Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов - будущих учителей к реализации ценностей педагогической морали в рамках учебных дисциплин педагогического ссуза'

Формирование готовности студентов - будущих учителей к реализации ценностей педагогической морали в рамках учебных дисциплин педагогического ссуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ / ЦЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОРАЛИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ССУЗА / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / TEACHER / PEDAGOGICAL MORALITY / VALUE / VOCATIONAL EDUCATION / EDUCATION / VALUES OF PEDAGOGICAL MORALITY / TEACHING IN A COLLEGE / READINESS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тальков С. В.

В статье описываются составляющие экспериментальной работы по формированию готовности студентов педагогического ссуза к реализации ценностей педагогической морали. Экспериментальная работа осуществлялась в рамках учебных дисциплин «История», «Основы социологии и политологии», «Основы философии», «Психология», «Педагогика», «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекцион-но-развивающего образования». В процессе решения задачи формирования готовности студента будущего учителя к реализации ценностей педагогической морали использовались лекционные, практические формы занятий, конференции. Главными методами работы со студентами являлись моделирование педагогических ситуаций, этическая беседа, ситуативные игры, ролевые игры, диспут, конференция, создание и защита проектов, анализ высказываний мыслителей, анализ педагогических затруднений, викторина по нравственным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тальков С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING STUDENTS-FUTURE TEACHERS’ READINESS FOR IMPLEMENTING VALUES OF PEDAGOGICAL MORALITY THROUGH TEACHING ACADEMIC DISCIPLINES IN A PEDAGOGICAL COLLEGE

The article considers the experimental work on developing sudents’ readiness for implementing values of pedagogical morality in a pedagogical college as exemplified in the academic disciplines «History», «Basics of Sociology and Political Studies», «Basics of Philosophy», «Psychology», «Pedagogy», «Theoretical and Methodological Basics of Work of the Class Teacher in Primary School and Primary School of Compensatory Education and Intervention». To solve the problem of developing students future teachers’ readiness for implementing pedagogical values of morality the author employed such forms as lectures, practical classes, conferences. The leading methods of work with students were modeling pedagogical situations, talks on ethical subjects, situation games, role-plays, debates, conference, project work, analysing statements of great people, analyzing pedagogical problems, quiz on moral issues.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов - будущих учителей к реализации ценностей педагогической морали в рамках учебных дисциплин педагогического ссуза»

УДК 377

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОРАЛИ В РАМКАХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ССУЗА

DEVELOPING STUDENTS-FUTURE TEACHERS' READINESS FOR IMPLEMENTING VALUES OF PEDAGOGICAL MORALITY THROUGH TEACHING ACADEMIC DISCIPLINES

IN A PEDAGOGICAL COLLEGE

© 2015

С.В. Тальков

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

S.V. Talkov

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье описываются составляющие экспериментальной работы по формированию готовности студентов педагогического ссуза к реализации ценностей педагогической морали. Экспериментальная работа осуществлялась в рамках учебных дисциплин «История», «Основы социологии и политологии», «Основы философии», «Психология», «Педагогика», «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекцион-но-развивающего образования». В процессе решения задачи формирования готовности студента - будущего учителя к реализации ценностей педагогической морали использовались лекционные, практические формы занятий, конференции. Главными методами работы со студентами являлись моделирование педагогических ситуаций, этическая беседа, ситуативные игры, ролевые игры, диспут, конференция, создание и защита проектов, анализ высказываний мыслителей, анализ педагогических затруднений, викторина по нравственным вопросам.

The article considers the experimental work on developing sudents' readiness for implementing values of pedagogical morality in a pedagogical college as exemplified in the academic disciplines «History», «Basics of Sociology and Political Studies», «Basics of Philosophy», «Psychology», «Pedagogy», «Theoretical and Methodological Basics of Work of the Class Teacher in Primary School and Primary School of Compensatory Education and Intervention». To solve the problem of developing students - future teachers' readiness for implementing pedagogical values of morality the author employed such forms as lectures, practical classes, conferences. The leading methods of work with students were modeling pedagogical situations, talks on ethical subjects, situation games, role-plays, debates, conference, project work, analysing statements of great people, analyzing pedagogical problems, quiz on moral issues.

