Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей к педагогическому консультированию родителей'

Подготовка будущих учителей к педагогическому консультированию родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER / PEDAGOGICAL CONSELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбаков Андрей Витальевич

Введение. Роль учителя и школы в целом сегодня видоизменилась. Учитель в ответе не только за трансляцию знаний, но и создание условий для полноценного развития личности обучающегося, причем не только в стенах школы. В статье рассматривается проблема подготовки студентов педагогических направлений подготовки осуществлять педагогическое консультирование родителей в современных условиях. Цель исследования: рассмотреть возможности учебно-воспитательного процесса вуза в подготовке будущих учителей к педагогическому консультированию родителей. Материалы и методы. В ходе работы был использован комплекс теоретических и практических методов: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, опрос и беседа. Работа опирается на идеи системного подхода в познании сложных объектов, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, личностно ориентированного, деятельностного и гуманистического подходов к воспитанию. Результаты исследования, обсуждения. Раскрывается значение педагогического консультирования в профессиональной деятельности учителя, анализируются основные формы, методы и средства его осуществления. Обосновывается необходимость целенаправленной подготовки будущих педагогов к работе с родителями, так как именно школа является центром объединения усилий родителей и общественных организаций в вопросах развития и воспитания подрастающего поколения. Анализируются возможности педагогических дисциплин, изучаемых студентами в вузе, а также доступные и наиболее эффективные методы, средства и формы профессионального саморазвития, развития педагогической компетентности и виды внеучебной деятельности, имеющие значение для подготовки будущих педагогов к работе с родителями обучающихся. Заключение. На современном этапе развития россий-ского образования педагогическое консультирование родителей обучающихся является важным аспек-том профессиональной деятельности учителя, для успешной реализации которого необходимо осуществлять целенаправленную и систематичную подготовку будущих учителей. Обучение в современном вузе при грамотной организации занятий психолого-педагогического цикла и активном вовлечении студентов в разнообразную деятельность способствует формированию готовности будущего учителя к педагогическому консультированию родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбаков Андрей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR PEDAGOGICAL CONSELING OF PARENTS

Introduction. Today, the role of the teacher and the school as a whole has changed. The teacher is responsible not only for the translation of knowledge, but also the creation of conditions for the full development of the student's personality, not only within the walls of the school. The article deals with the problem of training future primary school teachers to provide pedagogical counseling of parents in modern conditions. The purpose of the study: to consider the possibility of the educational process of the University in preparing future primary school teachers for pedagogical counseling of parents. Materials and methods. A set of such theoretical and practical methods as: analysis, synthesis, generalization, observation, survey and conversation were used in the course of the work. The work is based on the ideas of a systematic approach to the knowledge of complex objects, universal communication and interdependence of phenomena, personality-oriented, active and humanistic approaches to education. Results of the research, discussion . The importance of pedagogical counseling in the professional activity of a teacher is revealed, the main forms, methods and means of its implementation are analyzed. The necessity of purposeful training of future teachers for working with parents is substantiated, since it is the school that is the centre of combining the efforts of parents and public organizations in the development and education of the younger generation. The author analyzes the possibilities of pedagogical disciplines studied by students at a University, as well as available and most effective methods, means and forms of professional self-development, development of pedagogical competence and types of extracurricular activities that are important for preparing future teachers to work with students’ parents. Conclusion. At the present stage of development of Russian education, pedagogical counseling of students’ parents is an important aspect of the professional activity of primary school teacher, for the successful implementation of which it is necessary to carry out targeted and systematic training of future teachers. Training in a modern University with a competent organization of classes of psychological and pedagogical cycle and active involvement of students in a variety of activities contributes to the formation of future primary school teachers’ readiness for pedagogical counseling of parents. Keywords: professional training, future primary school teacher, pedagogical conseling.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей к педагогическому консультированию родителей»

