как было в свое время справедливо отмечено одним из основоположников теории инноваций Й. Шумпетером, именно предприниматели занимаются инновациями и осуществляют их. В погоне за прибылью, стремясь достигнуть конкурентных преимуществ, необходимых для одержания победы в борьбе за потребителей на рынке, они создают новые, ранее неизвестные комбинации факторов производства [21].
Даже давая дефиниции терминам «предприятие» и «предприниматель», Й. Шумпетер напрямую увязывал их смысловое содержание с реализацией инновационной деятельности. В частности, в работе «Теория экономического развития» он отмечал, что «под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций», а «предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций» [21, с. 169 — 170]. Кроме того, Й. Шумпетер обращал внимание на то, что «появление одного предпринимателя облегчает появление других предпринимателей», а «успехи первооткрывателей на ниве предпринимательства вовлекают в эту сферу все больше желающих к осуществлению новых комбинаций» [21, с. 364].
Развивая в данном контексте идеи Й. Шумпетера, П. Друкер высказал мысль о том, что «нововведения являются особым инструментом предпринимателей, средством, при помощи которого они используют изменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса и услуг» [22, с. 30]. Исходя из этого можно утверждать, что если государство с экономикой рыночного типа хочет развиваться на основе инноваций, то оно должно создать благоприятный климат для предпринимательской деятельности. С учетом указанного обстоятельства высокой значимостью для общества обладает целенаправленная деятельность государства, ориентированная на обеспечение условий для развития в стране всех форм собственности и осуществляемая государством в ходе реализации его экономической и инновационной функций.
Важной для общества областью пересечения экономической и инновационной функций государства выступает и формирование в национальной экономике конкурентной среды, поскольку в условиях рыночной экономики конкуренция играет роль своего рода внешней принудительной силы, заставляющей производителей внедрять в производство достижения научно-технического прогресса.
57
58
По справедливому выражению Л. Эрхарда, конкуренция, будучи «наиболее эффективным средством для достижения благосостояния», с одной стороны, предоставляет всем людям возможность пользоваться хозяйственным прогрессом, в особенности в их роли потребителей, а с другой — уничтожает все привилегии, не являющиеся непосредственным результатом повышения производительности труда [23].
Обеспечивая рост производительности труда, повышение качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, интенсифицируя производственный процесс, именно инновации выступают в рыночных условиях для субъектов хозяйствования в качестве главного инструмента победы в конкурентной борьбе. При этом существенным фактором формирования в национальной экономике конкурентной среды становится наличие в стране комплексной государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
Вмешательство государства в процессы, протекающие в национальной экономике, должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить максимальные возможности для реализации прогрессивного потенциала рыночной системы хозяйствования. В данной связи Н. И. Ба-зылев и С. П. Гурко обращают внимание на то, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для применения достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности [24]. Как отмечает Ю. В. Яковец, трансформируясь с течением времени, рыночный механизм понуждает субъектов хозяйствования к нововведениям посредством сочетания «кнута» (разорения в жесткой конкурентной борьбе) и «пряника» (инновационной квазиренты для удачливых инноваторов) [25].
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в реальной действительности даже тех стран, где рыночная модель традиционна и функционирует несколько столетий, она не считается идеальной. Любое описание рыночной организации служит своеобразным эталоном, к которому должна стремиться экономика, чья идеология не ограничивает прав экономической свободы и инициативы людей, выбора ими сферы приложения труда в соответствии с вознаграждением.
