Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА'

МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / ИННОВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА / INNOVATION FUNCTION OF THE LAW / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS / МОДЕЛЬ / MODEL / ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / LEGAL INFLUENCE / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степаненко Дмитрий Михайлович

В статье исследуется роль права в системе воздействия на протекающие в обществе процессы создания и внедрения инноваций. Автором обоснована целесообразность введения в научный оборот понятий «оборот правового воздействия на инновационное развитие общества» и «кругооборот правового воздействия на инновационное развитие общества». Предложена авторская модель кругооборота правового воздействия на инновационное развитие общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of a Cycle of Legal Influence on Innovation Development of Society

The role of law in the system of impact on the processes of creation and introduction of innovations that take place in the society is investigated in the article. The author proved the expediency of introduction to a scientific turn of the concepts «turn of legal influence on innovation development of society» and «cycle of legal influence on innovation development of society». The author's model of a cycle of legal influence on innovation development of society is offered.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА»

МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

СТЕПАНЕНКО Дмитрий Михайлович,

кандидат экономических наук, доцент Белорусско-Российского университета, юрисконсульт Общества с ограниченной ответственностью «ЮликомСервис». E-mail: erstesieger@mail.ru

Краткая аннотация: в статье исследуется роль права в системе воздействия на протекающие в обществе процессы создания и внедрения инноваций. Автором обоснована целесообразность введения в научный оборот понятий «оборот правового воздействия на инновационное развитие общества» и «кругооборот правового воздействия на инновационное развитие общества». Предложена авторская модель кругооборота правового воздействия на инновационное развитие общества.

The role of law in the system of impact on the processes of creation and introduction of innovations that take place in the society is investigated in the article. The author proved the expediency of introduction to a scientific turn of the concepts «turn of legal influence on innovation development of society» and «cycle of legal influence on innovation development of society». The author's model of a cycle of legal influence on innovation development of society is offered.

Ключевые слова: право, инновационная деятельность, инновационная функция права, научно-технический прогресс, модель, правовое воздействие, инновационное развитие.

Law, innovation activity, innovation function of the law, scientific and technical progress, model, legal influence, innovation development.

Общество в целом и право как явление общественной жизни тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Качественное совершенствование общества и права как всеобщего регулятора его жизнедеятельности вызывают к жизни новые направления правового воздействия на общественную жизнь, присущие обществу на более высоких стадиях его развития, то есть новые функции права.

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется всевозрастающей значимостью новаторской активности в ее различных проявлениях. Дальнейшее развитие общества все больше и больше связывается с активизацией инновационной деятельности, которая охватывает собой процессы создания и внедрения в жизнь прогрессивных нововведений в самых разных областях общественной жизни.

Как справедливо отмечает С.Г. Дробяз-ко, одним из важнейших объектов правового регулирования является комплекс общественных отношений, обеспечивающих научно-

технический прогресс, развитие таких производительных сил, которые являются материальной основой всего хозяйства для достижения

1

высшей производительности труда .

Эффективное влияние права на темпы научно-технического прогресса предопределяется правильным пониманием, с одной стороны, природы научно-технического прогресса, его закономерностей и особенностей осуществления в процессе развития общества, а, с другой стороны, - природы права, его объективных потенциальных возможностей воздействия на общественные отношения в ходе осуществления

2

научно-технического прогресса.

1 Дробязко С.Г. Роль законодательства в создании материально-технической базы коммунизма / С.Г. Дробязко. Мн.: Белорусский государственный университет имени В. И. Ленина, 1971. 140 с.; Дробязко С.Г. Право и коммунизм: учебное пособие для юридических специальностей вузов / С.Г. Дробязко. Минск: Вышэйшая школа, 1975. 144 с.; Дробязко С.Г. Роль права в создании материально-технической базы коммунизма / С.Г. Дробязко // Советское государство и право. 1978. № 1. С. 31-38.

2 Дробязко С.Г. Право и коммунизм: учебное пособие для юридических специальностей вузов / С.Г. Дробязко. Мн.: Вышэйшая школа, 1975. 144 с.

По мнению С.Г. Дробязко, дальнейшее усиление роли права в ускорении темпов развития научно-технического прогресса предполагает необходимость учета как революционного характера научно-технического прогресса в современных условиях, так и особенностей самого права и конкретных обстоятельств функционирования и развития общества. При этом требуется взвесить все объективные и субъективные факторы, благоприятные и неблагоприятные обстоятельства, имеющиеся для развития научно-

1

технического прогресса.

Таким образом, право, будучи всеобщим универсальным регулятором общественного развития, способно и должно выступать в качестве катализатора прогресса общества на инновационной основе. Указанная посылка позволяет выделить инновационную функцию права как одно из ключевых направлений правового воздействия на общественную жизнь в начале XXI в.