УДК 378.016 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4-510-516

Подготовка будущих учителей

к педагогическому консультированию родителей А. В. Рыбаков

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Введение. Роль учителя и школы в целом сегодня видоизменилась. Учитель в ответе не только за трансляцию знаний, но и создание условий для полноценного развития личности обучающегося, причем не только в стенах школы. В статье рассматривается проблема подготовки студентов педагогических направлений подготовки осуществлять педагогическое консультирование родителей в современных условиях. Цель исследования: рассмотреть возможности учебно-воспитательного процесса вуза в подготовке будущих учителей к педагогическому консультированию родителей. Материалы и методы. В ходе работы был использован комплекс теоретических и практических методов: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, опрос и беседа. Работа опирается на идеи системного подхода в познании сложных объектов, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, личностно ориентированного, деятельностного и гуманистического подходов к воспитанию. Результаты исследования, обсуждения. Раскрывается значение педагогического консультирования в профессиональной деятельности учителя, анализируются основные формы, методы и средства его осуществления. Обосновывается необходимость целенаправленной подготовки будущих педагогов к работе с родителями, так как именно школа является центром объединения усилий родителей и общественных организаций в вопросах развития и воспитания подрастающего поколения. Анализируются возможности педагогических дисциплин, изучаемых студентами в вузе, а также доступные и наиболее эффективные методы, средства и формы профессионального саморазвития, развития педагогической компетентности и виды внеучебной деятельности, имеющие значение для подготовки будущих педагогов к работе с родителями обучающихся. Заключение. На современном этапе развития российского образования педагогическое консультирование родителей обучающихся является важным аспектом профессиональной деятельности учителя, для успешной реализации которого необходимо осуществлять целенаправленную и систематичную подготовку будущих учителей. Обучение в современном вузе при грамотной организации занятий психо лого-педагогического цикла и активном вовлечении студентов в разнообразную деятельность способствует формированию готовности будущего учителя к педагогическому консультированию родителей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий учитель начальных классов, педагогическое консультирование.

Preparation of future primary school teachers for pedagogical conseling of parents

A. V. Rybakov

Mari State University, Yoshkar-Ola

Introduction. Today, the role of the teacher and the school as a whole has changed. The teacher is responsible not only for the translation of knowledge, but also the creation of conditions for the full development of the student's personality, not only within the walls of the school. The article deals with the problem of training future primary school teachers to provide pedagogical counseling of parents in modern conditions. The purpose of the study: to consider the possibility of the educational process of the University in preparing future primary school teachers for pedagogical counseling of parents. Materials and methods. A set of such theoretical and practical methods as: analysis, synthesis, generalization, observation, survey and conversation were used in the course of the work. The work is based on the ideas of a systematic approach to the knowledge of complex objects, universal communication and interdependence of phenomena, personality-oriented, active and humanistic approaches to education. Results of the research, discussion. The importance of pedagogical counseling in the professional activity of a teacher is revealed, the main forms, methods and means of its implementation are analyzed. The necessity of purposeful training of future teachers for working with parents is substantiated, since it is the school that is the centre of combining the efforts of parents and public organizations in the development and education of the younger generation. The author analyzes the possibilities of pedagogical disciplines studied by students at a University, as well as available and most effective methods, means and forms of professional self-development, development of pedagogical competence and types of extracurricular activities that are important

© Рыбаков А. В., 2019

for preparing future teachers to work with students' parents. Conclusion. At the present stage of development of Russian education, pedagogical counseling of students' parents is an important aspect of the professional activity of primary school teacher, for the successful implementation of which it is necessary to carry out targeted and systematic training of future teachers. Training in a modern University with a competent organization of classes of psychological and pedagogical cycle and active involvement of students in a variety of activities contributes to the formation of future primary school teachers' readiness for pedagogical counseling of parents.

Keywords: professional training, future primary school teacher, pedagogical conseling.

