Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОТИВАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РОДИТЕЛИ / ПРОДУКТИВНОЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / НАВЫК КОНСТРУКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулешова Елена Викторовна

В статье формирование готовности будущих учителей к взаимодействию с родителями (законными представителями) обучающихся рассматривается как одна из задач профессиональной подготовки студентов педагогического вуза. На основе сравнительного анализа теоретических исследований последних десятилетий автором раскрывается понятие «готовность», выявляются ее компоненты. Рассматривается организация процесса формирования готовности будущих учителей к взаимодействию с родителями (законными представителями) обучающихся в Самарском государственном социально-педагогическом университете. Показано, как на лекционных занятиях по дисциплинам педагогического цикла формируется база готовности будущих учителей к взаимодействию с родителями (законными представителями) обучающихся - ее мотивационно-ценностный и когнитивный компоненты. Приводятся задания для самостоятельной работы студентов, которые способствуют реализации деятельностного компонента готовности. Детально описывается технология анализа педагогической ситуации, сформулированной на основе реального эпизода конфликтного взаимодействия в системе «учитель - родители». В завершении статьи автором формулируются рекомендации, соблюдение которых поможет будущему учителю в выстраивании эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING FUTURE TEACHERS’ READINESS FOR COLLABORATION WITH STUDENTS’ PARENTS (THE STUDENTS’ REPRESENTATIVES) IN THE PROCESS OF MASTERING PEDAGOGICAL COURSES

The article dwells upon the issue of developing future teachers’ readiness for collaboration with the students’ parents (the students’ representatives) as one of the objectives in vocational training university students. Using the comparative analysis of the latest theoretical research the author highlights the notion “readiness” and its components. The process of developing would-be teachers’ readiness to collaborate with parents (the students’ representatives) as exemplified in Samara State University of Social Sciences and Education is presented. The paper describes the way the motivation-and-value-based and cognitive components of that competence are developed at the lectures on pedagogical subjects. The author shares the tasks for students’ independent work that contribute to the development of the activity component of the competence mentioned above. She provides a thorough description of the technologies engaged in the pedagogical challenge analysis that comes from a real conflict case between a teacher and parents. The author concludes with the recommendations that can help a future teacher to build effective collaboration with students’ parents (students’ representatives).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА»

УДК 378:37.08

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

DEVELOPING FUTURE TEACHERS' READINESS FOR COLLABORATION WITH STUDENTS' PARENTS (THE STUDENTS' REPRESENTATIVES) IN THE PROCESS OF MASTERING PEDAGOGICAL COURSES

© 2021

Е.В. Кулешова E.V. Kuleshova

В статье формирование готовности будущих учителей к взаимодействию с родителями (законными представителями) обучающихся рассматривается как одна из задач профессиональной подготовки студентов педагогического вуза. На основе сравнительного анализа теоретических исследований последних десятилетий автором раскрывается понятие «готовность», выявляются ее компоненты. Рассматривается организация процесса формирования готовности будущих учителей к взаимодействию с родителями (законными представителями) обучающихся в Самарском государственном социально-педагогическом университете. Показано, как на лекционных занятиях по дисциплинам педагогического цикла формируется база готовности будущих учителей к взаимодействию с родителями (законными представителями) обучающихся - ее мотивационно-ценностный и когнитивный компоненты. Приводятся задания для самостоятельной работы студентов, которые способствуют реализации деятельностного компонента готовности. Детально описывается технология анализа педагогической ситуации, сформулированной на основе реального эпизода конфликтного взаимодействия в системе «учитель - родители». В завершении статьи автором формулируются рекомендации, соблюдение которых поможет будущему учителю в выстраивании эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся.

Ключевые слова: будущий учитель; профессиональная подготовка; мотивация; готовность; компоненты готовности; взаимодействие; родители; продуктивное диалогическое общение; формирование; учебная дисциплина; навык конструктивного социального взаимодействия.