Ключевые слова: учитель; педагогическая мораль; ценность; профессиональное образование; воспитание; ценности педагогической морали; преподавательская деятельность в рамках ссуза; формирование готовности.

Keywords: teacher; pedagogical morality; value; vocational education; education; values of pedagogical morality; teaching in a college; readiness development.

Формирование готовности студентов - будущих учителей к реализации ценностей педагогической морали является актуальной задачей для преподавателя педагогического ссуза.

Проблема приобщения учащихся к ценностям ставится и решается самарскими учеными В.П. Бездуховым, О.К. Поздняковой, Е.В. Кулешовой, А.В. Бездуховым и другими учеными [1].

Содержание и структуру готовности будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности выявляют и

изучают Л.А. Кандыбович, Е.А. Акмаева, А.Я. Борисов, С.А. Вдовин и другие ученые [2].

Отмечая плодотворность исследований названных ученых, подчеркнем, что проблема формирования готовности студента - будущего учителя к реализации ценностей педагогической морали в полной мере еще не осмыслена. Покажем, как осуществлялась экспериментальная работа по формированию готовности студентов к реализации ценностей педагогической морали на занятиях в рамках педагогического ссуза.

Анализ учебных программ позволил нам определить те учебные дисциплины, содержание которых обладает определенными возможностями в формировании готовности студентов к реализации ценностей педагогической морали. Перечислим выбранные нами учебные дисциплины: «История», «Основы социологии и политологии», «Основы философии», «Психология», «Педагогика», «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования». При корректировке содержания учебных дисциплин и программ мы стремились к их совершенствованию, которое бы максимально способствовало формированию готовности студента - будущего учителя к реализации ценностей педагогической морали.

Покажем, каким образом осуществлялось формирование готовности студентов к реализации ценностей педагогической морали в процессе изучения содержания дисциплины «История».

Обучение студентов истории способствует формированию представлений студентов о роли ценностей в ключевых исторических событиях, приобщению к ценностям чести, достоинства, справедливости, добра, гуманизма, жизни. На занятиях студенты оценивают исторические события и процессы сквозь призму нравственности, общечеловеческих ценностей.

На лекционном занятии по теме «Октябрь 1917 г. и первые советские преобразования» преподаватель объясняет смысл революции как формы общественного развития, сообщает студентам о причинах, цели и задачах Октябрьской революции 1917 г.

На практическом занятии студентам предлагается обсудить несколько точек зрения на революцию: «Революция есть идеал, вооруженный мечом» (Виктор Гюго); «Революция за два дня проделывает работу десяти лет и за десять лет губит труд пяти столетий» (Поль Валери); «Гнев рабов погубил не меньше людей, чем царский гнев» (Сенека); «Сделайте революцию залогом будущего согласия, а не рассадником будущих революций» (Эдмунд Берк); «Народу кажется, что он свободен

в революциях, это - страшный самообман. Он - раб темных стихий <...> В революции не бывает и не может быть свободы, революция всегда враждебна духу свободы <...> Революция <...> случается с человеком, как случается болезнь, несчастье, стихийное бедствие, пожар или наводнение» (Н.А. Бердяев); «Революция - конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения» (Н.А. Бердяев); «Кажется иногда, что в России нет вовсе революций, а есть только бунт - вечный бунт вечных рабов» (Д.С. Мережковский) [3].

Мы задаем студентам следующие вопросы: «Имеются ли у революционеров нравственные идеалы, или революция -исключительно безнравственное историческое явление?»; «Можем ли мы утверждать, что с революцией наступает свобода и революция направлена на реализацию истинной свободы личности?».

На первый вопрос студенты ответили следующим образом: «У деятелей революции существуют свои представления об идеальном гражданине и государственном устройстве, но, как правило, эти представления противоречат общечеловеческим ценностям и моральным нормам современного им общества. Ужасают методы и средства, к которым прибегают революционеры, поэтому можно утверждать, что у революционеров нет нравственных идеалов». На второй вопрос был получен следующий ответ: «Революция всегда связана с хаосом и пробуждает в человеке самые низменные стороны его личности. Поведение человека предопределяется инстинктами, наступает мнимая свобода от нравственности и законов, поэтому революция не может привести к истинной свободе».