Введение

Роль образовательных организаций в современном мире значительно видоизменилась. Сегодня школа должна не только транслировать знания подрастающему поколению, но и обеспечивать полноценное развитие личности, создавать условия для раскрытия творческих, спортивных, интеллектуальных и иных способностей обучающихся. Однако личность формируется и развивается не только в стенах образовательной организации, но и за ее пределами. Учитель в одиночку просто не в состоянии проконтролировать все факторы и условия, влияющие на личность обучающегося, которые проявляются во внеучебное время. Именно поэтому необходимо консолидировать усилия педагогов, родителей и представителей общественности в вопросах воспитания свободной, нравственно зрелой, активной и творческой личности [10]. Центром, объединяющим усилия всех лиц, заинтересованных в развитии и воспитании подрастающего поколения, является школа. Именно учитель призван управлять процессом пе-дагогизации окружающей среды, обращать внимание на имеющиеся недостатки в развитии обучающегося, его воспитании, разрабатывать способы коррекции и дальнейшие траектории личностного роста обучающихся, консультировать и направлять родителей в данных вопросах. Особую значимость в данном вопросе приобретает период начальной школы, когда дети переходят в категорию обучающихся и им требуется помощь в осознании новых прав и обязанностей. Еще К. Д. Ушинский говорил, что родители должны иметь педагогические знания, для чего нужно изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу [8]. Сегодня все это можно отнести к аспектам педагогического консультирования, которое должен осуществлять современный педагог. Сложность данного процесса, значительное количество участников вос-

питания и разнообразие форм их взаимодействия свидетельствуют о необходимости осуществления целенаправленной подготовки будущих учителей начальных классов к данному виду деятельности в процессе обучения в вузе.

Цель исследования: рассмотреть возможности учебно-воспитательного процесса вуза в подготовке будущих учителей начальных классов к педагогическому консультированию родителей.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» в течение 2017-2019 годов. В ходе исследовательской работы был использован теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, применялись методы анализа, синтеза, обобщения, наблюдения, опроса и беседы. Работа опирается на идеи системного подхода в качестве научной методологии познания сложных объектов, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, детерминированности теории и практики педагогики общественными процессами и связанного с ними личностно ориентированного, деятельностного и гуманистического подходов к воспитанию.

Результаты исследования

Термин консультирование имеет научное определение в рамках многих дисциплин. Консультирование имеет свою специфику в психологии, экономике, юриспруденции и других науках. В наиболее широком понимании консультирование определяется как любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи, которая требует разрешения [3].

Педагогическое консультирование имеет ряд особенностей. Во-первых, педагогическое консультирование может быть направлено на любой

из субъектов воспитательного процесса: родителей, представителей общественности, определенной категории граждан в силу их профессии, места жительства и т. д., самих обучающихся или других учителей. Во-вторых, оно многоаспектно и затрагивает разные стороны жизнедеятельности, связанные с образованием. В зависимости от объекта консультирования и рассматриваемого вопроса, консультирование может носить общепедагогический, управленческий или иной характер, поэтому говоря о педагогическом консультировании, гораздо чаще имеют в виду синтез консультационной деятельности: психолого-педагогическое или социально-педагогическое консультирование. В-третьих, педагогическое консультирование -это обязательный элемент работы учителя, независимо от степени его осознания самим педагогом или объектами консультирования.

Успешность педагогического консультирования, осуществляемого учителем, зависит от многих факторов: 1) от степени осознания педагогом необходимости заниматься данным видом деятельности; 2) его желания осуществлять консультирование; 3) имеющихся знаний педагога, позволяющих правильно идентифицировать ситуацию, требующую коррекции, определить причины ее возникновения и наметить способы исправления; 4) умения правильно определять роль и уровень проявляемой активности в воспитании обучающегося объекта консультирования и выбирать способы и формы осуществления педагогического консультирования; 5) от его настойчивости и в то же время доброжелательности по отношению к другим участникам воспитательного процесса. Результатом успешности педагогического консультирования всегда являются положительные изменения в развитии обучающегося вследствие трансформации отношений и деятельности консультируемых, направленных на разрешение сложной ситуации.

Подготовка будущих учителей начальных классов к педагогическому консультированию родителей начинается с развития мотивации заниматься педагогической деятельностью в целом. Многие абитуриенты поступают на педагогические специальности осознанно, чувствуя желание и потребность заниматься обучением и воспитанием подрастающего поколения. Задача преподавателей состоит в поддержании и развитии положительной мотивации к занятию педагогической деятельностью, которая решается на протяжении всего периода обучения в вузе. Важно

раскрывать перед студентами значимость данного вида деятельности и выражать уверенность, что они смогут достичь положительного результата при проявлении должного усердия в работе над собой. Развитие мотивации студентов к занятию педагогической деятельности происходит при правильной организации изучения таких дисциплин, как «Педагогика», «Психология», «Классный руководитель», «Педагогическое сопровождение семейного воспитания», методики преподавания отдельных предметов и других дисциплин, прохождении педагогической практики, участии в конкурсах профессионального мастерства, конференциях и форумах.

