Научная статья на тему 'Формирование у студентов гуманитарных ссузов готовности к художествено-эстетическому воспитанию детей в семье'

Формирование у студентов гуманитарных ссузов готовности к художествено-эстетическому воспитанию детей в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ: ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ / СЕНСОРНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ / УЧЕТ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ / PRINCIPLES OF ART AND IMAGE ORGANIZATION OF PARENTS AND CHILDREN INTERACTION: AXIOLOGICAL ORIENTATION / ART AND AESTHETIC UPBRINGING OF CHILDREN IN FAMILIES / INTEGRITY / CONSIDERATION OF AGE-SPECIFIC CHARACTERISTICS OF CHILDREN / SENSORY AND EMOTIONAL INTENSENESS / COLLABORATION IN CHILDREN AND PARENTS RELATIONS / CONSIDERATION OF DIFFERENT NATIONAL AND CULTURAL TRADITIONS IN FAMILY UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайнагов Амир Радикович

Рассматриваются возможности подготовки молодежи к семейному воспитанию в процесс обучения в средне-специальных учебных заведениях гуманитарных колледжах. Готовность студентов к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье представляется как профессионально-личностное качество, включающее понимание значимости приобщения детей к миру искусства для их гармоничного и всестороннего развития, освоение принципов организации художественно-образного взаимодействия родителей с детьми в семье и реализующееся через умение организации такой деятельности как в собственной семейной жизни, так и в эффективной профессиональной деятельности в сфере просветительской работы с населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайнагов Амир Радикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming readiness among students of community colleges for the humanities and aesthetic upbringing children in families

The article examines possibilities of youth preparation for children upbringing in families in the process of studying at Community Colleges for Humanities. Students' readiness for art and aesthetic upbringing of children in families is presented as professional and personality quality, including understanding of the importance of children familiarization with the world of arts for their balanced and comprehensive development, mastering principles of arranging artistic communication between parents and their children in the family and ability to apply such principles both in their own family life and for effective professional educational activities in the society.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов гуманитарных ссузов готовности к художествено-эстетическому воспитанию детей в семье»

УДК 378.147

А. Р. Зайнагов

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ССУЗОВ ГОТОВНОСТИ К ХУДОЖЕСТВЕНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественно-эстетическое воспитание детей в семье; принципы организации художественно-образного взаимодействия родителей с детьми: ценностная ориентация, целостность, учет возрастных особенностей детей, сенсорная и эмоциональная насыщенность, сотрудничество в детско-родительских отношениях, учет различных национально-культурных традиций в семейном воспитании.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются возможности подготовки молодежи к семейному воспитанию в процесс обучения в средне-специальных учебных заведениях — гуманитарных колледжах. Готовность студентов к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье представляется как профессионально-личностное качество, включающее понимание значимости приобщения детей к миру искусства для их гармоничного и всестороннего развития, освоение принципов организации художественно-образного взаимодействия родителей с детьми в семье и реализующееся через умение организации такой деятельности как в собственной семейной жизни, так и в эффективной профессиональной деятельности в сфере просветительской работы с населением.

A. R. Zainagov

FORMING READINESS AMONG STUDENTS OF COMMUNITY COLLEGES FOR THE HUMANITIES AND AESTHETIC UPBRINGING OF CHILDREN IN FAMILIES

KEY WORDS: art and aesthetic upbringing of children in families; principles of art and image organization of parents and children interaction: axio-logical orientation, integrity, consideration of age-specific characteristics of children, sensory and emotional intenseness, collaboration in children and parents relations, consideration of different national and cultural traditions in family upbringing.

ABSTRACT. The article examines possibilities of youth preparation for children upbringing in families in the process of studying at Community Colleges for Humanities. Students’ readiness for art and aesthetic upbringing of children in families is presented as professional and personality qual-

ity, including understanding of the importance of children familiarization with the world of arts for their balanced and comprehensive development, mastering principles of arranging artistic communication between parents and their children in the family and ability to apply such principles both in their own family life and for effective professional educational activities in the society.