Подытоживая ответы студентов, делаем общий вывод, что революция всегда сопровождается насилием и нарушением стабильного нравственного развития личности, а в качестве главного аргумента приводим мысль, высказанную Ф.М. Достоевским: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка» [4, с. 269]. Экстраполируя данную мысль

на проблему революции, преподаватель подводит студентов к мысли, что революция - явление безнравственное и в целом выступает явлением антигуманным. Мы соотносим мысль Ф.М. Достоевского с ценностями педагогической морали, акцентируя внимание на том, что родителям и педагогам нельзя насильственными способами насаждать свои требования ребенку, не следует относиться к ребенку как к средству, поскольку данные действия противоречат педагогическому долгу, педагогической чести, педагогической справедливости, достоинству и гуманизму.

В результате изучения темы студенты приходят к осознанию, что жизнь человека является высшей ценностью, и все действия-поступки должны быть направлены на развитие и сохранение жизни человека, его достоинства. Другими словами, студенты осознают, что в любой сложной нравственной ситуации должны совершаться поступки, направленные на сохранение человеческого достоинства и человеческой жизни, только так может возникнуть взаимопонимание между людьми при самых различных индивидуальных интересах.

На занятии по теме «Социальные и этносоциальные отношения» в рамках изучения дисциплины «Основы социологии и политологии» преподаватель акцентирует внимание на том, что при всех противоречиях интересов, многообразии характеров, нравственных миров конструктивные отношения между людьми возможны при взаимопонимании, приводящем к тому, что мысли, чувства и действия людей направлены на сохранение достоинства личности. Преподаватель отмечает, что любые действия личности могут быть оценены с точки зрения их соответствия моральным ценностям и нормам, поэтому, совершая действия, в особенности по отношению к учащимся, учитель исходит из своей субъективной системы ценностей.

Преподаватель сообщает студентам, что ценности - это «значение объекта для личности, это отношение человека к объекту» (М.С. Каган [5, а 68]). Труд учителя предполагает колоссальную ответственность перед обществом, родителями, учащимися, перед собой, поскольку от его

деятельности зависит будущее общества. Поэтому для будущего учителя важно выстроить такую систему ценностей, в иерархии которой выстраиваются ценности ученика и его достоинства. Преподаватель сообщает, что в осуществлении педагогической деятельности участвуют ценности педагогической морали, к которым относятся педагогический долг, педагогическая честь и достоинство, педагогическая совесть, справедливость, гуманизм. Руководствуясь данными ценностями, учитель грамотно и эффективно осуществляет воспитательный процесс.

В результате изучения дисциплины «Основы философии» студенты должны уметь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основы культуры гражданина и будущего специалиста [6, c. 7].

При изучении темы «Природа человека и смысл его существования. Человек и Бог. Человек и Космос» студенты осмысливают философские взгляды на природу и сущность человека. Поскольку тема затрагивает несколько философских вопросов, мы адаптировали такие смысловые части этой темы, как «Природа и смысл существования человека» и «Человек и Бог».

При изучении темы «Природа человека и смысл его существования» студентам предлагается сравнить несколько точек зрения: мифологические представления о человеке («Эпос о Гильгамеше»); представления о человеке в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель); понимание сущности человека в богословских учениях (Августин Аврелий); проблема природы человека в классической немецкой философии (И. Кант), в марксизме (К. Маркс), в русской религиозно-философской школе (В.С. Соловьев), в космизме (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский); представление о человеке в философии экзистенциализма (Н.А. Бердяев). В результате сравнения упомянутых точек зрения студенты под руководством преподавателя приходят к выводу, что в некоторых философских представлениях осмысливается диалектическая двойственность природы человека.

Для нашего исследования интерес представляет противоречие гипотетического и категорического императивов И. Канта. Преподаватель сообщает студентам о том, что «гипотетический императив определяет поведение человека исходя из того, что поступки хороши для достижения определенной цели, категорический императив сообщает о том, что поступки хороши сами по себе» [7, с. 331]. Осмысливая суждения И. Канта о гипотетическом императиве, студенты приходят к осознанию, что поведение человека может определяться как внешними обстоятельствами, так и моральными принципами, и чтобы человек мало зависел от внешних обстоятельств, он должен придерживаться в своем поведении категорического императива, который гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» [8, с. 334].