Недостатки рынка, связанные с регулированием инновационной деятельности, проявляются в следующем:
1) рыночная система хозяйствования не способна обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики;
2) рыночные субъекты не ориентированы в должной мере на осуществление фундаментальных исследований, отдавая приоритет исследованиям прикладного характера, которые могут принести относительно быстрый практический результат. При этом, согласно ряду оценок, около 10% промышленных инноваций вообще не было бы осуществлено при отсутствии академических исследований в соответствующих областях, причем в фармацевтической промышленности эта цифра достигает 30 %;
3) для рыночной системы хозяйствования характерна асимметрия информации, то есть ситуация, при которой разные субъекты рынка располагают разными объемами экономической информации, что способно в ряде случаев оказывать сдерживающее влияние на протекающие в стране инновационные процессы;
4) рынок зачастую не в состоянии обеспечить реализацию инновационных проектов, требующих слишком больших затрат (например, инновационных проектов по освоению космоса);
5) рыночная система хозяйствования не всегда способна осуществлять в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги (в интересах развития в стране высокотехнологичных производств), ориентированные на перспективу [24 — 28].
А. А. Пороховский, анализируя роль государства в экономической системе в целом, выделяет следующие два аспекта соответствующей роли государства:
1) поддержание и защита рыночной системы, прежде всего рынка и конкуренции как таковых;
2) восполнение ограниченности рынка в тех сферах общественной жизнедеятельности, где рыночные принципы не могли прижиться как противоречащие интересам общества в целом [29].
Поскольку сам рынок не в состоянии преодолеть присущие ему как системе хозяйствования недостатки, связанные с регулированием инновационной деятельности, то общество должно иметь силу, способную взять на себя бремя преодоления провалов рыночной системы. В роли такой силы выступает государство, выполняющее присущие ему экономическую и инновационную функции, реализация которых осуществляется в их тесном взаимодействии.
Взаимодействие между инновационной и экономической функциями государства проявляется в том, что государство вмешивается в хозяйственную жизнь общества не произвольным образом, а так, чтобы способствовать развитию экономики на инновационной основе, стимулирует изменение пропорций между отраслями народного хозяйства в пользу высокотехнологичных и в наибольшей степени инновационно активных отраслей.
Принимая решения об определении приоритетных сфер хозяйственной деятельности, любое государство в современных условиях обозначает в качестве таковых, как правило, те сферы, для которых характерны производство товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью и наиболее высокий уровень новаторской активности. Осуществляя капиталоемкие проекты и программы развития национальной экономики в целом и отдельных ее сфер, современные государства сосредоточивают первоочередное внимание на инновационных и высокотехнологичных проектах.
Цели активизации новаторской деятельности подчинена и антикризисная деятельность государства. Например, в ходе борьбы с безработицей оно способно организовать переобучение безработных про-
59
фессиям и специальностям, которые в наибольшей степени будут востребованы в национальной экономике в рамках ее развития на инновационной основе.
Степень экономической безопасности любого современного государства решающим образом предопределяется конкурентоспособностью его национальной экономики, уровнем развития его научно-технического и образовательного потенциала, уровнем и темпами его инновационного развития. При этом, как справедливо отмечают В. В. Ху-деева и С. П. Юхачев, успех реализации инновационного сценария как важнейшего императива экономической безопасности страны в настоящий момент напрямую зависит от того, насколько активную роль в выборе стратегических инновационных приоритетов будет играть государство [30].
Таким образом, экономическая безопасность государства является в современных условиях комплексным результатом его деятельности в рамках осуществления присущих ему экономической и инновационной функций, их взаимодействия между собой.
Нельзя не согласиться с утверждением ряда авторов (Л. И. Абалкин, О. Б. Купцова, С. Ф. Серегина, Ф. И. Шамхалов) о том, что государственное воздействие в сфере экономики характеризуется реализацией не одних только экономических интересов, а интересов общественных во всей их совокупности, преследует цель развития не только экономики, но и общества в целом [11; 31 — 33].
При этом в рамках анализа экономической функции государства в научной литературе, как правило, принято выделять ряд подфункций указанной функции.
