Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Дарья Ивановна

В статье раскрыта проблема взаимодействия классного руководителя и семьи на основе педагогической диагностики. Автором представлены способы взаимодействия субъектов воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Дарья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE FORM-MASTER AND THE FAMILY BASED ON PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS

The article deals with the problem of interaction between the form master and the family on the basis of pedagogical diagnostics. The author presents the ways of interaction between the subjects of education.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ»

Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Е.В. Субботский именно в дошкольном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция [2,3.5,7].

Поведение - процесс взаимодействия личности со средой, опосредованной индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющей форму преимущественно внешних действий и поступков. Нравственное поведение - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно длительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Нравственные отношения - это отношения, основанные на общечеловеческих ценностях [6]. В процессе развития самосознания, освоения разнообразных конвенциональных ролей в игровых и реальных отношениях и моральных переживаний, связанных с ними, формируются высшие нравственные чувства и, прежде всего, чувство долга.

Нравственные переживания - особая эмоциональная деятельность большой напряженности со сложными и противоречивыми элементами, многократно возникающий момент в процессе существования устойчивого нравственного чувства.

С этой точки зрения духовно-нравственное развитие личности есть не что иное, как процесс вживания человека посредством психологических орудий в социокультурное пространство, одухотворение его и вживление в социокультурное пространство человека. По мнению В.П. Зинченко, в посредническом акте за-

ключается тайна развития, тайна превращения реальной формы в идеальную, а идеальной в реальную [4].

Дошкольный возраст важный период детского развития, имеющим самостоятельное значение. Основной целью социально-личностного развития ребенка остается его адаптация к окружающей среде и стремление к определенному овладению её содержанием.

Список литературы

1. Аболин, Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности [Текст] / Л.М. Аболин, Х.Х. Валиахметов.- Казань: Изд-во «Карпол», 2012.-230 с.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2006. - 437 с.

3. Выготский, Л.С. Психология как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский. - М. - Воронеж, 1996.

4. Зинченко, В.П. Человек развивающийся [Текст] / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов // Очерки российской психологии. - М., 1994. - 304 с.

5. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / B.C. Мухина. - М.: Академия, 2014. - 456 с.

6. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / А.В. Петровский.- Ростов-н / Д., 1996. - 509 с.

7. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир [Текст] /Е.В. Субботский. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ _НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Михайлова Дарья Ивановна

ассистент кафедры педагогики Белгородский государственный национальный исследовательский университет

г. Белгород

INTERACTION OF THE FORM-MASTER AND THE FAMILY BASED ON PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS Mikhaylova Dana, assistant of Department of pedagogy Belgorod State University, Belgorod АННОТАЦИЯ

В статье раскрыта проблема взаимодействия классного руководителя и семьи на основе педагогической диагностики. Автором представлены способы взаимодействия субъектов воспитания. ABSTRACT

The article deals with the problem of interaction between the form master and the family on the basis of pedagogical diagnostics. The author presents the ways of interaction between the subjects of education.

Ключевые слова: классный руководитель, семья, взаимодействие, педагогическая диагностика. Keywords: a form master, a family, interaction, pedagogical diagnostics.

В современных условиях постоянных изменений социальной жизни общества и высоких темпов реформирования образования понятие «воспитание» остается одной из значимых категорий педагогики. В нормативно-правовых и научно-методических документах («Национальная доктрина российского образования», Приоритетный национальный проект «Образование», «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных

учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» и др.) отмечается необходимость усиления функций воспитания в общеобразовательных учреждениях, совершенствования мастерства классных руководителей.

Действительно, в решении целей и задач воспитания немаловажное значение отводится работе классного руководителя. Он является ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе, именно он соединяет всех участников учебно-воспитательного

процесса (государство, родителей, общественные организации, учеников, администрацию школы и др.) для создания условий саморазвития и самореализации личности обучающегося.