The article dwells upon the issue of developing future teachers' readiness for collaboration with the students' parents (the students' representatives) as one of the objectives in vocational training university students. Using the comparative analysis of the latest theoretical research the author highlights the notion "readiness" and its components. The process of developing would-be teachers' readiness to collaborate with parents (the students' representatives) as exemplified in Samara State University of Social Sciences and Education is presented. The paper describes the way the motivation-and-value-based and cognitive components of that competence are developed at the lectures on pedagogical subjects. The author shares the tasks for students' independent work that contribute to the develo p-ment of the activity component of the competence mentioned above. She provides a thorough description of the technologies engaged in the pedagogical challenge analysis that comes from a real conflict case between a teacher and parents. The author concludes with the recommendations that can help a future teacher to build effective collaboration with students' parents (students' representatives).

Keywords: a future teacher; vocational training; motivation; readiness; readiness components; collaboration; parents; effective dialogue-like communication; development; course; skill of efficient social interaction.

Одной из профессиональных задач, к решению которых в соответствии с ФГОС 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) должен быть подготовлен выпускник педагогического вуза, является организация взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся для решения задач профессиональной деятельности [1].

Проблема взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями) обучающихся приобрела особую актуальность в связи с объективными обстоятельствами, такими как распространение коронавирусной инфекции и перевод детей на дистанционную форму обучения. Учителя и классные руководители столкнулись не только с некомпетентностью родителей

при организации дистанционного обучения их детей, но и с несформированностью у них навыков деловой коммуникации друг с другом и с учителем как с должностным лицом, который, по мнению родителей, должен быть доступен «в режиме 24/7», как принято говорить сегодня.

Тема нашей работы требует, прежде всего, обращения к понятию «готовность», которое активно разрабатывается в теоретических исследованиях последних десятилетий. При этом среди ученых нет единой точки зрения относительно сущности данного понятия.

Готовность понимается как установка, целостное динамическое состояние субъекта определенной активности (Д.Н. Узнадзе) [2]; как структура определенных качеств личности, включающих индивидуальные и собственно личностные особенности ее функционирования (К.К. Платонов) [3]; как отношения человека в системе временных связей (В.Н. Мясищев) [4]; как внутренняя позиция личности в отношении с социальным окружением и отдельными объектами социальной среды (Л.И. Божович) [5]; как личностное качество, свойство (В.П. Бездухов, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович) [6-7]; как системное личностное образование (Е.А. Акмаева, А.Я. Борисов, А.Б. Серых) [8-10] и т.д.

Раскрывая структуру готовности, исследователи выделяют следующие ее компоненты:

а) мотивационный, познавательный, эмоциональный, волевой (готовность к деятельности) - М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович) [7];

б) теоретические знания, профессиональные умения, положительное отношение к данному виду деятельности (готовность студентов к нравственному воспитанию школьников) - В.П. Бездухов) [6, с. 18];

в) мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный - Е.А. Акмаева [8, с. 8];

г) мотивационно-личностный, когнитивный и операционно-действенный (готовность к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства в за-

мещающей семье) - Л.А. Саенко, Г.Н. Со-ломатина) [11, с. 121];

д) когнитивный, рефлексивно-ценностный и поведенческий (готовность юриста к гуманистическому взаимодействию с человеком - С.А. Вдовин, О.К. Позднякова [12, с. 1294].

При определенном различии формулировок, нельзя не заметить схожесть позиций исследователей, понимающих готовность как единство знаний, ценностей, мотивации и действий.

Рассмотрим, каким образом осуществляется формирование готовности к взаимодействию с родителями обучающихся в процессе профессиональной подготовки будущего учителя в Самарском государственном социально-педагогическом университете.

Данная готовность формируется во всем процессе профессиональной подготовки студента, начиная с первой дисциплины педагогического цикла «История образования и педагогической мысли в России и за рубежом». На лекционных и семинарских занятиях преподаватель, обращаясь к памятникам письменности Древней Руси, историко-педагогическому наследию П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, В.А. Су-хомлинского, Ш.А. Амонашвили, закладывает основы знаний первокурсников, т.е. приступает к формированию когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов рассматриваемой готовности. Так, анализируя педагогическое творчество Ш.А. Амонашвили, студенты узнают, как он и его сотрудники в «Школе жизни» в процессе долгой и кропотливой работы не просто приобщают родителей к идеям гуманной педагогики, но стремятся так организовать взаимодействие учителей и родителей, чтобы обрести уважительное и доверительное отношение последних к школе [13, с. 20].