В частности, Н. И. Базылев и С. П. Гурко называют следующие подфункции экономической функции государства:
1) воспроизводственно-технологическую (деятельность государства по созданию условий для обеспечения нормального хода воспроизводственного процесса, для удовлетворения потребностей производства в необходимых ресурсах, а людей — в необходимых им материальных и духовных благах);
2) антимонопольную (деятельность государства, ориентированная на поддержку конкуренции и противодействие монополизму);
3) стабилизационную (деятельность государства, направленная на обеспечение в стране экономического роста, полной занятости и стабильности цен);
4) прогностическую (деятельность государства по определению приоритетных ориентиров экономического развития страны, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития национальной экономики, выявления соответствующих тенденций и направлений движения, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы);
5) регулирующую (деятельность государства, ориентированная на минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики, создание правовых, финансовых и социальных основ функционирования рынка, обеспечение социальной защиты населения страны) [24].
Инновационная функция государства, находясь в тесной взаимосвязи с его экономической функцией, тем или иным образом взаимодействует с каждой из указанных выше ее подфункций.
Взаимосвязь между инновационной функцией государства и воспроизводственно-технологической подфункцией его экономической функции проявляется в том, что государство не просто способствует нормальному ходу воспроизводственного процесса, а его роль ориентирована на то, чтобы обеспечивать расширенное воспроизводство на принципиально новой, качественно более совершенной технологической основе. В данном случае речь идет не просто о создании условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, но о постоянном повышении качества указанных ресурсов за счет разработки и внедрения прогрессивных нововведений, не просто об удовлетворении потребностей людей в материальных и духовных благах, но о постоянном повышении качественных характеристик соответствующих благ за счет использования результатов инновационной деятельности.
Взаимосвязи между инновационной функцией государства и антимонопольной подфункцией его экономической функции весьма разнообразны. С одной стороны, государство создает некоторые предпосылки для возникновения монополизма, устанавливая возможность патентной защиты отдельных объектов интеллектуальной собственности, что объективно необходимо для того, чтобы потенциальные инновато-ры имели материальную заинтересованность в осуществлении новаторской деятельности и создании потенциальных инноваций. Однако, с другой стороны, обозначенная патентная защита всегда ограничена четкими временными рамками. Кроме того, государство способно за счет использования комплекса административных и экономических мер содействовать развитию конкурентной среды и препятствовать тем самым возникновению монополий на высокотехнологичных рынках.
Взаимосвязь между инновационной функцией государства и стабилизационной подфункцией его экономической функции находит свое выражение в том, что государство не только способствует обеспечению экономического роста в стране, но и уделяет внимание его качеству. При этом необходимо понимать, что национальным интересам любого современного государства соответствует такая ситуация, когда имеет место не просто экономический рост, а долгосрочный экономический рост на инновационной основе.
Важными составляющими взаимосвязи между инновационной функцией государства и регулирующей подфункцией его экономической функции являются:
1) участие государства в реализации инновационных и высокотехнологичных проектов;
2) деятельность государства по формированию и развитию национального законодательства об инновационной деятельности;
3) деятельность государства по формированию и развитию устойчивой финансовой базы для поддержки инновационных процессов в стране;
61
62
4) прямое и косвенное участие государства в формировании национальной инновационной инфраструктуры;
5) государственная поддержка фундаментальных исследований, осуществляемых в стране;
6) деятельность государства по формированию кадрового потенциала, необходимого для устойчивого развития национальной экономики на инновационной основе.
Взаимосвязь между инновационной функцией государства и прогностической подфункцией его экономической функции проявляется в том, что в процессе прогнозирования развития национальной экономики разрабатываются в том числе прогнозы научно-технического прогресса, развития высокотехнологичных отраслей и рынков, а также инновационной деятельности в стране в целом. В качестве конкретного примера результата соответствующей деятельности Белорусского государства может быть приведен разработанный Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы и на период до 2030 года [34].
А. М. Милюков выделяет следующие подфункции экономической функции современного государства:
1) развитие и совершенствование энергетической системы;
2) развитие агропромышленного комплекса;
3) кредитно-денежная и фискальная политика;
4) развитие наукоемкой экономики;
5) инвестиционная политика;
6) внешнеэкономическая деятельность;
7) повышение эффективности управления государственным сектором экономики [35].