Происходящие в России процессы переустройства общества выводят проблему подготовки подрастающего поколения к семейному воспитанию на уровень одной из самых острых и актуальных проблем современности. Повышение статуса семейного воспитания, поддержка семьи лежит в основе «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года».

Разработка теоретических и методологических основ подготовки молодежи к воспитанию детей в семье выступает в качестве социального заказа современной педагогической науке на данном этапе развития нашей страны. Понимание и обоснование необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей было осуществлено великими педагогами и мыслителями еще в прошлых столетиях. Идея о том, что успешность семейного воспитания целиком зависит от педагогических знаний и подготовленности родителей, развивается в трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Флебеля, наших соотечественников А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинско-го. Традиции семейного воспитания, свойственные разным слоям российского общества анализировались и обобщались в педагогических трудах Н. Ф. Бунакова, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Д. Д. Семенова. При этом большое внимание ученые уделяли художественно-эстетическому компоненту семейного воспитания (Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради,

А. Н. Острогорский, В. Я. Стоюнин).

В советский период в нашей стране была создана система повышения педа-

гогической культуры населения, организационные формы которой (система народных, родительских университетов, клубы молодых семей, лектории, курсы, семинары в рамках организаций общества «Знание» при дворцах культуры, школах, средних специальных учебных заведениях, женских и детских консультациях и т. д.) заслуживают пристального внимания в контексте задач реализации современной демографической концепции. В то же время чрезмерная политизация содержания советского педагогического всеобуча, его принудительность и оторванность от реальных проблем семейного воспитания, преобладание в обществе авторитарных методов воспитательного воздействия привели к снижению статуса семейного воспитания, значительной утрате его традиций, складывавшихся веками в культуре нашего отечества.

На сегодняшний день просветительская работа среди населения в сфере семейного воспитания активно возрождается. Однако на практике воспитательная работа с молодежью в данном направлении на сегодняшний день носит хаотичный, несистемный, экспериментаторский характер. На волне интереса к проблемам семейного воспитания, в том числе, его художественно-эстетическому аспекту, появляются различные объединения на коммерческой основе, которые не всегда обладают достаточной профессиональной базой, опытными специалистами.

Существует острая потребность в системной, научно обоснованной подготовке специалистов в данной области. В частности, до настоящего времени не

предпринималось научное решение проблемы просветительской работы в сфере художественно-эстетического воспитания детей в семье с молодыми людьми — студентами гуманитарных ссузов, которые в силу своей профессиональной специализации смогут в дальнейшем вести подобную работу с населением на должном уровне, соответствующем современным требованиям.

Средне-специальные учебные заведения — гуманитарные колледжи обладают большими возможностями в подготовке молодежи к семейному воспитанию, поскольку возраст обучающихся в них студентов (17—20 лет) сензитивен для формирования у них ответственного и взвешенного отношения к созданию собственной семьи в ближайшем будущем. Гуманитарное образование дает возможность полноценного включения молодежи в социальную жизнь общества, расширения горизонтов индивидуального сознания, в том числе, и в таком важном аспекте социально-личностной самореализации человека как семья. Внеучебная воспитательная работа со студентами способна расширить и углубить такую составляющую их будущей профессии, как просветительская деятельность в сфере семейного воспитания. Таким образом, подготовка к семейному воспитанию студентов в процессе их обучения в гуманитарном колледже — задача не только актуальная и своевременная в свете приоритетных направлений современной государственной политики, но и соотносимая со спецификой их профессиональной подготовки, реально достижимая при условии целенаправленной, организованной и контролируемой деятельности педагогов ссуза.

Художественно-эстетическое воспитание детей в условиях семьи мы рассматриваем как важнейшую составляющую семейного воспитания, обладающую интегративным свойством объединения многих других составляющих

сферы семейного воспитания. Это связано с особой значимостью эмоционального, художественно-эстетического компонента в структуре развития личности ребенка (что раскрывается в работах Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, В. А. Запорожца, Т. С. Комаровой, В. С. Мухиной, Г. А. Урунтаевой, Д. Б. Эльконина и др.). Соответственно формирование у студентов готовности к художественноэстетическому воспитанию детей в семье выступает в качестве базового компонента целостного педагогического процесса подготовки студентов к семейному воспитанию и включает освоение студентами психолого-педагогических знаний о ведущих типах деятельности детей на различных возрастных этапах, оптимальных способов взаимодействия родителей с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, принципов организации гармоничного общения в семье, способствующего всестороннему развитию детей и духовному выстраиванию семейных отношений.