После сравнения различных точек зрения преподаватель предлагает выявить биологические и исключительно «человеческие черты» в таком сложном явлении, как «природа человека». При этом преподаватель акцентирует внимание на долге. Долг - это то, «что возвышает человека над самим собой <.. > это свобода и независимость от механизма всей природы <...> способность существа, которое подчинено особым, а именно данным собственным разумом, чистым практическим законам» [9, с. 412-413]. Реализуя принцип концентризма в обучении, преподаватель подводит студентов к пониманию того, что педагогический долг есть не только система обязанностей, но и система нравственных требований, которые исполняются учителем добровольно. Такие требования предписывают учителю создание адекватных им отношений с учащимися.

При рассмотрении проблемы «Человек и Бог» преподаватель на практическом занятии предлагает студентам обсудить следующую мысль Ф.М. Достоевского: «Уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позво-

лено» [10, с. 97]. Студенты поясняют смысл данного суждения Ф.М. Достоевского. Так, студентка М. утверждает, что «человек, не веря в бессмертие своей души и в Бога в целом, теряет чувство ответственности за свои действия в своем земном существовании. Без представлений о Рае и Аде личность не будет регулировать свое поведение в соответствии с моралью и нравственностью». Студенты в результате обсуждения приходят к мысли о том, что представления о Боге как об источнике и образце добродетели позволяют человеку нравственно совершенствоваться, руководствоваться в своем поведении моральными нормами и ценностями.

В результате изучения темы «Природа человека и смысл его существования. Человек и Бог. Человек и Космос» будущие учителя приходят к умозаключению, что счастье человека должно строиться на стремлении к добродетели, а смысл его жизни - нравственное самосовершенствование (реализация принципа перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого»).

В результате изучения дисциплины «Психология» будущие учителя овладевают умениями применять знания психологии при решении педагогических задач, выявлять индвидуально-типологические и личностные особенности учащегося, овладевают знаниями о закономерностях психического развития человека как субъекта образовательного процесса, особенностях общения и группового поведения в школьном возрасте [11, с. 13-14].

При изучении темы «Человек как субъект, личность и индивидуальность» преподаватель акцентирует внимание студентов на человеке как субъекте деятельности, в особенности - на содержании мотивации личности. Студентам сообщается, что «мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, при этом в качестве мотива могут выступать как предметы внешнего мира, так и представления, идеи, чувства, переживания» [12, с. 53]. Преподаватель также разъясняет студентам, что побудительной силой мотива и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности, при этом последние формируются

под воздействием внутренних и внешних факторов. Первые представляют собой систему ценностей, в которую входят идеалы, влечения, склонности, мечты человека и т.д. Вторые - стимулы, исходящие от окружающей среды и окружения [13, а 11]. Внешние факторы, стимулирующие деятельность человека, как правило, отличаются своей динамикой, они постоянно изменяются в зависимости от сложившихся обстоятельств, непродолжительны по времени. Внутренние - более устойчивы, они постоянно побуждают к эффективной деятельности. В качестве примеров преподаватель описывает деятельность представителей некоторых профессий с точки зрения внутренних и внешних ее мотивов.

В конце занятия преподаватель в качестве домашнего задания предлагает ответить на вопрос: «Почему молодые люди выбирают профессию учителя»?

На практическом занятии студенты предлагают свои варианты ответов на поставленный вопрос и аргументируют свою точку зрения примерами и логическими умозаключениями. Некоторые студенты в качестве мотивов деятельности педагога выделяют осознание социальной значимости труда, постоянную творческую деятельность, любовь к детям, улучшение материального положения, возможность занять административную должность в образовательном учреждении, стабильность, укороченный рабочий день, длинный отпуск и др. Заметим, что такие мотивы, как любовь к детям, творческая деятельность, осознание социальной значимости труда учителя, присутствуют в ответах большинства студентов.

В результате изучения данной темы студенты осознают, что деятельность педагога мотивируется прежде всего нравственными ценностями. Настоящий учитель работает самоотверженно ради ребенка, стабильного развития и процветания отечества, утверждая себя как незаменимую для общества личность.

