Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение девиантных подростков с интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС'

Психологическое сопровождение девиантных подростков с интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
877
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИЯ / ПРИНЦИП ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА / DIAGNOSTICS / CORRECTION / PRINCIPLE OF REPLACING ONTOGENESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Маргарита Леонидовна

Описаны методологические и теоретические основы коррекционно-развивающей программы для социальной реабилитации девиантных подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС. В совокупность обязательных требований к структуре, условиям реализации и результатам адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью входят личностные результаты - обучающиеся должны иметь развитые компетенции в области самопознания, самоотношения, умения проявлять формы сотрудничества с окружающими и реализовать свой потенциал. В работе рассмотрены формы психологического сопровождения субъектов образовательного процесса для решения поставленных задач. Представлена структура, методы и формы коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися с позиции принципа замещающего онтогенеза: наполнение занятий упражнениями, направленными на развитие саморегуляции и формирование оптимального функционального статуса отделов мозга, упражнения, направленные на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализациию левого и правого полушарий, упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения. В статье описана специфика деятельности педагога-психолога с субъектами образовательного процесса на основе принципа включения в коррекционную деятельность ближайшего социального окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF DEVIANT TEENAGERS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN ACCORDANCE WITH FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

The article describes methodological and theoretical foundations of correctional and developing program for the rehabilitation of deviant teenagers with mental retardation (intellectual disabilities) on the basis of the FSES. The set of mandatory requirements to the structure, the terms of implementation and results of the adapted basic education programs for students with special educational needs includes personal results the students should possess developed competences in the field of self-knowledge, self-relation, ability to use the forms of interaction with others and realize their potential. The paper discusses the form of psychological support of educational process for the realization of this task. The article presents the structure, methods and forms of correctional and development activity with the students from the point of view of the principle of replacing ontogenesis: employment of classroom exercises aimed at the development of self-regulation and the formation of the optimal functional status of the brain; exercises aimed at stabilizing hemispheric interactions and specialization of the left and right hemispheres; exercises designed to develop skills of planning and conduct analysis of the situation with a forecast of their solution. The article describes the specific features of activity of a teacher-psychologist with the subjects of the education process based on the principle of inclusion of the immediate social environment in correctional activity.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение девиантных подростков с интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС»

УДК 376.42:316.624-053.6 ББК Ю962.19+Ю841.5-8

ГСНТИ 15.81.21

Код ВАК 19.00.07

Мельникова Маргарита Леонидовна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: melis_rft@rambler.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); диагностика; коррекция; принцип замещающего онтогенеза.

АННОТАЦИЯ. Описаны методологические и теоретические основы коррекционно-развивающей программы для социальной реабилитации девиантных подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС. В совокупность обязательных требований к структуре, условиям реализации и результатам адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью входят личностные результаты - обучающиеся должны иметь развитые компетенции в области самопознания, самоотношения, умения проявлять формы сотрудничества с окружающими и реализовать свой потенциал. В работе рассмотрены формы психологического сопровождения субъектов образовательного процесса для решения поставленных задач. Представлена структура, методы и формы коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися с позиции принципа замещающего онтогенеза: наполнение занятий упражнениями, направленными на развитие саморегуляции и формирование оптимального функционального статуса отделов мозга, упражнения, направленные на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализациию левого и правого полушарий, упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения. В статье описана специфика деятельности педагога-психолога с субъектами образовательного процесса на основе принципа включения в коррекционную деятельность ближайшего социального окружения.

Melnikova Margarita Leonidovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of General Psychology, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF DEVIANT TEENAGERS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN ACCORDANCE WITH FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

KEY WORDS: federal state educational standard of education of students with mental retardation (intellectual disabilities); diagnostics; correction; principle of replacing ontogenesis.

ABSTRACT. The article describes methodological and theoretical foundations of correctional and developing program for the rehabilitation of deviant teenagers with mental retardation (intellectual disabilities) on the basis of the FSES. The set of mandatory requirements to the structure, the terms of implementation and results of the adapted basic education programs for students with special educational needs includes personal results - the students should possess developed competences in the field of self-knowledge, self-relation, ability to use the forms of interaction with others and realize their potential. The paper discusses the form of psychological support of educational process for the realization of this task. The article presents the structure, methods and forms of correctional and development activity with the students from the point of view of the principle of replacing ontogenesis: employment of classroom exercises aimed at the development of self-regulation and the formation of the optimal functional status of the brain; exercises aimed at stabilizing hemispheric interactions and specialization of the left and right hemispheres; exercises designed to develop skills of planning and conduct analysis of the situation with a forecast of their solution. The article describes the specific features of activity of a teacher-psychologist with the subjects of the education process based on the principle of inclusion of the immediate social environment in correctional activity.