Исследовательская работа по формированию готовности у студентов к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье проводилась нами на базе Уфимского колледжа библиотечного дела и массовых коммуникаций. Выделим основные положения, к которым мы пришли в результате проведенного исследования.

1. Понятие «готовность к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье» применительно к подготовке студентов гуманитарного колледжа проанализировано и обосновано нами как профессионально-личностное качество, включающее понимание значимости приобщения детей к миру искусства для их гармоничного и всестороннего развития, знания о принципах и способах организации воспитательного художественнообразного взаимодействия родителей с детьми и реализующееся через умения

организации данной деятельности как в собственной семейной жизни, так и в эффективной профессиональной деятельности в сфере просветительской работы с населением.

2. Художественно-эстетическое воспитание детей в семье представляет собой процесс эмоционально-образного взаимодействия взрослых и детей на основе искусства, направленный на всестороннее развитие детей, формирование их духовно-ценностных основ, гармонизацию их взаимоотношений в семье и в окружающем мире в целом. Реализация гармонизирующего и развивающего потенциала этого процесса предопределяется опорой на следующие принципы его выстраивания в семье: ценностной ориентации, целостности, сенсорной и эмоциональной насыщенности, учета возрастных особенностей детей, сотрудничества в детско-родительских отношениях, учета различных национально-культурных традиций в семейном воспитании.

3. Педагогическая модель формирования готовности у студентов гуманитарных ссузов к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье является структурно-процессуальной, ее блоки соответствуют основным компонентам вузовского педагогического процесса, а их содержание реализует задачи формирования у молодежи ценностного отношения к детям, семье и к семейному общению средствами искусства как важнейшему фактору гармонизации семейных отношений. В целевом блоке представлены цели и задачи профессиональной подготовки студентов гуманитарных ссузов к просветительской работе с населением в сфере художественно-эстетического воспитания детей в семье; в содержательный блок включены знания и виды деятельности, связанные с организацией воспитательного художественнообразного взаимодействия родителей с детьми, на основе обогащения программного содержания учебных дисцип-

лин, осваиваемых студентами за время обучения в колледже, а также содержания воспитательной работы колледжа; в методический блок вошли формы и методы, способствующие реализации задач формирования готовности у студентов к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье и диагностики этого процесса; инфраструктурный блок характеризует дополнительные средовые составляющие педагогического процесса на микро- (ссузовском) и макро- (социокультурном) уровнях; в итоговом блоке представлены показатели, характеризующие степень сформированности у студентов готовности к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье.

4. Условиями реализации педагогической модели являются: обогащение содержания общегуманитарных, общепрофессиональных, факультативных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, изучаемых в гуманитарных ссузах, психолого-педагогическим и художественно-педагогическим материалом; деятельностно-креативная ориентированность процесса обучения, выражающаяся в постепенном расширении возможностей самостоятельной реализации студентами приобретенных знаний в учебной и внеаудиторной деятельности; информационная и методическая обеспеченность процесса обучения.

Остановимся более подробно на содержательном блоке предложенной нами модели формирования готовности у студентов гуманитарных ссузов к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье. Реализация задачи профессиональной подготовки студентов гуманитарных ссузов к просветительской работе с населением в сфере художественно-эстетического воспитания детей в семье осуществлялась в процессе освоения студентами принципов организации художественно-образного взаимодействия с детьми в семье: ценностной ориентации, целостности, учета возрастных

особенностей детей, сенсорной и эмоциональной насыщенности, принцип сотрудничества в детско-родительских отношениях, принцип учета различных национально-культурных традиций в семейном воспитании.

Охарактеризуем последовательно выделенные принципы.