Суть инновационной функции права в концентрированном виде может быть обозначена следующим образом: правовые предписания должны всячески способствовать созданию и внедрению инноваций в стране, стимулировать физических и юридических лиц осуществлять инновационную деятельность, всесторонне защищать интересы инноваторов.

Указанные выше механизмы воздействия на общество ориентированы в конечном итоге на реализацию целевой установки, присущей любой функции права, а именно на то, чтобы добиваться качественного совершенствования различных сторон общественной жизни.

Исходя из этого, может быть дано следующее определение инновационной функции права: инновационная функция права - это обусловленное сущностью и социальным назначением права, а также конкретно-историческими условиями, устойчивое, относительно обособленное направление правового воздействия на общественную жизнь с целью качественного совершенствования ее различных сторон за счет всяческой поддержки создания и внедрения инноваций в стране, стимулирова-

1 Дробязко С.Г. Право и коммунизм: учебное пособие для юридических специальностей вузов / С.Г. Дробязко. Мн.: Вышэйшая школа, 1975. 144 с.

ния физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, всесто-

2

ронней защиты интересов инноваторов.

Необходимо учитывать, что как управление обществом в целом, так и стимулирование и поддержка в нем проявлений инновационной активности в частности, осуществляются с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. Как справедливо отмечает в данном контексте А.К. Ширмамедов, в качестве соответствующих способов выступают такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение.3

Будучи явлениями социального характера, убеждение и принуждение находят свое конкретное проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. При этом В.Е. Севрюгин обращает внимание на то, что «принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен, в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной

4

властью и определяет качество этой власти».

Л.Л. Попов и А.В. Шергин выделяют следующие признаки государственного при-

5

нуждения :

1) структура, функции, пределы использования государственного принуждения определяются объективными потребностями общества;

2) государственное принуждение является в полной мере правовым;

2 Степаненко Д.М. Инновационная функция права / Д.М. Степа-ненко. М.: Интеграция, 2012. 252 с.; Степаненко Д.М. Право и инновационное развитие Республики Беларусь / Д.М. Степаненко. Мн.: ИООО «Право и экономика», 2012. 324 с.; Степаненко Д.М. Содержание инновационной функции права / Д.М. Степаненко // Закон и право. 2014. № 6. С. 30-35.

3 Ширмамедов А.К. Карательная функция права (проблемы теории и практики): Дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук / А.К. Ширмамедов. Владимир: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2007. 199 с. - Библиогр.: С. 178-199.

4 Севрюгин В.Е. Проблемы административного права: уч. пособие / В.Е. Севрюгин. Тюмень: Тюменская высшая школа Министерства внутренних дел Российской Федерации; Тюменский государственный университет, 1994. 110 с.

5 Попов Л.Л. Управление. Гражданин. Ответственность. Сущность, применение и эффективность административных взысканий / Л.Л. Попов, А.П. Шергин. Л.: Наука, 1975. 251 с.

3) государственное принуждение применяется на основе строгой правовой регламентации его объема и пределов, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер воздействия;

4)весь процесс применения государственного принуждения предполагает строжайшее соблюдение законности.

Перечень принудительных мер законодательного характера, ориентированных на стимулирование новаторской активности в обществе, может быть достаточно широк. Конкретными примерами такого рода мер могут служить установление стандартов качества производимой в стране продукции (ниже которых нельзя опускаться), требований к технологическим процессам, используемым функционирующими на территории страны предприятиями (в том числе запрет использования экологически вредных технологий), нормативов отчислений предприятий в инновационные фонды. Указанные меры призваны всячески стимулировать субъектов хозяйствования внедрять новые технологии, производить инновационную продукцию, реализовывать на практике инновации организационного и экономического характера.

Соответствующие принудительные меры, степень эффективности их практической реализации во многом будут свидетельствовать как о качестве национального законодательства страны об инновационной деятельности, так и о качестве реализуемой в ней государственной инновационной политики.

Вместе с тем, законодательное принуждение предприятий к осуществлению инноваций должно активным образом соседствовать с убеждением как отдельных индивидуумов, так и общества в целом в необходимости, полезности, целесообразности и значимости инновационной деятельности. Важными факторами формирования такого рода убеждения призваны быть пропаганда создания и внедрения инноваций в средствах массовой информации, активное развитие в обществе инновационной культуры.