Теоретические знания будущих педагогов должны отражать актуальный уровень научных сведений об организации учебно-воспитательного процесса в современном обществе и взаимодействия с его участниками. Осуществление педагогического консультирования родителей обучающихся требует от будущих педагогов знания психологических особенностей людей разных возрастов, типов семейного воспитания, способов и видов общения, форм и методов сотрудничества и взаимодействия учителя с родителями обучающихся.

Для установления контактов и объединения усилий с семьей обучающегося учителю необходимо уметь определять ситуации нарушения общения в семье, типы темперамента родителей, выбирать способы взаимодействия. Нередко учителю начальных классов требуется объяснять родителям необходимость изменения их обязанностей и способов взаимодействия с ребенком в связи с началом его обучения в школе. Кроме расширения когнитивной сферы, студентам педагогических направлений подготовки следует развивать в себе такие качества, как тактичность в процессе общения с обучающимися и их родителями; наблюдательность для возможности увидеть ситуации, требующие коррекции; креативность для выбора форм и методов педагогического консультирования; дружелюбие для выстраивания доверительных отношений с обучающимися и их родителями, настойчивость и терпение для достижения положительных результатов.

В рамках подготовки будущих учителей начальных классов к педагогическому консультированию родителей в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» реализуется дисциплина «Педагогическое сопровождение семейного воспитания младших школьников».

В ходе изучения данной дисциплины будущие педагоги имеют возможность получить достаточный уровень теоретических знаний о природе семьи, роли, возможностях и типах семейного воспитания, трудностях семейного воспитания и путях их преодоления, методах осуществления совместного с родителями мониторинга воспитания обучающихся, формах и методах сотрудничества учителей с родителями. Помимо трансляции теоретических знаний со студентами обсуждаются наиболее острые проблемы воспитания обучающихся в современных условиях, способы взаимодействия семьи и школы. Будущие учителя знакомятся с разными моделями поведения родителей и учатся выстраивать свою тактику взаимодействия с ними. Так студенты узнают, что не все родители могут быть готовы начать следовать советам педагога в вопросах воспитания обучающихся или, наоборот, слишком щепетильно относятся к ним. Обсуждение предлагаемых ситуаций, выбор типа семейного воспитания и составление характеристик на участников воспитательного процесса помогают студентам выявить отклонения в воспитании и обучении детей, разобраться в их причинах, подготовиться к организации педагогического консультирования родителей обучающихся по выявленным вопросам и составить программу взаимодействия. Будущие учителя начальной школы учатся быть ненавязчивыми, последовательно и аргументированно излагать свои доводы об организации воспитания, выстраивать отношения сотрудничества и доверия.

В процессе анализа разных форм и методов проведения педагогического консультирования родителей, принципов и условий его реализации будущие учителя знакомятся с массовыми и индивидуальными формами взаимодействия с родителями. Студенты данной специальности узнают, как организовывать беседы с родителями, привлекать их к организации экскурсий, культурных, спортивных, творческих мероприятий в школе, тем самым нормализуя процесс взаимодействия родителей с обучающимися и выстраивая сотрудничество семьи и школы.

В силу большой занятости родителей в современных условиях приобретает популярность интернет-консультирование родителей [1; 2]. Многие будущие учителя достаточно хорошо знакомы с современными возможностями интернет-технологий в сфере коммуникации. В связи с этим студенты педагогических направлений

подготовки выражают готовность осуществлять педагогическое консультирование родителей в социальных сетях, с помощью переписки по электронным адресам. Будущие учителя начальных классов (68 % опрошенных) признаются большие возможности педагогического консультирования с помощью современных видеосервисов (возможность личного общения, отражение материалов в режиме реального времени), но готовность их использования демонстрируется студентами в меньшей степени (34 % участников исследования не считают свой уровень владения компьютерными технологиями достаточно высоким, отмечают необходимость уделять значительное количество времени для подготовки материалов и отсутствие желания личного общения в свободное время).