Принцип ценностной ориентации подразумевает развитие личности через присвоение нравственных, мировоззренческих, эстетических ценностей, через формирование потребностей жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами.

Художественные произведения являются «образной памятью человечества» [8, с. 12], выступают носителями и выразителями общечеловеческих ценностей: красоты и выразительности окружающего мира, многообразия человеческих чувств и отношений. Особое значение имеет художественно-образный контекст развития личности в период детства: дети постигают действительность и ее нравственные законы через эмоционально-чувственное переживание образов окружающего мира. Закономерно при этом, что, чем ярче и привлекательнее видео— или аудио образ, тем более значимым представителем ценностей окружающего мира он воспринимается ребенком. По замечанию Д. С. Лихачева, в представлении ребенка эстетические категории «отождествляются с конкретными образами: красота отождествляется с добром, а безобразное со злом. Такова особенность детского мышления» [5, с. 22].

Серьезной проблемой современной семьи и общества в целом является низкий уровень художественно-образной продукции, которая наполняет повседневную жизнь детей. Современные дети в значительной степени дезориентированы средствами массовой информации в понимании правильного, позитивного поведения в окружающей среде. По за-

мечанию Н. Г. Куприной, «обилие рекламы, заражающей красивыми образами беззаботного и безответственного отношения к окружающим и к собственному здоровью, доминирование на телеэкранах многочисленных передач, смакующих трагедии «чрезвычайных происшествий», и фильмов-боевиков, эстетизирующих образы жестокости и агрессии, увлечение компьютерными играми, имеющими зачастую асоциальную направленность (выигрыш «любой ценой») приводят к созданию такого художественно-образного контекста, который искажает представления детей о законах окружающего мира. Нередко зрительный и звуковой фон, представляющий собой образцы массовой продукции, принимает весьма агрессивные формы и становится опасным, разрушительным для неустойчивой детской психики» [4, с. 60].

Исходя из реалий современной действительности, важнейшей составляющей культуры семейного воспитания в современных условиях является, по нашему глубокому убеждению, знание родителей о принципах подбора художественных произведений — носителей гуманистических ценностей и образов гармоничного, ответственного поведения в окружающей среде для создания художественно-образного контекста, в котором происходит развитие их детей. Со студенческой скамьи необходимо формировать у будущих родителей стремление к активному сотрудничеству в будущем с педагогами детских образовательных учреждений, способностей к художественно-образному общению в семье взрослых и детей, для постепенного внедрения в жизнь ребенка форм внимательного, серьезного общения с искусством с целью формирования у него позитивного, гармоничного мироот-ношения и приобщения к общечеловеческим ценностям.

Принцип целостности связан с соотнесением педагогического процесса ху-

дожественно-эстетического воспитания детей с их целостной жизнедеятельностью в семье.

Искусство как «образная модель человеческой жизнедеятельности» [3, с. 235] является выработанным в культуре способом выстраивания целостного образа мира в сознании личности на основе чувственного, образного его восприятия, через эмоциональное видение. При этом разнообразные способы эмоционально-чувственного освоения мира на основе различных видов искусств, а также образов окружающей действительности находят свое обобщение в эстетическом восприятии. Эстетическое связано с чувственно-образным постижением личностью целостности, красоты, выразительности окружающего мира и обусловливает направленность на гармонизацию личности, выстраивание ее отношений с окружающим миром в соответствии с законами меры, равновесия и красоты.

Особенно эффективно обращение к художественно-образным способам развития личности и формирования ее мировосприятия в период детства. Детям свойственна особая эстетическая восприимчивость, целостность в видении мира. Обретение ребенком художественно-эстетического опыта оказывается в неразрывной связи со всеми другими сферами его личностного развития. Различные формы художественно-образного взаимодействия с окружающим миром, связанные с речью, движением, рисованием или конструированием, являются для ребенка своеобразными играми, т. е. выступают в качестве ведущего вида деятельности, в котором происходят важные изменения в его психике, поведении, формируются качества его личности. Разнообразные способы художественно-образного общения взрослых и детей в семье целостно воздействует на все сферы развития личности ребенка: закладываются основы познавательной

деятельности, мощный толчок получают все психические свойства личности (внимание, память, воля, воображение, мышление, речь) , формируются коммуникативные качества, вырабатываются умения сотрудничать и чувство сопричастности к общему делу, решаются задачи нравственного, духовно-ценностного развития ребенка.