При этом реализация государством каждой из обозначенных А. М. Милюковым подфункций экономической функции самым непосредственным образом взаимосвязана с процессами создания и внедрения инноваций в стране, с осуществлением государством присущей ему инновационной функции.
Развитие и совершенствование энергетической системы страны в современных условиях невозможно без разработки и внедрения инноваций в энергетической сфере, в частности без развития на инновационной основе ядерной энергетики, использования во все большей мере энергии Солнца и ветра, разработки и потенциального использования технологий в сфере термоядерного синтеза.
Как справедливо отмечает в данном отношении Н. В. Голубцов, энергия играет решающую роль в развитии человечества. Прогресс цивилизации, подъем ее на новый уровень промышленного производства и более высокий в среднем уровень жизни являются следствием изменения технологий в энергетической сфере, перехода на новую ступень получения и использования энергии. Новые технологии в энергетической сфере всегда были важнейшими инновационными достижениями человечества, в конечном итоге обеспечившими его современный экономический и научно-технический уровень развития [36].
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы предусматривается ввод в действие Белорусской атомной электростанции, вблизи которой предполагается создание кластера электроемких инновационных производств. За счет использования энергии, которая будет вырабатываться на Белорусской атомной электростанции, предполагается также осуществить переход на электрообогрев помещений в жилищном строительстве [16].
Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016—2020 годы предусматривается реализация комплекса инновационных проектов в сфере энергетики. В частности, речь в данном случае идет об интеграции Белорусской атомной электростанции в баланс энергосистемы страны, внедрении биогазовых установок на очистных сооружениях, создании производства энергоэффективного вентиляционно-рекуперационного оборудования нового поколения, строительстве фотоэлектрической станции, ветропарков и биогазовых комплексов [37].
Развитие национального агропромышленного комплекса так же, как и в случае с энергетической системой страны, предопределяется масштабами новаторской активности в данной сфере, в особенности степенью интенсивности внедрения биотехнологических инноваций в отечественном агропромышленном комплексе. Получающий все более широкое признание в современном мире девиз «от индустрии "hi-tech" — к индустрии "hi-hum"» довольно четко характеризует тенденцию возрастания соответствующей роли биотехнологических инноваций.
По мнению Д. Б. Денисова, современная биологическая наука, выступающая ключевым источником инноваций для агропромышленного комплекса и ряда иных отраслей национальной экономики, подобна ядерной физике 40-х гг. XX в. Это связано с тем, что именно в сфере биотехнологий реализуются в настоящий момент многие чрезвычайно капиталоемкие проекты, являющиеся своеобразной «развивающей» средой целого комплекса разработок в параллельных отраслях [38].
Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016—2020 годы предусматривается реализация ряда инновационных проектов по таким направлениям, как растениеводство и животноводство, переработка сельскохозяйственной продукции, контроль безопасности сельскохозяйственной продукции. Указанные инновационные проекты ориентированы на обеспечение удовлетворения потребностей Беларуси в продуктах питания полностью за счет собственного производства, в частности посредством разработки, внедрения в практику и последующего использования инноваций в виде трансгенных растений, широкого спектра ферментных препаратов, позволяющих значительно повысить питательную ценность продовольствия и кормов [37].
Развитие наукоемкой экономики находится в прямой корреляции с инновационной активностью во всех отраслях и сферах народного хозяйства страны. Результатами научных исследований становятся новые знания, новые технические, организационные или иные решения в различных областях жизнедеятельности общества, которые или сами
63
по себе уже представляют собой инновации, или служат необходимыми предпосылками для создания и производства инновационных продуктов. Поэтому чем выше наукоемкость того или иного продукта (отношение затрат на исследования, необходимые для создания продукта, к его стоимости), тем, как правило, в большей степени инновационным будет соответствующий продукт.