Нельзя не учитывать и того, что, как верно отмечает О.И. Чуприс, немаловажными факторами как работоспособности законода-

тельства об инновационной деятельности, существующего в стране, так и всего процесса развития общества на инновационной основе, являются эффективность непосредственно государственного управления в стране, инновационная активность соответствующего государственного аппарата.1

Инновационная функция права основана на законах, иных нормативных правовых актах, содержащих в себе нормы, регламентирующие осуществление инновационной деятельности, а также ориентированные на стимулирование указанной деятельности.

Целенаправленность инновационной функции права проявляется в том, что право в ходе ее осуществления всячески способствует качественному совершенствованию различных сторон общественной жизни посредством создания и внедрения инноваций в стране, стимулирования физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, всесторонней защиты интересы инноваторов.

С.Г. Дробязко справедливо обращает внимание на то обстоятельство, что право способно воздействовать на ускорение темпов научно-технического прогресса как непосредственно (путем упорядочения общественных отношений, выражающих внедрение новейших научно-технических достижений в производство), так и опосредованно, создавая наиболее благоприятные условия для его развития (подготовка кадров, подъем общеобразовательного и культурного уровня всего населения, точное определение компетенции государственных органов и должностных лиц, прав и обязанностей граждан, повышение ответственности, охрана природы).

Наиболее ярко правовое воздействие на научно-технический прогресс проявляется в процессе регулирования общественных отношений в сфере науки, техники и производства, в юриди-

1 Чуприс О.И. Инновации в государственном управлении как необходимое условие развития экономики Республики Беларусь / О.И. Чуприс // Правовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь: материалы международной научно-практической конференции, 21-22 октября 2010 г. / Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Мн., 2010. С. 63-64.

2 Дробязко С.Г. Право и коммунизм: учебное пособие для юридических специальностей вузов / С.Г. Дробязко. Мн.: Вышэйшая школа, 1975. 144 с.

ческом обеспечении внедрения в производство

i

новейших достижений науки и техники.

При этом конкретная цель инновационной функции права определяет ее вполне конкретное содержание, ибо все мероприятия, предпринимаемые в рамках государственной инновационной политики (например, законодательное установление налоговых льгот для инновационно активных предприятий, поддержка изобретательства и рационализаторства), так или иначе ориентированы на достижение обозначенной выше цели инновационной функции права.

Инновационная функция права обладает определенной устойчивостью, стабильностью, постоянством действия во времени. Обозначенная сущностная черта отмеченной функции права обусловлена относительной устойчивостью юридических оснований инновационной функции и других элементов ее структуры, а также уровнем стабильности соответствующих общественных отношений, которые регулируются с помощью права.

В рамках реализации своей инновационной функции право выступает как одна из форм непрерывного преобразующего воздействия на социальную действительность и в то же время как средство разрешения многих внутрисоциальных противоречий. Стимулируя инновационную активность в стране и двигая на этой основе общество вперед по пути прогресса, право способствует тем самым повышению уровня и качества жизни населения страны, решению многих социальных проблем.

Как справедливо отмечает А.А. Швыр-кин, реализуя свою сущность через систему функций, право способно влиять на возникновение новых пластов социальной действительности в соответствии с объективными потребностями общества.2

Применительно к инновационной дея-

1 Дробязко С.Г. Право и коммунизм: учебное пособие для юридических специальностей вузов / С.Г. Дробязко. Мн.: Вышэйшая школа, 1975. 144 с.

2 Швыркин А.А. Воспитательная функция права и роль органов внутренних дел в ее реализации: Дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук / А.А. Швыркин. М.: Юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2002. 216 с. - Библиогр.: С. 202-211; Швыркин А.А. Воспитательная функция права и роль органов внутренних дел в ее реализации: Автореф. дисс. . на соиск. канд. юрид. наук. Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2002. 23 с.

тельности в качестве примеров новых явлений социальной действительности, возникших вследствие устойчивого воздействия права на общественную жизнь в рамках реализации его инновационной функции, могут быть приведены технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, другие объекты инновационной инфраструктуры. Регламентируя общественные отношения, связанные с созданием и функционированием объектов инновационной инфраструктуры, правовые нормы тем самым объективным образом способствуют возникновению таких объектов как новых явлений в жизни общества.

И влияние таких новых явлений социальной действительности на жизнь общества в целом нельзя недооценивать. Например, если вести речь о технополисе, то он в своем классическом виде представляет собой научно-производственный комплекс с развитой инфраструктурой сферы обслуживания, охватывающий территорию отдельного города. Другими словами, речь идет о городе, в жизни которого главную роль играют исследовательские центры, разрабатывающие новые технологии, и производства, эти технологии использующие. При этом технополисы уже получили и продолжают получать все более широкое распространение во многих странах мира (прежде всего, в государствах Запада и Японии).