Исходя из этого, мы обосновываем значимость использования художественно-образных форм взаимодействия взрослых и детей в семье как основу реализации принципа целостности в воспитательном процессе. Само понятие «художественно-эстетического воспитания детей в семье» мы связываем с процессом взаимодействия взрослых и детей, педагогически организованным в художественно-образных и художественно-игровых формах, что ведет к разностороннему, гармоничному развитию детей, формированию их духовно-ценностных основ, гармонизации их взаимоотношений в семье и в окружающем мире в целом.

Соответственно формирование у студентов готовности к художественноэстетическому воспитанию детей в семье приобретает значение важнейшего, интегрального компонента в целостном процессе их подготовки к семейному воспитанию, а именно: формирует ценностное отношение к семейному общению, что является основой осознания семьи и детей как безусловных ценностей в жизни; оснащает способами и приемами, позволяющими организовать гармоничное общение и взаимодействие в семье, способствующее духовному выстраиванию семейных отношений; дает знания и представления о специфике развития детей на разных возрастных этапах; оснащает современными технологиями по организации воспитательного взаимодействия с детьми в соответствии с принципами природосообразности и культуросообразности; формирует представления о значимости продуктивной

связи с детскими образовательными учреждениями, которые будут посещать их дети (дошкольное учреждение, школа) .

Принцип учета возрастных особенностей детей выступает формой проявления общего принципа природосообраз-ности применительно к художественноэстетическому воспитанию детей в семье.

Психолого-педагогические знания родителей о специфике развития детей на разных возрастных этапах являются обязательным компонентом ответственного родительства и выступают в качестве важнейшей характеристики современного семейного воспитания. На какие же знания в этом плане необходимо сориентировать студентов при формировании у них готовности к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье?

Прежде всего, необходимы представления о культурно-исторической теории Л. С. Выготского и проработка таких понятий, как «социальная ситуация развития», «зона ближайшего развития ребенка», «психические новообразования, свойственные различным периодам развития», «центральные и побочные линии развития», «ведущая деятельность как показатель психологического возраста ребенка» [2]. Значимыми для будущих родителей являются исследования Д. Б. Эльконина о сюжетно-ролевой игре в развитии ребенка. В противоположность взглядам на ролевую игру как на вечную, внеисторическую особенность детства, Д. Б. Эльконин обосновал ее социальную основу, ее значение в формировании ребенка как члена общества. В работах Д. Б. Эльконина проводится параллель между игрой и художественно-практической деятельностью ребенка. При этом художественно-практическая деятельность, связанная с речью, движением, рисованием, конструированием и т. д. , трактуется наравне с игрой — как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и специфический

способ освоения ребенком ценностей и законов окружающей жизни, т. е. как важнейшее средство развития его личности, ценностного освоения им содержания жизни, формирования его жизненных ориентиров, его социализации [9, с. 24] . Это положение подтверждают и развернуто анализируют в своих работах ведущие отечественные ученые в области педагогики и психологии детства (Н. П. Аникеева, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Р. Запорожец, В. С. Мухина, С. А. Шмаков и др. ) .

В отечественной педагогике искусства идея формирования гармонично развитой личности ребенка средствами искусства (как оптимально соотносящимися с ведущей деятельностью этого возраста) была особенно популярна в 20—30-х гг. прошлого столетия. В советской школе тех времен искусству уделялась доминирующая роль в воспитании подрастающего поколения.

Внедрялся в практику «эстетический комплекс» П. П. Блонского, проект «музейно-эстетических экскурсий» А. В. Ба-кушинского, а также методики Н. Я. Брюсовой, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского, направленные на гармоничное развитие личности ребенка средствами комплексного воздействия различных искусств. Однако на тот период идея всестороннего развития личности средствами искусства прочно связалась с идеологическими задачами воспитания строителя коммунизма, что постепенно привело к ее упрощению и дискредитации.

