Научная статья на тему 'Формирование развивающего психологического пространства в условиях профессиональной образовательной организации'

Формирование развивающего психологического пространства в условиях профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование развивающего психологического пространства в условиях профессиональной образовательной организации»

ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И. И. Тузовская, директор ГОУ СПО «Зеленогорский многопрофильный техникум»

За последнее десятилетие под воздействием негативных тенденций в экономической, социальной и духовно-нравственной сферах современного общества в России увеличилось количество детей с нарушениями процессов социализации, вследствие чего обострились проблемы, связанные с воспитанием и обучением данной категории. Среди этих проблем, по мнению Г. М. Андреевой, Л. С. Выготского, Е. А. Ек-жановой, Л. Ф. Обуховой, Л. И. Рувинского, Н. М. Назаровой, Т. И. Шульги и др., большое внимание уделяется формированию развивающего психологического пространства в учреждениях профессионального образования.

Современная социальная, воспитательная и образовательная деятельность в условиях профессионального образования направлена на развитие личности обучающегося, а при затруднении — на психолого-педагогическую коррекцию. При этом практика оказания психолого-педагогической помощи требует новых подходов. В российском образовании в последние годы активно пересматривается система ценностей: от безличной к личностно ориентированной педагогике. В этой связи идет непрерывный поиск эффективных путей оптимизации образовательного процесса, разработка технологий, готовых эффективно решать проблемы обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Под понятием «психолого-педагогическая технология», опираясь на определение В. А. Сластенина, мы понимаем последовательную, взаимосвязанную деятельность педагога, которая направлена на решение психолого-педагогических задач, с планомерным, последовательным воплощением на практике заранее спроектированного психолого-педагогического процесса.

С учетом особенностей сельской местности, традиций и многолетнего опыта педагогического коллектива в работе с обучающимися профессиональных образовательных организаций разработана психолого-педагогическая технология формирования развивающего психологического пространства как основы для успешной социализации студентов, которая реализуется на практике педагогическим коллективом Зеленогорского многопрофильного техникума.

Данная технология связана с двумя понятиями: развивающее психологическое пространство и успешная социализация.

Под понятием «развивающее психологическое пространство» вслед за Р. С. Немовым мы понимаем объективную реальность, связанную с процессами и законами психологического и поведенческого развития человека в онтогенезе.

Понятие «успешная социализация» мы отождествляем с понятием «социализация» и на основе подходов С. А. Беличевой, В. А. Крутецкого, А. В. Мудрика, В. Г. Степанова, П. А. Шептенко и др. понимаем под ним сложный, многогранный процесс включения обучающегося в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения норм, установок, ценностей общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной социальной роли в практической деятельности. При этом успешная социализация — это социализация обучащегося без особых проблем и отклонений.

Методологическая основа нашей психолого-педагогической технологии деятельности базируется на фундаментальных положениях психологии:

• о личности как целостной психологической структуре, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин);

• психическом развитии и формировании личности ребенка через процессы общения со взрослыми и сверстниками (М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов и др.);

• важной роли в психическом развитии ребенка формирования ведущего вида деятельности (Д. Б. Эльконин и др.);

• развитии аномального ребенка, проходящем по тем же законам, что и развитие нормального ребенка (Л. С. Выготский, М. Монтес-сори).

Среди принципов как основополагающих идей построения психолого-педагогической технологии деятельности нами выделены:

• принцип комплексности как один из самых важных принципов психологической коррекции, который позволяет нам рассматривать всю технологию как единый комплекс клинико-психо-лого-педагогических воздействий в сотрудничестве и взаимодействии всех участников образовательного процесса и специалистов разных сфер (медиков, юристов, психологов и т. д.);

• принцип единства диагностики и коррекции, призванный выстраивать психологическую коррекцию на основе нужд обучающегося, особенностей его психического развития, уровня сформированности определенных психологических новообразований, соответствия развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам, выявленных правильно подобранной диагностикой;

• психологической коррекции (принцип личностного подхода), регламентирующий подход педагога к студенту как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей;

• принцип деятельностного подхода, лежащий в основе составления воспитательных и образовательных программ и учитывающий, что личность проявляется и формируется в процессе деятельности;

• иерархический принцип психолого-педагогической коррекции, основанный на положени-

ях Л. С. Выготского, который считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо следование зонам ближайшего развития личности;

• каузальный принцип регламентирует действия педагогов на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии обучающегося совместно с семьей.

