Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Байбародских Ирина Николаевна

Нравственность - сложное, комплексное личностное образование, которое включает осознание и реализацию, принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, их моральные переживания. Она определяет моральный выбор человека в каждой ситуации его жизни и является показателем того, насколько глубоко и органично требования общественной морали воплощаются в поступках человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREREQUISITES OF MORAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Morality is a complex personal education, which includes awareness and implementation of accepted in the society moral laws, norms and rules of behavior, the relationships between people, their moral experiences. It determines the moral choice of the person in each situation of his life and is an indicator of how deeply and naturally the requirements of public morality embodied in human actions.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НРАВСТВЕННОГО _РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Байбародских Ирина Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики его преподавания «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREREQUISITES OF MORAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Baibarodskikh Irina, The candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of German language and its teaching methods «Shadrinsk state pedagogical University», G. Shadrinsk АННОТАЦИЯ

Нравственность - сложное, комплексное личностное образование, которое включает осознание и реализацию, принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, их моральные переживания. Она определяет моральный выбор человека в каждой ситуации его жизни и является показателем того, насколько глубоко и органично требования общественной морали воплощаются в поступках человека. ABSTRACT

Morality is a complex personal education, which includes awareness and implementation of accepted in the society moral laws, norms and rules of behavior, the relationships between people, their moral experiences. It determines the moral choice of the person in each situation of his life and is an indicator of how deeply and naturally the requirements of public morality embodied in human actions.

Ключевые слова: нравственность, развитие, личность, сознание. Keywords: morality, development, personality, consciousness.

Нравственное развитие личности дошкольника предполагает осознание ребёнком самого себя; развитие личностных механизмов поведения. Оно рассматривается как присвоение ребенком моральных норм, их обобщение и превращение во внутренние «моральные инстанции», реализуемые поведением. Это связано с общим процессом социального и психического развития ребёнка, становлением целостной личности, уровнем нравственности ближайшего окружения: родителей и педагогов, качеством нравственного воспитания, характером их взаимоотношений с детьми.

Развитие сознания - интегративное образование развития восприятий и представлений, общения, воображения и мышления, эмоций, чувств, воли, интересов и потребностей, а также это процесс развития ответственности, умения предвидеть последствия своих действий, осуществлять самовоспитание. С точки зрения Л.И. Божович, развитие сознания в онтогенезе характеризуется тем, что в нём большую роль начинают выполнять процессы познания и осознания себя субъектом как некоторого единого целого, способного и стремящегося к активному самовыражению [2].

Нравственное сознание - целостный образ действительности, позволяющий понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь с позиций нравственных норм, благодаря которого всё воспринимаемое обретает нравственный смысл.

Развитие нравственного сознания дошкольников

происходит в направлении: уточнения нравственных представлений о хорошем и плохом поведении; осознания последствий нарушения нравственных норм и правил; освоения базисных этических понятий в аспекте их понимания, переживания и использования для определения характера нравственных действий и поступков; конкордации между представлениями, отношениями, переживаниями, нравственными знаниями.

Личность рассматривается: как человек, взятый в системе психологических характеристик, социально обусловленных, проявляющихся в общественных по своей природе отношениях, определяющих нравственные поступки человека, имеющих существенное значение для него самого и окружающих. Бытие общественных отношений в личности развивается через присвоение человеком материальной и духовной культуры, через усвоение социальных нормативов и установок [5].

Нравственные качества - сформированные в процессе нравственного воспитания в непосредственном общении и совместной деятельности со взрослыми, интегрированные свойства личности, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения [6].

Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор. Как отмечают Л.С.

Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Е.В. Субботский именно в дошкольном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция [2,3.5,7].

Поведение - процесс взаимодействия личности со средой, опосредованной индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющей форму преимущественно внешних действий и поступков. Нравственное поведение - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно длительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Нравственные отношения - это отношения, основанные на общечеловеческих ценностях [6]. В процессе развития самосознания, освоения разнообразных конвенциональных ролей в игровых и реальных отношениях и моральных переживаний, связанных с ними, формируются высшие нравственные чувства и, прежде всего, чувство долга.

Нравственные переживания - особая эмоциональная деятельность большой напряженности со сложными и противоречивыми элементами, многократно возникающий момент в процессе существования устойчивого нравственного чувства.

С этой точки зрения духовно-нравственное развитие личности есть не что иное, как процесс вживания человека посредством психологических орудий в социокультурное пространство, одухотворение его и вживление в социокультурное пространство человека. По мнению В.П. Зинченко, в посредническом акте за-

ключается тайна развития, тайна превращения реальной формы в идеальную, а идеальной в реальную [4].

Дошкольный возраст важный период детского развития, имеющим самостоятельное значение. Основной целью социально-личностного развития ребенка остается его адаптация к окружающей среде и стремление к определенному овладению её содержанием.

Список литературы

1. Аболин, Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности [Текст] / Л.М. Аболин, Х.Х. Валиахметов.- Казань: Изд-во «Карпол», 2012.-230 с.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2006. - 437 с.

3. Выготский, Л.С. Психология как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский. - М. - Воронеж, 1996.

4. Зинченко, В.П. Человек развивающийся [Текст] / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов // Очерки российской психологии. - М., 1994. - 304 с.

5. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / B.C. Мухина. - М.: Академия, 2014. - 456 с.

6. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / А.В. Петровский.- Ростов-н / Д., 1996. - 509 с.

7. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир [Текст] /Е.В. Субботский. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ _НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Михайлова Дарья Ивановна

ассистент кафедры педагогики Белгородский государственный национальный исследовательский университет

г. Белгород

INTERACTION OF THE FORM-MASTER AND THE FAMILY BASED ON PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS Mikhaylova Dana, assistant of Department of pedagogy Belgorod State University, Belgorod АННОТАЦИЯ

В статье раскрыта проблема взаимодействия классного руководителя и семьи на основе педагогической диагностики. Автором представлены способы взаимодействия субъектов воспитания. ABSTRACT

The article deals with the problem of interaction between the form master and the family on the basis of pedagogical diagnostics. The author presents the ways of interaction between the subjects of education.

Ключевые слова: классный руководитель, семья, взаимодействие, педагогическая диагностика. Keywords: a form master, a family, interaction, pedagogical diagnostics.

В современных условиях постоянных изменений социальной жизни общества и высоких темпов реформирования образования понятие «воспитание» остается одной из значимых категорий педагогики. В нормативно-правовых и научно-методических документах («Национальная доктрина российского образования», Приоритетный национальный проект «Образование», «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных

учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» и др.) отмечается необходимость усиления функций воспитания в общеобразовательных учреждениях, совершенствования мастерства классных руководителей.

Действительно, в решении целей и задач воспитания немаловажное значение отводится работе классного руководителя. Он является ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе, именно он соединяет всех участников учебно-воспитательного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.