Научная статья на тему 'Формирование учебной субъектности в младшем школьном возрасте как предмет психологического сопровождения'

Формирование учебной субъектности в младшем школьном возрасте как предмет психологического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / УЧЕБНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / СТРУКТУРА СУБЪЕКТНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Небренчин А.В.

Раскрыты сущностные характеристики учебной субъектности применительно к обучающимся младшего школьного возраста. Рассмотрены условия ее формирования в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EDUCATIONAL SUBJECTNESS OF THE STUDENTS OF PRIMARY SCHOOL AGE AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT

This article reveals the essential characteristics of educational subjectness with respect of the students of primary school age. The conditions of its formation in the educational environment are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование учебной субъектности в младшем школьном возрасте как предмет психологического сопровождения»

УДК 37.015.31

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ СУБъЕКТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Раскрыты сущностные характеристики учебной субъ-ектности применительно к обучающимся младшего школьного возраста. Рассмотрены условия ее формирования в образовательной среде.

Ключевые слова: субъектность, учебная субъектность, структура субъектности, психологическое сопровождение.

Период модернизации образования характеризуется обновлением содержания и условий реализации образовательных программ, в том числе посредством внедрения в деятельность общеобразовательных учреждений федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Внедрение новых стандартов привело к кардинальным изменениям в целях, содержании, условиях, а также требованиях к результатам образования. Заявляется обязательность и необходимость целенаправленного формирования у обучающихся начальной школы готовности и способности к саморазвитию, поисковой активности, способности к планированию действий для достижения поставленной цели, устойчивой познавательной мотивации, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, т. е. целого ряда качеств и свойств психики, которые характеризуют человека как субъекта. Необходимость практического решения поставленных задач определяет актуальность определения психологических условий, способствующих формированию субъектных качеств личности, становлению обучающегося как субъекта деятельности.

Младший школьный возраст без преувеличения можно назвать фундаментом личностного развития, этот возрастной период «обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка» [1, с. 264]. Являясь переходным, младший школьный возраст представляет собой ступень, ведущую к взрослости, к развитию таких волевых качеств личности, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность, самоконтроль и ответственность, без которых дальнейшее развитие школьника как субъекта учебной и собственной жизнедеятельности не представляется возможным. Процесс взаимодействия с социокультурной реальностью является для младшего школьника своеобразной основой «взращивания» социокультурного опыта. Активно приобщая и преобразуя последний в различных видах деятельности, ребенок тем самым накапливает и расширяет свой собственный, индивидуальный жизненный опыт.

Процесс интериоризации младшим школьником окружающей социокультурной среды не является автоматичес-

A. B. He6peHHUH A. V. Nebrenchin

FORMATION OF EDUCATIONAL SUBJECTNESS OF THE STUDENTS OF PRIMARY SCHOOL AGE AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT

This article reveals the essential characteristics of educational subjectness with respect of the students of primary school age. The conditions of its formation in the educational environment are considered.

Keywords: subjectness, educational subjectness, the structure of subjectness, psychological support.

ким, он возможен только при условии организации специфических, адекватных возрасту видов деятельности.

В трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина показано, что ведущим видом деятельности, т. е. деятельности, которая влечет за собой возникновение и формирование важнейших психических новообразований, применительно к младшему школьному возрасту является учение. Учебная деятельность выступает основой формирования важнейших новообразований психики младшего школьника - произвольности психических процессов, возникновения внутреннего плана действий, которые, в свою очередь, являются необходимыми условиями для овладения ребенком своим поведением, развития способности к «самоорганизации своей деятельности» [1, с. 265]. Необходимо отметить, что именно волевые процессы самоорганизации, саморегуляции, способности к произвольной регуляции своего поведения и деятельности на основе культурных орудий Л. С. Выготский рассматривал в качестве центрального механизма развития личности.

Поскольку организация учебной деятельности осуществляется взрослыми людьми, постольку именно от качества организации учебной деятельности, организации взаимодействия с ребенком зависит успешность его социализации и образовательных результатов. Социокультурная образовательная среда в процессе интериоризации из внешней становится внутренней. Именно об этом писал Л. С. Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» [2, с. 145]. Именно по этой причине одной из актуальных задач, поставленных перед службой психологического сопровождения, является оказание помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся.