Основной целью реализуемой нами психолого-педагогической технологии является формирование развивающего психологического пространства в условиях профессиональной образовательной организации (ПОО) как основы для успешной социализации обучающихся.

Учитывая специфику деятельности ПОО, возможности педагогического коллектива и индивидуальные особенности обучающихся, мы выделили задачи, способствующие реализации поставленной цели, которые разделены по блокам.

Первый блок — задачи в сфере развития личности обучающихся:

• адаптация обучающихся к условиям воспитательно-образовательного процесса, а на выпуске — к новым социально-экономическим отношениям в обществе;

• коррекция дидактической запущенности и психологической дезадаптированности обучающихся;

• дальнейшая профессиональная ориентация;

• развитие коммуникативной и толерантной сферы личности;

• формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Второй блок — задачи в области взаимодействия педагогического коллектива:

• создание условий для эффективного образовательно-воспитательного процесса;

• повышение профессиональной компетентности;

• создание диагностического, коррекционно-го портфолио форм и методов успешной социализации обучающихся.

Третий блок — задачи в рамках работы с родителями:

• обучение родителей по вопросам воспитания детей студенческого возраста;

• совместная коррекция дидактической запущенности и психологической дезадаптиро-ванности обучающихся;

• развитие коммуникативной и толерантной сферы общения обучающихся техникума, родителей и педагогов.

Четвертый блок — задачи в рамках сотрудничества с социальными партнерами:

• подбор специалистов различных сфер для взаимодействия и сотрудничества;

• совместная коррекция дидактической запущенности и психологической дезадаптиро-ванности обучающихся техникума;

• разработка совместных межведомственных психолого-педагогических программ и проектов.

Для решения поставленных задач разработаны соответствующие специальные программы: «Психолого-педагогическое сопровождение студентов в процессах личностного развития и социально-профессионального самоопределения», «Психолого-педагогическая поддержка талантливых и одаренных студентов», «Программа социально-профессионального самоопределения», «Уроки общения для старших подростков и студентов», «Часы общения для студентов», «Коммуникативно-развивающая программа для студентов», «Тренинговые занятия для родителей» и др. В реализации данных программ участвуют узкие специалисты, педагоги дополнительного образования, преподаватели и т. д. ПОО и социальной сферы района.

Направления деятельности в рамках психолого-педагогической технологии выделены в соответствии с поставленными задачами: работа с обучающимися (образовательный, воспитательный процессы); с преподавателями; с родителями и социальными партнерами.

Области деятельности, которые охватывает психолого-педагогическая технология, выделены нами на основе исследований С. А. Беличе-вой, Г. М. Коджаспировой, И. С. Кона, А. В. Муд-рика и др.:

• когнитивная (познавательная) область, которая включает запоминание, воспроизведение и решение проблем, в ходе которых обучающиеся переосмысливают имеющиеся знания, жизненный опыт и строят новые их сочетания;

• аффективная (эмоционально-ценностная) область, которая включает формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира: восприятие, интерес, усвоение ценностных ориентаций и отношений обучающихся, их активное проявление в деятельности и поведении;

• психомоторная область, которая связанна с формированием двигательной, манипу-лятивной деятельности, нервно-мышечной координации (навыками письма, речи, трудовых и физических, работой с клавиатурой компьютера и т. п.) [9, 24. 25, 37].

Выделенные нами этапы — диагностический, коррекционно-развивающий и оценочный — охватывают все направления деятельности: работу с обучающимися, преподавателями, родителями, социальными партнерами. Каждый этап предполагает свои задачи, содержание, формы и методы работы.