Так как самым распространенным способом взаимодействия с родителями обучающихся является родительское собрание, на практических занятиях студентам предлагается разработать и провести фрагмент родительского собрания на одну из актуальных тем воспитания. Тему родительского собрания, его цель и форму проведения студенты выбирают самостоятельно. Проведенные родительские собрания носят самый разнообразный характер: информирующий (сообщение последних достижений науки по выбранной теме), диагностический (выявление проблемы и ее причин в ходе родительского собрания), инструктивно-методический (подробный инструктаж по решению выбранной проблемы), формирующий (выработка новых образцов поведения), корректирующий (исправление ошибок) [5]. Знание разных методов взаимодействия с предполагаемыми родителями (игровые методы, организация дискуссий, работа в малых группах и др.), правил применения современных технических устройств помогли студентам подготовить и провести родительские собрания на такие темы, как «Преодоление тревожности младшего школьника», «Организация внеклассного чтения младшего школьника», «Если ребенок стал не послушен», «Режим дня школьника», «Профилактика интернет-зависимости» и другие.

Заканчивалось каждое мероприятие, проведенное студентами, самоанализом, который способствовал выявлению трудностей на этапах подготовки и проведения родительского собрания, помогал оценить подобранный материала, целесообразность выбранных форм, средств и методов

его подачи и обсуждения. Важным элементом практического занятия являлся анализ группой каждого выступления. Анализ группы необходим не только для выступавшего, как оценка предлагаемого мероприятия, но и для остальных студентов, как возможность показать свою точку зрения на данную проблему, предложить свой способ решения поставленных задач. Анализ студентами родительского собрания дает им возможность увидеть, обсудить и самостоятельно исправить допущенные неточности, предложить варианты усиления воздействия на родителей обучающихся, дать характеристику выбранных форм и методов взаимодействия с родителями обучающихся для решения задач и достижения цели педагогического консультирования по выбранной тематике.

Практическое применение теоретических знаний - важный этап подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности [9]. Необходимо, чтобы студенты педагогических направлений подготовки на занятиях имели возможность увидеть, как следует применять полученные теоретические знания в практической деятельности. На основе этого опыта будущие учителя в ходе педагогической практики и конкурсах профессионального мастерства могут продемонстрировать и развить свои навыки и умения педагогического консультирования, что снижает уровень тревожности у будущих учителей перед общением с родителями обучающихся.

Подготовка будущих учителей к педагогическому консультированию родителей реализуется также в ходе прохождения педагогической практики и в процессе участия в конкурсах профессионального мастерства. Педагогическая практика способствует закреплению теоретического материала, дает возможность познакомиться с обучающимися, научиться устанавливать с ними контакт, составлять характеристики, выявлять проблемные вопросы в их воспитании и развитии. Педагогическая практика, также как и участие в конкурсах профессионального мастерства, требует от студентов педагогических направлений подготовок быстрой активизации имеющихся знаний из разных областей наук, способствует их синтезу и обобщению.

Большинство современных конкурсов профессионального мастерства среди студентов педагогических направлений подготовки предполагают такое конкурсное задание, как проведение

родительского собрания, что позволяет будущим учителям показать свою компетентность в решении профессиональных задач, эрудированность, находчивость в преодолении возникающих внештатных ситуаций и положительно отражается на развитии готовности осуществлять педагогическое консультирование родителей [4].

По завершении прохождения педагогической практики или конкурса профессионального мастерства следует также провести анализ проведенных действий, продемонстрированных знаний, чувств и состояний будущего учителя с целью диагностики уровня подготовки и дальнейшего развития профессиональной готовности.