Кредитно-денежная, фискальная, инвестиционная и внешнеэкономическая политика государства находится в тесной взаимосвязи с его инновационной политикой. В частности, область пересечения фискальной и инновационной политики государства — налоговое стимулирование инновационной деятельности в стране, область пересечения кредитно-денежной и инновационной политики — льготное рефинансирование инновационных проектов. Важной составляющей инвестиционной политики государства является поддержка на национальном уровне инвестиций в создание и внедрение инноваций, в реализацию инновационных проектов, а важной составляющей внешнеэкономической политики — поддержка со стороны государства экспорта отечественной инновационной и высокотехнологичной продукции на зарубежные рынки.
В свою очередь, достижение высокой степени эффективности управления государственным сектором экономики невозможно как без обеспечения на предприятиях государственной формы собственности высокой интенсивности внедрения новых технологий и производства в значительных объемах инновационной продукции, так и без обеспечения высокой инновационной активности деятельности самих органов государственного управления.
Таким образом, взаимосвязи между инновационной функцией государства и его экономической функцией находят свое проявление во множестве областей пересечения и точек соприкосновения инновационной функции с отдельными подфункциями экономической функции государства.
Следует учитывать, что в рамках выполнения государством экономической функции его деятельность не сводится к одному только стимулированию создания и использования достижений научно-технического прогресса в национальной экономике. Экономическая функция государства имеет множество иных целей и задач, напрямую не связанных с процессами создания и внедрения инноваций.
Законодательное регулирование экономических процессов в стране предполагает регламентацию не только инновационной деятельности отечественных предприятий, а всей хозяйственной деятельности как таковой. Формирование в национальной экономике конкурентной среды, борьба со стороны государства с монополизмом обусловлены необходимостью стимулировать внедрение в производство научно-технических достижений и разработок и, кроме того, заботиться о приемлемых для потребителей ценах на товары и услуги, противодействуя ценовому диктату монополистов. Государственное экономическое планирование, поддержка малого и среднего предпринимательства, иные составляющие экономической функции государства в той или иной
конкретной экономической ситуации также могут быть ориентирована! на достижение не связанных с научно-техническим прогрессом целей и задач.
В то же время необходимо принимать во внимание, что в рамках осуществления государством инновационной функции его деятельность не сводится к поддержке процессов создания и внедрения инноваций в одной только национальной экономике. Инновационная политика государства способна выходить за рамки его экономической политики, может преследовать цели, связанные со стимулированием новаторской активности в иных по отношению к экономике областях и сферах жизнедеятельности общества. В частности, речь может идти о поддержке со стороны государства инновационной активности в правоохранительной сфере, в сфере экологии, в социальной сфере, в сфере обороны и безопасности.
Две указанные выше посылки наглядно демонстрируют относительную независимость друг от друга инновационной и экономической функций государства, которые при всех их взаимосвязях между собой и при всей взаимообусловленности являются самостоятельными функциями государства.
Вместе с тем, всячески стимулируя и поддерживая в ходе реализации инновационной политики процессы создания и внедрения инноваций в национальной экономике, государство в данном случае осуществляет деятельность, составляющую одновременно часть содержания как его инновационной, так и экономической функции.
Логическая модель взаимосвязи инновационной и экономической функций государства наглядно представлена на рисунке.
65
Рис. Логическая модель взаимосвязи между инновационной функцией государства и экономической функцией государства
Источник: собственная разработка автора.
Область X на рисунке репрезентирует деятельность государства, предпринимаемую государственными органами в рамках одновременной реализации инновационной и экономической функций государства, является сферой пересечения двух указанных функций. Область У
характеризует деятельность государства по поддержке инновационной активности в обществе вне сферы национальной экономики, а область Ъ — деятельность государства, ориентированную на достижение экономических целей и решение экономических задач, не связанных с научно-техническим прогрессом.