В с

I

> связи с введением Федерального ) государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) перед педагогами-психологами образовательных учреждений встает вопрос о разработке коррекционно-развивающей программы с целью развития жизненных и социальных компетенций у данной категории обучающихся, оказания

им помощи в овладении учебными знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями ФГОС. Данный вопрос особенно актуален в условиях специального учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением, поскольку эта категория обучающихся отличаются также отсутствием мотивации к овладению знаниями, низким уровнем сфор-мированности универсальных учебных дей-

© Мельникова М. Л., 2015

ствий, стойким отрицательным эмоциональным отношением к учебному процессу и педагогам.

Актуальность разработки программы обусловлена противоречиями между: 1) необходимостью выполнения учреждением приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и неразработанностью содержания, методов и форм психологического сопровождения данной категории обучающихся, находящихся в условиях специального учреждения закрытого типа для детей и подростков с де-виантным поведением в соответствии с данным стандартом; 2) между необходимостью создания условий для положительной динамики в освоении образовательной программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и наличием глубоких изменений в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах обучающихся, что осложняет процесс освоения школьной программы.

В психологии и коррекционной педагогике при изучении проблемы коррекции дефектов умственно отсталых детей было показано, что под влиянием специально организованного обучения формируются сложные виды психической деятельности и помимо нарушенных функций у детей имеются сохранные стороны психики, опираясь на которые можно компенсировать недостатки нарушений. Высшие психические функции формируются на протяжении всей жизни человека в условиях предметной деятельности, обучения, в процессе взаимодействия и общения (И. В. Белякова, Т. А. Власова В. В. Во-ронкова, Л. С. Выготский, А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, Л. В. Занков, С. А. Мирский, Н. П. Павлова, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, Ж. И. Шиф и др.).

Современные исследования показывают возможность коррекции социальной дезадаптации, социального интеллекта, навыков общения, Я-концепции и самооценки у подростков с умственной отсталостью и нарушениями в сфере поведения [1; 5; 6; 7; 10; 11; 12; 14; 15]. При этом под коррекцией понимается основной метод воздействия специалиста «для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств» [8].

Практические психологи при организации коррекционной работы опираются на два основных принципа коррекции: принцип «снизу-вверх» (принцип замещающего онтогенеза), принцип «сверху-вниз» (организация деятельности в зоне ближайшего развития). Оба эти принципа имеют место

при работе с подростками с девиантным поведением, имеющими диагноз легкой умственной отсталости.

Таким образом, основными задачами программы являются: 1) стабилизация процессов активации различных функциональных состояний, необходимых для осуществления высших психических функций у девиантных подростков с интеллектуальными нарушениями, процессов внимания, мотивационных и эмоциональных процессов и состояний, сознания в целом; 2) создание условий для развития высших психических функций, различных гностических видов психической деятельности - символической, речевой, интеллектуальной; 3) обеспечение возможности развития процессов регуляции и контроля, программирование замыслов и целей психической деятельности, а также поведения в целом.

Данная программа предназначена для работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью от 14 до 18 лет в условиях специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с деви-антным поведением. Срок реализации программы - 1 год в объеме 2 ч. в неделю. Всего 72 ч. в год.

Принципы и подходы к формированию коррекционной программы: 1) принцип единства эффекта и интеллекта Л. С. Выготского как основы личностного подхода в развитии и воспитании обучающихся; 2) личностно-деятельностный подход как условие к организации совместной деятельности обучающихся и взрослого; 3) принцип некритического гуманного отношения к внутреннему миру обучающихся (К. Роджерс); 4) принцип личностно ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амо-нашвили), предполагающий выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого обучающегося, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности; 5) принцип поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина); 6) принцип замещающего онтогенеза, соотнесения актуального статуса обучающегося с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены (А. Р. Лурия, А. В. Семенович, Л. С. Цветкова и др.).

В результате реализации коррекционно-развивающей программы, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях специального учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением получат следующие знания, умения и навыки.

Знать:

- способы использования знаний в области математики, русского языка, биологии и других предметов в повседневной жизни;

- основные права, обязанности и правила поведения человека в обществе;

- правила знакомства и представления себя;

- название эмоций человека.

Уметь:

- работать по плану в процессе учебной деятельности;

- кратко записывать своими словами основное содержание деятельности (занятия);

- характеризовать поступки людей с нравственной и правовой позиции;

- определять основные социальные роли людей в обществе;

- объяснять причины изменения эмоционального состояния человека в конкретной ситуации.