В современной школе приоритетными задачами деятельности психологов является помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспи-

тания обучающихся. Таким образом, помощь психолога становится актуальной и необходимой как в процессах учебной деятельности, так и в процессе воспитания личности, в психологическом сопровождении субъектного становления личности.

Существует множество психолого-педагогических определений понятия «субъектность», мы же придерживаемся определения, сформулированного в научной школе Е. Н. Волковой: «Субъектность - это психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю» [3, с. 8]. По мнению Волковой, процесс развития субъектности детерминирован необходимостью осуществления деятельности, а важнейшим условием развития субъектности выступает другой человек, «в том случае, если у другого развито отношение к себе как к деятелю» [3, с. 8]. Отличительной особенностью деятельности (учебной, игровой) как фактора развития субъ-ектности является ее творческий, активно-преобразующий характер. Следуя этой логике, мы можем определить учебную субъектность как свойство личности, в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю, возникающее в процессе деятельности по овладению обобщенными способами действий в условиях осознанного и активного взаимодействия со значимыми Другими [4, с. 33].

Феномен субъектности может быть описан и раскрыт посредством описания компонентов и характеристик, его составляющих. Среди компонентов субъектности выделяют: активность в отношении к себе и окружающей действительности, рефлексивность как способность к самопознанию, самостоятельность, ответственность, способность к саморазвитию, автономность [5, с. 13]. Е. Н. Волкова в структуре субъектности выделяет активность, саморазвитие, сознательность, связанную со способностью к це-леполаганию, свободу выбора и ответственность за него, уникальность, понимание и принятие другого.

Развитие субъектности в младшем школьном возрасте связывают с «осознанным, активным и относительно автономным взаимодействием ребенка с социальной средой» [5, с. 3]. К наиболее развитым структурным компонентам субъектности младшего школьника относят осознание возможности свободы выбора и ответственности за него, а также понимание и принятие другого человека. Активность как компонент субъектности младшего школьника определяется спецификой ее направленности, преобладающим видом мотивации, а также уровнем развитости эмоционально-волевой сферы личности. Особенно хочется подчеркнуть важность реципрокности как одного из важнейших механизмов развития субъектности младшего школьника. Механизм реципрокности (умения ребенка соотносить свою точку зрения с точкой зрения другого) становится максимально эффективным при условии наличия субъект-субъектных отношений педагога и обучающихся, основной формой воплощения которых является диалог.

Конкретизацией понятия субъектности применительно к рассматриваемой проблематике является понятие учебной субъектности. Изучение процесса генеза учебной субъектности становится возможным в ходе анализа факторов, условий, задач развития субъектности. Среди условий развития субъектности исследователи довольно часто

дифференцируют последние как внутренние и внешние. В данной работе мы решили не акцентировать внимание на разграничении условий, руководствуясь принципом детерминизма, введенным в психологическую науку С. Л. Рубинштейном: внешние причины действуют через посредство внутренних условий.

Организация практической работы педагога-психолога в общеобразовательных организациях по психологической поддержке развития учебной субъектности в младшем школьном возрасте должна быть направлена на решение следующих задач:

- систематической психологической диагностики уровня развития учебной субъектности [6, с. 115];

- создания благоприятных психолого-педагогических условий для успешности процессов обучения и личностного развития младших школьников;

- организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися, уровень развитости субъектности которых определяется как недостаточный.

Необходимым условием успешности развития учебной субъектности выступает способ организации образовательного процесса, а точнее, выбор педагогом методов и технологий обучения. Среди многообразия педагогических методов обучения наиболее эффективными, с точки зрения развития субъектных свойств личности младших школьников, являются активные методы обучения, выработанные на основе системно-деятельностного подхода.

Важными условиями развития учебной субъектности в условиях образовательного процесса являются: организация совместной деятельности педагога и обучающихся, наличие у обучающихся познавательных мотивов, четко определенная педагогом учебная цель (что именно необходимо понять), а также опора на наличный субъектный опыт обучающихся.