Таким образом, инновационная функция государства, будучи органично связанной с его экономической функцией, обеспечивает в ходе взаимодействия с последней реализацию применительно к сфере национальной экономики своей целевой установки, заключающейся в качественном совершенствовании различных сторон общественной жизни за счет всяческой поддержки создания и внедрения инноваций в 66 стране, стимулирования физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, всесторонней защиты интересов инноваторов.
Список литературы
1. Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.
2. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.
3. Алексеев С. С. Теория государства и права : учебник. М., 2008..
4. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. М., 2010.
5. Степаненко Д. М. Инновационная и социальная функции государства: модель взаимосвязи // Проблемы управления. 2017. № 4. С. 116 — 123.
6. Степаненко Д. М. Инновационная функция государства и ее содержательные характеристики // Российская юстиция. 2017. № 12. С. 41 — 44.
7. Бабаев В. К. Теория государства и права : учебник для бакалавров. М., 2015.
8. Бабаев С. В. Теория функций современного Российского государства : дис. ... канд. юр. наук. Н. Новгород, 2001.
9. Горбаток Н. А. Общая теория права и государства в вопросах и ответах : учеб. пособие. Минск, 2005.
10. Оксамытный В. В. Общая теория государства и права : учебник. М., 2012.
11. Купцова О. Б. Экономическая функция современного Российского государства : дис. . канд. юр. наук. Н. Новгород, 2002.
12. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь : закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. №425-З. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Республика Беларусь».
13. Мясникович М. В. Научные основы инновационной деятельности. Минск, 2003.
14. Тихомиров Ю. А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2004. № 4. С. 3 — 16.
15. Гельбрас В. Г. Экономика Китайской Народной Республики : курс лекций. М., 2010.
16. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016—2020 годы : указ Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 466. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс: Республика Беларусь».
17. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Республика Беларусь».
18. Гражданский кодекс Республики Беларусь : закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Республика Беларусь».
19. Уголовный кодекс Республики Беларусь : закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Республика Беларусь».
20. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : закон Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. № 194-З. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс: Республика Беларусь».
21. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.
22. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.
23. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 2001.
24. Экономическая теория : пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров / Н. И. Базылев [и др.] ; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. Минск, 2004.
25. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. М., 2004.
26. Белов В. Н. К вопросу о российской инновационной политике. Зарубежный опыт // Инновационная политика и инновационный бизнес в России. Аналитический вестник. 2001. № 5. С. 16—27.
27. Смит В. Экспериментальная экономика. М., 2008.
28. Степаненко Д. М. Рынок как регулятор инновационной деятельности // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 31 — 35.
29. Пороховский А. А. За и против «рыночной колеи» России в XXI веке // Экономическое возрождение России. 2016. № 2. С. 98—103.
30. Худеева В. В., Юхачев С. П. Развитие инновационной экономики: роль и место в системе экономической безопасности Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 1. С. 169—173.
31. Абалкин Л. И. Проблемы современной России. М., 2011.
32. Серегина С. Ф. Государство и экономика: анализ взаимодействия в свете теории самоорганизации. М., 2001.
33. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика. Власть и бизнес. М., 2005.
34. Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2016—2020 годы и на период до 2030 года. Минск, 2015.
35. Милюков А. М. Экономическая функция Российского государства и роль таможенных органов в ее реализации : дис. ... канд. юр. наук. Владимир, 2006.
36. Голубцов Н. В. Инновации в энергетике. М., 2010.
37. Об утверждении Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016—2020 годы : указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс: Республика Беларусь».
38. Денисов Д. Б. Государственная поддержка инновационной деятельности в условиях трансформации российской экономики : дис. . канд. экон. наук. М., 2003.
67
Об авторе
Степаненко Дмитрий Михайлович — канд. экон. наук, доц., Белорусско-Российский университет, Республика Беларусь. E-mail: [email protected]
The author
Dr. Dmitriy M. Stepanenko, Associate Professor, Belarusian-Russian University, Republic of Belarus.
E-mail: [email protected]