Изучение курса «Общие основы педагогики и нормативно-правовое обеспечение образования» дает возможность работы над когнитивной и деятельностной составляющей готовности студентов к взаимодействию с родителями обучающихся. В процессе

освоения этой дисциплины будущие учителя знакомятся с понятиями «воспитание» и «социализация»; рассматривают семью как один из факторов социализации; изучают нормативно-правовые документы, регламентирующие отношения в сфере образования («Концепция о правах ребенка», Федеральный закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и т.д.); закрепляют полученные знания при решении правовых задач, которые требуют не только правильно ответить на вопрос, но и выстроить аргументацию со ссылкой на актуальные документы. Важно и то, что в процессе занятий преподавателем поднимаются вопросы, касающиеся прав лиц с ОВЗ на получение образования. Среди обязательных заданий данной учебной дисциплины есть анализ размещенной в педагогической периодике или на образовательных сайтах статьи, посвященной правовому регулированию отношений в сфере образования детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ. Особое внимание преподаватель уделяет теме «Права ребенка и формы их правовой защиты в международном законодательстве и законодательстве РФ», приводя примеры неподобающего обращения с детьми в асоциальных семьях и раскрывая механизмы практической правовой помощи, осуществляемой педагогами в сотрудничестве с органами правопорядка и социальной защиты населения.

Учебная дисциплина «Теория и технологии воспитания» предоставляет студентам возможность не только продолжить освоение теоретических знаний, интерио-ризацию педагогических ценностей, формирование мотивации будущей профессиональной деятельности, но и приобрести опыт социального взаимодействия в друг с другом при работе в команде. Когнитивный компонент готовности к взаимодействию с родителями обучающихся пополняется знаниями, полученными при изучении «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждани-

на России» [14], из которой студенты узнают, что семья входит в число национальных ценностей нашего народа. На лекции «Педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе» они узнают о формах взаимодействия классного руководителя с детьми и их родителями (законными представителями) - консультирование, диагностику, просвещение и др. На семинарском занятии «Семейное воспитание и его значение в жизни ребенка» будущие учителя знакомятся с различными методиками изучения семьи, такими как гено-грамма семьи, шкала семейных отношений, рисунок семьи, «Три дерева», тест-опросник родительских отношений (А.Л. Варга, В.В. Столин) и др. [15].

Обязательным заданием для студентов является разработка и демонстрация фрагмента воспитательного мероприятия. Среди различных тем и форм, рекомендуемых преподавателем, представлены, например, воспитательная беседа с элементами творчества «Моя семья» для младших школьников, праздничное представление в детском оздоровительном лагере ко Дню любви, семьи и верности для подростков и этическая беседа с элементами полового просвещения «Любить - значит беречь» для старшеклассников. Студенты самостоятельно подбирают материал, составляют технологическую карту и конспект мероприятия, проводят его со своими товарищами по группе и осуществляют рефлексивный анализ своей работы. При этом в последние годы подгруппы для подготовки воспитательных мероприятий формируются самим преподавателем. Это делается для того, чтобы вывести студента из зоны комфорта, т.е. побудить его работать не только с теми, кому он симпатизирует, но и с теми людьми, коммуникация с которыми у него вызывает затруднения. Как показывает наша практика, этот прием позволяет развивать у будущих учителей навык конструктивного социального взаимодействия.

Дисциплина, завершающая изучение педагогических дисциплин в СГСПУ, -«Решение профессиональных задач». Она

осваивается студентами на 3-м курсе, когда завершается базовая подготовка будущего бакалавра. К этому времени студент уже обладает знаниями теоретических основ психологии и педагогики, что позволяет нам сделать акцент на формировании дея-тельностного компонента готовности к взаимодействию с родителями обучающихся. На практических занятиях мы не просто разбираем педагогические ситуации, но проигрываем их в формате ролевой игры.