Сегодня идеи становления гармоничной личности средствами искусства возрождаются в отечественной педагогике на основе гуманистической и личностно ориентированной модели воспитания. Выводы психологов об амплификации детского психического развития при использовании ведущих видов деятельности в воспитательном процессе развивается современными педагогами в области художественного образования. В ча-

стности, автор концепции полихудоже-ственного образованиия школьников Б. П. Юсов выделяет на каждом возрастном этапе «доминирующие в полиху-дожественном комплексе» искусства, т. е. наиболее ярко представляющие тип художественного сознания ребенка данного возраста, «совпадающие со способами художественного освоения мира и способами вхождения в культурную среду общества» [10, с. 65]. В соответствии с доминирующим искусством выстраивается содержание полихудожественного образования детей каждого возраста.

Материалы исследований в области современной педагогики искусства, развивающие положения отечественной педагогики и психологии об амплификации детского развития при использовании ведущих видов деятельности в воспитательном процессе, важны в контексте рассматриваемой нами проблемы.

Данные материалы представляются нам основой при формировании готовности у студентов к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье на когнитивном уровне.

Принцип сенсорной и эмоциональной насыщенности связан с положением современной психологии о том, что полноценное развитие всех психических процессов у ребенка дошкольного возраста происходит в опоре на его чувственно-эмоциональный, сенсорно-телесный опыт.

Положения о том, что телесные ощущения первостепенны в освоении окружающего мира для ребенка, осмыслены и развиты в фундаментальных научных исследованиях по психологии детского возраста (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин,

A. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин,

B. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, М. И. Лисина,

В. С. Мухина, Г. А. Урунтаева и др.). Действие, активная практическая вовлеченность в процесс — единственная гаран-

тия усвоения ребенком знаний. Любое знание должно стать для него «живым действием» (по выражению физиолога Н. А. Бернштейна) , связаться с двигательным, телесным опытом.

Ведущим методом работы с дошкольниками в педагогике является метод опоры на внешние ориентировочные действия. Эти действия ребенка, связанные с движениями и телесными ощущениями, многократно повторяясь, постепенно переходят во внутренний план, закрепляются в сознании, формируются в понятия. «Телесное сознание» [1] ребенка ведет его к постижению действительности и ее законов через эмоционально-чувственное переживание образов окружающего мира. При этом процесс интериоризации двигательного, телесного опыта достаточно длителен и охватывает практически все дошкольное и младшее школьное детство.

Данные положения психолого-педа-гогической науки подчеркивают значимость разнообразных форм художественно-образного взаимодействия взрослых с детьми в семье. Именно эти формы способствуют сенсорному, эмоциональнообразному насыщению детей, что является основой эффективного развития у них всех психических процессов: восприятия, внимания, воображения, мышления.

Через сенсорное насыщение у ребенка происходит формирование эмоционально положительного ощущения, что является основой гармонизации его личности, формирования основ нравственности, оптимистического отношения к жизни.

Чувственную основу нравственности в период детства составляют любовь и доверие к окружающим близким людям, ощущение порядка, красоты, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта. Общение близких взрослых с ребенком на основе художественнообразных форм взаимодействия и создает эту атмосферу душевного равновесия

и эмоционального комфорта. Закрепляясь в детстве, эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения, к формированию характера.

Заложенные в детстве оптимистическое отношение к жизни, эмоционально положительное самоощущение в дальнейшем трансформируются в умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей, являются основой его физического и психического здоровья, развития чувства доброты и гуманности, залогом успешности и полноты дальнейшей жизни.

Принцип сотрудничества в детско-родительских отношениях в процессе приобщения детей к искусству базируется на гуманистических идеях признания приоритета интересов, склонностей и индивидуальных особенностях ребенка при выборе родителями воспитательных средств взаимодействия с ним.