Студентам педагогических направлений подготовки и молодым учителям следует знакомиться с последними достижениями педагогической науки и практики расширять, углублять свои знания из разных отраслей науки для их применения в своей профессиональной деятельности. С этой целью необходимо заниматься саморазвитием и самообразованием, чтением дополнительной литературы, заниматься научной деятельностью и выступать с ее результатами на конференциях и форумах [6]. Профессиональное самообразование является важнейшим средством формирования педагогического мастерства учителя и развития его общей и педагогической культуры [7]. На подготовку будущих учителей к педагогическому консультированию родителей положительно сказывается посещение методических объединений учителей, семинаров, открытых уроков, знакомство с передовым педагогическим опытом.

Заключение

Таким образом, педагогическое консультирование родителей обучающихся является важным аспектом профессиональной деятельности учителя начальных классов, для успешной реализации которого необходимо осуществлять целенаправленную и систематичную подготовку. Обучение на педагогическом направлении подготовки в современном вузе вполне способствует формированию готовности будущего учителя начальных классов к педагогическому консультированию родителей при соблюдении следующих условий: 1) грамотная организация занятий психолого-педагогического цикла с акцентуацией внимания на наиболее важных проблемах современного общества и возможностях их решения, используя

последние достижения педагогической науки;

2) увеличение возможностей взаимодействовать с практикующими педагогами и родителями обучающихся для снятия психологических барьеров и преодоления собственной неуверенности;

3) активное вовлечение студентов в учебную, научную и конкурсную деятельность, способствующую их самообразованию и саморазвитию;

4) повышение количества времени для занятия анализом предлагаемых педагогических ситуаций,

действий педагогов, родителей, самих студентов, продемонстрированных в ходе учебных занятий, педагогической практики, конкурсах профессионального мастерства. От того, насколько хорошо будущий педагог начальной школы освоит данную деятельность, будет зависеть уровень и качество взаимодействия семьи обучающегося и школы, что впоследствии отразится на системе воспитания формирующейся личности в целом.

Литература

1. Егорова Л.В., Вайндорф-Сысоева М.Е. Интернет-консультирование родителей как метод эффективного психолого-педагогического взаимодействия семьи и школы // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 6. С. 70-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26481668 (дата обращения: 23.07.2019).

2. Певзнер М.М., Александрова М.В., Тращенкова С.А. Педагогический инстаграм-коучинг в системе консультирования детско-взрослого сообщества // Человек и образование. 2018. № 3 (56) С. 79-84. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/ D/ Journal_3_2018.pdf (дата обращения: 22.07.2019).

3. Пулина А.А. Педагогическое консультирование как форма профессионального взаимодействия // Крымский научный вестник. 2015. № 3 (3). С. 79-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23694778 (дата обращения: 23.07.2019)

4. Рыбаков А.В. Участие в конкурсах профессионального мастерства как фактор подготовки будущих учителей // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации: сборник статей / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2019. № 11. С. 317-319.

5. Саханский Н.Б. Консультирование как вид образовательной деятельности // Управление образованием: Теория и практика. 2014. № 2 С. 1-23 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/konsultirovanie-kak-vid-obrazovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.07.2019).

6. Светлова В.А. Самообразование в системе непрерывного профессионального образования педагога // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 1. С. 189-191.

7. Шабалина О.Л. Актуальные проблемы подготовки педагога начальной школы // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2016. № 9. С. 303-306.

8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М. : Просвещение, 1968. 371 с.

9. Kondratenko E.V, Kondratenko I.B., Rybakov A.V., Svetlova VA., Shabalina O.L. Interactive Learning as Means of Formation of Future Teachers' Readiness for Self-education // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 8. С. 35-42. DOI: 10.5539/res.v7n8p35

10. Lavrentev S.Yu., Shabalina O.L., Krylov D.A., Korotkov S.G., Svetlova V.A., Rybakov A.V., Chupryakov I.S. Future specialists competitiveness development: pedagogical and social-economical aspects // The Social Sciences (Pakistan). 2016. Vol. 11. № 8. P. 1855-186. DOI: 10.3923/sscience.2016.1855.1860

References

1. Egorova L.V., Vaindorf-Sysoeva M.E. Internet-konsul'tirovanie roditelei kak metod effektivnogo psikhologo-pedagogi-cheskogo vzaimodeistviya sem'i i shkoly [Online counselling of parents as a method of effective psycho-pedagogical interaction of family and school]. Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniya = Successes of Modern Science and Education, 2016, vol. 1, no. 6, рр. 70-78 (accessed 23.07.2019). (In Russ.).