Для обучающихся личностное развитие, профессиональное самоопределение, обеспечивающие успешность жизнедеятельности в социуме, происходят в большей степени внутри учреждения. Именно поэтому студентам особо нужна помощь в ориентировке в постоянно обновляющемся мире профессий, в социальном и профессиональном самоопределении.

Основываясь на реализации индивидуального подхода, способствующего тщательному и всестороннему изучению каждого обучающегося нашей профессиональной образовательной организации, все коррекционно-раз-вивающие программы спроектированы и реа-лизовываются с целью создания эффективных условий развития всех участников педагогического процесса. Важнейшими программами определены:

• коммуникативные программы;

• профориентационные программы;

• программы общения;

• программы творческого развития личности.

Реализация психолого-педагогической технологии в 2011- 2013 гг. имеет положительные результаты и тенденции. 89 % преподавателей ПОО и административных работников повысили психологическую компетентность в решении взрослых и студенческих проблем; стали более целенаправленно и осознанно заниматься повышением своего профессионального мастерства в аспекте психолого-педагогической поддержки обучающихся.

Повысилось качество и творческое разнообразие воспитательных и образовательных программ, на занятиях стали создаваться условия для большего самовыражения обучающихся.

Внеурочные мероприятия отличаются атмосферой доверия, сотрудничества, совместного творчества, что способствует успешности воспитанников в учебной и внеурочной деятельности.

Изменился общий психологический климат в общении преподавателей и обучающихся. Последние стали чаще и легче обращаться к преподавателями для решения своих личных

Структура психолого-педагогической технологии

1=

<

I-

о (И т

I-

о

0

1

го ^

с!

1*

§ £

з" го

^ ш

® £ о. Ш

а 5

о я

>5 .0 I т

0

1

а>

о

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа с обучающимися

Диагностика обучающихся и сравнение данных различных диагностических методик.

Составление групповых и индивидуальных программ, планов для обучающихся (по группам, с учетом пола и т.д.)

Реализация коррекци-онных и развивающих групповых и индивидуальных программ (планов). Промежуточная диагностика. Корректировка программ (планов) по необходимости

Диагностика обучающихся и сравнение данных различных диагностических методик в начале и после окончания учебного года. Мониторинг. Анализ. Выводы

Работа с педагогическим коллективом

Оценка индивидуальных особенностей преподавателей для работы с разными группами детей. Составление групповых и индивидуальных воспитательных программ, планов. Согласование их с родителями (семьей)

Реализация программ подготовки педагогов к работе с особым контингентом обучающихся. Обобщение эффективного опыта работы. Повышение педагогической компетентности

Оценка эффективности работы педагогического коллектива. Мониторинг. Анализ. Выводы

Работа с родителями (семьей)

Диагностика родителей (семей).

Составление программ, планов групповой, индивидуальной работы с родителями (внутри учреждения, на дому, в других учреждениях)

Реализация планов и программ, подобранных форм и методов работы с родителями. Промежуточная диагностика эффективности работы. Корректировка по необходимости

Сравнение диагностических данных родителей (семей). Мониторинг. Анализ. Выводы. Обобщение эффективных форм сотрудничества, представление их широкому кругу общественности

Работа с социальными партнерами

Оценка возможного участия социальных партнеров, согласование сотрудничества на уровне администраций и ведомств (составление и подписание договоров)

Участие в программах и проектах, индивидуальных встречах с преподавателями, обучающимися, родителями. Обобщение лучшего опыта сотрудничества, представление его

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка участия социальных партнеров в совместной деятельности.

Мониторинг. Анализ. Выводы

и учебных проблем, общение стало строиться на договорной основе. Увеличилась доля программ и мероприятий с включением родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого-педагогическую деятельность учреждения.

Использование данной психолого-педагогической технологии позволило за 2012/13 уч. гг. увеличить показатель успешности талантливых и одаренных обучающихся на конкурсах и соревнованиях различных уровней.