Обозначенные выше объекты инновационной инфраструктуры (технополисы, технопарки, бизнес-инкубаторы) задают определенные «правила игры» для инновационно активных предприятий, действующих в их территориальных рамках. Принимая во внимание данный факт, каждый из такого рода объектов можно квалифицировать как определенный общественный институт, создающий условия для инновационной активности в соответствующем обществе.

Вместе с тем, нельзя не заметить и того, что указанные выше объекты инновационной инфраструктуры одновременно представляют собой и организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности другими организациями (предприятиями, зарегистрированными в них).

3 Мясникович М.В. Научные основы инновационной деятельности / М.В. Мясникович. Мн.: Право и экономика, 2003. 280 с.

Новые пласты социальной действительности, в роли которых выступают появившиеся в том или ином обществе новые общественные институты и организации, связанные с процессом инновационного развития, будучи порожденными правом, с течением времени продолжают развиваться. Развиваясь, они порождают новые общественные связи и отношения (например, отношения, связанные с регистрацией предприятий в технопарках), которые, в свою очередь, требуют правового регулирования. Кроме того, развитие указанных пластов социальной действительности может потребовать конкретизации, детализации правовых норм, регламентирующих их существование.

Все обозначенное выше выступает движущей силой совершенствования самого права, фактором возникновения новых правовых норм, регламентирующих процессы инновационного развития.

Таким образом, как верно в свое время было отмечено С. Г. Дробязко, в соотношении права и научно-технического прогресса есть две главные стороны: воздействие права на развитие научно-технического прогресса и влияние последнего на право.1

В концентрированном виде обозначенная связь между правом и новыми явлениями социальной действительности, связанными с инновационным развитием общества, может

быть представлена в виде совокупности сле-

2

дующих этапов :

1) право, закрепляя в себе новые нормы, порождает новые общественные отношения, новые явления социальной действительности (новые общественные институты и организации), связанные с осуществлением инновационной деятельности;

2) новые явления социальной действительности (новые общественные институты и организации), связанные с осуществлением инновационной деятельности, развиваясь, усложняются и требуют для регламентации своего

1 Дробязко С.Г. Право и коммунизм: учебное пособие для юридических специальностей вузов / С.Г. Дробязко. Мн.: Вышэйшая школа, 1975. 144 с.

2 Степаненко Д.М. К вопросу о воздействии права на институциональную систему инновационного развития страны / Д.М. Степа-ненко // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2013. № 1. С. 164-168.

функционирования новых правовых норм;

3) право, реагируя на соответствующие общественные потребности, развивается, обогащаясь новыми нормами, способствующими инновационному развитию общества.

При этом право, совершенствуясь, способно порождать еще более новые явления социальной действительности, связанные с инновационным развитием общества, и тогда указанная выше последовательность действий повторяется на новом, качественно более высоком уровне.

Результаты проведенного логического анализа позволяют сделать вывод о целесообразности введения в оборот таких понятий, как «оборот правового воздействия на инновационное развитие общества» и «кругооборот правового воздействия на инновационное развитие общества».

Оборот правового воздействия на инновационное развитие общества может быть определен как однократный процесс возникновения в обществе под воздействием права новых общественных институтов, способствующих инновационному развитию общества, и новых организаций, осуществляющих инновационную деятельность и (или) способствующих ее осуществлению, которые, в свою очередь, способствуют возникновению новых правовых норм, регламентирующих функционирование обозначенных общественных институтов и организаций.

Кругооборот правового воздействия на инновационное развитие общества следует определить как непрерывно возобновляемый процесс возникновения в обществе под воздействием права новых общественных институтов, способствующих инновационному развитию общества, и новых организаций, осуществляющих инновационную деятельность и (или) способствующих ее осуществлению, которые, в свою очередь, способствуют возникновению новых правовых норм, регламентирующих функционирование обозначенных общественных институтов и организаций.

Модель кругооборота правового воздействия на инновационное развитие общества наглядно представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель кругооборота правового воздействия на инновационное развитие обще

ства

Источник: собственная разработка автора

В целом, предложенная модель кругооборота правового воздействия на инновационное развитие общества репрезентирует циклический характер взаимосвязи между правовым воздействием на инновационное развитие общества в рамках реализации правом присущей ему инновационной функции и обусловленными указанным воздействием процессами создания и внедрения инноваций.

В свою очередь, использование понятий «оборот правового воздействия на инновационное развитие общества» и «кругоо-

борот правового воздействия на инновационное развитие общества» позволяет более детально исследовать взаимосвязи между правом и порождаемыми им новыми явлениями социальной действительности, связанными с осуществлением инновационной деятельности в стране, способствует опережающему предвидению того, что необходимо делать законодателю для обеспечения наиболее эффективного функционирования в обществе таких новых явлений социальной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.