Педагогу необходимо помнить, что субъектные качества обучающихся будут развиваться при условии активной собственной деятельности обучающихся, что становится возможным в процессе организации совместного поиска новых знаний и способов решений, осознания обучающимися себя в роли соорганизаторов этого поиска, а также минимизации на уроке элементов репродуктивной технологии обучения. Знания не должны представляться обучающимся в готовом виде, задача педагога - моделирование образовательных ситуаций, в которых обучающиеся будут иметь возможность раскрывать, проявлять субъектные характеристики своей личности, самостоятельно и относительно автономно организовывая последовательность своих учебных действий, оценивая и исправляя результат деятельности, свободно выражая отношение к процессу и результату.

Еще одним условием развития учебной субъектности у обучающихся младшего школьного возраста является уровень сформированности профессиональных компетенций педагога. Как сказано выше, субъектность - это та характеристика личности, которая возникает при условии наличия Другого. Педагог может успешно управлять процессом развития субъектности обучающихся в том случае, если субъектные характеристики его личности сформированы на необходимом уровне. Это условие развития учеб-

Гуманитарные исследования • 2015 • № 3 (7)

115

ной субъектности объясняется феноменом «отраженной субъектности», предложенным В. А. Петровским. Отраженная субъектность понимается как «идеальная представленность одного человека в другом, инобытие кого-либо в ком-либо» [7, с. 284]. Отражаясь в обучающихся, педагог тем самым изменяет их взгляды, побуждает их действовать определенным образом, другими словами, педагог выступает по отношению к обучающимся как деятельное начало.

Возможности психологической поддержки развития субъектности младших школьников расширяются благодаря введению в общеобразовательных учреждениях обязательной составляющей образовательной деятельности - программы внеурочной деятельности. В рамках внеурочной деятельности сотрудники службы психологического сопровождения имеют возможность системной организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися младшего школьного возраста.

Психологическая поддержка развития учебной субъ-ектности в младшем школьном возрасте представляет собой комплексную программу поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения и воспитания. Проектирование программы психологической поддержки строится с учетом возрастной специфики процесса субъектоге-неза, понимания неравномерности развития структурных характеристик субъектности личности [8, с. 115].

Развивающая работа с младшими школьниками реализуется по двум стратегическим линиям: развивающей и формирующей. Основной целью психологической поддержки развития субъектности младших школьников в рамках развивающей линии является создание условий, активизирующих развитие атрибутивных характеристик субъектности. Целью второй линии - формирующей - является оказание психолого-педагогической помощи, а также коррекция формирования атрибутивных характеристик субъектности.

Развивающая работа будет намного эффективнее при условии организации взаимодействия с педагогами и родителями. Наиболее приемлемыми формами данной работы могут быть индивидуальные и групповые консультации, тренинги, выступления на родительских собраниях, совместная разработка индивидуальной траектории развития обучающихся.

Проектирование и реализация программы психологической поддержки развития учебной субъектности в общеобразовательном учреждении обеспечат развитие, качественное обучение и успешную социализацию обучающихся.

Таким образом, целенаправленная деятельность педагога по созданию субъектно-развивающей образовательной и воспитывающей среды, которая активизирует развитие субъектных характеристик личности младших школьников в условиях образовательного процесса, неизбежно отражается на процессе формирования компонентов учебной деятельности младших школьников, успешности обучения в целом.

1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.

2. Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. Т. З. Проблемы развития психики. М. : Педагогика, 1983. 368 с.

3. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика : автореф. ... д-ра психол. наук. М., 1998. 22 с.

4. Небренчин А. В. Деятельность педагога-психолога по оказанию поддержки обучающимся младшего школьного возраста в развитии учебной субъектности // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения. Уфа : Науч. центр «Аэтерна», 2014. 64 с.

5. Жесткова Н. А. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника : дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2004. 315 с.

6. Небренчин А. В. Психологическое сопровождение развития субъектности в младшем школьном возрасте // Вестн. образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2012. № 2. С. 114-116.

7. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск : Харвест, 1998. 800 с.

8. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи: учебное пособие / Е. Н. Волкова [и др.]. Н. Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2012. 250 с.

© Небренчин А. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.