В рамках изучения учебной дисциплины «Педагогика» студенты получают представления об особенностях содержания и организации педагогического процесса, о принципах воспитания и обучения, о формах, методах, средствах обучения и воспитания и т.д. [14, с 12-13].

При изучении темы «Организация процесса воспитания в образовательном учреждении» преподаватель сообщает будущим учителям, что одной из основных задач классного руководителя является «духовно-нравственное воспитание личности школьника, в процессе которого происходит обогащение и нормализация ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности учащегося оценивать себя и другого человека на основе моральных норм, поступков и действий, нравственных качеств» [15, с 8]. Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной позиции учащихся во взаимодействии с людьми, где основным регулятором выступают нравственность ребенка, моральные нормы, которые интериоризированы и определяют его поведение в различных ситуациях [16, с 20-21].

Преподаватель акцентирует внимание будущих учителей на том, что базой духовно-нравственного воспитания выступают такие ценности, как любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству, личная и национальная свобода, правовое государство, гражданское общество, справедливость, честь, милосердие, достоинство, любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, ценность знания и др. [17, с 17-18]. Учитель приобщает школьников к данным ценностям, применяя различные методы и средства, среди которых особое значение имеет метод положительного примера, каким является и должен быть образ нравственного учителя.

Раскрывая суть данного метода, преподаватель объясняет содержание ценностей педагогической морали как мотивов деятельности педагога.

В конце занятия преподаватель предлагает студентам создать презентации на тему «Субъективная система ценностей современного учителя», которые защищаются в виде групповых проектов. Примерный план проекта таков: 1) цель деятельности учителя; 2) нравственные аспекты педагогической деятельности; 3) субъективная система ценностей учителя; 4) мотивация педагогической деятельности.

Создавая проект, студенты представляют результаты воспитательной деятельности, описывают нравственные аспекты педагогической деятельности, становящиеся основой для выявления ценностей педагогической морали, которыми должен руководствоваться учитель и которые должны принимать форму мотива педагогической деятельности.

Группы для создания и защиты проектов насчитывают два или три человека. Защита осуществляется в форме занятия-конференции, на которой студенты, опираясь на мультимедийную презентацию, представляют доклад о субъективной системе ценностей учителя, после чего следуют вопросы докладчику.

Пример краткого содержания проекта:

1. Учитель должен подготовить полезную для общества личность, которая будет руководствоваться в своей деятельности следующими ценностями: добро, справедливость, ответственность, честь, достоинство, совесть, долг, здоровье, уважение, человеческая жизнь, природа, патриотизм, толерантность, знание и др.

2. Деятельность учителя отличается высоким уровнем ответственности перед обществом, требует высокого профессионального и нравственного уровня. К личности учителя, в особенности к его волевым качествам, предъявляются самые строгие требования, Педагогическая деятельность - широкая сфера для творчества, инициативы.

3. Для успешной воспитательной деятельности учитель должен руководствоваться ценностями педагогической морали: педагогический долг, педагогическая совесть, справедливость, честь, достоинство, гуманизм. Кроме этого, педагог должен исповедовать те ценности, которыми будут руководствоваться учащиеся в своей жизни, так как лучший метод воспитания - это нравственный пример учителя.

4. В качестве мотивов деятельности педагога должны выступать любовь к детям, долг перед обществом, стремление помогать людям, уважение личности, ее достоинства, гуманистические стремления учителя.

Проанализировав доклады, студенты обобщают представления о субъективной системе ценностей современного учителя.

На занятиях в рамках учебной дисциплины «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекцион-но-развивающего образования» студенты анализируют и решают педагогические ситуации, связанные с деятельностью классного руководителя. Пример педагогической ситуации: «У одного из учеников родилась маленькая сестренка. Классный руководитель заметил, что мальчик стал подолгу задерживаться в школе, а потом признался, что не хочет идти домой, так как ревнует родителей к малышке и считает, что стал "ненужным"» [18]. В данной ситуации целесообразно «проиграть» взаимодействие классного руководителя с родителями школьника.