При учебном взаимодействии преподавателя и студента мы руководствуемся принципом этической толерантности, ориентирующим на терпимое отношение к продуктам научного творчества, легализацию «здравого» плюрализма, восприимчивость к аргументам, чувствительность к инакомыслию; принципом условности, утверждающим относительность собственных идей, мыслей, смыслов, постижений; принципом активности, ориентирующим на творчество в собственной деятельности и меняющемся обществе; принципом гуманизма, согласно которому в любой сфере жизнедеятельности человек является целью, а не средством; принципом «ценностного отношения к бытию», требующим умения осуществлять выбор способов и моделей поведения человека в социуме [16, с. 24].

Приведем пример такого занятия. Мы предлагаем студентам следующую педагогическую ситуацию: к молодому учителю иностранного языка, недавно пришедшему в школу и ужесточившему требования к знаниям детей 6 класса, на перемене пришли родители Алены М. Весьма агрессивно настроенный папа девочки выразил свое категорическое несогласие с удовлетворительной оценкой его дочери, выставленной за устный пересказ текста, заданного на дом. Далее он указал учителю на ее неопытность, излишнюю строгость к детям, расценив случившееся как «ЧП для всей семьи». В конце своего монолога папа потребовал от учителя исправить удовлетворительную оценку Алены. Разговор происходил на перемене, в классе, где находилась часть ребят. От предложения присесть родители

отказались, тем самым вынудив учителя тоже стоять во время разговора.

Используя коммуникативно-ориентированные технологии, мы приходим к выводу, что условия ситуации удовлетворяют требованию полноты изложения, т.е. названы субъекты взаимодействия, указан инцидент, приведший к возникновению конфликта, даны дополнительные (граничные) условия; относим описанную ситуацию к оперативным педагогическим задачам, требующим решения здесь и сейчас.

При разборе ситуации студенты сразу отмечают в условии пояснение «ужесточивший требования к знаниям детей», видя в этом главную причину такой эмоциональной реакции папы.

Обращаем их внимание на то обстоятельство, что согласно статье 47 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» учитель обладает свободой преподавания, т.е. имеет «возможность самостоятельно, без вмешательства администрации школы осуществлять планирование и проведение занятий с обучающимися таким образом, каким педагог считает наилучшим с учетом особенностей контингента обучающихся, их подготовленности и способностей». При этом он ограничивается «тематикой преподавания предмета, образовательной программой, принятой в организации, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным образовательным стандартом (ФГОС)» [17, с. 71]. Таким образом, если требования учителя не противоречат ФГОС ООО и ООП по учебной дисциплине, принятой в образовательной организации, его действия правомочны.

Далее нами задается вопрос: кто и в чем виноват? Часть аудитории называет главным виновником конфликта отца девочки, другая - учителя, который в начале учебного года не выступил перед родителями на собрании и не рассказал о своих требованиях к знаниям детей.

Продолжая продуктивное диалогическое общение, мы просим студентов сказать, что бы они сделали на месте учителя.

Слышатся разные, порой диаметрально противоположные ответы: одни студенты хотят обратиться за помощью к администрации школы, видя в этом единственный выход; другие утверждают, что самое правильное для учителя - самому покинуть классную комнату, дабы избежать агрессии со стороны родителей, сохранить свое достоинство в глазах детей, оставшихся на перемене в классе; третьи предлагают срочно вызвать охранника, который не должен был вообще допускать прохода родителей к учителю, если об этом не было предварительной договоренности.

Приходим к выводу, что, если родители уже в школе, нужно эту ситуацию максимально эффективно использовать для выстраивания конструктивного взаимодействия. В качестве аргумента в пользу такого решения - продолжения общения с родителями девочки - приводим слова Г.В. Ивановой, утверждавшей, что ни учителя, ни родители по отдельности не могут обеспечить полноценного развития личности детей [18, с. 21].