Владеть:

- типичными для подростков социальными ролями;

- элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

- доступными приемам регуляции своего внутреннего состояния;

- правилами поведения в разных ситуациях;

- представлениями о трудовых операциях, о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п.), необходимых для работы людям разных профессий.

У обучающихся также будут сформированы следующие компетенции:

- способность выразить свои мысли, дать оценку явлению, поступку;

- готовность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических и личностных качеств;

- способность к использованию собственных ресурсов.

В таблице 1 представлен диагностический инструментарий, используемый педагогом-психологом для изучения уровня развития познавательной и личностной сфер при поступлении обучающихся в учреждение, а также в качестве контрольно-измерительных материалов для оценки достижений по окончании коррекционно-развивающей работы с обучающимися.

Таблица 1

Диагностический инструментарий изучения познавательной и личностной сфер обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Элементы диагностики Диагностический инструментарий

Познавательная сфера «Узнавание фигур», «Корректурная проба», «Исследование оперативной памяти на слова», «Исследование оперативной памяти на числа», «Исследование преобладающего типа запоминания», «Неполные фигуры», «Исключение предметов», «Обобщение понятий», «Выделения существенных признаков», «Аналогии», «Матрицы Ровена», «Понимание сюжетных рассказов», «Установление последовательности событий».

Эмоциональная сфера Тест Люшера, методика «Незаконченные предложения», «Рисованный апперцептивный тест» (РАТ), тест Сонди «Метод портретных выборов».

Коммуникативная сфера Тест «Рука», Карта наблюдений Стотта, Q-сортировка В. Стефенсона, тест фрустрацион-ных реакций Розенцвейга.

Ценностно-смысловая сфера Методика предельных смыслов (МПС) Д. А. Леонтьев, «Напиши сочинение», методика «Незаконченные предложения».

Занятия предусматривают как групповую (мини-группа), так и индивидуальную форму работы, но акцент делается на индивидуальное взаимодействие с обучающимся. Каждое занятие имеет свою структуру и включает следующие виды упражнений, представленные в определенной последовательности: 1) упражнения-активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении; 2) обсуждение, направленное на анализ изменений в поведении обучающегося, происходящее между занятиями; 3) разминка в виде игры или упражнения, способствую-

щая включению функциональной активизации подкорковых образований головного мозга; 4) упражнения, направленные на развитие саморегуляции и формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга; 5) упражнения, направленные на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий; 6) упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения; 7) рефлексия - подведение итогов занятия, планирование темы занятия на следующую встречу.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с подростком предполагает включение родителей и педагогов в коррекционно-развива-ющую деятельность. При работе с родителями необходимо повышение психолого-педагогической компетенции и обогащение их знаний об условиях и закономерностях общего психического, коммуникативного и эмоционального развития и способах их развития у данной категории обучающихся. Основными формами работы можно обозначить родительские собрания, индивидуальные консультации и беседы, семинары-дискуссии.

Тематическое планирование работы педагога-психолога с родителями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает следующие элементы.

1. Психологический практикум для родителей на тему «Стили родительского воспитания», «Семья за столом».

2. Групповая консультация для родителей на тему «Особенности развития детей и подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Ресурсы и возможности компенсации».

3. Групповая консультация для родителей на тему «Причины девиантных форм поведения среди подростков и возможные пути его преодоления».

4. Психологический практикум на тему «Радости общения».

Основными задачами в деятельности педагога-психолога во взаимодействии с педагогами выступают информирование об индивидуально-психологических особенностях обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), выделение потенциала развития и возможностей компенсации, повышение психолого-педагогической компетентности и обогащение знаний педагогов об условиях и закономерностях общего психического, коммуникативного развития подростков. Формы работы - групповые и индивидуальные консультации и беседы, семинары-дискуссии, круглые столы, психолого-медико-педагоги-

ческая комиссия, участие в работе методических объединений, педсоветов.

Тематическое планирование работы педагога-психолога с педагогами, работающими с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает следующие элементы.

1. Групповая консультация на тему «Психологическое обоснование содержания, методов обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в системе специального образовательного учреждения закрытого типа».

2. Круглый стол на тему «Разработка средств психологической коррекции недостатков развития, подростков с девиантными формами поведения».

3. Педсовет на тему «Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях специального учреждения».

4. Психологический практикум по развитию у педагогов навыков слушания (активного, пассивного, эмпатического). Овладение языком «Я-сообщения».