В наши дни, когда происходит трансформация устоявшихся в традициях культуры норм семейных отношений, появляются различные модификации и альтернативные формы семьи, и ученые говорят о ее кризисе, неизбежно возникают различные перегибы и в детско-родительских отношениях, как в сторону безответственности, так и в сторону гиперопеки. В частности, мы нередко являемся свидетелями того, как в материально обеспеченных семьях родители перенасыщают жизнь ребенка яркими и сильными эмоциональными впечатлениями, стремясь с первых же дней появления ребенка на свет обеспечить его всем, с их точки зрения, самым интересным и самым лучшим, что существует в окружающем мире. Нередко это приводит к обратному эффекту: дети становятся пассивными, теряют интерес к каким-либо занятиям и нуждаются в раздражителях, превышающих по силе эмоционального воздействия полученные впечатления.

Существует и другая распространенная ситуация, когда родители стремятся реализовать через детей свои амбиции или нереализованные в своем собственном детстве желания. Нередко детей отдают в образовательные художественные учреждения, ожидая от них блестящих результатов: участия в международных выставках по художественному творчеству, побед на музыкальных или танцевальных конкурсах и т. д. Зачастую эти амбиции родителей поощряются самими педагогами, точнее, руководителями детских школ искусств или художественных колледжей: материально обеспеченные родители готовы оплатить зарубежные поездки и выступления всего школьного коллектива ради того, чтобы их ребенок блистал в качестве солиста, «звезды». К сожалению, такие ситуации в большинстве случаев приводят не к гармонизации, а к искажению сознания ребенка.

Исследователь моделей семейного воспитания в отечественной культуре Л. В. Матвеева указывает, что отношение родителей к художественному образованию детей как престижному, как к показателю высокого статуса семьи в обществе уходит корнями в традиции дворянского воспитания. Художественное, и в особенности музыкальное, образование ребенка имело статус нормативного компонента целостной модели воспитания русского дворянства. При этом «обучение ребенка игре на музыкальном инструменте осуществлялось на высоком уровне требований, было ориентировано на достижение максимально высокого результата и предполагало применение достаточно жестких средств педагогического воздействия» [6, с. 110]. Подробно исследуя историю вопроса, Л. В. Матвеева приходит к выводу, что художественное обучение и воспитание были направлены «не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному

образцу» [6, с. 114]. Между тем, по данным социологических исследований, большинство современных родителей, планируя художественное образование своих детей, ориентируются на идеи общего развития и социализации ребенка в процессе его приобщения к миру искусства.

Так, результаты социологического опроса, проведенного в Свердловской области в 2007 г., привели к выводу, что ведущими мотивами обучения родителями детей в детских школах искусств является социальное и личностное развитие ребенка средствами искусства. Большинство родителей считает, что систематические занятия в ДШИ способствуют воспитанию у ребенка таких личностных качеств как ответственность, трудолюбие, усидчивость, умение планировать и организовывать свою деятельность, способствует личностнотворческой самореализации ребенка и является основой его успешности в любой образовательной области [7, с. 41— 42]. Именно это направление, нацеленное на гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в процессе приобщения к искусству, основанное на учете его интересов, склонностей и индивидуальных особенностей, является наиболее продуктивным и перспективным в выстраивании модели художественноэстетического воспитания детей в семье.

Принцип учета различных национально-культурных традиций в семейном воспитании особенно важен для многонациональных регионов России и предполагает соответствие воспитательных подходов в семье национальному менталитету, традициям народной педагогики и сформированным в культуре данного народа формам художественнообразного взаимодействия взрослых и детей в семье. В условиях полиэтнического воспитательно-образовательного пространства, в котором реально развиваются дети России (в различных ее ре-

гионах и в Республике Башкортостан, в частности), существенным моментом является сочетание задачи развития у ребенка национальной идентификации с задачами приобщения его к поликультурой действительности мира. Педагогическим условием воплощения этого принципа в воспитательном процессе выступает нахождение точек соприкосновения и общности различных культур, акцентирование общих для разных народов педагогических приемов приобщения ребенка к общечеловеческим гуманистическим ценностям при сохранении национальной самобытности и всестороннем приобщении ребенка к традициям собственной национальной культуры.