Находим в данной ситуации кон-фликтоген - это неэтичное (агрессивное) поведение одного из родителей. Его одновременно можно отнести к конфликтогенам и превосходства, и агрессивности. По сути, не являясь специалистом, отец требует от учителя исправить оценку. То обстоятельство, что учитель - молодая девушка, видимо, придает ему еще большей уверенности. Чувствуя свое превосходство, он усугубляет ситуацию, нарушая тем самым все этические нормы.

В.А. Кан-Калик выделил 4 этапа педагогического общения: моделирование предстоящего общения; коммуникативная атака; управление ходом общения и рефлексия [19, с. 27]. Рассматривая описанную ситуацию с этой точки зрения, мы понимаем, что она начинается сразу со второго этапа - с коммуникативной атаки, начатой агрессивно настроенным отцом.

Далее используем правила поведения в конфликте. Первое из них гласит: не отвечай на конфликтоген конфликтогеном, демон-

стрируй спокойствие, что даст тебе безусловное преимущество, поскольку только уверенный в своей правоте человек не станет перебивать, проявлять агрессию в ответ на агрессию. Особо подчеркиваем, что учителю необходимо научиться слушать и слышать собеседника; «читать» его настроение; осознавать, куда человек «клонит» в процессе общения; подстраиваться под его психическое состояние; предвидеть его чувства и настроения на основе содержания речи, а также мимики и жестов [20, с. 116].

Приходим к выводу, что учитель должен выслушать все претензии папы и начать свой диалог с фразы: «Добрый день! Я рада, что у Алены такие неравнодушные родители». Этим высказыванием он выполнит еще одно условие конструктивного взаимодействия - проявление эм-патии к собеседнику.

Далее учителю необходимо представиться самому и попросить родителей девочки сделать то же самое. Понимая, что разговор не должен происходить в присутствии других школьников, попросить ребят выйти до конца перемены из класса, после чего продолжить диалог «на ногах», исходя из того, что родители отказались присесть и подчеркивая тот факт, что беседа будет недолгой.

Далее мы со студентами рассматриваем, как молодой учитель может на практике управлять ходом общения. Очень важно уметь применять приемы активного слушания. В нашем случае учитель должен зафиксировать свое внимание на фразе папы о том, что удовлетворительная оценка девочки стала «ЧП для их семьи». Продолжая диалог, следует выразить частичное согласие с позицией родителей, сказав, что, действительно, начинать год с удовлетворительной оценки не очень хорошо, однако это всего лишь оценка промежуточного контроля и ничего страшного в ней нет; девочка при желании всегда сможет пересдать эту тему, дополнительно поработав над новой лексикой. Мы предлагаем студентам придумать фразу-заключение, которая поможет учителю сформулировать свое

педагогическое кредо и обозначить границы общения с родителями. Путем обсуждения приходим к следующему высказыванию: «Как молодой учитель, я очень заинтересована в нашем сотрудничестве. Я разделяю вашу обеспокоенность, но поверьте, что для меня знания детей по английскому языку - значимый мотив моей профессиональной деятельности. Именно поэтому я так стараюсь добиваться от них запоминания новой лексики, свободного пересказа текстов и т.д. Надеюсь, что вместе мы с вами сможем помочь Алене в освоении английского языка».

После изложенного здесь анализа ситуации мы применяем такой метод активного обучения, как ролевая игра, в которой будущие учителя полностью погружаются в эмоционально-речевой контекст ситуации, приобретая опыт взаимодействия в условиях квазипрофессиональной деятельности.

Поскольку выстраивание эффективного взаимодействия предполагает творчество, связанное с открытием нового, непознанного в другом человеке, в партнере по общению, - то, что В.А. Кан-Калик называет «творческим выстраиванием взаимоотношений» [21, с. 11], на последующих семинарах ту часть занятия, когда идет коллективное обсуждение ситуации с помощью технологии «мозговой штурм», мы опускаем, чтобы дать студентам максимальную свободу в проигрывании ролей.