Процесс формирования развивающего психологического пространства, особенно в ПОО, не имеет завершения, как и не имеет завершения процесс совершенствования всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Формированию развивающего психологического пространства в условиях ПОО как основы для успешной социализации обучающихся и в дальнейшем будет уделяться внимание, так как психолого-педагогическая технология, выстроенная с учетом данной проблемной сфе-

ры, социально значима и практически востребована.

Профессиональное сотрудничество всех специалистов — гарантия того, что будут поняты особенности психологических проблем обучающихся, будет оказана своевременная психолого-педагогическая помощь им и их семьям.

Основой развивающего психологического пространства любого образовательного учреждения должна стать в первую очередь безопасная среда, в которой исчезают барьеры, снимаются психологические защиты. Желаемый результат в работе любого педагогического коллектива, в своих приоритетах опирающегося на педагогику, сконцентрированную на ребенке, — не столько адаптировать ребенка к условиям учреждения, сколько само учреждение и педагога адаптировать к ребенку.

В психолого-педагогической науке и практике все больше понимается то, что выразил один из лидеров гуманистической психологии К. Роджерс: «... мы когда-нибудь поймем, что помочь людям быть личностями — это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка или чего бы то ни было еще». С этим, безусловно, трудно не согласиться. Как и с мнением выдающегося отечественного психолога А. Н. Леонтьева, который был уверен, что «... образование должно порождать личность, не быть фабрикой общества сделанных голов. Сделанная голова — голова потерянная».

Человек — это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой ему не существовать. Еще А. Н. Толстой говорил: «.счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из большого количества групп, внутри которых формируется психика людей, их составляющих.

1. Абасов З.А. Познавательная активность школьников // Педагогика. — 1989. — № 7. — С. 40 -43.

2. Адлер А. Понять природу человека.— СПб., 1997. — 45 с.

3. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М.: Просвещение, 1993.— 312 с.

4. Беличева С. А. Основы первентивной психологии.— М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. — 68 с.

5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.— М.: Просвещение, 1989. — 211 с.

6. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев, 1978.

7. Блонский П. П. Трудные школьники. — М.: Мысль, 1930. — 228 с.

8. Вульфов Б. З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. — М.: Знание, 1981. — 96 с.

9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 230 с.

10. Газман О. С. Педагогика свободы // Классный руководитель. — 2000. — № 3. — С. 3 - 6.

11. Данилов В. В. Половое воспитание старшеклассников [Текст] : Методические рекомендации. — Кривой Рог, 1982. — 86 с.

12. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь. — Мн.: (Хелтон), 1998. — 412 с.

13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров Ю. А. Словарь по педагогике. — Москва : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Издат. центр «МарТ», 2005. — 448 с.

14. Кон И. С. В мире подростка.— М.: Просвещение, 1980 — 144 с.

15. Кукушкин В. С. Теория и методика воспитательной работы. — Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2002.— 320 с.

16. Личко А. Е., Битенский С. Подростковая наркомания.— Л., 1991. — 82 с.

17. Лишенные родительского попечительства /ред.-сост. В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.

18. Логинова Л. Г. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 1992. — 233 с.

19. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. — Воронеж: НПО, 1996. — 448 с.

20. Михайловская И. Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. — М.: Просвещение, 1990. — 143 с.

21. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». — М.: Знание, 1991.— 80 с.

22. Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска»: состояние, проблемы, перспективы. Часть 1 / под ред.

Н. А. Заруба, Н. Э. Касаткиной, С. Н. Чистяковой, Т. А. Фральцовой.— Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2002.— 150 с.

23. Шептенко П. А., Воронина ГА. Методика и технология работы социального педагога. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 2008 с.

24. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. — М., 1994. — 34 с.

25. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки. — М., 1997.— 180 с.

26. Янчик Г. Ф. Кузбасс и Россия: в цифрах и фактах // Деловой Кузбасс. — 2009. — № 3. — С. 44 - 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.