Для освоения студентами выделенных принципов организации художественно-образного взаимодействия с детьми в семье мы использовали межпредметный вариант распределения данного материала по учебным дисциплинам, которые наиболее соответствуют избранному направлению работы. В частности, на основе анализа учебного плана «Библиотековедение» нами были выделены следующие дисциплины: «Литература для детей и юношества», «Психология чтения», «Мировая художественная культура» (блок ОПД) , «Организация досуговых мероприятий», «Организация детского чтения», «Методика работы библиотеки в многокультурной среде» (блок СД. ДВ) , «Фольклор», «Художественное оформление», «История музыки» (факультативы). В программное содержание названных дисциплин были внесены дополнения, отвечающие задачам формирования у студентов готовности к художественно-эстетическому воспитанию детей в семье. При распределении материала между указанными дисциплинами мы учитывали очередность их прохождения студентами.

В результате многолетней опытнопоисковой работы на базе Уфимского колледжа библиотечного дела и массо-

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ 40

вых коммуникаций мы пришли к выво- жательных контекстах. Добавим к этому,

ду, что межпредметное распределение что предметы ведут разные преподава-

материала по подготовке студентов к ху- тели, и у каждого из них, при изначаль-

дожественно-эстетическому воспитанию но общей позиции, существует свое ви-

детей в семье выступает достаточно эф- ден ие проблемы развития современной

фективным способом освоения необхо- семьи и семейного воспитания, свой

димых в этой сфере знаний и навыков. жизненный опыт и своя позиция. Эта

Постоянное возвращение «к пройденно- ситуация помогает преодолеть прямоли-

му» в разных дисциплинах и на различ- нейность в подходе к такой сложной и

ном учебном материале способствует деликатной теме, как семья, снять неко-

углублению представлений, полученных торый возможный морализаторский от-

первоначально в рамках определенной тенок, а главное, включить студентов в

темы. Межпредметные связи помогают самостоятельное размышление и осмыс-

представить сам материал более разно- ление этой значимой для них темы.

планово и объемно, в различных содер-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БЕРНШТЕЙН, Н. А. Физиология движений и активности / Н. А. Бернштейн ; под ред. О. Г. Газенко. — М. : Наука, 1990.

2. ВЫГОТСКИЙ, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1991.

3. КАГАН, М. С. Морфология искусства : ист.-теор. исследование внутреннего строения мира

искусств / М. С. Каган. — Л. : Искусство ; Ленингр. отд-ние, 1972.

4. КУПРИНА, Н. Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка : монография

/ Н. Г. Куприна. — М. : Academia, 2007.

5. ЛИХАЧЕВ, Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей : теоретико-

исторический анализ воспитательных ценностей в России в Х1Х—ХХ вв. / Б. Т. Лихачев. — Самара : Изд-во СГУ, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. МАТВЕЕВА, Л. В. Модели семейного воспитания с приоритетом музыкальнообразовательного направления (история и современность) / Л. В. Матвеева // Психологопедагогические аспекты музыкального художественного образования детей и юношества : монография / Урал. гос. пед ун-т ; отв. ред. К. П. Матвеева. — Екатеринбург, 2007.

7. МАТЕРИАЛЫ социологических исследований в сфере начального художественного образования Свердловской области / ОГУК «Свердловский обл. метод. центр по художественному образованию ; сост. Н. Г. Тагильцева, О. Ф. Антипина, Н. Г. Куприна, Н. Ю Перевышина. — Екатеринбург, 2008.

8. ПЕЧКО, Л. П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса / Л. П. Печко // Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе) : межвуз. сб. науч. тр. / Ин-т художественного образования РАО ; Луганский гос. пед. ун-т им. Т. Шевченко. — Москва ; Луганск, 2000. — Вып. 2.

9. ЭЛЬКОНИН, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М. : Педагогика, 1978.

10. ЮСОВ, Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» : избр. тр. по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей / Б. П. Юсов. — М. : Компания Спутник+, 2004.

Получено 2 3.01.09 © Зайнагов А. Р., 200 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.