Следует отметить, что такая работа часто вызывает у будущих учителей трудности, связанные с недостаточным личным жизненным опытом. Однако, как показывает наш опыт, последовательное включение преподавателем обучающихся в работу подобного рода дает положительные результаты: мы доказываем студентам необходимость и важность в их будущей профессиональной педагогической деятельности навыка эффективного общения.

После серии занятий, посвященных формированию у будущего учителя данно-

го навыка, совместно со студентами мы формулируем некоторые рекомендации:

- учителю необходимо уметь меняться, но не изменять самому себе;

- проявлять гибкость, идти навстречу своему собеседнику;

- признавать значимость его личности и рассматривать его как равноправного партнера;

- проявлять эмпатию к нему, но не позволять унижать свою честь, свое профессиональное и человеческое достоинство;

- не позволять разрушать свой авторитет в глазах детей и других родителей;

- иметь свою позицию и аргументировано отстаивать ее;

- проявлять инициативу в общении, не бояться родителей;

- разговаривать спокойным доброжелательным тоном, подчеркивая свою компетентность;

- выстраивать свою линию поведения с ребенком, не жаловаться на него, но консультироваться по возникающим вопросам с родителями.

Таким образом, в данной статье нами предпринята попытка анализа накопленного опыта практической работы по формированию у студентов-бакалавров в процессе освоения ими учебных дисциплин педагогического цикла готовности к взаимодействию с родителями (законными представителями) обучающихся. В заключении отметим важность и сложность этой работы, а также острую необходимость для будущих учителей умения продуктивного общения с родителями обучающихся как с субъектами образовательного процесса. Исходя из этого тезиса, считаем, что формирование готовности к взаимодействию с родителями обучающихся должно осуществляться при освоении не только учебных курсов базовой части учебного плана, но и дисциплин его вариативной части, т.е. в формате курсов по выбору и факультативов, организованных для студентов старших курсов.

* * *

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки). URL: http://fgosvo.ru/news/7/1805 (дата обращения 15.10.20).

2. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси : Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. 210 с.

3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. : Наука, 1986. 254 с.

4. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. 362 с.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. ; Воронеж : Ин-т практ. психологии, 1995. 348с.

6. Бездухов В.П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников. Куйбышев : КГПИ, 1990. 84 с.

7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск : БГУ, 1976. 175 с.

8. Акмаева Е.А. Содержание понятия «готовности будущего учителя к педагогическому взаимодействий с родителями» // Образование в современном мире: проблемы и перспективы : сборник науч. статей. Оренбург : ОГУ, 2008. С. 3-13.

9. Борисов А.Я. Формирование готовности студента - будущего учителя к приобщению учащихся к ценностям физической культуры : дис. ...канд. пед. наук. Самара, 2010. 235 с.

10. Серых А.Б. Субъектность педагога как условие формирования психологической готовности к взаимодействию с виктимными детьми // Развитие личности. 2006. № 1. С. 155-161.

11. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Модель формирования готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства в замещающей семье // Вестник Майкопского государственного университета. 2019. № 1/40. С. 116-125.

12. Вдовин С.А., Позднякова О.К. О структуре готовности юриста к гуманистическому взаимодействию с человеком // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 2(6). С. 1293-1297.

13. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.

14. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. М. : Просвещении, 2009. 28 с.

15. Комплект методик для исследований внутрисемейных отношений. URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/02/19/komplekt_metodik_dlya_issledovaniya_2018.pdf (дата обращения 15.10.20).

16. Борзова Т.В. Психология обучения студентов пониманию // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19, № 2. С. 17-27.

17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Эксмо, 2016. 224 с.

18. Иванова Г.В. Подготовка студентов педагогического вуза к общению с родителями : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1993. 234 с.

19. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении : книга для учителя. М. : Просвещение, 1987. 190 с.

20. Западаева М.Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект // Социальная педагогика. 2014. № 3. С. 112-119.

21. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М. : Педагогика, 1990. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.