2. Pevzner M.M., Aleksandrova M.V., Trashchenkova S.A. Pedagogicheskii instagram-kouching v sisteme konsul'tirovaniya detsko-vzroslogo soobshchestva [Pedagogical Instagram-coaching in the system of counseling of children-adult community]. Chelovek i obrazovanie = Man and Education, 2018, no. 3 (56), рр. 79-84 (accessed 22.07.2019). (In Russ.).

3. Pulina A.A. Pedagogicheskoe konsul'tirovanie kak forma professional'nogo vzaimodeistviya [Pedagogical consellting as a form of professional interaction]. Krymskii nauchnyi vestnik = The Crimean Scientific Bulletin, 2015, no. 3 (3), рр. 79-88 (accessed 23.07.2019). (In Russ.).

4. Rybakov A.V. Uchastie v konkursakh professional'nogo masterstva kak faktor podgotovki budushchikh uchitelei [Participation in competitions of professional skills as a factor in the training of future teachers]. Nachalnaya shkola: Problemy i perspektivy, tsennosti i innovatsii: sbornik statei = Primary school: Problems and prospects, values and innovations: collection of articles, Yosh-kar-Ola, 2019, no. 11, pp. 317-319. (In Russ.).

5. Sakhanskiy N.B. Konsul'tirovanie kak vid obrazovatel'noi deyatel'nosti [Counsultation as a kind of educational activity]. Upravlenie obrazovaniem: Teoriya ipraktika = Management of education: Theory and practice, 2014, no. 2 pp. 1-23 (accessed 22.07.2019). (In Russ.).

6. Svetlova V.A. Samoobrazovanie v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya pedagoga [Self-education in the system of teacher' continuous professional education]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2014, no. 1, pp. 189-191. (In Russ.).

7. Shabalina O.L. Aktual'nye problemy podgotovki pedagoga nachal'noi shkoly [Actual problems of primary school teacher training]. NachaVnaya shkola: Problemy iperspektivy, tsennosti i innovatsii = Primary school: Problems and prospects, values and innovations: collection of articles, Yoshkar-Ola, 2016, no. 9, pp. 303-306. (In Russ.).

8. Ushinskiy K.D. Izbrannye pedagogicheskie proizvedenia [Selected pedagogical works]. Moscow: Education, 1968, 371 p. (In Russ.).

9. Kondratenko E.V., Kondratenko I.B., Rybakov A.V., Svetlova V.A., Shabalina O.L. Interactive Learning as Means of Formation of Future Teachers' Readiness for Self-education. Review of European Studies, 2015, vol. 7, no. 8, pp. 35-42. DOI: 10.5539/res. v7n8p3 5

10. Lavrentev S.Yu., Shabalina O.L., Krylov D.A., Korotkov S.G., Svetlova V.A., Rybakov A.V., Chupryakov I.S. Future specialists competitiveness development: pedagogical and social-economical aspects. The Social Sciences (Pakistan), 2016, vol. 11, no. 8, pp. 1855-186. DOI: 10.3923/sscience.2016.1855.1860

Статья поступила в редакцию 5.09.2019 г.; принята к публикации 5.10.2019 г.

Submitted 5.09.2019; revised 5.10.2019.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Citation for an article:

Рыбаков А.В. Подготовка будущих учителей начальных классов к педагогическому консультированию родителей // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 4. С. 510-516. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4510-516

Rybakov A. V. Preparation of future primary school teachers for pedagogical conseling of parents. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 4, pp. 510-516. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4510-516 (In Russ.).

Об авторе

Рыбаков Андрей Витальевич

About the author Andrey V. Rybakov

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и общего образования, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ОКСГО ГО 0000-0001-6755-6853,

апёггггуЬ @гашЬ1ег. ги

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Pedagogy of Primary and General Education, Mari State University, Yoshkar-Ola, ORCID ID 0000-0001-6755-6853, andrrrryb@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.