В «Примерном положении о классном руководителе» (2006 г.) цель его деятельности определена так: «создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе» [4]. К задачам деятельности классного руководителя можно отнести: 1) формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; 2) формирование здорового образа жизни; 3) организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; 4) защита прав и интересов обучающихся; 5) гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; привитие толерантности; 6) формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; 7) организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся [4].

Анализируя функциональные обязанности классного руководителя (организационно - координирующие, коммуникативные функции, аналитические функции, социальные функции) [4] можно сделать вывод о том, что они направлены не только на взаимодействие с обучающимися, но на установление оптимальных взаимоотношений в системе «ученик-учитель», «ученик

- родитель»,«учитель - родитель».

Поскольку семья является одним из важных социальных институтов, родители особенно нуждаются в знаниях о воспитании детей. Они должны определить для себя цели воспитания, уяснить процесс развития ребенка, выбрать методы воспитания. Следовательно, работа классного руководителя должна быть направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, повышение ее ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое вовлечение родителей в воспитательную работу со школьниками, формирование общих подходов к воспитанию. Каким образом классный руководитель может организовать совместную деятельность с семьей школьника?

По своему статусу классный руководитель в школе

- основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.

В настоящее время в целях усиления взаимодействия школы и семьи в воспитании школьников используется большое количество форм взаимодействия классного руководителя с семьей (посещение семьи, on-line переписка с родителями, родительские собрания, родительские консилиумы, совещания, индивидуальные тематические консультации, лекции и

др.). Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. На наш взгляд, деятельность классного руководителя и семьи будет более эффективной, если будет организована на основе педагогической диагностики. Диагностика в работе классного руководителя позволит в индивидуальном порядке изучить семью ученика, ближе познакомиться с ребенком, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи. В деятельности классного руководителя с семьей диагностика направлена на распознавание объектов воспитания с помощью и на основе принятых показателей и признаков в целях управления педагогическим процессом, обоснования содержания, форм и методов работы, для достижения целей воспитания [5].

Сегодня известно большое количество методов диагностики (беседа, опрос, анкетирование интервью, письменный опрос, анализ продуктов деятельности, наблюдение). Так, взаимодействуя с родителями обучающихся, с целью изучения личности школьника классный руководитель может использовать методы опроса, в частности интервью или устный опрос, беседа, а также анкетирование, или письменный опрос. Опрос как правило направлен на получение информации, устанавливающей факты того или иного события, явления, или отражающей мнения родителей, их отношение к данным фактам. Нестандартизированное интервью предполагает беседу, в ходе которой предварительно продуманные вопросы могут менять свою формулировку, последовательность. Изучение опыта работы классных руководителей по использованию методов диагностики, позволяет сделать следующий вывод: а) анкеты и опросные методы дают различные сведения о типах семейного воспитания, отношении между родителями и их детьми, включенности родителей в воспитательный процесс школы [1, с.54]; б) беседа является одним из наиболее естественных методов изучения семьи школьника.

На основе полученных данных у классного руководителя появляется возможность организации психолого-педагогического просвещения родителей с целью повышения активности родителей в подготовке детей к школе, систематизации имеющихся у них знаний, вооружения практическими приемами работы с детьми.

С помощью диагностических методик педагог может получать необходимую информацию от родителей о качестве обучения и воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывать эти данные, оценивать, корректировать, прогнозировать развитие педагогического процесса и школьников. Диагностическая деятельность классного руководителя делает учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание, которое рождается в совместной деятельности. Значит, педагог должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Литература:

1. Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе / Сост. Черноусова Ф.П.

- М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011. - 344с.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 18.10.2013)

3. Новый Закон «Об образовании в Российской

Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 208с. - (Актуальное законодательство)

4. «Положение о классном руководителе» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal. ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/polozhenie-o-klassnom-rukovoditele (дата обращения: 7.06.2013)

5. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников [Текст]. - М.: Педагогика, 1982. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.