В таблице 2 представлен тематический план коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [2; 3; 13].

В систему специальных условий для реализации коррекционно-развивающей программы для обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) входят как принципы организации развивающей среды, так и специальные материалы и оборудование: декоративный световой модуль на базе оптического волокна «Разноцветная гроза-И», подвесной потолок «Звездное небо» и др. - позволяющие активизировать сенсорную сферу подростков.

Предлагаемая программа психологического сопровождения подростков на основе ФГОС может быть рекомендована практическим психологам при работе с детьми и подростками с девиантным поведением, детьми и подростками, имеющими интеллектуальные нарушения или трудности обучения в школе.

Таблица 2

Тематический план коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью в условиях специального учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением

№ Темы занятий К-во час Дата

1. Коррекция и развитие познавательной сферы

1.1. Восприятие. Развитие предметного, зрительного, слухового гнозиса (упражнения «Узнавание контурных изображений», «Дорисовывание отличительных признаков предметов», «Подбор частей целого» и др.). 4

1.2. Пространственный гнозис. Развитие оптико-пространственного гнозиса (упражнения «Компасы», «Дорожный тест», «Анализ пространственно расположения», «Графический тест» и др.). Пространственный праксис. Развитие конструктивного и пространственного пракси-са (упражнения «Складывание фигур по образцу», «Рисование по вербальному заданию», «Разрезные картинки» и др.). 4 4

1.3. Внимание. Развитие устойчивости, распределения и объема внимания, произвольности психических процессов (упражнения «Узнавание полувербализуемых графических изображений», «Рассматривание группы фигур и сложных изображений», «Зрительная идентификация при кратковременной экспозиции» и др.). 4

1.4. Память. Развитие процессов произвольного запоминания (упражнения «Запоминание зрительных образов», «Запоминание ритмических структур», «Запоминание рассказов», «Запоминание фраз» и др.). 4

1.5. Мышление. Развитие процессов мыслительной деятельности (упражнения «Понимание сюжетных картинок», «Установление противоположностей», «Понимание сюжетных картинок с конфликтным смыслом», «Подбор наглядных аналогий» и др.). 4

1.6. Речь. Развитие речевых навыков, понимания смысла речевых высказываний (упражнения «Повторение простых и сложных слов», «Узнавание слов-паронимов», «Понимание инструкций», «Заполнение пропущенных слов», «Понимание синонимов» и др.). 4

28

2. Мир эмоций

2.1. Эмоции в картинках и рассказах. Расширение знаний об эмоциях, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека (упражнения «Узнай эмоцию», «Рисование радостного и печального», «Запоминание «эмоциональных» слов», «Операции с изображениями лиц», «Восприятие эмоционального фона сюжетных картинок», «Нахождение различия и сходства в мимике по эмоциональному состоянию людей», «Объяснение причин изменения эмоционального состояния человека (персонажа рассказа, сказки)»). 6

2.2. Мой внутренний мир. Создание условий для исследования внутреннего мира обучающегося, выражения своих переживаний, проработка страхов и тревоги, преодоления эмоционального напряжения (методики арт-терапии, песочной терапии, маскотерапии, кукло-терапии, библиотерапии). 12

2.3. Блок саморегуляции. Обучение доступным практическим приемам регуляции своего внутреннего состояния. 6

24

3. Человек и общество. Я в мире людей

3.1. Кто я? Какой я? Расширение представлений обучающегося о себе, своем образе жизни, образе жизни других людей, связанных с деятельностью, досугом и отдыхом, представление о собственных интересах, умениях, способностях (упражнения «Автопортрет», «Без маски», «Образ Я», «Что мне нравиться, а что не нравится», «Я знаю, умею, могу», «Радости жизни», «Пирог счастья», «Прошлое, настоящее, будущее» и др.). 4

3.2. Мир знакомых и незнакомых людей. Расширение представлений обучающегося о непосредственном окружении в социуме, различии между своими и чужими, правилах поведения в кругу незнакомых людей, правилах знакомства и представления себя, развития навыков сотрудничества (упражнения «Представление», «Интервью», «Комплименты», «Ласковое слово», «Давай познакомимся», «Беседа по рисункам», «Как построить башню», «Вместе решим задачу» и др.). 4

3.3 Права и обязанности. Знакомство с основными правами и обязанностями человека, проживающего в обществе, основными социальными ролями, нравственной и правовой оценкой поступков людей, осознанное выполнение гражданских обязанностей (упражнения «Мои права и права других людей», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Список добрых дел», «Что в дружбе главное», «Подумай, как поступить», «Правила поведения в разных ситуациях», «Зачем быть вежливым», «Беседа по рисункам» и др.). 6

3.4. Мир профессий. Уточнение представлений обучающихся о том, где работают люди разных профессий, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий, расширение представлений о трудовых операциях, о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п.), необходимых для работы людям разных профессий (упражнения «Кто больше назовет действий?» «Кому что нужно для работы?», «Кто это делает?», «Словарь профессий», «Словарь действий» и др.). 6

20

Всего: 72

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаева И. Б. Социально-бытовая адаптация умственно отсталых старшеклассников в семье этнокультурными средствами : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля // Школа здоровья. Т. 2. 1995. № 4.

3. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. СПб. : Речь, 2005.

4. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства : в 6 т. М., 1984. Т. 5.

5. Защиринская О. В. Нарушение общения у детей и подростков с легкой умственной отсталостью: феноменология, модель, социализация : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2013.

6. Егорова О. Н. Социальный интеллект умственно отсталых подростков с девиантным поведением : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2014.

7. Кузьмина Т. И. Динамика формирования Я-концепции у лиц с легкой степенью умственной отсталости : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.

8. Лурия А. Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка Т. 1. М. 1956; Т. 2. М. 1958.

9. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь,. 2006. - 400 с.

10. Мельникова М. Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков: детерминанты и условия коррекции : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2007.

11. Мельникова М. Л. Структура эмпатических переживаний и социальная позиция делинквентных подростков в проявлении эмпатии // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 148-154.

12. Поляков Е. А. Развитие личности подростков в условиях социальной депривации и дизонтогене-за : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.

13. Семенович А. В., Цветкова Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. М., 2000.

14. Удодов А. Г. Коррекционно-воспитательная работа по формированию самооценки умственно отсталых подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014.

15. Фирсова Е. Ю. Социально-педагогическое сопровождение семей умственно отсталых лиц : автореф. ... дис. канд. пед. наук. М., 2011.

LITERATURE

1. Agaeva I. B. Sotsial'no-bytovaya adaptatsiya umstvenno otstalykh starsheklassnikov v sem'e etno-kuTturnymi sredstvami : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2006.

2. Akhutina T. V., Pylaeva N. M., Yablokova L. V. Neyropsikhologicheskiy podkhod k profilaktike trudnos-tey obucheniya. Metody razvitiya navykov programmirovaniya i kontrolya / / Shkola zdorov'ya. T. 2. 1995. № 4.

3. Bizyuk A. P. Kompendium metodov neyropsikhologicheskogo issledovaniya. SPb. : Rech', 2005.

4. Vygotskiy L. S. Diagnostika razvitiya i pedologicheskaya klinika trudnogo detstva : v 6 t. M., 1984. T. 5.

5. Zashchirinskaya O. V. Narushenie obshcheniya u detey i podrostkov s legkoy umstvennoy otstalost'yu: fenomenologiya, model', sotsializatsiya : avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. SPb., 2013.

6. Egorova O. N. Sotsial'nyy intellekt umstvenno otstalykh podrostkov s deviantnym povedeniem : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. SPb., 2014.

7. Kuz'mina T. I. Dinamika formirovaniya Ya-kontseptsii u lits s legkoy stepen'yu umstvennoy otstalosti : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2009.

8. Luriya A. R. Problemy vysshey nervnoy deyatel'nosti normal'nogo i anomal'nogo rebenka T. 1. M. 1956; T. 2. M. 1958.

9. Mamaychuk I. I. Psikhokorrektsionnye tekhnologii dlya detey s problemami v razvitii. - SPb.: Rech',. 2006. - 400 s.

10. Mel'nikova M. L. Agressivnoe povedenie delinkventnykh podrostkov: determinanty i usloviya korrektsii : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Ekaterinburg, 2007.

11. Mel'nikova M. L. Struktura empaticheskikh perezhivaniy i sotsial'naya pozitsiya delinkventnykh podrostkov v proyavlenii empatii / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. № 5. S. 148-154.

12. Polyakov E. A. Razvitie lichnosti podrostkov v usloviyakh sotsial'noy deprivatsii i dizontogeneza : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2009.

13. Semenovich A. V., Tsvetkova L. S. Vvedenie v neyropsikhologiyu i vosstanovitel'noe obuchenie. M., 2000.

14. Udodov A. G. Korrektsionno-vospitatel'naya rabota po formirovaniyu samootsenki umstvenno otstalykh podrostkov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2014.

15. Firsova E. Yu. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie semey umstvenno otstalykh lits : avtoref. ... dis. kand. ped. nauk. M., 2011.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.