Студенты в подгруппе самостоятельно распределяют роли и обыгрывают их перед всей группой. Анализ педагогической ситуации и поиск путей ее решения осуществляется по вопросам в следующем порядке: 1. Какую цель (ведущую идею) должен поставить для себя классный руководитель? 2. Какие ценности мотивируют действия учителя в данной ситуации? 3. Почему мальчик считает, что он теперь «не нужен» родителям? 4. Какими ценностями педагогической морали должен руководствоваться в своей деятельности классный руководитель? 5. Какие педагогические решения должен принять классный руководитель?

Студенты так ответили на первый вопрос: «Классный руководитель должен руководствоваться педагогическим долгом». Они конкретизировали задачи, стоящие перед классным руководителем: «Он должен помочь ученику и его родителям преодолеть психологический кризис, вызванный ревностью к младшей сестре».

На второй вопрос студенты ответили следующим образом: «Классного руководителя мотивируют стремление к добру, к благу для ученика, любовь к детям, гуманизм». Только такая мотивация способствует исполнению педагогического долга.

Чтобы найти верное решение с этической точки зрения, будущим учителям потребуется выяснить возможные причины поведения ученика. Для этого студентам предлагается «встать» на позицию ученика, то есть проявить эмпатию. Студенты так ответили на третий вопрос: «Маленький ребенок требует много внимания, заботы, времени. В связи с этим старшему ребенку кажется, что родители не уделяют ему должного внимания».

Студенты предположили, что, помимо педагогического долга, классный руководитель должен руководствоваться гуманизмом, педагогической совестью, честью и достоинством.

Будущие учителя предлагают свои варианты решения педагогической ситуации с позиции педагогической этики: «Классному руководителю стоит сообщить о проблеме, поскольку ситуация

требует воспитательной работы с ребенком в семье. Задержка школьника в образовательном учреждении обеспокоит родителей. Классный руководитель должен обсудить варианты решения проблемы, предложить свой: привлекать старшего брата к уходу за сестрой, участвовать в ее воспитании, больше внимания уделять совместным прогулкам, семейному отдыху и т.д. Классный руководитель может провести тематический классный час "Младшие братья и сестры", на котором учащиеся делятся своей радостью от рождения брата / сестры, сообщают о своем совместном времяпрепровождении».

Таким образом, мы показали, как происходило формирование готовности студента - будущего учителя к реализации ценностей педагогической морали на уровне различных учебных дисциплин.

•к к к

1. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. - Самара; СПб.: СамГПУ, 1997. - 172 с.; Позднякова О.К. Формирование нравственного сознания студента - будущего учителя: Учеб. пос. - Самара: СГПУ, 2009. - 200 с.; Кулешова Е.В. Ориентация будущих учителей на реализацию идей гуманизации образования. - Самара: ПГСГА, 2010. - 180 с.; Бездухов А.В. Теоретические основания формирования морального долга студента - будущего государственного служащего // Образование в современном мире: проблемы и перспективы: Сб. науч. ст. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. - С. 14-26.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: БГУ, 1976. - 176 с.; Акмаева Е.А. Содержание понятия «готовность будущего учителя к педагогическому взаимодействию с родителями» // Образование в современном мире: проблемы и перспективы: Сб. науч. ст. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. - С. 3-13; Готовность студента - будущего учителя к приобщению учащихся к ценностям физической культуры: анализ состояния: Метод. рекоменд. для преподавателей и студ. вузов / Сост. А.Я. Борисов. - Самара: СГПУ, 2009. - 60 с.; Готовность курсанта - будущего юриста к гуманистическому взаимодействию с человеком: анализ состояния: Метод. рекоменд. для преподавателей и студ. вузов / Сост. С.А. Вдовин. - Самара: ПГСГА, 2010. - 71 с.

3. Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман: В 4 ч. с эпилогом. - М.: Художественная литература, 1973. - 817 с.

5. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах: утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 ноября 2009 г. №535.

7. Кант И. Соч.: В 6 т. Т. IV. Ч. I. - М.: Мысль, 1965. - 544 с. (Философское наследие).

8. Там же. - С. 334.

9. Там же. - С. 412-413.

10. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы... - С. 97.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах... - С. 13-14.

12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

13. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. - М.: Сентябрь, 2005. -192 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. - С. 12-13.

15. Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. - С. 8.

16. Классному руководителю: Учеб.-метод. пос. / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2001. - 280 с.

17. Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. - С. 17-18.

18. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/33422 (дата обращения 27.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.